Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Мобильный полевой тестер для проверки электрожгутов

Мобильный полевой тестер для проверки электрожгутов

Поиск на сайте

Авианосный Файл. Введение.

Авианосный Файл. Введение.

Таким образом, даже относительно поверхностный экскурс в историю Проекта 60 даёт несколько совершенно уникальных интроспектив и позволяет делать ряд оень важных заключений. Уже после ухода Зумвальта с поста ГК,  реформы (описываемые самими американцами не иначе как всеобъемлющие) ВМФ США, инициированные Зумвальтом действительно тотально изменили качественную картину в доктринном развитии ВМФ США. Подвижки эти были массивнейшими. Самая главная из них, точнее две, были следующими:[spoiler]

1. Впервые классические АВАВ перестали быть вне пределов критики. Статус “священной коровы” был с них снят самым решительным образом, позволив иницировать всё более и более возрастающую дискуссию внутри самого ВМФ США и за его пределами о роли современных АУГ в конфликте на море. Об этом дополнительно позже—но сия воистину тектоническая подвижка была заслугой Зумвальта.
2. Полностью подтвердилась идея Зумвальта,  кто в свою очередь перенял её у Горшкова, что сосредоточение ВСЕЙ ударной мощи флота на одной платформе, в условиях современной войны и революционном развитии технологии было не просто непозволительным, оно было опасным.

Оба этих фундаментальных факта требуют отдельного пояснения. Оно начнётся с самого главного—важнейшего вклада ВМФ СССР в новейшую историю как флотов так и военного дела в целом—введение в состав, отработка и совершенствование  Крылатой Ракеты как основного ударного оружия флота. Именно Зумвальт писал в период своего главкомства:”Закрытие ВМФ США в 1950-е многобещающей программы Регулус—было единственным и самым ужасным решением, которое принял Флот за всё время моей службы в нём”. (с) Результатом этого стало то, что в 1977 году был открыт JCMPO (Joint Cruise Missile Project Office), возглавляемый на тот момент его первым Директором, Контр-Адмиралом Уолтером Локком, кто был, в свою очередь шефом программы Томагавк, ещё при Зумвальте в 1974 году. Позже он будет заменён на Адмирала Стивена Хостеттлера, кто, в свою очередь, был Директором Надводных Боевых Систем Флота. (Tomahawk, Miles Libby, Proceedings Naval Review 1984, стр 152-153). Стоит наверное также отметить, что изначально Томагавк создавался прежде всего как Противокорабельная Крылатая Ракета, способная значительно расширить (в 4 раза) тактические возможности Гарпуна, с его 60-мильным радиусом, до 240. Проблема, которая всплыла, нам знакома всем очень хорошо—проблема Целеуказания и Наведения. Дистанция пуска в 200 и выше миль накладывала на ВМФ США совершенно незнакомые ему ограничения. Важнейшим из них был вопрос распознавания далеко отстоящей цели (свой-чужой), что привело-таки к рассмотрению возможности следования советской тактике ближнего преследования (shadowing) кораблями-маркерами с целью визуального распознавания групп кораблей или судов противника, с целью избежания ошибочного залпа по своим. (ibid. стр. 153). Как бы то ни было—сия проблема во многом была разрешена в обоих лагерях с использованием ряда новых технологий, чьё описание здесь не является ключевым. Важно другое—безоговорочное принятие ВМФ США в 70-х советской надводной боевой технологической доктрины—Противокорабельной Крылатой Ракеты как основного ударного оружия флота. Любители АВАВ могут здесь возразить—а мол какже палубная авиация. Ну чтож давайте посмотрим ЧЕМ реально воюет и собирается воевать американская палубная и морская авиация.

Упоминать факт того, что ПКР Гарпун стала стандартным противокорабельным средством Р-3 Орионов или палубных А-6Е ещё в конце 70-х, начале 80-х тут даже и не стоит—итак понятно. Вот что интересно—так это то, с какой энергией и огромной инвестицией ВМФ США разрабатывает всё более и более изощрённые Противокорабельные Крылатые Ракеты и вообще Крылатые Ракеты для своей палубной авиации, начиная с JSOW (Joint Stand Off Weapon) AGM-154, которое состоит на вооружении с 1990-х и задача этой Воздух-Земля ракетки в принципе вообще заменить ВЕСЬ ударный арсенал палубников. JSOW—естественно, крылатая ракета. Но здесь можно возразить—мол это не ПКР—естественно, но крылатая ракета, тем не менее. Ладно, как объяснить закупку и постановку на палубные СиХоки (вертолёт)….Норвежской чисто противокорабельной ракеты Пингвин. В 2003 году авианосники хотели снять Пингвин с вооружения—Конгресс не дал. Очевидный факт того, что сама палубная авиация в своей противокорабельной роли со временем всё больше и больше начала рассчитывать на ПКР говорит о многом. В принципе, на сегодня такого понятия как свободнопадающая бомба в войне на поверхности океана просто не существует. Всё оружие, используемое в этой войне толи полностью, толи частично относится к классу PGM (Precision Guided Munitions), а точнее сказать Высокоточное Управляемое Оружие.

Отдавая должное мрачному техническому гению Немцев во ВМВ и изобретению ими Ruhrstahl SD 1400 'Fritz X' так называемой планирующей бомбы, потопившей линкор Рома, реальными пионерами в области Крылатых Ракет были советские инженеры. Только с “прибытием” на мировую военно-морскую сцену советских ПКР П-15, сперва в Арабо-Израильском конфликте, когда был потоплен Эйлат, а потом уже и в Индийско-Пакистанском, мир обратил (причём очень пристальное) внимание на принципиально новую систему оружия. А ведь она находилась в разработке аж с 1940-х. Но в те годы, в силу своего несовершенства, ПКР по сути не могла реально угрожать любимому детищу законодателя мод в военно-морской области—Авианосному Соединению ВМФ США. Для этого ПКР было необходимо по-любому стартовать внутри зоны ПВО АУГ, что повышало вероятность обнаружения и уничтожения носителя ПКР до того момента как он мог произвести пуск. Да и после пуска, системы тех ПКР требовали постоянного наведения (управления) ракет лучом РЛС с подсветкой цели. Только с усовершенствованием ПКР и приобретением ими ряда ключевых черт стало возможным говорить о том, что АУГ как система оружия начинает проигрывать другой системе оружия. Это произошло когда ПКР приобрела следующие черты:

1. Реальный подводный старт;
2. Режим “Выстрелил-Забыл”;
3. Возможность залповой стрельбы ПКР;
4. И самое главное—когда дистанции пуска ПКР стали сравнимы с тактическим радиусами палубной авиации АВ--загоризонтно.

Каждый из вышеперечисленных факторов по отдельности уже представляет из себя сложнейшую проблему для обороняющегося, все вместе—они меняют парадигму войны на море. На сегодняшний день к уже перечисленным чертам ПКР добавляются другие решающие факторы, среди которых: сверхзвуковые скорости, сверхманёвренность на терминальных участках, малозаметность, собственные системы РЭБ, элементы искусственного интеллекта а значит и способность перераспределения целеуказания в залпе или принятие одиночного автономного решения по цели  и это только часть качеств, которыми сегодня наделяются ПКР как система оружия. ВМФ США в этом вопросе пока отстаёт, не в силах на этом этапе преодолеть тактически существенный сверхзвуковой барьер для своих противокорабельных Гарпуна и Томагавка. Хотя стоит предполагать и то, что и США в ближайшем времени развернут новую технологию ПКР, которая по идее должна революционизировать  всю надводную войну и заявление было уже сделано, с последующим немедленным контр-заявлением России, о начале работ по гиперзвуковым ПКР с дистанциями пусков в 1000 и выше километров—т.е. за ПЕРЕДЕЛАМИ кромки ПВО и ПЛО современных АУГов, равно как и возможностей подавляющего большинства комплексов ПВО морского базирования. И опять-таки, в данном случае мы говорим ТОЛЬКО о противокорабельном аспекте проблемы. В реальности подобных аспектов куда как больше, включая и конечно вопрос ПРОЭКЦИИ (или в Горшковском определении Флот против Берега) СИЛЫ, который сейчас опять-таки решается в любом случае в рамках…..крылатых ракет. Как уже было упомянуто  JSOW AGM-154 должна со временем заменить весь комплекс ракет и лазерных бомб, использовавшихся до этого F/A-18 с авианосцев.(The Naval Institute Guide To The Ships And Aircraft Of US Fleet, 18 Издание, 2005, стр.516)  Другие крылатые ракеты также в разработке и на подходе.  Например JASSM AGM 158, которая также предназначена и для ношения палубниками. Более того, ВМФ США вплотную работает над унификацией крылатых ракет, способных  в рамках одного планера работать по множественным целям как на воде так и на земле.

Отрицать факт того, что мы сегодня существуем в PGM—парадигме, которая возглавляется крылатыми ракетами просто невозможно—это факт жизни. Более того, мы пока только в начальной стадии всей эволюции КР. Возможности этой системы оружия ещё не использованы и на четверть. Т.е. КР—это “восходящая” система оружия. Причём, на море, каждое использование ПКР, будь это П-15, или Экзосет, или недавно С-802 против Ханита всегда вызывает колоссальный шок в военно-морских кругах всего мира (кроме России—этот эффект в России всегда ожидаем) и лихорадочное переписывание и пересмотр и доктрин и технологических програм.  В таком случае, учитывая всё вышесказанное, легитимность исследования антагонизма “Классический АВ и Палубная Авиация” против “Крылатой Ракеты” ни у кого не должна вызывать сомнения, при добавлении же в общую картину этого антагонизма Подводной Лодки как носителя ПКР, исследование становится не просто легитимным—оно становится неизбежным. И начинаться но должно с рассмотрения некоторых цифр.

Мы уже знаем приблизительную стоимость АУГа—это 20 миллиардов долларов, десять из которых это стоимость собственно АВ с его авиакрылом. Очевидная эрозия наступательного потенциала АВ совершенно очевидна—система стоимостью в 10 миллиардов требует для себя защиты в БОЛЕЕ чем 10 миллиардов. Противоречия здесь нет—защита складывается из 10 миллиардов эскорта плюс бОльшая часть собственно авиакрыла. Обратимся к таблице соотношений авиакрыла на крупнейших CVN американского флота—АВ класса Нимитц на середину-конец 90-х.

Тype      F-14        F/A-18    A-6E     EA-6B   S-3A/B      E-2C         SH-3/6

Number   20           20           16          4           6                4               8

Mission   Fighter    Attack     Attack    EW        ASW         AWACS   Copter

Итак, из 78 летательных аппаратов, несомых Нимитцами, только 36 (или 46%) палубников собственно вовлечены в ударные операции. Остальное по сути опять-таки защита самого АВ на его собственной палубе. Начиная от ДРЛО и вплоть до ПЛО и РЭБ. А вот теперь самые интересные цифры. В период Бури в Пустыне палубная авиация ВМФ (АВАВ) совершила порядка одной трети самолёто-вылетов, совершённых ВВС там же, а доставила едва четверть всей ракетно-бомбовой нагрузки от нагрузки, доставленной ВВС. Можно возразить (не без резона) что ВВС по определениею и больше и им легче оперировать с наземных баз—аргумент, безусловно, важный и легитимный. Но вот тогда, что делать с таким фактом что ракетно-бомбовая производительность палубников в Буре в Пустыне была….приблизительно равна тому же но уже у Морпеха, который, как известно, имеет в своём составе как F/A-18 так и конечно же AV-8B Harriers (включая их различные апгрейды до плюс и двух плюсов). Морпехи оперируют свои Хорнеты с наземных баз, в то время как Харриеры работают как с наземных баз, так и с (в основном) десантных кораблей (LHA/LHD) ВМФ США где они обычно сведены в эскадрильи по 6, хотя LHD класса WASP элементарно брали на борт и работали с 20-ю Харриерами. Но вопрос тут даже не в этом—вопрос в том, что в Буре в Пустыне,  равно как ещё и намного раньше, первые версии, в Англо-Аргентинском Конфликте 1982 Харриеры показали себя с исключительно положительной стороны  и как истребители и как штурмовики. Но на данном этапе—это всего-лишь небольшая девиация  с целью показа относительности понятия воздушная мощь на море. Равно как и показать, что вообщем то стоимость развёртывания 6-ти Авианосных Ударных Групп в период Бури в Пустыне во многие разы превзошла тот ущерб, который был нанесён их палубной авиацией—а проще говоря, вышел размах на рубль—удар на копейку, или весь пар в свисток. Для любителей АВАВ, увы, это плохие новости, потому что таковой стала вся суть АУГ за последние лет 25. В реальности же необходимо делать и поправку на тот факт, что что Буря в Пустыне и тем более так называемая Иракская Свобода (Шок и Трепет) проводились против отсталой экономически страны, ВВС которой практически была небоеспособна, равно как и её ПВО, информацией по которой США были обеспечены как французами так и СССР—странами, создававшими ПВО Ирака образца 1991 года.  

Но даже, но даже собирая все соображения в единое целое ВНЕ рамок сравнения боевых технологий “ПКР+ПЛ” против  “Классический АВ и Палубная Авиация”  или  конкретных уязвимостей классических АУГ (до этого мы ещё дойдём), не мешало бы спросить самих американских военных моряков о том, что реально движет сегодня взглядами на АВАВ. А движет вот что.

Последний CVN-77 George H.W. Bush класса Нимитц должен стать полностью боеготовым к 2008 году и……ни одного больше авианосца пока в планах нет. Более того, начиная с Кеннеди по-тихоньку старики будут выводиться из состава флота с некоей гипотетической возможностью того, что CVN-78 должен быть инициирован в 2008 финансовом году, в то время как CVN Джордж Буш преподносится ВМФ как “переходный” тип АВ. Переходный к чему??? А вот к чему. Ещё в середине 90-х ВМФ инициировал исследование по CVX—авианосцу будущего. Обычная эволюция скажете вы?? Ничего подобного. В реальности—продолжение старой драки внутри самого ВМФ США по-поводу будущего авианосцев, но в этот раз—в десятки раз мощнее и становящейся все более и более публичной, с медийной войной обеих сторон по формированию общественного мнения и всё больше и больше становящейся контрастной разделительной линией между наследниками Риковерского “Ядерного Монастыря”, с классическими авианосниками заодно, и “реалистами”. Именно реалисты угробили на корню сумасшедшую концепцию кораблей класса Арсенал—бешенно дорогой отрыжки Холодной Войны, доведённой до абсурда. И, в то же время , что не может не вызывать удивления это то, что обе, всё больше становящиеся непримиримыми стороны, объеденены общей идеей, которую можно сформулировать так—Так Больше Жить Нельзя. И выведение из строя CV(A) Джон Ф. Кеннеди 23 марта сего года из состава ВМФ получило огромный общественный резонанс в медиа под вполне открытым лозунгом, который бросал авианосников в пот—США больше не может позволить себе такую роскошь. Стоит заметить, что Кеннеди планироваллся для списания аж в 2018 году. Обе стороны соглашаются—нести финансовое бремя классических АУГов США больше не в состоянии. Сий консенсус а равно как и всё более нарастающая дискуссия о будущем авианосного флота в США должны стать серьёзным предупреждением, равно как и предметом пристальнейшего внимания тех в России, кто сегодня, вкусив немного виртуальных долларов от продажи нефти, пытается без всякого на то серьёзного обоснования провести идею американских авианосных аналогов уже в Военно-Морской Флот России, которому по-прежнему требуется капитальный ремонт и модернизация с самой верхушки до самого низа—предприятие, которое требует чёткого, жесточайшего расределения приоритетов.

Исследования по программе CVX были инициированны в 1995 году по инициативе командования ВМФ через два важнейших департамента ВМФ США: Center for Naval Analyses  и NAVSEA (Naval Sea Systems Command)—по сути ЦНИИ ВМФ США. (ibid. стр. 109)  Несколько фундаментальных принципов были заложены в основу. Первейший из них—СНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ строительства и операций АВАВ. Шокирующие признания авианосного лобби стали доступны в открытую  в 1997 в статье Контр-Адмирала Риттенура—Шефа отдела Авианосной и Воздушной Готовности Оффиса CNO ВМФ США, равно как и капитана первого ранга О‘Хары—руководителя Авианосных Программ в NAVSEA. Статья называлась “На Пути К Авианосным Силам Завтрашнего Дня” и была опубликована в Naval Aviation News—основном СМИ авианосников. Принципы и подходы к авианосцам, изложенные в статье иначе как шокирующими и нельзя было назвать. Я привожу здесь и английскую и переводную версию этих принципов:

·  Reducing reliance on ship-assisted launch and recovery—Уменьшить зависимость от корабельных средств запуска и приёма (!!!!!!!!) Российские любители катапультно-финишерных АВАВ—где вы??? Ауу—не хотите возразить лучшим американским офицерам-авианосникам???  .
·  Increasing sortie generation capabilities to match the projected fast turnaround capabilities of next-generation aircraft—Увеличить количество (способность генеррировать) самолёто-вылетов для соответствия межполётным срокам авиации следующего поколения.
·  Improving ship survivability against future threats—Улучшить выживаемость корабля против угроз будущего.
·  Improving C 4 I capacity—Улучшение вопросов Связи, Компъютеров, Управления, Командования и Разведки.
·  Alleviating topside design congestion—Улучшение дизайна (конструкции) палубы с целью предотвращения  “забитости” палубы.
·  Achieving a higher degree of commonality with the Navy’s other future ships—Достижение  более высокой степени совместимости с будущими кораблями ВМФ.
·  Reducing manpower requirements—Снижение потребностей в личном составе.

Для людей, кто реально отслеживал и знал историю американской авианосной авиации после ВМВ, не говоря уже о том, для тех кто служил и командовал американскими классическими авианосцами—бумеранг вернулся. То, что многие знали, но боялись говорить, то, что было скрыто до 1991 года под занавесом секретности архивов Холодной Войны и под могучей и манипулятивной дланью Риковера, то, о чём педупреждал Зумвальт—увидело свет. Сначало медленно а потом всё больше и больше, превращаясь в лавину показаний, исследований, признаний с самого высшего командного, инженерного и академического уровня—был вынесен приговор классическому катапультно-финишерному американскому мастодонту, который столько лет являлся символом (в зависимости от стороны конфликта)—либо как мощи и красоты, либо как агрессии и империализма. Правда, увидевшая свет была действительно шокируюшей—король оказался голым и совершенно не приспособленным к современной войне на море. Впервые со времён Зумвальта ВМФ США опять был поставлен перед серьёзнейшим выбором и в отличие от начала 1970-х с её Разрядкой и относительным снижением финансирования, к середине 1990-х Холодная Война была ЗАКОНЧЕНА, то, что когда-то являлось океанским ракетно-ядерным ВМФ СССР, было убрано в свои базы и брошено новым режимом  на произвол судьбы—гнить и ржаветь. Само существование России как государства на тот момент было под сомнением, не говоря уже о таких частностях (хоть и важных) как Флот. Тем более показательно то, что в тот момент, когда Россия вообще не имела никаких кораблей в море, ВМФ США инициировал важнейшую доктринную дискуссию в своей истории в послевоенный период. И отголоски этой дискуссии (идущей и сейчас) объективно имеют колоссальное значение для, так хочется верить, возрождения Российского ВМФ. Но об этом позже…

0
29.08.2007 20:35:31
RE: RE: Авианосный Файл. Введение.
*Должен быть и инициирован--это, знаете ли, несколько разные вещи.

Насчет "переходного", то им как раз и будет класс CVN-78, а CVN-77 остается класса CVN-68.

*Насчёт этого, даже как то и спорить неинтересно--если Вас интересует, открываем 18-ое Издание (2005) The Naval Institute Guide To The Ships and Aircraft of the US Fleet под общей редакцией Нормана Полмара на стр 109, вторая колонка, предпоследний параграф и читаем внимательно. Если Вам охота поспорить с Норманом Полмаром и коллективом авторов в Аннаполисе--без проблем, обеспечить телефоны для NIP очень легко. Я, извините, время тратить на такие споры не хочу--смотрите библиографию, использованную для Раздвижного Упора. Впрочем, хорошая мысль--позже сегодня выложу библиографический список в виде отдельного поста.  
Ссылка 0


Главное за неделю