Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Новый метод соединения листов металла для судостроения

Судостроителям предложили
соединять листы металла
методом сварки взрывом

Поиск на сайте

"Mы рождены, чтоб сказку сделать былью"

"Mы рождены, чтоб сказку сделать былью"



Опять приходится вынимать перо из ножен.  :( Опять противостоять   надо.  И опять зарвавшемуся полкану в овечьей шапке на заказ. Продвигается миленький вперёд понемногу. Буквы запрещённых слов писАть начАл. Но перебрал количество. А мы их посчитали. "Поддались" на очередную провокацию "мастера боевого применения" особистских методичек.  :)
И вот ведь какой вывод напрашивается. Ентот оберст не только в ресторане в подпитии дам к себе прижимал под еврейские мелодии (по его собственному утверждению), но и в строю на смотрах под их музыку носочек тянул.
Обидно за арийца. Подыграть провокатору? Да пожалуйста, "Вы хочете песен? их есть у меня!" :)
С вступлением покончили (так, только тему подбросил любитель аттестаты править и по одиночкам, пардон, "личкам" народ рассортировывать). Ещё раз прошу у обсчества пардону за неприятный момент.
А теперь несколько слов о Якове Иосифовиче Богорад , капельмейстейре 51-го Литовского полка.
Скорее всего, пока ещё общепризнанные сведения об авторе марша "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ" придётся вскоре поправить.
(Тема обсуждалась в блогеуважаемого Андрея Данилова).
Марш издан  автором, Яковом Богорадом,  в Симферополе, в 1912 году,  под  "подходящим" именем Василия Агапкина.
Он представляет собой аранжировку и обработку хасидских мелодий, входящих в пасхальную агаду (сказку), в том виде, как эти мелодии были  популярны в Крыму среди как еврейского, так  и нееврейского населения.
Не допоняли царские полканы. Только слова запретили.
В рассказе Куприна "Гусеница" эта мелодия представлена как песня подвыпивших балаклавских рыбаков. Ещё в 1905 году, т.е. за семь лет до создания марша:
Ах, зачем нас забрили в солдаты,
Угоняют на Дальний Восток?
Неужели я в том виноватый,
Что я вырос на лишний вершок?

Оторвет мне иль ноги, иль руки,
На носилках меня унесут.
И за все эти страшные муки
Крест Георгия мне поднесут...


Это - два куплета, которые приводит Куприн. Но есть и третий куплет -

Овевает нас Божие Слово,
Мы на этой земле не одни
И за это, за веру Христову
Отдавали мы жизни свои.


Считающийся автором Василий Агапкин от коллеги, капельмейстера Литовского полка, солдаты которого обороняли Путиловскую сопку в Мукденском сражении, узнал о существовании солдатского марша с мелодией, отдаленно напоминающей сегодняшний марш. Появилась она не ранее 10 марта 1905 года, т. е. к моменту завершения битвы между русскими и японскими войсками при Мукдене. Похоже, что Яков Богород преднамеренно выбрал имя Василия Агапкина в качестве автора. Под его собственным именем шедевр бы не состоялся.
Название  походного полкового марша  51 полка "Прощание Славянки" - происходит от названия симферопольской речки Славянка, на берегу которой квартировался 51-й Литовский полк. Текст навеян грустными событиями русско-японской войны.
Яков Богорад расстрелян в числе прочих евреев Симферополя в декабре 1942 года, в танковом рву на 11-м километре Феодосийского шоссе, то есть - примерно на той же речке. Вот такое прощание Славянки.
Погиб также, как и другой капельмейстер, автор "Амурских волн" Макс Кюсс.
А причём здесь заголовок поста, спросите вы.
Это для чекиста.
Разобраться, как слова, написанные в 1903 году справа налево: "Им тирцу эйн зо агада" в книге теоретика сионизма Теодора Герцля  "О Еврейском государстве", стали словами другого марша, Военно-воздушных сил СССР.
Разобраться с диверсантами, и в Сибирь их! Со скрипочками ихними.
Для облегчения поиска даю данные на авторов: музыка — Юлий Абрамович Хайт, текст — Павел Давидович Герман. Причём Хайту можно и сотрудничество с фашистами пришить. Они его музычку для "боевой песни" отрядов СА приспособили. Тоже, те ещё оберсты.
Желающим посмотреть или поучаствовать в полемике по установлению авторства "Прощания славянки" могу рекомендовать также  ещё один  сайт .
Подождём, что смогут сказать музыковеды (прошу не путать с "искусствоведами в штатском"). Скоро 100-летний юбилей со дня издания марша.
Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  
0
07.02.2011 21:27:02
Я, конечно, совсем не музыковед. Но Агапкин, кажется, вполне реальное лицо, а не псевдоним.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
:)
Ссылка 0
0
08.02.2011 04:15:15
Интересно...а я если меня не упоминают в Википедии я реальное лицо или нет? ;)
Родитель Ссылка 0
0
08.02.2011 08:50:08
Реальнее не бывает.  :)
Родитель Ссылка 0
0
08.02.2011 09:12:02
Агапкин, кажется, вполне реальное лицо, а не псевдоним.
Не оспаривается. Об этом говорится и в упомянутых блогах, где ведётся дискуссия на тему. Более того, Богорад и Агапкин были знакомы. Последний, как утверждается, привозил к более опытному музыканту своё произведение, так как сам не владел в то время нотной грамотой. Во всяком случае просил помощи (по одной из версий).
Фамилия Агапкин в качестве авторской могла появиться по той же причине, по какой, скажем, Андрей Миронов известен нам не как Андрей Менакер.  Богорад и Агапкин минимум соавторы.  
Родитель Ссылка 0
0
08.02.2011 10:34:26
Богорад и Агапкин минимум соавторы.
Скорее, Богорад, максимум, "оранжировщик композиции". А это, согласитесь, не соавторство.
Как говорил Хоботов: "Один - завоевывает кубки, другой - гравирует на них его имя". (Из старой хорошей фильмы).  ;)
Родитель Ссылка 0
0
08.02.2011 11:16:05
Здесь есть фото обложки первого издания нот:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Прощание_славянки
Если увеличить, чётко видно:
Сочин. Агапкина.

Богорад был издателем в Симферополе.

Вот статья об Агапкине:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Агапкин,_Василий_Иванович
А тут появляются версии, что он не знал нотной грамоты.

Версии могут быть разными, но хотелось бы услышать о мотивации расследования.

Когда поднялся переполох, что на самом деле американцы инсценировали и высадку на Луну, и все последовавшие 5 экспедиций, то там, хотя бы, инициатору переполоха не понравилось то, что флаг США, якобы, развевался в безвоздушном пространстве как на ветру.

И с этого наблюдения уже "спилили кучу бабла" все, кому не лень.

А с какой стати начали "пилить" с Агапкина?
Родитель Ссылка 0
0
08.02.2011 11:38:59
А с какой стати начали "пилить" с Агапкина?
Так, "елка же на носу!" В смысле, 100-летний юбилей любимого марша.  ;)
Родитель Ссылка 0
0
09.02.2011 00:30:36
Вот статья об Агапкине:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Агапкин,_Василий_Иванович
А тут появляются версии, что он не знал нотной грамоты.
Версии могут быть разными, но хотелось бы услышать о мотивации расследования.
Ну, что-ж, Kinz. Поработаем с Википедией. Заодно проверим её состоятельность. Смущает только тема. Музыка.
Пусть простит меня наша учительница Маргарита Анатольевна. Светлая ей память.
В её хоре даже я пел. И даже по ленинградскому телевидению.
Кстати, писали что сачки в ЛНУ прятались за новыми рундуками. Я себя помню на этих рундуках под потолком, готовящимся после отбоя к зачёту по пению в 8-м классе (экзамен положен не был).
Зубрили биографии, произведения композиторов и основы музыкальной грамоты: мотив, мелодия, речетатив, составные части произведений- аллеманда, куранта, сарабанда и жига.
Жига... Старинный, непринужденный танец английских моряков.
Марши изучать будем сейчас. Блоги обязывают. "Солнышко светит ясное, здравствуй страна прекрасная".
Итак, Википедия, В.Агапкин.
Никакой предубеждённости. На фотографии полковник (настоящий,  не оберст! Без под... колок) с орденами. В том числе Ленина и БКЗ. Серьёзно. Читаем под фотографией: "Годы активности 1910-?".
Дальше: "осенью 1911 года был принят в класс медных духовых инструментов Тамбовского музыкального училища". Можно предположить, что тогда же и начал изучать музыкальную грамоту- ноты.
Раньше вряд ли. "Рано осиротел, вместе с братьями и сёстрами нищенствовал" (ничего предосудительного. Биография моего первого тестя начиналась также. Потом он стал военным, профессором, а в шкафу после его смерти остались три новых (!) папахи. Бессменно носил старую. Влияние тяжёлого детства. Пел и сочинял стихи на украинском.)
Вернёмся к статье Википедии о В.Агапкине.
"Некоторые музыковеды считают, что Агапкин взял за основу старую, сохранившуюся в солдатской среде народную песню времен русско-японской войны 1904—1905 годов и обработал ее[1]. Благодаря легко запоминающемуся напеву она быстро распространилась". http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BA­%D0%B8
Надо понимать без участия Агапкина.
"Народная песня времён русско-японской войны". Как правило, у народных произведений  всё же есть свой автор. Исключение разве что запорожские казаки, писавшие письмо турецкому султану. И то, исходя из более известной картины Репина.
Помните: "Русская народная песня <<Вдоль по Питерской>>. Музыка народная , слова не знаю, чьи. Наверное тоже народные. Исполняет Бурлакова Фрося."
И там  же по поводу арии Розины:
-Музыка народная.
    -Музыка Россини.
-Ой, ваша правда. Музыка Дж.Россини.
Поправка принята.
Найти автора не всегда просто. Но хоть что-то попробуем.
Пройдём по первой [1] указанной в статье ссылке. Я выделю анализ, проведённый Юрием Бирюковым. Он музыковед и полковник в отставке.
"... в основу марша Василия Агапкина была положена мелодия уже практически забытой песни времен Русско-японской войны.
Начиналась она словами:
Ах, зачем нас забрили в солдаты,
Угоняют на Дальний Восток? ".
То есть основа марша уже была. Василий Агапкин не начал его с нуля.
Тут мы говорим не о словах, а о мелодии. Определение термина "мелодия" подзабыл. Помню, что в трёх строчках. Смотрю статью в Википедии. Не для среднего ума. Вытаскиваю из книжного шкафа любимую БСЭ 1974 года. Том 16-й, стр.147.
Привожу определение, данное С.С. Прокофьевым (это ничего, что он умер в один день со Сталиным, то есть в день моего рождения? ;) ).
   "Мелодия - самая существенная сторона музыки". И дальше: "простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразит. эффект многих других. Осн. значения термина: последовательный ряд звуков, связанных между собой в единое целое".
Понимаю так: есть мелодия- полдела сделано. Сочинявшие музыку пусть меня поправят. Так мне подсказывает моя логика. Простите дилетанта.
Итак, готовая мелодия - это уже половина марша. Осталось "на рыбу" нарастить "мясо".
В этой же статье приводятся слова Б.В. Асафьева: "Речевая и чисто музыкальная интонация- ветви одного звукового потока". Всё сходится.
То есть, кто-то рассказал историю бедной девушки, а Пушкин сочинил на эту тему повесть.  
Но не каждому дано сочинить хорошую повесть. Может быть за этим Агапкин и ездил к Богораду?
Но не будем забегать вперёд. Не всю статью из Википедии проработали.
"Публикацию этой песни вы не сыщите. Официально она была запрещена и распевалась солдатами “подпольно”. Но благодаря “жалостливому”, легко запоминающемуся напеву она быстро распространилась, легла, как говорится, на душу.  Не берусь утверждать, где и когда впервые услышал эту песню молодой штаб-трубач Василий Агапкин. Скорее всего, в Тверском драгунском полку, где он служил в 1906–1909 гг. А возможно, в Тамбове, куда попал, отслужив срочную, и поступил в музыкальное училище на медно-духовое отделение".
Юрий Бирюков усиливает основополагающую тему обсуждаемого марша:
"Но так или иначе, когда в 1912 году начались события на Балканах, где братья-славяне боролись против османского ига, Василий Агапкин использовал эту мелодию для сочинения марша “Прощание славянки".
Марш состоял поначалу из двух частей, мелодической первоосновой которых послужили запев и припев упомянутой мной песни времен Русско-японской войны. Но в нем недоставало еще одной части — трио. В таком виде он и повез свое сочинение в Симферополь к известному военному капельмейстеру, композитору и нотоиздателю Якову Богороду".
Небогатый солдат (а скорее всего бедный), сирота, делает очень неблизкий путь из Тамбова в Симферополь. Зачем?
Богорад хоть и известный тогда композитор, но думаю в узких кругах. Не Державин.
Начинающий музыкант Василий Агапкин может быть потому и совершил своё "паломничество" в Крым, так как в марше "недоставало еще одной части — трио".
В БСЭ ("Марш") написано, что "для М. типична трёхчастная репризная форма. Музыка крайних частей, как правило, носит бодрый, мужественный, активный характер, средняя часть (трио) выделяется своей напевностью".
Получается есть начало и конец, но нет середины. Наверное может и такое быть. А может быть исходная мелодия известной песни не укладывалась в прокрустово ложе марша. В музыкальном училище объяснили: "Без трио марша не бывает".
Но первокурснику, проучившемуся меньше  года, трудно создать совершенно новую, свою, недостающую часть музыкального произведения.
Ю. Бирюков прямо так и пишет: "Над ней пришлось потрудиться вдвоем.
Богорад помог начинающему композитору записать клавир и оркестровал его детище. Вместе они придумали и название маршу — “Прощание славянки”".
"Начинающему композитору"? Даже к более признанным композиторам на первом году обучения такой термин вряд ли применяли.
Когда мы поступили в нахимовское училище, нас называли "будущими адмиралами". А из 75 человек только один им стал. Есть выпуски, которые и этим не могут похвастаться.
В конце статьи "Марш" БСЭ т.15 стр.429 перечисляются "авторы сов. воен. маршей". Василия Агапкина в списке нет.
Есть несколько значений слова "клавир". Изредка термин применяется в значении аранжировка.
Сейчас мы видим, что Богорад и Агапкин как минимум соавторы. Причём "начинающий композитор" даже клавир самостоятельно записать не мог.

На этом я закончу свои сегодняшные "исследования".
Предупреждая возможные выяснения "а зачем ему это надо", "решил бабла спилить", должен заявить следующее.
Оба моих деда погибли в 41-м. Но потом у матери появился отчим. Он стал моим дедом.
Будете смеяться, но его фамилия Богорад. Так вот, заявляю: "он не только не родственник, но даже и не однофамилец Якову Богораду". :)
Родитель Ссылка 0
0
09.02.2011 11:36:55

"Публикацию этой песни вы не сыщите. Официально она была запрещена и распевалась солдатами “подпольно”.
Поскольку нас интересует мелодия, то после этого заявления не остаётся никакой надежды найти типографский экземпляр нот той песни. И если чудом не сохранились рукописные ноты, то исходную мелодию старой солдатской песни, которая считается основой марша, следует считать безвозвратно утраченной.

Хотя, конечно, может быть, что у хасидов есть старые ноты их песен, которые на самом деле мелодически созвучны маршу.


"Над ней пришлось потрудиться вдвоем.
Богорад помог начинающему композитору записать клавир и оркестровал его детище. Вместе они придумали и название маршу — “Прощание славянки”".

Здесь есть противоречие и неточности.

Клавир - это когда на основе партитуры (нот для оркестра) пишут ноты для  одного инструмента (фортепиано) и певца.

Оркестровка - это когда на основе нот для одного инструмента пишут партитуру (ноты для оркестра).

Хотя клавир может означать  и просто нотную запись устной или исполняемой на инструменте мелодии.

Для целей расследования приведенную Вами фразу следовало бы уточнить. Что именно они там делали вдвоём? Из одной оркестровки другую через клавир, или записывали ноты исполняемой Агапкиным мелодии.

Здесь трудно себе представить, что Агапкин приехал  из музыкального училища к Богораду, издателю нотной литературы, без своих рукописных нот.

У нас в школе был оркестр русских народных инструментов. Школа получила инструменты, в части нашёлся инициативный офицер, собрал желающих,
расписал нас по партиям (мне досталась домра-альт), показал как управляться с инструментами, через неделю мы уже знали ноты и приступили к репетициям, играя по нотам. Это было трудно, но вполне возможно.

Так что не следует, видимо, слишком напирать на сомнения в нотной грамотности Агапкина на момент его обращения к издателю. Аргумент слабоватый, если не сказать сильнее.

В любом случае, если у Агапкина уже была мелодия, хотя бы и устная, то Богорад  может претендовать только на техническую помощь автору. Либо на одну из оркестровок или аранжировок.

Обычно типографское издательство предъявляет массу технических требований к авторам в отношении их рукописей. Но может оказывать авторам содействие в выполнении этих своих требований.

В УК есть же статья о принуждении к соавторству.
И подобное "соавторство", осуществляемое в форме какой-то технической либо редакторской помощи,  широчайшим образом практиковалось в те времена, когда мне пришлось потрудиться на ниве советской науки.

Настолько широко, что от соавторов, например, изобретений, начали даже требовать указания в заявке конкретного личного участия.

Но давайте всё-таки вернёмся к мотивации расследования как такового.

Если тот Богорад не Ваш личный Богорад, то что именно заставило других-то людей усомниться в важности роли Агапкина при создании марша?

На Луне развевался флаг. А что здесь?
Родитель Ссылка 0
0
09.02.2011 13:29:06

Вместе они придумали и название маршу — “Прощание славянки”".
Положение тоже требует уточнения.

Их было двое. Слов в названии тоже два.
Кто придумал сказать "прощание"?
А кто придумал про "славянку"?
Или они думали-думали и одновременно рявкнули готовое название?

Этот вопрос о соавторстве, как легко видеть из приведенного примера, иногда может приобретать гротескно-анекдотическую форму.

Поскольку в первой части  этого абзаца явственно проглядывает преимущественно техническое участие Богорада, как издателя, и вполне возможно, что Агапкин приехал к нему с уже готовой собственной партитурой, а вторая часть абзаца звучит анекдотически, я бы не стал слишком задумываться, кто же тут автор без "соавторов".

На обложке альбома чётко пропечатано типографией Богорада - Сочин. Агапкина.
Родитель Ссылка 0
0
09.02.2011 21:09:20

без своих рукописных нот

Вот справка по Тамбовскому музыкальному училищу:

http://www.onlinetambov.ru/sitecontent/about_the_region/tambov_state_musical_pedagogical_institute_rachmaninov.php

Невозможно вообразить, что Агапкин не посоветовался со своими педагогами, прежде чем ехать в Симферополь к Богораду.

И думаю, что был ими снаряжён по достоинству - вопрос чести учебного заведения.

Что до его нотной грамотности, то как же он служил в военных оркестрах до училища, не зная нот?

Вот биография Агапкина:

http://nvo.ng.ru/notes/2007-09-14/8_agapkin.html
Родитель Ссылка 0
0
09.02.2011 21:21:00

Официально она была запрещена
Чтобы что-то запретить официально, надо это что-то официально и назвать в запретительном документе.

Может быть, надо лезть не в нотные архивы, а в архивы по линии запретительного ведомства?
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 00:07:36
Может быть, надо лезть не в нотные архивы, а в архивы по линии запретительного ведомства?
Идея хорошая :idea:
Если ещё кому-то придёт в голову и он сможет её осуществить, то это прольёт свет.
Видел, что просят из тамбовских архивов афишу. Полную без обрезанных краёв. Пока не получили.  :(
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 00:00:12
Невозможно вообразить, что Агапкин не посоветовался со своими педагогами, прежде чем ехать в Симферополь к Богораду.
Зачем снаряжать и ехать? Неужели не могли оказать помощь на месте? Записать клавир и оркестровать?
Наверное, было что-то у Якова Богорада, что отсутствовало у них. А может преподаватели, будучи осведомлёнными музыкантами, узнали в попытках своего ученика нечто ранее ими слышанное (слух то у всех специфический и нюх, наверное, тоже  ;) ). Кто-то и вспомнил о Богораде и посоветовали за недостающей третьей частью съездить. Ну не смогли сами воспроизвести. Слышал я, что в "Славянке" проходит минорная тема, так не характерная для строевых маршей. Это же не похоронный марш.
Вот биография Агапкина:
С годами обучения не всё понятно. Везде или указано начало и нет конца, или не набирается требуемых 5-6 лет. Хотя ясно, что поступил и закончил. Наверное. :D
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 00:46:04
Зачем снаряжать и ехать? Неужели не могли оказать помощь на месте? ... Наверное, было что-то у Якова Богорада, что отсутствовало у них.
Конечно "было". Издательство. Это теперь любой может свои "творения" через инет донести до широкой публики. А в те времена нужно было печататься. Да еще, неизвестно, купят ли "тебя". Возможно, Богорад был "рекомендован" как "издатель молодых" (как вариант).
Что же касается "нотной грамотности" Агапкина, мне представляется сомнительным, что он не выучил ее, проходя службу "военным трубачом" (да и в трубачи, наверняка, не брали людей, не имеющих представления о музыке). И в музыкальное училище едва ли поступали люди "музыкально неграмотные". Во всяком случае, в советские времена это было практически невозможно. Требовалось "начальное музыкальное образование" типа музыкальной школы. Или нет?
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 09:37:46

Что же касается "нотной грамотности" Агапкина, мне представляется сомнительным, что он не выучил ее, проходя службу "военным трубачом"
"Трубач" - это название музыкальной специализации оркестранта, так же как скрипач, флейтист, тромбонист, баянист, балалаечник тож.

Поскольку речь идёт о военных музыкантах, то все основные мелодии для них определены в уставных документах и записаны нотами. Там же определены команды по управлению оркестром:

http://plan-konspekt.ru/ystavgiks/ystavgiks052.htm

К примеру - "Оркестр, играй СБОР!".

Так что любое сомнение в нотной грамотности армейского трубача выглядит как незнание элементарных положений уставов сомневающимся товарищем.  :)

Вот есть интересная страница, на которой отметился  даже  правнук  В.И.Агапкина:

http://www.sovmusic.ru/forum/c_read.php?fname=slavank2
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 14:54:10
Издательство.
Издательское дело- дело важное. На что уж Пушкин, а и то от них зависел гораздо больше, чем они от него.
Не успеваю всё прочитать по теме. Тут ты либо "чутатель", либо "пусатель". Но всё же хочу предложить послушать (побыть и слушАтелем)  :) :
Пишут, что марш "Тоска по Родине" очень похож на марш "Прощание славянки". Один почерк. Авторство тоже туманное, но В. Агапкин в качестве автора не рассматривается. :|
(Там есть n-ое количество вступительных  тактов паузы. Оркестр перестраивался ;) )  
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 16:43:23

Пишут, что марш "Тоска по Родине" очень похож на марш "Прощание славянки".
Прослушал оба марша. Первый слышал много раз, но не знал, что это "Тоска по Родине".

Второй - с первого же такта и до конца  - "Прощание славянки" В.И.Агапкина.

Эти два произведения мелодически объединяет только то, что  они оба - марши.

Их перепутать невозможно.

Аркадий,  Вы что же, не слышите своими ушами, что это две совершенно разные вещи?

Тот, кто пишет, что это похожие марши, видимо, побывал под медвежьей лапой :)

Что ж, бывает...

Авторство тоже туманное...
Тоже? Туманное?
Там Трифонов, здесь Агапкин.
Чего тут туманного?

Тут я подумал вот, о чём.

Почему люди слушают и напевают  "Прощание славянки", а хасидские мелодии, на основе которых, якобы, марш написан, известны только некоторым специалистам, скажем так?

Почему бы не дать этим самым хасидским мелодиям достойный тираж?

И второе. Там, у инициаторов анти-агапкинской революции, промелькнула мысль, что это, будто бы, Богорад сам так решил, отдать своё авторство Агапкину ... по каким-то там идейно-коммерческим или каким-то ещё семнадцатым соображениям.

На месте Богорада я бы в гробу, видно, перевернулся бы от подобных оскорбительных высказываний.

Он что же, сам не понял, что создал гениальную музыку, отдав её какому-то полуграмотному босяку даром?

Или Богорад просто нормальный мужик, всё видел, и совершенно бескорыстным образом помог молодому парню издать его марш?

И ещё. Где-то в Сети есть  "Прощание славянки" в исполнении хора израильских военных.

Так этот израильский хор почему-то безудержно деформирует авторскую мелодию. Зачем они это делают? Звучит значительно хуже оригинала.
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 18:15:07
Аркадий, Вы что же, не слышите своими ушами, что это две совершенно разные вещи?
<<Прекрасный марш "Тоска по Родине" по красоте и воздействию немногим уступает эпохальному агапкинскому.. Оба они минорные, оба распевные, что так одинаково мило славянской душе и так их отличает от бодрячковых австро-немецких собратьев..
Но вот ни об авторе его, ни о точном времени создания, к сожалению, данных найти не удалось.. Да и есть ли они вообще..
В разных изданиях и записях указывают разные же и фамилии.. То Трифонов, то Кроуп, то Данкман, то Флоров, то вообще никого не указывают.., не говоря уже о массе аранжировщиков, кого также частенько ошибочно принимали за авторов...
Быть может кто-то когда-то взял за основу песню Шкроупа и сочинил этот марш?.. Кстати, при создании маршей именно так частенько и поступали, отталкиваясь от какой-либо бытовавшей известной песни..
Впрочем, в данном случае - это уж совсем свободные мои фантазии)).. можно сказать, прямо сейчас и "осенило":)).. И похожесть мелодий тут, мягко говоря, явно спорная, конечно же).. Хотя, кто знает, кто знает, как все в истории трансформируется..
А есть еще такое вот старое нотное издание: Трифонов, Д.М., Марш "Тоска по Родине" (Оригинал): Для ф.-п. в 2 руки, Симферополь: Богорад и К°..
Т.е. автором марша, изданного в Симферополе издательством Якова Богорада (запомните эту фамилию, она нам еще встретится) назван тут некий Д.М. Трифонов.. Год издания нот, к сожалению, не указан, но зато имеется любопытная ремарка - "Оригинал"..
>>
Kinz, мною приведено мнение автора ЖЖ "Stas, завороженный музыкой".
Его читают и комментируют люди, которые не новички в музыке (не чета мне). Когда будет время, взгляните, очень интересный и объёмный сайт. Я что-то втянулся. Пора выходить.
Ваше решение по поводу споров о "Славянке" мне понятно и принято. Но там действительно много интересного.
Родитель Ссылка 0
0
11.02.2011 14:42:26

Минорная тема в марше встречается,
как я понял, не часто.
Основных тональностей  две, мажорная и минорная.
Поэтому можно сказать, что вся музыка вообще находится в двух бочках - в весёлой и в грустной. Грустная бочка заметно меньше.

Но если Вы попытаетесь сказать, что тот или иной марш похож на песни хасидов, так как эти песни поются, к примеру, в тональности ми-бемоль-минор, а он тоже написан в этой тональности,
то к сходству мелодий это может не иметь ровно никакого отношения.
Более того, практически невероятно, чтобы композитор, уважающий чужое авторство, "косил" в этой, взятой к примеру, тональности под какую-то уже известную мелодию.

В единственной тональности ми-бемоль-минор может быть написано большое число совершенно разных мелодий разных жанров множеством авторов.

Но гарантированно все эти мелодии
будут с грустинкой или могут быть совсем печальные.

На том форуме, который Вы мне рекомендовали, мелоди сравниваются, если хотите, по "степени грусти". А эта "степень" к авторству, как к юридической категории, не может иметь сколько-нибудь значительного отношения.

И для того, чтобы понять, что в том самом юридическом смысле, когда можно говорить об авторстве, мелодии разные, достаточно их прослушать, одну и вторую.

Вот Вы прослушали два марша, "Тоска по Родине" и "Прощание славянки", и сразу поняли, что мотивчики-то разные, не спутаешь. Значит, у Вас музыкальный слух есть, и он вполне достаточен, чтобы самостоятельно сделать вывод о неидентичности двух этих мелодий.

Вот и хотелось бы послушать те мелодии, которые, якобы, лежат в основе "Славянки".

"Взять на ухо", как говорят акустики, пытаясь по шуму винтов определить класс цели. При этом они иногда, в неясных случаях, сравнивают эталонную фонограмму и тот шум, который слышен от цели.

Если бы была фонограмма тех хасидских песен или той старой самодельной солдатской песни, было бы сразу слышно, под кого, якобы, "косил" Агапкин, когда писал свой марш.

Но, "я так думаю",  если бы "укос" существовал на самом деле, то музыкальная общественность
не стала бы ждать 100 лет, чтобы свернуть шею не тому молодому Васе, а покойному Василию Ивановичу Агапкину, всемирно известному автору гениального марша "Прощание славянки", выдающемуся дирижёру Образцового оркестра НКВД-МГБ-КГБ СССР, имевшему безупречный музыкальный послужной список и в армии Его Величества Императора Всея Руси, и в Красной Армии, и там, где кадры любых специалистов подбирались особенно строго во все времена.

Термен в своё время тоже прошёл те университеты, но музыканты упрекали Термена, что его терменвокс иногда под его управлением даёт петуха. Но это один из недостатков системы терменвокса, которая от музыканта требует особо точных манипуляций над антеннами аппарата.

Здесь я хотел бы особо подчеркнуть, что музыканты народ мирный и от гнусностей политики далёкий.
Но очень тонко слышат, если кто-то из них что-то сверх меры "потянул" у другого.

"Прощание славянки" в этом отношении безупречная мелодия, в противном случае музыканты её просто игнорировали бы, "я так думаю"   :)  
Родитель Ссылка 0
0
11.02.2011 19:02:33
"я так думаю"
требуется поразмышлять
Спасибо , Kinz, за обстоятельный комментарий.
С неизменным уважением, ....
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 18:37:33
Пишут, что марш "Тоска по Родине" очень похож на марш "Прощание славянки". Один почерк.
Увы, Аркадий, в этом случае слух (или его отсутствие?) Вас подвел. То, что мелодии маршей разные - слышно даже "невооруженным ухом".  :)
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 19:07:00
То, что мелодии маршей разные - слышно даже "невооруженным ухом"
Nick, сами мелодии конечно разные.
Не говорится о том, что это одно и то же произведение. Речь идёт о похожести этих самых мелодий. Как схожи картины одного художника, почерк любого человека (хотя написанные слова абсолютно разные).  
Оба они (произведения) минорные, оба распевные. Минорная тема в марше встречается, как я понял, не часто (исключение похоронный марш). А здесь шагается легко и бодро. Впрочем, с музыкальным слухом у меня неважно. Это правда. :(
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 19:15:51
Аркадий, Вам осталось погуглить и освежить понятия
минорные, ... распевные
, и тогда Вы поймете, что даже египетские пирамиды - и те разные (возможно, сравнение не совсем корректно), хотя все они имеют грани и вершину...  :)
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 19:24:59
Аркадий, Вам осталось погуглить и освежить понятия
:D
Родитель Ссылка 0
0
09.02.2011 23:15:58
На Луне развевался флаг. А что здесь?
Kinz, Вы критикуете сведения, взятые из Википедии и её ссылок. Кстати, сейчас увидел, что рассмотренная мною [1] ссылка, автором которой указан музыковед, военный музыкант полковник Бирюков, расположена в газете "Вечерняя Москва".
Возможно влияние журналиста или даже его пересказ сведений, полученных от профессионала.
"Клавир" меня заставил подумать и я выбрал
Есть несколько значений слова "клавир". Изредка термин применяется в значении аранжировка.
Здесь я ориентировался на БСЭ и всё равно осталась некая невнятность. Вы тоже отметили эту двойственность или даже тройственность.
Взглянул в музыкальную энциклопедию ".. слово клавир осталось в другом значении. Это - сокращение длинного немецкого слова клавираусцуг (Klavierauszug - дословно - извлечение для клавира). Так называются переложения для фортепиано оркестровых и симфонических произведений, опер, балетов, оперетт. Постепенно для удобства вторую половину этого чересчур длинного слова произносить перестали, и теперь в нотном магазине вы может услышать: «Покажите мне, пожалуйста, клавир "Пиковой дамы"»".
Вот с этими-то клавирами я, очевидно, и видел серьёзных маленьких очкариков в партере Мариинки. Не знал, что понадобится, а то попросил бы разъяснить дяде: "А что у вас, ребята, в нотных папках?"
Если бы в газете написали: "Богорад помог начинающему композитору оркестровать его детище и записать клавир", по БСЭ мне было бы понятнее. Хотя оркестровка всё же выполняется во вторую очередь.
Прав был Козьма Прутков, когда советовал писать (или говорить?) только о том, о чём сам имеешь понятие. Во всяком случае, моё первоначальное решение не заниматься расследованием было правильным. Как и предвзятое отношение к Википедии.
Кстати, Прутков может служить примером коллективного творчества. Даже несмотря на наличие вполне реального портрета.
У марша "Прощание славянки", наверное, всё же один автор. Не скрою, я  хотел бы, чтобы  им оказался Яков Богорад. Именно поэтому он был мною выбран в качестве "флага" для ответа на так мне не понравившееся высказывание на блогах. Сначала хотел пропустить (не мальчик уже), но потом всё же отписался.
"Тень от флага" у меня реакция на явно проступающее мнение моего оппонента: "А сало русское едите" ( или как-то так).
Кстати, на "святое" наступил, хотя у меня лично сало находится в списке продуктов, которые я просто не употребляю. Дело не в конкретном "сале", а в возгласах. От них и уехал, как только появилась возможность. К тому вренени уже "созрел".  Как мне кажется, к удовольствию очень многих, мне лично не знакомых.
А авторство любимого многими марша "Прощание славянки" может показать, что можно есть "сало", не зная чьё оно. Как было в случае с родовыми корнями семьи Ульяновых, открытых Мариэтой Шагинян. Которую мгновенно заткнули. И "разоткнули", когда понадобилось.
Впрочем, можно было выбрать любое из произведений, авторство которых не оспаривается и отвечающих моему "флагу". Яков Богорад (побочно явление) демонстрирует моё заявление:
Подыграть провокатору? Да пожалуйста, "Вы хочете песен? их есть у меня!"
Любители смотреть на счётчик посещений это поняли. :|
Споры в сети не завершены и думаю, что точку ещё ставить рано.
P.S. Прошу прощения, что не ответил ещё и на пару вопросов, не касающихя "Славянки", но здесь заданых. Не решил
пока как "глубоко" надо отвечать (в личном плане).  :|
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 02:30:22

У марша "Прощание славянки", наверное, всё же один автор. Не скрою, я хотел бы, чтобы им оказался Яков Богорад.
Аркадий, инициатор этого предприятия уже, вроде бы, отказался от своей идеи свергнуть Агапкина ради Богорада.

Инициатор - женщина, как я понял.
Вопрос о мотивах расследования, естественно, по такому случаю снимается  :)

Там у них и ноты какие-то можно посмотреть, и кое-что послушать.

Но их аргументация слишком слаба, специфична по своей тональности и противоречива, чтобы воспринимать её всерьёз. По крайней мере, в отношении авторства Агапкина.

Вот их страница:
http://rebeka-r.livejournal.com/98557.html

Мой интерес к вопросу об авторе марша "Прощание славянки" иссяк.

А вопрос о мелодических основах марша - это вообще не вопрос, так как спутать этот марш с какой-либо другой мелодией невозможно.

Если,  конечно, слушателю не наступил медведь на ухо    :)

Что касается выдающегося музыкального таланта Агапкина, то он бесспорен.
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 16:17:32
Инициатор - женщина, как я понял.
На этой неделе занимаюсь тем, чего всегда избегал. :o
Залез в ЖЖ. Чего только нет. Агапкин, Богорад, Цветаева, Легкодух. Не простая девушка. Вот о ней немного здесь пишут. Не думал, что она может дружить с иранским послом. Хотя его сайт выглядит тоже неплохо. Свои задачи посол выполняет. :|
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 19:12:43

Не простая девушка.
Да, выглядит великолепно.

И если та rebeka-r и эта Ирина Легкодух обе приняли решение всё-таки оставить В.И.Агапкина и Я.И.Богорада в покое, то они обе очень хорошие и умные девочки, я считаю.

Правда, там есть ещё одна девочка совсем пока инкогнито, но она, я думаю, присоединится к этим двум прелестницам.
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 19:23:59
Да, выглядит великолепно.
А я представлял её этакой тёткой с Привоза.  :) Почему, сам не знаю. Стереотипы.
А оценивать фотографии не решился. В сети много случайных встреч происходит. Можно и на ревнивого мужа нарваться. А я не Андрей, не люблю этого. Хотя, думаю, он тоже не любит. :D
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 19:38:19

Можно и на ревнивого мужа нарваться.
А я уже получил сполна сковородкой "в трёх экземплярах".  ;)
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 20:26:21
А я уже получил сполна сковородкой "в трёх экземплярах".
Тут хорошо каска помогает. Лучше шапки. Даже если та "с ручкой". :D
Родитель Ссылка 0
0
11.02.2011 11:46:19

Тут хорошо каска помогает.
Меня спасает шлем от трёхболтовки. Правда, редко успеваю надеть, тяжёлый, собака...
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Kask-nurka.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/Трёхболтовка
Родитель Ссылка 0
0
ирина
18.07.2011 14:59:40
Ирина, она же Ребека
спасибо за внимание к записям в моем ЖЖ, а за комплименты - особо)))
пожалуйста, если захотите что-либо спросить или уточнить - пишите там ( в ЖЖ, в виде комента к любой записи), - здесь переписываться очень неудобно,  а там я коменты получаю прямо на почту.
Родитель Ссылка 0
0
10.02.2011 21:37:25
Да, выглядит великолепно.
Да уж... Такой толерантности давненько не встречал. :o  8)
Ещё одно описание светского приёма, но уже с краткими ТТД участников. Для меня все незнакомы.
http://skurlatov.livejournal.com/1062867.html
Родитель Ссылка 0
0
ирина
18.07.2011 15:13:17
Удивлю Вас моей толерантностью еще раз)))


Исключительно для того, чтоб не казаться теткой с Привоза)

если, возможно, Вам и эти люди незнакомы, просто скажу, что это - признанные вожди и руководители  ничего другого, как современного русского националистического движения, мои очень хорошие друзья, как видите.
Родитель Ссылка 0
0
18.07.2011 16:25:16
чтоб не казаться теткой с Привоза
:D
Здравствуйте, Ирина.
Спасибо за внимание к нашим блогам и извините, если переусердствовал со ссылками на Ваши публикации.
Сейчас надо ехать забирать супругу из аэропорта (уже разогрел воду для двигателя ;) ) и не успеваю заглянуть в Ваш блог.
Вы, наверное пишите о тех наци, которые недавно побывали в Израиле "по обмену опытом"?
Помнится, видел упоминания, кажется о них, в Вашем ЖЖ. Постараюсь заскочить к Вам "в гости".
В ЖЖ за последнее время я только пару раз читал shaon'a.
Ещё раз спасибо и извините великодушно за тётку (кто ж знал, что Вы нас тут посетите  ;) ), Аркадий И.
Родитель Ссылка 0
0
ирина
18.07.2011 15:14:46
 
Родитель Ссылка 0
0
ирина
18.07.2011 15:19:02
Ссылка не помещается, почему-то/

Это просто , опять же, моя запись в ЖЖ, 2010-03-20.
Там фотки.
Родитель Ссылка 0
0
19.07.2011 15:03:21
Ирина, мой почтовый ящик сохранил Вашу ссылку.
Посмотрел. Израиль посещали представители Национал-Демократического Альянса,  а у Вас в гостях были замечены деятели  "русского националистического движения". Вроде разные люди и организации.
Кажется их несколько- сегодняшних объединений. У одних символом выбран сокол, у других лист крапивы. Есть и другие, до конца не разобрался.
Сам по себе национализм я воспринимаю положительно. Но в разумных рамках. Пока не запоют, что кто-то uber alless, а остальные грязь и ничто.
P.S. Я продублирую это своё сообщение в Вашем ЖЖ.
Родитель Ссылка 0
0
Ирина
19.07.2011 18:07:29
Не получила, к сожалению, ничего в ЖЖ ( или почта не показывает)

я думаю, м.б. Вам тоже завести свой жж ( это оч. просто сделать). и переписываться уже там.

Здесь В Вашем блоге нужно набирать все время какие-то коды, которые не срабатывают, и пр. А у писем Ваших все время приписка, что это робот, и отвечать не нужно, то есть я не понимаю, как же ответить.


Или же Вы просто можете написать мне на почту -
gluposti@rambler.ru

Ирина.

Пе эс.
А) В тонкостях и оттенках различных течений или партий русского-национально- патриотического движения я не оч. разбираюсь, а с Крыловым, Лобахом, Мироновым я дружу не на партийной основе, -  не по принципу их убеждений ( которые могут очень не совпадать с моими, как у и других моих очень дорогих мне моих друзей, людей очень ярких и очень несхожих).

В) С известным  израильским публицистом и историком д-ром Алексом Шульманом (он же ШАОН в жж) мы вместе написали и  подготовили  книгу об Иосифе Трумпельдоре, национальном герое еврейского народа и одном из основателей Израиля.- первую в России и на русском языке основательную книгу, 350 стр., там много исторических текстов и документов, комментариев, и справок  к ним, т.е. в сущности - получилась книга о сионизме и его истории. Она выйдет осенью, изд дом "Коктебель".
Пока что, в качестве анонса, или презентационного буклета  этого издания, подготовили Альманах, сборник статей о  еврейской истории  Крыма(220 стр), в том числе  - там есть статья и о симферопольском композиторе Якове Богораде, авторе маршей "Тоска по родине" и "Прощание Славянки", и , как выяснилось, еще нескольких весьма известных произведений, которые тоже на слуху, но без имени их автора, этого весьма странного человека, мистификатора.

Презентация этого альманаха и этого проекта была в Симферополе недавно, в конце мая.

Учитывая, что издания эти включают, напр.,  и эссе упомянутого Константина Крылова, выдающегося современного писателя и философа, редактора знакового русского журнала "Вопросы национализма", шеф-редактора АПН и как принято считать, - жжжжуткого фашиста и идейного  антисемита, реакция на них публики ( с обеих сторон - и русской, и еврейской) и в этом случае была не менее растерянной и воспаленной, чем на расследование подлинной истории  происхождения марша "Славянка", или, скажем, на фото моего друга Гейдара Джемаля, идеолога крайнего исламского экстремизма, или  г-на Саджади, посла Ирана, у меня дома))))

Словом, я хочу сказать, что жизнь. оказывается, более сложная штука, чем кажется ))) и это оч. забавно.


понимаю, как ответить.
Родитель Ссылка 0
0
19.07.2011 21:43:06
м.б. Вам тоже завести свой жж
Ирина, у меня сейчас не получается поучаствовать в блогах.
При ответе в ЖЖ меня заставили открыть свой "полупрофиль". Я человек не особо публичный и даже не любитель общественных дискуссий. Блог завёл случайно, для ответов. Так и держу его. А вопросы национализма (да и многие другие) это совсем не моё.
Сайт navy.ru тоже, по-моему, не совсем подходит для таких тем. Я даже против их рассмотрения. Хотя, конечно, иногда они всплывают. Возможно в местном форуме даже чаще, но там я за несколько лет дослужился от юнги только до матроса. С некоторыми высказываниями был согласен, но в полемику не вступал.
Мой e-mail такой: arik_ios@mail.ru
С уважением, А.И.
Родитель Ссылка 0
0
Ирина
23.07.2011 20:37:14
спасибо за комплименты и интерес к моим записям)

только это  - не обе, а всего один человек))) - Ирина - это я, И я же -  Ребека-Р ( что не есть особенная конспирация, и  даже не раздвоение личности, Ребека - это буквальный перевод имени Ирина, а Р - первая буква моей фамилии по мужу.Румшицкая) - это просто название моего ЖЖ, и я не совсем поняла, о какой третьей девушке Вы говорите?

Относительно капельмейстера Якова Богорада - он   автор и "Славянки" и "Тоски по родине".
Оба марша - парные, на местные симферопольские темы, и  были им написаны в 1903-1904-м году, при устройстве на новое место службы, в Симферополе, и всвязи с русско-японской войной, -  он пытался их пристроить в качестве официальных маршей симферопольского 51-го Литовского полка - как полковой марш прощания - "Славянка", и полковой марш встречи - "Тоска".

Это не удалось, а со "Славянкой" еще и вышла неприятность - солдаты сложили на нее издевательские слова протестные, которые сделались оч. известны и везде распевались, по всему Крыму, и, кроме того - эту песню пели прямо на японском фронте.

"Тоску" он затем много раз издавал, под псевдонимом, упорно указывая и подчеркивая,что это - ОРИГИНАЛ музыки, но она разошлась под ста именами по всей стране , и ни славы , ни денег он не получил.
А "Славянку", из-за цензуры, вообще пришлось положить на полочку.

В 1910 году ( т.е за два года до мифического приезда Агапкина в Симферополь) Богорад, тем не менее, ее весьма демонстративно  публично исполнил в Симферополе - в пятилетнюю годовщину разгрома под Мукденом и Путиловской сопкой, - там погибло и попало в плен много солдат 51 полка).

У Богорада был близкий друг, ровестник и однокурсник,тоже гений, Илья Шатров. Который точно также, как Богорад с "Тоской по родине", и тогда же, в 1904-5 годах пролетел мимо кассы со своим вальсом "На сопках Манчжурии", даже судился, хотел с воров денег получить, за пиратские издания, но ничего не вышло. В 1910 году Шатров, который вообще был очень смелый и хороший парень, но ужасный неудачник,оказался в тяжелом положении - и умерла его невеста, Саша Шихобалова, и его выгнали с работы.Он впал в депресняк и поплакался другу Богораду, человеку вполне успешному.

И вот  они вдвоем, Яков Богорад с Ильей Шатровым, решили денег заработать, издать свои произведения - вальс Шатрова " Осень настала" и марш Богорада "прощание Славянки", на рыночный успех которых они надеялись.

Идея назвать марш Богорада не узко и местно, по названию симферопольской речки Славянка, а общО и патетично - т.е не "прощание Славянки" ( речки), а прям "Прощание славянки"( женщины), и пафосно связать с Балканской войной, братьями-славянами, снабдить этой - квасной ура-патриотической риторикой на злобу дня на обложке, и пр.,- вот эта идея  принадлежит, возможно, даже не самому Богораду, а Якову Пригожему, известному московскому раскрутчику таких проектов, т.е хит мейкеру того времени, к которому Богорад и Шатров обратились. ( Яков Пригожий был вообще-то родом из Крыма - из Евпатории, полуцыгын - полуеврей)

Один рисунок на обложке издания "Славянки", которое Вы видели в инете, сделал друг Богорада - Максимилиан Волошин, и  надо сказать, богорад тут сжульничал, это не балканский пейзаж, а крымский - вид Коктебеля, два других рисунка для этой обложки , с солдатами - сделал Николай Самокиш, крымский художник.

Всвязи с цензурными неприятностями издать в Симферополе марш, хорошо известный здесь как протестная солдатская песня " ах зачем нас забрили в солдаты", и под своим именем Богорад не мог,пришлось путать следы и шифроваться, издали далеко - в Москве, под чужим именем. а отправили вообще в Тамбов, другу Федору Кадичеву для исполнения.

Правдоподобный персонаж на роль якобы автора - Василий Агапкин в 1912 году - трубач из Тамбова (сильно нуждался в деньгах - его жалованье было 30 рублей, он  жил в съемной проходной комнате с женой Ольгой, в 1911 году у них родилась дочь, Аза), он был в тот момент студент первого курса местного духового отд. муз училища, которым руководил Федор Кадичев.
Ф.М, Кадичев был композитор, коллега  и знакомый Богорада ( Богорад также был руководителем такого же отд.симферопольского муз.училища), вот Кадичев  и нашел, по просьбе Богорада, этого подходящего Агапкина среди своих студентов.

Поездка Агапкина в Симферополь к Богораду  - миф,придуманный впоследствии им самим , это  легенда ради правдоподобия и на случай упреков в присвоении чужого произведения.

Во время Гражданской войны "Славянка" была очень популярна в Белой армии, в особенности в Крыму, это был марш дроздовцев.

Поэтому не только бороться за авторство, но и громко упоминать о своей причастности к этому маршу ни для советского преподавателя муз.училища Богорада, ни для дирижера оркестра ОГПУ Агапкина - мягко говоря, не имело смысла.

А после войны Богорада уже не было в живых, и марш окончательно закрепился за Агапкиным.

Илья Шатров впоследствии устроился на работу именно в Тамбове, с помощью Кадичева.
Оба они умерли и похоронены в Тамбове.

Василий Агапкин  устроился на работу в Москве , дирижером оркестра в ОГПУ с помощью Богорада, через Семена Лазерсона, нач. отдела ОГПУ, симферопольца по происхождению. Тот принял его на работу по просьбе Богорада. Всю войну Агапкин  провел вместе с оркестром ОГПУ в эвакуации, в Новосибирске. Много лет, до 1939 года, он не писал никакой, ни хорошей, ни плохой музыки. Написал затем один марш и 5 вальсов, скорее по должности. Очень бесцветных. Умер он существенно позже всех остальных участников этой истории, дослужился до генерала, похоронен на Новодевичьем, на могиле выбиты ноты "Славянки".

Яков Богорад работал в Симферополе в музучилише, одним из основателей которого он был, около 40 лет, он был известнейшим издателем музыки, аранжировал 800 ( восемьсот) произведений для духового оркестра и написал сам ряд произведений, часть из них сам и издал, под своим именем и под псевдонимами.
В 1941 году он был расстрелян фашистами.


Я перестала об этом писать не потому, что история "Славянки" и  авторства Богорада как-то опровергнута, а потому что она полностью выяснена и исчерпалась, и с удовольствием отвечу на Ваши вопросы.

только, если что захотите спросить - пожалуйста, пишите мне на почту, здесь переписываться оч. неудобно - надо коды вводить, а  они не срабатывают, и пр.)

allegrum@rambler.ru

С уважением,
Ирина.
Родитель Ссылка 0
0
kinz
23.07.2011 21:57:46
только это  - не обе, а всего один человек))) - Ирина - это я, И я же -  Ребека-Р ( что не есть особенная конспирация, и  даже не раздвоение личности, Ребека - это буквальный перевод имени Ирина, а Р - первая буква моей фамилии по мужу.Румшицкая) - это просто название моего ЖЖ, и я не совсем поняла, о какой третьей девушке Вы говорите?
Здравствуйте, Ирина!
Меня тут зовут kinz, это мягкая игрушка. Если угодно, пёсик.
Очень приятно, что Вы считаете себя и Ребеку одним лицом. Но я поискал значения имён Ирина и Ребека. Вышло так, что Ирина - Мир, Покой, а Ребека - Верная Жена, Берущая в Плен.

Так что с "буквальным переводом", извините, сразу же возникли трудности на грани раздвоения  :-)

Что касается "третьей девочки совсем пока инкогнито", то где-то на Ваших страницах или у кого-то из Ваших друзей я прочитал, что Вы - дама в СМИ известная, но не как Ирина Легкодух, а под каким-то ещё другим псевдонимом, который не раскрывается в связи с Вашим настоящим именем.

Таким образом, существует единая в двух лицах Ирина-Ребека, которая имеет ещё и третье широко известное имя-псевдоним, не привязанное пока публично к первым двум именам.

На грани растроения, так сказать, извините, если я что-то по своему обыкновению перепутал   :-)

Далее Вы приводите массу не слишком широко известных сведений из жизни Богорада.

Весьма интересно, но тема, поднимаемая Вами, слишком скандальная, чтобы при её рассмотрении в наше сверхконкретное время можно было бы ограничиваться изложением результатов своего исследования, не приводя ссылок на копии подлинных документов.

Я перестала об этом писать не потому, что история "Славянки" и авторства Богорада как-то опровергнута, а потому что она полностью выяснена и исчерпалась, и с удовольствием отвечу на Ваши вопросы.
Здесь вопрос в том, опровержение какой именно истории Вы имеете в виду? Официальной широко известной, или новой, изложенной Вами с чьих-то слов?

Извините, но Вашу фразу при желании можно прочитать и так, и так.

С уважением, kinz.

P.S. Извините, но здесь комментируется сообщение из блога Аркадия, и мне было бы не вполне удобным продолжение разговора с Вами в личной переписке.
Родитель Ссылка 0
0
25.07.2011 11:11:01
Мне на почту пришёл ответ Ирины (у неё есть технические трудности с публикацией ответa на сайте).
Я начал его проверять и случайно вышел на другую забавную (или печальную) историю. Один из военных ветеранов выражал неудовольствие, что старших офицеров провожали в последний путь под гимн "Коль славен" Д. Бортнянского. Автор, как я увидел украинец, но в первых словах гимна упоминается Сион:
"Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик Он в небесах на троне,
В былинках на земле велик".

Не знаю, что точно не устроило ветерана. Возможно, что этот гимн, созданный как церковный, одно время был и неофициальным царским гимном. Был и есть символом белоэмиграции. В общем кому не безразлично, лучше думаю самому пока не поздно выбрать прощальную музыку.:):|
А удивило ещё и исполнение этого гимна во время празднования 50-летия войск Бундесвера (1945-2005). Перед национальным гимном современной Германии. Причём первый исполнялся со снятыми головными уборами, а второй при надетых. Отмечается, что к нацистской Германии гимн отношения не имеет. Пусть меня простят немецкие читатели, но традиции там крепкие. Во время церемонии военнослужащие держат в руках зажжённые факелы. Ассоциации всё же возникают. Возможно так было и до нацистов, не знаю. Приведу ссылку.
Воистину, неисповедимы пути господни.

http://youtu.be/vg7UkvCwOKA
Родитель Ссылка 0
0
kinz
25.07.2011 12:53:05
Не знаю, что точно не устроило ветерана.
Гимн-то, кроме всего прочего, - масонский. Сион, масоны, а тут хоронят старшего офицера, бывшего в своё время членом КПСС. Лучше уж "Тётя хохотала".
Родитель Ссылка 0
0
25.07.2011 13:38:08
Гимн-то, кроме всего прочего, - масонский.
В указанной мною ссылке написано, что это не совсем верно. Да и понятие масоны раньше имело совсем другой смысл, нежели сегодня.
...Мелодия, которую Бортнянский написал для гимна, еще в XVIII столетии очень понравилась вольным каменщикам, и Гимн прослыл "масонским" (как известно, поэт М.М. Херасков, автор текста, был масоном, однако о Д.С. Бортнянском этого нельзя сказать, так как ни в каких известных по сию пору списках масонских лож в России он не значится; скорее, композитора можно отнести к разряду знакомых, друзей, понимающих и сочувствующих масонам, что было распространено практически среди всей придворной и мыслящей публики той эпохи). Так мелодия быстро распространилась и в Европе еще в XIX столетии.
Отмечается, что исполнение гимна "во время погребения старших офицеров (данная традиция скорее всего вернулась в Россию в виде "бумеранга", то есть уже после того, как Гимн стал популярен в военных кругах Европы)".
И ещё несколько цитат:
... Более того, он по праву считался и считается - в отличие от всех меняющихся со временем официальных или официозных гимнов страны - духовным Гимном России.
... В начале XIX столетия, а также временами и до самого Октября 1917-го года, мелодия Гимна Бортнянского "Коль славен" исполнялась (вызванивалась) 37-ю колоколами Курантов на Спасской башне Московского Кремля, как правило, каждый день - в полдень (есть также версия, что он исполнялся ежедневно в 15 часов и 21 час, тогда как в 12 часов и 18 часов звучала знаменитая мелодия марша Преображенского полка). Исполнялась эта мелодия и курантами Петропавловской церкви в Санкт-Петербурге (с помощью 38 колоколов, куранты были сделаны голландцем Крассом) вместе с мелодией Гимна "Боже, царя храни", также вплоть до 1917 года. Однако обе мелодии были вновь исполнены часами Петропавловки в празднование 300-летия города, построенного Петром Великим.
... Дмитрий Шостакович незаметно воспользовался мотивом «Коль славен» в известной песне начала 1950-х «Родина слышит, Родина знает» (слова Евгения Долматовского), до сих пор является предположением. Однако мелодический анализ песни может полностью это подтвердить.

Родина слышит, Родина знает,
Где в облаках ее сын пролетает…

Известно, что первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин насвистывал эту песню прямо перед стартом в космос, уже когда отсчитывались минуты до начала исторического события. А затем, после полета вокруг Земли (во время приземления), очевидцы засвидетельствовали: "Когда спускался, то пел песню: «Родина слышит, Родина знает»"…
... Гимн "Коль славен" был исполнен во время похорон писателя А.И. Солженицына в Донском монастыре в Москве 6 августа 2008 г. военным церемониальным оркестром, в тот момент, когда гроб был уже опущен и могила засыпана землей. Исполнение мотива первого куплета и припева произошло в присутствии семьи писателя и Президента России. Однако текста, по всей видимости, никто из присутствующих не знал и даже никогда не слышал.

Что я хотел сказать? Музыка марша Военно-воздушных сил СССР, как уже было отмечено в тексте поста,  использовалась и для "боевой песни" штурмовых отрядов Вермахта.
Всё дело в субъективном восприятии. Мне факелы в руках людей в форме напоминают фашистов, а для кого-то это древний германский обычай
Родитель Ссылка 0
0
25.07.2011 14:44:11
Ох, чего только не прочитаешь, если попытаешься разобраться в чём-то от корня. Вот ещё только лишь одна из публикаций "Товарищи генералы, всем молиться!"
Кто только не слушал и не пел под мелодию "Коль славен". Она "была частично использована при создании гимна Бунда – союза еврейских рабочих Польши, Литвы и России", власовцы также брали её на вооружение.
Но и это еще не все. Под вопросом сама "русскость" гимна. Автором музыки гимна «Коль славен» принято считать Д.С.Бортнянского. Однако этот напев на стихи немецкого поэта Герхарда Тэрстигена «Ich bete an die Macht der Liebe» еще с 50-х годов XVIII века входит в песенные сборники немецкой Евангелической церкви, а русский текст Хераскова – лишь вольный их пересказ.  Как «исконно немецкое» это произведение исполнялось в Германии, в том числе и оркестрами Третьего Рейха.
Всё это вызвало вопросы к Указу Президента РФ от 10.11.2007 N 1495, утвердившим новый «Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее Устав). В частности к его 12-й главе «Отдание воинских почестей».
Родитель Ссылка 0
0
25.07.2011 15:47:49
Ох, чего только не прочитаешь,
Ох, и не говорите...

Вот несколько разных исполнений "Коль славен...", включая масонскую версию.

Вот "Коль славен..." поют
казаки в Германии в 30-х

Вот исполнение
Родина слышит ..., относящееся ко времени полёта Ю.Гагарина.
Действительно, цитируются здоровенные куски мелодии "Коль славен...", явственно прослушивается идентичность фрагментов мелодий, поверьте мне как профессиональному акустику и бывшему оркестранту-любителю.
Выходит, что первый космонавт планеты, малость фальшивя, напевал в полёте мелодию масонского гимна, будучи коммунистом.

Вот
справка по Джону Гленну, первому американцу, совершившему орбитальный полёт, масону.

Вот
справка по Эдвину Олдрину, второму американцу, ступившему на Луну в первом межпланетном полёте, масону.

Вот
медаль, выбитая в честь освоения Луны, с масонскими символами.

Вот
справка по Вернеру фон Брауну, руководителю программы освоения Луны, в прошлом нацисту.

Се ля ви ...   :-)
Родитель Ссылка 0
0
25.07.2011 16:40:40
Се ля ви ...
Меня впечатлила иллюстрация, где изображены нынешние российские масоны: "Мастер 40-го градуса обучает мастера 32-го градуса".:D  
Родитель Ссылка 0
0
24.07.2011 11:19:24
Спасибо Ирина за Ваши дополнения. Рассказ интересный. По замечанию Kinz'a: действительно хотелось бы увидеть, если возможно, побольше документов или свидетельств. Понимаю, что сложно по объективным причинам. Хотя итак видна та большая работа, которую Вы проделали. Но всегда были и есть желающие тактильно проверить истину. Их право.
Могу добавить некоторые свои наблюдения. Вопросы авторства часто запутывают и сами авторы. Вспоминается грубо вымаранная вторая часть подписи на картине "Утро в сосновом лесу".
Известно, что медведей там изобразил художник Савицкий. И якобы по его просьбе Третьяков замазал это имя на полотне. Есть мнение, что Третьяков сделал это сам, без всяких на то просьб. "Я картину у Шишкина купил" и точка. Но и авторские права, как самого Шишкина, так и владельца шедевра Третьякова попирались всегда. Думаю уж точно, кондитерские фабрики не выплачивали авторских никому, ни наследникам ни Шишкина, ни Третьякова. Советизация сплошная. Конфеты назвали "Мишка косолапый", а их там на фантике четверо.‏ Кстати, саму картину часто называют "Тремя медведями", хотя их там опять таки четверо. Наверное, из-за сказки Л.Толстого "Три медведя". Но даже Википедия знает, что это пересказ "The Story of the Three Bears". А великий Л.Толстой только лишь переводчик. А другой автор Толстой, Алексей: "Пиноккио"- "Буратино".  Только недавно неподалеку от могилы подлинного автора Карло Коллоди нашли и место упокоения его героя Пиноккио Санчес.
Мистификации, мистификации... Случайные и задуманные...


P.S. Сайт navy.ru имеет серьёзную базу, но идеального ничего нет. Случаются и неполадки, есть и неудобства (часто из-за security). Зарегистрированные пользователи встречаются с этим реже. Не под своим логином очень давно не работал. Не  знаю, как отрабатывает обратная связь. Пошлю на всякий случай ответ на Ваш e-Mail.
Родитель Ссылка 0
0
kinz
24.07.2011 20:57:53
Относительно капельмейстера Якова Богорада - он   автор и "Славянки" и "Тоски по родине".
Оба марша - парные, на местные симферопольские темы, и  были им написаны в 1903-1904-м году, при устройстве на новое место службы, в Симферополе, и всвязи с русско-японской войной, -  он пытался их пристроить в качестве официальных маршей симферопольского 51-го Литовского полка - как полковой марш прощания - "Славянка", и полковой марш встречи - "Тоска".
Оба марша - парные, на местные симферопольские темы, и  были им написаны в 1903-1904-м году, при устройстве на новое место службы, в Симферополе, и всвязи с русско-японской войной, -  он пытался их пристроить в качестве официальных маршей симферопольского 51-го Литовского полка - как полковой марш прощания - "Славянка", и полковой марш встречи - "Тоска".

Ирина, официальные марши полка - это "Встречный марш", исполняемый оркестром при встрече командира полка, назначившего строевой смотр, и "Походный марш", назначение которого ясно из названия.

Ни "Прощание славянки", ни "Тоска по Родине" не могут играть роль встречного марша из-за своих мелодических особенностей. Плохи дела Богорада, если он не понимал этого момента, будучи капельмейстером.

Или плохи дела этой Вашей версии. Выбор за Вами  :-)

В царской армии, как выясняется, да, полки могли иметь собственные встречные марши. Но теперь  мелодия "Встречного марша" единая для всех вооружённых сил.

Да, я поискал, что за штука такая, "парный марш". Сдаётся, что военные об этом ничего не знают ...

Что касается речки Славянки, то что, если бы 51 полк стоял на Волге, марш назвали бы "Прощание Волги"?
Вряд ли, хотя вполне возможен был бы вариант "Прощание с Волгой".
Родитель Ссылка 0
0
08.02.2011 11:31:01
Скорее, Богорад, максимум, "оранжировщик композиции".
Мне аргументы, приводимые в блогах-источниках, видятся достаточно серьёзными. Там в комментах есть и примеры неустановленного авторства. Даже предметы (!) искусства иногда бывают без подписи, а уж устное творчество ... (пример "Жанеты" и фильма "Волга-Волга"- товарищи! Это моя песня!).
Преднамеренно не стал постить чужие блоги целиком, так как понимаю всю трудность и трудоёмкость исследования вопроса. Сейчас пишу ответы урывками, находясь на работе, и заниматься музыковедением не берусь. Последние зачёты сдал по предмету в 8-м классе и даже определение мелодии подзабыл. А ведь учили.
И ещё один момент:
Подыграть провокатору? Да пожалуйста,
Целью поста было противостоять плебейскому снобизму и показать, что есть и неизвестное в известном.
У меня тоже есть своё отношение и к халдеям, и к таксистам. Но всегда в памяти неплохой по сути фильм "Две судьбы" (тот советский, художественный, а не сериал ТВ). Многие русские офицеры в Париже стали и таксистами и официантами. А были снобами. Неисповедимы пути господни. Вот этого забывать нельзя.
Родитель Ссылка 0
0
08.02.2011 21:35:35


Аркадий, спасибо за упоминание моего блога в споре о "Прощании Славянки".(стр.14 блога) Желающие- вперед, выбрано все из "паутины". Это у меня- самое длинное из исследований.
А вот ролик- садистский.Ведь именно так оно и было. Тяжелое и насильное становление псевдонациосамосознания.Или хитрож...сть.
Корысть, корысть двигала теми в ролике, кто зачитал вторую присягу.
Я знаю. Судьба сталкивала.
Нынешний МО на чем прежде погорел? На десантных кораблях, используемых не по назначению. А для чего? А для перевозки мандаринов из Грузии.
А где там был я? Правильно. Наша фирма договорилась там и продавала здесь.
И "Жопорожец", единственная ПЛ. К ее аккумуляторным батареям я не имел отношения, но знаю цену и людей..И размер "отката"..
Кажется, сейчас ей новые, в очередной раз, купили. :|
Будет время, напишу блог.О разделении флотов.
Родитель Ссылка 0
0
08.02.2011 22:37:51
Слава великим россиянам-Богораду,Менакеру ит.д. ,сделавшим много для своей Родины-России. И позор Иванову(из ролика), продавшего её за шмат сала.Снобизм и аристократизм-разные понятия.Снобизмом больше ваши высказывания попахивают.
Родитель Ссылка 0
0
08.02.2011 22:50:01
Снобизмом больше ваши высказывания попахивают.
Надеюсь, не мои.
Аристократ Иванов.
Родитель Ссылка 0
0
08.02.2011 22:58:59
Я случайно не на ту кнопку нажал.Конечно ,это всё к Аркадию относится.
Родитель Ссылка 0
0
08.02.2011 23:15:31
Я случайно не на ту кнопку нажал.
"Кто бросил валенком в пульт управления?!"
Вот так и не стало Америки...
А ведь именно Вас учили нажимать именно те кнопки!
:|  :|  :| (блин, что за смайлик? рожа грустная и виноватая, будто украл что...)
Родитель Ссылка 0
0
08.02.2011 23:21:01
Нас всех учили понемногу...,а на "компе" новичёк-самоучка и в политуправление валенком не бросал :|
Родитель Ссылка 0
0
08.02.2011 23:39:30
в политуправление валенком не бросал  
Нам валенок обувь обычная...
Почему один валенок? Где второй? Может, матрос замерзает?
Где-то замерзает матрос в одном валенке. А кто у него командир?
Приказ по флоту.
Такого-то такого-то был обнаружен один валенок. В связи...исходя...Предположительно...Учитывая...Наверняка...
Проверка показала...Нарушения Директив и приказов за номерами...вопиюще...в пример другим, чтоб не повадно было...
2.Матросам ходить только в двух валенках, называемых "парою"...
Эх, лень просто приказ по флоту готовить на подпись :|  :|  :|
Родитель Ссылка 0
0
08.02.2011 23:21:23
Многие русские офицеры в Париже стали и таксистами и официантами. А были снобами. Неисповедимы пути господни. Вот этого забывать нельзя.
Я был таксистом в Калининграде.Понятно, не Париж...И не снобом, а человеком, кормившим семью.Пенсии еще нет, зарплаты уже нет...
Но мудака из администрации области, который сказал, что место нам, офицерам, среди официантов и таксистов, воспитал. Скажем так.
И совесть офицерская чиста, и он меня помнит. И никому другому офицеру -таксисту(временному) эта гнида административная  никогда уже такого   не скажет.
А какой дождь был! А с каким удовольствием мой кулак встречался с его мордой! А как он барахтался в луже, выброшенный из машины!
И 25 рублей я с него взял. По виртуальному  счетчику. За обучение жизни, наверное.
Родитель Ссылка 0
Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  


Главное за неделю