Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Кран-манипуляторы для военных

Пятерка кран-манипуляторов
закроет все потребности
военных

Поиск на сайте

сердца стучали в унисон

сердца стучали в унисон

Сердца стучали в унисон

     У меня особое отношение ко всему, что связано с Отечественной войной. С памятью о погибших. Может от того, что в нашем роду их больше, чем  могло  быть. Сказать слово "блокадники " Ленинграда, откуда мои родители родом, и, по-моему, можно ничего не добавлять.
   Может от того, что отец мужа Королев Мстислав Яковлевич, преподаватель физики и математики, на которого распространялась " бронь", ушел добровольцем на фронт в  первые же  дни войны, оставив жену и трое детей. Был в войсках на Дальнем Востоке . Добился направления в действующую армию. Воевал под Сталинградом.   Был ранен. Не долечившись в госпитале,  упорно доказывая медикам,  что он здоров, был направлен на Ленинградский фронт и погиб под  Кенгисеппом. Вернее, умер на операционном столе в госпитале, куда его, командира батареи, истекающего кровью, принесли на руках его солдаты.
       У меня особое отношение к  памятникам и мемориалам погибшим . Может потому, что отец мужа,  был похоронен в братской могиле  недалеко от госпиталя в Кенгисеппе.  Об этом я узнала в Ленинградском военно-медицинском архиве когда, искала  сведения ,цифры, факты для книги о госпиталях  города Перми в годы ВОВ. Нашла и эти данные.
    Может потому, что имея на руках документы архива, похоронную  свекровь, уже в преклонном возрасте, в сопровождении сына, поехала в Кенгисепп  с надеждой найти могилу или какое-то другое захоронение солдат и офицеров ,умерших от ран в госпитале и МОЖЕТ БЫТЬ  там увидеть  фамилию мужа и отца.  А им в соответствующих органах равнодушно ответили, что все сравняли и ...построили на этом месте дома.
      Мемориал. Памятник. ЭТО ПАМЯТЬ О КОМ-ТО ИЛИ КАКОМ-ТО СОБЫТИИ.   В каждом городе они есть. Величественные и попроще. С Вечным огнем или  без него. Куда приходят  в особые дни, чтобы поклониться. Помолчать. И что- то унести в своей душе и сердце....
       43 года прошло с той памятной экскурсии, когда мы   вместе с моряками, отпущенными в увольнение, побывали на мемориале в  Саласпилсе . А помню так ярко, как будто это было вчера.
    Это было утро следующего дня после приезда на 15-летие.  Мы едем в Саласпилс. В  пути  моряки нам рассказывают, что  это концлагерь,  в  котором погибло около ста тысяч человек. Здесь фашисты совершили одно из самых страшных своих злодеяний: умертвили семь тысяч  детей, выкачав из них  кровь.
     От станции нам предстоит пройти чуть больше километра по  лесу. Он очень красив в осеннем уборе. Сосны, березки, елочки. На какое то мгновение даже теряешь  представление, что ты не у себя дома,  а в Прибалтике.
   Идем  притихшие. Да и погода  соответствует настроению: моросит дождь и так  холодно, что зубы выстукивают. Ребята, попросив разрешение на время изменить форму одежды ,сняли  бушлаты и  накинули их нам на плечи.
    Еще немного и лес  расступился. Дальше дорога выложена каменными плитами. "Дорога смерти"- так ее  называли. Она вела туда, откуда не возвращались.
    Немного жутко было шагать по этим  плитам. Кругом такая тишина, и только  слышны наши шаги.  Все ближе и ближе подходили мы к  месту,  где был лагерь. И вдруг все отчетливей и отчетливей звук: - Тук! Тук! Тук! Словно чье то сердце билось!  Да, это действительно  стук сердца,  вернее ста тысяч сердец. В скорбном молчании кладем гвоздики к черному мраморному постаменту, откуда и доносится стук сердец, месту, где расстреливали людей.
   Цветы, словно капельки крови человеческой, пламенели на черном постаменте.
   Трудно описать словами все, что мы видели и чувствовали ,осматривая этот огромный мемориальный  комплекс,  все увиденное  рвало душу, сердце, нервы:  высеченные из гранита фигуры – «Униженная», женщина, прикрывающая грудь руками, «Мать», заслонившая  своим телом ребенка. Невозможно  без эмоций смотреть на центральную скульптурную группу :  «Солидарность»,   «Клятва», « Ротфронт»  И «Несломленный»» - человек, пытавшийся подняться с колен, остался в глазах и памяти. Место детских бараков – это кусок бетонный стены с решеткой. Место, где стояла виселица – все по натянутым нервам. Потрясла высеченная на гранитной стене надпись :
"Их убили только за то, что каждый  был человеком!  Их убили только за то, что  каждый любил свою  Родину «.
.Невозможно без содрогания видеть фотодокументы в маленьком музее этого скульптурного мемориала : вскрытые могилы, где рядами  уложены детские трупы и  подобное…Уходили  в глубоком молчании. Даже  ступали по плитам дорожки как можно тише. И нам в спины , как эхо : « Стук! Стук! Стук ! «…
    И сейчас, когда слышишь  или видишь шествие  бывших легионеров «Ваффен СС» в Латвии, ни сердце, ни мысли не находят покоя. Вроде, где-то умом понимаешь -  это другая страна, законы, порядки, ценности и все же ..  А недавно из интернета узнала, что  в том лесочке, через который идешь к мемориалу, обосновались  рижские ( а может и  не только)  "девочки с панели ". Дальше не хочется комментировать. Но  опять  не знает  душа покоя ни один день
   У меня особое отношение к памятникам и мемориалам погибшим в той жестокой войне . Я очень хотела бы ,чтобы нигде , ни в каком   местечке России или   за  ее пределами, никогда  не поганили  святое,  не оскверняли и не  оскорбляли  бы мысли, чувства и память.  А вот что  мне  для этого сделать, не знаю. ПОМНИТЬ ?!


Главное за неделю