Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Как обеспечить полный цикл контроля траектории ствола скважины

Как обеспечить полный цикл контроля траектории ствола скважины

Поиск на сайте

УРОК НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ

УРОК НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ

И все-таки, что мы  называем памятью ?  Как мы запоминаем ?. Почему  в моей памяти  стерлись лица одноклассников, с которыми учились в школе десять лет, но помню всех моряков-подводников с нашей  подводной лодки С-95,  хотя прошло более сорока лет,  хотя  встречи эти были короткими. Почему не можешь вспомнить соседку, с которой почти ежедневно  сталкивались   на лестничной площадке, а встреча с человеком, длившаяся минутами врезается в память  на всю жизнь ?   Может быть потому, что одни  события и люди, участвующие в них, были чем-то будничным, привычным, а другие -  затронули какие-то неведомые струны где-то в глубине души,  сердца,  какие-то мозговые  клетки,  отвечающих за  долговременную память .А может потому что  были окрашены эмоциями  ( благодарностью, необыкновенной душевностью, щедростью, нежностью, может быть   неповторимым чувством любви, сильным волнением… )
    В поиске ответов заглянула в научные труды  о головном мозге.  Конечно, много узнала такого, чем до этого и не интересовалась.  Но главное  не ошиблась  в раздумьях: " что удивительная  способность человека помнить  и забывать, пока еще остается одной из самых больших загадок для науки ..."  Что   " эпизодическая память - самая надежная из всех известных на сегодняшний день.    Потому что  хранит  ЛИЧНЫЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНО  ОКРАШЕННЫЕ  СОБЫТИЯ,  затронувшие  нас непосредственным образом... и они  настолько сильны, что фиксируются памятью мгновенно и надолго "...

    Все как-то стало понятно.  А то ведь  сетуем не по одному разу в день : " что-то с памятью моей стало ..."
Все  нормально. Так и  надо. Помним долго самое яркое,  даже ,если это был миг, взгляд, слово, звезду, упавшую на твоих глазах с небосклона, страх, испуг, стресс, волнение, неожиданную радость, необычный подарок, людей, которые оставили чем-то  особый  СЛЕД  в жизни, в судьбе, в памяти…


УРОК  НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ

И сейчас , спустя десятилетия,   искренне могу сказать , что  электроприборный  завод,  где я  проработала  10 лет - это моя судьба.  Там я приобрела профессию  - журналиста, которая  началась с небольшой  зарисовки в заводскую многотиражную газету.   Заметили,  оценили  и  стала рабочим корреспондентом.  Затем -  пригласили в штат редакции.
Мне в жизни  везет на встречи с хорошими людьми. Вот и в редакции у  меня были классные учителя  : редактор - человек  необыкновенной душевной теплоты, широкого кругозора, умудренный богатым жизненным опытом  , умеющий защищать  не только себя, но и постоять  за правду, не дать обидеть  любого из  редакционного коллектива.  Ответственный  секретарь -  это  ЖУРНАЛИСТ до мозга костей.   Он умел все !  Написать блестящий фельетон. Небольшую, корявую по стилю зарисовку, превратить  в яркий  очерк. Эпиграммы, шутки, юморески. Передовые статьи... ну, не было  газетных жанров, которыми бы он  не владел. А главное  -  мог  передать  это умение другим., разбудить талант , если видел его даже  в зачатках.  Какой  авторский коллектив был у нас в помощниках -  только позови !. Не зря наша многотиражка    была одной из лучших среди других заводских газет, и  мы не раз занимали призовые места в журналистских  конкурсах.
     Здесь  я  ВЫУЧИЛАСЬ. Да, работала и  шесть лет училась  заочно  на факультете журналистики. Терпели  мое отсутствие на  сессиях   в другом городе. И длительный отпуск на  подготовку диплома. И на  защиту  его и госэкзамены.
Ну и я выкладывалась.  Начиная с первого и до последнего курса  была отличницей .   А как  могла иначе?   Столько  глаз  следили за моими успехами.  И радовались, если у меня все получалось, как надо.
    Уважение. Признание.  Доверие.   Востребованность. Поддержка.   Известность.  Оценка  труда  ( медаль " За трудовую доблесть ", Почетные грамоты,   Журналистские премии в конкурсах... )  - все это давало " крылья " и просто СЧАСТЬЕ.  Я любила   писать о людях  завода.  В каждом старалась найти свою особинку, понять , почему человек делает именно так, в чем секрет его успеха, за что его ценят и уважают. Даже сейчас, встречаясь на улице, многие заводчане  узнают меня, называют по имени и говорят о том, что хранят  газету с очерком или зарисовкой о них. А еще, наверно, по молодости , «петушиной» задиристости, «зубастости»  удавались критические материалы. Как-то настораживалось начальство, когда я приходила в цех или отдел и начинала чем-то интересоваться.
    Но  я не о себе хотела  рассказать. О  ЧЕЛОВЕКЕ,   который  оставил  СВЕТ в моей душе на всю мою оставшуюся жизнь . Это директор завода ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ ПОПОВ.  Для меня  это был не просто руководитель высокого ранга. Что-то отцовское я видела в нем.   Наверно, неслучайно.   У меня рано умер отец , и как  многим, мне не хватало  почему-то   в жизни  - отцовской поддержки, внимания, взыскательности , одобрения, каких-то подсказок.. .  И Петр Николаевич  сыграл  большую роль в моем становлении, взрослении, понимании жизненных  принципов, взглядов, устоев.    Для меня его мнение, отношение, оценки были чрезвычайно  важны.
 Я не буду рассказывать, какой это был СПЕЦИАЛИСТ, РУКОВОДИТЕЛЬ.  Об этом   есть в интернете и оценка дана директором, который  сейчас  руководит  приборостроительным объединением.  Да мне  просто всего  и  не рассказать.  Скажу о своем, личном.  Он  не только одобрил ШЕФСТВО над  подводной лодкой  С- 95., а   принимал самое активное участие и проявлял неподдельный интерес к этой работе. Не обходилось без него, когда мы готовились к  поездкам на Балтику.   Заранее составлялся список, подарков, всегда самых  нужных в хозяйстве  подшефных ( завод изготавливал  немало товаров народного потребления ) , приобретались на выделенные деньги сувениры ( картины с видами Перми , фотомонтажи, барельефы...) . На 15-летие  лодки  С-95  разрабатывался эскиз, а потом по спецзаказу изготовлялись значки для моряков ( они изготовлялись впервые  в цехе  )  И опыт удался. Таких  значков  во всем мире нет. Эксклюзив, а теперь и раритет.   Выделялся транспорт, чтобы отправить нас , нагруженных до предела  на вокзал , сопровождающие лица. А когда готовились встречать очередную делегацию моряков в Перми,  о том, что надо и что сделано, секретарь комитета комсомола лично докладывал Петру Николаевичу.  Для каждой делегации подводников,  он устраивал приемы ( как самым дорогим гостям  ) , лично   знакомился, расспрашивал о службе, приглашал  работать на завод., если вдруг что-то не сложится в родных местах .   И не ради какого-то имиджа  ( тогда и слова то этого не было в обиходе ).  Просто этому ЧЕЛОВЕКУ до всего было дело.
    И наша газета была в центре его повседневного внимания.   Петр Николаевич  умел ценить ее роль в  воспитании коллектива завода.  Выпуская очередной   номер, мы в редакции " боялись " не цензоров, которые вчитывались в каждую строчку ( не дай бог, хоть намеком раскрыть какую-то тайну о том, что производит завод ).   "Боялись" ...КРАСНОГО  КАРАНДАША  директора завода, которым он разрисовывал каждый номер.   Мы знали  значение    птичек, кругов, подчеркиваний, восклицательных и вопросительных знаков...  да и слова " молодцы" , "согласен",  "будем исправлять ",  непрофессионально ",  поверхностно "  и другие  были  хорошим "кнутом" и " пряником ". Нет, он не давил своим авторитетом.  ЭТО БЫЛА ТАКАЯ НАУКА, которую и оценить,  и описать невозможно.
 Среди всех многочисленных встреч мне  запомнилась особенно одна.  Это был  урок, который он преподал мне  ЛИЧНО.   И на всю жизнь .  Написала я  хлесткую, едкую  статью про  неумелое руководство ( как мне казалось ) одного  молодого  начальника цеха. Как  еще  до сдачи в номер, Петр Николаевич узнал об этом, до сих пор не  могу понять. Возможно, сам "герой"  пришел пожаловаться и воздействовать, чтобы корреспонденция не появилась в газете.

    Звонок в редакцию и меня просят с  напечатанным  на машинке уже материалом, зайти к директору завода.
   Я  заволновалась, но и ощетинилась, готовая отвечать за   достоверность каждой строчки. Я всегда  проверяла и перепроверяла  факты, цифры, примеры. Но тут - то мало ли чего ?
         Петр Николаевич  читал, а я не без волнения следила за мимикой его лица. Любопытное зрелище, скажу я вам.: он то хмурился, то "хмыкал" удовлетворенно , то качал головой.
        Дочитал. Сняв очки, взглянул .  Как бы в раздумьи , молчит. У меня все похолодело внутри.  Сделан макет номера, зарезервировано место под этот материал, надо везти в типографию, иначе можем опоздать с выпуском.  А тут... не знаешь, чего и ждать.
       - Ну, Светлана, - сказал он, -  жестко ты его.... Факты все точные ? "   Я кивнула. И вдруг слышу :  «А я хочу попросить тебя : кинуть ему мосточек " . Я оторопела, какой-такой   мосточек ?.  Видя. мое непонимание, говорит : " Ты же его  припечатала в концовке.  А  он - начальник цеха.  Нет опыта работы. Недостатков у него,конечно,  много. Я согласен с тобой.  Но ведь, как ему руководить, если твоя статья выйдет  в таком виде.  А ты ему мосточек под ноги,  чтобы осознав, мог видеть, куда ему дальше  двигаться  и  в нужном направлении "... И спокойно, терпеливо стал рассказывать про перспективы цеха, и надежды, которые он  возлагает  на  этого человека…
 Я  все поняла  и ... переписала  концовку материала, используя  сказанное  директором.
      У нас в университете  преподавали специальный курс - ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА.  Но  такой УРОК  о "мосточке" -  шансе , исправить то, что было неладно, извлечь урок,  выпрямиться и идти вперед мне запомнился   ЯРЧЕ всех  основ этики. И вообще у журналистов моей поры , почти у каждого,  БЫЛА  ТОГДА  СВОЯ НРАВСТВЕННАЯ ЧЕРТА, через которую он  не переступал.  ВРОДЕ  заповеди  в каких-то случаях – « не навреди «.
       Конечно, я выросла, воспитана и работала в  той системе,  о которой почему-то все больше сейчас стесняются говорить. А мне не стыдно.  Жизнь и в те времена  учила меня. И чаще всего жестко. Но какие замечательные люди  были всегда рядом.  Благодаря им не ожесточилась душа, не озлобилась.  Я  многого достигла, состоялась в профессии , сложилась  судьба, семья, до сих пор много друзей.
Вот только не все перемены, которые начались в девяностые, принимает душа  и голова, хотя и ностальгия, если и бывает, то только по каким-то отдельным моментам прошлой жизни. Особенно не по себе, что  исчезает  настоящая журналистика, вернее, основы  ее этики.
С души воротит, когда,  включив программу, попадаешь на передачи ( а их так много ), где забыты и напрочь отброшены   честь, совесть,  чистота, мораль  и нравственность, где  перетирают  косточки  " кто, где, с кем, сколько стоило "… да не по одному разу.  И , словно, каждый хочет  в своих измышлениях перещеголять  другого .  И  как бриллианты  в куче навоза -  все реже встречаешь рассказы о порядочности, честности,  долге, ответственности,  самопожертвовании, помощи в беде и героизме...  Пожалуй ,только в воспоминаниях, рассказах и событиях прошлого века, что делает их неоценимыми.
 Мне говорят : такое  сейчас время  - вывернутое наизнанку.  А сердце не хочет мириться. Есть вера и надежда ,что пройдет и оно. И люди изменятся . И  жизнь человеческая, и сам ЧЕЛОВЕК,  его  интересы , заботы, тревоги, , проблемы бытия и  существования станут  в центре внимания.  Не будет обманутых, оскорбленных, обиженных. Потому что люди научатся слышать и слушать станут терпимее и бережнее друг к другу.  Непременно выведут  на свет  все темные дела и делишки, подлянки, совершаемые «прыщами» земли русской и каждому воздастся по его  заслугам. Если даже не по закону, так по суду чести и совести, людскому,  и  вселенскому. И станут они притчей во языцах.  Хотя и грустно немного от того, что это так еще далеко, и что  не каждый из нас доживет до той прекрасной поры.  А пока…  
 « Около узкого входа в грядущее
   В длинной толпе, потеснив настоящее,
   Ждет свою очередь прошлое,
    Злющее, но все равно неотступно стоящее !»        ( А.Жуков)
Так и живу:  ум устремлен – в будущее, память – в прошлое, сердце довольствуется настоящим.
( Тоже по   мудрому   совету  от  А. Лень).  Нет, лукавлю чуть-чуть.  Сердце не всегда  довольно настоящим.

   
       
       



--


Главное за неделю