Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Электродвигатели по технологии Славянка

Альтернатива электродвигателям
с классическими обмотками

Поиск на сайте

Первонахимовцы. Выпуск Ленинградского Нахимовского училища 1948 года. Часть 21.

Первонахимовцы. Выпуск Ленинградского Нахимовского училища 1948 года. Часть 21.

У будущих моряков. Фото Д. Трахтенберга. - "Ленинградская правда", 23.06.1948. Окончание.

На причале, что под самыми окнами училища, воспитанники красят баркасы, просматривают такелаж: идет подготовка к большому походу. Через несколько дней буксир выведет баркасы в залив, и здесь, подняв паруса, они возьмут курс на Выборг. Для воспитанников восьмых классов этот переход будет хорошей морской школой. Вскоре в залив выйдет вторая шхуна училища — «Надежда». Так назвали это судно в честь того шлюпа, на которой известный русский мореплаватель Иван Крузенштерн совершил кругосветное плавание. С этой шхуны нахимовцы будут выходить в походы на шлюпках по Финскому заливу. А в конце июля группа выпускников и младших нахимовцев отправится в экскурсию по Волге.



На снимке: слева — на государственном экзамене по физике. Отвечает отличник учебы выпускник Владимир Константинов; справа — члены экзаменационной комиссии: начальник учебного отдела училища полковник В. Николаев и старший преподаватель физики А. Трофимов.

Они были первыми. Первый выпуск первого военного набора 1944-1948 гг. Составил нахимовец 1948 года выпуска Николай Соколов.

Прошло, а сегодня, кажется, пролетело, четыре года и 30 июня 1948 года Н.Г. Изачик вручил нам, воспитанникам 1-ой роты, первые в истории Нахимовского училища аттестаты зрелости. В том числе, Радию Зубкову и Владимиру Москалёву - с награждением золотыми медалями и занесением на Доску почёта, Дмитрию Боровикову, Владимиру Киттелю, Владимиру Константинову - серебряными медалями.

Напомним, как сообщил в своем дневнике Игорь Леоненко, Константинов стоял у истоков нахимовского джаза, будучи руководитель джаз-банд. Исполняли: «Джемс Кеннеди», «Будь здорова, дорогая», «Хорошо в степи скакать, если конь хороший у ковбоя», «Типперери», «На честном слове и на одном крыле», «Карусель». Кстати, ник у него был интересный, - "Садко"!

В 1957 - 1958 гг. Константинов Владимир Иванович - командир эскадренного миноносца «Бурливый».



Эскадренный миноносец проекта 56 "Бурливый" во время кренования на реке Ингул в Николаеве, весна 1957 года

Кормилицын Юрий Иванович.



Кормилицын Юрий Иванович родился в  1929 году в Саратове. После окончания ЛНВМУ поступил в ВМУ им. М.В. Фрунзе. О нем известно немного, штрихи. Имел никнэйм Нур, Нурис.

Они были первыми" Н.П. Соколов.

Нурис без танцев жить не может,
Они ему - второй «рубон»!
Администрацию тревожит,
Всегда идя на прорывон!

Корнеев Игорь Григорьевич.



Корнеев Игорь Григорьевич родился 9 октября 1928 года в Ленинграде.

Они были первыми.  Первый выпуск первого военного набора 1944-1948 гг. Составил нахимовец 1948 года выпуска Николай Соколов.

"В училище он прибыл прямо с Карельского фронта с двухлетним перерывом «по уважительной причине» школьных занятий (ПОБЕДИТЕЛИ - Солдаты Великой Войны).  Его фронтовая «бывалость», медали на груди и покровительственная без всякого зазнайства общительность притягивали к нему ребят, особенно таких же, как он, вояк. И скоро вокруг Игоря сплотилась группа, которую в лагере, куда они попали одними из первых, так и называли - «фронтовиками». Первый набор в училище был с третьего по седьмой классы. Опеку над малышами и защиту их от обидчиков (а такое поначалу случалось: кое-кто из старших ребят пытались отнимать у них пайки хлеба и сахара) и взяло на себя «фронтовое братство».
Лёгкий на ногу, прекрасно чувствовавший ритм, Игорь хорошо бил чечётку. И конечно же, у него нашлись последователи, которых он охотно обучал. А надо сказать, что классное помещение второго взвода, где мы с Игорем учились, помещалось как раз над кабинетом начальника училища. И когда уроки степа затягивались, снизу на «потолковую» дробь прибегал адъютант или дежурный офицер и чечёточники наказывались. Нет, не «папой» Изачиком, а взводным старшиной по кличке «Тюлень», который применял к нам методы воспитания, обретённые им в школе СС (аббревиатура «Строевых старшин») и с которым у нас шла постоянная с переменным успехом борьба.
После Нахимовского Игорь окончил училище Подводного плаванья и со всей своей страстностью, увлечённостью и способностью схватывать всё налету, что касается непосредственно службы, быстро пошёл в гору. Штурманом, помощником командира, старпомом и командиром он плавал, практически, на всех типах подводных лодок и, как правило, головных. А подводники хорошо знают, что это такое: всегда находишься под самым пристальным вниманием начальства, в том числе, и самого высокого. Так он был замечен Главкомом и назначен начальником группы ПЛО ВМФ, затем начальником командной системы Боевого управления флота, начальником Центрального командного пункта Главкома ВМФ, где вся служба его проходила в тесных контактах с Оперативным управлением, разведкой, Управлением боевой подготовки и другими структурными органами Главного штаба ВМФ и Генерального штаба ВС. Отслужив 43 календарных года, капитан 1 ранга И. Корнеев вышел в отставку с должности начальника Основного командного пункта Главнокомандующего ВМФ СССР. Но, полный энергии, быстрый и решительный, он не мог без настоящего дела. И флотское руководство нашло для него такое. Московский ДОСААФ не в полной мере оправдывал свою последнюю букву: не было у него клуба юных моряков. Будучи председателем секции подводников Совета ветеранов Северного флота, Игорь Григорьевич создал в Москве клуб юных моряков «Североморец», которому отдал все силы, время и опыт моряка. Как то же самое делал в Питере его товарищ по Нахимовскому училищу, коллега по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, капитан 1 ранга в отставке Л. Корякин-Черняк в своём школьном музее Соловецких юнг. Работа клуба была отмечена Кубком министра обороны РФ, Грамотой Государственной Думы, многими ценными подарками.



Помню, четыре года назад, на праздновании пятидесятилетия Нахимовского училища, я после долгого перерыва встретился с приехавшим из Москвы Игорем. Оказывается, он прибыл не один - «заодно» прихватил группу своих юных моряков для ознакомления с Северной столицей. И если мы, как и все, находились в состоянии общей праздничной эйфории, то трудяга Игорь озабоченно бегал в поисках того, кто бы смог помочь ему с горючим (катер он уже достал), чтобы морем переправиться с ребятами в Кронштадт на экскурсию..."

Московская городская организация РОСТО (ДОСААФ)Московская объединенная морская и радиотехническая школа МГС РОСТО.

Свыше 20 лет на базе МОМРТШ осуществляет свою работу клуб Юных моряков «Североморец», руководимый капитаном 1-го ранга в отставке И.Г. Корнеевым.
За время работы клуба всего прошло обучение морскому делу свыше 10 000 воспитанников. В клубе постоянно занимаются 10-16 летние мальчишки и девчонки, которые имеют возможность под руководство опытных наставников изучить историю флота.
Школа свято чтит морские традиции России. В 1987 году на базе школы был создан музей Морского Флота.
Музей располагает значительными историческими фондами по морской тематике, включающими в себя уникальные экспонаты датирующиеся V веком, а так же современные выставочные образцы.



Сдал норматив – полюбил Родину? Дина ЮСУПОВА. - Газета "Первое сентября" N 6/2004.

"ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Нельзя сказать ребенку: “Садись, я тебя буду воспитывать”. Тем более что мнения взрослых разделились. Одни верят только в здоровый образ жизни и военно-спортивную муштру. Другие считают, что настоящий патриот – тот, кто любит и досконально знает свой родной язык.
Но особенность нынешней языковой ситуации в том, что традиционно оскорбительные слова в современном языке утратили свой изначальный смысл и употребляются в более широком спектре. Матом теперь не ругаются, матом разговаривают. Внятно выразить свою мысль старшеклассникам и даже студентам педагогических вузов уже не под силу. Из-за бедного словарного запаса они заполняют неизбежные пустоты в своей речи жестким жаргоном, словами-”джокерами”.
Школа, натужно одолевающая неграмотность, не находит сил для деликатного патриотического воспитания. А дети? Они неохотно слушают нас, зато охотно подражают...

Игорь Корнеев, в прошлом подводник, прослуживший 27 лет на Северном флоте, ныне единственный преподаватель детского морского клуба РОСТО (бывший ДОСААФ) «Североморец», по-военному скуп на эмоции: «Я не говорю, что хочу возродить патриотизм или воспитать настоящих моряков. Мне важно отвлечь детей от той гадости, что происходит в стране, – хулиганства и хамства, матерщины на улицах, тотального бескультурья, разрушения мощной державы. У меня они поймут, что такая жизнь – временное явление».
В Москве есть еще несколько клубов моряков, где преподают бывшие военные. Старейший из них – «Нахимовец». Туда принимают детей с семи лет. В группах юнг занятия проводятся в игровой форме. В группах судоводителей изучают катера и судовождение. В группах старшин шлюпок обучают управлению на веслах, под парусами и под мотором. Другое военизированное заведение – клуб «Юный десантник». Здесь принимают всех, но остаются немногие. Очень уж жесткие правила воспитания. Вот что написано в учебном требовании: «Осилил 40-километровый кросс без еды по болотам и лесам, отжался 150 раз, потом на кулаках еще 40, на перекладине подтянулся 50 – можешь пришивать шевроны. Не пересдал на следующий год нормативы – снимай шевроны, а пересдал и выполнил следующие – надевай тельняшку». Поругался с боевым товарищем, руководитель выясняет причину ссоры и… заставляет отжиматься обоих хоть в болоте, хоть лицом в грязь. Потому что нужно уметь договариваться."

Летописец выпуска Соколов Н.П. сохранил для нас и, надеемся, будущих юных читателей, как формировались характер и любовь к морю у Корнеева Игоря Григорьевича, вспомнил в том числе и юношеские шалости в стенах Питонии.



Фото Миланы Федосеевой. 2008 год.

Они были первыми" Н.П. Соколов.

Самоподготовка


"Вечер. За преподавательским столом - старшина, наш «радетель» Серёжа Тюменев. Следит за дисциплиной и порядком в подопечном взводе. Скучает. В классе «поверхностная» тишина с подспудной жизнью - перешептываниями, смешками, перекидыванием записочек, невидимой «подпольной» работой рук. Неожиданно встаёт Корнеев.
- Товарищ старшина, разрешите за котангенсом сходить?, - и уточняет, - в одиннадцатый класс...
Замерли, ждём, что будет.
- Только не надолго, - не сразу (подумав: нет ли тут какого подвоха и не найдя его) сурово отвечает старшина.
Гусь с гордо поднятой головой проходит по классу к дверям. Слышны сдавленные смешки. Взят очередной реванш в нескончаемой войне с «Тюленем». А он, так и не поняв, в чём дело, но почувствовав, что его опять провели, начинает цепляться.

На часах...

Вся наша жизнь в училище подчинена внутреннему распорядку, расписанному строго по часам. На кораблях, знаем, ориентироваться во времени можно по склянкам, которые бьются через каждые полчаса. Отбиваются они рындой двумя видами ударов: одним спаренным в два звучания («бом-бом») - полной склянкой и - полусклянкой, в одно касание рынды («бом»). Кажется, чего проще! Но выполнению этих «бом-бом» и «бом» нам надо было ещё научиться.
Труднее всего давалось - это после ударов в рынду резким рывком руки вниз остановить рындобулинь, чтобы, не дай бог, не «замусорить» склянку нечаянным лишним касанием рынды. И второе, что не ко всем сразу приходило - почувствовать и выдерживать ритм боя склянок. Не будет кощунством с моей стороны сравнить умение бить склянки с нехитрым, но всё-таки искусством звонаря со звонницы какой-нибудь деревенской церкви. Те, кому приходилось в вечернее или ночное время слышать с внешнего рейда разноголосый перезвон склянок с ближних, дальних и находящихся у причалов базы кораблей, думаю, согласятся со мной.



Рынды были и в рынды били мы в нашем летнем лагере над водами Суоло-ярви, на наших шхунах «Бакштаг» и «Учёба» в невских водах и Финского залива, и какое-то время - в стенах училища (она висела, пока не был снята, на нижней площадке главной лестницы). Рында, или судовой колокол, как её ещё называют, всегда являлась и является одним из главных символов корабля - носит его имя и всегда (будучи начищенной до блеска) сияет славой его! И мы с великой любовью и нежностью драили «свои» рынды зубным порошком и пастой гой, при этом, обращаясь с ней очень даже ласково, чтобы она, случаем, не звякнула жалобно из-за неосторожного с ней обхождения.
На часах... Стоим мы и на часах, но не "часовыми любви", как потом, через много лет, будет петь Б. Окуджава о наших (тогдашних) сверстниках на гражданке, а настоящими часовыми, с карабинами и штыками в ножнах на поясных ремнях. Стоим часовыми на посту номер один у Знамени училище, на сторожевых постах у вещсклада и у дров на набережной; несём вахты на КПП главного входа в училище, рассыльного дежурного офицера, на шлюпочном причале; дежурим по роте, по столовой, в классах... И с выполнением этих сугубо уставных для нас, тогда ещё не принявших военной присяги, обязанностей были связаны смешные, не очень смешные и просто анекдотические случаи.



Пост у Знамени - это своего рода визитная карточка училища или, как в старину, «красный угол» избы. Соответствующее и оформление, и внимание к нему - скульптура адмирала Нахимова в полный рост в обрамлении куртуш с датами и названиями великих морских побед русского флота и маринисткими росписями; и, конечно, идеальная чистота, поддерживаемая ежедневными влажными уборками пола и протиркой керосином ближайших полуколонн. Менялись часовые через каждый час. Но и этого часа, оказывается, в принципе, было достаточно, чтобы, нанюхавшись керосиновых испарений, можно было запросто хлопнуться в обморок. И хлопались. После нескольких таких случаев керосиновый освежитель колонн был отменён.
А вот из разряда "небывалое бывает". Ночь, Игорь Корнеев идёт из спального корпуса в основной сменить часового у знамени Игоря Леоненко - «...непременно, часовым полагается смена». (Опять Б. Окуджава). Долго звонит у закрытой двери главного входа. Наконец, её открывает чем-то страшно взволнованный дежурный офицер и тут же убегает куда-то. Оказывается, когда на звонок он пошел к двери, чтобы открыть её, то не увидел в конце коридора у Знамени часового. Не веря глазам своим подошёл ближе и... понять ничего не может: Знамя под чехлом есть, карабин, прислоненный к тумбе, есть, ботинки(!) часового есть, а самого часового нет!!! (Как рассказал потом Лео, его перед этим так «припёрло» по нужде, что он не выдержал и, сняв свои тяжёлые ботинки, чтобы их грохотом в пустом коридоре не привлечь внимание дежурного офицера, помчался налегке в гальюн). Дежурный офицер, ошалело пометавшись в поисках часового под непрекращающийся трезвон от входной двери, побежал отворять её. В этот самый момент Лео прибежал обратно и, сунув ноги в ботинки, как ни в чём не бывало, занял своё место у Знамени. Ну а дальше всё было так, как и положено - в присутствии дежурного офицера произошла полагающаяся часовым смена.
Для нас так и осталось загадкой, как отнёсся дежурный офицер ко всему этому. Подумал ли он, что у него, выражаясь современным языком, "крыша" поехала. Или, при отсутствии возможности получить соответствующие свидетельства от других очевидцев, отнёс виденное к галлюцинации, а, может быть, что, естественнее, к прерванному звонком в дверь сновидению. В общем, это «полумифическое» ЧП, никаких последствий не имело."

Помнит Игоря Григорьевича, его крылатые выражения, один, видимо, из сослуживцев, участник форума Общий сход Вольной Станицы.  Заголовок: Re: Казачья свадьба.  

"От Аттила дата Декабря 15th, 2005, 6:42pm Есть описание свадьбы и у Гоголя, в "Страшной мести", сватовство - в "Ночь перед Рождеством". Как говорил капитан первого ранга Корнеев И.Г.: "Ну что, орлы, да не те, которые летають, а те, которые клюють. А что клюють? Д..... клюють...". Так что орлов полно..."

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю