Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Правильный моментный ключ

Как решить
проблемы
с обслуживанием
боевой авиации

Поиск на сайте

Агронский М.Д. Записки морского офицера. Часть 8.

Агронский М.Д. Записки морского офицера. Часть 8.

«Здесь нет душистых роз
И нет кустов мимозы,
И не услышишь трели соловья;
Не вьются над озёрами стрекозы
И васильками не пестрят поля…»

Виктор Леонов

2.3. Губа Окольная. (Североморск. 1.2.1962 – 1.11.1967)



Североморск Губа Окольная

2.3.1. Ваенга

Крутой вираж в службе связан с переходом в столицу Северного флота – Североморск, выросший на месте посёлка, носившего до 1951 года название Ваенга. О причинах этого виража подробно рассказано в предыдущей главе 2.2. Хлопоты с перебазированием даже и хлопотами назвать было бы преувеличением, т.к. семья находилась в Ленинграде, а вещами еще не успели зарасти. Перебрался в общежитие ракетной базы – большую комнату в той же казарме, где жили матросы, и размещался штаб воинской части. Добротное трёхэтажное кирпичное здание казармы находилось в восточной части города на высоком месте, где соседствовало с аналогичными зданиями учебного отряда флота и, видимо, ранее ему принадлежало.
В шестидесятые годы начиналась эпоха бурного развития ракетного оружия и ракетного флота, который интенсивно строился и осваивался военно-морским флотом. На это освоение страна денег не жалела, в том числе и на строительство современных береговых баз. На одной из таких крупных баз (арсеналов) мне и предстояло продолжать службу. Надо сказать, что к этому времени офицеров – специалистов по морскому ракетному оружию было подготовлено не мало, но всё же недостаточно. К тому же, для обеспечения нормальной работы базы требовались не только специалисты-ракетчики, но и офицеры широкого профиля, к которым нас с Харькиным, видимо, и отнесли. Для окончательного решения вопроса о переводе в новую часть мы были приглашены на собеседование к командиру части. Сведения о времени и месте встречи мне сообщил однокашник по Нахимовскому училищу Молочников, служивший в этой части с 1958 года. Нас с Вадимом Харькиным любезно принял высокого роста подполковник с выцветшими чуть навыкате холодными голубыми глазами, судя по отличительным знакам на погонах ранее служивший в береговой артиллерии (частях береговой обороны). Владимир Михайлович Модин являлся одним из основателей этой части и пользовался уважением у личного состава и командования флотом. При беседе присутствовал и главный инженер части капитан 2 ранга Евгеньев Витольд Михайлович, который почему-то сидел на стуле, подвернув под себя одну ногу (т.е. сидел на своём ботинке, который был на стуле?) Беседа была краткой и деловой, в результате которой нам предложили должности инженеров цеха с очень скромным окладом, кажется 110 рублей. С учётом полуторного оклада (за полярным кругом) это посчитали приемлемым, т.к. на военной службе бешеных денег никому не платили. Важнее было то, что должность инженера цеха позволяла получить очередное воинское звание.
Эта воинская часть считалась инженерной и первоначально её структура в отличие от строевых военных организаций была цеховой, т.е. вместо рот, взводов были номерные цеха и лаборатории, по которым был расписан личный состав. Во главе цеха стоял начальник цеха, штатная категория которого капитан 3 ранга. В его небольшой аппарат входили по штату старший инженер цеха и два инженера цеха. Эти два штата инженеров цеха № 1, которые были вакантными, мы с Харькиным и заполнили. Должность старшего инженера цеха на протяжении ряда лет бессменно и исправно исполнял капитан-лейтенант Вержбовский Элеварий Петрович, по аналогии с корабельным уставом неофициально именовавшийся старпомом. Он был настоящим хозяином цеха, человеком на своём месте. Впоследствии вынужден был уйти на другую должность (в отдел хранения), где получил очередное воинское звание - капитан 3 ранга. С его уходом цех потерял опытного, исключительно ответственного и дисциплинированного офицера.

Примечания редакции.

Модин Владимир Михайлович. - ЦНИИ РТК - Энциклопедия космонавтики



Род. 12.IV.1926 г. в г. Скадовске (Херсонской обл. УССР). Окончил: Краснознаменное училище береговой обороны ВМС (1946) по специальности "Артиллерист БА ВМС"; Высшие специальные классы ВМС по факультету БА (1953). Прошел подготовку в экспериментально-учебном центре ЧФ по ракетному комплексу "Скала" с КР "С1" (1956). Обучался на академических курсах офицерского состава ВМФ при ВМОЛА им. А.А.Гречко (1965). Участник ВОВ: участвовал в войне с империалистической Японией в составе частей береговой артиллерии ТОФ в должности курсанта-стажера. Служил на различных офицерских должностях в Береговой артиллерии ВМФ (1946-1955). Формировал и командовал первыми созданными на СФ ракетными частями береговой обороны, имеющими на своем вооружении ракетные комплексы "Скала" и "Сопка" (1955-1961). В июле 1959 г. успешно осуществил 180-километровый перевод РК "Сопка" от ж. д. станции Ваенга по Кольскому полуострову, в условиях бездорожья, через высокогорный хребет Муста-Тунтури на полуостров Рыбачий в район губы Скорбеевка. Командовал ракетной базой СФ (1961-1964), обеспечивал подготовку и выдачу для боевой службы и практических стрельб на РПЛ, АПЛ и надводные корабли флота ракет Р-11 ФМ, Р-13, П-5, П-5Д, П-6, П-15. Принимал участие в испытаниях БР Р-21 комплекса Д-4. Зам. начальника испытательного управления космодрома "Байконур" (1966-1969), руководил испытаниями и подготовкой к постановке на опытно-боевое дежурство ракетного комплекса морской космической разведки. Командовал испытательным управлением ГЦМП МО (1970-1976), руководил проводимыми испытаниями флотских баллистических и крылатых ракет: РСМ-40, РСМ-50, РСМ-45, КР "П-500" и "Гранит". Зам. председателя Государственной комиссии по проведению ЛКИ комплекса БР РСМ-45 (1974-1976). После увольнения в 1976 г. в запас, 2 года работал в ЛНПО "Гранит" в должности зам. главного конструктора по системе управления КР "Вулкан".

Владимир Модин / Проза.ру - национальный сервер современной прозы



Воспоминания о 9-й саш  - мемуары, 18.11.2005 11:49
Байконур  - рассказы, 26.02.2004 14:51
Воспоминания о Викторе Петровиче Макееве и совместной работе с ним  - мемуары, 23.12.2003 10:59

Стихи — Остров Кильдин.  Из книги: Шилюк Ю.П., Потапов В.А."Береговики Заполярья".

Модин В.М. свои впечатления об острове изложил в следующих строках:

Немало островов я помню,
Но сердцу дорог лишь один:
Полярным солнцам ослепленный
С негромким именем - Кильдин.

Клубятся белые туманы,
О скалы рушится прибой,
Но остров выход к океану
Хранит, как вечный часовой.

Его всю жизнь волна качает.
И, глядя в море, каждый раз
Он нас последним провожает,
Он раньше всех встречает нас.

2.3.2. Встреча Н.С.Хрущева с «дважды дорогими» мурманчанами.

Во второй половине 1962 года после сдачи зачёта на допуск к самостоятельной работе по своей должности на меня было написано представление к очередному воинскому званию «капитан-лейтенант», которое вскоре было присвоено приказом командующего флотом.
Памятны солнечные июльские дни жаркого лета 1962 года, связанные с посещением Н.С.Хрущевым Мурманска и Северного флота. Вначале глава правительства знакомился с гражданскими объектами Мурманской области и выступил на городском стадионе перед собравшимися мурманчанами. Я слышал трансляцию этого выступления, которое закончилось скандалом. Не доверяя своей памяти, я обратился к мемуарам некоторых свидетелей. Например, в книге Н.Мормуля и др. («Атомная подводная эпопея». М.: Боргес, 1994.) можно прочесть: «Здравствуйте, дважды дорогие мурманчане! Я говорю «дважды дорогие», потому что вы дороги мне, и стране обходитесь недёшево. Мы в Москве такого солнца не видим, а вам здесь за это выплачивают полярную надбавку». Народ на Севере не из пугливых, и главу государства немедленно освистали. Трансляция митинга была прекращена после того, как толпа прорвала оцепление и направилась к трибуне с криками и требованиями улучшить снабжение северян, в частности, мужскими носками, которые почему-то были в большом дефиците. Трансляцию прервали на моменте, когда оратор начал размахивать кулаками и что-то гневно произносить. Что именно он говорил неизвестно, т.к. сначала выключили микрофон, а затем отвели телекамеру. Негативное впечатление от первых встреч пришлось заглаживать военным морякам, которые сумели отлично провести показательное учение с последующим банкетом в Североморском Доме офицеров.



"Дорогие Мурмончане в двойне нам дороги. (имея ввиду оклад)".

Другой авторитетный автор - И.Касатонов («Флот выходит в океан».1995.) не обходит молчанием этот же эпизод, но не упоминает о посещении 19 июля 1962 года нашей части высокими гостями, которое имело большое значение для развития морского ракетного оружия. А это мероприятие было, и к нему тщательно готовились около двух месяцев не только сотни офицеров и матросов ракетной базы, но и, в первую очередь, главные конструкторы и изготовители этого перспективного оружия в почтовых ящиках страны. Мы чистили и мыли цехи и лаборатории, дороги и причалы. Всё, что было на виду, красили и перекрашивали, даже пожелтевшую от засухи хвою декоративных ёлочек, высаженных у въезда на техническую территорию. Лавры незабвенного Потёмкина кое-кому не давали покоя. Хрущева сопровождала солидная свита из министров и военачальников, среди них и Главком ВМФ адмирал флота С.Г.Горшков. Гостям показали техническую территорию части и провели по четырём ангарам, где была развёрнута обширная выставка достижений развития ракетного оружия флота, в основном, двух конкурирующих фирм – Чаломея и Макеева. Первая занималась созданием крылатых, вторая – баллистических ракет (БР) морского базирования.
Промышленность готовилась к выставке, конечно, загодя. Особое усердие проявили создатели крылатых ракет, которые заняли под экспонаты два самых вместительных ангара, демонстрируя множество тщательно выполненных красочных схем и действующих макетов. Третий ангар был занят довольно громоздким комплексом «Д-4» для стрельбы баллистическими ракетами из-под воды и корабельными зенитными комплексами. В четвёртом ангаре размещалась вся остальная наземная техника.
Как и следовало ожидать, на Н.С.Хрущева большее впечатление произвело эффектное и красочное оформление техники фирмой Чаломея, и он дал зелёный свет его разработкам. Развитие баллистических ракет было приторможено, хотя американцы в это время разработали БР на твёрдом топливе с дальностью стрельбы превосходившую дальность полёта наших ракет.
В своё время я задавал себе и сослуживцам вопрос, почему мы принимаем на вооружение подводных лодок только жидкостные ракеты, а американцы – только на твёрдом топливе? И внятного ответа не получил, что не удивительно, т.к. информация по этой тематике была под замком секретности. Только через тридцать лет корифеи-создатели этого оружия слегка приоткрыли свои рты и сейфы. Так, академик Е.А.Сиволодский, специалист по ракетному топливу, ответил на поставленный вопрос следующим образом. Если раньше говорили, что это связано с технологическими трудностями контроля состояния порохов во время эксплуатации ракет, то ответ специалиста другой. Оказывается, причины кроются в невозможности безопасной перевозки снаряжённых ракет по нашенским дорогам. Американцы же для этих целей используют водный транспорт, т.к. их военно-морские базы и заводы расположены на побережье обоих океанов.
Может быть это и так, но были и другие причины. Они кроются в истории создания этого оружия и технологических трудностях. Один из разработчиков оружия Б.Е.Черток недавно отметил в статье газеты «Известия» от 11.03.1992, что у советских ракетных триумфов было немецкое начало. Раньше и это было большим секретом. Теперь это можно прочесть не только в газете, но и в мемуарах упомянутого выше автора. («Ракеты и люди. М.1999). Наша первая БР Р-1 была копией немецкой ФАУ-2, разработанной под руководством Вернера фон-Брауна в Германии. Она работала на жидком топливе, состоявшем на 75 % из этилового спирта и 25 % керосина. («Ленинградская правда» от 30.03.1991). В 1946 году И.В.Сталин поручил наркому вооружения Д.Ф.Устинову заняться ракетным вооружением. С.П.Королеву было дано задание разобраться с трофейными ракетами А-4 (ФАУ-2), и научиться пускать их, одновременно начать производство подобного оружия. (Я.Голованов. «Королев и Сталин». Литературная газета от 8.05.1991). В 1948 году состоялись первые пуски ракеты Р-1, которые показали, что при дальности полёта 260 км разброс по точности попадания в цель составляет 4 и более км. В дальнейшем под руководством С.П.Королева в Подлипках под Москвой в короткие сроки были созданы и приняты на вооружение ракеты Р-2, Р-5, Р-11 и Р-11 ФМ. (М.Ребров. Город Королева./Российская газета от 22.09.1992.) Причём уже в первых усовершенствованных отечественных ракетах Р-2 и Р-5 по предложению В.П.Глушко этиловый спирт и вода были заменены смесью изопропилового и метилового спиртов. Это повысило дальность полёта ракет, но, полагаю, огорчило немалочисленных поклонников Бахуса. Одновременно начались работы по созданию нового класса самовоспламеняющихся топлив на основе азотной кислоты и окиси азота. Горючим для этих окислителей служили смеси органических жидкостей, которые у немцев имели кодовое название «тонка». Что оно значит, упомянутый ранее академик Сиволоцкий не знает. Одна из разновидностей трофейного топлива – «тонка-250 – была воспроизведена в отечественных лабораторных, а затем и в промышленных масштабах под шифром ТГ-02. (Топливо ГИПХ-02./Ленинградская правда от 30.03.1991).
Продолжаю начатый экскурс в историю развития ракетостроения в нашей стране. Читатель, которому эти бывшие секретные сведения покажутся скучноватыми, может пропустить приведенные технические подробности, ставшие известными мне только в последние годы. 4 мая 1954 года ЦК КПСС и СМ СССР приняли закрытое постановление о создании межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), получившей обозначение Р-7 («семерка»). Через три года в 1957 году начались её лётные испытания. 27 августа 1957 года ТАСС сообщило, что произведены успешные испытания МБР. Полученные результаты показали, что имеется возможность пуска ракет в любой район земного шара (что звучало, как явная угроза потенциальному противнику за океаном). В этом же году произведен ряд взрывов ядерного и термоядерного оружия на большой высоте.
16 сентября 1955 года (я учился на последнем курсе Калининградского ВВМУ) в Белом море произведен пуск БР-11 ФМ с подводной лодки «Б-67» проекта В-611. (А.А.Запольский. Ракеты стартуют с моря. СПб., 1994).



Б-67 на испытаниях в Белом море.

Начало воплощения в жизнь идеи вооружения ПЛ управляемыми БР относится к 1952 году. 26 января 1954 года выходит постановление правительства «О проведении работ по исследованию возможности старта БР с ПЛ, а также первых пяти боевых ПЛ (АВ-611), вооружённых БР в морском исполнении типа Р-11 ФМ (модификация сухопутной ракеты Р-11). Руководителями темы «Волна» назначены главный конструктор ЦКБ-16 Н.Н.Исанин и главный конструктор ОКБ-1 НИИ-88 С.П.Королев. Для проведения первых испытаний на сухопутном полигоне в Капустном Яру соорудили качающийся стенд, а под Архангельском приступили к оборудованию вновь организованного морского полигона.
В ракете Р-11 в качестве окислителя была применена азотная кислота, а в качестве горючего – тонка (ТГ-02). Применявшаяся ранее пара: жидкий кислород (низкокипящий окислитель) и спирт требовали после заправки ракеты до самого старта обеспечивать постоянный дренаж и подкачку бака испаряющегося окислителя. Совершенно очевидно, что в условиях ПЛ это сделать невозможно. Азотная кислота, представляющая собой высококипящий окислитель, не испарялась и после заправки ракеты могла оставаться в состоянии боеготовности длительное время. По сравнению с Р-1, Р-11 казалась малюткой, которую разработчики называли «карандашом». Её длина 10 м, максимальный диаметр 0,88 м, размах стабилизаторов 1,8 м, стартовый вес 5 т, дальность полёта 150 км, вес полезной нагрузки 71 кг.
В мемуарах В.Н.Чернавина (Морской сборник. 1991 № 8) можно познакомиться с некоторыми подробностями освоения ракеты Р-11 ФМ на флоте. «Корабль (ПЛ проекта АВ-611) был оснащен двумя ракетами для надводного пуска. Дальность стрельбы в несколько сот километров тогда для флота считалась стратегической.

Шахты лодки тоже ещё не годились для подводных пусков. В них ракеты устанавливались на специальном столе. При загрузке шахты стол поднимался в верхнее положение, на него краном устанавливалась ракета, полузахваты обнимали её, подсоединялись штекерные устройства кабелей от бортового питания и корабельных приборов. После осмотра и выверки по корабельным приборам ракета опускалась в шахту на нижние упоры. Погрузка ракеты осуществлялась в ночное время (для соблюдения режима секретности). Перед стрельбой стол с ракетой поднимался на верхние упоры. Запускался двигатель ракеты, и когда он набирал необходимую тягу, захваты автоматически отводились…» Ракета отрывалась от стола и начинала автономный полёт по заданной программе. 16 августа 1956 г прошли успешные транспортные испытания в Арктике – первый дальний поход ПЛ АВ-611 с ракетами на борту. Лодка под командованием И.И.Гуляева прошла более 10 тыс. миль в Белом Баренцевом и Карском морях. Периодически выходил в море и руководил всеми опытными пусками ракет генеральный конструктор С.П.Королев. Этот ракетный комплекс был принят на вооружение флота в феврале 1959 года.



Проект АВ611 ДПЛ "Zulu 3"...уникальная фотография: в ограждении рубки видны готовые к пуску люки ракетных шахт.

Ракетная гонка набирала оборот. В октябре 1960 года был принят на вооружение следующий комплекс Д-2, состоящий из ракеты Р-13, которая имела значительно большую дальность полёта, чем Р-11 ФМ, и специально построенных подводных лодок проектов 629 и 658 (атомная). Одноступенчатая ракета Р-13 имела длину 11,8 м, диаметр 1,3 м, стартовый вес 13,7 т, дальность стрельбы 650 км с точностью стрельбы (круговое вероятное отклонение) 4,0 км. Головная часть могла нести ядерный заряд, равный 1 мегатонну.
В мае 1963 года принят на вооружение первый комплекс с подводным стартом Д-4 с дальностью стрельбы 1400 км. Ракета Р-21 была аналогична Р-13, но имела большие массогабаритные характеристики. Длина ракеты 12,9 м, диаметр 1,4 м, стартовый вес 16,6 т. Все упомянутые ракеты имели инерциальную систему управления и не отличались большой точностью попадания.
Автору этих заметок в период службы в в/ч 63976 с 1962 по 1967 г пришлось иметь дело именно с этими типами ракет. Все цифровые характеристики ракет взяты из ограниченного круга информационных изданий периода 90-х годов. Впоследствии появились многочисленные справочники и мемуары на эту закрытую ранее тему.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю