Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Секреты безэховой камеры

Зачем нужны
исследования
в безэховой камере

Поиск на сайте

Делай, что должен! И будь, что будет... - Абсолютная власть (впечатления командира атомной подводной лодки). - Мешков О.К. "Верноподданный" (эссе о Холодной Войне на море). - Санкт-Петербург: «Слава Морская», 2006 г. Часть 2.

Делай, что должен! И будь, что будет... - Абсолютная власть (впечатления командира атомной подводной лодки). - Мешков О.К. "Верноподданный" (эссе о Холодной Войне на море). - Санкт-Петербург: «Слава Морская», 2006 г. Часть 2.

Моя штурманская стезя подошла к концу. Есть приказ о назначении Меня помощником командира на другой корабль.

...
К вам сейчас обращаюсь былые друзья,
С кем когда-то учились и жили.
К тем годам, о которых забыть нам нельзя,
Где бы в дальних краях не служили.
Нет дороги на свете трудней, чем у нас -
Тех, кто выбрал шторма и туманы,
Кто подолгу уходит от ласковых глаз,
Под водой обходя океаны.
На полгода уйдёшь от портовых огней -
Под водой лишь приборы мерцают.
И идёшь ты, не ведая доли своей,
А ведь рядом беда поджидает.
Отказали системы, и всплыть нам нельзя,
Мы на грунте остались навеки.
Никогда не узнают ни мать, ни жена,
О том, как погиб ты в отсеке.
О скольких погибших не пишут статей,
Навеки оставшихся в море.
А сколько на пирсах стоит матерей,
Скрывая в себе своё горе.
Кто лёгких путей не молил у судьбы,
Кто с морем знаком и туманом,
Кто видел сиянье полярной Звезды -
Тому не страшны ураганы.
На мостике тесном спокойной рукой
Сжимает он ручки штурвала
И счастлив своею нелегкой судьбой,
Домой возвращаясь устало.
Так выпьем, друзья, за хозяев морей,
За тех, кто сейчас в Океане,
За тех, кто решает судьбу кораблей -
Кого мы зовём штурманами.



Гертруда Рыбакова. 20.04.2009.: А это памятник матери или жене моряка, одним словом, Морячке, ждущей родного человека с моря, в Осло, Норвегия. Подпись внизу я напечатала.

...
Нас волны качают легонько
И в штурманской вновь тишина
А ну отодвинься в сторонку,
Холодная Наша Война.
Позволь нам встряхнуться немного,
Доспехи тяжёлые снять,
Присесть перед дальней дорогой
И сердца биенье унять,
Подняться на мостик холодный,
Увидеть кровавый закат
И розовый свет небосвода,
И звёзд немигающий взгляд.
Холодному ветру подставить
Закрытую ватником грудь,
И жаркое лето представить
И в тёплую воду нырнуть.
Минуты бегут незаметно,
Всё гуще вокруг темнота.
И радость видений заветных
Съедает в ночи пустота.
Но вот и пора погружаться,
Доспехи надеты опять,
Нам не на кого обижаться,
Что снова пора воевать.



Полярная звезда  является переменной звездой, относящейся к классу пульсирующих звезд – цефеид. На протяжении последних ста лет амплитуда колебаний блеска звезды (разница в блеске в максимуме и в минимуме), как свидетельствовали результаты наблюдений, монотонно уменьшалась и уже была близка к нулю; это явление, вообще говоря, нехарактерно для цефеид и трактовалось как свидетельство «старения» Полярной. Если в начале XX века амплитуда колебаний блеска составляла около 10%, то к его концу сократилась до 2%.
Однако неожиданно на рубеже столетий размах пульсаций Полярной звезды стал возрастать вновь. Этот процесс начался примерно 10 лет назад, и за это время амплитуда колебаний блеска увеличилась в два раза – с 2% до 4%.

Последний раз штурманская рубка открывает передо мною свою дверь. Провожу ладонью по столу автопрокладчика... Включаю радиопеленгатор... Помните, как я стоял на нем ногами в первом походе? В гиропосту чисто и тихо... Похлопываю "головы" гироазимутов... Картинка с летним деньком последний раз улыбается мне. Спасибо, Железо... И прощай!

Меня представляют другому экипажу. Он только что привел корабль из длительного ремонта. Впереди - процедура ввода в первую линию. А это означает "начнем с начала, начнем с нуля".
Нуль - он и есть нуль!
Обхожу будущее поле деятельности. Мое появление не вызывает у матросов никакого шевеления. Кучи распростертых тел на койках. Слышу реплику: "Это что за х...?" Ленивый ответ: "Помеха новый" Что ж, начнем пожалуй... Разбиваю банку с водой над головой, удостоившей меня "лестных" слов... Во всю глотку ору: "Пожар в казарме! Горит проводка в сушилке...". "Отдыхающих будто ветром сдувает. Две минуты суеты... Вот все они - на центральном проходе... Так же громко ору: "В две ширенги становись! Ровняйсь! Смирно! И - началась... война за твердый уставной порядок в экипаже!
Наконец-то мои "фрунзенские" навыки востребованы... Да еще как! Я снова - командир... И мое дело - правое...



Флоту и Системе до зарезу нужен еще один перволинейный экипаж! И они его получат... А я нужен Системе... Теперь уже в новом качестве командира...
Как и раньше, в училище, здесь мною применялась та же схема: уставная требовательность в сочетании с заботой о людях...
Через месяц экипаж имел новый кубрик для моряков, где они спали на койках не в два, а в один ярус... Уничтожены крысы. Оборудована душевая с электронагревателем. Светлые занавески на окнах... Система утепления помещений позволила людям спать раздевшись... Суконные половики позволяли долгое время сохранять красоту выкрашенного польской эмалью пола. В условиях Гремихи это и сегодня воспринимается как сказка... Люди отвечали мне постепенным принятием уставной требовательности. Очень повезло с вновь назначенным Командиром Корабля... Его уникальный стиль работы на берегу до сих пор восхищает меня.
В понедельник утром как обычно он вызывает меня к себе: "Запишите, что необходимо сделать... пункты №2,7,15, 18,22,25 - обязательны к исполнению до пятницы. Остальные - желательны. Вот канистра спирта. Для ускорения дела. И право арестовывать от моего имени, как средство крайнего принуждения нерадивых".
Абсолютная самостоятельность и исполнение только своей работы! Полная поддержка со стороны командира всех моих начинаний, инициативы и творчества...
Именно командиру я обязан одним из своих помощничьих подвигов... Кораблю предстояла перегрузка аккумуляторной батареи... Надо было выволочь из подводной лодки 224 тяжеленных элемента (от 80 до 220 кг каждый) и затащить в нее такое же количество новых...
Замысел, организация, исполнение - все это было мое! Я всегда умел слушать мнение подчиненных... Результат был ошеломляющим: мы справились с задачей за неделю!
Иду по плацу из штаба дивизии, незнакомый матрос останавливает меня неожиданной речью: "Товарищ капитан-лейтенант ... Вас приглашает к себе наш командир...". Подавив удивление, следую за ним. И вот - стучусь и вхожу в кабинет командира соседнего корабля. Он из ветеранов, которые проходили обучение у Курчатова и Александрова. Орден "Боевого Красного Знамени" - за первый поход на Полюс. Еще будучи лейтенантом.
Вхожу - и замираю, открыв рот. За столом почти все командиры кораблей нашей дивизии... Хозяин идет мне навстречу... "Представляю Вам офицера, который повторил мой рекорд: перегрузил батарею за неделю... Молодец!"
Ошеломленный, отказываюсь от угощения и прошу разрешения уйти... Меня не удерживают...



«К-3» в арктическом походе 1962 г. Первое «увольнение» на ледяной берег. Первое всплытие советской атомной атомной подводной лодки на Северном полюсе. Подводники «К-181» устанавливают на льду Государственный флаг СССР. - ВО ЛЬДАХ и подо льдами ТАЙНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПОДВОДНЫХ ФЛОТОВ. В.Г.Реданский. - Москва: «Вече», 2004.

Так впервые в жизни я получил самое ценное неформальное признание - командирской Касты... Это тебе не Система, и не Конвейер Верноподданности. Здесь - порыв души настоящего профессионала..., вызванный глубоким пониманием сути дела... Твоей сути, которая невидима большинству...
Я ему "показался"!
А у моего командира - неприятности... Попал под "колпак" политического отдела... Дыма без огня не бывает... Это дело не мое, но... В политическом отделе меня спросили: "Было?" И снова я сделал не тот выбор, который ждала Система: "Не было!".
Им было непонятно, что двигало мною! А я не мог предать человека... Зачеркнуть все ТО, что он мне дал в командирском становлении...
Так, впервые я осознанно поставил свою карьеру под угрозу... Не поддержал формальную правоту Системы, предпочел ей то, что предписала мне Душа...
Риск был велик... От разборки партийной комиссии меня спасло то, что начальник политотдела уходил на новую должность... "Ты пока не зрелый коммунист..., поэтому партия тебя прощает... Впредь думай, кого защищаешь и покрываешь... Я ухожу, но мой заместитель остается... И будет об этой твоей ошибке помнить".
За все в жизни надо быть готовым платить... И меру платы каждый выбирает сам... С Системой в те времена шутки были плохи... А с Партией - тем более... Но у каждого должна быть черта, за которой - для тебя места нет! Переступил - и ты уже другой... Не хороший, не плохой..., а другой... А тот, прежний - Умер... Вот так...
Спасибо Вам, Товарищ командир! За то, что впервые с открытыми глазами заставили выбрать человеческие отношения, а не вслепую - Систему и Партию...



Евгений Панаско. Жги глаголом, дорогой, жги сильней!

Я - в очередной автономке... С другим экипажем ... Командир Дивизии приказал сдавать на допуск к самостоятельному управлению кораблем... Кому? Старшему на борту (ЭсБэ).
В этой роли сегодня тот самый командир, который похвалил меня за рекордную перегрузку батареи... Уже через несколько дней я осознал, что передо мной - другой ПэЭф... И - начался кошмар... как в той первой автономке... Есть такой документ: "Инструкция по использованию средств движения" Тонюсенькая книжечка чуть больше десятка страниц... Быстро выучиваю содержание наизусть... невелики интегралы!
ЭсБэ любезен: "Сдать хочешь? хорошо... переводи турбину в ... режим". Чего проще... Быстро воспроизвожу текст "Инструкции..." отличная память... Уверенность в себе... Знай наших! ЭсБэ задумчив: "Значит, ты так это представляешь... А я - по другому... Расскажи, пожалуйста, что по этой команде делает каждый боевой пост электромеханической боевой части..."
Он понимающе оценивает выражение моего лица: "Вижу, тебе надо подумать... Решишь, что готов - приходи...". Через час секретчик приносит мне три красных толстых книги: «ЭсБэ сказал, чтобы Вы их прочитали...» Учебник трюмного... Учебник машиниста-турбиниста... Учебник электрика... В каждом около 300 страниц и альбом схем...
Тупо смотрю перед собой... Он, что издевается? Да я и за полгода это не прочитаю... Но поплачешь, поплачешь - и перестанешь! Так когда-то говорил мне Первый Командир...
Через две недели я сдал ЭсБэ ту кошмарную инструкцию... А до окончания похода оставалось всего 30 суток... А сдача только начиналась. Спасибо Вам, ЭсБэ! Ваши уроки я усвоил навсегда... И в отношении себя ...И в отношении ...Других...



В Баренцевом море.

«Частое оставление корабля старшим помощником командира несовместимо с должным исполнением им своих ответственных обязанностей...» Статья корабельного устава... Это и про меня тоже... Я вернулся на свой первый корабль... Теперь в новом качестве... И корабль вернулся из годового ремонта... Так что "Опять двадцать пять" - первая линия ждет Вас, ребята...
На предыдущем экипаже я целый год исполнял обязанности старпома. Это было хорошее время полной самостоятельности! Выработалась привычка - принимать решения с последующим докладом командиру... В условиях бербазы такая схема давала хорошие результаты... Ну, а в море все шло согласно писанных и не писанных законов подводной службы... Короче - я привык к самостоятельности, творчеству и инициативе! И к тому, что командир меня в этом всегда поддерживал... Результатом явилось то, что круг обязанностей старшего помощника я хорошо освоил еще до назначения на должность... Командир помогал мне выработать свой старпомовский стиль.
На новом месте все радикально изменилось! Есть такие командиры, которые навсегда остаются старпомами... Они способны "загрызть" экипаж "насмерть", вникая в бесконечное море различных бербазовских мелочей. Откровенно "ревнуют" успешных старпомов, постоянно вмешиваясь в их распоряжения, а то и вообще подменяя их... навязывают им свой "прошлый" старпомовский стиль... Любые "отличия" от этого стиля воспринимают чуть ли не как личное оскорбление... "Делайте, как я приказал..." ..."Когда я был старпомом..." Словом, попал я на новый стиль... И нашла коса на камень!
Меня всегда удручала бумажная волокита... Обилие всяких "больших" и "малых" бумаг в обязательном реестре подавляло... А бесполезность и безмозглость многих из них даже восхищала... Снова вспоминается В. Маяковский "Я планов наших люблю громадье..." Смысл этой фразы применительно к нашей повседневности - это наличие большого числа планов, которые зачастую невозможно было выполнить фактически... Из-за того, что все они попадают на один и тот же отрезок времени... Поэтому их выполняли на бумаге.
Вот один из примеров. Экипаж начал отработку задачи «Л-1». Согласно плана боевой подготовки дивизии... Но в строю экипажа, который я сегодня веду на корабль, всего 15 человек: 2 офицера, 3 мичмана и 10 матросов... Где остальные, спросите Вы?
А везде: роют канавы, убирают помойки, разгружают транспорт с краской, пашут на камбузе...

"И, повернувшись задом к супостату,
Забыв про Ледовитый океан,
Канавы роют флотские ребята -
Далекие потомки каторжан!" (из гремиханского фольклора)



Боевая подготовка.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю