Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещение теплообменного оборудования

Найдено решение
для замены импортных
теплообменников

Поиск на сайте

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГУРОВ. По следам балтийского подплава. - Калининград: "Янтарный сказ", 2009. Часть 17.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГУРОВ. По следам балтийского подплава. - Калининград: "Янтарный сказ", 2009. Часть 17.

ТРИНАДЦАТАЯ «ЭСКА»



Маринеско Александр Иванович, капитан 3-го ранга, командир подводной лодки «С-13»

Родина по достоинству оценила боевые заслуги подводников Краснознаменного Балтийского флота. Восемь подводных лодок были награждены орденом Красного Знамени, три лодки стали гвардейскими. Славные боевые успехи моряков-подводников явились результатом героического ратного труда всего личного состава Балтийского подплава. Они служат примером мужества, доблести, несгибаемой воли, высокого профессионального мастерства и верности своему воинскому долгу. Значительный вклад в разгром врага внесли инженеры-механики подводных лодок, прекрасно знавшие свою специальность, заведование, грамотно и безаварийно обслуживавшие материальную часть в боевой обстановке.

Краснознаменная подводная лодка «С-13»



Средняя подводная лодка типа «С» IХ-бис серия. Заложена 19.10.38 в Горьком на заводе № 112 (Красное Сормово), заводской № 263, спущена на воду 25.04.39 и 14.08.41 включена в состав КБФ. Водоизмещение: надводное 837 т, подводное 1 090 т; длина: 77,7 м; ширина: 6,4 м; осадка: 4,0 м; мощность: дизелей 2x4 000 л.с., электромоторов 2x1 100 л.с.; скорость хода максимальная; надводная 19,5 уз., подводная 8,7 уз.; дальность плавания экономходом: над водой (10 уз.) 8 200 миль, под водой (2,9 уз.) 139 миль; глубина погружения: 100 м; автономность: 30 (45) суток; запас топлива: 38 (106) т; вооружение: 4 носовых 533-мм, 2 кормовых 533-мм (12 торпед) торпедных аппарата, 1х100-мм и 1х45-мм орудие; экипаж: 45 человек, из них 8 офицеров.

Балтийская ПЛ «С-13» — один из наиболее прославленных кораблей советского ВМФ. Из 360 тысяч тонн транспортного тоннажа гитлеровцев, потопленного подводниками Краснознаменного Балтийского флота, на долю одной только «С-13» приходится около 15 %. Днем 11 января 1945 года ПЛ «С-13» под командованием капитана 3-го ранга А.И.Маринеско вышла из Ханко в район маяка Риксгафт. Утром 29 января при попытке атаковать одиночный транспорт лодка была обстреляна из автоматической пушки, а затем подверглась преследованию нескольких сторожевых кораблей. Вечером 30 января лодка обнаружила и после трехчасового преследования тремя торпедами (четвертая полностью из торпедного аппарата не вышла, но, к счастью, была быстро втянута обратно) потопила лайнер «Вильгельм Густлов» (25 484 брт) в охранении миноносца «Леве» — в момент атаки миноносец находился от лайнера на расстоянии не менее 1,5 кабельтовых и визуально не наблюдался. После торпедирования в район атаки подошли тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», сторожевой корабль Р-1703, транспорт «Гёттинген», миноносцы Т-2 и Т-36, сбросившие на большом удалении от лодки 12 глубинных бомб.
В ночь на 3 февраля при попытке атаковать конвой «тринадцатая» была обнаружена и контратакована катерами охранения. Ночью 6 февраля, следуя в надводном положении, «С-13» в тумане уклонилась маневром от германской подводной лодки, обстрелявшей «эску» из автоматической пушки. В ночь на 10 февраля «С-13» обнаружила и атаковала двумя торпедами из кормовых торпедных аппаратов легкий крейсер типа «Эмден» — наблюдали попадание одной торпеды в районе мостика, другой — ближе к кормовой трубе и быструю гибель крейсера. В действительности был потоплен германский транспорт «Штойбен» («Генерал фон Штойбен») (14 660 брт), шедший 16-узловой скоростью, переменным курсом, с погашенными ходовыми огнями, в охранении миноносца Т-196 и корабля-торпедолова ТР-10. Не погружаясь, «эска» ушла из района атаки. Утром 15 февраля «С-13» благополучно прибыла в Турку (Финляндия).



Captain Marinesko - At sea onboard the S 13 - Fall of 1944.

Этот ее поход стал самым результативным по потопленному тоннажу (40 144 брт) среди подводных лодок советского ВМФ в годы Великой Отечественной войны. Эти победы «С-13» Президиум Верховного Совета СССР отметил орденом Красного Знамени (20.04.1945 г.) Как обстояли дела и складывалась обстановка в электромеханической боевой части ПЛ «С-13» во время «атаки века», рассказывает в своих воспоминаниях инженер-механик лодки Яков Спиридонович Коваленко, служивший в этот период на «С-13».
С января 1942 года командиром БЧ-5 ПЛ «С-13» был инженер-капитан-лейтенант Г. А. Дубровский. Энергичный, грамотный, мужественный и умело действовавший во всех нештатных ситуациях, инженер-механик Дубровский пользовался уважением и авторитетом всего личного состава «эски». Большой заслугой этого опытного инженера-механика являлось обучение личного состава БЧ-5 и всего экипажа лодки при подготовке к походам и в ходе боевых действий, что стало одним из важных факторов боевых успехов «С-13» в войне на море. В ноябрьском 1944 года боевом походе лодки Г.Дубровский, непосредственно в условиях боевого применения оружия и эксплуатации технических средств, готовил к исполнению обязанностей командира БЧ-5 свою смену — инженера-лейтенанта Я.С.Коваленко, в начале 1944 года назначенного на ПЛ «С-13» командиром группы движения. За заслуги в войне Георгий Александрович Дубровский был награжден орденами Ленина, двумя — Красного Знамени, Отечественной войны I степени, двумя — Красной Звезды и многими медалями.

Коваленко Яков Спиридонович, инженер-старший лейтенант, командир БЧ-5 ПЛ «С-13»



В 1938 году поступил в ВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского. Осенью 1941 года, с присвоением звания младшего лейтенанта, направлен на сухопутный фронт командиром взвода. В составе 2-й гвардейской морской стрелковой бригады участвовал в битве за Москву. Проявил героизм и отвагу и был награжден орденом Красной Звезды. В феврале 1942 года был отозван в училище и окончил факультет ДЭУ в феврале 1944 года, после чего получил назначение на ПЛ «С-13» командиром группы движения. С ноября 1944 года и до конца войны — командир БЧ-5 подводной лодки «С-13». Участник всех боевых походов лодки на завершающем этапе войны, в том числе «атаки века» — 30 января 1945 года. После войны продолжил служить на соединениях ПЛ КБФ, ТОФ и ЧФ, вплоть до флагманского специалиста подводных сил флота. В 1961—1965 годах служил в центральном аппарате ВМФ. С 1966 года — первый заместитель начальника родного училища—ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского. В 1975 году в звании капитана 1-го ранга-инженера уволился из кадров ВМФ в запас. После увольнения продолжал трудиться на предприятиях Ленинграда и за доблестный труд был удостоен орденов «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени.



Уничтожение немецкого лайнера "Вильгельм Густлов". Картина И.И. Родинова.

Боевая позиция «С-13» находилась в районе Данцигской бухты. Обороне бухты и ее побережья гитлеровцы придавали особое значение. В Готенхафене, Пиллау и Кенигсберге находились школы подводного плавания фашистского флота. Бухта являлась районом боевой подготовки подводных лодок кригсмарине.
Уже 20-е сутки «С-13» вела непрерывный поиск вражеских кораблей. Море штормило. Трудно было стоять вахту на мостике, но не менее тяжело было в отсеках. Личный состав БЧ-5 обеспечивал заданный ход, производил зарядку аккумуляторной батареи, пополняя запасы сжатого воздуха. Почти не выходил из центрального поста инженер-механик Коваленко. Вечером 30 января акустик доложил командиру: «Слышу шумы винтов!» «С-13», находившаяся в надводном положении, пошла на сближение. Лодка полным ходом шла между берегом и вражескими судами в 2,0—2,5 кабельтовых от них, стремясь сблизиться с самой крупной целью — лайнером, который имел скорость около 15 узлов. Услышав команду «Механика на мостик!», Коваленко быстро поднялся из центрального поста наверх. «Надо выжать все, что возможно, из дизелей и еще увеличить скорость. Иначе сорвется атака! Это последний шанс...» — сказал А.И.Маринеско. Инженер-механик буквально «упал» в центральный пост, оттуда бросился в дизельный отсек к мотористам. «Командир приказал увеличить ход! Дизелям работать в перегруз! Особо наблюдать за наддувочными агрегатами, температурой и давлением масла и воды! Лайнер мы должны догнать! На нас вся надежда в этой атаке...» — распорядился Коваленко и вернулся в центральный пост.
Дизели, за которыми мотористы постоянно и любовно ухаживали, получив непомерную нагрузку, «стреляли» предохранительными клапанами. Мотористы забивали отвертки в пружины предохранительных клапанов, чтобы они не подрывались, потом пошли в дело куски проволоки, электроды, арматура... С подобной перегрузкой по инструкции допускается работать механизмам не более часа, но на карту было поставлено все... судьба экипажа, лодки, командира. Нужна была только победа! Погоня продолжалась около двух часов, БЧ-5 не подвела. Дизели выдержали этот тяжелейший режим.



Рубка подводной лодки «С-13» на мемориальном комплексе советских подводников. Нижний Новгород.

Чтобы повысить скрытность и готовность к погружению после атаки, лодка перешла в позиционное положение. Идти в таком положении при сильном волнении моря с большой скоростью — рискованное дело. Лодка, получив дифферент на нос и зарывшись носом в воду, могла неожиданно уйти на глубину — палуба лодки сыграла бы в этом случае роль огромного горизонтального руля, переложенного на погружение. Это представляло большую опасность не только для тех, кто находился на мостике, но и для всего экипажа, так как рубочный люк оставался открытым.
Инженер-механик был предельно собран в этот момент и, чтобы этого не случилось, приказал дать «пузырь» в ЦГБ № 1 и держать носовые горизонтальные рули в положении 10° на всплытие. Покатившись резко вправо, «С-13» легла на боевой курс и трехторпедным залпом поразила лайнер, который с большим креном на левый борт стал медленно тонуть. Ликованию экипажа не было предела, но теперь перед инженером-механиком стояла не менее ответственная задача — оторваться от преследования и не дать себя обнаружить. Коваленко, не отрывая глаз от приборов, подавал четкие команды трюмным, обслуживавшим дифферентовочную систему, и боцману, управлявшему горизонтальными рулями. Задача — удержать лодку на заданной глубине и не допустить дифферента — была выполнена. Мастерски маневрируя, А.И.Маринеско обманул врага и вывел лодку из-под ударов кораблей охранения. «С-13» оторвалась от преследователей. Экипаж был в приподнятом настроении и радовался победе, не зная, что скоро она хрестоматийно войдет в боевую летопись подводного флота России и историю Великой Отечественной войны. Об этом много написано и рассказано до мельчайших подробностей писателем В.С.Гемановым.



Коваленко Яков Спиридонович, капитан 1-го ранга-инженер

Чувство гордости испытываешь за выпускника прославленной «дзержинки» Якова Спиридоновича Коваленко. Это училище довелось окончить автору этих строк именно в 1975 году, когда капитан 1-го ранга-инженер Я.С.Коваленко проводил свой последний перед увольнением в запас из кадров ВМФ выпуск из училища молодых офицеров-инженеров.
По возвращении из похода инженер-механик ПЛ «С-13» Я.С.Коваленко был удостоен ордена Красного Знамени. Боевые заслуги в войне отважного подводника Якова Спиридоновича Коваленко отмечены высокими наградами Родины — двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды и многими медалями. После увольнения в запас ветеран-подводник, работая в народном хозяйстве, удостоился за ратный труд еще двух орденов.

Герой Советского Союза Маринеско Александр Иванович, капитан 3-го ранга, командир ПЛ «С-13»



Commander of submarine M-96 A. I. Marinesco (~1942)

Родился 15 января 1913 года в городе Одессе. В 1926 году окончил 6 классов трудовой школы и поступил учеником матроса в Черноморское пароходство. В начале 1927 года направлен от пароходства на учебу а школу юнг, по окончании которой в 1929 году плавал на судах Одесского пароходства матросом 1-го класса. С 1930 года Александр — студент Одесского мореходного техникума, а с мая 1933 года — четвертый, третий и второй помощник капитана на теплоходе «Красный Октябрь».
В ноябре 1934 года Александр Маринеско был мобилизован и направлен на специальные курсы комсостава РККФ, по завершении которых его назначают командиром БЧ-1-4 на ПЛ «Щ-306» («Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года военмору Маринеско присваивают воинское звание лейтенант. В 1937 году Маринеско. как знающий свое дело командир, был направлен на курсы командного состава в Учебный отряд подводного плавания им. С.М.Кирова. Однако 16 июля 1938 года лейтенант Маринеско был внезапно демобилизован из рядов РККФ, но 7 августа восстановлен на службе с последующим присвоением воинского звания старший лейтенант. По окончании учебы подводник Маринеско назначается помощником командира ПЛ «Л-1», а через полгода — командиром ПЛ «М-96», на которой он и встретил начало Великой Отечественной войны.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю