Давал советы и по житейским мелочам: как держаться в незнакомом обществе, как пользоваться столовыми приборами и т.д., и т.п. Самое интересное началось с появлением кружка «Юный археолог», который Матюшин организовал сперва в школе, затем во Дворце пионеров. Ребята проводили всерьез настоящие археологические раскопки в окрестностях Уфы вместе с именитыми учеными из Москвы и других городов. Гульшат запомнила, как они закладывали шурфы на Чертовом городище под руководством маститого археолога Анны Васильевны Збруевой. Вечерами сидели вокруг костра и слушали рассказы Геральда Николаевича о звездах, о том, как по их расположению ориентироваться в пути. Юнга, одним словом…
Потом Матюшин решил сделать в школе музей. Всем классом расчистили подвал - бомбоубежище, помыли стены, покрасили и развесили старинные гравюры, которые принес откуда-то Геральд Николаевич. Получилась картинная галерея. Приходили поглазеть ученики младших классов. Здесь проводили уроки истории, экскурсоводами выступали юные археологи, в том числе и Гульшат. А еще Матюшин разыскал московский адрес Эразма Самуиловича Кадомцева, члена известной уфимской семьи революционеров; написали письмо. В ответ Кадомцев прислал толстенную пачку своих воспоминаний...
Матюшина хорошо запомнил учившийся в 23-й школе действительный член Российской Академии художеств Сергей Краснов: «В классе пятом историю у нас вел молодой, симпатичный учитель. Даже внешне он отличался от остальных преподавателей - носил стиляжий пиджак в клетку. У него была своя оригинальная методика. На уроках увлекательно рассказывал мифы Древней Греции, а на дом задавал параграф в учебнике, который мы заучивали чуть ли не наизусть, потому что он предупредил: если кто-то не справится с домашним заданием, никаких мифов не будет. Мы его обожали. В школе его называли Георгием Николаевичем. Вероятно, имя Геральд казалось ненашенским, слишком буржуазным». Юнары называли его просто - Геракл.

Связь с Геральдом Николаевичем никогда не прерывалась. Пока он был жив, Гульшат, уже сама давно ученая дама, использовала малейшую возможность, чтобы увидеться с учителем, набраться ума-разума. Бывая у него в Москве, перечитала кучу самиздатовской литературы, книги самого Матюшина. Писал он легко и много. Она была в восторге от «Яшмового пояса Урала» и от уникального издания «У истоков человечества». Иногда он присылал ей открытки, которые она хранит по сей день и перечитывает с некоторым удивлением: «Надо же, в корень смотрел! Как он нас понимал». А он писал: «Хорошее это было время. Как нам ни мешали, а мы работали и проводили исследования. Никогда не забывай об этом, Гульшат. И никогда не успокаивайся, старайся оставить после себя не только потомство, но и что-то более вечное. Возможности есть, и нельзя позволять текучке и суете увлекать себя на дно быта»...
Махотин Николай Дмитриевич
Не нуждается в представлении народный артист СССР, лауреат Государственной премии, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени Борис Штоколов, как, впрочем, и писатель Валентин Пикуль, лауреаты Государственной премии, заслуженные изобретатели Николай Махотин и Марс Валидов. Всем им дала путевку в жизнь, в науку, литературу, искусство Соловецкая школа юнг.
В календаре знаменательных дат

Совет главных конструкторов, слева направо: Рязанский М.С., Пилюгин Н.А., Королев С.П., Глушко В.П., Бармин В.П., Кузнецов В.И.
В
Непосредственно принимал участие в разработке блоков электроники и электромеханических устройств комплексов командных приборов изделий Р-36, Р-36М, УР-100, УР-100Н, УР-100К и других.
Под его руководством разрабатывались исполнительные и информационные электроэлементы, аналоговые и цифровые электронные устройства систем автоматического регулирования, а также аналогово-цифровые преобразователи информации для гироскопических приборов.
Большое внимание уделял развитию и внедрению микроэлектроники и новых конструктивных технологических принципов, обеспечивших наивысшую спецстойкость и надежность микроэлектронной аппаратуры.
Лауреат Государственной премии (1972 г.), доктор технических наук, профессор, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Воспоминания дочери об отцовской системе воспитания. Мысли, актуальные ныне для всех родителей, не желающих, чтобы их дети выросли "успешными или не очень, но недотепами". -

Я мама четверых детей. Вернее троих. Четвертая уже большая, её зовут Полина. Все дети в нашей семье любили книги с самого раннего детства. Но не только мои дети, но и я сама, и мои родители очень любили читать. Так что без книжки нашу жизнь представить себе невозможно. Книга — это мир впечатлений, без которого мы не представляем нашу жизнь. Удивительнее всех научился читать мой старший сын Данила (11 лет). Он, как мне кажется, любил слушать ещё в животе, а когда родился, бесконечно долго уже слушал стихи Гумилёва или «Руслана и Людмилу» Пушкина. Просто отношение к нему было таким, что он очень умный. У нас даже есть фотография, на которой Данила в два с половиной года «читает» почти новорождённому Ванечке (3 месяца), а Ваня засыпает под звуки его голоса. Азбука у Данилы была даже для купания в ванной из клеёнки с разными игрушками. А в карманах одежды у меня всегда были цветные картинки с буквами. Я учила читать Данилу в три с половиной года по старому букварю, как меня учил мой папа, Махотин Николай Дмитриевич, профессор, доктор технических наук. Папа с огромным интересом относился к тому, как и что мы читаем. Покупал нам детские энциклопедии, разные словари, мировую литературу, собрания сочинений Чехова, Есенина, детскую «Библиотеку приключений». Мы очень любили книги. Я всегда видела читающим моего брата. Он первый рассказал мне про Герберта Уэллса («Война миров»), про героев фантастики современных авторов. В детстве мы с братом даже выучили наизусть «Конька-Горбунка» Ершова. Брат (он старше на девять лет) читал и цитировал наизусть А.С.Пушкина. Это было очень смешно и всегда к месту. Особенно мы любили Конан Дойла и Эдгара По. Маленькой я очень любила

Бывшие юнги в гостях у командования сторожевого корабля «Бессменный» Северного флота, 1992 год. Слева направо: Алёша Офицеров с дедушкой И. Дудоровым, Н. Кравчук, Н. Махотин, Ю. Ликонцев, А. Числов. - Алексей Офицеров, Иван Дудоров. Мой дедушка – юнга с Соловецких островов. Воспоминания. Размышления. Книгу можно скачать на сайте
Миющенко Виктор Александрович
В.А. Миющенко и В.Ф. Комтин - из Николаева. Они - те самые легендарные мальчишки из Соловецкой школы юнг, которая была на островах в годы войны. Сорок лет прошло со времени ее основания. Поэтому и спешат туда юнги со всей страны.

“Под знаменем Победы” Первый ряд слева направо: Максимов, Н. Махотин, И. Дудоров, В. Иванов, …, Царьков, В. Коробов, Мамлокат, В. Миющенко, Баранов, Б. Гаврилов, А. Юденков. Второй ряд: Бабасов, А. Еремин, З. Солорев, Н. Рымылев, И. Перетрухин, В. Щеголихин, В. Куценко, Ю. Воронов, С. Шахов. - Алексей Офицеров, Иван Дудоров. Мой дедушка – юнга с Соловецких островов. Воспоминания. Размышления. Книгу можно скачать на сайте АЛЬМАНАХ "СИЯНИЕ ЛИРЫ". Три части:
Моисеенко Владимир Григорьевич

Старшина 2-й статьи, электрик фрегата № 34 бригады сторожевых кораблей Тихоокеанского флота
Родился 26 июля 1926 года в Ленинграде в семье служащего. Отец погиб на Ленинградском фронте, мать умерла в блокаду. Флот заменил ему родных, выучил и воспитал. В 1942 году после окончания школы юнг Владимир Моисеенко прибыл на Тихоокеанский флот.

13 августа 1945 года сторожевой корабль, на котором служил Моисеенко, получил приказ высадить десант морской пехоты в порт
За время штурма Моисеенко взорвал 8 дзотов и блиндажей врага. В одном из них находился командный пункт. За образцовое выполнение заданий командования и проявленный при этом личный героизм 14 сентября 1945 года старшина 2-й статьи Владимир Григорьевич Моисеенко удостоен звания Героя Советского Союза.
«Юный герой»
Солнце уже достигло зенита, когда по корабельной трансляции разнеслась команда: — Группе десанта построиться на баке!
В эту группу Моисеенко не был зачислен. Сказали, что ростом мал... Услышав команду, он все же выбежал на верхнюю палубу и встал в строй, на левый фланг. Десантом командовал капитан III ранга Терновскии, участник обороны Ленинграда, орденоносец, на добровольца он посмотрел строго и вопросительно. И тут уж Владимир Моисеенко не выдержал: очень просил не отчислять из десанта. Молчал строй матросов. Молчал и строгий командир. Но слова паренька о Ленинграде, о готовности не пожалеть в бою жизни тронули капитана, и он дал согласие...
Противник не ожидал удара с этого направления. К тому же он был скован морскими пехотинцами, высадившимися с кораблей рано утром. Сперва пехотинцы продвигались успешно, но с каждым часом сопротивление неприятеля нарастало, и наступил такой момент, когда нашим потребовалась действенная помощь, прежде всего поддержка корабельной артиллерии. А чтобы вести точный, прицельный огонь, надо его корректировать. Создание корректировочного артиллерийского поста и являлось главной задачей высадки корабельного десанта.

Продолжение следует.
Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.
Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.

Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru