Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Когда завершится модернизация Северной верфи?

Как продвигается
модернизация
Северной верфи

Поиск на сайте

РОДОСЛОВНАЯ. Николай Верюжский, рижский нахимовец выпуска 1953 года. Кратко о своём детстве, родителях и родственниках. Часть 4.

РОДОСЛОВНАЯ. Николай Верюжский, рижский нахимовец выпуска 1953 года. Кратко о своём детстве, родителях и родственниках. Часть 4.

Находясь в расстоянии чуть более двухсот километров от Москвы, но, не имея условий для развития крупной промышленности, Углич оказался в тупике от цивилизации. Волга в весенний паводок разливалась и затапливала низкий левый берег, а засушливым и жарким летом сильно мелела, как в таких случаях мама говорила, что Волгу могла перейти даже курица. Но даже и после создания Тихвинской и Мариинской водных систем суда с низовья Волги шли, минуя Углич.



Набережная Волги в Угличе удобное место для встреч. На снимке моя кузина Алла Николаевна Железнякова с мужем Евгением Александровичем Храмовым. 2008 год.

Завершение перед самой войной строительства канала «Москва – Волга» (это нашло отражение в кинофильме «Весёлые ребята») и введение в строй шлюзового гидроузла с гидроэлектростанцией в районе города река Волга стала судоходна даже для больших речных судов.



Шлюзование современных речных судов на гидроузле города Углич.

До ближайшей железнодорожной станции можно было добраться, как и прежде, гужевым транспортом на телегах или санях в зависимости от годового сезона.



Н.Касаткин "Шутка" 1892. Гужевой транспорт в Угличе и поныне не редкость.

Железнодорожную одноколейку провели в 1930-х годах для подвоза строительных материалов и большого количества зэков (заключенных) на строительство гидроэлектростанции, являющейся первой во всей системе московского гидроузла по созданию канала «Москва – Волга». Железнодорожное пассажирское сообщение, однако, налажено только местного значения с ближайшими городами Тверской области - Калязиным и Санково.
За 70 лет эксплуатации одноколейка пришла в полную непригодность, передвижение по которой осуществляется со скоростью не более 20 километров в час музейными экземплярами паровозов, называемых в народе «кукушками» или «овечками».



Легендарный поезд серии «О» («Овечка»). Начало создания паровозов этой серии уходит в XIX век (первый паровоз серии «О» был выпущен в 1891 г.). Данный же экземпляр был создан в 1903 году и является самым старым экспонатом в музее.

Из Углича в населённые пункты: Дивная гора, Большое село, Мышкин, Рыбинск можно добраться по колдобинам проселочно-грунтовых дорог. В Ярославль попасть напрямую и того хуже, более приемлемо на автомобиле – через Рыбинск. Большим достижением автодорожного прогресса в последние годы явилось двадцатичетырехкилометровое асфальтированное шоссе, идущее на юг от Углича к поселку Ильинское, от которого, глядишь, можно проехать еще 40 километров и оказаться в Московской области, затем, простаивая в многочисленных автомобильных пробках, наконец, доехать до самой Москвы – столицы нашей Родины.

Исторически сложилось, что Углич ещё со времён царствования Ивана Грозного стал известным местом для ссылки опальных и неблагонадежных людей. В годы советской власти сотни, а может и тысячи, в большинстве своём безвинных граждан, находились здесь в ожидании своей, кому удалось дождаться, реабилитации. Не город, а настоящий ГУЛАГ. И в самом деле - удачное место: недалеко от столицы, доехать до места трудно, выбраться незамеченным невозможно, но зато ссыльные всегда под надзором официальных властей. Недаром для города немногим менее 40 тысячи населения в недалёком прошлом имелись две тюрьмы и большая строго охраняемая территория с бараками для советских заключенных, которых до войны использовали на строительстве Угличской ГЭС. После войны там же находились пленные немцы, привлекаемые для рытья траншей по прокладке первого в городе водопровода и использования на строительстве других объектов.

С Угличем у меня связаны воспоминания детства, которое оказалось весьма не продолжительным, суровым и даже трагическим периодом моей жизни. Своё детство я бы разделил на два этапа: довоенное (до 1941 года) и военное (до 1947 года).



Коля Верюжский. Углич. Май 1947 года.

Детство моё завершилось в 1947 году после окончания четвёртого класса начальной школы в неполные двенадцать лет, когда мне пришлось уехать в далёкие края, где, поступив в Рижское Нахимовское Военно-морское училище, у меня началась совершенно новая жизнь.
Разве можно было тогда вообразить, что ровно через десять лет (в 1957 году) этот мальчик, изображённый на снимке, станет лейтенантом Военно-Морского флота и начнёт свою службу в разведке.
В Углич, однако, я ежегодно в течение нескольких лет приезжал на летние каникулы к маме до той поры, пока она там проживала. Последний раз я был в Угличе более сорока лет тому назад, когда зимой, в период своего отпуска, сопровождал маму по решению юридических вопросов, связанных с её наследством.



Моя мама Верюжская Александра Александровна и я, нахимовец Рижского Нахимовского Военно-морского училища, Николай Верюжский. Углич. 1948 год.

3. О своих родителях. Предвоенный период.

Мои родители: Александр Николаевич Верюжский и Александра Александровна Верюжская (девичья фамилия Соколова) вступили в законный брак, осуществив церковное венчание в 1924 году. Заключение брака также было зафиксировано в ЗАГС’е. Для того, чтобы отличать их по имени друг от друга, на семейном совете в большой и дружной семье Верюжских решили: Александра называть Саней, а к Александре обращаться Шура. В молодой семье Верюжских у Сани и Шуры в декабре 1924 года, на Варварин день родилась дочь, которую нарекли Евгенией или просто Женей, ставшей почти на десять лет всеобщей любимицей и большим баловнем многочисленных родственников.



Моя сестра Женя в 1928 году. Углич.

Однако с появлением на свет в сентябре 1935 года меня, родного младшего брата, к которому естественно потребовалось повышенное внимание, вызвало болезненную ревность у Жени.
К началу 1930-х годов в многочисленной семье Верюжских произошли значительные изменения. Мой дедушка Николай Павлович Верюжский, его младший сын Николай Николаевич (брат папы и мой дядя) и младшая дочь Алла Николаевна (сестра папы и моя тётя) к тому времени переехали на постоянное жительство в Москву. По случаю моего рождения от имени всех московских родственников Николай Николаевич телеграфировал: «Да не переведутся Николаи Верюжские!» Но, как показала дальнейшая реальная жизнь, такие благие пожелания по объективным и субъективным причинам оказались не реализованными.

Кстати о моём имени. День моего рождения совпал с праздничной датой, которая в те годы отмечалась, как «Международный Юношеский День». Сестра Женя вспоминала, что папа хотел показаться современным и намеревался назвать меня в честь этого праздника по имени МЮД. Однако Женя воспротивилась, категорически доказывая, что школьные подруги её засмеют, а меня, когда подрасту, задразнят. Папа не стал упорствовать и, приняв протест Жени, согласился назвать меня Николаем. Женя этот поступок считает одним из главных своим вкладом в мою судьбу.



Сестра Женя и брат Коля Верюжские. 1937 год. Углич.

Отвлекусь на одно замечание, связанное с бездумным отношением к присвоению имён детям в тот «счастливый и радостный» советский период жизни, когда родившихся младенцев в ряде случаев нарекали не христианскими именами, а присваивали им партийные, похожие на собачьи, клички, например, такие как, для мальчиков: КИМ (коммунистический интернационал молодёжи), МЮД (международный юношеский день), РЕМО (революция, электрификация, мировой октябрь), МЭЛОР (Маркс, Энгельс, Ленин, октябрьская революция), ВИЛЕН (Владимир Ильич Ленин), ВЛАДЛЕН (Владимир Ленин), СТАЛИЙ, МАФКСЕН и, наконец, потрясающее имя – ПРОЛИСКМАС (Пролетарское искусство в массы); для девочек: очень сомнительное по благозвучию, как мне кажется, имя ДАЗДРАПЕРМА (Да здравствует Первое Мая), в честь вождя всех народов имя СТАЛИНА, а также ИНДУСТРИЯ, ВЫБОРИНА, ОКТЯБРИНА или фантастическое имя АНИТВЕЛА, которое не переводится, но можно читать в обратном порядке. Несколько позже по времени встречались имена: ПОБИСК (поколение октября борцов и строителей коммунизма), ПОБФИСТАЛ (победитель фашизма Иосиф Сталин). Вот до чего доходила политизированная фантазия родителей! А жертвами таких ужасных имён становились ни в чём неповинные дети.

Пожалуй, самый знаменитый, вернее, заслуженный, достойный Побиск - Побиск Георгиевич Кузнецов - последний из плеяды Генеральных конструкторов СССР (с 18 ноября 1977 года в соответствии с Постановлением и ГКНТ за N 480/278 он был Главным конструктором системы управления страной в "особый период";), крупнейший отечественный специалист по системам целевого управления и планирования, один из последних представителей подлинной научно-конструкторской элиты СССР.



О нем можно прочитать в нашемочерке о специальных военно-морских школах.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю