Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещенные системы водоочистки

Судовые системы
водоочистки
защитили от санкций

Поиск на сайте

Солистка хора Капеллы. М.Д.Агронский. Часть 36.

Солистка хора Капеллы. М.Д.Агронский. Часть 36.



15. Любовь летает повсюду (соло сопрано)
16. И день, и ночь мне ненавистны (соло баритона)
17. Стояла девушка… сияло красотой ее лицо (соло сопрано)
18. Твоя красота заставляет меня вздыхать (соло баритона и хора)
19. Когда парень с девушкой (мужской хор)
20. Приди же, приди (хор)
21. На неверных весах моей души (соло сопрано)
22. Прекрасная пора (соло сопрано и баритона, хор)
23. Любимый мой (соло сопрано)
24. Привет тебе, прекраснейшая (хор)
25. О, Фортуна (хор)
В Капелле мы с тобой и Настей это произведение слушали 29 декабря 1993 г и 26 сентября 2002 года, когда партию сопрано пела Эмилия Титаренко.


П.И.Чайковский. - Погружение в классику

— Недавно прочитал в журнале, что Чайковский умер от выпитого в ресторане Лейнера стакана сырой воды, которая оказалась зараженной холерной палочкой. Я был в доме-музее композитора под Москвой. Была ли Капелла там?
— Я неоднократно была в Клину, как с Капеллой, так и самостоятельно. Пела на каком-то юбилее все шесть песен из Детского альбома («Лизочек» и др.), а также не рекомендованную цензурой «Молитву», за исполнение которой получила нагоняй от партийного руководства; аккомпанировала концертмейстер Капеллы Людмила Богомолова.
Чайковский любил этот район Подмосковья. Здесь он обрёл покой после тяжёлого душевного кризиса в 1877-1878 годы и продолжительных путешествий по Европе и России. Во время долгих одиноких прогулок по окрестностям Клина композитор любил обдумывать свои будущие произведения. «Клинский период» был наиболее плодотворным в его творческой жизни. В этот период им были созданы опера «Пиковая дама», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Пятая и Шестая симфонии, симфония «Манфред». В доме-музее сохранились подлинные вещи композитора. На почётном месте по-прежнему стоит его рояль, к клавишам которого имели возможность прикоснуться только знаменитые музыканты.



Дом-музей П.И.Чайковского – старейший в России мемориальный музей, основанный в 1894 г. Находится в центре подмосковного городка Клин в доме, который композитор снимал у мирового судьи В.С.Сахарова в последние годы жизни.

— В каких странах была Капелла в эти годы?
— Это были Болгария, Германия, Голландия, Италия, Польша, Финляндия, Франция, Югославия.
— Как готовились к зарубежным гастролям?
— Подготовка была особенно тщательной по всем линиям – художественной, административной, партийной и КГБ. В зарубежных поездках нас сопровождал представитель КГБ. С нами обычно ездил Николай Борисович, который положил глаз на незамужнюю Татьяну Иванову. Впоследствии навещал её дома в Вырице. Для прогулок по городу формировались группы по четыре человека. Один назначался старшим, который отвечал за поведение группы. Я была старшей при поездке в Финляндию. Мне «повезло»: в мою четвёрку кроме Инны Селезнёвой попали любители спиртного Ахтырченко и Буклагин, но всё прошло благополучно. В Германии я была в четверке Трушина, который всего боялся, даже пройти по соседней улице, не предусмотренной в утверждённом маршруте. На границе зверствовали только наши пограничники: осматривали всё, вплоть до карманов. Зарубежные пограничники ограничивались устными вопросами: наркотики, оружие, водка, на которую был лимит.
— Сколько раз ты была в Финляндии?
— Трижды. Два раза – в Савонлинне, и один раз в северо-восточных районах Финляндии. С 1967 г в небольшом городке Финляндии Савонлинне проводится международный фестиваль оперного искусства, куда приезжают не только любители музыки, но и туристы со всех частей планеты.



Официальный сайт Оперного фестиваля «Савонлинна»

Спектакли и концерты проходят в атмосфере подлинного средневековья в крепости Олавинлинна на фоне завораживающих пейзажей озёрного края Сайма в пору белых ночей. В спектаклях участвуют очень известные труппы Европы и Америки. В этом замке давала концерт и Капелла. Древний замок расположен в середине одного из многочисленных озёр, куда можно попасть через длинные узкие деревянные мостки, частично заливаемые водой в непогоду. После концерта в подвальном зале замка состоялся традиционный приём и банкет, на котором финские представители не сдерживали себя в соревновании за уничтожение спиртосодержащих напитков, которых было на столах в избытке.
— Была ли на спектакле в замке?
— Однажды были вдвоём с Чернушенко. Остальные воздержались из-за высокой стоимости входных билетов. Слушали оперу Джузеппе Верди «Трубадур». Зрительный зал во внутреннем дворе обладает уникальной акустикой и вмещает более двух тысяч кресел. Постановка и исполнение было вполне приличное. На сцену выводились живые лошади и собаки. Фестиваль длится практически весь июль месяц. В этот период население маленькой Савонлинны (30 тыс.) значительно увеличивается, в том числе и за счёт любителей музыки со всей Финляндии. В этом зале пели только один раз. В остальные дни ездили на автобусах по отличным дорогам в окрестные городки. Пели в основном в помещениях небольших местных католических храмов. Там после вечерней службы, куда съезжаются местные прихожане, ставятся скамейки, продаются билеты и храм превращается в концертный зал. Храмы в этот период были всегда переполнены, многие приезжают на своих машинах, где переодеваются в соответствующую празднику одежду, мужчины выходят в смокингах, женщины – в вечерних платьях. Везде идеальная чистота и порядок. Даже обычные деревянные уличные туалеты обеспечены качественной туалетной бумагой и тубусами с биопорошком против мух и неприятных запахов. В свободные от концертов дни были приглашены на обзорную экскурсию по озёрной Финляндии. Организует местный краеведческий музей, который располагает своим музейным флотом. Плыли по озёрам и протокам на пароме и пароходиках с верхним защитным тентом. Побывали и в Новом Валааме, где Ладожские монахи после русско-финской войны в 1940 г основали монастырь, который посещают многочисленные паломники. Пели в соборе, обедали с ними в трапезной обители. Экскурсию провёл на русском языке настоятель монастыря, который рассказал и историю с иконами, вывезенными с островного Валаама.

Примечание.
Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь или Новый Валаам (фин. Uusi Valamo) — православный мужской монастырь в Хейнявеси, в усадьбе Папиниеми, Финляндия.



Принадлежит к Финской Православной церкви. Основан в 1940 году, когда примерно 190 монахов из Валаамского монастыря были эвакуированы в Восточную Финляндию во время Финской войны. Монастырь также принял монахов, бежавших из Коневецкого монастыря и Печенгского монастыря. В настоящее время это монастырь только для мужчин, принадлежащих к Финской Православной церкви, в братстве около 10 человек. В главном храме монастыря хранится чудотворная Коневская икона Божией Матери. Кроме того, в монастыре находится чудотворная Валаамская икона Богородицы.

— Я посчитал, что ты за свою творческую жизнь побывала с концертами более чем в 110 городах России.
— Не все города и веси попали в это повествование - хронику. Повидала и некоторые ближайшие к России восемь зарубежных стран. Не удивительно, что немного, т.к. в эти годы только ещё начался приоткрываться «железный занавес», открытый после распада СССР в 1991 году. Ныне Капелла получила возможность петь в любых странах мира, но уже без меня.



Ветераны артисты хора нередко приглашаются на юбилейные даты Капеллы. Слева направо: Вера Богданова, Нина Кузнецова, Инна Селезнёва, Александра Агронская, Искра Шмакова, Татьяна Жильцова, Рита Катасонова, Вера Бакова, Ира Вахтина. Санкт-Петербург.2005 (?) г.

Вместо заключения.

Певческая Капелла Санкт- Петербурга – старейший профессиональный музыкальный коллектив России, имеющий более чем 500-летнюю историю. В 1479 г указом Ивана III в Москве был создан хор государевых певчих дьяков. Первое торжественное богослужение, в котором он принял участие, проходило во время освящения Успенского собора Московского края. В 1701 г Пётр I переименовал его в придворный хор, и перевёз его на Неву, где певчие приняли участие в торжествах по случаю закладки новой столицы Российской империи, сопровождали государя в его поездках в Германию, Францию, Голландию, Польшу. В 1738 году по указу Анны Иоанновны при Капелле возникла первая специальная музыкальная школа. Благодаря императрице, малолетних певчих придворного хора начали обучать игре на оркестровых инструментах – все учащиеся должны были овладевать двумя музыкальными инструментами. В 1763 г при Екатерине II хор переименовали на иностранный манер в Императорскую придворную певческую капеллу. Такое название она носила вплоть до революции 1917 г. По большому счёту, цари и императоры не просто любили свой хор, но и принимали в его деятельности самое активное участие. Архивные материалы подтверждают, что государи были музыкально образованными людьми – этого требовала церковная служба. Сохранились образцы творчества Ивана Грозного. Есть свидетельства того, что и Пётр I часто вёл службу, даже иногда вставал в хор и пел вместе со всеми. Не случайно же голландцы называли его Питер-Бас.
С середины 1842 г при Капелле стали работать классы, готовящие руководителей церковных хоров. Кроме того, в придворном ведомстве был организован шляхетский рыцарский корпус для того, чтобы подростки - певчие, которые вынуждены покинуть хор из-за начавшейся ломки голоса, могли реализовать себя в других сферах искусства.
В 1884 г обучение в школе Капеллы стало происходить по программам консерватории с выдачей выпускникам удостоверения о высшем музыкальном образовании. В Императорской капелле воспитывались или служили виднейшие музыканты своего времени: итальянские композиторы Галуппи, Траэтта, Паизиелло, Сарти, Чимароза; русские - Д.С.Ботнянский, А.Ф.Львов, М.И.Глинка, М.А.Балакирев. Н.А.Римский-Корсаков, А.С.Аренский, С.В.Смоленский и др. В исполнении Капеллы впервые в России прозвучали «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, Реквием Моцарта, Девятая симфония Бетховена, Реквием Берлиоза. В 1824 г Капелла представила слушателям Торжественную мессу Бетховена, и эта мировая премьера явилась единственным прижизненным исполнением бетховенского творения. В 20 веке Капеллу возглавляли М.Климов, А.Свешников, А.Дмитревский, А.Анисимов, Ф.Козлов и др. С 1974 г Капеллой руководит Владислав Чернушенко, усилиями которого в культурной жизни России был восстановлен громадный пласт русской духовной музыки. В обширном репертуаре Капеллы монументальные вокально-симфонические полотна и хоровые миниатюры, сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов.



Государственная Академическая Капелла Санкт-Петербурга: История.

Из истории зала Капеллы, которому в 1989 г исполнилось 100 лет.

Находившийся на участке от набережной реки Мойки до улицы Большой конюшенной каменный дом был куплен для певчих в 1771 г. В 1810 г архитектор Ф.Руско произвел ремонт зданий и частичную перепланировку. В 1830 г архитектор Л.Шарлемань пристраивает к главному корпусу концертный зал. В конце XIX в по заданию управляющего капеллой М.А.Балакирева была осуществлена реконструкция помещений под руководством и по проекту архитектора Леонтия Бенуа. В результате концертный зал стал одним из лучших в мире. Уникальность акустики достигнута архитектором благодаря необычной конструкции помещения. Пол и потолок зала сделаны в виде скрипичной деки, которая прекрасно проводит и отражает звуки. 10 марта 1899 г состоялся первый публичный концерт инструментального класса. Фасад вновь перестроенного здания был увековечен именами людей, много сделавших для развития музыкального искусства: Разумовского, Ломакина, Львова, Бортнянского, Глинки, Турчанинова, Потулова.
Примечание. Историческая справка составлена с использованием сведений в интервью нынешнего художественного руководителя Капеллы Владислава Александровича Чернушенко, опубликованного в «Российской газете» 1 апреля 2010 года. Часть фотографий хроники ленинградского периода заимствована с сайта Капеллы.


Главное за неделю