1848 г. июня 13. Произведен в мичмана с назначением в Черноморский флот.
1848-1850 г. На бригах и крейсировал у восточного берега Черного моря.

1851-1852 г. На шхуне «Дротик» плавал по черноморским портам до Константинополя. В 1852 году командовал шхуной В следующем 1853 году с началом войны "Дротик" принял участие в боевых действиях, в частности, о том можно прочитать в книге
"Бой возобновляется с рассветом и протекает в этот день очень быстро. В журнале «Флоры» записаны его важнейшие этапы:
«В начале восьмого часа в расстоянии трех миль увидели на ветре шхуну «Дротик», которая шла под всеми парусами к Бомборскому укреплению. При восхождении солнца был поднят на фрегате кормовой флаг при пушечном боевом выстреле; в сие время турецкие пароходы находились от нас в расстоянии трех миль за кормой, уже построенные в боевой строй; на них тоже подняли кормовые флаги, но без выстрелов.
В 8.15 пароходы разделились и построились как бы в две колонны под ветром; под вице-адмиральским флагом шел на левый борт, другие два — на правый, но вскоре передовой взял направление к шхуне «Дротик». Через пять минут он опять переменил направление и вступил в кильватер наветренного. В 8.30 пароходы подошли на пушечный выстрел к шхуне, открыв огонь из носовых орудий. В сие время фрегат поворотил и открыл батальный огонь левым бортом по оставшемуся за кормой пароходу. Это действие заставило остальных прекратить покушение на шхуну и обратиться к фрегату.
В 9.30, действуя по неприятелю, отражали их нападение. Фрегат получил пробоину под грот-русленем в медь первого пояса из орудия шестидесятивосьмифунтового калибра. [294]
В 10 часов турецкие пароходы прекратили бои, сомкнулись вместе. Приостановив действие машины, адмиральский пароход пошел на буксире. В это время фрегат, по прекращении боя, поворотил овер-штаг на левый галс, находясь от Пицундского укрепления в одной миле».
Капитан-лейтенант Скоробогатов с полным основанием заявляет в рапорте командиру восточного отряда Черноморского флота:
«Пароходы решительно были не в состоянии выдерживать огонь моей артиллерии и постыдно бежали по направлению к весту, оставя поле сражения парусному фрегату, получившему от них только две подводные пробоины».
Из следующего упоминания, - - узнаем, что в составе третьего бастиона одна из батарей, Госпитальная, получившая название от располагавшегося рядом морского госпиталя, была вооружена 18-фунтовыми морскими каронадами, взятыми со шхуны "Дротик".
1854 г. На корабле находился на Севастопольском рейде.
Линейный корабль "Святослав" 13 февраля 1855 года был затоплен во второй линии судов между Николаевской и Михайловской батареями. А ранее, в январе 1854 года по крайней 17 корабельных орудий установили на западном берегу Килен-бухты, образовав батарею Святославскую, названную именем линейного корабля, матросы которого ее построили. -
1854 г. Ноября 26 произведен в лейтенанты.
1854 и 1855 г. с 13 сентября по 27 августа состоял в гарнизоне Севастополя на Малаховом кургане. Награжден орденами: Св. Анны 3 степ. с мечами, Св. Владимира 4 степ. с мечами и Св.Станислава 2 степ. с мечами и годовым окладом жалования.

К счастью, об одном из боевых свершений Александра Константиновича и интереснейших обстоятельствах награждения мы узнаем благодаря одному из его товарищей по оружию.
Воспоминания Ф. фон Драхенфельса.
14-го августа огонь был немного слабее, и к нам приехал любимый нами князь Этот бодрый и бравый старик обошел, несмотря на все еще продолжавшийся адский огонь, все наши батареи и благодарил нас, чем снова до такой степени ободрил нас, что надежда с Божьей помощью еще раз отбить штурм к нам возвратилась! Перед своим уходом князь приказал представить ему из каждого рода войск, защищавших Малахов курган, по одному офицеру, наиболее отличившемуся при предшествовавшем бомбардировании. Храбрый комендант наш капитан-лейтенант Петр Алексеевич Карпов представил соседа моего по батареям - лейтенанта Панферова, меня и одного пехотного офицера Модлинского резервного полка, которого фамилию я, к сожалению, забыл; помню только, что я и все мы весьма обрадовались, что именно на него пал выбор. Конечно, не могу я согласиться, чтобы мы трое могли отличиться более наших товарищей, потому что каждый из нас переносил то же самое и так же свято исполнял свой долг, как и мы; но я уверен, что каждый читающий эти строки согласится со мною в том, что в обложенном городе почти нет возможности защитникам выказаться одному перед другим!
Князь Горчаков спросил нас, какие мы имеем ордена, и дал каждому следующий по старшинству знак отличия. Когда же я ответил, что никаких крестов еще не имею, то он, прикрепляя мне на грудь орден Святой Анны III степени с мечами, сказал мне, что жалеет, что должен дать мне такую малую награду, но надеется в скором времени иметь случай наградить меня больше. Начальник штаба генерал-адъютант Коцебу написал тут же, на пустой пороховой бочке, приказ по армии о назначении нам розданных наград, князь подписал его и показал каждому из нас, поздравляя и благодаря с обычною своею сердечностью...
1857 г. На шхуне «Опыт» курсировал в Черном море.
1858 и1859 г. На корабле перешел из Севастополя в Кронштадт.
"Цесаревич" - один из двух впервые в России заложенных в 1852 году 135-пушечный винтовой паровой корабль. В июне 1859 года его командиром был назначен Корабль этот без винтового двигателя, нагруженный вместо артиллерии, разным казенным имуществом, при самых неблагоприятных условиях, совершил плавание из Николаева в Кронштадт вполне благополучно...
1860-1864 г. На винтовом корвете плавал у Восточного берега Черного моря.
1862 г. Награжден
1863 г. января 1. Произведен в капитан-лейтенанты.
1864 г. Получил

Крест «За службу на Кавказе», награждались все чины российской оккупационной армии, принимавшие активное участие в войне с горцами с 1859 по 1864 годы. Награждение тем или иным видом креста проводилось в зависимости от чина и заслуг оккупантов и их приспешников перед «отечеством». Например, бронзовым крестом награждались все нижние воинские чины (в том числе и кавказской милиции, сформированной из местных марионеток и коллаборационистов) и многочисленные волонтёры (наёмники), принимавшие участия в различных сражениях, а также все государственные чиновники, священники и медики, исполнявшие свои функциональные обязанности во время боевых операций русских колонизаторов против свободолюбивых горцев.
Медаль «За покорение Западного Кавказа 1859-1864».награждались: все чины Кавказской армии и «туземной милиции» от рядового солдата до генерала, принимавшие непосредственное участие в военных действиях против горцев Западного Кавказа в течение 1859-1864 годов; так называемые «добровольцы» из числа местных национал-предатетелей, различные волонтёры (наёмники) и нестроевые нижние чины, которые находились во время военных действий при войсках и участвовали в боевых операциях; чиновники военного и гражданских ведомств, находившиеся в войсках по делам службы; а также многочисленные медики и священники, исполнявшие свои служебные обязанности во время карательных походов царских войск против народов Западного Кавказа. А с 2 ноября 1864 года право на награждение этими медалями получили и чины морского ведомства, принимавшие участия в сражениях с горцами.
1868 г.На пароходе «Чатырдах» ходил в Черном море.
1869 г. Награжден .

1870 г. Командовал брандвахтенной шхуной на Очаковском рейде.
1871 и 1872 г. Командовал пароходом у Константинополя.
На судьбе этого судна стоит задержаться. Во-первых, в более поздние годы, с осени 1881 года, колесным пароходом "Тамань" командовал Степан Осипович Макаров ( ). "Как известно, в это время существовала реальная угроза проникновения — в случае осложнения международной обстановки — британского флота с десантом через Босфор к российскому черноморскому побережью. Это вынудило высшее военное руководства России готовить ответные меры: командиру «Тамани» было поручено оперативно «собрать гидрографические, метеорологические и топографические данные о берегах Босфора и выяснить: а) возможен ли десант на эти берега, в каких местах и в каких силах.., изучить условия заграждения Босфора минами в различных местах. Составить план таких заграждений и перечислить необходимые для того материальные средства».
В Турции С.О.Макаров пробыл менее года, решая упомянутые задачи секретного характера. Прежде всего, он экспериментально проверил легенду о существовании на Босфоре двух течений (одного поверхностного из Чёрного моря в Мраморное и другого — глубинного — в противоположную сторону). Для измерения скорости течения был изготовлен специальный инструмент его конструкции. «Он заключался в винте, вращающемся от действия течения. При каждом обороте винта колокольчик, привязанный к нему, делает один удар, и таким образом на поверхности можно считать, сколько оборотов делает винт, а, следовательно, знать скорость течения».
Командир стационера, а также его подчиненные офицеры выходили на шлюпке в середину пролива, на бечеве на глубину опускался бочонок с водой (шлюпочный анкерок для пресной воды), гребцы убирали весла, и наблюдалось удивительное явление: шлюпка начинала двигаться против видимого течения, поскольку бочонок служил своеобразным парусом для нижнего течения.
Всего полтора месяца потребовалось С.О.Макарову, чтобы обнаружить противоположные течения в Дарданеллах и Мраморном море, а затем и в Босфоре. 24 декабря 1881 г. он доложил об этом в С.-Петербург, подчеркнув важность выявленного «противотечения» для минного заграждения."

А ранее в период Крымской войны "Таманью" командовал будущий адмирал и выдающийся кораблестроитель, уничтожил за время войны шесть турецких торговых судов, совершил прорыв из блокированного Севастополя в Одессу. - "Отмечая в приказе о Синопском сражении своевременную помощь отряда пароходофрегатов под командованием вице-адмирала В. А. Корнилова, П. С. Нахимов писал: «Пароходы содействовали весьма много к последнему истреблению турецкого флота».
Адмиралом Андреем Александровичем Поповым гордился его правнук, замечательный ленинградский нахимовец 1951 года, подводник, Мороко Андрей Евгеньевич, и не посрамил его славы. Подробнее о них расскажем в отдельном сообщении позже.
Не менее интересен и тот факт, что перед тем, как А.К. Панферов вступил в командование, в составе экипажа "Тамани" проходил службу, участвовал в заграничном плавании в 1869-1870 гг., отец
1872 г. Пожалован турецким

1873 г. января 1. Произведен в капитаны 2 ранга.
1877 г. Произведен в капитаны 1 ранга.
1878-1882 г. Командуя корветами и и пароходом «Тамань» плавал в Черном море.
История постройки и службы в составе Черноморского флота винтового корвета «Память Меркурия» – первого из кораблей с таким наименованием в русском флоте, - прослеживается в статье Васильева Д.М. Винтовой корвет «Память Меркурия», опубликованной в журнале "Судостроение" № 6 в 2007 году. В частности, вместе с шхуной "Бомборы" в 1867 году корвет в составе средиземноморской эскадры принял участие спасении от турецкого террора восставших жителей о. Кандия (Крит). В 1869-1870 гг. вместе с корветом "Львица" - в большом учебном плавании с гардемаринами с заходами в Константинополь, Пирей, Мессину, Неаполь, Наварин, Сиру.

Закат на море. 1886. Иван Константинович Айвазовский.
Плавание - полет корвета "Сокол" увековечил "Среди шепота тропической ночи, полного какой-то таинственной прелести, почти бесшумно плывет, словно птица с гигантскими крыльями, трехмачтовый паровой военный корвет "Сокол" под всеми парусами, имея бомбрамсели на верхушках своих, немного подавшихся назад, мачт. Небольшой, изящных линий, красавец-корвет, на котором находится сто семьдесят матросов, четырнадцать офицеров, доктор и иеромонах с Коневского монастыря, идет с благодатным, вековечным пассатом, направляясь на юг, узлов по семи-восьми в час, легко и свободно, с тихим гулом, рассекая воду, рассыпающуюся у носа алмазной пылью, и равномерно слегка покачиваясь на исполинской груди старика-океана..."
1882 г. Пожалован подарком по чину с вензелевым изображением Высочайшего имени.
1885 г. июня 17. Произведен в контр-адмиралы, с увольнением от службы.
1895 г. января 26 скончался.
/Список №3, том XI стр. 132/
В морском сборнике 1864 и 1866 гг. были напечатаны статьи г. Панферова: «Матросы на русских коммерческих судах Черного моря» и «Патентованный румпель без штуртроса на коммерческих судах».

В уже прошлом, 2008 году, старейший военный журнал отпраздновал свое 160-летие. Своим "рождением" он обязан адмиралу (1797-1882) – выдающемуся русскому мореплавателю и географу, члену-корреспонденту (1829-1855), впоследствии почетному члену (с 1855) и президенту (с 1864) Петербургской академии наук.
Продолжение следует.
Обращение к выпускникам нахимовских училищ.
Для поиска однокашников и общения с ними попробуйте воспользоваться сервисами сайта
Просьба к тем, кто хочет, чтобы не были пропущены хотя бы упоминания о них, например, в "Морских сборниках", в книгах воспоминаний, в онлайновых публикациях на сайтах, в иных источниках, сообщайте дополнительные сведения о себе: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. А мечтаем мы о том, чтобы собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Примерно четверть пути уже пройдена, а, возможно, уже и треть. И поэтому - еще и о том, что на указанные нами адреса Вы будете присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru
