Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Системы обогрева для флота

ВМФ предложили
системы для подогрева
палубы

Поиск на сайте

Политические игры «троечников»: Египет. Иван Жаров.

Политические игры «троечников»: Египет. Иван Жаров.

Несколько слов для начала: Мне в последние дни не удается выкроить время на то, чтобы писать статьи. Даже стихи и то стали появляться на моем сайте довольно редко. В связи с этим, я решил иногда предоставлять место на сайте моему давнишнему другу Ивану Жарову, политические статьи которого всегда изящны и неожиданны.

К. Лукьяненко

В Египте всё ещё весна, и под самыми благовидными предлогами одни хорошие египтяне убивают других тоже хороших египтян. Нужно сказать, что у них это получается. По официальным данным, события только последних дней унесли жизни порядка тысячи человек по всей стране; по неофициальным данным, погибло уже несколько тысяч человек. Пару дней назад из засады какая-то группа расстреляла два микроавтобуса, в которых ехали сменившиеся с дежурства полицейские. Получилась показательная казнь, в которой погибли 25 человек.

Наружу вырвалось насилие. Это и насилие толпы против государства — казнь безоружных полицейских тому подтверждение. Это и насилие на религиозной основе, когда в одной деревне мусульмане идут к более успешным христианам-коптам и вымещают на них всё свое недовольство жизнью в стране, где каждый второй существует на средства, не превышающие два доллара в день. Это и парламентское насилие, когда депутаты обращаются к массам с призывами, не могущими вызвать ничего, кроме ответной агрессии. Например, звучавшие при президенте Мурси призывы парламентариев о взимании в пользу мусульман особого налога со всего остального мира. Есть и бытовое насилие. Родственники-мужчины в деревенской семье решили, что поведение одной из жен может (всего лишь может!) опозорить весь их род, и убили эту женщину и четырех ее дочерей. Подробности этой дикой истории не сообщаются. И, конечно, есть насилие государства. В Каире 36 задержанных попытались вырваться из автобуса, где они находились, но полицейские, чтобы их утихомирить, пустили слезоточивый газ. В результате все 36 человек задохнулись и погибли.

Страна вступила в трагическую для себя фазу развития. Ненависть, однажды вырвавшаяся наружу еще долго будет пожинать плоды, поэтому давайте посмотрим, что вывело Египет из равновесия, Так сложилось, что в египетской жизни огромную роль играет армия. И не только потому, что это реальная сила, которая выходит на авансцену в критические минуты жизни страны, но и потому, что, как минимум 40% ВВП Египта создается предприятиями, которые так или иначе контролируются военными. Нужно сказать, что во многих странах армия выступает гарантом стабильности в государстве. В Египте – это сильный игрок, участвующий во многих весьма сложных политических схемах, но не сумевший остаться в стороне от внешнего влияния. В течение длительного периода египетские военные получают от США значительные суммы, превышающие миллиард долларов в год. В этом году, предвидя повышение спроса на функции военных в стране, США, подумав, выделили 2,2 миллиарда долларов. Основная часть этих средств идет на закупку американского же вооружения, но некоторая часть прекрасно «пилится» осознающей свою важность военной верхушкой. Нынешний год не является исключением.

При всей непохожести процессов, происходящих сегодня во многих мусульманских странах, проглядывает одна и та же схема: в стране создаются две силы, которые могут противостоять друг другу, между ними устраивается политическая состязательность, которая выдается за внедрение западных принципов демократии, а на всякий случай, если одна из сторон окажется слишком экстремистской, на горизонте появляется армия, которой надлежит восстановить порядок. Это не просто схема, где силе с «плюсиком» противостоит сила с «минусиком». Это еще и возможность, усиливая один из компонентов, держать под контролем правительство страны. Например, только правительство Эрдогана в Турции захотело быть самостоятельным, как тут же его обвинили в излишней исламизации страны, и сторонники светского развития устроили в крупнейших городах массовое волеизъявление.

В Египте Братьев мусульман обхаживали лет пять всякие консультанты из Брюсселя, снабжая их конспектами с описанием того, как из разрозненной религиозной группы превратиться в респектабельную политическую партию. Одновременно аналогичные конспекты получали египетские власти. В них, в частности говорилось, как вести диалог с будущими партнерами по политическому процессу в лице Братьев-мусульман. Первое их появление на политической арене во время недавних муниципальных выборов показало, что уроки не прошли даром. Избрание президентом Мурси – это тоже эксперимент. Во-первых, Мурси не только член верхушки Братьев-мусульман. Он еще и человек, живший в США и допущенный к высшим американским тайнам как специалист по материаловедению, который работал на атомную промышленность. В-вторых, Мурси всё-таки не политик и успел совершить несколько ошибок. Он не знал, что президент – это профессия и что в «ближний круг» нужно привлекать людей не только по принципу личной преданности, но и по принципу профпригодности. Интересно отметить, что презирающие всё западное Братья-мусульмане апеллируют к западным демократическим институтам, пытаясь настаивать на легитимности избранного демократическим путем президента. Вступление армии в политический процесс объясняется несколькими причинами. Профессиональных политиков, прежде всего, насторожило расширение властных полномочий, которое позволил себе Мурси, будучи президентом. Откровенно говоря, запахло диктатурой, которая в сочетании с авантюризмом и – часто – экстремизмом Братьев-мусульман могла привести к плачевным результатам. Тем более что диктатура удалила бы из политического процесса ряд вполне респектабельных сил, а это точно не было прописано в западно-европейских политтехнологических конспектах. Такое противостояние могло вполне остаться в конституционных формах с излиянием политического пафоса в социальных сетях одних и пятничной пропаганде в мечетях других. По крайней мере, в крупных городах. В глубинке насилие спонтанно, и имеет политические корни только при обосновании произошедшего, тогда как реально насилие аполитично, внерелигиозно и имеет чаще бытовое происхождение – зависть, несхожесть культур, игры местных «патриотов», попытки сыграть на низменных чертах человеческой натуры.

Однако зарубежные строители египетской демократии увидели в сложившейся взрывоопасной ситуации новые возможности для себя, не прописанные в быстро устаревающих конспектах. Оказывается, если в политический процесс вступит армия, то это может привести к нейтрализации, вплоть до физического уничтожения, социально активных представителей как религиозной, так и светской силы. Руководство армии не заставило себя ждать. Ему не понравилось решение Мурси уволить из армии высших офицеров, которые не выявили должной лояльности президенту, и заменить их более лояльными фигурами. Кроме того, генералитет был недоволен повседневной деятельностью президента. Устроенная им ротация чиновничества не могла не сказаться на состоянии экономики. Египту потребовались внешние займы, а экономическая эффективность принадлежащих военным предприятий стала падать. Такого генералы простить, естественно, не могли.

Нужно сказать, что выдвигаемые социальными сетями или подставляемые закулисными игроками лидеры в реальном политическом процессе оказываются несостоятельными. Это можно сказать и о лидерах, которые пытались на ранних этапах подчинить себе ход «египетской весны» – их сегодня уже никто и не вспоминает; это же справедливо и в отношении «демократически избранного» премьера правительства, представляющего сирийскую оппозицию. Кстати, даже беглое знакомство с биографией «сирийского премьера» и египетского президента Мурси обнаруживает много общего – и тот, и другой успели пожить в США и сделать там вполне успешную карьеру.

С большим трудом добытая Братьями-мусульманами политическая респектабельность в одночасье рухнула, стоило им только выступить в защиту законно избранного, а ныне опального президента. Сегодня все лидеры Братьев-мусульман находятся в тюрьме «Тора». Там же сидит и Мурси, и Мубарак, против которого уже сняты все наиболее тяжелые из ранее предъявленных обвинений, и после исполнения ряда формальностей его могут выпустить на свободу, поскольку судебное решение о его освобождении уже имеется. Кроме попыток сбить накал политического противостояния в стране, военные заняты еще одним полезным делом: они пытаются восстановить чиновничий аппарат и вернуть на прежние должности наиболее способных специалистов, с которыми поспешил расстаться Мурси.

Итак, события «арабской весны» совершили полный круг и показали никчемность всего революционного пафоса, который впервые выплеснулся на улицу больше двух лет назад. Единственным очевидным результатом является то, что попытки придать исламизму респектабельный политический вид провалились и налицо опасная радикализация политического процесса. Отдельные деятели, претендующие на духовное лидерство исламистски настроенных движений, стали утверждать, что резкие шаги египетского военного руководства, в результате которых уже арестовано более тысячи активистов Братьев-мусульман, говорят о том, что джихад эффективней, чем участие движений в демократическом процессе.

Такая радикализация требует правильного выбора союзников. Сегодня Братьям-мусульманам активно симпатизируют такие движения, как Талибан и Алькаида. Турция отозвала своего посла в знак протеста против действий армии. Позицию египетской армии поддерживает Саудовская Аравия. Скорее всего, дальнейшие события в Египте будут зависеть от того, какие коалиции сложатся в поддержку каждой из сторон. Об этом говорят и события в Сирии. Расширение круга союзников Башира Асада, среди которых сегодня и иранцы, и курды, и ливанцы в лице организации «Хесболла», быстро изменило ситуацию в пользу правительственных войск. Следует еще отметить то, что всё больше событий на Ближнем востоке будут определять не круги, пользующиеся конспектами всевозможных факультетов «мирового лидерства», а региональные коалиции, в которых всё более заметную роль играют Иран и Турция. В отличие от западных экспертных и разведывательных сообществ, региональные коалиции имеют более правильное представление о складывающейся в регионе ситуации и свободны от западных политологических догматов,
в жертву которым иногда приносятся целые страны.

Можно было бы удивиться: почему стране, 15% прибыли которой приносит туризм, уделяется такое большое внимание? Ответ будет достаточно неожиданным: Египет является крупнейшим производителем героина в мире. Наркотики формируют основу экономики кочевых племен. А за этот лакомый кусок готовы побороться очень многие.

Почти анекдот: всякое приближение квартального месяца приводит к повышению политической активности – бухгалтерские правила требуют отчетов по расходованию средств, выделяемых на политические эксперименты.

Иван Жаров

23 августа 2013 г.

Золотая осень

Осень поразительно проста,
Смотрится – как в зеркало – в озера.
Так художник может у холста
Окунуться в бесконечность взора.

Так, порою, утренний туман
Думает, что он уже взлетает…
Осень – золотая кутерьма,
Или просто осень золотая.

18 августа 2013 г.



Constantin Loukianenko


Главное за неделю