Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Краны-манипуляторы для военных

Военным предложили
новые автокраны
и краны-манипуляторы

Поиск на сайте

О времени и наших судьбах-Сб.воспоминаний подготов-первобалтов Кн.1ч16

Необычная командировка

В январе 1957 года, в составе группы из 20-ти человек, я был направлен в годичную специальную командировку в Одессу для плавания на судах торгового флота с целью изучения морских театров для деятельности наших подводных лодок.
Меня назначили на должность судового штурмана танкера «Ленинск», хотя был по специальности минёр. Но с обязанностями справлялся успешно, так как прошёл хорошую штурманскую подготовку в училище. О моей легенде знал только капитан, а команда танкера ничего не подозревала и меня не распознала.

Танкер (теплоход) «Ленинск» Черноморского государственного морского пароходства. Водоизмещение 16000 тонн. Построен в Ленинграде в 1955 году

25 января 1957 года вышли из Одессы во Владивосток с грузом топлива для реактивных самолётов. После захода в порт Констанца (Румыния) благополучно прошли проливы Босфор и Дарданеллы. Впечатлений очень много, здесь всё красиво и необычно. В феврале прошли по Средиземному морю. У нас зима, а здесь всюду благодать, зелено и тепло.
Наш путь во Владивосток пролегал через Гиблартарский пролив в Атлантический океан, вокруг Африки в Индийский океан с заходом в Сингапур. Короткий путь через Суэцкий канал был закрыт из-за военного конфликта Египта и Франции. Проход по каналу занял бы всего 12 часов, а наш танкер огибал Африку больше месяца. Зато сколько впечатлений, сколько экзотики, сколько ценных наблюдений!
В Атлантическом океане я впервые пересёк экватор из северного полушария в южное. Это событие было отмечено традиционным праздником с торжественным чествованием морского бога Нептуна. Мне выдали справку с выпиской из вахтенного журнала о том, что я получил «добро» от Нептуна на пересечение экватора.

Атлантический океан. Март 1957 года

На переходе в Индийском океане я занимался определением прозрачности воды. Вода оказалась настолько прозрачна, что подводную лодку можно видеть с самолета, когда она находится на глубине 60 метров. По нашим наставлениям безопасной глубиной от таранного удара считалась глубина 30 метров, а безопасная глубина от обнаружения авиацией не оговаривалась. После моей докладной об этом в наставление по тактике боевых действий подводных лодок были внесены корректуры. Но я не считаю, что это только моя заслуга.
Пришли в Сингапур в конце марта. Мне удалось сфотографировать взлёт и воздушный парад английских самолётов, посвящённый прибытию в Сингапур начальника штаба ВВС Великобритании. Сингапур был полон англичан, так как здесь была их база. Там я впервые живьём увидел шотландских стрелков в юбках.

Далее наш маршрут пролегал мимо берегов юго-восточной Азии, острова Тайвань и Китая. Незадолго до этого у острова Тайвань был задержан советский танкер «Апшерон». Мы все помним фильм «ЧП» – это про «Апшерон». В аналогичной ситуации могли оказаться и мы. Тайвань благополучно обошли мористее, подальше от берегов.
По прибытии во Владивосток наш танкер попал под местный государственный контрфрахт на три месяца, так как в то время дальневосточный гражданский танкерный флот был очень слаб. Мне, как офицеру-подводнику, очень повезло: я ознакомился с Тихоокеанским флотом.
Дважды побывал на Сахалине в порту Корсаков.

Был запоминающийся рейс танкера с дизельным топливом на Камчатку. Топливо отдавали в Тарье, а мне разрешили в это время пройти в подплав к моим друзьям-подводникам, то есть на территорию дивизии подводных лодок.
Там я встретил бывших рижских нахимовцев: Толю Молодцова и Иманта Купрейчика, а также Сашу Малькова.
Мы хорошо пообщались. Ночевал я у Юры Воронова, прекрасного товарища, выпустившегося из училища на год раньше нас. Он был уже капитан-лейтенантом и помощником командира подводной лодки.
Из Тарьи мы пошли в Сероглазку, а затем во Владивосток.
Все наши рейсы с грузом были из Владивостока. Последний рейс был на Магадан с мазутом для лесовиков. При возвращении из Магадана в Охотском море получили указание из Одессы следовать во Владивосток, а затем в Китай для погрузки растительного масла, предназначенного Египту и частично Одессе.

Нужно себе представить, как подготовить танки из-под мазута под пищевое растительное масло на десять тысяч тонн. Эта работа выполняется силами экипажа. Работали все, кроме капитана, который не сходил с мостика. Я в этой работе участвовал непосредственно. Тяжёлый и опасный труд.
Во Владивостоке встречался с однокашниками: Сашей Савинским (сейчас он мой сосед по дому!), Толей Пикалёвым (был у него в гостях) и Гешей Фриденбергом. Это были удивительные и радостные встречи. Ведь встречались случайно через четыре года после выпуска на другом краю Земли!
Приняв груз в порту города Тяньцзинь в Китае, мы пошли в Одессу опять через Гонконг и Сингапур, но затем уже через Суэцкий канал.
После Сингапура я ни разу не сходил на берег, так как пришло сообщение, что один из таких же, как я штурманов, завербованный английской разведкой ещё будучи курсантом Севастопольского училища, покинул судно в Голландии и выдал иностранной разведке фамилии всех подводников, плавающих на гражданских судах с целью изучения портов и морских театров.

Позднее я узнал, что Коля Попов был сразу же отозван из спецкомандировки по этой причине на Северный флот. Его назначили старшим помощником на подводную лодку 613 проекта. А вскоре он ушёл на командирские классы, где мы с ним снова встретились.
С приходом в порт Суэц мы встали на якорь для пропуска каравана с севера на юг. После прохода канала караван тоже встал на якоря. В этом караване пришёл из Одессы танкер «Иваново».
Несколько человек во главе с капитаном нашего судна, в том числе и я, пошли на катере на танкер «Иваново», чтобы узнать новости из Одессы и обменяться кинофильмами. На теплоходе «Иваново» я хотел встретиться с Володей Агафоновым, родом из Бологое, который исполнял обязанности судового штурмана, как и я. Мне нужно было с ним переговорить по программе наших совместных работ и обменяться информацией. На танкере его не оказалось, так как он был списан с теплохода перед рейсом в порту Туапсе.
Выяснилось, что перед выходом в море в ресторане порта Туапсе произошла драка между членами экипажа, в которой принял участие Агафонов. При разборе инцидента на партсобрании капитан теплохода вынужден был раскрыть легенду Агафонова и сообщить об этом руководству. Его немедленно отозвали на Северный флот и сразу же уволили в запас за дискредитацию звания офицера.

Позднее мне пришлось встретиться с Агафоновым, когда он прибыл на переподготовку на мою подводную лодку в Кронштадт. В это же время был на переподготовке Игорь Лезгинцев. Они вместе проводили свободное время. Я их видел редко. Они постоянно нуждались в деньгах и занимали их у всех подряд.
После прибытия в Одессу было несколько рейсов по Чёрному морю. В августе, приняв груз сырой нефти в Новороссийске, вышли в Швецию вокруг Европы. Разгружались в Мункендаль-Схамн-фьёрде. Тоже был интересный рейс.

Во время прохождения Гибралтарского пролива я просил разрешения капитана пройти поближе к мысу Европа, чтобы сфотографировать военную базу и аэродром Гибралтара. Получились хорошие снимки. Меня удивляли огромные бетонные желоба, построенные сверху вниз на горе Гибралтар. Они предназначены для сбора утренней росы, так как пресной воды на полуострове нет.
На обратном пути в Средиземном море капитан получил радиограмму о моём откомандировании на учёбу.
С 15 января по 15 сентября 1957 года я прошёл на танкере «Ленинск» 54000 миль, о чём имеется штурманская справка в личном деле.

Командирские классы

В сентябре 1957 года был отозван из спецкомандировки для учебы на командирских классах в Ленинграде. На учебе в Ленинграде были также Коля Попов и Леша Гаккель. Не успел к началу учёбы Юра Зеленцов.
Он тоже находился в спецкомандировке и плавал на паруснике «Товарищ» с теми же задачами – изучение морских театров для плавания наших подводных лодок и подходов с моря к портам и базам.
Мы вместе должны были в 1957 году идти на командирские классы, но Юра Зеленцов не смог попасть на учёбу в этом году из-за выполняемых парусником задач. Он поступил на классы в следующем году.
Вместе с нами на командирские классы прибыл Орест Тарановский. Но он вскоре был отчислен, так как, провожая тёщу на Московском вокзале в нетрезвом состоянии, ударил милиционера.
Поучиться на классах было полезно и интересно. Учёба расширяла кругозор, давала возможность осмыслить уже имеемый опыт плавания на подводных лодках и приобрести новые знания. Кроме того, после длительного и напряжённого плавания приятно было немножко расслабиться.

Офицеры первого и второго выпусков Первого Балтийского высшего военно-морского училища, выпускники ВОЛСОК 1958 года. Сидят слева направо: Борис Громов, Александр Винокуров, Алексей Гаккель, Николай Попов, Владимир Николаев.
Стоят слева направо: Вячеслав Виноградов, Валентин Круглов, Михаил Пихтилёв, Валентин Балабух.

Продолжаю службу на подводных лодках

После окончания командирских классов мы с Колей Поповым были назначены старшими помощниками командиров ПЛ 613 проекта Северного флота, базирующихся в Гремихе. Он – на ПЛ "С-269", а я – на ПЛ "С-340". Помощником командира на другой ПЛ был Толя Сенюшкин.
В середине 1959 года Николай Попов первым из нашего выпуска был назначен командиром подводной лодки 613 проекта.
Очень характерно, что мне и Коле Попову одновременно (одним номером приказа) присваивали очередные воинские звания до капитана 3 ранга включительно. И еще интересный факт: с ним мы вместе служили в Полярном, были вместе в специальной командировке, учились одновременно на командирских классах и далее служили в одной бригаде в поселке Гремиха. Даже жили в одной каюте в казарме на береговой базе.
Я был назначен командиром ПЛ "С-272" 24 марта 1960 года. Мне было 30 лет и я имел звание капитан-лейтенант. Это было там же – в Гремихе. По рекомендации комбрига Маслова Ф.И. Толя Сенюшкин был назначен ко мне старпомом.

Через шесть с половиной лет после выпуска из училища я стал командиром подводной лодки 613 проекта

На подводных лодках в Гремихе служили в это же время наши однокашники: Костя Макаров, Женя Чернов, Юра Квятковский, Володя Семенов, а Юра Григорьев был флагманским минером нашей бригады.
Юра Квятковский и Вова Семенов стали командирами подводных лодок 613 проекта, а Костя Макаров и Женя Чернов были переведены старпомами на атомные подводные лодки.

1961 год. Мы завоевали звание «Отличный корабль». Грамоту вручает командир бригады капитан 1 ранга Маслов Ф.И.

В сентябре 1963 года наша ПЛ завоевала приз Главнокомандующего ВМФ по торпедной стрельбе. В этом же году я должен был идти на учебу в Военно-Морскую академию. Но меня, не спросив моего согласия, в конце 1963 года назначают командиром ПЛ "Б-65" 611 проекта в другое соединение, базирующееся в Полярном. В академию из-за этого не попал.
Летом 1964 года перевел ПЛ "Б-65" через Белое море и систему каналов на Балтику, на текущий ремонт в Кронштадт. Старшим помощником у меня был Толя Белобров.

1964 год. Командир ПЛ и его старпом – однокашники

А в Кронштадте служили в тот период однокашники: Леня Оскерко, Кирилл Маргарянц, Рудик Сахаров и Толя Сенюшкин.

В 1965 году, в день 20-летия Победы над фашистской Германией, мне было поручено преподнести Александру Ивановичу Маринеско поросенка от моряков-подводников Северного флота. Это происходило на плацу кронштадтского учебного отряда.

В Кронштадте был до 1966 года. Осенью, после завершения ремонта, перевел подводную лодку через проливную зону вокруг Скандинавии в Полярный. Сложный переход прошел благополучно.

Большая океанская подводная лодка "Б-65" проекта 611. Переход с Балтики на Северный флот Скандинавскими проливами, через Северное и Баренцево моря

В ноябре 1967 года я был переведен по службе в город Кронштадт из-за болезни жены. Ей было противопоказано проживание на Севере. Меня назначили командиром ПЛ "С-189", которой я прокомандовал восемь с половиной лет. Принял я подводную лодку у Валеры Ходырева, уходившего на учебу в Военно-Морскую академию.
Северному флоту было отдано 14 лет службы. Далее моя служба продолжалась на Балтике.

На мостике ПЛ "С-189" с Женей Фалютинским – командиром ПЛ 611 проекта, пришедшей с Севера. Я помогаю ему изучать район плавания

В день 50-летия ВМФ в июле 1968 года выполнял в Ленинграде на Неве специальное задание: по сигналу погрузился в позиционное положение напротив Горного института, прошел под мостами до Литейного моста и всплыл. Когда поравнялся с кормой крейсера «Киров», с носовой надстройки ПЛ были выпущены сигнальные ракеты. Все это показывали по телевидению. В верхнем левом углу телевизора было мое изображение и звучал текст, записанный заранее. Я говорил 52 секунды о задачах и возможностях подводных лодок 613 проекта.

Пятнадцать с половиной лет на мостике и в прочном корпусе подводной лодки в качестве командира – это рекордный срок

Подводные лодки Ленинградской военно-морской базы на зимний период боевой подготовки уходили в Южную Балтику, а в конце апреля возвращались и начинали готовиться к участию в морском параде на Неве. Парады были 1-го мая, 9-го мая, в День ВМФ и 7-го ноября.
В сентябре 1975 года был назначен заместителем командира Кронштадтской бригады подводных лодок. Таким образом, прокомандовал подводными лодками (дизельными) 15,5 лет! Герой Советского Союза контр-адмирал Петелин командовал подводными лодками 15 лет. Я немного больше. Горжусь тем, что не потерял ни одного члена экипажа и не было серьезных поломок. Материальная часть всегда была в строю.

1976 год. Город Кронштадт. Служу заместителем комбрига 25-й БПЛ

В должности заместителя командира соединения подводных лодок служил три с половиной года. 30-го июня 1979 года был уволен в запас по состоянию здоровья в возрасте 49 лет. В общей сложности прослужил на подводных лодках 26 лет.

Дела семейные

Женился дважды. С первой женой Валентиной Николаевной мы были знакомы с 1949 года. Она работала в училище в машинописном бюро и занималась лыжным спортом. А я был штангистом. Но на всех спортивных сборах были вместе. Дружили четыре года и в 1953 году поженились в период государственных экзаменов.
На Север уехали вместе. В Полярном 24-го февраля 1954 года родился первый сын. В 1959 году, 24 августа, во время моего отпуска в Ленинграде народился второй сын. Тринадцати дней от роду он уехал с нами через Архангельск в Гремиху. В последующем оба сына закончили ВВМУ подводного плавания: старший – 25-м выпуском (1971 год), младший – 30-м выпуском (1976 год). Оба подводники-атомщики.

Со мной сыновья Юрий и Алексей и внук Александр Юрьевич

Старший сын после окончания Военно-Морской академии служит в Государственной приемке кораблей. Младший сын – командир БЧ-2 атомной ракетной подводной лодки на Северном флоте, капитан 2-го ранга. Имеет дочь – ученицу 9-го класса.
Было сорок лет совместной жизни с Валентиной Николаевной. 25-го октября 1993 года она умерла от гипертонии и ишемической болезни сердца.
В 1994 году женился вторично. Жена, Тамара Анатольевна, – врач-стоматолог, пенсионерка.

Фото 1994 года

Трудовая деятельность

После увольнения в запас жил в Кронштадте. В 1980 году переехал в Ленинград, в Сосновую Поляну.
1-го сентября 1980 года поступил на работу военным руководителем в Ленинградский техникум легкой промышленности, расположенный в новом здании около станции метро «Звездная».
Пришлось все начинать с нуля, так как учебно-материальная база отсутствовала. Пять лет занимался созданием учебно-материальной базы. Главное, что удалось сделать, – построил 25-ти-метровый тир с четырьмя бойницами. Создал с помощью ветеранов Великой Отечественной войны комнату боевой славы, посвященную 6-й Орловско-Хинганской краснознаменной орденов Красного Знамени и Александра Суворова стрелковой дивизии.

Уделял большое внимание военно-патриотическому воспитанию учащихся, хотя основной контингент – девушки. Водил учащихся постоянно на экскурсии в «Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи». Обязательно посещал с допризывниками и преподавателями техникума подводные лодки, приходящие на парады в Неву.
С 1995 года техникум стал именоваться: Санкт-Петербургская инженерная школа одежды. Сейчас уделяется мало внимания военному воспитанию, сокращается программа. Я работаю уже семнадцать лет и стараюсь делать максимально все, что от меня зависит, чтобы поддержать уровень допризывной подготовки.

Связи с однокашниками

Постоянно поддерживаю связь с нашим организационным комитетом, с Леней Амелиным, Володей Вашуковым, Аркашей Сакулиным. Живем в одном доме с Сашей Савинским. Продолжаем дружить с Колей Поповым. У него имеется катер, а стоянка рядом с моим жильем. Да и сам Коля живет почти рядом.
Считаю, что жизнь прожита не зря. Ведь защита Отечества – это превыше всего. Желаю всем здоровья.

Санкт-Петербург
1997-2001 годы

Миша Пихтилев первым откликнулся на «Обращение к однокашникам», предлагавшее написать свои воспоминания. С тех пор прошло много времени и произошло много событий. Только сейчас появилась возможность опубликовать его «Автобиографические записки». Они напечатаны в том виде, как были написаны в 1997 году. В 2001 году записки дополнены текстом о специальной командировке и фотографиями.