
Создание военных спецшкол
... Считается, что идея воссоздания подготовительных военно-учебных заведений была подсказана К.Е. Ворошилову заместителем начальника артиллерии комкором (впоследствии генерал-полковником) (1884–1940), ученым-артиллеристом, много сделавшим для организации обучения артиллерийских кадров.

Эта идея давно пробивала себе дорогу. Теперь уже никто не говорил ни о ранней специализации, ни о возможности военной подготовки в ранней юности. Из педагогической проблемы идея воинского воспитания перерастала в стратегическую. Настоящая цель спецшкол, их отличие от подготовительных школ 1920-х годов выражены в одной из статей наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова: в новых условиях (читай, в условиях надвигающейся угрозы), чтобы при сокращении сроков обучения не снизить его качества, необходимо было вынести за рамки программы военных училищ изучение ряда общевойсковых дисциплин. Для военно-морских училищ с их 4-летним сроком обучения эта проблема с приближением войны стала особо чувствительной, но актуальность подхода была несомненна для всех военных училищ.
К созданию сети специализированных военных школ подходили постепенно. По решению правительства от 5 мая 1937 года в экспериментальном порядке пять московских средних школ Наркомата просвещения были ориентированы на подготовку юношей для поступления в военные училища. Обучение в них начиналось с 8-го класса, учебные программы претерпели некоторые изменения в сторону усиленного преподавания военного дела. В соответствии с Положением о специальных школах их выпускники могли после 10-го класса поступать в любое военное училище, однако уже в ноябре 1937 года в Положение было внесено уточнение, по которому все спецшколы становились артиллерийскими, а их выпускники шли на комплектование артиллерийских училищ. Возможно, именно артиллерия нуждалась в абитуриентах более других, но после того как начальник артиллерии РККА комкор (впоследствии главный маршал артиллерии) Н.Н. Воронов объявил об этом решении перед всеми учащимися, собранными в здании Московской консерватории, часть ребят, мечтавших стать моряками или летчиками, покинула спецшколы. Мальчишки бредили небом и морем.
Эксперимент затянулся. Только в 1940 году, когда артиллерийские спецшколы выявили все положительные стороны такой формы подготовки молодежи к кадровой военной службе, и в дополнение к артиллерийским были созданы 20 спецшкол ВВС и 7 спецшкол ВМФ. Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов выступил со статьей в газете «Красный флот»: «Быстрый рост флота требует и быстрой, но тщательной подготовки начальствующего и рядового состава…» Статья вышла 28 июля 1940 года. Еще меньше времени было у летчиков, они шли своим путем. В феврале 1941 года ими созданы 4-месячные военно-авиационные школы первоначального обучения, комплектовавшиеся призывниками, которые затем поступали в 9-месячные военные школы пилотов и далее — в 2-годичные авиационные училища.
Все спецшколы были однотипны. Отбор кандидатов осуществляли специально созданные для этой цели комиссии. Проверялись знания по всем общеобразовательным дисциплинам, состояние здоровья и физическая подготовка. Высоко ценилось наличие спортивных знаков «Готов к труду и обороне», Осоавиахима, «Ворошиловский стрелок», организаций парашютного спорта и других.

Поступить в спецшколы было весьма непросто.
АНКЕТА поступающего в специальную школу Наркомпроса. -
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Год, месяц и число рождения, и какой местности уроженец.
3. Национальность, родной язык и какими языками владеете еще.
4. Гражданство (подданство) в настоящее время и раньше.
5. Если член ВЛКСМ, то указать, с какого времени; № билета, и какой организацией выдан.
6. В какой школе обучался, и какой класс окончил.
7. Социальное положение родителей.
8. Основная профессия родителей (отца и матери):
а) до Октябрьской революции;
б) в настоящее время.
9. Какое имущественное положение родителей:
а) до Октябрьской революции;
б) после Октябрьской революции (отец и мать);
в) состоят ли в колхозе, и с какого времени.
10. Где в настоящее время проживают родители, и чем они занимаются.
11. Лишены ли в настоящее время по суду, или лишались ранее Ваши родители или ближайшие родственники избирательных прав, за что, когда и где. Их фамилии.
12. Принадлежали ли Ваши родители или ближайшие родственники к оппозиции и антипартийным группировкам.
13. Перечислите родственников и знакомых, проживающих вне пределов СССР. Какую Вы или Ваши ближайшие родственники имеете с ними связь.
14. Ваш точный адрес последнего местожительства (область, край, район, город, село или деревня).
________________Подпись учащегося __________________Подпись родителей
В строевом отношении личный состав спецшколы (400–500 человек) представлял собой батальон. Группы параллельных классов одного года обучения назывались ротами, или в артиллерийских — батареями. Рота состояла из пяти взводов (в обычных школах они называются классами и обозначаются буквами: а, б, в, г, д), взводы состояли из отделений.

Учащимся была установлена военная форма. Для сухопутных спецшкол: однобортный китель, диагоналевые брюки с кантом (красным или голубым), гимнастерка и брюки защитного цвета, черные ботинки фабрики «Скороход» и фуражка с отличиями по родам войск. В зимнее время предусматривалась особого (офицерского) покроя шинель. На петлицах сверкали две металлические буквы «СШ». У артиллеристов на черных петличках была еще артиллерийская эмблема — скрещенные артиллерийские стволы, у авиаторов — крылья на голубом фоне. Моряки носили матросское обмундирование. Сейчас трудно передать чувства радости и восторга, охватывавшие ребят после облачения в новенькую форму.
Начальник школы и заведующий учебной частью (завуч) назначались из гражданских лиц, завуч именовался заместителем по учебной части, еще два заместителя были кадровыми военными — один по политической части, второй — по строевой, он же являлся командиром отдельного батальона. Обязанности командиров рот и взводов исполняли классные руководители из преподавательского состава. Старшины рот, батарей, помощники командиров взводов и командиры отделений назначались из числа лучших учащихся, обладающих командными навыками.
Для преподавания общеобразовательных дисциплин, как правило, удавалось привлечь опытных педагогов. Обучение военным предметам велось кадровыми командирами Красной армии, среди которых были имеющие боевой опыт и награжденные орденами и медалями. А это имело важное воспитательное значение. Обучение проводилось в соответствии с программами Наркомпроса. Особое внимание уделялось естественнонаучным дисциплинам и изучению иностранного, как правило, немецкого, а для моряков — английского языков. Жизнедеятельность спецшкол регламентировалась общим Уставом средней школы и Правилами внутреннего порядка в специальных средних военных школах. Летом предусматривался ежегодный 45-дневный лагерный сбор.
Внутренний распорядок определялся Положением о спецшколах. Местные школьники ночевали дома, в школу они являлись к утреннему построению, затем следовала поверка и зарядка, после чего — завтрак, занятия, обед, самоподготовка, ужин. Для тех, кто жил в интернате, вечернее время было свободным. Жизнь спецшкол была тесно связана с культурной и спортивной жизнью своих городов. Особенно это относилось к Москве, Ленинграду и Киеву. Постоянными гостями в спецшколах были популярные артисты, известные писатели и поэты, спортсмены. Поддерживался контакт с предприятиями и общеобразовательными школами.
Спецшколы разных видов вооруженных сил имели много общего, но были в их истории и свои особенности.

Специальные артиллерийские школы. - Грабарь В.К. Вскормленные с копья.
История специальных артиллерийских школ подробно изучена бывшим воспитанником 1-го Московского артиллерийского подготовительного училища Результаты многолетних поисков он изложил в книге «Юные боги войны». Артиллерийские школы в своем развитии шли впереди. После эксперимента 1937 года в апреле 1938 года Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение о специальных школах Народных комиссариатов просвещения РСФСР и УССР. В стране начали функционировать 17 средних артиллерийских школ: в Москве (5), Ленинграде (5), Ростове (1), Киеве (2), Харькове (2), Одессе (1), а затем и в Ереване. Артиллерийские спецшколы предназначались для укомплектования артиллерийских военных училищ подготовленной в военном отношении молодежью. В апреле 1938 года первый секретарь ЦК ВЛКСМ призвал комсомол посылать своих лучших представителей в артиллерийские училища и специальные артиллерийские школы. В артиллеристы звала не столько романтика военной службы, сколько роль этого грозного рода войск и, прежде всего, осознание долга по защите своего Отечества. К обучению было привлечено около семи тысяч человек. Наркомат обороны делал все, чтобы новое патриотическое начинание в Красной армии не осталось незамеченным. Начиная с 1 мая 1938 года личный состав пяти московских артиллерийских спецшкол принимал участие в военных парадах на Красной площади. Трибуны всегда встречали юных артиллеристов аплодисментами. В 1939 году на экраны кинотеатров страны вышел фильм «Юность командира».
Каждая из созданных артиллерийских спецшкол приравнивалась к войсковому дивизиону, разделенному на батареи. В период лагерного сбора учащиеся практически осваивали артиллерийское и стрелковое оружие, вплоть до проведения учебно-боевых стрельб. В лагерях проводились занятия на местности по тактике и топографии. Многие юноши мастерски овладевали практическими навыками сборки и разборки стрелкового оружия и технического обслуживания артиллерийских орудий.

Осенью 1938 года состоялся первый выпуск будущих артиллеристов. Около трех тысяч воспитанников были зачислены курсантами военных артиллерийских училищ, что сразу повысило профессиональный уровень этих учебных заведений в подготовке командиров для артиллерии Красной армии. Двум воспитанникам второй артиллерийской московской спецшколы и посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Тимур Фрунзе был летчиком, а Ленька Понизовский, командир противотанковой батареи, погиб, отбивая атаку.
В 1940 году, когда артиллерийские училища сделали уже третий выпуск, подобные учебные заведения стали создаваться в авиации и на флоте. В некоторых крупных городах, таких как Москва, Ленинград, Киев, Одесса, было образовано несколько школ: артиллерийских, авиационных и морских.
От редакции
Среди выпускников: "... генерал армии В.Говоров (2 САШ), генерал-полковники: В.Лебедев (1 САШ), В.Неделин (16 САШ), А. Максимов (4 САШ), Ю. Потапов (2 САШ), В.Кончиц (2 САШ), Ю.Забегайлов (8 САШ), Г.Малиновский (7 САШ), генерал-лейтенанты: Е.Евстигнеев (5 САШ), А.Бабешко, Ю.Куликов, С.Шорников, А.Суетин, А.Сергеев и другие крупные военачальники.
Двадцать спецшкольников-артиллеристов стали Героями Советского Союза. Из них только 2 Московская взрастила шесть Героев, это - лейтенант Т.Фрунзе, капитан Н.Прохоренко, майор М.Либман, генерал армии В.Говоров, генерал-лейтенант С.Новичков, генерал-майор С.Микоян.
Другими спецшколами были воспитаны Герои: полк. А.Барданов (4 САШ), генерал-майор В.Бутылкин (5 САШ), генерал-лейтенант арт. С.Штанько (11 САШ), полковник В.Субботин (13 САШ), капитан И.Чайковский (13 САШ), капитан В.Поярков (14 САШ), капитан А.Барвинский (14 САШ), майор Р.Павловский (15 САШ), капитан П.Стрижак (15 САШ), капитан Б.Тасуй (15 САШ), лейтенант П.Вернидуб (16 САШ), капитан В.Богаткин, младший лейтенант В.Ермолаев, генерал-майор В.Зикеев.

... В Москве, около метро "Кропоткинская", в тихом Чертольском переулке стоит памятник - в массивной гранитной плите вырублены в полный рост фигуры офицера, четырех юношей в военной форме и подростка. На граните надпись: "Воспитанникам специальных артиллерийских школ, проявившим мужество и героизм в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
Авиационные спецшколы. - Грабарь В.К. Вскормленные с копья.
Большую роль в создании специальных школ для ВВС сыграл прославленный летчик При его непосредственном участии в мае 1940 года руководство ВВС обратилось в правительство с просьбой «организовать… авиационные спецшколы Наркомпроса по типу артиллерийских с обязательным ежегодным выходом в лагеря, с организацией общежитий (интернатов) для иногородних учеников». В ноябре вышло Постановление: «В целях подготовки кадров для комплектования военно-воздушных училищ, летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС Красной армии предложить Совнаркомам РСФСР, УССР, БССР, Грузинской ССР и Армянской ССР организовать в системе народных комиссариатов просвещения 20 специальных средних школ Военно-воздушных сил (в составе восьмого, девятого и десятого классов» Школы создавались в следующих городах (в скобках даны номера школ): Москве (1), Ленинграде (2), Воронеже (6), Горьком (5), Саратове (8), Сталинграде (7), Иванове (3), Курске (4), Свердловске (11), Ростове-на-Дону (10), Казани (9), Краснодаре (12), Киеве (13), Ворошиловграде (19), Харькове (16), Днепропетровске (15), Одессе (14), Минске (18), Тбилиси (17) и Ереване (20). Тем же числом было утверждено Положение о спецшколах ВВС: по 500 человек, начало занятий — 2 января 1941 года.
Важной особенностью авиационных школ были высокие требования к здоровью учащихся. Выпускник Краснодарской школы ВВС (№ 12) вспоминал о медкомиссии: «В тот день для меня страшнее врачей никого на свете не было. Этот страх остался на все время моей летной работы. Всегда перед очередной медкомиссией волновался. Такое же чувство было и у большинства товарищей. Ведь у каждого есть какая-то “слабинка”, к которой могут придраться врачи».
1-ю Московскую спецшколу ВВС окончили ведущий инженер по летным испытаниям авиадвигателей (1943), прославленные космонавты (1945) и (1945). В годы Великой Отечественной войны школа была эвакуирована в Тюменскую область, размещалась в здании санаторно-лесной школы Заводоуковска (до 1944 года), куда также был эвакуирован Воронежский авиационный завод. В городе вместе с отцом, преподавателем спецшколы, проживала поэтесса После войны первые четыре года начальником авиационной подготовки в московской спецшколе работал легендарный летчик В 1946 окончил Ленинградскую спецшколу ВВС летчик-испытатель

Маресьев Алексей Петрович.
Иной раз судьбы учащихся авиационных школ пересекались с судьбами курсантов артиллерийских и даже морских спецшкол. В Москве их было несколько: пять артиллерийских, авиационная, морская и еще другие пониже рангом, и мальчишки бегали из одной в другую в попытке поступить хоть куда-нибудь. Не у всех это получалось. «Перебежчиков» тогда не любили и могли просто не выдать документы.
От редакции
" Спец" о преподавателе 9-й Казанской спецшколе ВВС и других командирах, преподавателях, атмосфере учебного заведения.
Продолжение следует.
Обращение к выпускникам нахимовских и подготовительных училищ.
Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.

Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ и оказать посильную помощь в увековечивании памяти ВМПУ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru








