Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Унификация беспилотников

"Эникс" рассказал,
как унифицировать
беспилотники

Поиск на сайте

Глава 18 Увольнение в запас

Глава 18 Увольнение в запас

Увольнение в запас
А мы оформляемся домой. У многих проездные документы не с мест проживания, а с мест призыва. Командир отказывается подтвердить места проживания. Бежим к старпому. Куркин, спасибо ему, без проблем подписывает всем необходимые бумаги.
Последнее утро в Малой лопатке базы Западная Лица. Обнялись с корешами, попрощались с офицерами своих боевых частей. Мы едем на гарнизонном автобусе в город Заозёрск. Прощайте суровые северные скалы, птичьи базары, чёрные воды залива. Дорога вьётся между сопок. Сколько раз по этой дороге хожено в увольнение и обратно. По делам и без дела в город. В городе пересаживаемся на рейсовый автобус до Мурманска. Других там нет, а ходит он один газ в сутки . Слава Господу,  комендант Юнусов ни к кому не придрался. Наверно в тундре северный олень сдох. Что–то наш боцман Миша Герасимов очень тяжело тащит свой чемодан. Наверно насундучил чего-то. Мурманск. Железнодорожный вокзал. Можно походить по городу посмотреть. Что тут смотреть? Жизнь впереди, ещё приеду, если захочется. Можно съездить на Лег Озеро к ненцам, купить сувениры - народных промыслов. Но домой хочется больше.
Плацкартный вагон громыхает на стыках. Вдруг с верхней полки спрыгивает Миша Герасимов. В руках у него броня от иллюминатора с плавбазы. «Кто положил в чемодан!?» Орёт он. Мы катимся со смеха. Миша прости, а ты думал, что ты так сильно набил свой чемодан вещами из баталерки. Мишка скоро отходит, и мы ржем вместе, вспоминаем, как старпому подсунули в отпускной чемодан гаечный ключ на сто. Через пару купе пьяный матрос доказывает публике, что он служил на атомной подводной лодке. На вопрос, на какой он возмущенно кричит, что она в СССР одна. Пришлось утихомирить и уложить спать. Настоящий подводник никогда не будет этим кичиться.  
Приехали. Ярославский вокзал столицы. Я не предупреждал своих о приезде. Решил сделать сюрприз. Я уговорил боцмана Мишу Герасимова пожить у меня недельку.
Не удержались, взяли такси. Вот и дом родной. Большой, восьмиэтажный, четырёх подъездный, на тихой московской улице на Юго-западе Москвы. Второй этаж. Звонок в дверь. Дверь открывает родной человек – сестра Аня. «Ой, Макс приехал!» - вскрикивает она и бросается ко мне на шею.  
Так кончилась моя Одиссея.
Через год после моего увольнения в запас место базирования лодок 651 проекта посетил Леонид Ильич Брежнев.


Леонид Ильич Брежнев и Алексей Николаевич Косыгин в 1967г. посетили военно-морскую базу подводных лодок Северного флота. Слева Крейсерский подводный ракетоносец 651 проекта.

Позже были эпизодические встречи с ребятами. Через пару месяцев ко мне домой приехал Чиж наш радист Володя Чашин. Он приехал с подругой. Послушали музыку, выпили немного вина, и они уехали и больше не звонили и не заезжали никогда. Через год, ко мне уволившись в запас, приехал Юра Стаханов – матрос более позднего призыва, которому я передал заведование приёмо-передающими приборами.  Прожил у меня несколько дней. Походили по городу. Купили ему гражданское пальто. Уехал ни письма, ни адреса. Года через два, я покупал цветы на черёмушкинском рынке. Смотрю, у рынка стоит такси. Таксист вышел из машины и стоит, опёршись о капот. Коля! Колька Колосов. «Привет!» Обнялись. «Ты как?!». «Я нормально!». И разошлись, а жаль ни адреса, ни телефона. Ещё через год еду в 115 автобусе по ул. Осипенко. Водитель объявляет: «Товарищ Макс прошу подойти к кабине!» Коля! Колька Маслов радист с Диксона. Открыл окно. «Ну! Как ты!» «Всё нормально». 115 автобус пошел своим маршрутом. Я сошел на своей остановке, подошел к кабине водителя, отдал салют и разошлись или разъехались. Позвонил с Павелецкого вокзала Ваня Смагин. Я подъехал. Встретились, поехали домой. Посидели, выпили. Ваня работал на железной дороге прицепщиком вагонов. Заезжал старшина команды управления крылатыми ракетами с подводной лодки К-77 Логвиненко. Выпили. Переночевал, поговорили. Он работал наладчиком электронных приборов на подводных лодках. Как-то в метро на переходе с Октябрьской кольцевой на радиальную встретил ст. лейтенанта Перца, он уже был капитаном третьего ранга. Поздоровались и разошлись по своим делам.  Стыдно до сих пор. Наверно нам казалось, что мы будем жить вечно и вечно случайно встречаться.  
23 февраля 1967 г. день Советской армии и Военно-морского флота. Очень грустно. Напился до чертей. Иду домой, лягу в сугроб – небо тёмно, тёмно-синее звёзды яркие как над Средиземным морем. Хорошо. Но долго лежать нельзя. Не спи, замёрзнешь. Истина североморцев. Пришел домой. Отец спрашивает: «Что же ты так напился?» «Праздник! Я на подводной лодке!» «А я воевал» - тихо сказал отец. Тут же протрезвел и запомнил эти слова на всю жизнь.  
Через много лет заехал Химуль - химик-санинструктор Володя Ходаковский. Был в Москве. Переночевал у мня. Он уже был главным инженерном на большой стройке в Киеве. С Георгием Делианиди мы переписывались. Он приглашал меня на свою свадьбу, но я не поехал, как всегда некогда. Он приехал уже в годы перестройки. Ему нужна была виза в Грецию. Он рассказывал, что их греков, выживают из грузи, и он готов уехать. У меня остался осадок, я что-то стал говорить о моих возможностях поселить его в гостинице, боюсь, что он обиделся. Впрочем, после приезда он мне написал хорошее письмо. Недавно, в 2008г. меня уже по интернету нашел сын нашего корабельного кока Альфреда Коспаранса. Это дорогого стоит! Если дети о нас помнят. Правда, я не как не могу ему дозвониться. Ура! В 2008 году. Нашелся Георгий Делианиди. Он живёт в Греции. Мы поговорили по телефону. Оказывается, семеро наших уволились в запас раньше нас. Они поехали домой, а мы пошли на ракетно-торпедные стрельбы. Когда мы уходили они сфотографировали наш отход. Это классика. Поэтому я, с разрешения Георгия ниже публикую эти снимки.


Подводная лодка К-85 в малой лопатке базы Западная Лица. Работает «Левый малый назад». Я в боевой рубке на телеграфах. Мы отходим от пирса. Швартовая команда укладывает швартовые канаты по-походному.


Капитанский мостик подводной лодки К-85 слева направо: штурман лодки капитан третьего ранга Бардин ; стоит командир лодки - капитан второго ранга Склянин; полусидит старпом – капитан второго ранга Куркин.
   

Первая группа демобилизованных октябрь 1966 года  слева направо: старшина группы электриков Георгий Делианиди; боцман Миша Колодий; химик-санинструктор Володя Ходаковский; корабельный кок Альфред Каспаранс; старшина группы дизелистов Черевань; старшина группы дизелистов Крат; старшина команды Кузнецов. Всмотритесь в лица этих ребят. Они охраняли покой нашей страны в годы холодной войны. Эти люди выполнили свой долг, также, как их отцы выполнили его в сороковые годы.  Слава Господу войны не было, а если бы была. Но история на допускает сослагательного наклонения.  На заднем плане подводный крейсерский ракетоносец бортовой номер 190 уходит на ракетно-торпедные стрельбы.


Ребята прощаются со своим кораблём навсегда.


Прощание словянки. Крейсерский подводный ракетоносец К-85 уходит на ракетно-торпедные стрельбы. Швартовая команда построена. Командиры носовой и кормовой швартовой команды докладывают о том, что швартовка закончена, швартовый такелаж убран на штатные места. Сейчас последует команда: «Швартовой команде вниз».
Страницы: 1  2  3  
0
23.03.2009 12:49:05
RE: Глава 18 Демобилизация
Матросы с нетерпением ждали увольнения в запас и им казалось, что впереди самая счастливая жизнь. А оказалось, что и годы службы были достаточно интересными.
У многих они остались определяющими их судьбу в дальнейшем. А у кого не определили - тот до сих пор чистит себя моряком!
Ссылка 0
0
23.03.2009 15:24:51
RE[2]: Глава 18 Демобилизация
Евгений!
Вы обсолютно правы.
Через 43 года из сообщения опубликованного выше узнал имя и отчество своего командира. Ведь мы обращались: "Товарищ командир". Уже счастье.
Своего командира БЧ-2 кончно помню - Виктор Павлович Михайлов.
Родитель Ссылка 0
Страницы: 1  2  3  


Главное за неделю