Думаю интересно обсудить не только в "Политике", но и в "Аналитике", чисто военные аспекты. Особенно в свете обстановки в Сирии. Для начала:
Цитата
Авиация НАТО совершила за время операции 26 тыс. вылетов, и из них 9,6 тыс. ударных. По подсчетам самих натовцев: в среднем 150 вылетов в день. То есть чисто боевыми были только треть. Вопрос: что делала авиация в рамках остальных вылетов? Ну, конечно перевозила грузы и участвовала в разведке. На самом деле, это мизер, поскольку разведка осуществляется одним самолетом или зачастую беспилотником, а грузы (оружие, продовольствие и воду) перевозили не самолеты НАТО, а катарские борты. Они же использовались и для десантирования боеприпасов и оружия группам ПНС в тылу каддафистов. Таких десантирований было всего девять, и по их итогам такая практика была признана малоэффективной, и она была прекращена.
При этом качество разведки с применением авиации показало свою полную непригодность на втором этапе войны (с начала лета), когда натовцы после серии «дружественных ударов» были вынуждены перейти на использование БПЛА и вертолетов. Плюс в разведке целей и наводке их на цель в основном привлекались группы спецназа. Если говорить о задействовании авиации альянса в переброске боевиков из ПНС в район тунисско-ливийской границы для открытия там «второго фронта», то эта идея довольно быстро «умерла», так как удалось договориться с тунисцами об использовании их портов и армейской логистики для снабжения повстанцев, а сами повстанцы летали в Тунис из Египта регулярными рейсами.
Таким образом, выходит, что авиация НАТО использовалась в ливийской операции малоэффективно и затратно. Собственно об этом уже все более смело заявляет ряд западноевропейских экспертов, которые указывали на излишне затянутый процесс обработки получаемых разведданных, когда от момента получения информации и ее обработки до принятия решения о нанесении авиаудара было задействовано более пяти инстанций. В результате многие авиагруппы и «двойки», не дождавшись приказа из-за дефицита топлива, вынуждены были уходить к себе на базу, не отбомбившись. Это и есть в своем подавляющем большинстве эти непонятные две трети.
Касаясь чисто военной результативности, то, по данным Пентагона, к середине лета с.г. силы Каддафи сохраняли до 60% своего военного потенциала. Это впрочем и было доказано позднее, когда две колонны каддафистов (более ста боевых машин в каждой) спокойно ушли в Нигер. И это произошло после того, как авиация НАТО «отработала» более 70% всего времени своего задействования. И это не говоря об использовании на первом этапе операции американских «Томагавков»
алексей н пишет:
Кое-кто пытался - но МОССАД не спал.
У Каддафи была куча времени с момента отмены санкций, но предпочитал тратить деньги на свой народ и на свои скромные по восточным меркам удовольствия. У.Чавес принимает своевременные меры, закупает средства ПВО, но вызывает вопрос необходимость закупки такого большого количества вооружения для сухопутных войск, при застывшем контракте на подводные лодки. Думаю, что с ними Венесуэла до революции роз/"народного восстания"/бомбократии уже не успеет.
Цитата
«Военный Паритет». В течение первых трех месяцев с начала военной операции Harmattan в Ливии истребители Rafale ВВС и ВМС Франции совершили более 700 боевых вылетов общей продолжительностью 3800 часов летного времени. Один вылет продолжался в среднем 5 часов 30 минут.
В операции заняты 28 истребителей этого типа по сравнению с 10 истребителями Eurofighter Typhoon. Сообщается, что один из истребителей Rafale имеет налет 140 часов в месяц (35 в неделю!), несколько самолетов налетали ежемесячно более 130 часов каждый. Средний налет на самолет составил около 100 часов в месяц.
Истребители подняли в воздух 10 крылатых ракет Scalp, 182 управляемых модульных боеприпасов A2SM (AASM) и 116 УАБ семейства GBU. Было выполнено 300 разведывательных полетов. Сообщается, что такая высокая интенсивность боевого применения производится несмотря на то, что на земле самолет обслуживают только три механика.
http://www.marianne2.fr/blogsecretdefense/
Продолжительность полета в среднем 5.30 это даже с ПТБ одна-две дозаправки в воздухе, а проблемы с количеством заправщиков не только у наших ВВС, что составит проблему как при циклических ударах, так и при массированных.
Алексей Мисяць пишет:
но предпочитал тратить деньги на свой народ и на свои скромные по восточным меркам удовольствия.
Каддафи не дурак был и понимал, что первая фаза операции будет информационная и идеологическая.Что бы противостоять этому он предпринимал шаги (ну и себе не отказывал).Что толку от современных ВиВТ,если армия и народ превратится в стадо.На то и то денежек не хватало.Хотя армия не смотря на шумиху в СМИ действовала в этих условиях,как минимум не провально -
Цитата
173 военнослужащих элитного 22-го полка британской Особой воздушной службы (SAS) вернутся на свою туманную родину из Ливии в ближайшие дни. Потери, понесенные ими во время военной кампании, военным ведомством Великобритании признаны неприемлемыми. Об этом «Аргументам.ру» сообщил английский военный эксперт Питер Бейнчли, со ссылкой на источники в SAS.
По его словам, «официальные цифры потерь не раскрываются. Но, по различным данным, это от 21 до 35 военнослужащих». http://bohn.ru/news/anglichane_v_uzhase_ogromnye_poteri_sas_v_livii/2011-09-07-1363
Наибольшее потери, по информации Бейнчли, SAS понес во время штурма Триполи и когда был сбит вертолет на границе Ливии и Алжира.
Насчёт МОССАДа я писал о других попытках вооружить отдельные страны современными ВиВТ.
Каддафи давно хорошо финансово поддерживал свой народ, даже во время санкций ООН. Что подробно обсуждалось в подфоруме о Политике. В плане перевооружения, так торговаться как индусы или ОАЭ можно когда есть широкий перечень желающих поставить самое нужное и самое современное, а не сотни единиц бронетехники и патрульные корабли. Тут Каддафи прогадал. Ни "Бука[", не "Тора", ни современных истребителей с современными ракетами воздушного боя.
Цитата
алексей н пишет:
ЦитатаАлексейМисяць пишет:
АлексейМисяць пишет:
при циклических ударах, ???
Обсуждалось в Авианосном файле и Авианесущих кораблях. В любом случае или нужно максимальное количество заправщиков сразу или постоянно значительное количество.
Вот вопрос к ПРО передовых авиабаз на Сициили вместе с наземными ЗРК флот не привлекали, новые фрегаты ? Или сочли что балистические ракеты малой дальности у ливийцев заведомо неисправны?
алексей н пишет:
Чавес как бывший десантник делает ставку в случае чего на партизанские и рейдовые действия на сухопутном ТВД
Поможет ли это когда начнут бомбить электростанции, мосты и транспортные узлы? Исходя из географического положения Ливии современный мобильный береговой комплекс ПКР типа "Бастиона" и не помешал бы. А две-три ДЭПЛ пр. 636 с "Клабом"?
Алексей Мисяць пишет:
обсуждался весьма солидный список возможных заказов Ливии. Начинавшийся с Су-35.
Обсуждать можно что угодно,в свою очередь это сигнал другой стороне.
Цитата
Алексей Мисяць пишет:
Поможет ли это когда начнут бомбить электростанции, мосты и транспортные узлы?
Для рейдовых групп - это не определяющее.
Цитата
Алексей Мисяць пишет:
Исходя из географического положения Ливии современный мобильный береговой комплекс ПКР типа "Бастиона" и не помешал бы. А две-три ДЭПЛ пр. 636 с "Клабом"?
Может быть - всё в принципе считается (пусть и приблизительно),включая возможности обеспечения при наращивании обстановки.Но для Ливии в любом случае при акценте на "Бастионы" и 636 - это всё равно лишь оттяжка времени (по крайней мере для обозначенных образцов).