Помолимся о техническом прогрессе
Президент Медведев строит просвещенный феодализм, помноженный на высокие технологии
2009-08-27 / Андрей Геннадьевич Ваганов - ответственный редактор приложения "НГ-наука".
Президент Дмитрий Медведев наряду с заботой о духовном окормлении россиян много внимания уделяет высоким технологиям.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
«После того, что произошло на Саяно-Шушенской ГЭС, появилась масса апокалипсических комментариев и у нас в стране, и за границей, смысл которых сводится к тому, что всё, приплыли, это начало технологического конца России, «Чернобыль XXI века», – заявил в минувший понедельник, завершая совещание по развитию Сибирского федерального округа в Улан-Удэ, президент России Дмитрий Медведев.
«Мы с вами понимаем, что, несмотря на всю тяжесть происшедшего, несмотря на то, что погибли наши граждане, всё это брехня, – уверенно подчеркнул президент. – Правда здесь только в одном: наша страна очень сильно технологически отстала. Дело не в конкретной драматической катастрофе, а в том, что мы реально очень сильно отстаем. И если мы не преодолеем этот вызов, тогда действительно все те угрозы, о которых сейчас говорят, могут стать реальными».
Разбираться в семантических тонкостях словоупотребления – «апокалипсис» или «технологическое отставание», настоящее или будущее время – не очень продуктивное занятие. Но вот сама проблема отмечена президентом совершенно правильно. Страна буквально истосковалась по высоким технологиям. И не случайно Дмитрий Медведев явно желает, чтобы его ассоциировали в обществе со стремлением к светлому нано-био-ракетно-ядерно-суперкомпьютерному будущему. Вся его активность нынешним летом говорит об этом. Людям только хочется, чтобы от всего этого технологического великолепия улучшались не только качество металла для космических кораблей и прогнозы погоды, но и качество жизни. Как назло, с этим пока не ладится – чередой идут техногенные аварии и катастрофы с многочисленными человеческими жертвами.
Но вот этому-то и не приходится удивляться. Президент России как будто специально загоняет себя в ситуацию, в которой он вынужден разрываться надвое: с одной стороны – разговоры о высоких технологиях и инновационном развитии, с другой…
Именно нынешним летом Дмитрий Медведев принял решение, что с апреля следующего года в 18 регионах России начнется эксперимент по преподаванию нового предмета – «Духовно-нравственное воспитание». Ученики 4–5-х классов должны будут выбрать, что им изучать: основы православия, ислама, иудаизма, буддизма или банальную «светскую этику».
Как заметил в 1961 году один английский математик, объясняя феноменальные успехи СССР в освоении космоса, «спутники не выводятся на орбиту постами и молитвами». А сейчас в аттестатах российских школьников исчезла оценка по астрономии. Этот важнейший мировоззренческий естественно-научный предмет больше не преподается в России. Еще чуть-чуть – исчезнет геометрия. Давно ведутся разговоры о том, что хорошо бы слить (в смысле – соединить) в один предмет биологию, химию, физику и все, что там осталось.
Зато приказом министра образования и науки Андрея Фурсенко от 9 июля с.г. в состав Совета по образовательным стандартам введен представитель Церкви – Его Преосвященство, Преосвященнейший Меркурий, епископ Зарайский, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви.
Президент также считает целесообразным ввести институт воинских и флотских священнослужителей.
Наверное, это действительно важно. Но также важно понимать и то, что сегодня даже в тех отраслях, которые в основном и формируют ВВП, уровень износа основных фондов закритический: в нефтедобыче и электроэнергетике – 50%, в нефтепереработке и газопереработке – 75 и 80% соответственно. В 2005 году для химической промышленности России система профессионально-технического обучения подготовила всего лишь 600 рабочих.
То есть это в чистом виде – ситуация начала 20-х годов прошлого века! Характерно, что и Дмитрий Медведев, выступая в Улан-Удэ, за аналогиями обратился именно к тому периоду отечественной истории: «Напомню, что в России начала XX века значительная часть населения была просто неграмотной. Но ничего, преодолели эту проблему. У нас не было электричества, не было собственной производственной базы. Мы смогли с этим справиться».
Все правильно, смогли. Вот только выкарабкивались тогда из технологической ямы с помощью несколько других средств, чем это делается сегодня. Например, так. В 1928 году ЦК ВКП(б), стараясь обеспечить кадровый потенциал принятого курса на индустриализацию страны, принимает постановление «О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати». Читаем: «…Необходимо создание популярной научной и технической литературы, дающей молодежи познания по основным вопросам естествознания и техники». Параллельно, в 1929–1933 годах, основные фонды промышленности, которые к тому времени находились в катастрофическом состоянии, были обновлены на 71,3%. За первую пятилетку (1928–1932 годы) в капитальное строительство было вложено 8 млрд. рублей – вдвое больше, чем за предыдущие 11 лет.
Писатель Владимир Сорокин, говоря в одном из интервью о своем романе «День опричника» (кстати, сам писатель жанр этой книги определил как «фэнтези на тему о будущем России»), очень образно и точно, по-моему, оценивает современную ситуацию: «Мне кажется, что у нас существует просвещенный феодализм, помноженный на высокие технологии. Современные феодалы ездят не в каретах, а на шестисотых «Мерседесах». И хранят свои деньги не в сундуках, а в швейцарских банках. Но ментально они не отличаются от феодалов XVI века».
Не хотелось бы думать, что президент России Дмитрий Медведев действует именно по этой модели.
--------------------------------------------------------
Конечно не хотелось бы, но почему то думается.
оригинал
http://www.kp.ru/daily/26124/3017135/
Предстоящие в сентябре учения "Запад-2013" пройдут на девяти полигонах в России и Белоруссии. Заявленная численность - 13 тысяч военнослужащих с обеих сторон. Отчасти Минобороны сможет в очередной раз «обкатать» новинки. На учениях на Дальнем Востоке приняли финальное решение – продолжить сотрудничество с поварами гражданских фирм только в условиях мирного времени, в казармах. В сентябре можно будет посмотреть, насколько серьезно улучшились навыки наших военнослужащих с увеличением количества времени на занятия.
о как!!
Писатель Владимир Сорокин, говоря в одном из интервью о своем романе «День опричника» (кстати, сам Андрей Белый
Капитан первого ранга писал:
писатель Владимир Сорокин, говоря в одном из интервью о своем романе «День опричника» (кстати, сам писатель жанр этой книги определил как «фэнтези на тему о будущем России»), очень образно и точно, по-моему, оценивает современную ситуацию: «Мне кажется, что у нас существует просвещенный феодализм, помноженный на высокие технологии. Современные феодалы ездят не в каретах, а на шестисотых «Мерседесах». И хранят свои деньги не в сундуках, а в швейцарских банках. Но ментально они не отличаются от феодалов XVI века».
Беда в том, что эти технологии "Цу-зие (чужие). Кстати хоть не в 16 веке, а в 18 веке саксонский король профинансировал одного алхимика. Который так и не нашел философский камень, превращающий свинец в золото, зато установил рецептуру приготовления мейссенского фарфора, давшего солидный доход государству. Найдите за 20 лет ХОТЬ ОДНИ ПРИМЕР подобного внедрения в практику России отечественных технологий ( компьютерные и прочие нано-технологии типа Лаборатории Касперского в пример не приводите). А ни одно уважающее себя государство (в отличие от нынешних России, Украины и довоенной Чехословакии) новейшее оружие никогда за рубеж не продаст -как правило экспортируют оружие которое хуже, чем состоящее на вооружении собственной армии. Итог такого боестолкновения известен заранее.
Изменено:
Сергей Маркин - 28.08.2013 15:40:42(дополнение)
Пока преподаватели вузов не смогут реально отсеивать тех, кто не может или не хочет учиться, деградация науки и техники будет продолжаться. А сегодня отсев фактически запрещён, потому что снижение количества бюджетных мест означает и сокращение числа преподавателей, а уж сокращение платных мест - "просто разорительно" для вузов...
Кроме того, до основания разваленное среднее профессиональное образование не обеспечит развитие промышленности даже при заполнении инженерных должностей иностранцами, что чудовищно, но организационно возможно...
Виктор Дубровский пишет:
Пока преподаватели вузов не смогут реально отсеивать тех, кто не может или не хочет учиться, деградация науки и техники будет продолжаться. А сегодня отсев фактически запрещён, потому что снижение количества бюджетных мест означает и сокращение числа преподавателей, а уж сокращение платных мест - "просто разорительно" для вузов...
Кроме того, до основания разваленное среднее профессиональное образование не обеспечит развитие промышленности даже при заполнении инженерных должностей иностранцами, что чудовищно, но организационно возможно...
Добавлю крайне низок конкурс на инженерные специальности вузов. Средний бал ЕГЭ в московские технические вузы 35-50! Лишь бы сдали на троечку математику и физику. Одновременно из курса престижных экономических специальностей вычистили все технологические дисциплины. Защитить диссертацию хоть кандидатскую,. хоть докторскую по технологическим дисциплинам гораздо дешевле и проще, чем по экономике и даже по педагогике. То есть по мысли руководителей образования и науки двигать технологии в нашей стране должны ТРОЕЧНИКИ! Этих технодебилов должны контролировать экономисты, которые полные ПРОФАНЫ в технологии! Оригинальная модель технического прогресса!
Сергей Маркин пишет:
Беда в том, что этитехнологии "Цу-зие (чужие).
Ничего в этом страшного не вижу - Китай начинал со спи... копирования всё и вся, послевоенная Япония тоже поднималась на "цузих" технологиях. Примеров много. Во-многом индустриализация СССР в 20-30-е годы (да и позднее) шла за счёт зарубежных технологий. Современная трагедия не в том, что "цузие" тянут, а в том, что, во-первых, свои, для которых есть возможности, разворовывают, и ВМЕСТО своих берут несвои, а во-вторых, эти "цузие" - а-ля Мистраль. Т.е. ни денег, ни технологии, ни корыта, только откат. Т-26 - развитие Виккерса, но своё развитие. Т-34 - своё детищЁ, но, как ни крути - результат эволюции, в которой были и FT-17, и Т-16, и Т-26, и т.д.
Цитата
Сергей Маркин пишет:
А ни одно уважающее себя государство (в отличие от нынешних России, Украины и довоенной Чехословакии) новейшее оружие никогда за рубеж не продаст
Увы... Если не ошибаюсь, в году эдак 1992-1993 белорусы продали натовцам С-300. Тогда очень сильное влияние было проамериканских "прости-Господи" в ВИЗРУ. Так что братья-славяне, как говорится, "ментально схожи".
Цитата
Сергей Маркин пишет:
Защитить диссертацию хоть кандидатскую,. хоть докторскую по технологическим дисциплинам гораздо дешевле и проще, чем по экономике и даже по педагогике.
По памяти не вспомню ни одного министра-технаря (имею ввиду кандидатскую/докторскую), а вот экономисты - начиная с Президента ... . Это говорит о простоте защиты по экономике, или о сложности?
Цитата
Виктор Дубровский пишет:
Кроме того, до основания разваленное среднее профессиональное образование не обеспечит развитие промышленности даже при заполнении инженерных должностей иностранцами, что чудовищно, но организационно возможно...
Согласен с идеей, хотя среднее профессиональное развитие промышленности не обеспечивает , оно просто обеспечивает промышленность (+ сельское хозяйство, + медицину, + профобразование , и т.д.). Ещё несколько лет назад были попытки провести диверсификацию системы образования по всему СНГовью. Например, Белорусский технологический был определён как ведущий по лесотехнической подготовке, и т.д. Но последнее время как-то и эти идеи заглохли. Поживём - увидим... Импорт рабочей силы в России был огромный, что будет с этого года - трудно сказать.
Насчёт изучения основ православной культуры в школе. Считаю, что оно необходимо. И православной ПОМИМО иных, в т.ч. светской. Но категорически не согласен с формой его преподавания. Добавление нового предмета в школе ни к чему хорошему не приведёт. Школьники (за редким исключением) будут ненавидеть новый предмет, учителя - нового "получателя средств", а родители - и то, и другое. Дореволюционный пример не пошёл (как всегда) в прок. Плюс неизвестно отношение к легендарным российским и советским личностям, которые не были православными - Толстому, Горькому и др. Плюс неизвестна позиция по этапам противоречивой позиции РПЦ в истории - борьба со старообрядцами, Революция, отношения РПЦЗ с нацистской Германией и др. Изучение основ православной культуры ДОЛЖНО вестись в рамках уроков мировой истории и истории России, русской литературы, русского языка, обществознания и т.д., так как это - история культуры, языка, политической системы страны. Плюс к этому - ознакомительные уроки по иным религиям в формате факультатива. Что входит в понятие светской этики в понимании Минобра - не знаю, надеюсь на лучшее...