«Армия Онлайн»
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Главный инструмент руководителя ОПК для продвижения продукции

Главный инструмент
руководителя ОПК
для продвижения продукции

Поиск на сайте

Главная / Форум / ВМФ: Главное / Плавали, знаем / Катерники ВМФ СССР и РФ

Катерники ВМФ СССР и РФ

   RSS
Катерники ВМФ СССР и РФ, Для тех кто служил и служит на ТКА, РКА,МРК
Попытка собрать воедино всех катерников для обсуждения истории, боевой деятельности и просто службы на этих замечательных кораблях
Страницы: Пред. 1 2 3 След.
Ответы
Понятно врага запутывали, а что ж не по всем корабля?
Что не по всем кораблям?
Большие параходы остались с точками и цыфрами
Нет, у всех проектов - точки убрали остался только индекс мрк - 12341. с уважением
Продолжим по истории Пролжение Туполевской серии стали катера «Г-6», ГАНТ-6, АНТ-6, которые создавались как «лидеры торпедных катеров». Работы по созданию катеров водоизмещением 10 - 15 т шли успешно. Можно было считать, что фундамент под отечественный москитный флот заложен хороший. Следующим шагом должно было стать строительство крупных, водоизмещением в 70 - 75 т, торпедных катеров-лидеров. Такие катера, имеющие большую скорость, хорошую мореходность, мощное торпедно-артиллерийское вооружение, могли дать достойный отпор морским и воздушным силам противника. Именно такой катер и был заказан ЦАГИ. По заданию Главмортехупра катер Г-6 должен был иметь водоизмещение 70 т, скорость не менее 43 узлов, мореходность до 8 баллов, дальность плавания для полного хода 250 миль, для экономического - 600. В состав вооружения должен был входить поворотный трехтрубный торпедный аппарат. В начале 1929 г. после окончания испытаний катера "Туполев" в бригаде АГОС, руководимой Н. С. Некрасовым, приступили к подготовке эскизного проекта Г-6. Небольшой коллектив был буквально захлестнут все возраставшим объемом работ: в цехах шла постройка опытного Г-5, завод им. Марти нуждался в помощи при серийной постройке катеров Г-4. А тут - очередное задание, ставившее новые проблемы: как передать мощность восьми моторов на два гребных винта, каким образом управлять поворотной торпедной установкой. Сложность расчетных задач, связанных с гидродинамикой и прочностью большого скоростного морского корабля, состояла в том, что у конструкторов не было экспериментально замеренных нагрузок, действующих на катер при волнении. К такой работе готовились, разрабатывали методику измерений и аппаратуру. На это ушло пять лет. К экспериментальному определению нагрузок на катер Г-5 приступили в 1934 г. Но к этому времени корпус Г-6 был уже собран. В мае 1931 г. ЦАГИ направил эскизный проект катера в Главмортехупр. Строительство катера началось в здании АГОС, но затем, в мае 1933 г., еще незавершенный корпус был перевезен в ЗОК. В начале 1934 г. состоялось заседание макетной комиссии. После внесения некоторых поправок макет был принят. Обшивка катера была закончена в начале марта 1935 г. Но это не доставило особой радости. Смежники не выполняли своих обязательств. Примером этому служат торпедные аппараты: трехтрубный поворотный и трехжелобной. По договору ЦАГИ должен был их получить к 1 января 1935 г. Но к этому сроку завод-изготовитель еще даже не приступил к их производству. 8 июля 1935 г. все работы по корпусу и рубке были выполнены, но в ЦАГИ все еще ждали гребные валы, четыре мотора, реверсы, редукторы и целый ряд оборудования. В середине августа Г-6 был отправлен в Севастополь без торпедных аппаратов и с неукомплектованным оборудованием. ТТД катера «Г-6»: - водоизмещение-86 т., - 8 бензомоторов «ГАМ-34» по 830 л.с. – два винта, - скорость полного хода- 49,5 узла (без вооружения), - численность экипажа -30 чел. В т.ч. 3 офицера, -вооружение 1х3 533 мм. ТА, боезапас 6 торпед,- две мины, 1х1 45 мм. «21К»,1-12.7 мм. И 4-7.62 мм. Пулемёта. Г-7. По этому катеру не только не имеется каких-либо данных, но даже не встречается и упоминания о нем. Объяснить загадку, почему за катером с номером 6 начали разрабатывать катера под номерами 8, 9 и 10, пока не удалось. Возможно, документы, связанные с этим катером, были уничтожены вместе с заводскими архивами 16 ноября 1941 г., когда немецкие войска, казалось, вот-вот войдут в Москву. Г-8 (ГАНТ-8, АНТ-8). 21 ноября 1933 г., через месяц после окончания заводских испытаний Г-5, УВМС передало ЦАГИ тактико-технические требования и заказ на разработку эскизного проекта нового катера, Ему предстояло занять по водоизмещению промежуточное место между Г-5 и Г-6. Катер, получивший заводской шифр Г-8, должен был не только унаследовать, но и улучшить характеристики Г-5. В требованиях УВМС оговаривалось обеспечение мореходности при пятибалльном волнении. Для этого пришлось увеличить килеватость днища ходовой части, что ухудшило гидродинамическое качество. Но при этом снижения заданной скорости не произошло. Потери были компенсированы установкой 4 новых мощных моторов ГАМ-34, работавших попарно на два гребных винта. Большая устойчивость на ходу была получена за счет оптимального соотношения длины и ширины корпуса катера. Основным вооружением катера были традиционные желобные торпедные аппараты под 533-мм торпеды. Катер брал 6 глубинных бомб и баллоны для постановки дымовой завесы. Предполагалось, что стрелковое вооружение будет состоять из двух пушек ШВАК и одного пулемета 7,62 мм. Однако еще на испытаниях катера Г-6 авиапушки оказались ненадежными в морских условиях, и их на Г-8 заменили крупнокалиберными пулеметами ДШК. К августу 1934 г. ЦАГИ представил заказчику эскизный проект, который был принят. 4 августа УВМС выдало ЦАГИ заказ на постройку катера. Началось проектирование, строился макет, который был утвержден в начале февраля 1936 г. Строительство Г-8 шло без особых осложнений, и к 1 сентября 1937 г. катер был отправлен в Севастополь для проведения заводских испытаний. Первый выход в море пришелся на 14 января 1938 г. 20 августа 1939 г. начались государственные испытания, а через год, 23 августа 1940 г., катер был принят в состав ВМФ. В акте комиссии отмечалось: "Мореходность при состоянии моря до 5 баллов включительно и скоростях до 48 узлов вполне удовлетворительная. Прочность удовлетворительная. Скорости, равные при водоизмещении 29 т - 48 узлам, при 25,7 т - 52 узлам, удовлетворительные. Оборудование механическое и электрическое работает удовлетворительно. Исходя из этого комиссия предлагает: 1) Принять катер в состав боевых единиц ВМФ. 2) Считать серийное производство катера Г-8 целесообразным". Народный комиссар ВМФ флагман флота 2-го ранга Н. Г. Кузнецов своим приказом от 24 сентября 1940 г. утверждает акт комиссии и... запрещает проектные работы для серийного производства Г-8. Такой поворот событий трудно объяснить. Может быть нарком счел свою комиссию некомпетентной, может решил держаться подальше от греха - катер-то был спроектирован разоблаченными еще в 1937 г. врагами народа. Г-8 был включен в состав Черноморского флота 2 ноября 1940 г. и участвовал в боевых действиях на коммуникациях противника. СМ-4. В 1935 г. на заводе им. Марти начались работы по серийному выпуску Г-8. Силами заводских конструкторов была проведена глубокая модернизация катера. Новый торпедоносец получил новые обводы, новую рубку, новое вооружение и новое название. Началась подготовка к выпуску головного изделия. Но, руководствуясь упомянутым приказом Н. Г. Кузнецова, все работы по СМ-4 были свернуты. В 1939 г., использовав задел деталей и узлов, заводчане сумели собрать один катер. В следующем году он был спущен на воду и проходил испытания, показав максимальную скорость в 30 узлов. СМ-4 имел торпедные аппараты бортового сбрасывания и нес две 533-мм торпеды и 10 малых глубинных бомб. Его стрелковое вооружение состояло из трех крупнокалиберных пулеметов ДШК. В августе 41-го СМ-4 был включен в состав Балтийского флота. Судьба катера сложилась непросто: в июне 1942 г. с него сняли торпедные аппараты и использовали в качестве малого охотника за подводными лодками и минного заградителя. В августе 1943 г. СМ-4 вновь стал торпедоносцем. Г-9. Торпедный катер Г-9 задумывался заказчиком как улучшенная модификация Г-8. В конструкцию внесли некоторые изменения, заменив поперечный набор каркаса продольным. На катере предполагалось установить бугельные торпедные аппараты, новые для туполевских конструкций. Основной недостаток катеров с желобными торпедными аппаратами состоял в том, что при атаке они должны были развивать скорость не менее 18 узлов, с тем, чтобы своевременно отклониться от курса догоняющих их торпед. Бугельные аппараты позволяли сбрасывать торпеды вдоль бортов, вне зависимости от скорости его хода, что исключало возможность подрыва катера на собственных торпедах. В 1937 г. приступили к разработке эскизного проекта, который предусматривал установку на катере четырех моторов ГАМ-34 по 1250 л. с. Г-9 предполагалось вооружить двумя 533-мм торпедами и тремя пушками ШВАК. В перегрузочном варианте он должен был брать 10 малых глубинных бомб. Помимо расчетных работ ЦАГИ получил задание на протаску моделей в гидроканале. Результаты испытаний позволили спроектировать новые обводы корпуса. Г-9 получил нехарактерный для туполевских глиссеров заостренный форштевень. 14 июня 1938 г, УК РККФ предложило "прекратить дальнейшие работы по торпедному катеру Г-9 и использовать накопленный опыт для проектирования малого торпедного катера Г-10". Г-10. Задание на проектирование опытного катера пришло в том же письме, в котором решилась судьба Г-9. По заданию новый торпедоносец должен был стать катером ближнего действия с повышенными мореходными качествами. Он должен был заменить Г-5 10-й и 11-й серий. Техническими требованиями предусматривалось: "1) Боевое водоизмещение не более 20 тонн. 2) Габариты катера должны обеспечить возможность перевозки по железной дороге, 3) При состоянии моря в 4 балла катер должен быть вполне боеспособным. 4) Полная скорость катера должна быть 50 узлов в течение 1 часа при 2 - 3 баллах состояния моря. 5) Дальность плавания 300 миль на повышенной экономической скорости. 6) Моторы - два ГАМ-34Ф с глушителями по 1250 л. с. каждый. 7) Экипаж 5 человек". 13 августа 1938 г. началось проектирование Г-10. С сентября ЦАГИ приступил к испытаниям моделей в гидроканале. Г-10 предполагалось вооружить двумя бугельными торпедными аппаратами под 533-мм торпеды, двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК и аппаратурой для постановки дымовой завесы. Предусматривалась возможность стрельбы 455-мм торпедами. В перегрузочном варианте катер мог брать 4 больших глубинных бомбы. 20 декабря 1938 г. завод направил УК РККФ эскизный проект. Работы по Г-10 были остановлены в апреле 1939 г. Скорее всего это произошло потому, что к этому времени здание КОСОС, где шло проектирование Г-10, превратили в спецтюрьму ЦКБ-29 НКВД. Места для проектирования и постройки торпедных катеров в ней не предусматривалось.
До последнего времени считалось, что деятельность А. Н. Туполева и его КБ по созданию торпедных катеров закончилась в предвоенные годы. Однако это не так. Последняя работа по этой теме относится к пятидесятым годам, когда в стенах КБ был разработан торпедный катер на подводных крыльях. В сжатые сроки были изготовлены модели для испытаний в гидроканале и в натурных условиях. Результаты испытаний моделей полностью подтвердили теоретические расчеты по гидродинамике подводных крыльев. Ходовые испытания натурной модели превзошли самые смелые ожидания и доказали правильность выбора компоновочных решений. Скоростные характеристики прототипа, полученные в процессе ходовых испытаний, его устойчивость и управляемость при различных режимах и эволюциях открыли путь к рабочему проектированию. Но тут вмешались внешние факторы, не имеющие отношения к науке и технике. У заказчиков разыгрался аппетит. Полученные на испытаниях результаты, превышающие первоначальные технические требования, их не удовлетворили, и они потребовали увеличить скорость на 10 - 15 км/ч. Когда разработчики попытались получить новые данные, требуемые заказчиком, то столкнулись с явлением кавитации на крыльях. При увеличении скорости происходило "вскипание жидкости", подьемная сила падала, а сопротивление увеличивалось. Такое явление можно расценивать как "гидравлический барьер", по аналогии со "звуковым барьером" в аэродинамике. С ним пытались бороться "авиационным" путем, придавая подводным крыльям стреловидность в плане, но должного эффекта от этого не получили. Все материалы исследований и экспериментальных работ, казалось бы, должны были убедить военных остановиться на полученных результатах. Но заказчик отказался принять полученные результаты за основу для рабочего проектирования полноразмерного катера и соответствующей силовой установки. Поэтому работа КБ в этом направлении была прекращена. Не пошел в серию и торпедный катер проекта «103» «СМ-3» - (стальной, мореходный, трёхмоторный) был построен на Лениградском заводе №194 в 1940 г. При проведении испытаний на мореходность стальной корпус толщиной 4 мм. Дал трещину и он был не рекомендован к серийному производству ТТД катера «СМ-3»:- водоизмещение 26 т., 3-бензомотора по 1250 л.с.,-скорость полного хода -45 узлов, по факту -30, -дальностьплавания-380 миль, численостьэкипажа -8 чел. В т.ч. 1 оф., -вооружение – 2-533 ТА бугельного типа, 2-12.7 мм. пулемёта «ДШК», - 10 малых глубинных бомб. Следующим серийным катером был «Д-3» (деревянный, трёхмоторный) построенный на заводе №5 НКВД под руководством инженера Л.Л.Ермаша. Деревянный корпу катера имел 2-х слойную обшивку и подразделялся на 6 отсеков ,он был высокомореходный до 6 баллов включительно на испытаниях катер показал хорошие боевые качества и был запущен в серию.Всего для флотов было построено 70 катеров. ТТД торпедного катера «Д-3»: - водоизмещение -31.1 т., 3 бензомотора «ГАМ-34ФН» по 1200 л.с., три винта, -скорость полного хода- 47.9 узла,- дальность плавания -550 миль, численность экипажа-8 чел. В т.ч. 1 оф., -вооружение2-533 мм. ТА бугельного типа, 2-12.7 мм. Пулемёта «ДШК», 4 больших и 8 малых ГБ. Катер «Д-3» в дальнейшем послужил основой для самой массовой, долговременной серии строительства ТКА пр. «183» Нельзя обойти вниманием торпедные катера типа «А-1» «Воспер» и «А-2» «Хиггенс», «А-3» ЭЛКО поставляемые по ленд-лизу США в 1944 г. послужившие в дальнейшем праобразом будующих новых проектов отечественного катеростроения, прежде всего принципиально новой конструкцией ТА и их размещением на катере. Всего в ВМФ СССР было поставлено 202 еденицы которые проходили службу на всех флотах. Первые предложения союзников о поставке кораблей и катеров относятся к сентябрю 1941 г., когда глава советской военной миссии в Великобритании контр-адмирал Николай Харламов в письме начальнику управления кораблестроения ВМФ инженеру-контр-адмиралу Николаю Исаченкову сообщил, что "фирма "Канадиан пауэрс бот компани" предлагает изготовить для СССР 100 торпедных катеров, по 25 катеров ежемесячно. Это предложение стало предпосылкой для заказа и поставки в Советский Союз 202 торпедных катеров. Третья серия строилась фирмой ЭЛКО в 1942 году .проект «А-3» У катеров было увеличено водоизмещение до 38 т, длина до 24,5 м, усилено вооружение: 533-мм торпеды вместо 456-мм и два 20-мм зенитных автомата вместо четырех пулеметов. Катера этой серии (РТ 103-196, 314-367, 372-383, 486-563, 565-622 и 731-760) оказались самыми многочисленными: в общей сложности их насчитывалось 326 единиц. Тем не менее необходимость в них была столь острой, что под них отдали все мало-мальски пригодные верфи. ЭЛКО предоставила чертежи в общее пользование. Приспособив их к своим производственным возможностям, еще две американские фирмы начали выпуск скотт-пейновских торпедных катеров. В 1942-1943 годах восемнадцать единиц (РТ 95-102 и 255-264) произвела фирма "Хаккинс", а в 1942- 1945 годах 203 катера выпустила фирма "Хиггинс" (PТ71-94, 197-254, 265-313, 450-485 и 625-660). По английской лицензии американскими фирмами "Аннаполис яхт ярд" и "Хершов" в Бристоле и Комдене строились катера типа "Воспер" конструктора Скотт-Пейна. Они отправлялись в СССР в собранном виде. Фирма "Электрик бот компани" (ЭЛКО), не имевшая права продавать Советскому Союзу готовые катера, поставляла полные комплекты частей корпусов и механизмов, а также технические средства и необходимую документацию. В СССР на судостроительном заводе с участием американских специалистов производилась сборка катеров. Торпедные катера типа "Хиггинс" строились в Новом Орлеане. В Советском Союзе торпедные аппараты на этих катерах заменялись отечественными. 1943 года США поставляли по ленд-лизу в СССР только "восперы" и "хиггинсы" (соответственно 77 и 55 единиц). Этого числа советскому флоту было мало. Возникла мысль заказать катера ЭЛКО, однако наши представители получили отказ: фирме запретили продавать готовые катера в СССР. Но запрета на поставку катеров в разобранном виде не было. Тогда решили закупить у фирмы комплекты катеров, а сборку производить на советской территории. "Однако... наши обращени в морское министерство и управление по ленд-лизу потерпели неудачу, - вспоминал Никитин. - Тогда представитель ЭЛКО посоветовал обратиться к одному из видных руководителей морского министерства, доверительно добавив, что он акционер их фирмы. Адмирал... принял в нашем деле самое горячее участие, и заказ был принят в кратчайший срок. Довольно скоро на одном из ленинградских заводов при участии американских специалистов приступили к сборке ЭЛКО. Бизнес есть бизнес!" Благодаря этой уловке советский флот пополнился 60 торпедными катерами ЭЛКО. Торпедный катер ЭЛКО Тактико-технические данные трех типов американских торпедных катеров были весьма близки: водоизмещение - 45-50 т, скорость полного хода - 36-39 узлов, дальность плавания - 420-450 миль; торпедное вооружение - два аппарата 533-мм калибра, артиллерийское - 20-мм зенитный автомат типа "Эрликон". Экипаж катера составлял 11-14 человек (по штату ВМФ СССР). За счет поставок из США особенно пополнился Тихоокеанский флот. Это диктовалось обязательством СССР, данным на Ялтинской конференции трех держав, вступить в войну с Японией не позже трех месяцев после победы над Германией. С весны 1944 г. до сентября 1945 г. советскими командами на военно-морской базе Колд-Бей было принято 215 кораблей Принятые там корабли несколькими группами переходили в Петропавловск-Камчатский, а оттуда - к местам постоянного базирования. Многие из них приняли участие в боевых действиях против Японии. Несколько импортных кораблей, отличившихся в боях, стали гвардейскими. ТТД торпедного катера «А-1» «Воспер»: -водоизмещение- 43.5 т., 3 бензомотора по 1200 л.с., - скорость полного хода -40 узлов,- дальность плавания -450 миль, численность экипажа – 11 чел в т.ч. 1 оф., -вооружение 2х1 533 мм. ТА с обоих бортов, 1х1 20 мм. «Эрликон», ГБ или 2 мины, на 4 из 12 ТКА установлена РЛС. Торпедный катер проекта «А-2» «Хиггинс» ТТД катера «А-2» «Хиггинс» Водоизмещение, т: полное 39,2 стандартное 49,0 Длина наибольшая, м 23,8 Ширина наибольшая, м 6,1 Осадка максимальная, м 1,75 3 мотора Паккард общей мощностью, л с 4050 Топливо, т бензина Б-87или Б-100 8,0 Скорость хода, узлов: наибольшая 36,3 экономическая 21,4 Дальность плавания экономическим ходом, миль 420 Экипаж, чел 11 Артиллерийское вооружение: 2-20-мм Эрликон; 2 — спаренных пулемета Кольт-Браунинг. Торпедное вооружение: 2-53-см ТА (исключение представляют катера СФ ТК-211 и ТК-214, имевшие по 2-45-см ТА бортового сбрасывания). Минное вооружение: ТКА могли вместо торпед нести по 2 мины АМД-1000 в ТА. ТКА "Д-3" http://s49.radikal.ru/i123/0911/96/a508dbb22e34.jpg ТКА "А-1" "Воспер" ТКА "А-2" "Хиггинс" ТКА "А-3" "ЭЛКО" Хиггинс ЭЛКО Воспер
Изменено: katernik - 13.11.2009 11:50:00
Закончим по ТКА, РКА 30 июля 1939 г. был заложен головной катер пр. «123» «Комсомолец» зав.№ «С-505» тактический № «ТКА-13» Торпедный катер «123» «Комсомолец» 25 октября 1940 г. принят от промышленности и вступил в строй. Чистый проект «123» послужил прототипом последущих модификаций большой серии этого проекта которые поставлялись на экспорт в Албанию, Румынию, Кубу, Китай, Болгарию, Корею, Сирию и другие страны Так же был разработан и проходил испытания торпедный катер «125» («Крылатый») с подводными крыльями но в серию он не пошел. ТТД катера пр. «123»: - водоизмнщение-16.98 т., - два бензомотора по 1200 л.с.,- скорость полного хода- 51.6 узла,- дальность плавания- 650 миль, численность экипажа- 7 чел в т.ч. 1 оф., вооружение – 2 х1 533 мм. ТА. -1 12.7 мм. Пулемёт «ЦК» В корабельно-строительной программе 40-50 г.г. самой успешной была признана серия торпедных катеров проекта «123К», «М-123», «123бис» Главными конструкторами этой серии были в КБ Тюменского завода №639 Ф.Л.Ливенцев, в ЦКБ-19 В.М.Бурлаков, Впервые в отечественном кораблестроении на катерах были установлены бвстроходные морские 12-ти цилиндровые дизеля корпус катера выполнен из сплава АМГ61, реданного типа с 4-мя переборками, на катера этой серии установливались малопогруженные крылья по проекту конструктора Р.Е.Алексеева, что давало прибавку в скорости на 6 узлов. Всего чистого проекта «123К» для ВМФ СССР было построено 200 ед. с модификацией 350 ед. Впервые торпедные катера оснастили РЛС типа «Зарница» Торпедный катер «123 К» ТТД катеров проекта «123К»: - водоизмещение- 19.6 т.,- двух вальная установка с дизелем «М-50» по 1000 л.с., - скорость полного хода- 5о узлов, -дальность плавания 450 миль, экипаж- 7чел. В т.ч. 1оф. – вооружение 2х1 450 мм. ТА, 1х2 12.7 пулемёт «ДШК», -6 ГБ «МГБ-20», РЛС «Зарница» В 1942 году филиал ЦКБ-32 НКСП, организованный при заводе №640 в Сосновке на реке Вятка (Кировская обл.), закончили разработку технического проекта 200 (гл. конструктор Л.Л. Ермаш). Проектом предусматривалось создание торпедных катеров с одинаковыми ТТЭ, но с различным материалом корпуса: стальным (ТМ-200) и деревянным (ТД-200). Отличительными особенностями этих проектов, по сравнению с находившимися в серийной постройке торпедными катерами дальнего действия типа Д-3, являлись: вооружение торпедными аппаратами трубчатого типа; установка авторулевого («Янтарь-2»); местное бронирование боевого поста командира и пулеметных установок. Строительство катеров проекта ТМ-200 организовали на заводе №341 в Рыбинске. Испытания головного катера, производившиеся в Батуми, выявили невозможность достижения спецификационной скорости хода (удалось достичь скорости только 34,6 уз вместо 38 уз) из-за неудовлетворительного качества сборки корпуса. Катер был принят ВМФ 30 сентября 1944 года. Позднее на серийных катерах в результате доводки винтов наибольшая скорость хода возросла до 37-38 уз. Недостатки проекта ТМ-200, по сравнению с ТД-200, а также полученными по ленд-лизу иностранными торпедными катерами, привели к быстрому завершению его строительства. Всего в период с 1944 по 1946 год ВМФ получил 24 катера проекта ТМ-200, ставших первыми отечественными серийными торпедными катерами со стальным корпусом. Постройка этих катеров началась на заводе №5 в Ленинграде только в самом конце войны. Причиной задержки являлась потребность Балтийского флота в максимально возможном количестве торпедных катеров и малых охотников, что обеспечивалось строительством хорошо освоенных в производстве катеров по проектам ТК-Д3 и МО-Д3, соответственно. В результате головной катер проекта ТД-200 вступил в строй лишь 28 июля 1946 года, то есть на два года позднее стального варианта. Катер при нормальном водоизмещении 43,8 т достиг скорости 38,1 уз. Остальные ТТЭ практически соответствовали проекту ТМ-200. Исключение составляла замена пулеметных установок МТУ-2 на 2УК. Ввиду значительной задержки с вводом в строй головного катера проекта ТД-200, серийное производство развернуто не было, так как к тому времени назрела необходимость корректировки проекта. В 1946 г. катер был переведен на Черное море, где на него установили опытный образец первой в СССР катерной РЛС «Зарница», испытания которой были успешно проведены в течение 1947-48 гг. Корректировка проекта ТД-200 выполнялась ЦКБ-19 в 1946-47 годах (главный конструктор Л.Л. Ермаш). Доработка проекта предусматривала замену американских бензиновых моторов «Паккард» отечественными дизелями М-50, увеличение дальности плавания, снятие глубинных бомб и бронирования. Управление катером, впервые в отечественной практике, было вынесено из ходовой рубки на открытый мостик, с целью улучшения мореходных качеств увеличен развал носовых шпангоутов. Головной катер, построенный заводом №5, вошел в состав ВМФ 22 октября 1947 года. При нормальном водоизмещении 42,3 т он достиг скорости 40,2 уз. Опыт эксплуатации катеров проекта ТД-200бис выявил недостаточную прочность корпуса, что привело к необходимости проведения специальных мореходных испытаний четырех катеров этого проекта в 1949 году. В ходе испытаний замерялись напряжения и другие параметры, характеризующие прочность корпусных конструкций, что позволило получить необходимые данные для переработки проекта катера. Дальнейшее строительство катеров велось по проекту 1950 года, а на ранее построенных выполнялись подкрепления. Проектом 1950 года предусматривалось также установка на катере РЛС обнаружения «Зарница» и РЛС опознавания «Факел-М» взамен одной пулеметной установки. На ранее сданных катерах установка РЛС производилась силами ВМФ. Всего с 1947 по 1952 год завод №5 в Ленинграде построил 168 катеров (в том числе 48 - по проекту 1950 года). Катера проекта ТД-200бис использовались для проведения различных испытаний. Так, в 1949 году на одном из серийных катеров провели испытания двух ускорителей, установленных на палубе в кормовой части взамен пулеметной установки. Ускорители представляли собой авиационные ракетные двигатели ТР-1. А в 1950 году один из катеров оборудовали носовым подводным крылом конструкции ЦАГИ. Результаты испытаний оказались неудачными. Во время первого выхода катер стал терять устойчивость и заваливаться на борт, что послужило причиной к прекращению дальнейших испытаний и демонтажу крыла. В 1953 году ЦКБ-19 разработало проект создания катера управления радиоуправляемым катером-целью, путем переоборудования серийных катеров проекта ТД-200бис. Первоначально для этого предполагалось использование катеров управления проекта 384, создаваемых на основе серийных катеров БМО. Однако недостаточная скорость хода последних привела к решению использовать торпедные катера. Первые катера проекта ТД-200бисТ вступили в состав ВМФ в 1956 году. Всего по этому варианту переоборудовали 10 единиц. Торпедный катер ТД-200бис Торпедный катер ТД-200 Торпедный катер ТМ-200 ТТД катера пр. «ТД-200бис»: - водоизмещение -45.6 т.,- трёх вальная установка с дизелем «М-50» по 1000 л.с. - скорость полного хода 41 узел, дальность плавания -600 миль, -Экипаж- 11 чел. В т.ч. 2 оф., - вооружение 2х1 533 мм.ТА,- 2х2 12.7 мм пелемёта «ДШК», 10- малых ГБ, РЛС «Зарница» В 1949 г в ОКБ-5 НКВД г. Ленинграда под руководством главного конструктора П.Г.Гойнкиса разработан проект торпедного катера «183» которые строились с 1949 по 1960 г.г. и стали основным типом ТКА для ВМФ СССР.Катера пр.»183» строили по лицензии в Китае . Для ВМФ СССР построено 120 ед. а всего с учетом модификации и лицензиционного строительства катеров пр. «183» построено около 600 ед. На базе проекта «183» строились катера пр. «183Т» с газотурбинной установкой, форсажная турбина мощностью 4000 л.с. позволяла развиватьход 50 узлов , на пр. «183ТК» устанавливались носовые подводные крылья. Проект «183Ц» С радиоуправлением катер-цель обеспечивал боевую подготовку флотов, для пограничников строились патрульные катера пр. «199» . и в 60-х годах построен первы в мире ракетный катер проекта «183Р» Торпедные катера «183» в атаке ТТД катера пр. «183»: - водоизмещение- 66.5 т.- четырёх вальная установка с дизелем «М-50Ф» по 1200 л.с ДГ-100 мощностью 100 Квт, - скорость полного хода -44 узла, - двльность плавания 1000 миль, - экипаж 14 чел.в т.ч. 2 оф., - вооружение -2х1 533 мм ТА, - 2х2 25 мм АУ «2М-3М», 8 ГБ «ББ-1» РЛС «Зарница» на поздних проектах «Рея» В 1956-1960 г.г. в ЦКБ-5 г Ленинграда под руководством главного конструктора П.Г.Гойнкиса разработан проект торпедного катера «206» «Шторм» рубежный проект с существенно выросшим водоизмешением, улучшиными бытовыми условиями экипажа, большой энергонасыщенностью и автоматизацией механизмов и устройств, могущего длительное время находиться в море и совершать дальние походы, корпус выполнен из стали «СХЛ-45» все механизмы унифицированы с проектом ракетного катера проекта «205» впервые на катерах установлены безбашенные автоматические 30 мм АУ «АК-230» с системой управления АРЛС «Рысь» и специально разработанные семиблочные звездообразные 42-х цилиндровые дизели «М-503А» Головной и серийные катера пр.»206» строились в Ярославле, а позже в Сосновке и Ленинграде Всего для ВМФ СССР построено 50 катеров и 13 катеров построены по лицензии в Югославии. Торпедные катера поставлялись в Болгарию,Египет,Анголу, Гвинею, Гвинею- Биссау, Корею, Вьетнам, Конго и на острова Зелёного Мыса Торпедные катера «206» проекта ТТД катера проекта «206» «Шторм»: -водоизмещение стандартное 129 т. полное 161 т. -длина наибольшая 34.6 м. -ширина наибольшая 6.74 м. - осадка по ватерлинии 1.72 м. -главная энергетическа установка трёх вальная с дизелем «М-503А» по 1200 л.с. ДГ-100, ДГ-75 -скорость полного хода 42-45 узлов -дальность плавания 2000 миль при 14 узлах 800 миль при 30 узлах -экипаж 21 чел. В т. Ч. 2 оф. -вооружение 4х1 533 мм ТА, 2х2 30 мм АК-230, 12 ГБ или 6 мин -РЛС «Баклан». АРЛС «Рысь» В 1965 г в ЦМКБ «Алмаз» г Ленинграда под руководством главного конструктора И.П.Пегова, а затем А.П.Городянко началась разработка торпедного катера с носовым малопогруженым крылом проекта «206М» «ШТОРМ-М» которая завершилась в 1967 г. Всего для ВМФ СССР было построено 24 катера, Впервые малые боевые катера смогли благодаря крыльям применять оружие на волнении моря до 5 баллов при скорости хода 35 узлов. Оснащенный опускаемой ГАС «Бронза» катер получил возможность бороться с подводными лодками применением противолодочных торпед, установленная на катере 57 мм АУ «АК-725» с АРЛС «Барс» существенно увеличила возможность борьбы с авиацией противника Торпедный катер пр «206 М» ТТД катера пр. «206-М» «Шторм-М»: -водоизмещение стандартное 218 т. Полное 250 т. -длина наибольшая 39.5 м. -ширина наибольшая 7.6 м по крыльям 12.5 м. -осадка по ватерлинии 2.01 м.по крыльям 3.24 м. -главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с - скоростьполного хода 44-48 узлов -дальность плавания 1450 миль при 14 узлах 600 миль при 37 узлах -экипаж 25 чел, в т,ч, 4 оф. -вооружение 4х1 533 ТП «ОТА-53-206М», 1х2 57 мм «АК-725», 1х2 25 мм АУ «2М-3М», 6-10 ГБ -РЛС «Баклан» АРЛС «Барс» -БИУС «Дозор-1», опускаемая ГАС «Бронза» В 1976 г для удолетворения требований зарубежных заказчиков, которым поставляли морально устаревшую технику в г.Ленинграде на Средне-Невском заводе построен торпедный сторожевой катер проекта «206МЭ» на который в зависимости от заказа устанавливались как торпедное оружие так и артиллерийское. Всего их было построено18 ед После распада СССР их строительство было прекращено, Поставлялись в Эфиопию, Сомали, Южному Йемену и в Республику Шри-Ланка (о.Цейлон) ТТД катера пр. «206МЭ» «Шторм МЭ»: - водомзмещение стандартное 170 т. Полное 220 т. -длина наибольшая 38.5 м -ширина наибольшая 7.7 м -осадка по ватерлинии 1.8 м -главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с -скорость полного хода 41 узел -дальность плавания 600 миль при 35 узлах -экипаж 25 чел в т,ч, 3 оф. -вооружение 4х1 533 мм ТА, 2х2 30 мм АУ «АК-230» -РЛС «Баклан», АРЛС «Рысь» В продолжении темы экспортного строительства нельзя не отметить опытный катер построенный в 1970 г. на базе карпуса ракетного катера проекта «205» на Приморском заводе г.Ленинграда по проекту «205ПЭ» (патрульный, экспертный) Катер предназначался на экспорт в дружественные страны на из-за слабости вооружения в серию на пошел, хотя и послужыл праобразом для проекта «206МЭ» Торпедный катер проекта «205ПЭ» ТТД катера пр. «205ПЭ»: -водоизмещение стандартное 175 т полное 210 т -длина наибольшая 39 м -ширина наибольшая 8.1 м -осадка по ватерлинии 1.8 м - главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с. -скорость полного хода 36 узлов -дальностьплавания 1200 миль при 12 узлах -экипаж 30 чел в,ч, 4 оф. -вооружение 1х2 57 мм АУ «АК-725».затем 1х1 57 мм АУ «АК-157» 1х6 30 мм АУ «АК-630» -средства РЭБ ПК-16 - РЛС «Дон», АРЛС «Барс» затем «Вымпел» Пограничный сторожевой корабль проекта «205П» «Тарантул» На этом эра кораблестроения торпедных катеров закончилась и наступила эра строительства ракетных катеров и малых ракетных кораблей. Торпедные катера продолжали свою службу в составе катерных соеденений всех флотов СССР им нашлось место в совместных боевых дествиях с ракетными катерами, Продоваемые на экспорт в разные страны они участвовали в боевых действиях при локальных конфликтах и на деле доказали, что являются грозной боевой силой с которой необходимо считатся. В пятидесятых годах в ЦМКБ «Алмаз» г Ленинграда под руководством главного конструктора Е.И.Юхнина проводились научно-иследовательские и опытно-конструкторские работы (НИиОКР) по исследованию возможности создания малых боевых катеров способных нести бурно развивающиеся ракетное оружие. Проведение НИиОКР по постройки ракетных катеров обуславливалось стремительным развитием новых типов вооружения и технических средств в промышленности СССР и других зарубежных странах, причём как находящихся в стадии проектирования, так и готовых образцов устанавливаемых на новых типах вооружений. Это было реальное требование Советской военной доктрины на основе опыта Великой Отечественной войны об укреплении прибрежной зоны ударными силами. Шагнувший вперёд научно-технический прогресс исключил из тактики морского боя стремительное сближение кораблей противника и возможности эффективной атаки появлением РЛС и возможностью обнаружения противника за пределами зоны применения им оружия. Рактные катера и могли быть тем эффективным оружием имеющим малую заметность и высокую скорость, а их ударные возможности были сопостовимы с крупными кораблями. Действуя в прибрежной зоне и закрытых морских театрах они решали задачу вытеснения и уничтожения надводных сил противника. За основу ракетного катера был взят хорошо зарекомандовавший себя в ходе эксплуатации корпус ТКА проекта «183» на которых и были постоены два первых эксперементальных РКА проекта «183Э». Проведенные в 1957 г на Феодосийском полигоне первые ракетные пуски противокорабельными крылатыми ракетами «П-15» РКА пр.»183Э» доказали свою боевую состоятельность как новый класс боевых катеров ВМФ СССР И они были запущены в серию проектом «183 Р». «Комар» Всего было построено 64 РКА пр.183Р и еще 54 еденици были переоборудованы из торпедных катеров. В Китае и Сверной Кореи было запущено собственное производство этих катеров по лицензии но со стальными корпусами. Ракетный катер проекта «183Р» «Комар» Ракетный каткр проекта «183Э» ТТД катера пр. «183 Р»: «Комар» -водоизмещение стандартное 66.5 т. Полное 77.5 т -Длина наибольшая 25.5 м -ширина наибольшая 6.1 м -осадка по ватерлинии 1.29 м -главная энергетическая установка четырёх вальная с дизелем «М-50Ф» по 1200 л.с. -скорость полного хода 39 узлов -дальность плавания 880 миль при 12 узлах 500 миль при 26 узлах -экипаж 17 чел в т,ч, 3 оф. - вооружение 2х1 ПУ ПКР «П-15», 1х2 25 мм автомат «2М-3М» - РЛС «Рангоут» система управления огнём «Клён» Следующим этапным катером для ВМФ СССР проект «205» спроектируемый Главным конструктором ЦМКБ «Алмаз» Е.И.Юхниным. Катер построен большой серией более 140 едениц, круглоскулые обводы в носовой части и остроскулые в кормовой части корпуса делали его прекрасным мореходом, чость корпусов выполнялась из нержавеющей стали, Ракетные катера пр «205» строились в СССР до 1973 г. Смена эпох катеростроения Ракетные катера проектов «183Р» и «205» ТТД катера пр. «205»: «Цунами» - водоизмешение стандартное 173 т полное 216 т -длина наибольшая 38.6 м -ширина наибольшая 7.6 м -осадка по ватерлинии 1.73 м -главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-503А» по 4000 л.с. - скорость полного хода 41 узел -дальность плавания 2000 миль при 14 узлах 500 миль при 35 узлах -экипаж 26 чел в т,ч, 4 оф. -вооружение 4х1 ПУ ПКР «П-15» 2х2 30 мм АК-230 -РЛС «Рангоут» АРЛС «Рысь» Ракетный катер проекта 205У Модифицированный проект ракетного катера «205 У» был несколко улучшен всего было построено более 30 ед. Катера строились в Ленинграде, Рыбинске, Владивостоке, часть катеров была модеренизирована по проекту «205 мод» с размещением более дальнобойных ракет «Термит» на катерах предусмотрено размещение ПЗРК «Стрела -3М» автономность катера составляла 5 суток. На базе этого проекта содан экспериментальный катер пр.»205 ЭТ» с носовым подводным крылом и развивающий ход до 50узлов, На части катеров применялись ПКР «П-25» ТТД катера пр. «205 У»: - водоизмещение стандартное 184 т полное 226 т -длина наибольшея 38.6 -ширина набольшая 7.6 м -осадка по ватерлинии 2.01 м -главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с -скорость полного хода 41 узел -дальгость плавания 2000 миль при 14 узлах 800 миль при 30 узлах -экипаж 29 чел в т,ч, 4 оф. -вооружение 4х1 КТ ПКР «П-15У» 2х2 30 мм «АК-230» РЛС «Рангоут» АРЛС «Рысь» аппаратура опознования «Никель –Нихром» В 1974 г на Ленинградском ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора А.П. Городянко создан ракетный катер проекта «206 МР» «Вихрь» катера имели носовое малопогруженое крыло и транцевую управляемую плиту это направление развития ракетных катеров существенного улучшения боевых качеств катеров не принесло но снизило боевую мощь, вместо 4 ПКР П-15М на них устонавливалось всего 2 несколько улучшилось радио-техничесчкое вооружение устанавливалась РЛС «Гарпун» АРЛС «Вымпел –2А» улучшилось артиллерийское вооружение. Всего для ВМФ СССР было построено 12 катеров ТТД катера проекта «206 МР» «Вихрь» - водоизмещение стандартное 230 т полное 257 т - длина наибольшая 38.7 м - ширина набольшая 7.6 м по клыльям 12.5 м - осадка по ватерлинии 2.1 м по крыльям 3.26 м - главная энергетическая установка трёхвальная с дизелем «М-520» по 5000 л.с. - скорость полного хода 43 узла - дальность плавания 2000 при 12 узлах - численость экипажа 25 чел в т.ч. 5 оф. - вооружение 2х1 КТ ПКР «П-15М» 1х1 76 мм АУ «АК-176» 1х6 30 мм АУ «АК-630» 1х4 ПУ ПЗРК «Стрела- 3М» - средства РЭБ «ПК-16» - РЛС «Гарпун» ,»Вымпел» Модифицированый катер проекта «206 МР» по проекту «206.6» существено отличался от своих собратьев, прежде всего ударным оружием, системами ПВО, что делало его таким крепеньким кулачком способным громить противника и оставаться неуязвимым под его ударами но после развала СССР программа была свёрнута а катер остался в ВМФ в единственном экземпляре. ТТД катера проекта «206.6» - водоизмещение стандартное…………………………….230 т полное………………………………….265 т - длина наибольшая…………………………………………38.6 м - ширина наибольшая………………………………………7.6 м по крыльям 12.5 м - осадка по ватерлинии…………………………………….2.1 м по крыльям 3.26 м - главная энергетическая установка………………………трёх вальная с дизелем «М- 520» 15000 л.с. - скорость полного хода…………………………………….42 узла - дальность плавания………………………………………..1200 миль при 12 узлах - чиисленость экипажа………………………………………..29 чел в т.ч. 5 оф. - - вооружение………………………………………………..2х4 ПУ ПКР «Уран» - 1х1 76 мм АУ АК-176 - 1х12 30 мм ЗАК «Рой» - - средства РЭБ………………………………………………ПК-16 - - РЛС…………………………………………………………»Гарпун», «Вымпел», - система «Ракурс» В 1973 г в г Ленинграде на ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора Е.И.Юхнина началось проектирование ракетного катера новаго поколения проекта 1241 «Молния».катера этого проекта принципиально отличались от предидущих ракетных катеров, прежде всего водоизмещением до 500 т, новой главной энергетической установкой от чисто газотурбинной до смешанной дизель газотурбиной , причём имеющих возможность через систему редукторов обеспечивать ход катера как от полной ГЭУ так и от любого из 2-х или 1-го из 4-х двагателей на оба винта, несколькими типами крылатых ракет Разработка проекта 1241 соответствовала тогдашней военной доктрине, её морской составляющей. Флот СССР стал океанским и в 70-е годы активно строился, появились крупные корабли, большие противолодочные, ракетные крейсера, вёртолетоносцы, тяжелые авианесущие крейсера которые вышли в мировой океан и несли боевые службы в составе крупных соеденений-Оперативных эскадр, Морские рубежи СССР отдалились от прибрежной зоны и вышли за пределы внутренних морей. Образовавшийся вакуум в прибрежных водах надо было чем то заполнять. Наряду с береговами ракетно-артиллерийскими соеденениями требовалась маневренная ракетная морская составляющая, которую и предполагалось насытить ракетными катерами и малыми ракетными кораблями . Проект 1241 как нельзя лучше подходил для этих целей, мореходный, скоростной, с прекрасными Условиями обитаемости, с большой автономностью. Всего на базе проекта 1241 строилось 2 типа РКА и МПК для ВМФ и сторожевые корабли для Пограничных сил. Для ВМФ так же был построен эксперементальный катер пр.1241.7 с новым ЗРК «Кортик» и РЛС «Позитив» с большой дальностью обнаружения воздушных целей. Для поставок на экспорт так же строились катера проекта 1241РЭ. Вооруженные ПКР «Термит» и РЛС «Гарпун-Э».На катерах поставляемых в Индию устанавливались ПКР «Уран-Э» и РЛС «Позитив –Э» Катера строились в г.г. Ленинграде и Владивостоке, по лицензии в Индии и Вьетнаме. Для ВМФ СССР построено 9 РКА пр. 1241 и 38 РКА пр. 1241.1 Ракетный катер проекта 1241 ТТТ катера пр.1241 «Молния»: -водоизмещение стандартное 392 т полное 469 т -длина наибольшая 56.1 м -ширина наибольшая 10.2 м -осадка по ватерлинии 2.25 м -главная энергетическая установка двух вальная, 2 ГТУ «М-70» по 11000 л.с. 2 форсажные ГТУ «М-75» по 10000 л.с. - скорость полного хода 42 узла -дальность плавания 1600 миль при 14 узлах -экипаж 41 чел в т,ч, 5 оф -вооружение 2х2 КТ пкр «П-15м» «Термит» 1х4 ПЗРК «Стрела-3М», 1х1 76 мм «АК-176» 2х6 30 мм «АК-630» -средства РЭБ «ПК-16», «Вымпер-Р2» -РЛС «Монолит», «Дон», АРЛС «Вымпел» Ракетный катер проекта 1241.1 ТТД катера пр.1241.1 «Молния-М» -водоизмещение стандартное 436 т полное 493 т -длина наибольшая 56.1 м -ширина наибольшая 10.2 м -осадка по ватерлинии 2.5 м -главная энергетическая установка двух вальная, 2 ГТУ «М-70» по 12000 л.с 2 дизеля «М-510» по 4000 л.с -скорость полного хода 41 узел -дальность плавания 1600 миль при 14 узлах -экипаж 40 чел в т,ч, 5 оф -вооружение 2х2 КТ ПКР «Москит», 1х4 ПЗРК «Стрела-3М», 1х1 76 мм «АК-176» 2х2 30 мм -630» -средства РЭБ «ПК-16» «Вымпел-Р2» -РЛС «Монолит», «Вымпел» , «Дон» ТТД катера пр 1241.7: -водоизмещение стандартное 392 т полное 469 т -длина наибольшая 56.1 м -ширина наибольшая 10.2 м -главная энергетическая установка двух вальная с ГТУ «М-70» по 11000 л.с. 2 форсажные ГТУ «М-75» по 5000 л.с. -скорость полного хода 40 узлов -дальность плавания 1600 миль при 14 узлах -экипаж 44 чел в т,ч, 5 оф. -вооружение 2х2 КТ ПКР «П-15М» «Термит» 1х1 76 мм «АК-176», 1 ЗРАК «Кортик» -средства РЭБ «ПК-16» -РЛС «Монолит», «Позитив», «Дон» 1На Рыбинской судоверфи строятся для СРВ ракетные катера проекта 1241.8 оснащеные ракетным комплексом «Уран Э» Ракетный катер проекта 1241.8 ЦМКБ «Алмаз» продолжая программу катеростроения разработало принципиально новый проект ракетного катера 10411 «Светляк» Ракетный катер проекта 10411 предназначен для контроля соблюдения экономической зоны, охраны морской государственной границы, прибрежных коммуникаций, судов и искусственных сооружений. Ракетный катер проекта 10411 обладает: высокими скоростными и мореходными качествами, что дает возможность пребывания в море до 7-8 баллов и использования оружия при состоянии моря до 5 баллов на скорости до 22 узлов без ограничения курса; высокой маневренностью; современным навигационным оборудованием и средствами связи, обеспечивающими высокую точность обнаружения цели, координат и параметров её движения, а также радиолокационным комплексом целеуказания ракетному оружию (комплекс имеет высокую помехозащищенность и может осуществлять наблюдение одновременно за 15 целями и выдавать целеуказание по 6 целям); высокой экономичностью, благодаря выбранным оптимальным обводам корпуса и использованию автоматизированной дизельной установки. Ракетный катер проекта 10411 «Светляк» ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РКА проекта 10411 «Светляк» Водоизмещение полное, тонн…………………386 т 386,0 Длина наибольшая, м……………………………………………………………………49.5 м 49,5 Ширина наибольшая, м…………………………………………………………………9.2 м 9,2 Высота борта на миделе, м……………………………………………………………..4.6 м 4,6 Осадка габаритная при полном водоизмещении, м…………………………………..2.5 м 2,5 Скорость хода наибольшая, узлов……………………………………………………..32 32 Дальность плавания экономическим ходом 12-13 узлов при наибольшем запасе топлива, миль…2200 2200 ГЭУ: тип, количество, мощность, кВт……………………………………………3х3950 дизельная 3х3950 Автономность корабля по запасам провизии и пресной воды, суток…………….10 10 Экипаж, чел……………………………………………………………………………10 30 ВООРУЖЕНИЕ Ударное ракетное оружие Для поражения надводных целей установлен корабельный ракетный комплекс в составе: Радиолокационный комплекс наблюдения и целеуказания; Система управления ракетным оружием; 8 крылатых ракет Х-35 «Уран» в транспортно-пусковых контейнерах: дальность полета – до 130 км; высота полета маршевая – 10-15 м; скорость ракеты на марше – 570 м/сек. Артиллерийский комплекс Предназначен для борьбы с малоразмерными надводными целями и самообороны от низколетящих противокорабельных ракет на ближних рубежах. В его состав входят: Артустановка АК-176М (76мм) – 1 комплект боезапас – 152 патрона; дальность стрельбы: по морским и береговым целям – 15,7 км; по воздушным целям – 13 км. вес снаряда – 5,9 кг; макс. темп стрельбы – 120/130 выстр/мин. Артустановка АК-630М (30мм) – 1 комплект количество стволов – 6; боезапас – 2000 патронов; макс. темп стрельбы – 4000/5000 выст/мин; масса патрона – 0,83 кг. Зенитное ракетное оружие Переносной зенитный ракетный комплекс “Игла-1М” – 16 комплектов дальность стрельбы: минимальная – 0,5 км; максимальная – 5,0 км; высота полета поражаемых целей – 10-3500 м. В июне2006 г. на рыбинских стапелях открытого акционерного судостроительного общества "Вымпел" состоялась церемония закладки ракетно-артиллерийского катера нового поколения проекта 12300 "Скорпион" . Современные ракетные катера, вооруженные противокорабельными ракетами, обладают ударной мощью, соответствующей кораблям классов корвет и даже фрегат при относительно умеренной (в 2-4 раза дешевле) стоимости строительства и эксплуатации. Именно поэтому в составе флотов многих европейских государств и более чем сорока стран Азии, Африки и Латинской Америки ракетные катера и малые ракетные корабли составляют основу ударных сил, а в мирное время они несут патрульную службу. Катера проекта "Скорпион" предполагается строить в следующих модификациях: проект 12300 с комплексом "Яхонт" для экспорта, 12301 с комплексом "Оникс" для ВМФ РФ, проект 12302 с комплексом "Уран" для экспорта и модификация его для ВМФ РФ, проект 12301П - для Федеральной пограничной службы. При разработке проекта 12300 "Скорпион" учтены и использованы новейшие отечественные и зарубежные разработки в области технологии "Стелс", гидродинамики, энергетики и вооружений. Ракетно-артиллерийский катер, заложенный в Рыбинске, является катером четвертого поколения, разработанным на смену известным ракетным катерам и малым ракетным кораблям проектов 205, 1234, 1241 (кодовые обозначения по классификации НАТО - проекты "Оса", "Нанучка" и "Тарантул"). В "Скорпионе" будут использованы ракетный комплекс "Яхонт" ("Оникс" для проекта 12301), зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан", гидроакустическая станция "Анапа", артустановка АУ-190 с обводами башни по технологии "Стелс", новый газотурбинный агрегат мощностью 16 тыс. л.с., боевая информационно-управляющая система "Сигма". Этот набор оборудования и вооружения позволит ракетному катеру осуществлять дальнее обнаружение (в т.ч. загоризонтное) целей и обмен данными между катерами и кораблями в группе; использовать ракетное и артвооружение по береговым целям, повысить эффективность противовоздушной и противолодочной обороны, существенно увеличить дальность плавания. Наконец, дальность поражения целей крылатыми ракетами по сравнению с находящимися на вооружении существующими проектами катеров возросла вдвое. Общая прогнозируемая потребность в катерах этого проекта 48 единиц (в том числе для ВМФ РФ - 10, для ФПС РФ - 10, на экспорт - 28 катеров). В этой линейке катеров "Скорпион" является наиболее современным образцом военно-морского вооружения. Этот корабль четвертого поколения (по западной классификации относящийся к классу малый корвет) создан с использованием технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности. По мнению главного конструктора ЦМКБ "Алмаз" Юрия Арсеньева, развитие ракетных катеров велось по двум основным направлениям - усиление вооружения и улучшение мореходных качеств. На сегодняшний день "Скорпион" - вершина эволюции в этом типе кораблей. Он вооружен противокорабельной ракетой "Яхонт" вертикального старта. Ее основным достоинством является сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для средств ПВО противника. "Яхонт" имеет дальность стрельбы 300 км, массу боевой части - 200 кг. Что касается корпуса, то он у "Скорпиона", по словам Юрия Арсеньева, очень экономичный. Если дальность плавания ракетного катера предыдущего поколения "Молния", имеющего на борту запас топлива 104 тонны, составляет 2200 миль, то "Скорпион" с 64 тоннами топлива имеет запас хода 2500 миль при движении с экономической скоростью 12 узлов. Кроме того, корпусу катера придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащен кормовыми интерцепторами, которые являются успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз. Катер имеет комбинированную силовую установку, состоящую из двух дизельных двигателей для маршевых режимов плавания и газовой турбины ГТУ-12, предназначенную для выхода на скорость перехвата. ГТУ-12 приводит в движение вентилируемый водомет, разработанный в ЦМКБ "Алмаз". Он состоит из обечайки, в которой на больших оборотах работает полупогруженный винт. Артиллерийское вооружение "Скорпиона" состоит из установки калибра 100 мм А-190-5П-10. Для воздушной обороны на ближнем рубеже, то есть на дальности 5-6 километров, служит зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан-1". Корабль оснащен активной трехкоординатной РЛС общего обнаружения надводных и воздушных целей "Позитив-МЭ1". Она может обнаруживать на дальности до 150 км и сопровождать одновременно до 50 целей, обеспечивает их классификацию и выдачу целеуказания сопряженным системам управления огнем. Управление ракетной стрельбой осуществляется РЛС "Гарпун-Б" 3Ц-25Э. Активный канал этой станции использует сложный модулированный сигнал, который имеет способность, работая в приводном слое, огибать поверхность земли. Тем самым дальность обнаружения в зависимости от условий радионаблюдаемости составляет до 250 км, а в ходе испытаний в Индийском океане, как рассказал Юрий Арсеньев, была получена дальность 400 км. Таким образом, "Скорпион" имеет возможность загоризонтного целеуказания прямо на борту, без привлечения каких-то внешних систем.
Ну и соответственно фото катеров ТД200бис 123 Комсамолец проект 183 пр 206 пр 206 ПЭ пр 206М
Изменено: katernik - 14.11.2009 11:10:13
И МРК куда ж без них Всередине 60-х годов в ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора И.П. Пегова началось проектирование нового подкласса ракетных катеров проекта 1234 «Овод», которые в ходе проектировании переросли в подкласс –малых ракетных кораблей МРК. В ВМФ СССР появились мощные ударные МРК сочетавшие в себе огромную ударную мощь при малом водоизмещении, стоимогсти строительства и высокой боевой эффективности способной уничтожать крупные корабли противника вплоть до авианосцев и наносит разгромные удары по отрядам боевых кораблей, конвоям, ДЕСО. Появились корабли способные действовать не только в прибрежной зоне внутренних морей СССР но и на просторах мирового океана. Появление этих кораблей существенно подняло престиж ВМФ СССР на мировом уровне и поставило трудно разрешимую задачу перед ВМС НАТО в разработке тактики борьбы с ними и защите своих крупных боевых кораблей в том числе и авианосцев. При несении боевой службы МРКА в Средизенмном и Южно-Китайском морях , действия Камчатских МРК на безбрежных просторах Тихого океана доказало высокую боевую эффективность по возможности уничтожения кораблей противника что и былопризнано НАТОвским командованием За более чем 30-летнию службу МРК не утратили свою тактическую ценность в составе Флота России, обладая высокими ударными возможностями и продолжающими остоваться на современном уровне средствами обнаружения и целеуказания имея возможность нанесения ядерного удара они занимают свою нишу в боевых возможностх современного флота. В истории проектирования МРК проекта 1234, 1234.1 своё место занимают опытовые корабли МРК проекта 1240 «Ураган» на автоматических управляемых глубокопогруженных подводных крыльях проектирование велось в1965 г на ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора В.М. Бурлакова находился в составе флота на опытной эксплуатации с 1977 по 1990 г.г. В 1980 г. на Горьковском ПКБ под руководством главного конструктора В.В.Соколова проектируется экраноплан-ракетоносец проета «903» «Лунь» с принципом движения на экраном эффекте находился в составе ВМФ с 1986 по 1992 г.г В этом же году на Ленинградском ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора Л.В.Ельского проектируется МРК на воздушной подушке скегового типа РКВП пректа 1239 «Сивуч». В 1987 году вступил в строй МРК «Накат» модифицированный по проекту 1234.7 с новым типом ПКР «Оникс» Можно делать вывод, что руководство ВМФ СССР, Министерство обороны, Правительство СССР правильно оценивали развитие малого флота в частности ракетного понимало его место и ценность в обороноспособности Страны и предпринимало усилия по строительству малых кораблей с различными с принципами поддержания , водоизмещающие, гидродинамические, на воздушной подушке, на экраном эффекте , что позволяло более эффективно применять боевые силы Флота в различных условиях обстановки Не остались без внимания МРК и у ряда руководства дружественных зарубежных государств . Проект 1234 модифицировался в зависимости от пожеланий этих стран, но без ПРК «Малахит» способной нести ядерную боеголовку и РЛК «Монолит» в силу применения в нём секретных боевых технологий.МРК на экспорт строились по проектам 1234 Э и 1234 ЭМ. Малый ракетный корабль проекта 1234 ТТД МРК проекта 1234 «Овод» - водоизмещение стандартное 610 т полное 700 т -длина наибольшая 59.3 м -ширина наибольшая 11.8 м -осадка по ватерлинии 3.02 м - главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-507А» по 10000 л.с. - скорость полного хода 36 узлов -дальность плавания 4000 миль при 12 узлах 900 миль при 30 узлах -экипаж 60 чел в т,ч, 9 оф. -вооружение 2х3 КТ ПКР «П-120» «Малахит», 1х2 ПУ ЗРК «Оса» 20 ЗУР, 1х2 57 мм АУ «АК-725» - средства РЭБ «ПК-16» -РЛС РКС «Титанит» АРЛС «МР-103» «Барс» Малый ракетный корабль проекта 1234Э ТТД МРК проекта 1234.1 «Овод-1» -водоизмещение стандартное 640 т полное 730 т - длина наибольшая 59.3 м -ширина наибольшая 11.8 м -осадка по ватерлинии 3.08 м -главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-507А» по 10000 л.с. -скорость полного хода 35 узлов -дальность плавания 3500 миль при 12 узлах 415 при 34 узлах -экипаж 65 чел в т,ч, 10 оф. - вооружение 2х3 КТ ПКР «П-120» «Малахит», 1х2 ПУ ЗРК «Оса-М» 20 ЗУР, 1х1 76 мм АУ «АК-176» 1х6 30 мм АУ «АК-630» -средства РЭБ «ПК-10» «Смелый», «Вымпел-Р2» - РЛС РЛК «Монолит», АРЛС «МР-123» «Вымпел» Малый ракетный корабль проекта 1234.1 Малый ракетный корабль проекта 1234.7 «Накат» ТТД МРК проекта 1234.7 Кораблестроительные элементы и вооружение МРК пр.1234.7 «Накат» выполнены по пр.1234.1 лавной особенностью являлось ударное оружие представленное новым поколением ПКР «Оникс» разработанной в конце 70-х годов НПО Машиностроения главным конструкторо Г. Ефремовым. ПКР «Оникс» размещались на МРК в транспортно-пусковых контейнерах (ТПУ) СМ-324 в двух побортных универсальных пусковых установках (УПУ) СМ-326 по 6 ПКР в каждой . Особенностью ПКР нового поколения полная автономность по принципу «выстрелил-забыл» высокая сверхзвуковая скорость, низкая и комбинированная высота полёта от 5 до 300 метров и соответственно дальность стрельбы от 120 до 300 км. Противокорабельная ракета «Оникс» Малый ракетный корабль проекта 1240 «МРК-5» ТТД МРК проекта 1240 «Ураган» -водоизмещение стандартное 342 т полное 432 т -длина по корпусу 43 м -длина с поднятым КУ 56.5 м -ширина по мидель-шпангоуту 10.2 м -ширина с поднятым КУ 23.5 м -осадка по ватерлинии 2.34 м -осадка по КУ 8.0 м -главная энергетическая установка двух вальная на 4 винта тандемного типа с ГТЗА «М-10» по 18000 л,с. Двигатели малого хода «ДРА-211» с дизелем «М-848» по 1100 л.с на два водомётных движетеля «ГД-1240» -скорость полного хода на КУ 61.3 узла -скорость под водомётами 11.7 узла -дальность плавания экономическим ходом 45 узлов 1250 миль -дальность плавания полным ходом 60 узлов 700 миль - экипаж 34 чел в т,ч, 7 оф. -вооружение 2х2 КТ ПКР «П-120» «Малахит» 1х2 ПУ ЗРК«Оса-М» с 20 ЗУР 1х6 30 мм АУ «АК-630» -РЛС РКС «Дубрава-1240» АРЛС «МР-123» «Вымпел -2А» НРЛС «Лоция» Малый ракетный корабль проекта «903» «Лунь» ТТД ракетоносца-экраноплана проекта «903» «Лунь» - водоизмещение 400 т -полётный вес 380 т -полезная нагрузка 137 т -длина наибольшая 73.8 м -ширина наибольшая 44 м -осадка на плаву 2.5 м -главная энергетическая установка восемь реактивных двигателей «НК-87» с тягой по 13000 кг -максимальная скорость 500 км/час -высота полёта на экране 1-5 м -макимальная высота полёта при 750 км/час 7500 м -дальность полёта 3000 км - экипаж 10чел -вооружение 2х6 КТ ПКР «3-М80» «Москит» 2х1 АУ 23 мм ПИ-23 -РЛС РЛК «Получас» НРЛС «Дон-2» -Комплекс радиосвязи «Редан-2» - Средства РЭБ «Хиппер» Ракетный корабль на воздушной подушки проекта 1239 ТТД РКВП проекта 1239 «Сивуч» -водоизмещение стандартное 850 т полное 1050 т -длина наибольшая 63.9 м -ширина набольшая 17.2 м -осадка по ватерлинии 3.3 м - главная энергетическая установка двух вальная с ГТЗА «М-10-1» по 20000 л.с. два дизеля малого хода «М-511А» по 10000 л.с. два дизеля поддува воздуха в подушку «М-504» по 3300 л.с. -скорость полного хода 50 узлов -дальность плавания 2500 миль при 12 узлах -экипаж 68 чел в т,ч, 9 оф. -вооружение 2х4 КТ ПКР «Москит», 1х2 ПУ ЗРК «Оса-МА» с 20 ЗУР, 1х1 76 мм АУ «АК-176», 2х6 30 мм АУ «АК-630» -средства РЭБ «ПК-16», «Вымпел-р2» -РЛС РЛК «Монолит» «Позитив» -Навигационый комплекс «Экран» - Комплекс радиосвязи «Буран-7» Малый ракетный корабль проекта 1234Э ТТД МРК проекта 1234 Э «Овод-Э» -водоизмещение стандартное 560 т полное 675 т -длина наибольшая 59.3 м -ширина наибольшая 11.8 м -осадка по ватерлинии 2.6 м -главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-507» по 8 600 л.с. -скорость полного хода 34 узла -дальность плавания 2500 при 12 узлах -экипаж 49 чел Вт,ч, 7 оф. -вооружение 2х2 КТ ПКР «П-15М» «Термит», 1х2 ПУ ЗРК «Оса-М» с 20 ЗУР, 1х2 57 мм АУ «АК-725» -средства РЭБ «ПК-16» -РЛС «Рангоут» АРЛС «МР-103» Барс» ТТД МРК проекта 1234ЭМ «Овод-ЭМ» Кораблестроительные элементы и энергетическая установка остались как и у проекта 1234Э одноко по просьбе Алжирских заказчиков было установлено более современное вооружение в частности: - установлен ракетный комплекс «Уран-Э» с 16 ПКР 8 побортно, - установлена дополнительно АУ «АК-630», - установлена новая РЛС «Гарпун-Э», РЛС общего обнаружения «Позитив-МЭ-1», АРЛС «Ласка» , оптико-электроную СУА «Ракурс», радионавигационную систему «Горизонт-25»
А кто-нибудь знает про ракетный катер "ТАМБОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ" 1960-Х годов, на нем первым командиром был мой отец ?
Изменено: Hely4 - 08.10.2012 11:12:39
Страницы: Пред. 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


Главное за неделю