Картина Л. Ф. Лагорио «Потопление катерами парохода „Великий князь Константин“ турецкого парохода „Интибах“ на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 г.»
Конечно, это не про подводные лодки, но значительно повлияла на историю торпедного вооружения.
Вот общая инфа:
В конце 1877 года в Севастополе под руководством капитан-лейтенанта С.О. Макарова были испытаны первые самодвижущиеся мины Уайтхеда (торпеды), полученные благодаря активному содействию заведующего минной частью на флоте контр-адмирала К.П. Пилкина. В качестве торпедных аппаратов использовались деревянные трубчатые футляры, подвешенные под днище парового катера и обеспечивавшие пуск торпеды с дистанции до 100 м.
В ночь на 16 декабря катера “Чесма” и “Сухум-Кале” были спущены на воду с парохода “Великий князь Константин” в 6 милях от Батума, на рейде которого стояли корабли турецкой эскадры. У “Чесмы” мина находилась в футляре под днищем, а “Сухум-Кале” вез ее на плотике, так как на катере мина не умещалась
Однако турки по агентурным данным узнали о готовившемся нападении, соблюдали ночью тщательную маскировку и выставили сильное охранение. И все же русским катерам удалось незаметно приблизиться к броненосцу “Махмудие” и атаковать его. Выпущенная с “Чесмы” мина ударилась в якорную цепь турецкого корабля, надломилась и взорвалась, не причинив ему вреда, а мина с “Сухум-Кале” просто выскочила на берег. Первая в истории России торпедная атака была неудачной. (Первое в истории флотов использование торпедного оружия произошло за год до этого - английское судно “Шах” атаковало перуанский монитор “Гаускар”, но мина прошла мимо). Неудача не смутила русских моряков, и Макаров стал готовить свои катера к новым рейдам.
Спустя месяц, в ночь на 14 января 1878 года катера “Чесма” под командованием лейтенанта И.М. Зацаренного и “Сухум-Кале” под командованием лейтенанта О.И. Щешинского второй раз появились на Батумском рейде. Взошедшая луна осветила семь судов и несший охранение военный пароход “Интибах” водоизмещением 160 т. С 50 м катера выпустили по нему две торпеды. Обе попали в цель, но взорвалась только одна. Мощный взрыв переломил “Интибах”, пароход лег на правый борт и в течение двух минут пошел ко дну с большей частью экипажа. Это было первое в истории результативное применение торпедного оружия, но оно было и последней операцией на Черном море в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
А тут можно посмотреть интересные выкладки и цитаты из газет:http://www.proza.ru/2006/01/12-91
К примеру, в газете "Кронтштадский вестник" за 1878 год есть отличное свидетельство корреспондента газеты The Times:
"Сторожевые катера, которые составляют защитительный пояс (protecting cor-don) были расположены в расстоянии 200 или 300 ярдов (100 или 150 сажень) от судов эскадры. Ночь была темная и пасмурная, так что русское судно или суда могли занять свое место прежде чем что-либо выдало их присутствие сторожевым шлюпкам. Первое, что увидели с наших катеров было огненный морской змий, который пронесся с неверо-ятной быстротой по верхушкам волн. Тотчас-же со всех катеров и с судов эскадры от-крыли огонь по тому направлению откуда был пущен огненный змий, оказавшийся под-водной миной или подводной ракетой. Тем не менее неприятель продолжал свое дело, пользуясь темнотой, которая усилилась еще более вследствие начавшейся пальбы и пус-тил еще несколько таких мин (у страха глаза велики, мины были пущены всего две). Наконец наш огонь показался ему через-чур сильным и он удалился, при-чем два или три турецких парохода последовали за ним, но он успел укрыться. Положе-ние турецкой эскадры было затруднительно и Гобарт-паша не решился выслать погоню в море из опасения, что высланное судно будет пущено ко дну. Одно, что оставалось сделать было направить сильный огонь в сторону удалявшегося неприятеля в темноте, на удачу, что и было исполнено с полным успехом. Многие офицеры и матросы уверяли будто бы они видели черные точки, двигавшиеся по тому направлению, по которому они стреляли, но это вряд-ли справедливо и я полагаю, что самое лучшее, что можно сделать в будущем, это увеличить район охранительного пояса (cordon) катеров, вы-ставленных впереди эскадры. Теперь обратимся к тому действию, какое было произве-дено неприятельскими торпедами. Я стоял на палубе флагманского судна, когда с шипе-нием, мимо нас пронеслось одно из этих отвратительных чудовищ. Оно шло, как каза-лось, почти по поверхности воды, со скоростью около 12-ти миль, издавая глухой шум и оставляя за собой яркий фосфорический след. Пройдя за нашей кормой, чудовище уда-рилось о цепь, на которой мы стояли, ошвартовавшись к берегу, не разорвалось, и оста-новилось у деревянной обшивки пристани, где и было найдено на другое утро. Три или 4 таких торпедо прошли по среди судов нашей эскадры и на другое утро две из них были найдены у берега.При расматривании тех мин, которые достались в руки турок, они оказались очень сильным, неуклюжим и сложным оружием, с крайне хитрым механизмом и многими отделениями внутри. Они были заря-жены 35 фунтами хлопчато-бумажного пороху (пироксилин). Длина их равнялась 7 футам 2 дюймам. Пускать такие мины, или водяные ракеты, с рас-стояния 800 или 1000 ярдов, составляет бесспорно болшой успех минного дела, тем не менее о действительности этих ракет нельзя судить потому, что не одна из них не была взорвана. Как кажется, эти мины могут двигаться только по поверхности воды (*) и потому действие их на броненосцы не может быть опасно. Не смотря на все это нельзя не отдать справедливости смелости русских моряков, которые произвели эту
(*) Мины Уайтхеда всплывают после того как как прекратится их движение; этого, как видно, не знает корреспондент “Times’a”. Прим. ред. “Крон. Вест”.
замечательную атаку, столь интересную для всего морского мира".
Впоследствии, считается, именно эта торпедная атака показала, что использование торпед в принципе возможно.
Hromopek пишет:
Впоследствии, считается, именно эта торпедная атака показала, что использование торпед в принципе возможно.
Любопытно, хотя из этого источника следует, что торпеда была изобретена И. Ф. Александровским на год раньше, чем англичаниным.
Первые испытания торпеды Александрвского состоялись уже в 1874г., которые уже тогда (сами испытания) показали, что использование торпед в принципе возможно.
Не менее интересны исследования инженера Джевецкого - в частности, примененная на русских подводных лодках (вплоть до "Барсов") конструкция так называемого решетчатого торпедного аппарата.
С уважением.
"Интибах" - это первая УСПЕШНАЯ торпедная атака.
А вообще первое применение торпеды в боевой обстановке случилось чуть более полугодом раньше: 29 мая 1877 года британский фрегат "Шах" произвёл торпедную атаку по перуанскому броненосцу "Уаскар". И не попал.