В октябрьском номере журнала "Вокруг Света" опубликована статья Алексея Киличенкова "Наши корабли были лучше". Автор статьи утверждает, что согласно результатам исследований американских экспертов, советские военные суда, втом числе крейсера, эсминцы, фрегаты, корветы УРО, БПК, зачастую уступая американским по своим размерениям, намного превосходили их по своей "насыщенности вооружениями", т.е. проще говоря, насли на себе больше пушек, ракет. Это обстоятельство автор, без особых, на мой взгляд, оснований, считает серьезным преимуществом советских ВМС перед натовскими.
Однако в статье Киличенкова имеются странные противоречия. Так, в одном месте сам же автор признается, что подобная "напичканность" наших кораблей оружием, во-первых, была в ущерб комфортабельности размещения экипажа, во-вторых, серьезно, ограничивала размер боезапаса ко всем видам оружия: АУ, ПУ ПКР и ЗУР.
У меня в связи с этим вопрос к специалистам, служившим на кораблях, а не является вот такое вот "преимущество" просто лишним доказательством того, что все советские корабли рассчитаны были на скоротечную войну, возможно - ядерную, и их "вооруженные до зубов" экипажи просто отправлялись "на убой", т.е. в случае войны были заранее обречены?
Второе противоречие выдает "заказной" характер статьи. Видно, "наверху" давно уже обратили на проявление внимания в нашем обществе к проблемам флота, в частности, к хроническому его недофинансированию. Поэтому автор статьи "получил задание" любой ценой доказать "определяющее превосходство" любых отечественных военно-морских вооружений над натовскими. Так, рассказывая о спущенном недавно на воду в Питере новом корвете УРО пр. 20380 "Стерегущий", Киличенков выдает такую фразу:
"Впервые в мировом судостроении на корабле ЧЕТВЕРТОГО ранга удалось разместить столь мощное вооружение".
Однако даже школьник-судомоделист знает, что корвет - военный корабль не "четвертого", в третьего ранга! Зачем же так открыто и беззастенчиво врать? Как говорится, "на воре шапка горит". Автор заврался настолько, что сам не заметил, какую гонит чушь. Вероятно, за это вранье он получил немало от тех, кто является лично ответственным за систематический развал и недофинансование российских ВМС, выражающийся в крайне медленном и ограниченном строительстве для него новых кораблей.
Прошу всех специалистов и моряков на этом форуме обратить внимание на эту статью и поделиться своими мнениями по поводу "научных открытий" ее бессовестного автора:
http://www.vokrugsveta.ru/print/telegraph/technics/460/
Чтобы меня правильно поняли, скажу еще вот что. Да, в чем-то наши корабли были тогда действительно лучше американских. Лучше своими экипажами. Которые состояли сплошь из тружеников и патриотов своей Родины, верных присяге. В этом - главное их преимущество.
Конешно, кораблевошденье - ошень важное дело, но пушки остаются пушки ("Одиссея капитана Блада")
Как-то это слишком умозрительно. Тем более, что если нет, то скоро уж не будет ни тех ни других. Лучше ЭМ катапульту на авианосце обсудить. Благо пища на то появилась.
Между прочим название Hobart традиционное у RAN и присутсвует в каждой серии основных боевые единиц. , так что-то неплохо уточнить какой именно Hobart.
Цитата
Игорь пишет:
Как-то это слишком умозрительно.
Совершенно нет. Чем больше информации о последних проектах советских корабельщиков я получаю, тем больше убеждаюсь, что весь этот национальный подход с специализацией в позднем этапе расценивался как мера временная и вынужденная, последние проектируемые единицы классов эсминец-БПК и ракетный крейсер все больше и больше двигались в сторону многоцелевого назначения. Со своей конечно спецификой, но многоцелевого.
Алексей Мисяць пишет:
все больше и больше двигались в сторону многоцелевого назначения
А я это понял так, что пока доктрина была более менее оборонительной, важнее были действия эскадрой от своего побережья, поэтому корабли не были многоцелевыми. Но вроде как к концу 70-ых в СССР стали склоняться к доктрине "присутствия", а для неё вроде бы выгоднее универсальные.
Щас вроде как ясно, что доктрина присутствия для РФ и не осуществима по целому ряду причин, и экономически невыгодна в принципе. Т.е. получается как бы, что сейчас снова нужны эскадры из профильных... Но опять же, это действительно для многочисленного флота, а флот как бы сильно сокращается, т.е. в данном случае и для оборонительной доктрины наверное требуются многоцелевые.
Т.е. теперь как бы многоцелевой СКР с ПКР и ПЛРК не меньше 3500т и это без вертолёта! А аналог Арли с Москитами, Раструбом и Ураганом с двумя вертолётами вообще под 10000т будет. Учитывая комплексы по слишком "большим ракетам в несезон и строго вертикальным однинаковым трубам для всех ракет, запрет на стрельбу из пушки по воробьям при одновременном слежении за 1000 целей" и т.д., создание эффективных кораблей наталкивается на серьёзные психологические проблемы. Хотя если вот так показать всем корабль под 8000 рядом вместе с кораблём под 10000 никто толком не заметит разницы в размерах.
Уточняю
Очевидно, что к этому времени уже можно было себе позволить иметь многоцелевое решение Думаю, что изначально, в условиях опасного отставания узконаправленной спецификой хотели уколоть побольнее в чувствительное место.
Игорь пишет:
изначально, в условиях опасного отставания узконаправленной спецификой хотели уколоть побольнее в чувствительное место
Какого отставания, в чём? C какой начальной точки? По ряду систем во 60 ых на мой личный взгляд ВМФ СССР опережал US Navy. Это во многом проблема концептуального выбора, замешаного на идеологической подоплёке, а не технологического отставания. Наша проблема в том, что у нас всё время основная концепция не та , то боже царя храни, то построение мирового коммунизма, то мертвые американские президенты в обмен на газ-нефть. Вместо иноваций и НТР.
Отставания в военно-морской составляющей. С начала холодной войны. Если бы не необходимость обеспечить паритет на море, в первую очередь стратегический, всё могло бы сложиться иначе. В этом смысле вполне логично развитие потенциала там, где добивались определенных успехов и там, где ожидали быстрой отдачи.
Это всё правильно, только не о том, как сложился "национальный подход", а следствие почему мы строили именно такие корабли, со всеми положительными и отрицательными качествами. Важно, что у наших противников по холодной войне был колоссальный опыт широкомастабных операций соединений флота в ВМВ в Мировом океане. Аналогичный опыт наш ВМФ только приобретал. Да и идеологические догмы над янки не давлели.