Хочу Вам изложить свои некоторые мысли. Здесь очень часто звучат * на власть, дескать флот развалили, ироды, а «родная» советская власть никогда бы не допустила и пр. Очень часто мы говорим и о конкретных кораблях бесславно погибших на разборках, сгнивших на чужбине.
Никак не смея спорить с первым тезисом, хочу обсудить второй. Точнее даже не обсудить, а просто представить немного фактов. И вспомнить ТЕ корабли, ставшие жертвой смуты.
Русский Императорский флот к 1917 году насчитывал : 7 линкоров-дредноутов, 9 линкоров-додредноутов, 5 броненосных крейсеров, 9 бронепалубных крейсеров, 52 эсминца, 67 миноносцев, 49 подлодок. Стоит указать, что в период с 14 по 17 год было построено 8 линкоров, 1 броненосный крейсер, 2 бронепалубных крейсера, 32 эсминца, 34 подлодки.
Думаю рассказывать о том, что случилось в 1917 году и последствия этих событий никому не нужно.
А вот как эти события отразились на конкретных кораблях (буду рассматривать только корабли основных классов, что наиболее показательно).
Балтийский флот :
Линейные крейсера типа «Измаил» — 0 + 4 ед.
На момент проектирования и закладки считались самыми мощными артиллерийскими кораблями в мире, но так и не были достроены. После спуска на воду корпуса кораблей простояли в порту до 1922 г. Затем «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» исключили из списков флота и продали на металлолом в Германию. «Измаил» предполагалось достроить по нескольким проектам, в том числе и как авианосец, но в конце 30-х гг. его также сдали на слом.
Линкоры типа «Андрей Первозванный» — 2 ед. (1 погиб, от торпед анг. миноноски)
В 1925 г. из списков флота исключили линкор «Император Павел I», переименованный в «Республику». Разобран на металл в середине 20-х гг.
Линкор «Цесаревич» — 1 ед.
В марте 1917 г. переименован в «Гражданин». В годы Гражданской войны его разоружили и в 1925 г. сдали на слом.
Броненосный крейсер «Рюрик» — 1 ед.
В годы Гражданской войны был частично разоружен. В 1924 г. выведен из состава флота и сдан на слом.
Броненосные крейсера типа «Баян» — 3 ед.
1 погиб торпедированный германской подлодкой. После окончания Гражданской войны оба оставшихся крейсера вывели из состава флота и в 1926 г. разобрали на металл.
Броненосный крейсер «Громобой» — 1 ед.
Был разоружен в 1919 г. и в 1922 г. сдан на слом.
Броненосный крейсер «Россия» — 1 ед.
После окончания Гражданской войны крейсер разоружили и в 1922 г. сдали на слом.
Легкие крейсера типа «Светлана» — 0+4 ед. (1 «Светлана» достроен)
Первые турбинные крейсера русского флота. «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Грейг» достроены в 20-е гг. как танкеры, а корпус «Адмирала Бутакова» простоял на приколе до начала 50-х гг., после чего был разобран на металл.
Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» — 2 ед. («Олег» торпедирован англ. Катером)
«Богатырь» во время Гражданской войны разоружили и в 1922 г. сдали на слом.
Бронепалубные крейсера типа «Диана» — 2 ед.
Судьба «Авроры» известна всем. «Диана» в 1918 г. была разоружена и в 1922 г. сдана на слом.
На эсминцах и миноносцах останавливаться не буду. Общие цифры (без учета недостроенных) : из 88 кораблей, находившихся в боеготовном состоянии, 60 было сдано на слом.
Черноморский флот :
Линкор «Император Николай I» — 0 + 1 ед.
Простоявший в недостроенном состоянии в 1927 г. был разобран на металл.
Линкоры типа «Евстафий» — 2 ед.
Англичане при эвакуации из Севастополя взорвали механизмы и вывели из строя артиллерию. Больше в строй не вводились и в 20-е гг. были разобраны на металл.
Линкор «Пантелеймон» — 1 ед.
Англичане при эвакуации из Севастополя взорвали механизмы и вывели из строя артиллерию. В 1923 г. разобран на металл.
Линкор «Три Святителя» — 1 ед.
Англичане при эвакуации из Севастополя взорвали механизмы и вывели из строя артиллерию. В 1923 г. разобран на металл.
?Эсминцы и миноносцы (без учета недостроенных). Сложная ситуация, т.к. очень много кораблей было уведено белогвардейцами. Конкретно большевиками было сдано на слом 9 эсминцев.
Сибирская флотилия :
Бронепалубный крейсер «Аскольд» — 1 ед.
В 1918 г. его захватили англичане. В 1922 г. возвращен РСФСР, но ввиду плохого технического состояния был сдан на слом.
Все 20 эсминцев были сданы на слом.
Флотилия Северного Ледовитого Океана :
Линкор «Чесма» — 1 ед.
В 1921 г. законсервирован и сдан в Архангельский порт на хранение, в 1924 г. разобран на металл.
Вот такая вот история…
Мы привыкли говорить большом и могучем Советском флоте, забывая, что таковым он стал только много позже ВМВ. А до этого флот еще 20 лет стоял в разрухе после захвата власти большевиками.
Я отнюдь не призываю дать сегодняшней власти еще 10 лет, мол, еще построят. А к тому, что события подобного масштаба видимо просто не могут не сказаться, что надо быть объективней и не упиваться ностальгией...В наше время мне это кажется вредным.
Викентий Твердохлебов:
А до этого флот еще 20 лет стоял в разрухе после захвата власти большевиками.
Цитата
Викентий Твердохлебов:
Так я и сравниваю именно отношение и потенцию
Цитата
Викентий Твердохлебов:
Кстати, Вы обещали поделиться информацией по ВМФ СССР в довоенный период.
Извольте.
Досталось от царской России в наследство в 1917 году:
БФ — 4 линкора, 9 крейсеров, 62 миноносца, 26 подводных лодок, 23 минных и сетевых заградителя, 110 сторожевых кораблей и катеров, 89 тральщиков
ЧФ — 7 линейных кораблей, 2 крейсера, 20 эскадренных миноносцев и 4 миноносца, 11 подводных лодок.
По ТОФу и СФ у меня данных нет. Хотя во время интервенции были потеряны Сибирская, Амурская флотилии и флотилия Северного Ледовитого океана. Всего интервенты захватили или качественно искалечили свыше 800 российских кораблей и судов различных классов.
30 вымпелов угнано в Бизерту (Тунис), в т.ч. линкор «Георгий Победоносец»
В годы революции и гражданской войны Россия потеряла 21 подводную лодку.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Советский подводный флот начинался с 10 лодок на БФ и 1 на ЧФ.
В феврале 1918г. началась операция по переводу Балтийского флота в Кронштадт ("Ледовый поход"). Из 350 кораблей и судов, находившихся в Ревеле, Гельсингфорсе и Котке, в Кронштадт прибыло 236.
К восстановлению флота приступили практически сразу после Гражданской войны.В 1923 году !!! был создан ЭПРОН. За время своей деятельности ЭПРОН поднял 450 кораблей и судов, многие из которых были введены в строй.
Что касается строительства новых судов, то здесь мнения правителей разделились. В результате победили сторонники прибрежного «москитного» флота и стратегии «малой войны», так как средств на строительство мощных кораблей не хватало. В результате в основу первой советской программы строительства ВМФ легла оборонительная военно-морская доктрина, по которой предусматривалось создание легких сил прибрежного действия.
Обстановка в которой всё это происходило на мой взгляд это происходило известна любому - только закончились 2 войны и интервенция. В стране натуральный голод и разруха. Практически все судостроительные верфи и заводы были разрушены, большая часть офицеров, высококвалифицированных инженеров-конструкторов, мастеров и рабочих погибли от голода и болезней, на фронтах Гражданской войны. Также обстояло дело и с заводами, ранее поставлявшими разнообразное оборудование для судов — котлы, механизмы, трубопроводы, рулевые машины, чугунное и стальное литье и т. д. Элементарно отсутствовали топливо и сырье.
В 30-х гг. увеличение производства цветных металлов, добычи угля и нефти дало возможность построить большие надводные корабли и океанские подводные лодки. Первым таким кораблем стал крейсер «Киров».
За предвоенные годы флот пополнился тремя крейсерами типа «Киров», тремя лидерами эскадренных миноносцев типа «Ленинград», тремя лидерами типа «Минск» и лидером «Ташкент». В строй также вступила 21 единица эскадренных миноносцев типа «Гневный» и 11 типа «Сторожевой».
В предвоенные годы (1936-1940) были спроектированы и заложены свои линкоры типа "Советский Союз". Тут у меня нет подробностей (хотя при желании можно найти, или может кто-то поделится).
Итак, за срок чуть больше 17 лет (пусть будет по-Вашему 20 лет) что имеем?
По моим данным, перед началом ВОВ флот СССР имел следующий боевой состав:
Линкоры - 3
Крейсеры - 7
Подводные лодки - 215
Лидеров эсминцев и эсминцев - 51
СКР - 24
Минзаги и тральщики - 74
Торпедные катера - 290
Корабли и катера ПЛО - 60
Самолеты МА - 1430
Вновь образованные ВВМУЗ и "учебки" можно легко просчитать по датам образования этих училищ, не буду даже об этом говорить, но это система подготовки кадров и она тоже говорит о многом.
Вывод. На мой взгляд блестящих успехов нет. Но! Потенция налицо. А Ваша фраза "..флот еще 20 лет стоял в разрухе после захвата власти большевиками.." не звучит, на мой взгляд.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Теперь вернемся к "нашим демократическим баранам".
К 1990 году ВМФ СССР в количественном отношении характеризовался
- боевые корабли всех типов, классов и рангов - около 1600 единиц,
- подводных лодок более 300, в том числе около 150 атомных;
- из 1300 надводных кораблей - более 250 основных классов, то есть дальней морской и океанской зоны, из них 5 ТАВКРв, 37 РКР и КР, 60 БПК и ЭМ, более 150 СКР и МПК;
- личного состава около 450 тысяч человек.
- 11 военно-морских училищ (одно политическое)
Флот масштабно действовал в различных районах Мирового океана. Осуществлялось постоянное патрулирование в районах боевого предназначения РПКСН, МцПЛА в оперативно важных районах Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов.
На Средиземном море, в Индийском океане, в Южно-Китайском море несли боевую службу (постоянное военно-морское присутствие) надводные корабли и подводные лодки постоянных оперативных соединений - соответственно 5-й эскадры, 8-й и 17-ой эскадр ВМФ.
Маневренное базирование кораблей 5-й эскадры ВМФ обеспечивалось в портах и на якорных стоянках в территориальных водах Египта, Сирии, Ливии, Туниса, Марокко и в "точках" якорных стоянок в нейтральных водах.
Для маневренного базирования кораблей 8-й эскадры ВМФ использовались ПМТО на острове Дахлак в Красном море, порту Аден (республики Южный Йемен) и в "точках" якорных стоянок в нейтральных водах.
Для маневренного базирования кораблей 17-й эскадры ВМФ использовались ПМТО в бухте Камрань (Вьетнам) и в "точках" якорных стоянок в нейтральных водах.
Таким образом, Советский ВМФ к концу 80-х годов по своему количественному составу и боевому могуществу был вторым в мире после ВМС США (а по некоторым показателям, и первым) и настоящим Океанским ракетно-ядерным флотом.
----------------------------------------------------------------------------------
С началом "реформ", без 2-х войн и интервенции (хотя как посмотреть на действия демократического воронья).
В декабре 1992 года практически свертывается боевая служба ВМФ. 5-я, 8-я и 17-я эскадры ВМФ расформировываются. Начался первый этап списания кораблей из-за не выделения денег для их ремонта и содержания, хотя часть кораблей далеко еще не выслужила установленные сроки.
Численность личного состава ВМФ по директивам была сокращена почти на 45%. "Перестройщиками" и "реформаторами" Вооруженных Сил, не без помощи руководства ВМФ, корабельный состав ВМФ был сокращен по сравнению с концом 80-х годов более, чем в 5 раз и составляет на сегодняшний день примерно 300-320 кораблей всех типов и классов. Из них:
- подводных лодок около 50,
- надводных кораблей (1-2 ранга) около 35.
Средний возраст, находящихся в строю, кораблей ВМФ превысил 20 лет, что уже является критическим. Примерно 80% кораблей нуждаются в ремонте. Около 90% всего нынешнего корабельного состава флота построены во времена Советского Союза; построенные же военные корабли во времена России - все были заложены в Советское время. Пока ни одного серьёзного корабля, заложенного после 90-ого года, на сегодняшний день, не введено в состав ВМФ.
Личный состав всего ВМФ по численности сокращен до 180 тысяч человек. Со службы директивно в 90-е годы была отправлена в запас большая часть опытных и подготовленных офицеров в возрасте от 35 до 50 лет, а молодежь от 25 до 35 лет интенсивно побежала с флота сама.
Про количество институтов и институток промолчу, сил нет!!! :<|
Вывод.В конце 80х - 90-х годах прошлого века Российский флот потерпел поражение пострашнее и посильнее "цусимского". Это поражение нанесли в спину собственные правители и адмиралы, которые предали и продали военных моряков и корабли.
И флот не будет возрожден, пока вместо кораблей будут строиться "морские резиденции" президента, а сам Верховный Главнокомандующий будет в пилотке моряка порхать по кораблям и подводным лодкам в качестве экскурсанта принимать корабли, построенные "для других стран".
Ну как Вам потенция у "наших баранов"? По-моему на "полшестого". И технологические особенности тут не причем - или стоит или нет.
Советская пропаганда всё-таки нагло врала - капитализм оказался намного мерзостнее, чем она рассказывала.
Олег Кошелев:
В конце 80х - 90-х годах прошлого века Российский флот потерпел поражение пострашнее и посильнее "цусимского". Это поражение нанесли в спину собственные правители и адмиралы, которые предали и продали военных моряков и корабли.
флот не будет возрожден, пока вместо кораблей будут строиться "морские резиденции" президента, а сам Верховный Главнокомандующий будет в пилотке моряка порхать по кораблям и подводным лодкам в качестве экскурсанта принимать корабли, построенные "для других стран".
Ну как Вам потенция у "наших баранов"? По-моему на "полшестого". И технологические особенности тут не причем - или стоит или нет.
У "баранов" другие цели и задачи, которые они вполне успешно выполняют.
Так. У меня подозрение, что Вы изначально не так воспринимаете мой пост.
Хочу сразу пояснить.
Цитата
Викентий Твердохлебов:
Здесь очень часто звучат * на власть, дескать флот развалили, ироды
Цитата
Викентий Твердохлебов:
Никак не смея спорить с первым тезисом
Цитата
Викентий Твердохлебов:
Я отнюдь не призываю дать сегодняшней власти еще 10 лет, мол, еще построят.
Олег! Я не поборник сегодняшней власти. Я не призываю "дать ей шанс" и тд., и тд. Вычеркните меня из черного блокнотика "демократы", пожалуйста
И зачем мне повторять прописные истины про могучий советский ВМФ 70-80х? Я это прекрасно знаю.
Я попробую вернуться к той теме, которую хотел задать изначально.
Цитата
Олег Кошелев:
Досталось от царской России в наследство в 1917 году:БФ — 4 линкора, 9 крейсеров, 62 миноносца, 26 подводных лодок, 23 минных и сетевых заградителя, 110 сторожевых кораблей и катеров, 89 тральщиковЧФ — 7 линейных кораблей, 2 крейсера, 20 эскадренных миноносцев и 4 миноносца, 11 подводных лодок.По ТОФу и СФ у меня данных нет.
Вот! Олег, именно об этом я и говорю! Да, к 17 году досталось. И что осталось к 24? По мои данным на БФ, который не зацепила ни ГВ, ни интервенция, который на протяжении всей смуты находился в разпоряжении большевиков, осталось всего 28 эсминцев (причем по моим данным в строю оставалось 88, а не 62, без учета недостроенных, с ними чуть больше 100), остальное порезано на металл, как и все линкоры (включая недостроенные 4 Измаила) и большая часть крейсеров. Вот именно об этом отношении я говорю. Именно об этом хищническом отношении я и говорю.
Олег, перечитайте мой первый пост пожалуйста. Там учтены и перечислены именно те корабли, которые были полностью в руках большевиков и были уничтожены именно этими руками.
И еще раз повторю свой вывод. Что, видимо, власть с посылом "мы здесь ненадолго", просто не способна иначе мыслить и иначе действовать.
Я думаю с этим Вы согласитесь.
Цитата
Викентий Твердохлебов:
Стоит указать, что в период с 14 по 17 год было построено 8 линкоров, 1 броненосный крейсер, 2 бронепалубных крейсера, 32 эсминца, 34 подлодки.
Олег Кошелев:
Итак, за срок чуть больше 17 лет (пусть будет по-Вашему 20 лет) что имеем?
ситуация примерно следующая, воссоздание флота началось только в 30х годах.
В 1927 и в 1928 году достроили заложенные еще в 1913 году! крейсера "Червона Украина" (до 1922 года "Адмирал Нахимов") и "Красный Крым" ( до 1925 года "Светлана" до 1939 "Профинтерн") в 1932 достроили крейсер "Красный Кавказ" ( до 1926 года "Адмирал Лазарев")
в 1932 были заложены лидеры типа "Ленинград"
Фактически к массовому строительству приступили в 1935 - 36 годах, опираясь во многом на техническую поддержку итальянцев. Был заложен крейсер "Киров" и эсминцы проекта 7.
Цитата
Олег Кошелев:
В предвоенные годы (1936-1940) были спроектированы и заложены свои линкоры типа "Советский Союз". Тут у меня нет подробностей (хотя при желании можно найти, или может кто-то поделится).
Головной корабль проекта 23 "Советский Союз" был заложен 31. 07. 1938 (хотя окончательно проект был утвержден в 1939 году) в Ленинграде, через три месяца в Николаеве был заложен линкор "Советская Украина". 21. 12. 1939 и 27. 07. 1940 в Молотовске (ныне Северодвинск) были заложены еще два корабля этого класса "Советская Белоруссия" и "Советская Россия", правда постройку "Советской Белоруссии" прекратили еще в конце 1940 года (из за массового брака при клепке).
В ноябре 1939 были заложены тяжелые (фактически их правильнее было бы отнести к большим или линейным) крейсера проекта 69 "Кронштадт" и "Севастополь".
Если есть интерес, можно и поподробнее.
Линкор 23:
Фактически к массовому строительству приступили в 1935 - 36 годах
Насколько я знаю, даже эта программа осуществлялась со скрипом, регулярно пересматриваясь и сокращаясь.
Кстати, немаловажным мне кажется факт, что в английском гран флите ВМВ было достаточно кораблей-ветеранов (постройки 11-18 годов), так сказать, которые учавствовали еще в ПМВ и, пройдя через модернизации, в итоге сыграли свою немаловажную роль в битве за атлантику. Да и немецкие шлезиен и шлезыиг-гольштейн хоть и в качестве учебных, но прослужили почти до конца войны.
Я думаю, что и нам бы очень пригодились такие громадины...Тем более, что тот же "Измаил" по водоизмещению дотягивал до современных авианосцев (35000т) и даже был проект по достройке 4-го из серии в авианосец.
Викентий Твердохлебов:
Кстати, немаловажным мне кажется факт, что в английском гран флите ВМВ было достаточно кораблей-ветеранов (постройки 11-18 годов),
из 12 линкоров и 3 линейных крейсеров, 10 линкоров и 2 линейных крейсера были постройки до 1920 года, но тут следует отметить, что Британия, как и остальные морские державы придерживались ограичений принятых на вашингтонской конференции, ограничившей строительство новых боевых кораблей основных классов и их характеристики.
Цитата
Викентий Твердохлебов:
Я думаю, что и нам бы очень пригодились такие громадины...Тем более, что тот же "Измаил" по водоизмещению дотягивал до современных авианосцев (35000т) и даже был проект по достройке 4-го из серии в авианосец.
Вопрос сложный, с одной стороны действия нашего флота во время войны носили ограниченный характер, но с другой переоценить роль тяжелой корабельной артиллерии в обороне Ленинграда трудно, кстати косвенно поучаствовали в войне и "Измаил " с Советским Союзом", так как созданные для них орудия тоже вели огонь по противнику.
Цитата
Викентий Твердохлебов:
Насколько я знаю, даже эта программа осуществлялась со скрипом,
проблем было более чем достаточно, и в проектировании и встроительстве.
Викентий Твердохлебов:
Вычеркните меня из черного блокнотика "демократы", пожалуйста
Викентий, даже не собирался вчеркивать, чтобы вычеркивать. Это сугубо личное, интимное дело каждого человека кем быть. Мне это не важно.
Вопрос в другом. Я не согласен с Вашей фразой "..флот еще 20 лет стоял в разрухе после захвата власти большевиками..". И по-моему четко объяснил почему не согласен. То что в период 1917-1924 гробились линкоры и корабли дальней морской зоны согласен. В этом был как правительственная преступная халатность, так и безмозглость. Только наживы не было по сравнению с 90-ми годами, думаю согласитесь . Кроме того, были и объективные причины - в 1923 году закончилась гражданская война. Война, в которой далеко не первое место занимали БД на море. А вот металл был нужен для войны на суше. Закрома царской России были истощены еще в 1-й Мировой войне. О ситуации которая была в стране на момент окончания ГВ повторятся не буду. Но! Через 4!!! года после практически 10-летней войны (не августовского путчика ) достраиваются царские крейсера. А через 10 лет начинается серъёзное строительство солидного подводного флота, эсминцев, через 15 закладываются новые линкоры. Развивается системы судстроя, судоремонта, базирования, формируются оперативно-тактические соединения, создаются новые ВМУЗ.....повторяюсь, однако! Неужели не видно разницы в государственной потенции с нынешним временем?
Цитата
Линкор 23:
Если есть интерес, можно и поподробнее.
Линкор, мне интересно. Уверен что Вы владеете вопросом. Хотелось бы поподробнее о судостроительной программе СССР в период 1930 - 1941. Спасибо.
Советская пропаганда всё-таки нагло врала - капитализм оказался намного мерзостнее, чем она рассказывала.
Олег Кошелев:
Хотелось бы поподробнее о судостроительной программе СССР в период 1930 - 1941.
пожалуй стоит ее разделить, так как до 1935 года строился флот прибрежный и частично морской, в 1935 начали строить и крупные корабли, в 1936 приступили к проектированию кораблей океанского флота, а в 1938 была начата 10 летняя программа создания океанского флота.
Вместе с тем проблем хватало
По программе военного судостроения на 1933-35 года было запланировано построить: 157 ПЛ, 3 лидера, 8 СКР, 250 ТКА, 8 ТЩ.
Фактически в этот период сдано: 92 ПЛ, 4 СКР, 151 ТКА
следует отметить, что до 1935 года основной удельный финансовый вес приходился на строительство ПЛ (до 62,6 %), в 1935 году ситуация изменилась, были заложены 2 легких крейсера, 7 лидеров и ЭМ, 2 СКР, 9 ПЛ. Таким образом финансовая доля НК составила более 70%.
Общее отставание ВМФ СССР от морских держав было очень серьезным, однако по ПЛ к 1936 году СССР вышел на первое место в мире - 113 (в том числе 106 новых) Для сравнения у США - 84, Франции -77, Японии -69, Англии - 54.
Правда стоит отметить, что ПЛ не рассматривались как главная сила, особенно на океанском ТВД. В СССР то же понимали необходимость создания полноценного флота и строительства современных НК (хотя разногласий по этому вопросу было предостаточно). Большой проблемой в строительстве флота было отсутствие опыта и нехватка кадров, в этих условиях СССР активно вел переговоры с компаниями в США, Франции, Германии и Италии, сотрудничество с последней получилось очень плодотворным.