ВМС Турции из сборища подержанных кораблей стремительно превращаются в эффективный род сил, способный громко заявить о себе в региональных водах современными кораблями иностранных и – все чаще – собственных верфей.
Военно-морской флот – далеко не самый большой и не самый богатый род сил ВС Турции. Тем не менее, продуманное управление ресурсами и проведение тщательных сертификационных испытаний конструкторов и верфей стало залогом высокой жизнеспособности программы модернизации флота. ВМС Турции планируют в ближайшие годы заменить или обновить большинство кораблей и судов.
Эта программа модернизации предусматривает постепенный и в конечном итоге окончательный отказ от услуг иностранных производителей кораблей и корабельных систем. Уже сегодня турецкие судостроители совместно с зарубежными верфями реализуют кооперативные проекты, в рамках которых головной корабль класса строится за границей, а остальные – в Турции по лицензии.
Так турецкие судостроители осваивают работу над все более и более сложными кораблями. Развитая судостроительная промышленность Турции насчитывает почти 40 верфей, обслуживает интересы крупного торгового флота и поставляет суда на экспорт. Департамент оборонной промышленности намеревается провести конкурс, чтобы из этого множества судостроительных предприятий уполномочить только 4 верфи для строительства военных кораблей.
Необходимость в сильном флоте обусловлена рядом угроз, которые окружают Турцию: это и Россия, стремящаяся восстановить сферу влияния в северном регионе турецких интересов; и конфликты на юге; историческое соперничество с Грецией на западе; наконец, непредсказуемый Иран на востоке. Кроме того, 90% объема внешней торговли Турции реализуются на морских путях, и флот должен гарантировать безопасность коммерческого судоходства и обеспечить охрану 8300 километров береговой линии и островов в Эгейском море.
Кадровый состав ВМС Турции сегодня насчитывает 55000 человек. Основу надводного флота составляют 19 сторожевых кораблей, в том числе фрегаты класса Meko 200 (Германия), Oliver Hazard Perry и Knox (США). В состав флота входят также 6 корветов французской постройки. В прибрежных операциях задействованы 25 ракетных и десятки патрульных катеров. Большинство минно-тральных кораблей приобретены у США, Франции и Германии. Десантные корабли и суда обеспечения численно малы и устарели. Подводный флот Турции состоит из 14 подводных лодок германской постройки.
Масштабы строительства новых кораблей практически соответствуют масштабам модернизации. На всем флоте ВМС Турции сегодня проводят стандартизацию оружия, систем управления оружием и прочих корабельных систем.
Турецкий флот старается сократить все риски, связанные со столь масштабным предприятием. Прежде чем поручить местным судостроителям долгосрочные обязательства (а программы серийного строительства могут длиться до 20 лет), конструкторы ВМС тщательно изучают проекты кораблей, а при строительстве подлодок ввиду его сложности до сих пор полагаются на иностранные проекты. Впрочем, флот намеревается в ближайшем будущем приступить к самостоятельному проектированию боевых систем, тяжелых торпед и гидроакустики для подлодок.
В феврале 2009 года ВМС и компания Lockheed Martin заключили контракт на модернизацию четырех фрегатов типа Perry и первых двух фрегатов типа Meko 200 IIA. В числе задач модернизации – установка на некоторых кораблях типа Perry систем вертикального пуска ракет Mk 41 с ячейками Mk 25 Quad Pack, в каждой из которых будут находиться до 4 ракет ПВО и противоракет ESSM – они заменят устаревающие Standard SM-1. Также все корабли типа Perry получат новую систему управления оружием разработки Genesis, выпускаемую местным заводом Havelsan совместно с Raytheon (она же устанавливается на новые корветы класса Milgem).
Планируется списание двух фрегатов класса Knox. Продолжается разработка новейших фрегатов класса TF-2000, вооруженных средствами ПВО (некоторые эксперты даже считают эти корабли ракетными эсминцами), начало которой откладывалось несколько раз. Эти фрегаты водоизмещением более 6000 тонн будут построены на турецкой верфи Golcuk при участии зарубежных специалистов. Окончание разработки проекта назначено на 2011 год, строительство первых двух кораблей будет начато в 2014 году, завершено – в 2021 и 2022. Строительство второй серии из трех кораблей назначено на 2023-2028 годы. О корабельных системах проекта известно мало. На каждом корабле будет установлена система вертикального пуска из 32 ячеек ракет Standard SM-2 и ESSM, 127 мм артиллерийская установка, пусковые установки противокорабельных ракет и торпед. На борту будут располагаться 2 вертолета.
Самая важная национальная программа ВМС – строительство корветов Milgem. Флот намеревается приобрести 12 кораблей и в процессе строительства списать 6 корветов. Головной корабль класса Heybeliada спущен на воду в сентябре 2008 года и будет передан флоту не ранее 2011 года. Окончание строительства второго корабля Buyukada назначено на октябрь 2010 года, затем начнутся длительные ходовые испытания корвета. Между строительством первых двух корветов и остальных пройдет довольно много времени – так ВМС реализуют стратегию «сначала проверь, потом – покупай». Водоизмещение каждого корвета – 2000 тонн, длина – 99 метров, скорость – 30 узлов, вооружение – 76 мм артиллерийская установка Oto Melara, противокорабельные ракеты Harpoon (Boeing), ракеты-перехватчики RAM (Raytheon), торпеды, вертолет.
По планам ВМС, десантный флот пополнится 8 танкодесантными катерами. Ф
Основу маломерного атакующего флота Турции составляют три катера Kilic 57 (Lurssen), приобретенных у Германии, и три турецких катера Tufan (запланировано строительство еще 3). Кроме того, в боевом составе состоят 10 катеров класса Dogan Type 57 и 8 бывших Jaguar’ов германской постройки – их сейчас перевооружают норвежскими противокорабельными ракетами Penguin (Kongsberg Defense & Aerospace). Ожидается, что Jaguar’ы будут заменены 16 патрульными катерами с водоизмещением 400 тонн, длиной 55 метров и скоростью 25 узлов. Строительство этих судов начнется на турецкой верфи Dearsan в 2010 году.
Подводный флот Турции состоит из старых германских субмарин класса Type-209. Шесть лодок проекта Atilay, ушедших на капитальный ремонт, будут замещены шестью лодками Type 214 (Howaldtswerke-Deutsche Werft) в рамках контракта на сумму 3,55 миллиарда долларов. Субмарины Type 214 будут построены на местной верфи, первая лодка проекта перейдет флоту в 2015 году, остальные будут передаваться раз в два года. Восемь более современных лодок Type 209/1400 остаются на боевой службе с планами на модернизацию.
Турция также намеревается усилить десантную компоненту флота крупными транспортно-десантными платформами. Сейчас бригаде морской пехоты из 4500 человек приходится довольствоваться старыми и маломерными танкодесантными кораблями и катерами. Подразумевается, что новые платформы смогут выполнять задачи оказания помощи, поскольку Турция находится в сейсмически опасном регионе. Запланировано строительство 1-2 десантных транспортов-доков, 2 танкодесантных кораблей и 8 танкодесантных катеров. На строительство последних уже заключен контракт с местной верфью Adik-Furtrans. Водоизмещение катеров составит 1200 тонн, длина – 80 метров, скорость – 20 узлов, грузоподъемность – 320 тонн. Борьбу за контракт на постройку танкодесантных кораблей с вертолетной палубой ведут между собой верфи Adik и RMK. Водоизмещение кораблей составит 5000 тонн, скорость – 18 узлов, грузоподъемность - 1200 тонн. Десантные транспорты-доки могут оказаться чересчур сложными и большими для местных конструкторов и судостроителей, поэтому ведется поиск иностранного партнера.
Для упрочения присутствия в океане турецкому флоту нужны современные вспомогательные корабли. ВМС намереваются в 2012 году заключить контракт на строительство спасательного судна подводных лодок водоизмещением 10000 тонн и в 2010 году – контракт на строительство 1 или 2 спасательных буксиров, 2 судов обеспечения и исследовательского судна. Все эти суда заменят или пополнят нынешний вспомогательный флот.
В ВМС Турции традиционно сильна минно-тральная компонента, однако бюджетные приоритеты вынудили ее полагаться на старые или приобретенные у других стран суда. Конец этому положен решением приобрести пять прибрежных минно-тральных кораблей класса Alanya. Первый будет построен на германской верфи Abeking & Rasmussen, остальные – в Турции. Вероятно, эти корабли заменят самые старые единицы минно-трального флота.
sumfish