Не совсем согласен с автором.
Система подготовки у нас есть. ВСОК ВМФ в группе командиров НК очень хорошо натаскивали. "Командир корабля должен знать:..., Уметь:..." из "Командирской книжки" - ни что иное, как программа подготовки командира корабля. Теоретической и практической подготовки. Основная форма теоретической подготовки - самоподготовка. Форма контроля уровня теоретической подготовки - зачет. Уровень практической подготовки предусматривалось проверять командованию соединения на выходе в море.
С теорией худо-бедно у нас все работает. А вот практика - тут полный ноль. В идеале командир соединения, выходивший в море на корабле, должен каждый раз оценивать действия командира корабля, проводя краткий разбор. Желательно, в присутствии других командиров. Я с таким ни разу не сталкивался.
А еще есть система квалификационных комиссий: флотские, ВМФ. На них оценивается кандидат на должность командира.
Так что система у нас есть. Не идеальная, с недостатками. Но есть.
А вот с тем, что командир корабля, допущенный к самостоятельному управлению кораблем, уже много десятилетий самостоятельно перешвартоваться не может, я согласен. Точнее согласен, что есть такой перегиб в нашей службе.
Еще я не согласен с автором, что недостатки в системе подготовки командиров являются главной причиной того, что на выход корабля к командиру сажают старшего на борту. Виной всему система перестраховки.
Основу закладывать естественно там. Но не путем вбивания готовых решений стандартных задач, а учить оценке обстановки и правильной реакции на её изменение. Это приведёт к привычке принятия ОТВЕТСТВЕННЫХ решений, причём самостоятельных с первых шагов в первой же должности.
[модерация, злостное нарушение правил русского языка]
В училище всем все закладывают: и основы, и прочее. Не все, во-первых, воспринимают то, что в них хотели заложить. Во-вторых, не все командирами стать хотят. Проблема не в училище. Она в системе отбора (точнее, в ее неэффективности в существующем сейчас виде) в командиры, которая должна начинать работать в училище и продолжать систематически отражать свои результаты (например, в личном деле) в течение всей службы офицера.
Не побоюсь фантазировать, должна быть служба (отдел в УК ВМФ) по поиску и отбору кандидатов в командиры. Со своим, научно обоснованным, подходом. Без всяких преемственности, протекционизма, симпатий и т.д. Ну и с критериями оценки эффективности этой деятельности и т.п. Нафантазировать можно много. Почему "нафантазировать"!? Развить хорошую (а может, гениальную) идею!
1. Про то, что закладывают в училище я написал, эт о факт от него не уйдешь (ежегодно с этим сталкиваюсь, новоприбывших приходиться дообучать в течении 6 !!!! месяцев, иначе беда)
2. Кто не желает быть командиром нечего делать в ВВУЗе, тогда не о каком отборе речи быть вообще не может - это набор ( пусть и с определенными условиями)
3. Что касается отбора на командные должности - во- первых война всех расставит по местам (не хотелось бы этого доводить, но от реальности не уйдешь), во - вторых есть такой великолепный вид оценки, как учения различного уровня, при условии их нешаблонного проведения (ну и БД,БС и т.д, хотя всё внештатное должно прорабатывать).Чем не этап выявления?Но и здесь проблемы те же как в училище.Хотя предлагаемая система действует в виде подвижнечества отдельных офицеров, иногда в виде наставничества и т.д., но самое поразительное - фактически не оформлена документально и программно.Но произошел разрыв в поколениях ушёл опыт Афгана, 1 да и почти 2 Чечни,"Атрины" и "Океанов" что прикажете делать?Людям надо давать массу вариантов действий, для возможности быстрого выбора решения из всего массива приобретённой информации,а для этого их надо учить думать,а не действовать по шаблону( хотя это то же шаблон, но он более вариативен (есть шанс неожиданного для противника) да и само знание многих вариантов стимулирует их развитие ).В условиях скорее всего ассиметричных действий это ой как понадобится.
алексей н пишет: Кто не желает быть командиром нечего делать в ВВУЗе
Не согласен. После училища можно продвигаться по специальности или по командной линии. Есть еще "ответвления", но эти - основные.
То, что Вы описываете в п.3, существующая система, которую сейчас критикуют, т.к. она работает не эффективно.
1. В любом случае профиль училища - КОМАНДНО-инженерное ( я не беру варианты НИИ, ТРБ, РТБ и т.д. да и там руководители - командиры, которые сами и их подразделения имеют своё место в боевых порядках(расписаниях)).
2. Нет такого, что описываю я в п.3.Последние (да и предпоследние то же) реальные примеры боевой практики не разбираются (за исключением случаев, когда имеются преподаватели прошедшие что-то).Естественно это только маленькая часть того,что нужно,что делается - другой разговор и явно не здесь.Обидно за отсутствие утвержденного регламента таких программ, хотя это необходимая реальность.
P.S. - можно много говорить о хороших теориях ассиметричных неаналитических действий, риск-тейкерских качествах командиров и т.д., при этом смеяться над возможностью перевода этого в практическую плоскость.А ведь это всё - воспитывается и вовсе не обязательно,что бы воспитывалось через свои собственные,личные шишки ( можно не дожить до того,когда дойдет).Между прочим немцы не побоялись взяв чужую теорию танковых прорывом реализовать её на практике.
Остапа понесло