Не совсем согласен с автором.
Система подготовки у нас есть. ВСОК ВМФ в группе командиров НК очень хорошо натаскивали. "Командир корабля должен знать:..., Уметь:..." из "Командирской книжки" - ни что иное, как программа подготовки командира корабля. Теоретической и практической подготовки. Основная форма теоретической подготовки - самоподготовка. Форма контроля уровня теоретической подготовки - зачет. Уровень практической подготовки предусматривалось проверять командованию соединения на выходе в море.
С теорией худо-бедно у нас все работает. А вот практика - тут полный ноль. В идеале командир соединения, выходивший в море на корабле, должен каждый раз оценивать действия командира корабля, проводя краткий разбор. Желательно, в присутствии других командиров. Я с таким ни разу не сталкивался.
А еще есть система квалификационных комиссий: флотские, ВМФ. На них оценивается кандидат на должность командира.
Так что система у нас есть. Не идеальная, с недостатками. Но есть.
А вот с тем, что командир корабля, допущенный к самостоятельному управлению кораблем, уже много десятилетий самостоятельно перешвартоваться не может, я согласен. Точнее согласен, что есть такой перегиб в нашей службе.
Еще я не согласен с автором, что недостатки в системе подготовки командиров являются главной причиной того, что на выход корабля к командиру сажают старшего на борту. Виной всему система перестраховки.
Желание нашего флота изобрести велосипед меня всегда поражало. Как тут уже писалось, сдача зачетов - не что иное, как побегушки по кабинетам за очередной подписью. Убивает массу полезного времени и не имеет почти никакой практической пользы. Запасшись терпением и кучкой руководящих документов, при желании, можно сдать на самостоятельное управление любым проектом, даже в глаза его не видя.
Существует гражданский флот. Там все ясно (хотя тоже не идеально). Раз в пять лет(или раньше, если хочешь повысить уровень диплома, имея соответствующую наплаванность) пройди переподготовку в учебном центре и сдай зачеты уполномоченной комиссии (контора капитана порта). Все! Я бы не сказал, что гражданские капитаны подготовлены хуже военных, скорее, зачастую, совсем наоборот. Что мешает взять это за основу? Классы есть, сделайте курсы при них, давайте соответствующие документы после прохождения курса подготовки и сдачи экзаменов. И не надо каждый год заниматься всякой хренью.
Старший на борту - бред собачий. Кто может в нормальном флоте оспорить решение командира? Никто, он главный, он Первый после Бога. Не доверяете - нечего назначать на должность. Назначили - нечего ему мешать, пусть его решение будет трижды неправильным. Он решил - ему и нести ответственность. Конечно, молодого командира надо учить - но... до тех пор, пока он им не стал. Дорога к командирскому мостику длинная и учится надо на этапе движения к нему, а не заняв его (о самообразовании и командирской подготовке я тут не говорю). Так во всем мире делают, но мы опять впереди планеты всей.
Командира на должности проверять, подсказывать ему, можно и нужно, но:
1. Во время приема курсовых задач (нахождение командира соединения (или его зама) на борту обязательно )
2. При нахождении на корабле флагманского командного пункта соединения.
Все остальные помощи и подсказки - на послепоходовых разборах.
Командирская вахта - бред сивой кобылы. Нигде в мире командирской вахты нет. Для вахты существует вахтенный офицер. Учите вахтенных офицеров и спите спокойно, на крайний случай - спите спокойно в командирском кресле (или там на диванчике на ГКП)
Если обстановка плавания осложнится, вас поднимут. Если использовать вахтенного офицера в качестве голосового придатка командира корабля, то тогда конечно, сиди командир сам и командуй сутками (или там со старпомом дели свою "вахту"). Во всех флотах мира вахтенный офицер несет вахту сам, лично, а не смотрит в рот командиру корабля. Здесь у нас тоже свой тернистый путь.
Принцип должен быть один - каждый несет свой чемодан. Командир соединения - свой, командир корабля - свой, вахтенный офицер свой. И только за свой чемодан каждый должен нести ответственность.
Блестяще подготовленный материал. Жизненный, по факту.
Уже писал, что когда увидел среди кэпов сначала ЭМ, а потом и РКР, одного из своего одноклассников был не просто удивлен, а ОШАРАШЕН.
нА МОЕЙ, несвежей УЖЕ ПАМЯТИ, ПРОБЛЕМА ВОЗНИКЛА ЕЩЕ В СЕРЕДИНЕ 90-ТЫХ, КОГДА СТАРПОМАМИ СТАЛИ НАЗНАЧАТЬ НЕ ПОНЯТНО КОГО, И ЭТИ НЕПОНЯТНО КТО БАНАЛЬНО НЕ МОГЛИ СДАТЬ ЗАЧЕТЫ, А ЕСЛИ И СДАВАЛИ, ТО ВСЕ БЫЛИ В КУРСЕ, ЧТО ВЕСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО КОРАБЛЬ ОНИ НЕ В СОСТОЯНИИ.
А ведь проблема еще глубже... Она исходит от проблемы ВАХТЕННОГО ОФИЦЕРА и его допуска к ходовой вахте, а значит запараллеленной с ним КОМАНДИРСКОЙ ВАХТЫ. Нет вахтенных офицеров настоящих - получите командира или старпома 8 через 8 на ходовом. Нет старпома допущенного - первый зам или НШ... и т.д.
А в условиях современного деградировавшего государства, уверен, проблема еще круче. Ибо нынешние адмиралы как раз пяток лет назад были теми самыми командирами, которые вроде бы как и допущены.. а вроде как... нельзя им самим...
Эх ма... Как вспомню "Расторопный" и его командира Вячелава Алексеича Тимошенко с его идеальным подходом к причалу без всяких старших... да еще и.... в общем... Из тех кого помню, последний Никошин вместе с Шигиным без старшего на три дня на Окрыленном, кажись в КОПе стояли.. в августе, лодка на связь не вышла... ВСЕ...
А вахтенный штурман в подмогу БЧ-1 когда там только бык и кэнг допущенный эскадрой по полной программе?
Cоздавать сообщения ЗАГЛАВНЫМИ или заглавными и прописными буквами вперемешку ("вОт ТаКиМ оБрАзОм"), излишнее выделение текста в целях привлечения внимания полужирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием, отличным от стандартного для сообщений форума цветом, шрифтом, размером шрифта.
К сожалению, забыто главное: флот состоит из кораблей, и все, что делается на флоте, должно делаться в помощь командирам кораблей. Именно для этого созданы многочисленные структуры тыла, отделы и управления флота и служат на берегу соответствующие специалисты. В настоящее время вся помощь сводится к изнурительным проверкам. В результате командир корабля физически не в состоянии заниматься реальной подготовкой экипажа, поскольку практически все его служебное время уходит на написание отчетов о проделанной работе. Думаю, что такая обстановка сложилась из-за того, что многие офицеры структур флота никогда не служили в плавсоставе или служили в далеком прошлом, а должность командира корабля занимали немногие и очень непродолжительное время. Так уж устроено прохождение службы: либо ты отметишься на мостике на 1-2 года перед академией, либо ты на этом мостике и умрешь. На мой взгляд, реформирование флота возможно лишь с введением плавательного ценза для присвоения воинских званий и назначения на должность на флоте. Тогда реальной властью будут обладать офицеры, многие годы отстоявшие на командирском мостике. Их приказы будут основаны на личном многолетнем опыте командования кораблем, а реформирование флота, таким образом, хоть и не скоро, произойдет-таки само собой. А первое, что нужно сделать – дать командирам реальную возможность командовать своим кораблем. Я имею в виду не только самостоятельные перешвартовки, но и хозяйственную деятельность. Если бы мне дали хотя бы десятую часть тех денег, которые государство разбазаривает на содержание корабля каждый год, я бы сделал из своего корабля «конфетку», а экипаж питался бы достойно, а не поедал бы консервы, пригодные лишь для собак. Пусть государство даст командирам кораблей столько денег, сколько у него хватает при нынешнем состоянии экономики на содержание конкретного корабля. Эти деньги будут истрачены наилучшим для корабля образом. Поверьте, воруют не на кораблях: стоя на палубе, приходится смотреть в глаза экипажу. А пока до кораблей доходит вряд ли десятая часть средств. А что касается доверия – не назначайте на должность командира корабля людей, которым нельзя доверять. Да таких еще и поискать надо, ведь командирами кораблей стремятся стать далеко не все офицеры, а по-видимому лучшие из них.
Очень важная проблема, я бы даже сказал по-ленински архиважная! Но вижу, со стороны командирского состава она особой активности не вызывает. Странно, видимо, все довольны тем, что у них есть "крыша" над головой - старший на борту. А ещё и штаб (походный). Совсем хорошо!
Вот здесь бы и поговорить о многих проблемах обучения и воспитания командного состава флота как это делалось более сотни лет назад на страницах "Морского сборника". Всё дело в том, что, к сожалению, наш портал не очень уважаем у флотских руководителей. А жаль, он бы мог стать хорошим подспорьем для них.
Игорь Рябко пишет:
Не совсем согласен с автором.
Система подготовки у нас есть. ВСОК ВМФ в группе командиров НК очень хорошо натаскивали. "Командир корабля должен знать:..., Уметь:..." из "Командирской книжки" - ни что иное, как программа подготовки командира корабля. Теоретической и практической подготовки