Помощь военным
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Новинки бортовой электроники

В бортовой электронике
не бывает
мелочей

Поиск на сайте

Почему подлодка погружается?

   RSS
Почему подлодка погружается?, Почему и как.
Упрощённая Схема Подводной лодки. 1. Балластные цистерны. 2. Дифферентные цистерны. 3. Уравнительная цистерна. 4. Горизонтальные рули. 5. Кормовой руль (вертикальный) 6. Перископ 7. Командирская рубка 8. Мостик 9. Аккумуляторные батареи 10. Торпеды
Submarine.jpg.htm (138 Б)
Страницы: Пред. 1 ... 5 6 7 8 9 След.
Ответы
Цитата
Лена Штрэлер пишет: Я запуталась совсем
Начинаем распутывать. Для начала предлагаю пользоваться правильной терминологией - рули перекладываются не вверх и вниз, а на погружение или на всплытие. Для НГР - если задняя кромка руля смотрит вверх - он переложен на погружение, если вниз - на всплытие. Для КГР - наоборот Собственно, на Вашей схеме так и показано. Как я уже говорил, там ГР в положении "враздрай". Типично для начальной фазы маневра, когда для его ускорения требуется задать дифферент. Далее, при подходе к заданной глубине, лодку необходимо "одерживать", т.е. начинать плавно отводить дифферент с тем, чтобы на заданной глубине он уже был нулевым или близким к нулю. Вот тогда КГР перекладываются почти параллельно НГР, и погружение (всплытие) происходит с малым дифферентом. Что касается взаимодействия и роли кормовых и носовых рулей: НГР меньше влияют на дифферент, поэтому используются для управления по глубине, а КГР влияют на глубину не напрямую, а через задаваемый ими дифферент.
Цитата
Лена Штрэлер пишет: средних рулей (на примере моей ПЛ их нет),
И быть не должно, поскольку они применяются вместо носовых. Называются так потому, что установлены почти в середине корпуса. Делается для того, чтобы уменьшить создаваемый ими дифферентующий момент.
NAVIGARE NESESSE EST, VIVERE NON EST NESESSE
Цитата
Лена Штрэлер пишет: можно я не буду менять что-либо про кингстоны?
можно - это несущественно
Цитата
Лена Штрэлер пишет: Нужно уравнять продольное положение подлодки между кормой и носом. Указывается, что такой тип дифферентовки проводится с помощью ГР и только в аварийном случае - с помощью дифферентных цистерн.
В аварийном случае требуется аварийное всплытие, а не дифферентовка, так что лучше об этом не упоминать.
Цитата
Лена Штрэлер пишет: Если в корабле стало меньше торпед,
Для компенсации расходования боезапаса существуют отдельные цистерны замещения (в случае с торпедами - торпедозаместительные). После их заполнения, как правило, требуется лишь незначительная корректировка остаточной плавучести при помощи дифферентовочной системы.
Цитата
Лена Штрэлер пишет: для уравнительной цистерны - это расчётная дифферентовка, для дифферентной цистерны - это выравнивание продольного положения корабля)
Для УЦ - компенсация остаточной плавучести, для ДЦ - компенсация неравномерности весовой нагрузки по длине пл. Дифферентовка (расчетная или какая еще) - оба этих действия вместе.
Цитата
Лена Штрэлер пишет: что для всплытия КГР и НГР перекладываются "в нашей ПЛ" (а не во всех случаях жизни) в обратном порядке к положению при погружении - это будет достаточно корректно для учебного текста?
В общем да
Цитата
Лена Штрэлер пишет: продувание ЦГБ воздухом. Сама поняла так: если ПЛ на ходу, то для верикального перемещения ПЛ продувание ЦГБ воздухом не нужно. Значит до поврехности воды ПЛ всплывает засчёт рулей и работы винта.
Почти правильно. Всплытие без продувания осуществляется до перископной глубины (это как минимум 6 метров).
Цитата
Лена Штрэлер пишет: Когда же ПЛ подошла близко к поверхности, то прочла, что ЦГБ частично продуваются воздухом, отработанным в машинном отедлении
Средняя группа ЦГБ продувается воздухом высокого давления, лодка переходит в позиционное положение (на поверхности - ограждение боевой рубки и часть надстройки), после чего отдраивается верхний рубочный люк, запускаются дизеля, и их выхлопными газами продуваются концевые группы ЦГБ. На атомных лодках концевые продуваются опять же ВВД.
NAVIGARE NESESSE EST, VIVERE NON EST NESESSE
Цитата
Лена Штрэлер пишет: - Для чего применяется всплытие и погружение без хода?
Например, для всплытия в полынье.
Цитата
Лена Штрэлер пишет: считате ли Вы, что кюмовцу нужно знать о системе стабилизации, которая позволяет ПЛ держится в воде как в невесомости даже и с застопоренными машинами
А почему нет? Расскажу кратко - система стабилизации глубины без хода состоит из цистерны (обычно используется уравнительная), насоса (как правило, того, что принимает-откачивает воду из УЦ), клапана приема-отлива и автоматики, которая всем этим управляет. На пульте управления рулями есть прибор, задающий глубину, так что с помощью СБХ можно всплывать и погружаться без хода.
NAVIGARE NESESSE EST, VIVERE NON EST NESESSE
Спасибо за все ответы. Вроде всё встало у меня на свои места. Только вот две маленькие неясности остались:
Цитата
Сергей Малков пишет: СБХ
Как правильно расшифровыается СБХ - "система без хода" ?
Цитата
Сергей Малков пишет: ДЦ - компенсация неравномерности весовой нагрузки по длине пл.
Здесь всё ясно, но только не хватает мне хорошего примера смещения груза в ПЛ в ходе того, как она погружалась. То есть что успело измениться, что было бы в поле обязанностей ДЦ? (Что изменилось для УЦ, мне понятно) Мы истратили немного топлива, пока погружались, и из-за этой траты сместилось едва заметно равновесие - вроде бы больше ничего. Это достаточная причина для того, чтобы ДЦ была задействована в дифферентовке? Я понимаю, что топливо легче воды и что, поэтому, можно заместить водой пустующие пространства в топливнобалластной цистерне, но всё же нужно ждать, пока опустеет какой-то топливный отсек полностью - это и будет причина для смещения груза? Может быть, есть ещё хорошие примеры смещения груза, чтобы можно было ими сразу расширить понятия кюмовца? Я потому спрашиваю, что на подлодке всё выглядит настолько предусмотренным, что трудно даже найти такой пример смещения груза, который давал бы повод для дифферентовки с участием ДЦ (как в случае, например, с торпедами, Вы сказали, что есть топедозаместительные цистерны, которые тоже заполняются водой после того, как торпеды ушли - ну, может быть, здесь только повод для дифферентовки в том, что есть разница между массой торпеды и массой воды такого же объма?) Про рули мне лично хотелось бы узнать больше, но для рассказа, думаю,общего смысла по рулям достаточно. Поэтому я дальше спрашивать Вас сейчас по этому вопросу не буду. Заранее благодарна за ответы, а сама ухожу переписывать вторую часть. :)
Изменено: Лена Штрэлер - 20.12.2008 04:37:29
Цитата
Лена Штрэлер пишет: Как правильно расшифровыается СБХ
Правильный термин - "система стабилизации глубины без хода" или "стабилизатор глубины без хода". Буква Г из аббревиатуры пропала, видимо, для удобства произношения.
Цитата
Лена Штрэлер пишет: не хватает мне хорошего примера смещения груза в ПЛ в ходе того, как она погружалась.
В процессе погружения ничего и никуда не смещается
Цитата
Лена Штрэлер пишет: Мы истратили немного топлива, пока погружались, и из-за этой траты сместилось едва заметно равновесие - вроде бы больше ничего. Это достаточная причина для того, чтобы ДЦ была задействована в дифферентовке?
Топливо истрачено не в процессе погружения ( погружение дизельная пл производит под электромоторами), а во время движения в точку погружения. Равновесие при этом, естественно, нарушается, поскольку любой прием груза или его удаление приводит к смещению центра тяжести. Это относится и к замещению топлива водой - из-за разности плотности при этом изменится дифферентующий момент. Так что повод для использования ДЦ всегда найдется.
NAVIGARE NESESSE EST, VIVERE NON EST NESESSE
Цитата
INTERVENT пишет: сколько я читаю Ваши комментарии, у меня всегда создавалось впечатление, что Вы старше меня лет на пять, не больше...
Вот и близкие говорят мне, что в детство начал впадать... и Вы подтверждаете. :-(
Цитата
Лена Штрэлер пишет: Вы сказали, что есть топедозаместительные цистерны, которые тоже заполняются водой после того, как торпеды ушли - ну, может быть, здесь только повод для дифферентовки в том, что есть разница между массой торпеды и массой воды такого же объма?
Торпеда весит 1,5 - 2 тонны. Масса воды, которая заполняет торпедный аппарат после выхода из него торпеды, тоже около 1,5 тонн. Грубо говоря, эта вода и перемещается из ТА в торпедозаместительную цистерну. Разница в весе компенсируется приемом воды в УЦ. Но, кроме того, поскольку ТЗЦ находится дальше в корму (относительно ТА), придется дополнительно из кормовой диф. цистерны перегнать часть водяного балласта в носовую диф. цистерну. :S:
Изменено: nick191 - 21.12.2008 11:36:16
Уважаемые форумчане!!!! Что не ясно: почему ПЛ погружается? Дана команда - и.....ПЛ к погружению..... Главное - правильно дать команду!!!!!!!
В этой стране только мертвые сраму не имут. В этой стране только мертвым дано говорить.
Цитата
Сергей Воронин пишет: Уважаемые форумчане!!!! Что не ясно: почему ПЛ погружается? Дана команда - и.....ПЛ к погружению..... Главное - правильно дать команду!!!!!!!
Баян.
Почему подлодка погружается? Часть I. Анатомия подлодки. Подруга Саша вошла в комнату, и взгляд ее задержался на модели ПЛ у меня в руках. - Чем это ты занимаешься? – искренно удивилась Саша. - Ну-у-у… , - начала я нерешительно, - Хочу разобраться, как она работает… Вот тебе разве не интересно, как подводная лодка устроена? Заметив, что Саша выглядит ещё более удивлённой, я поспешила добавить: - Ты только представь себе: можно прожить всю жизнь и так и не узнать, почему подлодка погружается! Саша не стала дальше расспрашивать. Мне кажется, она уже понемногу привыкает к тому, что после Клуба Юных Моряков мы говорим с нею о самых необычных вещах. В ответ лучшая подруга лишь сгрузила свои книжки к моим КЮМовским тетрадкам и пристроилась поближе к модели ПЛ. У Саши был такой вид, словно мы собрались делать вместе лабораторную. - Действительно… Как же она работает? – задумалась Саша. - Хм… То есть, как погружается... – робко уточнила я. - Да, погружается… Ты уже нашла что-нибудь по справочникам? - Погоди, в справочники ещё успеем зарыться! – обрадовалась я Сашиной моральной поддержке, - Давай для начала попытаемся представить себе сами, без помощи энциклопедий и справочников, как же ПЛ всё-таки погружается - поизобретаем, одним словом, «заново водный велосипед», а потом уж поглядим, что говорят по этому поводу авторитеты – идёт? - Давай! – весело согласилась Саша, - Я считаю, что надо смотреть, как погружается, через то, как она не тонет – напрямую это, по-моему, связано… - Само собой! Закон Архимеда! Закон гласит: на тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая Архимедова сила. Только предметы разной плотности эта сила «выталкивает» по-разному: Архимедова сила равна по модулю силе тяжести жидкости, вытесненной телом - кто из ребят дружит с физикой, тот поймёт! Но даже и ребёнок знает: брось кусок дерева или пенопласта в воду – и он будет плавать. Брось кусок железа – и он пойдёт ко дну. То есть материалы с плотностью больше, чем у воды, тонут. Материалы с плотностью меньше, чем у воды, всплывают. А если из того же тяжёленького куска железа выковать полость и оставить её заполненной воздухом (пляжный буй, например), то железо будет держаться на плаву: ведь воздух внутри железки легче воды! (Тут только важно не забывать пожелания Архимеда, чтобы вес этой штуковины вместе с воздухом равнялся весу вытесняемого ею объёма забортной воды). И ведь все корабли держатся на воде по тому же самому принципу: Вес корабля равен весу вытесняемого им объёма воды. А случись пробоина и хлынет вода, корабль сделается тяжелее, то… - Пробоины нам вовсе не нужны! – остановила меня Саша. И вовремя! Потому что бывает, что я занудствую и долго пересказываю то, что все порядочные отличники и без того знают. - Вопрос у нас, - заметила Саша, - как заставить подлодку погружаться без пробоин. Ведь в чём тут фокус? Если подлодку видно на поверхности воды – значит, с плавучестью у неё УЖЕ всё в порядке. Уж её так построили, что не забыли при этом, чтобы Архимедова сила выталкивала ПЛ на поверхность – и подлодка держится на плаву. Получается же что! ПЛ – это совершенно особенный корабль, который должен быть способен то терять, то возвращать обратно свою плавучесть. Иначе как ещё можно погружаться, а затем вновь всплывать? - Я и говорю, это - что-то удивительное! Мы почувствовали себя на пороге нераскрытой тайны. И мы вовсе не спешили открывать в справочнике готовый ответ – наоборот, ещё больше захотелось приблизиться к разгадке через поиск. В воображении возникла морская глубина, зелёная толща воды, мерцающий планктон и молчаливые морские обитатели, поедающие этот самый планктон … Может быть, среди всего этого есть ответы и на наши вопросы? - Рыбы!! – воскликнула вдруг Саша обрадованно. (И, наверное, Архимед не орал так громко свою «Эврику») – Рыбки вы мои золотые! – продолжала она радостно, - Ты обрати внимание, ведь как они поднимаются и опускаются на нужную им глубину? У них для этого есть особый орган - плавательный пузырь, вот! Я только что догадалась: нам нужно точно такую же систему на ПЛ. Сашу охватил восторг первооткрывателя: - Помнишь, мы учили по биологии, что плавательный пузырь у рыб – это такой воздушный мешок внутри тела, которым рыба контролирует своё положение на глубине? Плавательный пузырь наполнен газом – рыбка всплывает вверх. Плавательный пузырь сдувается – рыбка идёт вниз, погружается. Вот оно, то самое изменение плавучести «по щучьему велению, по моему хотению»! - Здорово!! – начала я в ответ на Сашино открытие, - Конечно, уважаю бионику... Но, Саш, посуди сама: создать такую техническую систему, чтобы наподобие рыбьих жабр поглощать из воды растворённый в море кислород, а потом ещё проделывать работу кровеносных сосудов и собирать этот кислород в отдельный резервуар уже в виде газа... – не слишком ли сложно это получается? Боюсь, что технически это... - А зачем так сложно? – не сдавалась Саша, - И не нужно! Просто взять с собой на подводный корабль баллоны со сжатым воздухом! И когда понадобится всплывать, то «плавательный пузырь» (ну, цистерну такую сделать) наполнить из запасов воздуха – вот и всё! - Ну, нет, не всё... – засомневалась я, - А как же вес и размеры лодки? Ведь это не маленькая рыбка, а чудо-юдо рыбища весом в тысячу тонн, по меньшей мере. Что с такой делать? Неужели можно чудо-юдо-рыбо-кита удержать в равновесном положении в воде на одном воздушном шарике? И какой же тогда нужен запас у этих воздушных цистерн! Необъятный, как у дирижабля? - И вовсе нет! Придумай тогда сама что-нибудь получше! – обиделась Саша. Я почувствовала, что Саша права. Я не могу критиковать её идею, не предложив взамен ничего своего. Пришлось напряжённо думать в надежде, что «Эврика» Архимеда обитает тут где-нибудь недалеко... - Сашк, а помнишь, ведь тоже по биологии учили, что акулы, если только перестают в воде двигаться, то их тянет ко дну? Ведь акула – тяжёлая рыбка (плотность её тела больше, чем плотность воды), а плавательного пузыря в её теле нет. Как же она-то справляется с глубиной? - Ну, вот тебя брось в воду – как ты будешь справляться, чтобы не пойти ко дну? - Я-то? – рассмеялась я, - Буду барахтаться руками и ногами, чтобы выплыть! Да, бедняги - эти акулы... Помню же, про них биолог наш говорил, что они всю жизнь проводят в движении и тем только и преодолевают гравитацию, которая беспощадно тянет их вниз. А иначе – уход на дно, а там высокое давление расплющит их тело... Б-р-р! Ну, вот, вопрос был: как погружаться, а у нас опять разговор сводится к тому, как бы не потонуть! - Всё правильно! – подхватила Саша, - Мы ведь ищем такой способ погружения, чтобы можно было ещё и обратно вернуться, то есть всплывать после погружений. А другого нам и не нужно! Ну, так и что там насчёт акул? Постоянное движение позволяет им держаться нужной глубины. А засчёт чего всё-таки они рулят вверх-вниз? - Плавники, конечно! Ты помнишь, какие они у них? Словно горизонтальные ласты – мощные, ух! У маленьких рыбок, конечно, тоже есть свои плавники, но эти тонкие плавнички, похожие на изящные веера - ни в какое сравнение с мощными гидропланами у акул. Оно и понятно, почему: рыбки на своём плавательном пузыре всё ж отдыхают, а акулам приходится полагаться исключительно на собственные мускулы. - Следовательно, - заключила Саша, - ты предлагаешь такой механизм для ПЛ, чтобы поднимало и опускало подлодку засчёт гидропланов-плавников, так? - Угу... Саш, по-моему, мы с тобой нафантазировали достаточно, чтобы заглянуть, наконец, в справочник и выяснить, кто из нас и что угадал правильно. С замиранием сердца мы открыли техническую энциклопедию, развернули схему ПЛ. - Ура, вижу! – возликовала я, - Вот они – «плавники»! Горизонтальные рули! И действительно: на носу и корме корабля красовались гидропланы (на схеме они – зелёные) под названием ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ носовые и кормовые рули. Моё предположение о «плавниках» оправдалось. Не прошло и нескольких секунд, как Саша указала на закрашенные синим цветом ёмкости лодки, и среди этих, словно бы заполненных - то ли морем, то ли небом – синих частей, она нашла то, что искала: - Ура, есть! – радостно воскликнула Саша, - Вот он, «плавательный пузырь»! Балластные цистерны! Мы полюбовались синими и зелёными частями на схеме, которые казались нам похожими на парные органы в теле нашей подлодки. - Значит, ПЛ используют оба эти механизма? Тем лучше! Тем больше средств к управлению подлодкой. Теперь бы только выяснить, как всё это вместе работает! Подлодка казалась теперь сложным организмом, в анатомии которого предстояло ещё разбираться и разбираться. Мы с Сашей погрузились в чтение статей. Часть II. Студент студенту объясняет. Несколько часов спустя... Мы зарылись с подругой в книжки, и каждая, конечно же, искала в справочниках подтверждение своим мыслям. Мне, например, очень хотелось доказать Саше, что подлодки ведут образ жизни акул, а не маленьких рыбок. Но у Саши был свой взгляд на вещи... Одним словом, Саша читала обо всём, что касается «плавательного пузыря» подлодки, а я - о «плавниках». Отрываемся, наконец, от книг. Пришло время сложить то, что мы прочитали, в единую систему. - Итак, главный орган погружения подлодки – это Цистерны ГЛАВНОГО БАЛЛАСТА (ЦГБ), - начала Саша по своей теме, - Для погружения подлодка принимает в них БАЛЛАСТ – забортную воду. Для всплытия балласт «продувается», то есть вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом. Искать ЦГБ нужно между ПРОЧНЫМ и ЛЕГКИМ корпусом. - Так... - развернула я схему (рис.1), - Смотрим, где и что. Вот - внутренний корпус, «сделан из высокопрочной стали», так-так... выдерживает высокое давление. Понятно! Правильное название – ПРОЧНЫЙ корпус. Хорошо! В прочном находятся экипаж и все машины, которые не должны спорикасаться с водой... - Сказано же не зря: «Внутренний, или корпус высокого давления, – это ядро подлодки», заметила Саша. - Так, идём дальше. Затем, у ПЛ есть внешний корпус, вот он! – обрисовала я подлодку по контуру, - «сделан из лёгкой листовой стали, придаёт ПЛ обтекаемую форму». Правильное название – ЛЁГКИЙ корпус. - Как в Матрёшке – одна фигура в другой, – указала Саша на положение прочного корпуса внутри лёгкого. - Между прочным и лёгким – полно пространства. Жёлтое – это что? - Топливо! Между прочной и лёгкой оболочками дизельной ПЛ в ТОПЛИВНОБАЛЛАСТНЫХ цистернах хранится топливо. Но для нашей темы по погружению нам надо с синими частями по схеме разобраться! - Ага, наконец-то вижу! Цистерны главного балласта – кормовая и средняя. - Да, на схеме видно только две, обычно их на подлодках больше. ЦГБ располагаются группами по всей длине межкорпусного пространства. По расположению на корабле их делят на три группы: кормовую, среднюю и носовую. - Давай с самого начала - ПЛ перед погружением. Что происходит в надводном положении? – спросила я Сашу. - В надводном положении ЦГБ всегда заполнены воздухом и поэтому, словно воздушные подушки, держат подлодку на плаву. Но стоит их заполнить водой, и корабль теряет свою плавучесть. Его тянет вниз, под воду. - Но ведь все цистерны – герметичные. Как же вода вдруг попадёт туда? - Для этого есть специальное приспособление – клапаны! Цистерны главного баллатса имеют большие клапаны под названием КИНГСТОНЫ внизу и ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ клапаны наверху. Правильное название вентиляционных – «Клапана вентиляции ЦГБ». Легко запомнить, где какие клапаны: море – внизу, воздух – наверху. Отсюда и кигнстоны (принимают и выпускают воду) находятся внизу, а вентиляционные клапаны (принимают и выпускают воздух) расположены в верху цистерны. Пока вентялиционные клапаны закрыты, вода не может проникнуть внутрь ЦГБ. Это и понятно! – отвлеклась Саша, - Вспомни, как обыкновенный стакан превращается в батискаф! Я кивнула. Мы проделывали этот опыт, ещё когда были маленькими. («Батискаф» для любопытных: Берёшь стакан, переворачиваешь его вниз дном и медленно погружаешь в наполненную ванну. Стакан можно погрузить на самое дно ванны, но внутри он окажется сухим! Вода не заполняет стакан, потому что её не пускает давление воздуха изнутри стакана; воздух же от давления воды стремится уйти вверх, но там-то его как раз встречает стаканное дно). По тому же принципу, что и у батискафа, воздух не пускает воду в балластную цистерну, пока вентиляционные клапаны закрыты. - Когда же вентиляционные открываются, то вода с большой силой вытесняет воздух, и он с шумом выходит, а ЦГБ в 20-30 секунд наполняются водой. Подлодка теряет свою плавучесть и меньше чем за минуту погружается под воду. - ПЛ уходит под воду... Ну, теперь мой черёд объяснять про «плавники»! – обрадовалась я, - С этого момента незамедлительно включаются в работу машины. Вращение винта сообщает подлодке скорость - это толкает её вперёд. Чтобы заставить стальную рыбку нырнуть носом вниз, в управление ПЛ подключаются горизонтальные рули. - Хм... – фыркнула Саша, - Погружаться можно и без этого! То есть как раз если не включать винты, то ПЛ и без рулей будет погружаться. - Если ничего не предпринимать, то без поступательной тяги винтов подлодку затянет вниз. А так-то, конечно, можно и дальше погружаться в свободном падении... Только вот беда: погружение может выйти из-под контроля – вспомни, что бывает с акулами, если они перестают двигаться! Если не двигаться в воде, то скоро познакомишься с ужасами глубинного давления. Саша отрицательно покачала головой: - Я имела ввиду не это! Вообще-то ПЛ может погружаться как на ходу, так и без хода. Для этого есть особая система ... расскажу о ней попозже, но сейчас я не о том! - Саша! Я как раз имела ввиду, что бывает с акулами, когда у них нет такой «особой системы»! - Хорошо! Но ведь мы знаем, что подлодка погружается на глубину 100 метров и даже больше, а не просто уходит под воду. Отчего же у тебя получается, будто подводники боятся глубины? - Подводники, по-моему, ничего не боятся! Просто чем глубже – тем лучше можно скрыть подлодку от тех, для кого она должна оставаться невидимой. Но тем страшнее становится давление! Погружение на 100 метров уже представляет собой такую глубину, что конструкторы ПЛ не могут гарантировать полную безопасность. И чем дальше погружение, тем опаснее. Если давление прорвёт прочный корпус, то море раздавит подлодку, как консерную банку. Вот почему, погружая подлодку, командир корабля будет всегда искать выход, выбирая между опасностью слишком глубокого погружения и уходом в эту же самую глубину от тех, кто выслеживает нашу ПЛ. И именно поэтому одной из 4-х основных задач боевой подлодки являются УПРАВЛЯЕМЫЕ ПОГРУЖЕНИЕ, ВСПЛЫТИЕ И СМЕНА ГЛУБИНЫ. А управлять глубиной мы будем с помощью винта и рулей. - Ну, хорошо. Погружаемся дальше. ЦГБ заполняется очень быстро... - ... но ещё не успела она заполниться морской водой, как командир даёт боцману команду «погружаться на глубину стольких-то метров с дифферентом столько-то градусов», и боцман по этой команде вдруг решает переложить НОСОВЫЕ горизонтальные рули вверх, а КОРМОВЫЕ вниз! - Вот тут я уже не вижу, что происходит! – сказала Саша, - Как же эти рули задают положение «рыбки, ныряющей вниз»? Как они хоть выглядят? - Выглядят они как обрубленные крылья самолёта и в разрезе напоминают вытянутую каплю. Видишь тут на схеме (рис. 1): горизонтальные рули попарно прикрепляются к передней и задней части подлодки – ну, точно как плавники у рыбы! Теперь объясняю, как всё это работает. Саша набрала побольше воздуха в лёгкие, потому что мои объяснения никогда не бывают короткими. - Итак... Винт вовсю работает. Подлодка движется, преодолевая сопротивление воды. Ну, это как если в жаркий день, когда совсем нет ветра, ты хочешь немножечко освежить лицо и начинаешь бегать, то воздух начинает омывать твоё лицо, будто в самом деле ветер, хотя и ветра-то никакого нет... Заметив тоскливый вид Саши, я решила взбодрить её: - Ну-ка, попробуй, побегай по комнате! Вот здесь нет ветра, но стоит нам начать бегать, так поднимется целый ураган! - Чтобы создать демонстрационный ветер, я просто помашу рукой! Ладно? Или ещё лучше – веером... Лен, ну, понятно всё! Что ты как первоклашке мне тут объясняешь? Я поняла, что ты хочешь сказать: ПЛ движется относительно воды, в которой находится, и нос подлодки разрезает воду - этим создаются потоки. - Верно! Движением подлодки создаются потоки воды, которые, встречаясь с горизонтальными рулями, оказывают на них давление - наподобие того, как сильный ветер, налетев на кусок картонки, «задувает» её. В ответ на замечание про ветер и картонку Саша лишь помахала рукой, показывая, что с потоками всё уже ясно. Я кивнула. - Ладно... Куда повёрнуты в этот момент рули-гидропланы – очень важно, потому что, согласно их направленности, поток воды либо подхватывает рули вверх, либо тянет вниз. Вот смотри! Схематично если изобразить... Тут я нарисовала похожую на огурец ПЛ. - Ну, хоть винт подрисуй к корме! А то непонятно, вверх она смотрит или вниз, - предложила Саша. Я подрисовала к корме винт и продолжила объяснение: - Теперь смотрим: вот положение «на погружение» горизонтальных рулей по продольной оси тела нашей подлодки – боцман сказал бы, что это положение КГР и НГР «на погружение враздрай». (Рули указаны чёрным и похожи на рисунке на каплю, потому что именно так они выглядят в разрезе) А вот те же самые рули с телом подлодки. - Какое сильное название – «враздрай»! Напоминает чем-то слово «раздраконить», – заметила Саша. - Точно! – засмеялась я, - КГР и НГР тут и впрямь раздраконены в разные стороны! «Такое положение рулей типично для начала манёвра, когда для его ускорения нужно придать лодке дифферент (продольный наклон)», - утверждает справочник. Перевожу: «Чтобы погружаться скорее, ныряй круче!» А «враздрай», Сашк, - это, наверное, однокоренное с «драить палубу» или там «задраить люк» или... - О, теперь я вижу, в чём дело! – воскликнула Саша, ни чуть не обращая внимания на мои попытки найти родственные слова для «враздрай». Всё внимание подруги было сейчас на рисунок «Как работают рули» (рис. 2). И, водя карандашом по белым стрелкам потоков на схеме, Саша продолжала: - Поток, который идёт от носа к корме, скользит обтекаемо по поверхности «передних плавников», но встречается с препятствием - «с задними плавниками», то есть с кормовыми горизонтальными рулями. Поток задерживается под ними! Вот тут... Это и понятно: встретив препятствие, вода не сразу находит выход, как его обойти. А пока поток завихривается под горизонтальным рулём, он приподнимает плоскость руля. Таким образом «хвост рыбки» поднимается потоком вверх! Тогда как носу «рыбки» ничто не мешает смотреть вниз. - Тем самым, - заметила я, - задаётся направление движения нашей ПЛ. Понятно, что при погружении нужно, чтобы нос смотрел вниз, а корма вверх. При всплытии горизонтальные рули нужно переложить в обратном порядке (см. рис 2, в) Разность в положении кормы и носа корабля задаёт нужное направление для погружения-всплытия. - Представляю себе наклон, когда «стальная рыбка» нырнула! – воскликнула Саша, - Всё вокруг катится и валится от кормы к носу... - Ха-ха-ха! Ну, уж не знаю, валится ли и катится ли там что-нибудь при погружении – это у подводников надо спросить. А вот справочник утверждает, что «при подходе к заданной глубине, подлодку необходимо «одерживать», то есть начинать плавно отводить дифферент с тем, чтобы на заданной глубине он уже был нулевым или близким к нулю». Тут-то как раз КГР перекладываются почти параллельно НГР, а продольный наклон ПЛ засчёт этого выравнивается. Такое положение рулей боцман назовёт «параллельно на погружение». - Вот-вот, ПЛ надо выравнивать! А то ведь, пока подлодка погружается под углом, то представь: как ходить внутри неё? - Как по крыше, - представила я. - Самое время, по-моему, - разобраться в цистернах вспомогательного балласта, – с торжествующим видом заявила Саша, - Когда подлодка «клюёт носом», то за выравнивание центра тяжести отвечает заполнение ДИФФЕРЕНТНЫХ цистерн. - Странно! Ведь только что разбирали, как рули задают наклон подлодки... Значит, и выравнивать надо рулями! - С этим никто не спорит. Но в то же время, - мягко возразила Саша, - равновесие между кормой и носом подлодки может быть нарушено совсем не по вине рулей, и тогда кораблю для восстановления равновесия понадобится ДИФФЕРЕНТОВКА. Так что не всё решают ваши рули! «Интересно, по чьей же тогда вине сдвинулось равновесие между кормой и носом?» - подумала я, а сама – скорей листать словарь морских терминов, чтобы найти там страшное слово «дифферент». ДИФФЕРЕНТ как морской термин означает: «угол отклонения корпуса корабля от горизонтального положения в продольном направлении». Продольный наклон нашей ПЛ, одним словом! Да, с этим понятием мы уже встречались, когда говорили о рулях. Также я нашла: «Приём/откачка вспомогательного балласта и его перекачка с целью добиться равновесия погруженной ПЛ на ровном киле называется ДИФФЕРЕНТОВКОЙ». Вот оно что! Значит, дифферентные цистерны связаны с балансировкой и равновесием. - Заметь, - продолжала тем временем Саша, - это совершенно логично, что дифферентные цистерны (ДЦ) имеются как в кормовой, так и в носовой части корабля. Словно две чаши весов – баланс и есть! Между ними есть сообщение: с помощью сжатого воздуха или насосов из кормовой дифферентной цистерны в носовую – и наоборот – можно перекачивать водяной балласт. - Ну, хорошо. А что за повод для нарушения равновесия? Почему вдруг корма стала бы легче (тяжелее)? - Ну, вот же смотри! Пока мы двигались в точку погружения, то истратили какое-то количество топлива. Вот уж и нарушилось равновесие! Ведь если с одной чаши весов убрать, то другая сразу станет тяжелее. А тут у нас похожая ситуация: в одной из топливнобалластных цистерн топлива стало меньше – не по всей длине лодки меньше, а именно здесь, в конкретном отсеке, ближе к корме. Значит, нужно восстанавливать равновесие. Правда, истраченное топливо тут же замещают морской водой, так что топливнобалластные цистерны не пустуют, вновь заполняются. Но плотность воды больше, чем у дизельного топлива, поэтому непогашенная разница в распределении веса по длине подлодки всё-таки есть. - Поняла! Значит, кргда перевес оказался у кормы корабля, то часть балласта надо перегнать из кормовой дифферентной цистерны (КДЦ) в носовую дифферентную (НДЦ). - Верно! - Хорошо. ЦГБ уже давно заполнились. ПЛ погружена. Для чего теперь нужны цистерны вспомогательного балласта? Помимо дифферентных, здесь есть ещё какая-то УРАВНИТЕЛЬНАЯ... синим цветом закрашена – значит, тоже заполняется морской водой? - Но дело ведь не только в равновесии между кормой и носом! – чуть не обиделась на мой вопрос Саша, - Уравнительная цистерна делает то, что вес подлодки поддерживается постоянным на заданной глубине! Ты думаешь, подлодка слушалась бы рулей так славно, если бы её вес не был сбалансирован по отношению к весу воды, которую она вытесняет в море? Ты думаешь, ПЛ так легко парила бы в глубине и поднималась-погружалась в точности, как велит ей её командир, на 10, 20, 30 или 50 метров, если бы её вес на заданной глубине не оставался постоянным? Вовсе нет! Стань подлодка вдруг легче вытесненной воды, и она начнёт непроизвольно и невовремя всплывать, а стань она тяжелее – будет невовремя погружаться. Подводная лодка – как спортсменка, которой нужно постоянно следить за своим весом. И снова Архимед: чтобы подлодка беспрекословно слушалась винта и рулей, её вес должен быть равен весу вытесняемой ею воды! - Да, вижу теперь, что не случайно Уравнительная цистерна находится у самого центра тяжести ПЛ. - Конечно! Это же удобно: при таком расположении уравнительной цистерны заполнение её будет влиять именно на вес подлодки, но не влияет на дифферент. - Вообще-то говоря, это - тоже о равновесии: «вес ПЛ равен весу вытесняемой воды...». Только, Саш! Одного я в толк не возьму: отчего же вес ПЛ меняется? - Как от чего?! – поразилась Саша, - Подлодка ведь каждый день расходует топливо, питьевую воду, провиант... Подлодка становится легче каждый раз, когда освобождается от торпед. Кроме того... - Я понимаю, но что ужасного? Взять тогда вес использованных воды, еды, топлива и торпед, да и добавить ровно столько же воды в уравнительную цистерну. - Да, верно, именно это и делают. Но помнят также про отношение веса ПЛ к весу вытесненной воды. «Кроме того», о котором я хотела сказать, - это удельный вес воды. С глубиной он меняется! Глубинная вода становится плотнее под давлением всей той толщи моря, которое над ней. И вес ПЛ из-за этого нужно корректировать постоянно. - Но только что драматичного? – не сдавалась я, - Можно было бы шкалу такую составить, по которой в точности на каждую глубину расписать какая там будет плотность морской воды...- да и пользоваться потом шаблоном. Разве нельзя? - Нельзя! Удельный вес морской воды изменятеся по многим причинам. На состояние воды влияют глубина, температура, время года, тёплые и холодные течения, планктон, концентрация соли... Солнышко пригрело, выпарило воду – и вот уже другая концентрация, все параметры опять поменялись. - Да-а... Много знаний нужно подводникам, чтобы проделывать все эти измерения и расчёты! Я тоже успела прочитать, что у подлодок, заходящих в Арктику, корпус обмерзает и покрывается частично льдом. Так лёд создаёт остаточную плавучесть, которую при погружении приходится учитывать. Попробуй-ка такое рассчитать! - Вот-вот! Так что одного на все случаи жизни шаблона нет, а вес подлодки должен быть сбалансирован по отношению к вытесняемой воде – и точка! Ведь постоянство веса корабля - это боеготовность корабля. Постоянство веса означает, что при погружении остаётся только убрать вытесняющую силу, создаваемую ЦГБ. И, случись тревога, можно уйти под воду быстро, без сложных расчётов. Это важно! - Конечно! А на глубине важно, чтобы ПЛ оставалась послушной своему командиру. И теперь мы знаем, что ПЛ слушается рулей, после того как дифферентные и уравнительная цистерны правильно заполнены! Так я запишу такой вывод: «Целью дифферентовки является: 1) обеспечение равновесия между весом корабля и весом вытесняемой им воды; и 2) обеспечение равновесия между кормой и носом подлодки (выравнивание дифферента)». - По-научному говоря: «Лодка считается нормально удифферентованной, если в подводном положении плавает на ровный киль, и для поддержания глубины и дифферента на ходу достаточно небольших перекладок рулей», - зачитала Саша по справочнику, - И заметь, пункт 1 и пункт 2 на практике осуществляются вместе. То есть дифферентовки с участием ДЦ и УЦ проводятся одновременно. - А пример? – попросила я, - Хочу видеть одновременное участие ДЦ и УЦ в дифферентовке! - Да вот, пожалуйста. Предположим, наша подлодка выпустила парочку торпед... - Ой! Мы с тобой уже пускаем торпеды?! - Ну, предположим! Только для примера... Торпеда весит 1,5 –2 тонны. Масса воды, которая заполняет торпедный аппарат (ТА) после выхода из него торпеды, - тоже около 1, 5 тонны. Эта вода перемещается в торпедозаместительную цистерну (ТЗЦ). Что мы имеем? Разницу в весе сразу принимает на себя уравнительная цистерна (в неё закачивают дополнительно воду). Это дифферентовка с участием УЦ. А поскольку ТЗЦ находится дальше в корму относительно ТА, то потребуется из кормовой дифферентной цистерны перекачать часть водяного балласта в носовую дифферентную. А это уже дифферентовка с участнием ДЦ. Вот! А вообще-то сказано, что «подлодка под водой очень чувствительна к нарушению равновесия». Достаточно переместить из носа в корму всего сотню килограмм... - То есть нашего учителя по биологии? – подмигнула я Саше. - Да хотя бы! – улыбнулась подруга, - ... чтобы сбить дифферент. Справочник: «Известны случаи, когда переходом экипажа из отсека в отсек подлодку удерживали от самопроизвольного всплытия при торпедной атаке». Поэтому, даже в Корабельном Уставе сказано, что переход из отсека в отсек в подводном положении возможен только с разрешения вахтенного офицера или вахтенного механика. - Интересно! Надо будет предложить нашим младшим кюмовцам хоть раз спокойно посидеть в классной комнате, чтобы они не вертелись и не бегали туда-сюда – скажем им, что это упражнение на выдержку для будущих подводников! Ведь подводникам нельзя гулять по подлодке куда вздумается... - Нет, лучше просто расскажем маленьким непоседам случай из практики одного бывшего командира БЧ-5 дизельной ПЛ, и они сами всё поймут! Вот что рассказал командир: «У меня на «Малютке» служил старшина торпедистов, весом более 120 кг. Однажды, когда воды в дифферентных цистернах не хватило, я производил дифферентовку, командуя: «Товарищ мичман, пройдите, пожалуйста, в первый отсек и сидите там». - Ха-ха-ха! А вот же, говорят, что не бывает таких команд в ВМФ! - Да, весело! Только, Саш, пока мы с тобой тут хихикали, наша подлодка ни погружалась, ни поднималась, да и вообще никуда не двигались. Как-то упустили мы это из виду... Не могла же наша ПЛ просто зависнуть как в невесомости? Давай уж придумаем, куда дальше... - А вот и могла! – радостно сказала Саша, - Подлодка может на заданной глубине «замереть в невесомости»! Помнишь, я обещала расказать об особой системе? Так вот, это и есть! Называется СБХ – Стабилизатор Глубины Без Хода. А выглядит СБХ так: уравнительная цистерна, насос (тот же самый, который и обычно откачивает и принимает воду в УЦ), затем клапан приёма-отлива и автоматика, которая всем этим управляет. - Ага! Значит, всё-таки «золотая рыбка» с плавательным пузырём, который сокращается и расширяется по её желанию? - Да, только «желание» заменено автоматикой, а на пульте управления есть прибор, задающий глубину. Можно с помощью СБХ погружаться и всплывать без хода. Например, среди льдов Арктики! - Здорово! Ну, а нам, Саш, пора всплывать. И раз мы не среди арктических льдов, то всплывать будем на ходу. Значит, задаём рулям положение, обратное тому, что было при погружении, и перемещаемся вертикально к поверхности с помощью рулей и работы винта. Продувать ЦГБ воздухом не нужно. - До перископной глубины не нужно, - поправила Саша. - Хорошо. Мы на глубине 6 метров от поверхности. Это - перископная глубина. Что дальше? - Теперь 1) средняя группа ЦГБ продувается воздухом высокого давления; 2) подлодка переходит в позиционное положение – то есть такое, когда на поверхности видно боевую рубку, после чего 3) отдраивается верхний рубочный люк и 4) запускаются дизеля, а их выхлопными газами продуваются концевые группы ЦГБ – это позволяет подлодке приподняться; 5) турбокомпрессоры закачивают через рубочный люк воздух в ЦГБ. - Вода полностью вытесняется из Цистерн главного балласта воздухом, они становятся плавучими, как воздушные подушки, и ПЛ снова может держаться на плаву уже без помощи двигателей.
Страницы: Пред. 1 ... 5 6 7 8 9 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


Главное за неделю