[QUOTE]Готов выложить фото[/QUOTE] Дмитрий, здравствуйте, прошу прощения за задержку.
Пожалуйста, отправьте фото архивом с папками, названиями, подписями и указаниями (если необходимы) с помощью сайта http://freesea.ru. Загружать лучше в Internet Explorer.
Детям-подросткам нужно больше наглядности. Сейчас читается как лекция - одна теоретическая часть. [QUOTE]Умение принимать единственно правильное решение при любой аварийной ситуации. [/QUOTE] А какой-нибудь случай, иллюстрирующий это умение? [QUOTE]Главное – толковая голова и уживаемость в таких условиях.[/QUOTE] Пример?
Идеально было бы рассказать десантнику выдуманную или реальную историю, произошедшую на лодке, которая бы показала, каких высоких моральных, психологических и физических качеств требует служба подводника. А потом заключить от его лица:
- Да я лучше 10 раз с парашютом спрыгну, чем раз погружусь на пл!
Герман, замечание Алексея Д о плагиате справедливо. Текст нужно переписать, чтобы он не напоминал кальку с КП. В дальнейшем, пожалуйста, воздержитесь от таких очевидных заимствований.
Сергей, спасибо, отличный текст. Нужно добавить чуточку наглядности для каждого вида связи, описать средства, процедуру передачи сигнала. Например:
[QUOTE]В углу стоял знакомый компьютер, а рядом с ним... вертикальный ключ[/QUOTE] Как он выглядит? [QUOTE]«Второй, я первый, на приеме, связь пять баллов».[/QUOTE] - куда, как говорит матрос? Как включаются помехи? Как выглядит устройство радиотелеграфной связи? И так далее.
Желательно иллюстрировать рассказ парой снимков или рисунков.
Для правки используйте, пожалуйста, этот текст:
Как-то на рейде после спуска флага матросы собрались на баке потравить байки...
Юнга подошел к радисту и спросил:
-Почему в 21 веке надо знать азбуку Морзе? Ведь сейчас все компьютеризировано, кругом автоматика! Все сообщения передаются и принимаются «умными» устройствами, да и по мобильнику можно позвонить из любого порта в любую точку мира!
Радист затянулся трубочкой и только криво улыбнулся в усы.
А на следующий день пригласил юнгу на занятия в радиокласс.
Обилие аппартуры поразило юношу. Мигали лампочки, стрекотали печатающие устройства. За каждым рабочим местом сидел матрос и делал что-то непонятное.
В углу стоял знакомый компьютер, а рядом с ним... вертикальный ключ, который выглядел пришельцем из прошлого, несуразным монстром среди современной техники.
Радист объявил тему занятия: «Организация радиосвязи в условиях помех» и начал читать лекцию.
«В военно-морском языке есть понятия радиолиния и радиосеть.
Радиолиния - это связь двух корреспондентов.
Радиосеть - это связь нескольких корреспондентов: каждого с каждым и каждого со старшей станцией, в роли которой выступает либо флагман, либо береговой КП.
Сегодня мы будем осуществлять связь по радиолинии - между двумя рабочими местами в классе с использованием различных оконечных устройств.
При этом в радиоэфире имеются непреднамеренные помехи.
Радиотелефонная связь
Два матроса включили свои радиостанции и быстро установили двустороннюю связь:
«Отстраиваются от помех, уменьшают полосу пропускания приемника» - прокомментировал радист.
«Как связь?» - спросил он матросов.
«Связь устойчивая, разборчивость — 3 балла».
«Увеличим уровень помех. Уровень помех 1:1. Как связь?»
«Связь неустойчивая, разборчивость — 2 балла».
«Еще увеличим уровень. Уровень помех 2:1. Как связь?»
«Связь потеряна...»
«Радиотелефонная связь, конечно, самая удобная: корреспонденты общаются во время обычного телефонного звонка. Но это самая неустойчивая, самая плохо защищенная от помех линия радиосвязи».
Телеграфная связь
«Телеграфная или буквопечатающая связь - самая удобная с точки зрения документирования связь. При ней текст выходит напечатанным на ленте или рулоне бумаги.
Независимо от типа аппаратуры, применяемой для связи, в основе буквопечатания лежит использование для кодировки передаваемых сигналов кода БОДО или его производных. В эфир передается набор нулей и единиц, то есть токовых и бестоковых посылок. Ценность кода БОДО в том, что он обладает избыточностью и за счет того, что в каждом знаке присутствуют «лишние» нолики и единички, аппаратура на приемном конце может восстановить пропущенные и искаженные знаки».
Пока радист говорил, двое матросов на своих рабочих местах установили двустороннюю буквопечатающую радиосвязь.
«Передать контрольный текст».
«Есть передать».
«В чащах юга жил-был цитрус, да, но фальшивый экземпляр».
«Качество связи отличное. Ошибок 0%».
«А теперь «включим» помехи. Уровень помех 1:1».
«Качество связи хорошее. Ошибок не более 10%»
«Увеличим уровень помех. Уровень помех 2:1».
«Связь устойчивая. Количество ошибок не более 30%. Текст читаем».
«Уровень помех 3:1».
«Сбой связи. Количество ошибок более 60%. Текст не читаем».
В дверь постучали.
«Разрешите войти?»
«Здравствуй, боцман, ты как раз вовремя. Морзянку, надеюсь, не забыл?» - спросил радист вошедшего.
«Да как можно забыть! Как юнгой выучил, так до сих пор помню».
«Ну садись тогда за рабочее место!»
Боцман и радист сели на свои места, включили аппаратуру, одели на голову головные телефоны и приготовились к работе.
Радиотелеграфная связь
«Телеграфная азбука или морзянка - изобретение Самюэля Морзе - используется в радиосвязи и по сей день. Несмотря на появление компьютеров и широкое распространение цифровых видов связи, телеграф (или CW) остается одним из основных средств передачи сигнала.
В азбуке Морзе каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). За единицу длительности в телеграфной азбуке принимается длительность точки. Длительность тире равняется длительности трех точек. Пауза между знаками в букве - одна точка, а между буквами в слове - 3 точки. Пауза между словами - 7 точек.
Вся сложность изучения азбуки Морзе заключается в том, что недостаточно просто запомнить комбинацию точек и тире для каждой буквы. Даже наоборот - это очень вредно для последующего серьезного изучения CW. Поначалу, на малых скоростях, вы сможете просчитать количество точек и тире, но при увеличении скорости - наверняка собьетесь!
Чтобы серьезно изучить телеграф, нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а "напевы", которые получаются, когда звучит буква целиком. Таким образом, когда вы слышите напев "Фи-ли-мон-чик", то это значит была передана буква "Ф". Здесь не ошибешься.
Ну что, боцман, готов?»
«Готов!»
«Начали... Включаем помехи. Уровень помех 1:1».
«Связь устойчивая. Ошибок нет».
«Уровень помех 2:1».
«Связь устойчивая. Ошибок нет».
«Уровень помех 3:1».
Боцман попросил снизить скорость передачи.
«Скорость передачи 120 знаков в минуту».
«Связь устойчивая. Ошибок нет».
«Уровень помех 4:1».
«Связь устойчивая. Ошибок не более 10%».
«Уровень помех 5:1».
«Связь устойчивая. Ошибок не более 20%. Все, хватит!» - взмолился боцман.
«Надо чаще приходить на тренировки» - улыбнулся в усы радист.
«Тренированный радист в условиях интенсивных помех может принимать радиограмму со скоростью до 180-200 знаков в минуту» - добавил он. - «Юнга, что ты понял из занятия?»
«Я понял, что самая удобная и простая связь - это телефон. А самая устойчивая и защищенная от помех связь — радиотелеграф с использованием азбуки Морзе».
«Правильно. Это потому, что нет более чуткого прибора, чем человеческое ухо, и нет более совершенного компьютера, способного различить «напев» морзянки среди помех, чем человеческий мозг» - подтвердил радист.
«Можно, я буду ходить на занятия в радиокласс?» - спросил юнга.
«Разумеется. Матрос, не знающий морзянку — не матрос» - ответил радист.