Спасибо! Подробно рассказано, как реактор запускается, но ни слова о том, как он работает. Пожалуйста, если это возможно, "на пальцах" объясните, что происходит внутри реактора и как это заставляет корабль жить. И что такое компенсирующие решетки.
Используйте правленный текст:
[QUOTE]Атомный движитель – очень сложное инженерное сооружение. Он состоит из паропроизводящей установки: реактор, парогенераторы, блоки очистки, системы газа высокого давления, подпитки, дренажа, отбора проб, охлаждения систем и механизмов, охлаждения забортной водой… - и паротурбинной установки: система главных и вспомогательных паропроводов, конденсатно-питательная система, система смазки, главная турбина, турбины генераторов, турбозубчатый агрегат, опорный подшипник, многочисленные механизмы и арматура, система охлаждения линии вала, система циркуляционных трасс…
Ты пришел в ужас?
Сейчас объясним. Представь себе, что нужно срочно выйти в район по тревоге. В военных фильмах танкисты и десантники запрыгивают в боевые машины, заводят дизеля – все, поехали! Так же поступают и гражданские, когда куда-нибудь спешат. Выбежали из подъезда, забрались в машину, повернули ключ, завели двигатель – готово!
Ядерный реактор за минуту не запустишь.
Прежде чем начать ввод установки, производят расчет пускового положения компенсирующих решеток, на которое их надо поднять.
Людей, которые это делают, называют управленцами. В расчете учитывается множество факторов: длительность работы реактора до остановки, время простоя в базе, энерговыработка, глубина йодной ямы, отравление реактора ксеноном, самарием и многое другое.
При выходе на минимальный контролируемый уровень мощности (МКУМ) чувствительная аппаратура определит, что реактор "просыпается". Если показания расчета оказались верны, "реактор пойдет", как говорят управленцы. Если расчет неверен и реактор не "пошел", то реактор заглушают и расчитывают пусковое положение еще раз. На вычисления уходит около 40 минут.
Как только реактор "пошел", начинается длительный процесс ввода установки. Торопиться здесь нельзя: надо поэтапно прогреть многометровые паро-трубопроводы разных диаметров. Прогреть паровые части главной турбины и турбин генераторов. Выпарить заполненные водой бочки парогенераторов, поочередно подключая их в работу. Ввести в работу системы и механизмы паротурбинной установки. Принять штатную нагрузку на турбогенераторы в электроэнергетической сети, охладить системы и механизмы всего корабля, переведя их на штатный режим от паровых холодильных машин…
Когда температура теплоносителя в реакторе достигнет штатных параметров, можно дать ход.
Ввод реактора занимает примерно четыре часа.
[/QUOTE]