По просьбе Андрея, выкладываю свой перевод статьи из Просидингс:
Два новых больших палубника
Норман Полмар. Военно-Морской Институт США. Просидингс. Аннаполис: Ноябрь, 2007
Том.133, Выпуск 11, стр. 94-95 (2стр.)
После долгих задержек, Британское правительство подписало контракты на сооружение двух больших авианосцев – самых больших кораблей когда либо постороенных для Королевского Флота.
Получившие обозначение CVF (Carrier Vessel Future/Авианосец Будущего) во время разработки, новые авиансоцы будут иметь водоизмещение около 64000 тонн с полной нагрузкой, в отличие от примерно 100000 тонн последних атомных авианосцев класса Нимиц (CVN-68), ВМС США. Эти авианосцы дадут Королевскому Флоту возможность остаться серьезной политико-военной силой не смотря на последние уменьшения количества кораблей, летательных аппаратов и подводных лодок в ВМС.
Корабли, которые будут названы Queen Elizabeth и Price of Wales, будут завершены в 2014 и 2016 годах соответственно. BAE Systems является главным подрядчиком проэкта. Корабли будут нести конвенционные летательные аппараты, которые будут приземляться с помощью аэрофинишера и взлетать с помошью трамплина (в отличие от использования катапульт на американских авианосцах).
Эти авианосцы заменят три маленьких «Harrier Carriers» класса Invincible, корабля водоизмещением 19500 тонн с полной нагрузкой, которые были построены в начале 80'х. Те корабли несли самолеты типа Harrier с вертикальным/коротким взлетом и посадкой (VSTOL) и вертолеты. Не смотря на его маленький размер и возможность работы только с аппаратами VSTOL, Invincible и несколько больший размером авианосец Hermes были ключевыми игроками в Британской победе над Аргентиной во время Фолклендского конфликта 1982 года. (С тех пор Hermes был передан Индийским ВМС.)
Конструкция CVF необычна тем что у нее придусмотрены две надстройки-«острова» с правого борта, с двумя лифтами с правой стороны, соединяющими ангарную и летную палубы. Эта конструкция рассчитана на поддержку 500 самолетовылетов за промежуток в пять дней, с потреблением 800 метрических тонн боеприпасов.
Эти корабли будут оборудованы газовыми турбинами с приводом на электрические моторы, сообщающие авианосцу скорость 25 узлов (в сравнении с 30-плюс узлами авианосцев США). Предполагается команда в 600 человек, с возможностью размещения 800 человек из личного состава эскадриллий и командных штабов, тоесть общее количество около 1400 мужчин и женщин. Ожидается что они будут укомплектованы американским самолетом F-35 Lightning II в конфигурации STOVL, который предназначается для Корпуса Морской Пехоты США и Королевкого Флота.
(Французские ВМС планируют построить свой вариант CVF. Этот корабль должен быть завершен к 2015му году, когда единственный существующий французский авианосец, атомный Charles de Gaulle, подлежит заправке и капитальному ремонту. Вряд ли французы смогут держаться этой даты.)
Американские военно-морские чиновники в общем игнорировали британскую ситуацию с авианосцами. Один флаг-офицер в отставке, клеветал на британские программу, утверждая, что Королевский Флот предпочел бы CVN класса Нимиц своему CVF, и что ВМС США нечему учиться у британской авианосной программы. Тем не менее, необычная конструкция CVF должна привлечь внимание американцев, для возможного внедрения некоторых ее черт в будущие американские авианосцы и амфибийные корабли (LHA/LHD). В самом деле, список уроков, преподанных Королевским Флотом, длинный и весьма значимый.
Для начала, первым военным кораблем в мире, оборудованным приспособлениями для запуска летательных аппаратов на колесном шасси, был HMS Furious, легкий линейный крейсер завершенный в 1917м году. Этот корабль, в различных авианосных конфигурациях, служил всю Вторую Мировую Войну. В последующем, британцы разработали авианосец с угловой летной палубой, сделавший возможной работу с высокомощными реактивными летательными аппаратами; зеркальнаю систему приземления с ее производными; паровые катапульты; и, конечно, широко используемый и очень удачный Harrier. Несколько других, воистину передовых разработок были опробованы британцами, но по разным причинам не были приняты на вооружение. Среди них, гибкая летная палуба (для бесколесных самолетов) и водяной аэрофинишер.
Концепция гибкой летной палубы была опробована на земле британцами и США (Военно-Морской Испытательный Центр на реке Патуксент) и на море, на HMS Warrior. Значительные уменьщения веса морского самолета может быть достигнуто удалением его систем шасси. Хотя технически возможная, эта схема заставила бы подобные самолеты приземляться только на особо оборудовнных авианосцах и аэродромах на берегу.
Водяной аэрофинишер на авианосце, использовал морскую воду, там где нормальный аэрофинишер использует моторы. Уникальная характеристика этого проспособления, предазначавшегося для британских авианосцев запланированных на 60е годы, была возможность останавливать самолеты независимо от их веса и скорости в момент приземления не жертвуя при этом финишной дистанцией. Это могло значительно упростить и убыстрить посадочные операции на авиансоцах. Водяная аэрофинишерная система весила бы только одну треть обычной и стоила бы в два раза меньше.
Несколько операционных разработок британцев также повлияли на палубную авиацию. Среди них первое использование запуска торпед с самолета в бою (Эгейское море, 1915г), и первое использование вертолетов для ударных операций в боевых условиях (Суэц, 1956г).
Таким образом, авианосные программы Королевского Флота всегда были на переднем рубеже технологических разработок в этой области. В то же время, так как ВМС США довел и улучшил многие из этих разработок, современные и будущие подходы британцев к задачам морской авиации должны быть рассмотрены в контексте возможной выгоды для Америки.