Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
КМЗ как многопрофильное предприятие

Новая "литейка"
Кингисеппского машзавода

Поиск на сайте

Сергей Шулинин (Все сообщения пользователя)

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 31 След.
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Я получил письмо от капитана I ранга Дементьева Валентина Александровича, бывшего штурмана тральщика Т-120 того же дивизиона, в котором были и Т-114, Т-116, Т-118. Он пишет: "...в момент гибели конвоя БД-5 мы на Т-120 встречали конвой с Дальнего Востока у мыса Челюскин. Гибель людей с 2-х тральщиков и грузопассажирского транспорта и самих кораблей всех нас просто потрясла: погибли наши друзья". Валентин Александрович - один из спасшихся с Т-120, когда он был торпедирован. Мне удалось с ним переговорить по телефону. Попрошу наших друзей в Калининграде помочь записать его воспоминания.
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Есть желающие помочь в работе с ОБД для уточнения данных и внесения изменений в общий поисковый список участников конвоя БД-5?
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Начал проверять с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000187.jpg Данные по Шмелеву А.З., Маковскому С.И., Абрамову Н.Л., Ермошину А.Т. сходятся (за частичным исключением). Следующая страница. Попов В.Г. Пантелеев А.М., Мухортов И.М., Прохоренков А.А., Борец А.Б. - без особых изменений. Есин И.М. - название района где родился Иван Михайлович, название района и села где жил отец. Следующая страница. Аникин С.И. - другая дата рождения. Филатов М.А. - название района, где он родился, частичное название с/с и, по-моему, правильное название села, где жил его отец. Рыбаков П.Н. - судя по логике документа, то название РВК, интерпретация имени матери и ей отчество. Медведев А.И. - отчество матери и уточнения по адресу её проживания. Рудик К.Е. - наименование района, где он родился. Лаптев Ф.К. – неполную интерпретацию названия района, где он родился, семейное положение. Барабанов А.А. – интерпретация имени сестры. Следующая страница. Антипин Ф.Н. – другое социальное положение. Летунов Б.Ф, - адрес его жены в Ленинграде: жена Летунова П.И., г. Ленинград, пр. Маклина, д. 12. Конов Ф.А. – по-моему, неправильное написание района. Баталов С.Н. – другой год рождения. Баталов С.Н. – адрес проживания его матери: мать Баталова Вера Васильевна, Покровский р-н, с. Федоровка. Капралов Ф.П. – неправильное название района, где он родился, записал статус семейного положения. Клименко Д.С. – фамилия матери, названия села её проживания.
Бегло посмотрел http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1342/00000273.jpg Дополнительной информации много по всем на одном листе. Я думаю, что там по всем 42 фамилиям будут дополнительные данные. В списке пассажиры парохода «Марина Раскова» - военнослужащие.
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий предоставил очередную партию информации об истории конвоя БД-5:

[color=blue]Выписка из «Вахтенного журнала тральщика Т-117 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота» за период с 15 июля по 31 августа 1944 года. Этот корабль вместе с большими охотниками за подводными лодками БО-203 и БО-210 (о них см. в моём предыдущем сообщении) доставил из Хабарово на Диксон спасённых пассажиров конвоя БД-5. Итак:
«17.08.1944.
02.15. Катер подошёл к борту с пассажирами. Начали принимать пассажиров на борт.
04.06. Окончили приёмку пассажиров. Принято на борт: 71 человек мужчин, 6 человек женщин и 6 человек офицеров [Так в оригинале; офицер - существо бесполое ?! ]
13.55. По пеленгу 320,0° подозрительный предмет.
15.00. Вокруг много тюленей.
19.10. По пеленгу 60° виден плавающий предмет. Прошли плавающий матрац.
19.20. Семафор на БО-210: «Осмотреть плавающий предмет».
19.32. Семафор с БО-203: «Вижу плавающий спасательный пояс».
19.40. С БО-210 передано: «Плавающий предмет – плотик с транспорта».
19.55. По пеленгу 0° виден катер или шлюпка. Сообщено на БО-203.
21.30. По пеленгу 5° видна тральная вешка.
22.15. По пеленгу 330° видна шлюпка. Сообщили на БО-203 с приказом осмотреть.
22.25. По пеленгу «0»видны 2 шлюпки.
18.08.1944.
00.20. Плавающие предметы не попадаются».

Выписка из «Вахтенного журнала № 342/2 тральщика Т-60 3-го дивизиона тральщиков Охраны водного района Главной базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 8 августа по 30 сентября 1944 года. Итак:
«20.08.1944. 11.55. Снялись с якоря.
12.00. Следуем в точку с координатами 73°13,0´ северной широты, 64°10,0´ восточной долготы для спасения людей.
21.08.1944. 00.00. Следуем истинным курсом 20° для спасения людей с транспорта «Марина Раскова» и тральщиков типа АМ Т-114 и Т-118. Боевая готовность № 3. На борту находится командир дивизиона капитан 3-го ранга Дударев.
18.00. Продолжаем поиск шлюпок с транспорта «Марина Раскова».
22.08.1944. 00.00. Находимся в поиске шлюпок с транспорта «Марина Раскова».
24.00. Продолжаем поиск шлюпок с транспорта «Марина Раскова».
23.08.1944. 21.00. Продолжаем поиск шлюпок с транспорта «Марина Раскова».
22.11. Идём переменными курсами между плавающими бочками, мешками, спасательными кругами. Среди плавающих спасательных кругов, мешков, железных бочек и другого.
23.42. Подошли к плотику с транспорта «Марина Раскова». На плотике обнаружены 3 трупа: один мужчина и две женщины. Дали свои координаты - 73°33,0´ северной широты, 67°35,0´ восточной долготы.
23.25. На борт подняли 3 трупа и спасательный плотик.
24.08.1944. 00.00. Находимся в поиске шлюпок с транспорта «Марина Раскова».
03.25. Самолёта «Каталина» № 3 слева на курсовом углу 30°.
03.30. Самолёт сделал 2 круга над кораблём, покачивая крыльями, с правого борта и лёг на курс 115°.
03.36. Самолёт ГСТ показывает курс, делая круги вокруг корабля и пролетая вперёд по курсу.
03.40. Ответили самолёту [далее приводится условный буквенный сигнал, состоящий из 5 отдельных букв и цифр, значение которого без дешифрующего документа установить невозможно].
03.50. Самолёт делает круги в 10 – 12 милях по курсу 30 - 36°.
04.25. Легли на истинный курс 113° для движения в точку, где кружит самолёт ГСТ.
05.24. По курсу показался силуэт самолёта ГСТ, сидящего на воде. Другой самолёт ГСТ барражирует около нас.
06.30. Подошли к самолёту ГСТ, сидящему на воде. Отдали левый якорь.
06.35. С самолёта ГСТ сброшено на парашюте донесение нам на корабль. Спустили правую шлюпку на воду.
06.37. Шлюпка отошла от борта к самолёту с помощником командира старшим лейтенантом Прусаковым.
06.40. На самолёте имеется 14 человек спасённых с барказа транспорта «Марина Раскова». У самолёта неисправен правый мотор.
07.05. Самолёт ГСТ с неисправным мотором взят на буксир за кормой.
07.10. Начали пересадку 14 человек в тяжёлом состоянии с самолёта на корабль.
08.30. На корабль взято 13 человек с транспорта «Марина Раскова»: 12 мужчин, одна женщина, и ещё один мужчина, умерший в самолёте ГСТ.
08.35. Правую шлюпку подняли на борт.
08.40. Снялись с якоря. Легли на курс к берегу для определения своего места. На буксире за кормой – самолёт ГСТ.
10.20. Отдали буксир самолёта ГСТ № 22.
10.43. Самолёт ГСТ № 22 поднялся в воздух.
10.44. Дали ход. Идём к радиостанции острова Белый.
12.48. На глубине 5,5 метров у маяка Белый стали на якорь.
13.04. Шлюпка с командиром корабля отбыла на берег на радиостанцию.
15.17. Шлюпка с командиром возвратилась с берега.
18.55. Снялись с якоря. Следуем в Диксон.
24.00. Следуем в Диксон. На борту 13 человек, спасённых с транспорта, и 4 трупа.
25.08.1944. 00.00. Следуем к острову Диксон. На борту 13 пассажиров и 4 трупа, снятых с барказа транспорта «Марина Раскова».
22.05. Зашли на рейд Диксон.
22.17. Ошвартовались левым бортом к причалу.
22.30. Начали пересадку больных на автомашины.
23.00. С корабля отправлены в госпиталь следующие больные: Сатливый В.В. - краснофлотец, Мерзляков И.Д. - краснофлотец, Серебряков Г.Н. - старший лейтенант, Ефремов Г.И. - краснофлотец, Малинин В.В. - пассажир, Дерябин В.И. - краснофлотец, Свитан [или Свитин?] А.С. - краснофлотец, Лабринович В.Г. - пассажир, Нармухамед Ж. - пассажир, Галстухова А.К. - пассажир, Малютин П.М. - старшина 1-й статьи, Коркин В.А. - пассажир, Шлигирилов А.М. - старшина. Вынесены на берег и трупы двух мужчин и двух женщин».


Выписки из «Журнала боевых действий № 2 Охраны водного района Вайгач Новоземельской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 2 июля по 31 августа 1944 года. Итак:
«10.08.1944. 05.00. Из Оперативной сводки Штаба Беломорской военной флотилии: 13.00 8 августа конвой БД-5 в составе транспорта «Марина Раскова», тральщиков типа АМ Т-114, Т-116, Т-118 вышел по маршруту Архангельск – Диксон через Карские Ворота».
11.08.1944. 16.10. Конвой БД-5 в составе транспорта «Марина Раскова», тральщиков типа АМ Т-114, Т-116, Т-118 прибыл в Юшар. Дано донесение оперативным дежурным Новоземельской военно-морской базы, Беломорской военной флотилии, Карской военно-морской базы.
16.35. Конвой БД-5 прошёл Юшар и следует по своему назначении. Дано донесение оперативным дежурным Новоземельской военно-морской базы, Беломорской военной флотилии, Карской военно-морской базы и 247-го отдельного артиллерийского дивизиона.
13.08.1944. 16.30. «В 20.30 12 августа тральщик типа АМ Т-118 и транспорт «Марина Раскова» подорвались на минах, Т-118 погиб. Замечены две подводные лодки противника. Имею на борту личный состав Т-118 и транспорта. Иду в Хабарово. Жду указаний» - Радиодонесение № 0130 командира тральщика Т-116 командующему Беломорской военной флотилии. «Место гибели по уточнению – точка с координатами 73°22,0´ северной широты, 66°35,0´ восточной долготы» - Радиодонесение № 0132 командира тральщика Т-116. Район, ограниченный точками с координатами 73°04,0´ северной широты, 65°24,0´ восточной долготы; 73°44,0´ северной широты, 65°24,0´ восточной долготы; 73°44,1´ северной широты, 67°46,0´ восточной долготы; 73°04,0´ северной широты, 67°16,1´ восточной долготы, объявлен закрытым для плавания всех судов. В этом районе 12.08.1944 погибли транспорт «Марина Раскова», тральщики типа АМ Т-114, Т-116. Радиодонесение № 0750 Начальника Штаба Новоземельской военно-морской базы.
23.58. Тральщик Т-116 прибыл в Хабарово. Дано радиодонесение № 2400. Катера МО-430, МО-427, МО-428, катер ВК-9 подошли к Т-116 для приёмки раненых и пассажиров.
14.08.1944. 00.00. Катера МО-430, МО-427, МО-428, ВК-9 производят перевозку раненых и пассажиров с Т-116 на причал.
02.30. Перевозка раненых и пассажиров с Т-116 закончена. Всего перевезено 145 человек. Из них: 6 тяжело раненых, 6 – легкораненые, остальные невредимы.
23.00. Сторожевой катер СК-501 вышел из Хабарово в район острова Белый для осмотра района гибели транспорта «Марина Раскова».
15.08.1944. 14.00. Тральщик Т-116 снялся с якоря, следует в район острова Белый. По выходе в море опробует оружие, с 14.00 перешёл на работу на волне 500 метров. Оповещения даны.
17.08.1944. 04.40. Тральщик типа АМ Т-117, большие охотники за подводными лодками БО-203, БО-210 вышли из Хабарово на Диксон. Отправлены 123 пассажира с погибшего транспорта «Марина Раскова» и 7 человек комиссии Штаба Беломорской военной флотилии. Дано донесение № 0445.
17.35. Тральщик Т-116 прибыл в Хабарово. Ничего не обнаружил. Тралил на 5 импульсов.
18.08.1944. 14.30. Самолёт «Каталина» вылетел с ранеными из Хабарово в Архангельск.
20.08.1944. 12.05. Тральщик Т-60 вышел из Хабарово в точку с координатами 73°13´ северной широты, 64°10´ восточной долготы для снятия людей с транспорта «Марина Раскова» с карбаса. Дано донесение № 1207».

Выписки из «Журнала суточных докладов оперативного дежурного Охраны водного района Главной базы Беломорской военной флотилии Северного флота об оперативной обстановке на флотилии» за период с 24 июля по 18 октября 1944 года. Все суточные доклады делались по состоянию на 08.00 каждого нового дня. Итак:
«09.08.1944. Конвой БД-5 в составе транспорта «Марина Раскова», тральщиков типа АМ Т-114, Т-116, Т-118 с 12.50 08.08.1944 переходит из Архангельска на Диксон.
10.08.1944. Конвой БД-5 в составе транспорта «Марина Раскова», тральщиков типа АМ Т-114, Т-116, Т-118 в 12.50 08.08.1944 вышел из Архангельска на Диксон. На 08.00 10.08.1944 находится на подходе к острову Колгуев.
11.08.1944. Конвой БД-5 (транспорт «Марина Раскова», тральщики типа АМ Т-114, Т-116, Т-118) в 13.43 скрылся из видимости поста Северный Колгуевский. Считаю его на подходе к Карским воротам.
12.08.1944. Конвой БД-5 (транспорт «Марина Раскова», тральщики типа АМ Т-114, Т-116, Т-118) в 16.10 прошёл Юшар.
16.08.1944. Тральщик Т-116 в 14.00 15.08.1944 вышел из Хабарово к острову Белый.
18.08.1944. Тральщик Т-116 в 17.35 прибыл с поисков шлюпки с транспорта «Марина Раскова» из района острова Белый в Хабарово, ничего не обнаружив. 1 самолёт «Каталина» в 16.35 16.08.1944 в точке с координатами 72°55´ северной широты, 70°10´ восточной долготы обнаружил шлюпку с людьми. Принял на борт 18 человек, сбросил продовольствие группам на берегу. Тральщик типа АМ Т-117, большие охотники за подводными лодками БО-203, БО-210 в 04.40 17.08.1944 вышли из Хабарово на остров Диксон, имея на борту 123 пассажира транспорта «Марина Раскова».
20.08.1944. В 14.40 19.08.1944 тральщик типа АМ Т-117, большие охотники за подводными лодками БО-203, БО-210 прибыли из Хабарово на Диксон, имея на борту 117 человек, снятых с транспорта «Марина Раскова».[/color]

Особая благодарность Константину Борисовичу за предоставленные материалы!
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Срочно требуется квалифицированный перевод на английский нескольких материалов о "Карской экспедиции-2009" и истории конвоя БД-5. Прошу помочь! Это не для опубликования, а для информирования, как мне сказали, известного в Европе писателя, которого возможно эта тема заинтересует.
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
У меня всегда возникала одна проблема. Всегда приходилось выбирать: или обновить информацию по общему поисковому списку  на форумах или продолжать искать информацию для обновления содержания самого списка. Я выбирал последнее. Это действительно проблема. Я один не успеваю всё обрабатывать. Поэтому ранее просил людей поработать с ОБД. Сам при этом искал информацию. Но проблема остаётся пока нерешенной. Я решил, что буду выставлять новые версии общего поискового списка участников конвоя БД-5 периодически после определенного качественного изменения в содержании списка. Что такое определенное? Я для себя ещё четко не понимаю. Где-то очертил в размере 10% от общего количества данных. Субъективно, конечно. Информация по списку меняется каждый день. Приходят правильные названия регионов, районов, городов, поселений. Сам нахожу ошибки. Сейчас изменилась общая нумерация из-за того, что обнаружил запись об одном и том же человеке, которая  проходила под 2 номерами. У себя я все изменения вношу. Изменения в самом списке влекут изменения в других записях. Иногда, меняя одну запись, надо внести 10 изменений в других файлах. Но пришла пора обновлять список. Но как обновлять? Обновлять все ветки форумов, где находятся поисковые списки? Это затруднительно. На это уходит очень много времени. Предлагаю обновить http://budaev.pochta.ru/xolm/z-nordflot-K5.htm и выставить файл, например на яндексе, с общим поисковым списком. Нынешнюю версию поискового писка я обозначил как 2.1, сейчас стоит говорить о версии 3.0. Объясню почему. На форуме передачи «Жди меня» я разместил несколько заявок на поиск, где есть адреса. Пришел один ответ по Краснову Валентину Григорьевичу. У меня записано было, что его мать - Прасковья Ивановна – проживала в Никологорском р-не, д. Юговская. Меня поправили – деревня Роговская. Сейчас это Вязниковский р-н Владимирской области. Я поблагодарил за информацию. Мне сказали, что не за что. Тем более что прочитали об этом в ОБД. Тут ко мне подозрение и подобралось. Я помню, что Краснова в числе последних просматривал в ОБД. Решил ещё раз посмотреть ОБД. Не ожидал я такое увидеть.

Данные по погибшим участникам конвоя БД-5 12 августа 1944 года с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000187.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000204.jpg из донесения о безвозвратных потерях и «Именного списка безвозвратных потерь личного состава с 20 августа по 10 сентября 1944 года по Северному Флоту». Начинается он с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000177.jpg и заканчивается http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000208.jpg Судя по нумерации в списке приведено 150 участников конвоя БД-5. Но не все погибшие. Например, Воробьев Валентин Андреевич (№ 192  списке) жив, основание вх. 77с-45 г. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000204.jpg Если я правильно понял, то и Савченко Владимир Семенович (№ 87 в списке) http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000191.jpg тоже остался жив. Его запись зачеркнута и есть также информация в самом донесении http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000177.jpg что Савченко Владимир Семенович «…в настоящее время находится во Флотском Полуэкипаже ГБ СФ». Судя по документу «настоящее время» - 23 сентября 1944 года. Там же есть информация о Савченко В.С., что он в списках № п.п. 31. Эту запись я обнаружил здесь - http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1342/00000261.jpg Она тоже зачеркнута.

Вообще интересна вся эта ветвь по СФ, начиная с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000001.jpg и заканчивая http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000365.jpg

По Шмелеву Александру Захаровичу есть донесение на http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000175.jpg

А вот в донесении (с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000164.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000174.jpg ) и «Именном списке безвозвратных потерь личного состава с 1.08.44 по 20.08.44 по Северному Флоту» нет данных по погибшим участникам конвоя БД-5.

Нашел ещё сведения http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1342/00000257.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1342/00000272.jpg в «Именном списке безвозвратных потерь личного состава с 20 августа по 30 августа 1944 года Беломорской флотилии». В документе заполнены не все графы. Тут тоже 150 фамилий.
С http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1342/00000273.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1342/00000279.jpg - «Именной список безвозвратных потерь личного состава с 20 августа по 30 августа 1944 года Беломорской Флотилии». Список погибших участников конвоя БД-5 с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1342/00000273.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1342/00000278.jpg. 42 фамилии. Информация объёмная.

Я думаю, что ОБД надо ещё раз пробивать, так как, например, по Краснову появилась ещё новая запись - http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/044/00001209.JPG Есть записи из картотеки безвозвратных потерь. Источник – ЦВМА. По картотеке стоит поработать. Там есть и данные по нашим разыскиваемым.

Всех эти данных, касающихся участников конвоя БД-5, не только по Краснову, я ранее не видел. Они появились в ОБД недавно.
Теперь нужно время, чтобы эту информацию обработать. Не хотелось бы быть навязчивым, но если кто-то будет обрабатывать эти данные, может заодно и обработает по участникам конвоя БД-5? Это тоже важная и ценная информация.
По Краснову я нашел ссылку ЦВМА, Ф. 864, О. 1, Д. 1358. Кто-нибудь подскажет, эта ссылка на АО ЦВМА (г. Москва) или ЦВМА (г. Гатчина)?

Кстати, интересно почему на этой фетке форума нет сообщений от других форумчан? Хоть бы кто-то написал, что де вот это не так, это не правильно, а это писал человек, ничего не понимающий в морском деле! На других форумах такого у меня не было. А может, эта тема никого не интересует?
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Ещё одно сообщение от Константина Борисовича.

[color=blue]Выписка из «Вахтенного журнала сторожевого катера МО-430 2-го гвардейского дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Северного флота» за период с 9 июня по 30 августа 1944 года:
«13.08.1944, воскресенье. Губа Хабарово.
23.58. Ошвартовались к борту тральщика Т-116 на рейде.
14.08.1944, понедельник. Губа Хабарово.
01.10. приняли на катера с тральщика Т-116 54 человека больных, много раненых, в том числе – дивизионного механика тральщиков инженер-капитана 3-го ранга.
01.21. Отошли от борта тральщика Т-116.
01.35. Сошли 54 человека с катера на берег.
02.33. На людей (54 человека), взятых с тральщика Т-116, спасённых им с транспорта «Мария Раскова», на больных и раненых израсходован один литр спирта».
Последняя запись – No comments!

Выписка из «Наблюдательно-вахтенного катерного журнала № 4 сторожевого катера МО-428 2-го гвардейского дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Северного флота» за период с 24 июля по 3 сентября 1944 года:
«14.08.1944
00.17. Снялись со швартов для следования к тральщику Т-116 за ранеными.
00.30. Начали погрузку тяжело раненых.
01.15. Окончили погрузку. Погрузили 8 тяжело раненых и 48 спасённых.
01.24. Ошвартовались у берега у пирса в Хабарово. Начали высадку.
01.35. Высадили 56 человек».

Выписки за 17 августа 1944 года из вахтенных навигационных журналов больших охотников за подводными лодками БО-203 и БО-210 Бригады сторожевых кораблей Охраны водного района Северного флота.
Так в 19.25 примерно в точке с координатами 72°48,5´ северной широты, 62°38,5´ восточной долготы БО-210 справа на курсовом углу 45° обнаружил «спасательный плотик, спасательные куртки, мешки, круги и др.».
В 20.03 в точке с координатами 72°51,0´ северной широты, 62°45,0´ восточной долготы БО-203 обнаружил «дрейфующую шлюпку», в 20.22 подошёл к ней, каковая оказалась «шлюпкой № 3 транспорта «Марина Раскова» со сломанным спасательным кругом», в 20.45 обнаружил «плавающий буй», в 21.00 – второй, в 23.40 «по курсу прошёл несколько плавающих предметов», среди которых наблюдал «2 плавающих спасательных плотика, резиновую шлюпку, два спасательных круга».[/color]
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Не самым правильным продолжением в стилистическом плане будет представленный отрывок из книги, но интересен в продолжение последнего поста.

Из книги Л.М. Щипко "Арктический фронт": док. повесть. – Москва, 1974.

[b]Трудный поиск[/b]

[color=blue]После трагических событий у острова Белого 12 августа наше командование приняло все меры для спасения людей, которые на шлюпках, баркасах и плотах остались в море.
На Диксоне получили боевой приказ: выйти в море кораблям «ТЩ-60», «ТЩ-61» и «СКА-501». В приказе говорилось: «...с задачей поиска и спасения людей. Поиск вести с учетом дрейфа и течений. Возвращаться только по приказу командира Карской военно-морской базы».
Сторожевым катером 501 командовал капитан-лейтенант Мартемьянов, кадровый морской офицер. Он начал поиск с того, что вывел катер в район, где происходили боевые действия. Но напрасно он всматривался в крутые волны, надеясь увидеть на них какие-либо плавсредства и людей. Попадались бочки, ящики, доски, но ни одной шлюпки.
И тогда Мартемьянов подумал, что, конечно же, потерпевшие должны стремиться к берегу, к земле. А так как среди них находились и моряки, то они могли выбрать правильное направление. Мартемьянов повел катер противолодочным зигзагом к побережью острова Белого — плоского, пустынного и необитаемого. И не ошибся в своих предположениях.
Следуя вдоль прибрежной полосы и рассматривая ее в бинокль, Мартемьянов увидел на песке перевернутую шлюпку. Она была на большом расстоянии от воды, так далеко ее могли вытащить только люди, которые боялись, чтобы шлюпку не смыло волной. Однако возле нее никого не видно, и напрасно Мартемьянов подавал звуковые и световые сигналы — берег был безжизненен.
Командира катера охватило беспокойство, возникали самые различные предположения, одно тревожнее другого: и что люди уже умерли от ран и голода, что их расстреляли с немецкой лодки, как это уже бывало в Карском море. Мартемьянов решил лично осмотреть остров.
В вельбот с командиром корабля сели пять краснофлотцев, и он быстро пошел к берегу. На суше моряки нашли кем-то брошенные ботинки, консервные банки из-под сгущенного молока, несколько сухарей... Продукты питания потерпевшие бедствие могли вот так бросить на берегу только при чрезвычайных обстоятельствах.
Группами по три человека пошли в разные стороны от шлюпки, но людей так и не обнаружили. Остров Белый по-прежнему необитаем. И Мартемьянов решает продолжать поиск в море, идти на юг, к устью Оби.
В один из дней, когда вдали показался материковый берег, Мартемьянов заметил в бинокль брошенный катер. Вновь с группой матросов вышел он на берег. Оказалось, что катер с погибшего «ТЩ-114». В носовой части у него была наспех заделанная пробоина.
Здесь, как и на острове Белом, не было людей, а вокруг валялись папиросы, сухари, в кружке оказалось кем-то не допитое какао...
Следовательно, направление поиска, которое выбрал Мартемьянов, было правильное, но он почему-то все время опаздывал. Перед его приходом люди куда-то исчезли.
Внутри катера Мартемьянов обнаружил надпись: «Вальский А. Ф. в 1.30 13 августа 1944 г. потерпел аварию». Один ли Вальский был в катере или с ним находились еще люди? Где они сейчас?
На двенадцатые сутки Мартемьянову разрешили возвратиться на Диксон. И здесь он узнал, что произошло с людьми, которых он так упорно искал. Но вначале нам нужно вновь возвратиться к трагическим событиям 12 августа.[/color]
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Ещё одно сообщение от Константина Борисовича Стрельбицкого.

[color=blue]Ниже я приведу имеющие прямое отношение к трагедии конвоя БД-5 выписки из «Вахтенного журнала сторожевого катера СК-501 4-го дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Иоканской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 6 июля по 6 октября 1944 года:
«24.08.1944, четверг. Стоим в порту Диксон.
05.00. Вышли с гавани порта Диксон, на борту идёт дивизионный штурман старший лейтенант Вахтин.
10.45. С левого борту на курсовом углу 45° обнаружен самолёт.
24.00. Следуем в квадрат на поиски людей и шлюпок.
25.08.1944, пятница. Следуем на поиски людей.
00.00. Следуем с Диксона к Белушьей на поиски людей и шлюпки.
02.15. На курсовом углу левого борта 20° обнаружен дым.
02.50. Обменялись позывными с тральщиком Т-60.
06.35. Открылся знак острова Белый по истинному курсу 306°.
08.25. Открылись маяк острова Бедый и радиостанция.
11.25. Справа по борту скрылся самолёт.
11.30. Зашли в квадрат поиска людей.
16.05. Обнаружили железную плавающую бочку.
16.25. Повернули на бочку и подошли к бочке. Застопорили ход, бочку подняли на борт, в бочке оказался соляр.
16.40. По истинному курсу 70° обнаружен предмет.
17.30. Подошли к обнаруженному предмету. Предмет оказался трал-паравном.
19.00. Начали ходить ломаными курсами.
21.00. Ходим ломаными курсами.
24.00. Прочёсываем квадрат поиска.
26.08.1944, суббота. Находимся в квадрате поиска людей.
00.50. Открылся берег острова Белый.
03.00. Обнаружено судно, которое распознать не удалось из-за плохой видимости.
04.00. Обменялись позывными с тральщиком Т-110.
05.00. Ветер усилился до 7 – 8 баллов. Идём в укрытие от шторма.
09.00. Стали на якорь.
13.00. Снялись с якоря. Следуем на поиски людей.
22.00. Катер плохо слушается руля ввиду большой волны.
24.00. Ходим на поиске переменными курсами.
27.08.1944, воскресенье. Находимся на поиске людей.
00.00. Находимся на поиске людей.
05.10. Пошёл снежный заряд.
12.50. Показался самолёт, летает над островом Белый.
24.00. Прочёсываем район поиска людей.
28.08.1944, понедельник. Район поиска людей.
13.40. Открылся маяк по истинному курсу 310°.
16.30. Стоим на якоре у острова Белый.
16.45. Шлюпка спущена на воду. Командир и 5 краснофлотцев ушли на берег рассмотреть штатского [Текст этой фразы приведён в полном соответствии с оригиналом, без какого-либо редактирования]».
В дальнейшем СК-501 продолжал находиться в «районе поиска людей» до 03.09.1944 включительно, но каких-либо конкретных записей по этому поводу в его вахтенном журнале сделано не было. [/color]
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий предоставил очередную партию сверважной и уникальной информации, раскрывающей некоторые страницы истории конвоя БД-5, продолжая публикации выписок из «Вахтенного журнала № 3 ТЩ-116 6 ДТЩ БТЩ ОВР’а Г.Б С.Ф.» (Вахтенный журнал № 3 тральщика Т-116 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота) за период с 30 июня по 25 сентября 1944 года.
Константин Борисович вносит огромный вклад в исследование истории конвоя БД-5. Огромная благодарность за труд, усердие и целеустремленность.

[color=blue]12 августа 1944 года, суббота. Из Архангельска. Карское море.
Занятия и работы: Приборка корабля. Спаксение людей с транспорта «Марина Раскова» и тральщика Т-118, оказание помощи и уход за ранеными.
Наличие личного состава (командного состава/не командного состава) – 12/93, больных – 1/1, арестованных – 0/4 человек.
Наличие запасов (в тоннах): солярового масла – 110, смазочных материалов – 5,4, воды – 15, провизии – 38.
Обстоятельства погоды:
00.00: направление ветра – SО, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 761,4 мм, температура воздуха (°R) – 6,5, температура воды (°С) – 7,4;
04.00: направление ветра – SO, сила ветра – слабый,  состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 760,9 мм, температура воздуха (°R) – 6,0, температура воды (°С) – 5,2;
08.00: направление ветра – SO, сила ветра – слабый,  состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 758,4 мм, температура воздуха (°R) – 6,4, температура воды (°С) – 6,1;
12.00: направление ветра – ONO, сила ветра – штиль,  состояние погоды – ясно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 757,3 мм, температура воздуха (°R) – 8,1, температура воды (°С) – 7,4;
16.00: направление ветра – ONO, сила ветра – слабый, состояние погоды – ясно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 757,5 мм, температура воздуха (°R) – 9,0, температура воды (°С) – 6,5;
20.00: направление ветра – SO, сила ветра – слабый, состояние погоды – ясно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 755,8 мм, температура воздуха (°R) – 4,7, температура воды (°С) – 6,4.
Повседневная жизнь: побудка – 06.00, завтрак – 06.50, утренняя приборка – 07.10, обед – 12.00, ужин – 18.00, чай – 21.00, раздача коек – 22.00.
00.00. Следуем в конвое БД-5 из Архангельска на остров Диксон. Походный ордер № 3. Впереди по курсу транспорт «Марина Раскова», тральщик Т-118 под флагом комбрига, Т-114 на курсовом углу 80° правого борта, наше место на курсовом углу 80° левого борта в дистанции 12 – 14 кабельтовых относительно транспорта.
04.00. Координаты - 71°16,5´ северной широты, 63°00,0´ восточной долготы, ветер - SO силой 2 балла, волнение моря – 1 балл, видимость – 15 миль.
08.00. Координаты - 71° северной широты, восточной долготы [число градусов не указано], ветер - SO силой 2 балла, волнение моря – 2 балла, видимость – 12 миль.
12.00. Координаты - 72°21,6´ северной широты, 65°03,0´ восточной долготы, ветер - ONO силой 2 балла, волнение моря – 1 балл, зыбь, видимость – 10 миль.
14.00. Нашёл редкий туман. Видимость – 5 – 6 кабельтовых.
14.10. Построились в ордер № 3.
15.00. Видимость улучшилась до 70 – 80 кабельтовых.
16.00. Координаты - 72°54,0´ северной широты, 66°10,0´ восточной долготы.
19.08. Легли на истинный курс 51,0°.
19.57. На транспорте «Марина Раскова» - взрыв. Сыграна боевая тревога.
19.58. Тральщики повернули к транспорту.
20.03. Начали подходить к транспорту с кормы. Тральщик Т-118 начал поворот к носу транспорта.
20.04. Тральщик Т-118 подорвался на мине. Дан ход полный назад.
20.11. Получили приказание комбрига спустить катер и шлюпку и подойти к борту тральщика Т-118.
20.12. Приступили к спуску катера.
20.15. Мотор катера неисправен.
20.20. С тральщика Т-118 сброшена шлюпка, которая при спуске перевернулась в воду.
20.22. Тральщик Т-118 начал заметно погружаться кормой.
20.29. Взрыв на тральщике Т-118, который начал погружаться резко кормой, стал носом вверх.
20.30. Три взрыва на тральщике Т-118.
20.31. Тральщик Т-118 погрузился кормой и скрылся под водой.
20.42. Шлюпку спустили на воду.
20.45. Шлюпка отошла от борта на спасение личного состава тральщика Т-118.
21.41. Подошёл понтон с личным составом тральщика Т-118 – 24 краснофлотца и 5 офицеров.
23.00. Поставили тральную веху.
23.15. Получили разрешение комбрига включить акустический трал.
23.16. К борту подошёл катер с кунгасом, на их борту 70 человек с транспорта.
23.24. Катер отошёл от борта с кунгасом на буксире для снятия людей с транспорта.
23.27. С транспорта даны 3 красные ракеты.
23.30. Включён акустический трал.
23.31. С транспорта дано 5 красных ракет.
23.50. Подошла шлюпка с 4 человеками с транспорта.
23.58. Подошёл баркас [карандашом дописано слово «вельбот»], который доставил 45 человек с транспорта и 2 краснофлотцев с тральщика Т-118, из них 1 курсант – мёртвый. Кормовой флаг приспустил.
13 августа 1944 года, воскресенье. Из Архангельска. Карское море.
Занятия и работы: Переход морем от места гибели тральщиков Т-118, Т-114 и транспорта «Марина Раскова» в Хабарово.
Наличие личного состава (командного состава/не командного состава) – 12/93, больных – 0/1, арестованных – 0/4 человек.
Наличие запасов (в тоннах): солярового масла – 107, смазочных материалов – 5,3, воды – 13, провизии – 37.
Обстоятельства погоды:
00.00: направление ветра – О, сила ветра – свежий, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – сильное волнение, высота барометра – 753,4 мм, температура воздуха (°R) – 5,3, температура воды (°С) – 6,6;
04.00: направление ветра – SO, сила ветра – свежий,  состояние погоды – пасмурно, состояние моря – сильное волнение, высота барометра – 751,5 мм, температура воздуха (°R) – 6,3, температура воды (°С) – 6,8;
08.00: направление ветра – ONO, сила ветра – свежий,  состояние погоды – дождь, состояние моря – сильное волнение, высота барометра – 748,5 мм, температура воздуха (°R) – 5,4, температура воды (°С) – 6,6;
12.00: направление ветра – O, сила ветра – свежий,  состояние погоды – туман, состояние моря – сильное волнение, высота барометра – 745,5 мм, температура воздуха (°R) – 6,1, температура воды (°С) – 6,4;
16.00: направление ветра – W, сила ветра – свежий, состояние погоды – туман, состояние моря – сильное волнение, высота барометра – 743,5 мм, температура воздуха (°R) – 7,3, температура воды (°С) – 6,7;
20.00: направление ветра – WSW, сила ветра – свежий, состояние погоды – туман, состояние моря – сильное волнение, высота барометра – 743,0 мм, температура воздуха (°R) – 6,0, температура воды (°С) – 6,3.
Повседневная жизнь: побудка – 06.00, завтрак – 06.50, утренняя приборка – 07.10, обед – 12.00, ужин – 18.00, чай – 21.00, раздача коек – 22.00.
00.00. Координаты - 73°22,0´ северной широты, 66°52,0´ восточной долготы, штурманская карта № 2610, ветер - SO силой 4 балла, видимость – 10 миль. Производим спасательные работы по снятию личного состава с транспорта. Производится круговой поиск подводных лодок.
00.28. Подошёл баркас с людьми с транспорта (44 человека).
00.45. Взрыв на тральщике Т-114 в середине корпуса.
00.55 [время зачёркнуто, исправлено на «00.49»]. Тральщик Т-114 скрылся под водой.
01.00. Прибыл катер с капитаном 3-го ранга Белоусовым. Он и личный состав катера сообщили, что видели перископ подводной лодки в момент атаки тральщика Т-114. Другая подводная лодка идёт к нам, видим её рубку, и затем она погрузилась. Дали полный ход, катер взяли на буксир, идём незакономерным зигзагом.
01.10. У борта транспорта осталась корабельная шлюпка с гребцами: старшина 1-й статьи Митрофанов, старшина 1-й статьи Алексеев, старшина 1-й статьи Булатов, старшина 2-й статьи Назаренко, старшина 2-й статьи Шалдыбин, краснофлотец Пожинский, краснофлотец Демьяненко.
01.45. Катер оторвался – перетёрся буксир. Катер наполнился водой.
02.10. По пеленгу 120° в районе транспорта наблюдали с боевых постов водяной столб. Взрыва не было слышно.
03.04. Повернули на истинный курс 270°. Идём неправильным зигзагом.
04.00. Координаты - 73°37,0´ северной широты, 64°31,0´ восточной долготы.
05.00. Похоронен курсант Тимоненко (Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского), который был подобран мёртвым барказом, шедшим от транспорта «Марина Раскова». Координаты - 73°37´ северной широты, 63°42´ восточной долготы. Ветер – OSO, усиливается.
07.10. Вследствие треска и сильного шума закрыта акустическая вахта.
07.40. Пошёл мелкий дождь. Видимость ухудшилась до 3 – 4 миль.
08.00. Координаты - 73°08´ северной широты, 63°05´ восточной долготы, ветер - ОSO силой 6 баллов, волнение моря – 5 баллов, видимость – 3 – 4 мили.
08.50. Дождь усилился, видимость – 1 миля, туман.
10.45. Волнение уменьшилось, видимость – 2 мили.
11.10. Открыта акустическая вахта.
12.00. Координаты - 73°06,0´ северной широты, 62°21,0´ восточной долготы, штурманская карта № 2657, ветер - Ost силой 5 баллов, видимость – 6 кабельтов.
13.00. Истинный курс - 200°, видимость – 10 – 15 кабельтов.
13.35. Легли на истинный курс 190°.
13.50. Туман рассеялся, видимость – 30 – 40 кабельтов.
15.25. Нашёл туман, видимость – 10 кабельтов.
17.05. Туман усилился, видимость – 1 кабельтов, ветер – SW усилился до 4 баллов.
19.05. Видимость уменьшилась до 6 – 7 кабельтов.
19.12. С радиоволны 500 перешли на волну (радио) по варианту № 6.
19.30. Видимость ухудшилась до 2 кабельтов – туман.
20.00. Координаты - 70°24,2´ северной широты, 61°00,0´ восточной долготы, ветер - WSW силой 5 баллов, видимость – 3 – 4 кабельтова.
20.47. Видимость улучшилась до 8 кабельтов.
20.55. Видимость улучшилась до 1,5 миль.
21.30. Видимость улучшилась – открылся берег.
22.10. Вышли в район малых глубин. Закрыли акустическую вахту. Выключили акустический трал. Выходим на Глинястые створы.
22.45. Обменялись позывными с МО-429.
23.36. Легли на Сторожевые створы. Выключили акустический трал.
23.57. Встали на якорь в Хабарово.
14 августа 1944 года, понедельник. Хабарово.
Занятия и работы: Эвакуация раненых и своз спасённых с транспорта «Марина Раскова» на берег в становище Хабарово. Большая приборка корабля.
Наличие личного состава (командного состава/не командного состава) – 16/267, больных – 1/11, арестованных – 0/1 человек.
Наличие запасов (в тоннах): солярового масла – 100, смазочных материалов – 5,2, воды – 10.
Обстоятельства погоды:
00.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – штиль, высота барометра – 744,2 мм, температура воздуха (°R) – 7,1, температура воды (°С) – 6,2;
04.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – штиль, высота барометра – 744,2 мм, температура воздуха (°R) – 7,0, температура воды (°С) – 6,1;
08.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль, состояние погоды – дождь, состояние моря – штиль, высота барометра – 744,3 мм, температура воздуха (°R) – 7,2, температура воды (°С) – 6,0;
12.00: направление ветра – NNO, сила ветра – слабый,  состояние погоды – дождь, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 743,7 мм, температура воздуха (°R) – 7,5, температура воды (°С) – 6,2.
Повседневная жизнь: побудка – 08.00, завтрак – 08.50, утренняя приборка – 09.10, обед – 12.00, ужин – 18.00, чай – 21.00, раздача коек – 23.00.
00.00. – Стоянка на якоре в Югорском Шаре, становище Хабарово. Глубина – 6 саженей. На клюзе – 40 м. Походная готовность № 3.
00.01. К борту подошёл катер МО-427.
00.27. К борту подошёл катер МО-424. Началась эвакуация раненых и спасённых с транспорта «Марина Раскова» и тральщика Т-118.
01.23. Закончили эвакуацию раненых и спасённых. Всего эвакуировано: с тральщика Т-118 – 11 человек, с транспорта «Марина Раскова» - 142 человека. Катера МО-430, МО-424, МО-427 отошли от борта.
01.45. Катер МО-430 подошёл к борту с командиром Охраны водного района.
02.25. Катер МО-430 с командиром Охраны водного района отошёл от борта.
… [Здесь и далее пропущены некоторые текущие записи, не имеющие никакого отношения к истории конвоя БД-5]
15.47. Катер подошел к борту.
15.59. Катер с генерал-майором Лаковниковым отошёл от борта.

18.05. Тральщик Т-110 подошёл к борту с Командующим Беломорской военной флотилией.
18.15. Командующий Беломорской военной флотилией прибыл на корабль.

15 августа 1944 года, вторник. Хабарово.
Занятия и работы: Продолжает работать комиссия по расследованию обстоятельств гибели транспорта «Марина Раскова» и тральщиков Т-114, Т-118. Изготовление корабля к походу в Карское море.
Наличие личного состава (командного состава/не командного состава) – 7/82, больных – 0/3, арестованных – 0/0 человек.
Наличие запасов (в тоннах): солярового масла – 100, смазочных материалов – 5,1, воды – 9, провизии - 13.
Разделы журнала «Обстоятельства погоды» и «Повседневная жизнь» не заполнялись.
«… [Здесь и далее пропущены некоторые текущие записи, не имеющие никакого отношения к истории конвоя БД-5]
09.15. Командующий Беломорской военной флотилией прибыл на корабль.
09.30. Командир тральщика Т-118 и его команда выбыла с корабля в становище Хабарово.

13.19. Командующий Беломорской военной флотилией выбыл с корабля в становище Хабарово.
14.05. Снялись с якоря.
14.07. Следуем в Карском море в точку «Н» район гибели транспорта «Мапина Раскова», тральщиков Т-114, Т-118 для поиска людей, поиска подводных лодок противника и траления этого района электро-магнитным и акустическими тралами.
14.20. Легли на створ знаков острова Сторожевой.
14.37. Легли на створ знаков Глинистых.
14.45. Сыграна боевая тревога.
14.50. Открыта акустическая вахта и включён акустический трал.
15.40. Боевая готовность № 3.
15.50. Выключен акустический трал.
16.00. Координаты - 69°56,5´ северной широты, 60°43,0´ восточной долготы, ветер - NW силой 6 баллов, волнение моря – 4 балла, видимость – 5 миль.
16.35. Туман, видимость – 6 кабельтов.
17.10. Морось, видимость – 3 кабельтова, закрыта акустическая вахта.
18.05. Видимость улучшилась до 2 миль.
20.00. Координаты - 70°43,5´ северной широты, 62°03,7´ восточной долготы, ветер - NW силой 6 баллов, волнение моря – 5 баллов, облачность – 10 баллов, видимость – 3 мили.
22.40. Открыта акустическая вахта. Видимость – 3 мили, волнение моря – 4 – 5 баллов.
24.00. Координаты - 71°35,0´ северной широты, 63°40,0´ восточной долготы, ветер - NNW силой 4 балла, волнение моря – 4 балла, видимость – 4 мили, сплошная стелющаяся облачность.
16 августа 1944 года, среда. Из становища Хабарово. Карское море.
Занятия и работы: Выход в район гибели транспорта «Марина Раскова» и тральщиков Т-114, Т-118 для поиска людей, поиска подводных лодок противника, для траления этого района электромагнитным и акустическим тралами. Пришли в район в 09.54. Производим поиск людей, подводных лодок и траление электромагнитным и акустическим тралами.
Наличие личного состава (командного состава/не командного состава) – 7/82, больных – 0/3, арестованных – 0/0 человек.
Наличие запасов (в тоннах): солярового масла – 100, смазочных материалов – 5,1, воды – 9, провизии - 13.
Обстоятельства погоды:
00.00: направление ветра – NNW, сила ветра – свежий, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – очень сильное волнение, высота барометра – 756,5 мм, температура воздуха (°R) – 5,4, температура воды (°С) – 5,5;
04.00: направление ветра – NNW, сила ветра – свежий,  состояние погоды – пасмурно, состояние моря – очень сильное волнение, высота барометра – 757,0 мм, температура воздуха (°R) – 5,6, температура воды (°С) – 5,6;
08.00: направление ветра – N, сила ветра – слабый,  состояние погоды – пасмурно, состояние моря – сильное волнение, высота барометра – 758,0 мм, температура воздуха (°R) – 5,0, температура воды (°С) – 5,2;
12.00: направление ветра – NW, сила ветра – слабый,  состояние погоды – туман, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 766,0 мм, температура воздуха (°R) – 4,6, температура воды (°С) – 5,4;
16.00: направление ветра – NW, сила ветра – свежий, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 762,2 мм, температура воздуха (°R) – 5,3, температура воды (°С) – 5,5;
20.00: направление ветра – SW, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 762,4 мм, температура воздуха (°R) – 4,6, температура воды (°С) – 5,6.
Повседневная жизнь: побудка – 07.00, завтрак – 07.50, утренняя приборка – 08.10, обед – 12.00, ужин – 18.00, чай – 21.00, раздача коек – 22.00.
00.00. Следуем в район гибели транспорта «Марина Раскова» и тральщиков Т-114, Т-118 для поиска людей, поиска подводных лодок противника и траления этого района электромагнитным и акустическим тралами. Боевая готовность № 3, открыта акустическая вахта.
04.00. Координаты - 72°23,5´ северной широты, 65°00,0´ восточной долготы, ветер - NNW силой 4 балла, волнение моря – 3 балла, видимость – 7 – 8 миль.
07.00. Перешли на штурманскую карту № 2610.
08.00. Координаты - 73°07,4´ северной широты, 66°26,0´ восточной долготы, ветер - N силой 3 балла, волнение моря – 3 балла, видимость – 10 миль.
08.20. Слева на курсовом углу 35° в милях замечен самолёт типа «Каталина».
08.35. Самолёт приблизился и дал опознавательные ракеты.
08.46. Начали ходить неправильным зигзагом.
08.55. Установлена боевая готовность № 2.
09.38. Боевая тревога. Сброшены 2 глубинные бомбы.
11.10. Сброшена 1 глубинная бомба.
12.00. Координаты - 73°16,8´ северной широты, 67°30,0´ восточной долготы, ветер - NW силой 3 балла, волнение моря – 2 балла, видимость – 12 – 15 миль. На NW – полоса тумана в 3 – 4 милях. Самолёт не виден. За 4 часа обнаружили на воде несколько плавающих предметов.
13.08. Идём неправильным зигзагом. Генеральный курс - 51°.
13.10. Начали постановку акустического трала и электромагнитного.
13.23. Электромагнитный трал поставлен.
13.35. Запущен акустический трал. Эффективность акустического трала намного ниже.
14.22. В дистанции 700 ярдов обнаружено эхо.
14.25. Сброшена 1 глубинная бомба. Углубление установлено на 100 метров.
15.35. Выстрелены из бомбомётов 2 глубинные бомбы. Углубление установлено на 50 метров.
16.00. Координаты - 73°19,5´ северной широты, 67°20,0´ восточной долготы, ветер - NW силой 3 балла, облачность – 8 баллов, видимость – 90 кабельтов.
16.16. Выключено питание электромагнитного трала.
16.20. Включён ток в трал, легли на истинный курс 51,0°.
16.25. Морось, видимость – 2 мили, идём незакономерным зигзагом.
16.56. Выстрелены из бомбомётов 2 глубинные бомбы.
16.58. Легли на истинный курс 90°. Выключен ток в трале.
17.05. Начали выборку электромагнитного трала. Видимость – 15 миль.
17.12. Слева на курсовом углу 45° на дистанции 10 миль – самолёт типа «Каталина».
17.23. Самолёт сделал круг над кораблём и ушёл.
17.25. Электромагнитный трал выбран.
17.37. Дали полный ход. Самолёт скрылся.
18.08. Боевая готовность № 2, заступила 2-я смена.
19.38. Боевая готовность № 3, заступила 2-я смена.
19.50. Справа на курсовом углу 45° - чёрный предмет.
19.52. Получили гидроакустический контакт по пеленгу 260°. Сыграна боевая тревога. По корме – самолёт типа ГСТ маневрирует на обнаруженный предмет.
20.00. Координаты - 73°19,2´ северной широты, 69°12,0´ восточной долготы, видимость – 3 мили, ветер - SSW силой 4 балла, на море – штиль.
20.03. Подошли к предмету на 2,5 кабельтова. Имеет вид металлической полной бочки. Боевая готовность № 3. Самолёт ГСТ скрылся на N.
23.05. Начали выполнять зигзаг с углом отворота 25° от генерального курса.
24.00. Следуем в Хабарово. Координаты - 72°46,5´ северной широты, 67°40,0´ восточной долготы, ветер - NNW силой 2 балла, волнение моря – 1 балл, видимость – 2 кабельтова – вошли в туман.
17 августа 1944 года, четверг. Из становища Хабарово.
Занятия и работы: Возвращение из района поиска людей с погибших транспорта «Марина Раскова», тральщиков Т-114, Т-118, района траления и поиска подводных лодок противника.
Наличие личного состава (командного состава/не командного состава) – 7/82, больных – 0/4, арестованных – 0/0 человек.
Наличие запасов (в тоннах): солярового масла – 90, смазочных материалов – 5, воды – 7, провизии - 11.
Обстоятельства погоды:
00.00: направление ветра – WNW, сила ветра – 2 балла, состояние погоды – туман, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 769,4 мм, температура воздуха (°R) – 5,3, температура воды (°С) – 5,1;
04.00: направление ветра – SO, сила ветра – слабый,  состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 763,4 мм, температура воздуха (°R) – 5,9, температура воды (°С) – 4,6;
08.00: направление ветра – OSO, сила ветра – слабый,  состояние погоды – ясно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 763,9 мм, температура воздуха (°R) – 6,0, температура воды (°С) – 4,3;
12.00: направление ветра – SO, сила ветра – слабый,  состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 761,4 мм, температура воздуха (°R) – 6,7, температура воды (°С) – 4,5;
16.00: направление ветра – SO, сила ветра – свежий, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 780,0 мм, температура воздуха (°R) – 6,4, температура воды (°С) – 4,3;
Повседневная жизнь: побудка – 06.00, завтрак – 06.50, утренняя приборка – 07.10, обед – 12.00, ужин – 18.00, чай – 21.00, раздача коек – 22.00.
00.00. Возвращение из обследуемого района. Боевая готовность № 3. Открыта акустическая вахта.
00.15. Нашёл туман. Видимость – 5 – 8 кабельтова.
01.00. Легли на генеральный курс 225°. Продолжаем идти неправильным зигзагом.
01.30. Туман рассеялся. Видимость – 6 – 7 миль.
03.15. Нашёл редкий туман. Видимость – 5 – 6 миль.
04.00. Координаты - 72°08,0´ северной широты, 65°59,0´ восточной долготы.
04.05. Продолжаем идти незакономерным зигзагом. Видимость – 15 миль.
08.00. Координаты - 72°35,0´ северной широты, 64°10,0´ восточной долготы, ветер - OSO силой 2 балла, видимость – 15 миль.
12.00. Координаты - 70°40,0´ северной широты, 61°49,5´ восточной долготы, ветер – SO силой 2 балла, волнение моря – 2 балла, видимость – 10 – 12 миль.
16.00. Координаты - 69°50,0´ северной широты, 60°38,0´ восточной долготы.
16.09. Лежим на Глинистом створе.
16.35. Закрыта акустическая вахта.
16.41. Легли на створ сторожевой.
16.43. Выключен акустический трал.
17.03. Стали на якоре на рейде Хабарово.[/color]
Страницы: Пред. 1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 31 След.


Главное за неделю