Видеодневник инноваций ВПК
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
КМЗ как многопрофильное предприятие

Как новое оборудование
увеличивает выручку
оборонного предприятия

Поиск на сайте

Сергей Шулинин (Все сообщения пользователя)

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 31 След.
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Нашел ещё фото.

Нашел ещё фото.

Выложены были здесь:
[url=http://forums.airbase.ru/2005/08/t34216,20--Tral~schiki.html#p1019973]http://forums.airbase.ru/2005/08/t34216,20...i.html#p1019973[/url]
[url=http://forums.airbase.ru/2006/06/t39671--T-281-Gvardejskij-tral~schik-TOF.html]http://forums.airbase.ru/2006/06/t39671--T...~schik-TOF.html[/url]

[url=http://radikal.ru/F/s41.radikal.ru/i094/0906/a6/34fe237f4013.jpg.html][img]http://s41.radikal.ru/i094/0906/a6/34fe237f4013t.jpg[/img][/url] [url=http://radikal.ru/F/s58.radikal.ru/i162/0906/a1/aa6154742640.jpg.html][img]http://s58.radikal.ru/i162/0906/a1/aa6154742640t.jpg[/img][/url]

Есть и другие тральщики.

[url=http://www.navsource.org/archives/11/02idx.htm]http://www.navsource.org/archives/11/02idx.htm[/url]

Фото ТШ-116 есть на http://www.navsource.org/archives/11/02143.htm

Фото ТЩ-118 есть на http://www.navsource.org/archives/11/02145.htm
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Позволю несколько первых заметок по информацию, предоставленную Константином Борисовичем.

«Вахтенный журнал № 3 ТЩ-116 6 ДТЩ БТЩ ОВР’а Г.Б С.Ф.» (Вахтенный журнал № 3 тральщика Т-116 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота) за период с 30 июня по 25 сентября 1944 года. Запись: "08.40. На корабль для следования на Диксон прибыли майор инженерной службы Мельников, старший лейтенант Пулькин, лейтенант Колотов, лейтенант инженерной службы Кричмар".
Майор инженерной службы Мельников - 363. Мельников Алексей Григорьевич, штаб БФ, майор интендантской службы, спасен, офицерский состав Беломорской флотилии (согласно общего поискового списка участников конвоя БД-5). Далее в тексте будет применяться такой же алгоритм освещения.
Старший лейтенант Пулькин - 464. Пулькин Константин Васильевич, тыл БФ, ст. лейтенант интендантской службы, спасен, офицерский состав Беломорской флотилии.
Лейтенант Колотов - 255. Колотов Максим Алексеевич, тыл БФ, лейтенант, спасен, офицерский состав Беломорской флотилии.
Лейтенант инженерной службы Кричмар - похожих данных не нашёл.

По вахтенному журналу тральщика Т-60.
Сатливый В.В. - краснофлотец - 538. Ситливый Василий Васильевич, краснофлотец, спасен, 37-я авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова».
Его родственники найдены.
Свитан или Свитин А.С. - 574. Сыпкин Алексей Степанович, краснофлотец, спасен, 37-я авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова». Это только предположение. Уж слишком не похожи фамилии.

«Журнала боевых действий Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 10 августа по 1 сентября 1944 года.  Запись от 18.08.1944: "12.35. Дано донесение ОД БВФ [оперативному дежурному по Штабу Беломорской военной флотилии Северого флота] о возвращении [гидро]самолёта Н-275 Козлова [на] Диксон, кот[орый] доставил 25 чел[овек,] подобранных со шлюпки, в том числе: 2 [-] с АМ-114, 7 [-] с АМ-116, 11 [-] с ТР [транспорта] «[Марина] Раскова», 5 [-] с 37[-й] авиа[ционной] базы [ВВС Беломорской военной флотилии Северного флота]. 10 чел[овек находятся] в тяжёлом и 15 [-] в удовлетворительном состоянии. При посадке в [гидро]самолёт 3 чел[овека] погибло от психического расстройства. В шлюпке людей не осталось..." 3 человека погибли или нет. Если в шлюпке никого не осталось, а среди 25 подобранных нет данных о погибших, то как погибли эти трое? Утонули?

«Исторический журнал № 5 Беломорской военной флотилии» за период с 5 января по 31 декабря 1944 года. Запись "20 августа один самолёт «Каталина» в точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°13´[северная,] Д[олгота] = 64°10´[восточная] обнаружил барказ с людьми [в количестве] 35 человек, снял два человека, остальных снять не мог по причине сильного волнения моря. Оставил [им] воду и продовольствие". Судя по книге А.Г. Сомкина "Мы помним Вас..." один из этих спасенных был Корельский Александр Гаврилович (стюард, спасен, команда транспорта «Марина Раскова»).

В переданной мне статье Ф.А. Романенко говорится о том, что погибшим на гидросамолете М.И. Козлова был Мамедов. Судя по общему поисковому списку участников конвоя БД-5 это:
350. Мамедов Муса Мусгаевич, погиб, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова».
Мамедов Мусса Мустафаевич, воинское звание – красноармеец; военно-учётная специальность – ВУС № 134; партийность – б/п.; год рождения – 1897; какой местности уроженец – Азербайджанская АССР, Кировобадский р-н, Самасский с/с.; каким РВК призван и какой обл., с какого года в армии – 5.01.42 г., Кировободский ТВК Азербайджанской АССР; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.8.44 г.; ближайшие родственники, фамилия, имя и отчество – вдовец – дети Мусиафа. Агаф (д); где проживают родственники (подробный адрес) – Азербайджанская АССР, Кировобадский р-н, Самосский с/с, с. Юсуфа.

На примере данных о Мамедове хочется напомнить об истории с исследованием понятия "вологодский рабочий (в Нордвик)". На форуме есть посты об этом.

Так где точно были захоронены на Диксоне погибшие участники конвоя БД-5? Знали ли об этом захоронении раньше? Извещены ли об этих захоронениях родственники погибших? Будем искать ответы. Помогите найти их.
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Константин Борисович Стрельбицкий предоставил ещё следующую информацию:

[color=blue]Выявил ещё целый ряд документов, имеющих непосредственное отношении к истории конвоя БД-5 и частично успел их проработать. Осталось только найти время на компьютерный набор их текстов и на обработку их для публикации...
Наиболее интересным в фактологическом отношении оказался вахтенный журнал тральщика Т-60, который 20 - 25 августа принимал участие в поисково-спасательных работах в Карском море (подробно всё будет изложено "впоследствии"). Придя 25.08.1944 на Диксон, он привёз туда 13 спасённых и 4 погибших. Три трупа были сняты моряками ещё 21.08.1944 с дрейфующего в море спасательного плотика "Марины Расковой" - это были неустановленные 2 женщины и мужчина, а четвёртый, так же мужчины был принят 24.08.1944 с "Каталины", как "умерший в самолёте", ранее взятый туда с судового баркаса (об этом я уже писал выше). К 23.00 25 августа тела этих четырёх неизвестных (все - гражданские, то есть пассажиры транспорта) были с борта Т-60 "вынесены на берег". Таким образом, эти четверо погибших с "Марины Расковой" должны были быть похоронены на Диксоне. Вопрос: сохранились ли их захоронения до настоящего времени или они были перезахоронены в одну братскую могилу вместе с погибшими 27.02.1942 участниками обороны Диксона? Как известно, эта могила с масштабным памятником сохранилась до сих пор.
Далее оттуда же: к 23.00 25 августа "с корабля отправлены в госпиталь следующие больные: Сатливый В.В. - краснофлотец, Мерзляков И.Д. - краснофлотец, Серебряков Г.Н. - старший лейтенант, Ефремов Г.И. - краснофлотец, Малинин В.В. - пассажир, Дерябин В.И. - краснофлотец, Свитан [или Свитин?] А.С. - краснофлотец, Лабринович В.Г. - пассажир, Нармухамед Ж. - пассажир, Галстухова А.К. - пассажир, Малютин П.М. - старшина 1-го статья [специально привожу именно так, как написано в оригинале документа!], Коркин В.А. - пассажир, Шлигирилов А.М. - старшина". Используя приведённый в начале этой темы общий алфавитный список участников конвоя БД-5 и приложения к нему, могу сказать следующее:
Сатливый В.В. - краснофлотец: на первый взгляд в списке ничего похожего нет...
Мерзляков И.Д. - краснофлотец: "367.   Мерзляков Иван Дмитриевич, краснофлотец, погиб, 45-я рота связи 37 авиабазы ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова»"
Серебряков Г.Н. - старший лейтенант: "524.   Серебряков Геннадий Николаевич, ст. техник лейтенант, спасен, передвижная авиаремонтная мастерская 86 АРМ, 37 авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова»"
Ефремов Г.И. - краснофлотец: "184.   Ефремов Геннадий Иванович, краснофлотец, спасен, 37-я Авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова»"
Малинин В.В. - пассажир: "349.   Малинин Василий Васильевич, погиб, командированный управлением Главсевморпути, пассажир транспорта «Марина Раскова»"
Дерябин В.И. - краснофлотец: "153.   Дерябин Владимир Иванович, краснофлотец, спасен, передвижная авиаремонтная мастерская 86 АРМ, 37 авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова»"
Свитан или Свитин А.С. - краснофлотец:на первый взгляд в списке ничего похожего нет...
Лабринович В.Г. - пассажир: "312.   Лавринович Владимир Георгиевич, спасен, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова""
Нармухамед Ж. - пассажир: "391.   Нармухамедов Джуратай, спасен, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова""
Галстухова А.К. - пассажир: "Галстухова Евдокия Кузьминична – фельдшер, 1926 г.р."
Малютин П.М. - "старшина 1-го статья": "350.   Малютин Павел Михайлович, сержант, спасен, передвижная авиаремонтная мастерская 86 АРМ, 37 авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова»
Коркин В.А. - пассажир: "261.   Коркин Василий Александрович, спасен, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова""
Шлигирилов А.М. - старшина: "647.   Шмигарев Иван Тихонович, старшина, спасен, 37-я Авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова».
Итак, Мерзляков и Малинин умерли УЖЕ НА БЕРЕГУ, В ДИКСОНЕ и, таким образом, тоже должны были быть похоронены там.
Возможно, что Вы, уважаемый Сергей Владимирович, сможете разобраться с теми двумя краснофлотцами, фамилии которых я прочитал так, как они воспроизведены мной выше, и которые я не смог найти в общем списке.
В дальнейшем планирую продолжать публикацию касающихся истории конвоя БД-5 выписок из документа под названием «Вахтенный журнал № 3 ТЩ-116 6 ДТЩ БТЩ ОВР’а Г.Б С.Ф.» (Вахтенный журнал № 3 тральщика Т-116 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота) за период с 30 июня по 25 сентября 1944 года.[/color]
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий предоставил очередную партию сверважной и уникальной информации, раскрывающей некоторые страницы истории конвоя БД-5. Эти данные ждут своего анализа.
Не устаю благодарить Константина Борисовича за проводимую работу.

[color=blue]Выписки из документа под названием «Вахтенный журнал № 3 ТЩ-116 6 ДТЩ БТЩ ОВР’а Г.Б С.Ф.» (Вахтенный журнал № 3 тральщика Т-116 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота) за период с 30 июня по 25 сентября 1944 года. Так как записи в вахтенных журналах ведутся в соответствии с особыми правилами, с массой условных обозначений и сокращений, то ниже они будут приведены мной в точном соответствии с оригиналом, но в полном, читаемом виде; табличные данные будут даваться в подробном изложении.
Из записей за понедельник, 7 августа 1944 года нас заинтересует лишь одна, сделанная в 20.10:
«Получено приказание комбрига капитана 1-го ранга Шмелёва: «Корабль приготовить к походу к 09.00 8 августа».
За последующие дни будут приводиться полностью все записи, содержащиеся в данном вахтенном журнале. Итак:
«8 августа 1944 года, вторник. Архангельск.
Занятия и работы: Приготовления к походу, выходу тральщиков Т-118, Т-116, Т-114 с транспортом «Марина Раскова» из Архангельска на остров Диксон. Партийное собрание, собрание старшин и командиров отделений. Занятие с курсантами Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского.
Наличие личного состава (командного состава/не командного состава) – 8/93, больных – 1/12, арестованных – 0/4 человек.
Наличие запасов (в тоннах): солярового масла – 120, смазочных материалов – 6, воды – 31, провизии – 42.
Обстоятельства погоды:
08.00: направление ветра – WTS, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 757,4 мм, температура воздуха (°R) – 12,3, температура воды (°С) – 14,8;
12.00: направление ветра – NW, сила ветра – крепкий,  состояние погоды – пасмурно, состояние моря – сильное волнение, высота барометра – 758,5 мм, температура воздуха (°R) – 11,4, температура воды (°С) – 11,2;
16.00: направление ветра – NW, сила ветра – крепкий, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – сильное волнение, высота барометра – 756,5 мм, температура воздуха (°R) – 10,3, температура воды (°С) – 11,2;
20.00: направление ветра – WNW, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 757,8 мм, температура воздуха (°R) – 7,2, температура воды (°С) – 10,7.
Повседневная жизнь: побудка – 06.00, завтрак – 06.50, утренняя приборка – 07.10, обед – 12.00, ужин – 18.00, чай – 21.00, раздача коек – 22.00.
08.40. На корабль для следования на Диксон прибыли майор инженерной службы Мельников, старший лейтенант Пулькин, лейтенант Колотов, лейтенант инженерной службы Кричмар.
09.30. Сыграли аврал. По местам стоять, со швартовов сниматься.
09.35. Отошли от причала для следования в составе каравана на остров Диксон.
09.40. Следуем по фарватеру Северной Двины в Белое море. Идём в кильватер за тральщиком Т-118, за нами в кильватер – тральщик Т-114.
12.27. Флагман поднял шары на самый малый ход.
12.42. Флагман поднял сигнал «И-3».
13.20. Флагман поднял сигнал «Построиться в ордер № 1».
14.50. Флагман поднял сигнал «Перестроиться в ордер № 2».
14.55. Заняли своё место в ордере № 2, курсовой угол - 80°, дистанция – 12 – 14 кабельтов.
15.50. Флагман поднял сигнал «Курс – Норд».
16.10. Открылся маяк Корец на курсовом углу 66°. Начали учитывать дрейф от ветра WNW силой 5 баллов.
19.00. Ветер уменьшился до 2 баллов.
20.00. Координаты - 65°47,5´ северной широты, 39°26,0´ восточной долготы, ветер – WNW силой 2 балла, волнение моря – 3 балла, видимость – 7 миль.
20.27. Легли на истинный курс 44°.
24.00. Координаты - 66°24,5´ северной широты, 40°42,7´ восточной долготы, штурманская карта № 1215, ветер - NNW силой 3 балла, волнение моря – 2 балла, видимость – 3 мили.
9 августа 1944 года, среда. Из Архангельска.
Занятия и работы: Конвоирование транспорта «Марина Раскова» на остров Диксон.
Наличие личного состава (командного состава/не командного состава) – 12/93, больных – 1/1, арестованных – 0/4 человек.
Наличие запасов (в тоннах): солярового масла – 118, смазочных материалов – 5, воды – 29, провизии – 41.
Обстоятельства погоды:
00.00: направление ветра – WNW, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 757,8 мм, температура воздуха (°R) – 7, температура воды (°С) – 8,1;
04.00: направление ветра – WNW, сила ветра – слабый,  состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 756,8 мм, температура воздуха (°R) – 6, температура воды (°С) – 6,3;
08.00: направление ветра – WNW, сила ветра – слабый,  состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 758,2 мм, температура воздуха (°R) – 6,2, температура воды (°С) – 7,6;
12.00: направление ветра – NNW, сила ветра – слабый,  состояние погоды – ясно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 758,3 мм, температура воздуха (°R) – 11,8, температура воды (°С) – 8;
16.00: направление ветра – NNW, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 760,4 мм, температура воздуха (°R) – 11,0, температура воды (°С) – 8,1;
20.00: направление ветра – N, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 762,2 мм, температура воздуха (°R) – 9,6, температура воды (°С) – 7,8.
Повседневная жизнь: побудка – 06.00, завтрак – 06.50, утренняя приборка – 07.10, обед – 12.00, ужин – 18.00, чай – 21.00, раздача коек – 22.00.
00.00. Следуем в конвое БД-5 из Архангельска на остров Диксон. В составе конвоя: транспорт «Марина Раскова» и 3 тральщика типа АМ: Т-118 под флагом комбрига, Т-116 и Т-114. Командир конвоя – капитан 1-го ранга Шмелёв. Боевая готовность - № 3. Походный ордер - № 2. Наше место на курсовом углу 80° левого борта в 12 кабельтовых от транспорта.
00.10. Флагман поднял сигнал: «Истинный курс - 33°».
00.40. Транспорт «Марина Раскова» отстаёт – уменьшил ход.
03.00. Флагман дал сигнал: «Истинный курс - 25°».
03.25. Флагман дал сигнал: «Истинный курс - 350°».
04.47. По сигналу флагман легли на истинный курс 360°.
06.14. С берега надвигается туман.
06.34. Открыта акустическая вахта. Вошли в туман. Видимость – 2 мили. Выставлен вперёдсмотрящий.
06.50. По сигналу флагмана перестроились в туманный ордер. Видимость – 6 – 7 кабельтовых. Флагман дал сигнал: «Истинный курс - 7°».
07.47. Видимость увеличилась до 4 – 5 миль. По сигналу флагмана перестроились в ордер № 2. Вышло из строя электрическое управление рулём. Перешли на ручное управление рулём.
08.00. Координаты - 67°31,8´ северной широты, 41°31,0´ восточной долготы, ветер - WNW силой 3 балла, волнение моря – 2 балла, видимость – 5 миль.
08.15. По левому борту на курсовом углу 167° замечены транспорт, тральщик и катер типа МО.
08.51. Вышло из строя электрическое управление. Застопорили машины.
08.55. Перешли на ручное рулевое управление, дали средний ход.
12.00. Координаты - 68°09´ северной широты, 41°41´ восточной долготы, ветер - NNW силой 3 балла, волнение моря – 2 балла, зыбь, видимость – 15 миль.
13.15. По правому борту на курсовом углу 40° на дистанции 90 кабелтов замечен тральщик типа РТ.
16.00. Координаты - 68°38´ северной широты, 41°44´ восточной долготы, штурманская карта № 1666, ветер - NNW силой 7 баллов, волнение моря – 3 балла, видимость – 20 миль.
17.50. Сигнал флагмана: «Истинный курс - 74°».
18.10. Легли на истинный курс 74°.
20.00. Координаты - 69°03,0´ северной широты, 42°37,0´ восточной долготы.
20.50. Справа на курсовом углу 70 - 90° видны на горизонте дымы 3 судов.
24.00. Координаты - 69°14,0´ северной широты, 44°12,0´ восточной долготы, ветер - NNО силой 2 балла, волнение моря – 3 балла, зыбь от N, видимость – 6 миль.
11 августа 1944 года, пятница. Из Архангельска. Баренцево море.
Занятия и работы: Продолжаем конвоирование транспорта «Марина Раскова» из Архангельска на остров Диксон. Тренировка в одевании защитной химической одежды, способы дегазации материальной части БЧ-III. Проверка ведения учёта вещевого довольствия.
Наличие личного состава (командного состава/не командного состава) – 12/93, больных – 1/1, арестованных – 0/4 человек.
Наличие запасов (в тоннах): солярового масла – 112, смазочных материалов – 5,4, воды – 16, провизии – 39.
Обстоятельства погоды:
00.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – штиль, высота барометра – 764,1 мм, температура воздуха (°R) – 5,3, температура воды (°С) – 5,6;
04.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль,  состояние погоды – пасмурно, состояние моря – штиль, высота барометра – 763,6 мм, температура воздуха (°R) – 5,7, температура воды (°С) – 5,6;
08.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль,  состояние погоды – пасмурно, состояние моря – штиль, высота барометра – 764,4 мм, температура воздуха (°R) – 6,1, температура воды (°С) – 7,7;
12.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль,  состояние погоды – пасмурно, состояние моря – штиль, высота барометра – 764,4 мм, температура воздуха (°R) – 7,8, температура воды (°С) – 5,6;
16.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – штиль, высота барометра – 764,0 мм, температура воздуха (°R) – 7,3, температура воды (°С) – 5,4;
20.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль, состояние погоды – дождь, состояние моря – штиль, высота барометра – 763,5 мм, температура воздуха (°R) – 6,8, температура воды (°С) – 5,2.
Повседневная жизнь: побудка – 06.00, завтрак – 06.50, утренняя приборка – 07.10, обед – 12.00, ужин – 18.00, чай – 21.00, раздача коек – 22.00.
00.00. Уменьшили ход до самого малого.
03.30. В связи с повреждениями транспорт «Марина Раскова» начал циркуляцию влево.
03.45. Легли на прежний курс.
04.00. Координаты - 69°33´ северной широты, 55°22´ восточной долготы, штиль, видимость – хорошая.
08.00. Координаты - 69°30,0´ северной широты, 57°00´ восточной долготы, видимость – 80 кабельтов, ветер – W силой 2 балла.
09.55. Флагман поднял сигнал: «Истинный курс - 55°».
10.45. Флагман поднял сигнал: «Истинный курс - 75°».
11.35. На флагмане поднят сигнал: «Истинный курс - 88°».
12.00. Координаты - 69°33´ северной широты, 58°34´ восточной долготы, штиль, видимость – 15 миль, штурманская карта – [номер не указан].
12.53. Прямо по носу 2 силуэта.
13.20. Разошлись правым бортом с гидрографическим судном «Метель», буксируемым буксиром.
15.07. Легли на створ Пырков для входа в Югорский Шар.
15.12. Легли на Дьяконовские створы.
15.45. Легли на Сухоневские створы.
16.07. Легли на створ знаков острова Сторожевой.
16.27. Легли на створ знаков Глинистых.
18.06. Вышли из пролива Югорский Шар. Открыта акустическая вахта.
18.20. По сигналу флагмана построились в походный ордер № 2.
19.55. Перешли на приёмную радиоволну длиной 500 метров.
20.00. Координаты - 70°10,2´ северной широты, 61°04,0´ восточной долготы, штиль, моросящий мелкий дождь, видимость – 7 миль.
24.00. Координаты - 70°42,0´ северной широты, 61°58,0´ восточной долготы».[/color]
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий предоставил новую дозу сверважной и уникальной информации, раскрывающей некоторые страницы истории конвоя БД-5. Эти данные ещё ждут своего анализа.

[color=blue]Из «Журнала боевых действий оперативного дежурного Штаба Иоканской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 3 по 20 августа 1944 года:
«08.08.1944. 13.00. [Конвой] БД-5 в составе ТР [транспорта «]М[арина] Раскова[»,] ТЩ [тральщиков №№] 114, 116, 118 вышел [по марштруту] Ар[хангель]ск [-] Диксон.
09.08.1944. 01.30. Конвой БД-5 прошёл [меридиан острова] Сосновец.
10.08.1944. 14.25. Конвой БД-5 в составе ТР [транспорта «Марина] Раскова[», тральщиков] АМ-114, [АМ-]116, [АМ-]118 скрылся от [сигнально-наблюдательного] поста [острова] Колгуев по П [пеленгу] = 75°, d [дистанция] = 150 каб[ельтовых истиным] курсом 85° в 13[часов] 40[минут]».

Из «Исторического журнала Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 1 апреля 1944 года по 9 мая 1945 года
«Исключить из боевого состава Карской военно-морской базы тральщики типа АМ № 114 и № 118 каждого, как погибшие при выполнении боевого задания 12 августа 1944 г. Приказ Командира базы № 00175 от 30.09.44 г.
… Наши потери: АМ-114, АМ-118, Транспорт «М.Раскова» в зоне Ново-Земельской военно-морской базы»

Табличные данные из «Журнала учёта конвойных операций Иоканской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 1 февраля по 25 сентября 1944 года в литературном изложении:
Конвой БД-5 в составе транспорта «Раскова» под эскортом ТЩ-114, ТЩ-116, ТЩ-118 вышел в 15.00 08.08.1944 на Диксон. Запланирована предварительная противолодочная оборона по курсу движения конвоя до меридиана 50°30´  самолётами МБР-2 и «Каталина». Выполнена только самолётом МБР-2 в сектор № 1, «Каталина» не вылетала по неизвестной причине. Истребительная авиация находилась в готовности на перехват, батареи береговой обороны – в зоне их действия. Конвой погиб в 20.30 12.08.1944, остался только АМ-116 (Составлено по сообщениям за № 2253 от 04.08.1944 и за № 1648 от 06.08.1944 начальника Штаба Беломорской военной флотилии Северного флота, за № 1550 от 05.08.1944 начальника Штаба Иоканской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота).

Табличные данные из «Журнала оповещений о переходе кораблей и полётах самолётов» Иоканской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота за период с 10 ноября 1943 года по 13 августа 1944 года в литературном изложении:
Конвой БД-5 в составе транспорта «М.Раскова», тральщиков №№ 114, 116, 118 вышел из Архангельск на Диксон в 13.00 08.08.1944, проследовал мимо Иоканки в 01.25 10.08.1944, вышел из зоны ответственности базы в 24.00 10.08.1944.

Табличные данные из «Журнала боевых вылетов Военно-Воздушных Сил Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 3 января по 31 декабря 1944 года в литературном изложении:
15.08.1944 2 «Каталины» 54-го авиационного полка вели поиск баркаса с людьми в районе гибели транспорта «Марина Раскова» с 05.15 до 22.17.
16.08.1944 2 «Каталины» 16-го авиационного отряда вели поиск баркаса с людьми в районе гибели транспорта «Марина Раскова» с 10.05 до 23.27.
17.08.1944 1 «Каталина» 20-й авиационной эскадрилии вела разведку подводных лодок и поиск шлюпок с транспорта «Марина Раскова» в Карском море с 13.15 до 23.16.
18.08.1944 1 «Каталина» 44-го авиационного полка вела разведку подводных лодок и поиск шлюпок с транспорта «Марина Раскова» в Карском море с 10.00 до 18.00.
19.08.1944 4 «Каталины» 44-го авиационного полка вели поиск баркасов и шлюпок с погибшего транспорта «Марина Раскова» в Карском море, 1 «Каталина» 16-го авиационного отряда вела разведку подводных лодок и поиск шлюпок с транспорта «Марина Раскова» в Карском море с 15.00 до 01.40 следующих суток.
24.08.1944 1 «Каталина» 44-го авиационного полка вела поиск шлюпок с людьми с погибшего транспорта «Марина Раскова» с 10.25 до 20.30, а ещё 1 «Каталина» того же полка вела поиск самолёта, севшего на воду около людей, с 01.00 до 11.02.
25.08.1944 1 «Каталина» 44-го авиационного полка вела поиск шлюпок с людьми с погибших кораблей конвоя БД-5 в Карском море с 03.02 до 14.02.
27.08.1944 1 Каталина 44-го авиационного полка вела поиск шлюпок с людьми с погибших кораблей конвоя БД-5 в Карском море с 11.09 до 19.48.

Табличные данные из «Журнала учёта боевых вылетов 20-й отдельной авиационной эскадрилии Военно-Воздушных Сил Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 18 мая до 17 декабря 1944 года в литературном изложении:
29.08.1944 поиск людей с транспорта «Марина Раскова» и разведку сектора № 25-26б выполнял гидросамолёт ПБН-1 (экипаж – Козлов, Палий, Андреев, Брызгалов, Максимов, Гвоздев, Каламбет) с 04.00 до 08.15 (общая продолжительность полёта – 4 часа 15 минут). За полёт израсходовано 1915 кг авиационного бензина и 18 кг масла. Задание не выполнено по метеоусловиям.

Выписки из «Журнала боевых действий Новоземельской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 30 июня по 22 ноября 1944 года:
15.08.1944. 02.55. 23 h [часа] 00 m [минут сторожевой катер] СКА[-]501 вышел [из] Хабарово в район о[стро]в[а] Белый для осмотра района места гибели ТР [транспорта] «Марина Раскова».
13.37. [Гидросамолёт «]Каталина[» лётчика] Хатунёва поднялся в воздух [на] поиск баркаса.
22.21. [Гидро]С[амолё]т [«]Каталина[» (]лётчик [-] Хатунёв[)] произвёл посадку [в губе] Белушья. Задание не выполнил [в]следствие тумана [в] Карском море.
16.08.1944. 10.05. [Гидро]С[амолё]т [«]Каталина[» (лётчик -] Евдокимов[)] вылетел [в] р[айо]н о[стро]ва Белый.
20.33. С борта [гидро]самолёта [Евдокимова получена радиограмма: «]Как Вы меня слышите[?»].
21.45. С борта [гидро]самолёта [Евдокимова получена радиограмма: «]Моё место [-] Ш [-] 72°12[´северная,] Д [-] 60[°]49[´ восточная,] имею на борту пассажиров[, среди которых] есть раненые[,] приготовьте катер[. Подписной] № 2135[»].
23.27. [Гидросамолёт «]Каталина[» лётчика] Едокимова произвёл посадку.
17.08.1944. 01.00. По докладу к[оманди]ра [гидро]самолёта [Евдокимова] – доставил 18 человек[,] подобранных с моторного катера в проливе Малыгина, осталось 11 чел[овек,] которые [в] 07.00 15.08[.1944] вышли на берег, последним сброшены продукты с запиской [с указанием] возвратиться к катеру.
03.20. [Гидросамолёт «]Каталина[» лётчика] Беликова вылетел [из губы] Белушья [в район] о[стро]в Белый [-] Западное побережье п[олуостро]ва Ямал [с задачей:] оказание помощи [в] розыск спасённых [с погибших] кораблей [конвоя БД-5].
04.09. С борта [гидро]самолёта № 14 [(лётчик -]Беликов[) получена радиограмма: «]моё место [-] ш [-] 72°09´[северная,] д [-] 60°24´[восточная»].
07.00. С борта [гидро]самолёта [лётчика] Беликова [получена радиограмма: «] конечный пункт [маршрута]закрыт туманом[,] нахожусь в воздухе[»].
12.40. С борта [гидро]самолёта № 14 [лётчика] Беликова [получена радиограмма: «]В 11 h [часов] 00 m [минут] обнаружил 11 [человек;] погода[:] облачность -] 10 [баллов, высота - ]800 м[етров,] видимость [-] 20 км[»].
15.56. [Гидро]Самолёт [лётчика] Беликова донёс[:] «Сижу на мели[,] жду прилива».
20.15. [В] 19.08 [гидро]самолёт [«]Каталина[» лётчика] Беликова взлетел[,] в 20[.]05 дал своё место[:] Ш = 72°30´N [северная,] Д = 64°57´Е [восточная»].
23.12. [Гидро]Самолёт [«]Каталина[»] № 14 [(]лётчик [-] Беликов[)] произвёл благополучную посадку [в губе] Белушья[,] доставил 11 человек[,] оставшихся на берегу[,] с моторного катера[,] обнаруженного лётчиком Евдокимовым в проливе Малыгина.
18.08.1944. 10.32. [Гидро]Самолёт [«]Каталина[»] № 12 [(лётчик - ]Козлов[)] вылетел к о[стро]ву Белый и [в] центральный район Карского моря на поиск карбаса и шлюпок.
20.50. [Гидро]С[амолё]т [«]Каталина[» (]Лётчик [-] Козлов[)] произвёл посадку [на гидро]аэродром Белушья.
20.08.1944. 12.00. От ОД КВМБ [оперативного дежурного по Карской военно-морской базе Беломорской военной флотилии Северного флота: «В] 05[.]40 самолёт Н-275 вылетел на поиск аварийных шлюпок с ТР [транспорта] «Мария [Марина] Раскова».
15.35. От ОД ОВРа [оперативного дежурного Охраны водного района Беломорской военной флотилии Северного флота: «В] 12[.]05 [тральщик] ТЩ-60 вышел [из] Хабарово в Карское море[,] в точку Ш - 73°13[´ северная,] Д - 64°10[´ восточная] для поиска и снятия людей с аварийного барказа «Марии [Марины] Расковой».
29.08.1944. 04.00. [«]Каталина[»] № 12 [(лётчик - ]Козлов[)] вылетел [на] поиск шлюпок в районе западного побережья п[олуостро]ва Ямал.
22.40. Оповещение ОД БФ ОД ОВРа Вайгач [оперативного дежурного Беломорской военной флотилии оперативному дежурному Охраны водного района острова Вайгач: «]05[.]00 – 19[.]00 [«]Каталины[»] № 21 и [№] 22 [будут вести]поиск шлюпок [в районах остров] Вайгач[,] Амдерма[,] Усть[-]Кара, Западный берег Ямала, остров Белый».

выписки из «Журнала боевых действий Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 10 августа по 1 сентября 1944 года:
13.08.1944. 04.30. Получено радио [от] к[оманди]ра ТЩ-116[: «Сообщаю] дополнительно место гибели: Ш = 73°22[´ северная,] Д = 66°35[´ восточная»].
15.08.1944. 03.15. [В] 23[.]00 14.08[.1944 сторожевой катер] СКА-501 вышел [по маршруту] Хабарово – р[айо]н о[строва] Белый для осмотра места гибели ТР [транспорта] «М[арина] Раскова»[. Подписной] № 2330.
16.08.1944. 14.45. [Гидро]самолёт [«]Каталина[»] № 3 [(]лётчик [-] Фёдоров[)] вылетел по маршруту Диксон – о[стров] Белый – район гибели кораблей [конвоя БД-5 на] поиск ПЛ [подводных лодок] пр[отивни]ка и шлюпок с погибших кораблей.
15.20. [Гидро]самолёт ГСТ [(]лётчик - Козлов произвёл посадку Усть Кара 1320 в районе гибели кораблей обнаружил масляные пятна.
18.15. [Гидро]самолёт [«]Каталина[«] № 3 с лётчиком Федуловым сел в бухте Самолётная.
17.08.1944. 20.04. Через 020 – 025 [20 – 25 мирнут] будет вылетать [гидросамолёт] Н-275 [(лётчик -] Козлов[)] на поиски шлюпок ТР [транспорта] «Марина Раскова».
21.05. [Гидро]самолёт Н-275 Козлова поднялся в воздух.
21.10. [Гидро]самолёт Н-275 скрылся на Weste.
18.08.1944. 04.35. [В] 04.07 в Ш = 72°17[´] Д = 64°05[´ восточная обнаружена] шлюпка[, в которой находятся] люди[,] делаю посадку[. Подписной №] 0109[»].
05.30. [В 0]5-00 [гидро]самолёт Козлова принял со шлюпки 25 челов[ек] и следует в Диксон.
06.25. Дано оповещение [зенитным] батареям [Карской военно-морской базы] о пролёте [гидро]самолёта Н-275 лёт[чи]ка Козлова.
06.45. [В 0]6[.]35 Козлов прошёл над [островом] Белым. Предполагает быть в Диксоне [в 0]8[.]40.
08.22. Подходит [гидро]самолёт Н-275 Козлова.
08.27. Показался [гидро]самолёт с Westа типа [«]Каталина[«].
08.35. [Гидро]самолёт Н-275 Козлова совершил посадку.
10.00. [Гидро]самолёт [«]Каталина[«] № 3 [(]лётчик - Фёдоров[)] вылетел [по маршруту] Диксон – сектора [№№] 25 – 26Б – 28 на поиск шлюпок в море и людей на берегу п[олу]о[строва] Ямал с попутной разведкой противника.
12.35. Дано донесение ОД БВФ [оперативному дежурному по Штабу Беломорской военной флотилии Северого флота] о возвращении [гидро]самолёта Н-275 Козлова [на] Диксон, кот[орый] доставил 25 чел[овек,] подобранных со шлюпки, в том числе: 2 [-] с АМ-114, 7 [-] с АМ-116, 11 [-] с ТР [транспорта] «[Марина] Раскова», 5 [-] с 37[-й] авиа[ционной] базы [ВВС Беломорской военной флотилии Северного флота]. 10 чел[овек находятся] в тяжёлом и 15 [-] в удовлетворительном состоянии. При посадке в [гидро]самолёт 3 чел[овека] погибло от психического расстройства. В шлюпке людей не осталось. Место снятия [людей со шлюпки -] Ш - 72°17´[северная], Д - 64°05´[восточная].
18.10. [Гидро]самолёт «[«]Каталина[«]» № 3 Фёдорова возвратился [с] поиска людей и шлюпок с погибших кораблей (ТР [транспорт] «[Марина] Раскова» и др[угие]) на берегу и в море на маршруте: Диксон – зал[ив] Гыданский –м[ыс] Дровяной – побережье п[олуостро]ва Ямал до о[строва] Мадамбый [?] – Ш - 70°42´[северная], Д - 64°05´[восточная] - Ш - 72°17´[северная], Д - 64°05´[восточная] ([здесь] встретил [гидро]самолёт [«]Каталина[»] НЗВМБ [Новозмельской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота]) [-] п[олуостро]в Скуратова – S [южный] берег о[строва] Белый – о[стров] Шокальского –о[стров] Неупокоева – Диксон, ничего не обнаружено.
19.08.1944. На [тральщике] АМ-117, [больших охотниках за подводными лодками] БО-203, БО-210 прибыло: 6 чел[овек -] комиссия Штаба БФ [Беломорской военной флотилии Северного флота], 122 чел[овека,] снятых с ТР [транспорта] «[Марина] Раскова», из них: один офицер и 8 краснофлотцев Отд[еления] связи [Карской военно-морской] базы, 36 краснофлотцев 37[-й] авиа[ционной] базы [ВВС Беломорской военной флотилии Северного флота] и 77 чел[овек] ГУСМП [Главного Управления Северного Морского пути Союза ССР] (в т[ом] ч[исле -] 7 женщин). Все здоровы.
13.55. [Радиодонесение] От [«]Каталины[»] № 11 – [«]Иду на посадку[»].
17.05. Получено [радиодонесение] от [«]Каталины[»] № 11 [(]лётчик - Сокол[): «В точке с координатами] Ш = 73°13´[северная,] Д = 64[°]10[´ восточная на борт] взял двадцать два человека, осталось в барказе 35[»].
19.26. [Гидро]самолёт [«]Каталина[«] № 11 произвёл посадку [в] бухте Лётная[,] доставил 2[2] чел[овека.] Осталось на шлюпке 35 человек.
23.57. С [Гидро]самолёта № 16 уточнено место шлюпок[. Подписной] № 2335.
20.08.1944. 00.15. На [гидро]самолёт № 16 [передан ответ: «Точка с координатами ]Ш = 73°13´[северная,] Д = 64°12´[восточная,] от с[е]редины о[строва] Белый по курсу 270° расстояние 100 миль[»].
00.20. От [Гидро]самолёта № 16 [радиодонесение: « В] районе [с координатами] Ш = 73°13´[северная], Д = 64°10´[восточная] экипажа на воде не обнаружил[,] возвращаюсь[. Подпись:] Рубан[. Подписной] № 0005[»].
01.20. [Гидросамолёт «]Каталина[«] № 3 [(]лётчик - Федков[)] произвёл посадку [в] бухте Лётная, никаких людей не обнаружил.
02.20. [Гидро]самолёт [«]Каталина[«] № 16 [(]лётчик - Рубан[)] произвёл посадку [в] бухте Лётная, шлюпку, людей не обнаружил.
05.38. [Гидро]самолёт Н-275 [(]лётчик - Козлов[)] вылетел на поиск людей в район гибели «М[арины] Расковой».
17.48. [Гидро]самолёт Н-275 [(]лётчик - Козлов[)] произвёл посадку в бухте Диксон, после поиска людей и шлюпок в районе гибели «М[арины] Расковой».
22.08.1944. 12.05. [Из] 11 чел[овек], обнаруженных 16.08.44 лётчиком Евдокимовым на п[олуостро]ве Ямал в гр.гр. [группах из] 6 и 3 чел[овек] 17.08.[1944] приняты на борт [гидро]самолёта Белова.
23.08.1944. 09.15. [В] 08.15 [гидро]самолёт ГСТ [(]лётчик - Козлов[)] обнаружил кунгаз с 25 чел[овекамии на борту] в точке [с координатами] Ш = 73°35´[северная], Д = 67°25´[восточная]. Посадка невозможна.
20.45. Лётчик Козлов [в точке с координатами] Ш = 73[°]28[´ северная,] Д = 68[°]10[´вочсточная] рулит по воде.
22.50. 22.15 Координаты Козлова [-] Ш - 73°20´[северная], Д - 68°35´ [восточная, его гидросамолёт] дрейфует к пр[оливу] Малыгина.
24.08.1944. 01.00. [Гидро]самолёт [«]Каталина[»] № 3 [(]лётчик - Федуков[)] вылетает [в] район нахождения [гидро]самолёта Козлова.
03.40. Донесение от [Гидро]самолёта Федукова: «Вижу [гидро]самолёт[,] веду [его в направлении] на [остров] Белый» [Подписной] № 0321.
03.52. [«]Вижу наши корабли[,] веду [их] на [Гидро]самолёт [Козлова. Подписной] № 0341[»].
04.30. Козлов доносит: «Надо мной на большой высоте прошёл [гидро]самолёт. Нахожусь вблизи пролива Малыгина[»].
06.50. [« Тральщик] ТЩ-60 навёл на [гидросамолёт] Козлова[. Подпись:] лётчик Федуков[»].
09.40. Донесение Федукова: Моряки на 116 ТЩ-60 ведёт Козлова и баржу [Так в оригинале. Очевидно, следует читать как: «Спасённые находятся на борту тральщика Т-116. Тральщик Т-60 буксирует гидросамолёт Козлова и кунгас»].
10.30. [Гидро]самолёт [«]Каталина[«] [(]лётчик - Рубан[)] вылетел [с] задачей[:] поиска людей и шлюпок в р[айо]н[,] ограниченный координат[амии (см. ниже) и для] оказания необходимой помощи [гидро]самолёту ГСТ Козлова. Координат[ы] р[айо]на Ш - 74°30´[северная,] Д - 72°00[´ восточная,] Ш - 72°51[´ северная,] Д – 62[°]47[´восточная; все координаты зачёркнуты].
11.00. [Гидро]самолёт Федукова возвратился с задания[.] Задание выполнил.
12.38. [Гидро]самолёт Козлова сделал посадку в бухте Лётной [острова] Диксон.
20.51. [Гидро]самолёт № 16 [(]лётчик - Рубан[)] произвёл посадку [у острова] Диксон. Задание выполнил.
25.08.1944. 03.10. [Гидросамолёт «]Каталина[«] № 11 [(]лётчик - Сокол[)] вылетел [в] квадрат [с вершинами с координатами] Ш = 71°27´[северная], Д = 66°08´[восточная,] Ш = 72°00´[северная], Д = 60°50´[восточная,] Ш = 73°13´[северная], Д = 62°45´[восточная,] Ш = 72°43´[северная], Д = 68°06´[восточная на] поиск людей, шлюпок [с транспорта] «М[арина] Раскова».
14.05. Сделал посадку [гидро]самолёт Н-11 [(лётчик -] Сокол[)].
27.08.1944. 11.10. [Гидро]самолёт [«]Каталина[«] № 10 [(]лётчик - Гуричев[)] вылетел [на] поиск ПЛ [подводных лодок], шлюпо[к], людей в район, ограниченный [точками с координатами] Ш = 71°38´[северная,] Д = 68°20´[восточная,] Ш = 74°15´[северная,] Д = 66°00[´ восточная,] Ш = 72°53´[северная,] Д = 63°05[´ восточная,] Ш = 73°20´[северная,] Д = 70°00[´ восточная;] в воздухе будет [в течение] 8 часов.
19.46. [Гидро]самолёт № 10 [(]лётчик - Гуричев[)] сел в р[айоне острова] Диксон. Производил поиск людей, барказа, разведку пр[отивни]ка [в] р[айо]не гибели ТР [транспорта] «М[арина] Раскова». [В] 11.30 в точке [с координатами] Ш = 73°26´[северная,] Д - 70°08[´восточная] обнаружил барказ с трупами[,] наполовину залитый водой.
29.08.1944. 02.20. С 04[.]00 [до] 15[.]00 29.08[.1944 гидро]самолёт [«]Каталина[»] Козлова вылетает из [губы] Белушьей на поиски шлюпок по побережью [полуострова] Ямал.
10.28. Черевичный донёс через штаб морских операций: [«В точке с координатами] Ш - 73°25´[северная,] Д = 70°03´[восточная] вижу кангас [кунгас»].
На этой фразе в данном документе заканчиваются записи, относящиеся к трагедии конвоя БД-5.[/color]

Ранее Константин Борисович писал по поводу погибших в конвое БД-5 моряках-курсантах. Один из них:
[color=blue]"... 10. Тимонин (ошибочно - Симонин) Евгений Федорович – курсант, выпускник Московской военно-морской спецшколы, практикант на тральщике Т-118, погиб, похоронен в море в ночь на 13.08.1944"[/color]
В том же сообщении он цитировал воспоминания курсанта Г.Мармузова, который, в частности, писал:
«...Женя Тимонин был подобран одним из кораблей. Он находился в понтонной лодке, в которую свободно, через сетку внизу проникала вода. Такие лодки были годны в тёплых морях, но не в Ледовитом океане… Когда Женю подняли на борт, он был уже мёртв – замёрз. Его похоронили по морскому обычаю. Обернули в простыню, привязали к ногам груз и по доске спустили за борт… …После войны, когда я приезжал к своим родителям, обязательно навещал отца и мать Жени Тимонина. Они всегда были приветливы, очень сокрушались, что не осталось даже могилы сына, куда бы они могли приходить».
В одном из архивных докуметов Константину Борисовичу удалось обнаружить указание на точное место захоронения курсанта Евгения Фёдоровича Тимонина, произведённое в 05.00 13 августа 1944 года: [color=blue]"Похоронен курсант Тимоненко [так в оригинале документа] - В[оенно-]М[орское Инженерное] У[чилище] им[ени Ф.Э.]Дзержинского[,] который был подобран мёртвым барказом, шедшим от ТР[транспорта] "Марина Раскова".
Местом его захоронения стала условная точка в Карском море с географическими координатами 73 градуса 37 минут северной широты, 63 градуса 42 минуты восточной долготы...
Вечная ему память![/color]

Константин Борисович обещал предоставить ещё партию архивных сведений. С нетерпением ждём. Ещё раз благодарю Константина Борисовича за проделанную работу по поиску источников информации об истории конвоя БД-5.
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Станислав Перлин выслал фотографию старшего краснофлотца Корсуна Федора Ивановича и данные о его родственнике: двоюродный брат, Гончаренко Александр Савельевич, 1926 года рождения, проживает в селе Антоновка Кегичевского района Харьковской области. Спасибо Станиславу за проделанную работу! Отличная новость! Но вот только я не знаю как родственнику позвонить.

Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:

264. Корсун Федор Иванович, воинское звание – ст. краснофлотец; должность и специальность – старший моторист, моторист 3 кл.; год рождения – 1916 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – кандидат ВКП (б); место рождения – Харьковская обл., Кегичевский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – украинец; срок срочной службы – 1938 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Красногвардейским РВК Харьковская обл.; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – мать: Евдокия Степановна, Кегичевский р-н, с. Антоновка.

[URL=http://radikal.ru/F/s60.radikal.ru/i170/0906/82/e3e85a8ebeca.jpg.html][IMG]http://s60.radikal.ru/i170/0906/82/e3e85a8ebecat.jpg[/IMG][/URL]
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Перевод статьи о Николае Кучеренко.

40 лет Великой Победы

Низкий поклон

Наверное, помнят читатели нашей газеты, как в начале июля нынешнего года в редакцию обратился Н.Ф. Шатохин - участник Великой Отечественной войны из Харькова и через районку попросил откликнуться родных и близких Н.П. Кучеренко - его боевого товарища, уроженца с.Киселёвки, который погиб смертью храбрых в грозные годы войны.
Прошло немного времени, и откликнулись близкие Николая Пантелеевича, завели с Н.Ф.Шатохиным дружескую переписку.
К сожалению, родителей нет в живых: - мать умерла, отец - не вернулся с фронтов Великой Отечественной.
А в один августовский день стал на пороге редакции военной выправки человек. Еще не совсем старый, но волосы щедро посеребрены сединой:
- Я - Николай Федорович Шатохин - сказал.
- Приехал поклониться родным местам моего боевого друга, а заодно поблагодарить и вас, что помогли мне разыскать близких товарища.
Через несколько часов гость должен был выезжать в Киселёвку, и мы, пока у него было время, попросили подробнее рассказать о Николае Пантелеевиче.
…Их было всего двое из Украины. Два Николая - один из Харковщины, другой - из Черниговщины. Называли их земляками. В октябре 1940 года их направили на обучение в Кронштадт в школу связи им. Попова. Обучались оба хорошо, старательно, но все-таки Николай Кучеренко овладел секретами будущей специальности лучше, был отличником. После окончания школы друзей-земляков судьба развела. Николай Шатохин был направлен в одно место, Николай Кучеренко - в другое: в подводники-гидроакустики.
Три года друзья ничего не знали и не слышали друг о друге. Только в 1944 году состоялась их встреча. К сожалению, последняя. Во время краткого случайного свидания Николай Кучеренко просил своего боевого товарища передать низкий поклон родным, если тот останется живым.
- Как сегодня помню его - рассказывает Николай Федорович. - Был я тогда как раз на Северном флоте. И вот радость: встретил Николая! Возмужал он за годы нашей разлуки, на его груди красовались ордена Ленина и Красного Знамени, которых он был удостоен за мужество и отвагу, проявленные при выполнения боевого задания.
Потом моряки пошли в Карское море, где громили врага, приближали Победу. В одном из боев и погиб Н.П. Кучеренко на глазах у Николая Федоровича.
Н.Ф. Шатохин показал две книги, в которых рассказывается о славных, героических действиях нашего земляка. В одной из них - (автор адмирал В. Трибуц) «Подводники Балтики атакуют» говорится: «Николай Кучеренко на Щ-406 мог состязаться с самыми лучшими представителями своей профессии. Осипов (командир лодки - ред.) убедился, что Кучеренко не только хорошо улавливает шумы, но и разбирает их, определяя класс корабля, различая паровые машины и турбины, моторы и дизеля, точно указывая пеленг преследования».
В другой книге - В. Вайнера «Северный флот в Великой Отечественной войне» - тоже не одна страница посвящена описанию мужественных действий Николая Пантелеевича Кучеренко.
Много чего интересного рассказал Николай Федорович о своем товарище. В воспоминаниях отмечал скромность и товарищество друга.
…И вот мы вместе с Н.Ф. Шатохиным едем в Киселёвку. Заметное волнение ветерана: из редакционного «УАЗика» пытается все разглядеть, запомнить. А как же! Это отчизна его боевого друга, здесь он родился и вырос…
В вот и село. Большое, зеленое, улицы заасфальтированные. Подъезжаем к дому Антонины Александровны Наумчик - двоюродной сестры отца Н.П. Кучеренко, с которой Николай Федорович переписывался и договаривался о встрече. Только конкретного дня встречи не определили. Антонина Александровна была занята домашними делами и встречи с гостями не ожидала. Только мы зашли на ее гостеприимный двор, сразу стали собираться односельчане - соседи, знакомые.
- Это не Николая товарищ приехал?
- Вы из Харькова?
Антонина Александровна стояла среди двора растерянная, взволнованная, не знала, что сказать, и что ей делать. Вглядывалась теплыми глазами в гостя, будто бы впервые увидела, и в односельчан. А ее еще и сейчас красивое лицо заслали слезы – прозрачные, крупные горошинки катились часто, словно град.
- Вы от Коли? - смогла выдавить из себя. А тогда бросилась обнимать, чисто по матерински поглаживая белые волосы, крепкие плечи. Представляла женщина, что это сам ее племянник после долгой разлуки заглянул к ней в гости.
Опомнилась Антонина Александровна, поправила сбитый белый платок, попросила всех в избу.
Показала она дорогому гостю то место, где когда-то стоял дом, в котором родился Николай Кучеренко, прошлись по улицам села и заглянули до двоюродной сестры Николая - Екатерины Феодосиевны Желудовской. Живет она в Чернигове, а на лето приезжает в родное село. Она ожидала Н.Ф. Шатохина. Ежедневно ходила на автобусную остановку, что в центре села, чтобы встретить его. И на этот раз уже собиралась было идти, но сам гость - на порог, как говорят.
Добрую весть далеко слышно. Всю Киселевку облетела новость: приехал боевой друг Н.П.Кучеренко! И шли к Екатерине Феодосиевне люди - бросали свои дела, чтобы познакомиться со старым моряком. Заходили во двор, крепко пожимали руку гостю, угощали яблоками, грушами, рассказывали о Николае Пантелеевече.
- Ох и плавал же он, - вспоминал В.З. Литвиненко, бывший сосед, - под водой мог долго держаться.
- А каким он был… - добавляет кто-то из толпы.
Тесно стало во дворе Е.Ф. Желудовской. А люди все шли и шли. Хозяйка раз от разу вытирала нежданные слезы, радостно усмехалась, приглашала всех в дом.
Когда зашли в ее аккуратную обитель, как бы к себе сказала:
- Все собрались, а тебя Коля, нет...
Ее услышали все. И сразу в доме установилась тишина. Это была минута молчания, которой каждый почтил светлую память односельчанина.

Р. Михайленко.
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Инормация для архангельских поисковиков.

http://www.arhpress.ru/onega/2002/11/14/16.shtml

Статья Сергея ГОРБУНОВА из газеты "Онега"

Морской пират подкараулил...

МЫ ПОМНИМ ВАС..." Так называется книга Александра Сомкина, которая увидела свет в 1995 году в издательстве "Родина Ломоносова" (г.Архангельск). В редакцию "Онеги" принес ее наш внештатный корреспондент В.И. Поздеев.

- Среди погибших на пароходе "Марина Раскова" числится наша землячка Мария Ермиловна Павлова, - сказал Виталий Иванович. - В Онеге есть люди, которые знали ее...

Пароход "Мария Раскова" был построен в 1919 году в Честере (штат Пенсильвания, США). Прежнее название "Айрон Клайд". Передан СССР в состав СГМП в 1943 году. Торпедирован 12 августа 1944 года немецкой подводной лодкой У-365 (командир обер-лейтенант Дитер Тоденхаген) в Карском море недалеко от острова Белый в точке с координатами: 73-20 северной широты и 67-10 восточной долготы...

У Дины Спиридоновны Рябовой, к которой В.И. Поздеев предложил обратиться, долго хранились фотографии, в том числе М.Е. Павловой, другие архивные документы. Но совсем недавно она передала их племяннице Марии Ермиловны Надежде Степановне Ларионовой. А она живет в Санкт-Петербурге...

Д.С.Рябова посоветовала встретиться с Галиной Федоровной Кукиной, которая хорошо знает семью Павловых.

Приказ начальника Северного государственного морского пароходства N25 от 3.02.1943 года. "...Принятый от американского правительства пароход "Айрон Клайд" числить в составе флота с 25.01.43 г. и именовать с 3.02.43 г. в память Героя Советского Союза майора Расковой "Марина Раскова". Начальник СГМП Новиков Н.В."

- В семье Павловых было семь дочерей, - рассказывает Г.Ф. Кукина, бывший мастер производственного обучения ГПТУ N 17. - Евдокия, Мария, Анна, Федосья, Елена, Александра, Степанида. Я их всех помню. Был и восьмой ребенок: сын, но он умер маленьким. Жили мы тогда в Тамице. В этой поморской деревне они и родились. У Шуры и Лены я и водилась с их детьми. Сегодня из дочерей Павловых в живых осталась лишь Стеша - Степанида Ермиловна Плаксина. Ей 81-й год пошел. Она переехала нынче жить в Плесецк, так как сгорел дом. От тети Лены я знала, что Мария поступила учиться сначала в медицинское училище. Экзамены сдала. А потом забрала документы. У нее был друг. Но он поступил в мореходку. И вот она приезжает домой и говорит: "Я передумала учиться на медицинского работника и пойду учиться в мореходку на штурмана". Все ахнули:

"Ты что?". Стали ее отговаривать, а она ни в какую. Так и уехала в Архангельск. Я помню Марию, когда она приезжала на короткое время в Тамицу. Говорила, что учатся они на острове (вероятно, Краснофлотском - прим. авт.). У Марии такие красивые были волосы: русые, кудрявые. Но несколько было и седых волос. Она рассказывала, что к ним на остров приезжали англичане и привезли шоколад. А тогда с питанием в мореходке было плохо. Мария очень любила море-Пароход "Марина Раскова" с нетерпением ждали на зимовках и полярных станциях по всей трассе Северного морского пути от Диксона до Тикси. Он должен был доставить смены зимовщиков, оборудование, продукты, материалы для заполярных строек.

Стодвадцатиметровый корпус судна вмещал в себя 11 тысяч тонн груза и припасов, полсотни человек экипажа и машину, мощностью в две с половиной тысячи лошадиных сил.

8 августа 1944 года, закончив погрузку 6503 тонн различных грузов и приняв на борт 354 пассажира, среди которых было 116 женщин и 24 ребенка, пароход "Марина Раскова" под командованием капитана В.А.Демидова и в сопровождении трех кораблей охранения -тральщиков "Т-114", "Т-116" и "Т-118" из порта Бакарица и затем Молотовска вышел в море...

- Марии нравилось море, -продолжает рассказ Г.Ф. Кукина. - Пойдут с девчонками в лес, а она сядет на берег у воды и не может оторвать глаз от моря. А еще она очень хорошо играла на гитаре. А однажды играет на гитаре и вдруг остановила струны, и говорит: "Мама, а наша могила будет глубже всех". Мать ей: "Мария, ты что говоришь-то". А она:

"Но ведь правда!". И снова переходит на веселый лад. Песни поет...

"Вечером 10 августа 1944 года, когда конвой БД-5 втягивался в пролив Югорский Шар, соединяющий Баренцево и Карское моря, в кабинет старшего морского начальника острова Диксон, капитана первого ранга С.В.Киселева, еле передвигая ноги от усталости, вошла женщина.

Она не была неженкой, охотница А.П. Жильцова, но сорок километров бездорожья, пройденные за день, могли измотать и здорового мужчину".

А.П. Жильцова и сообщила, что в бухте Полянья охотники-промысловики видели неизвестную гостью - подводную лодку.

"Киселев исходил из того, что "Марина Раскова" достаточно хорошо охраняется тремя новыми тральщиками, приспособленными к тому же для борьбы с подводными лодками.

На тральщиках было противолодочное вооружение и гидроакустическая аппаратура "АС-ДИК". И старший морской начальник приказал усилить эсминцем "Урицкий" и тральщиком "Т-115" Другой конвой.

Но никто не учел, что военная научно-техническая мысль не стоит на месте..."

Из 636 человек, находившихся на "Марине Расковой" и двух торпедированных тральщиках "Т-114" и "Т-118", погиб 381 человек. Среди них и Мария Ермиловна Павлова, штурманский ученик. Ее могилой стало море.

-Я часто вспоминаю как идет Мария с ведрами за водой, - продолжает Г.Ф.Кукина. - А в деревне проходили лыжные соревнования. Она ставит ведра. Подходит. Договаривается. Берет лыжи и бежит дистанцию. Прибежала. Взяла ведра. Зачерпнула воды из проруби и пошла домой. Вот такая она по характеру была, наша Мария. Ее мама Паня говорила, что к ней приезжал мужчина. Моряк, вероятно. Он рассказывал, как спасал Марию. Поддерживал ее в воде, пока подплывали к тральщику. В первый раз выбраться им из бушующего моря удалось...

"В конце августа к мысу Рогозина, что на острове Белый, прибило полузатопленный кунгас с телами 20 человек. Это было все, что вернуло море... Кто из них был пассажиром, а кто моряком - не выяснено. Да и не в этом суть. Все они лежат вместе в братской могиле на далеком заполярном острове...

...Время стирает следы. Наверное, не найти уже сейчас на острове Белый могилу двадцати безвестных моряков и пассажиров конвоя БД-5, в те суровые времена было не до обелисков, и наскоро набросанный холмик развеяло арктическими ветрами..."

Возмездие настигло фашистского пирата "У-365". 13 декабря 1944 года немецкую подводную лодку бомбовым ударом уничтожил патрульный самолет с авианосца "Кампаниа", охранявшего последний в том году англо-американский конвой, шедший к советским берегам.
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:
253. Колотвин Павел Иванович, комендор, краснофлотец, спасен, минный тральщик ТЩ-118, БТЩ ГБ ОВР"а СФ.

Я позвонил в Илекский сельсовет. Секретарь сельсовета Ольга Ивановна Николаенко выслушала меня, записала данные искомого. Сказала, что поможет, я ей оставил свои координаты. Я не думал, что она так быстро выполнит мою просьбу. Через 5 минут звонок. Она созвонилась с его родственниками. Поклон Ольге Ивановне! Для меня Илекский сельсовет теперь образец органов местного самоуправления.
Я переговорил с дочерью Павла Ивановича. Светлана Павловна пообещала через родственников связаться со мной по электронке и выслать материалы об отце. Жива и жена Павла Ивановича. Но с ней мне не удалось переговорить, её не было дома. Если она не свяжется со мной по интернету, то я перезвоню.
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Статья из газеты «Северный Комсомолец» № 15 от 1 мая 2009 года.

24 мая ветеран ООО «РН-Архангельскнефтепродукт», отдавшая часть жизни трудовому фронту Великой Отечественной, архангелогородка Таисия Семеновна Починкова отметит свой 80-летний юбилей. О своей судьбе Таисия Семеновна рассказывает на одном дыхании: сначала война, потом тяжелые послевоенные годы, и всегда нужно было трудиться. Пожалуй, самым плодотворным стал этап работы на Архангельской нефтебазе, которая в конце 60-х годов прошлого века еще только строилась.
«ЭТОТ ПАРЕНЁК НЕ ЖИЛЕЦ»
Из всей той большой семьи, что была у Починковых до войны, сейчас остались только Таисия Семеновна и две её сестры. [COLOR=red]Первым ушел из жизни старший брат Герман. В 1944 году, когда его сверстников еще не брали в армию, сам Герман оказался в море.[/COLOR]
Отец Таисии Семеновны к тому времени уже два года был на фронте. Так что Герман был за старшего. Не попав на войну, работал на предприятии «Заготзерно». Доставлял зерно, поступавшее в порт, в районы области, а также в Ижму. Затем трудился в Северном морском пароходстве. Сначала плавал на катерах, а потом его перевели палубным учеником на легендарный транспортный пароход «Марина Раскова».
[COLOR=red]В августе 1944 года из Северодвинска вышел конвой БД-5, взяв курс на остров Диксон. Конвой состоял из судна «Марина Раскова» и трех тральщиков. «Марина Раскова» должна была доставить на Диксон 354 пассажира, которые направлялись на полярные станции для смены зимовщиков. На судне было шесть тысяч тонн груза, в том числе продовольствие и техническое оборудование для арктических строек.
12 августа «Марина Раскова» и тральщики были потоплены немецкой подлодкой, которая применила в Арктике новейшее оружие бесследные акустические электроторпеды, самонаводящиеся на шум винтов кораблей... Так в дом Починковых пришла похоронка.[/COLOR]
Таисия Семеновна бережно хранит газеты со статьями о трагедии в Карском море. На момент гибели Герману было всего 17 лет.
Уже теперь Таисия Семеновна вспоминает, как еще до войны, когда все были живы и здоровы, кто-то из знакомых, кивая на Германа, сказал: «Вот этот паренек не жилец». А в 2000 году с перерывом в несколько месяцев из жизни ушли еще два брата Таисии Семеновны.
«У МЕНЯ СОН ЧУТКИЙ - СЛЫШАЛА. КАК ОТЕЦ С ВОЙНЫ ПРИШЕЛ»
Как началась война, Таисия Семеновна помнит отчетливо. В 1942 году её семья жила неподалеку от существовавшей в ту пору в Архангельске канатной фабрики. Фабрику уничтожило первой же бомбежкой.
В 1944 году Таисия Семеновна устроилась работать на хлебозавод. Надо было кормить семью, а после смерти Германа, кроме неё, делать это было больше некому. Она до сих пор помнит двенадцатичасовые смены на заводе, работу по ночам и постоянное желание спать. А еще — как младшие братья и сестры дома постоянно просили есть.
- Маленький брат всё сидел на столе и просил: «Касу, касу!» — вспоминает Таисия Семеновна.  Шесть лет ему тогда было. Так мы его отвлекали…  С хлебозавода я что-то носить не рисковала. Другие носили. Я — нет...
Когда война кончилась, смены на хлебозаводе стали короче. Время окончания войны Таисия Семеновна помнит в двух эпизодах. Первый – когда соседка по дому рано утром постучала в стенку, крича радостно: «Война кончилась!» А второй эпизод - когда в 1945 году с фронта вернулся отец.
- Постучал в дверь, а у меня сон чуткий, — с улыбкой рассказывает Таисия Семеновна.
«ЛЮБИЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА КРЕПКО»
После войны Таисия Семе¬новна выучилась на бухгалтера. 16 лет отработала в музучилище, как тогда говорили, на бюджете. А в 1969 ушла работать на начавшую в ту пору строиться в Архангельске нефтебазу.
Предприятие называлось - «Дирекция строящейся нефтебазы». Зарплаты, вспоминает Таисия Семеновна, тогда были скромные, но коллектив большой, дружный, и работали на совесть. Таисия Семеновна до сих пор хорошо помнит имена людей, с кем начинала делать это большое дело. А проработала на нефтебазе Таисия Семеновна до самой пенсии.
Так сложилось, что замуж Таисия Семеновна Починкова не вышла. Сначала ухаживала за больной мамой, потом, говорит, никак не встречалась на её пути та самая настоящая любовь. Впрочем, любви в жизни Таисии Семеновны всегда хватало. Семья у нее очень дружная. - Любили мы друг друга крепко, — улыбается Таисия Семеновна.                                                                      

Наталья БЕЛЯЕВА

Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:
457. Починков Герман Семенович, палубный ученик, погиб, команда транспорта «Марина Раскова».
Страницы: Пред. 1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 31 След.


Главное за неделю