Ника Брусникина, наша помощница в поиске по Мурманску, сообщила следующее:
[color=blue]Митрофан Иванович родился в 1921 году, лет 7 назад умер. У него было 6 братьев. Все вернулись с войны живые. Мне известно о трех: сам Митрофан, Илья и Василий. Все уже умерли. Я общалась с женой Василия Ивановича и с женой сына Ильи Ивановича - Владимира.
У Митрофана была дочь. Как ее зовут никто не знает, вроде бы она жила за границей.[/color]
Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:
94. Ванюхин Митрофан Иванович, инженер-капитан 3 ранга, спасен, управление 6-го ДТЩ.
Продолжается дальнейший сбор информации по Ванюхину М.И.
Ника - символическое имя. И этот символ нам и ей помогает. Спасибо Ника за проделанную работу и оказание помощи в поисках! Пусть её жизнь будет устлана победами!
Хочется также поблагодарить и Ирину Плетянову, так много сделавшей для поиска данных о нём.
В очередной раз нам помогает председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, Москва) Константин Борисович Стрельбицкий. За что ему огромное спасибо. В первый раз он нам существенно помог в поисках Тощакова. Опытный исследователь и поисковик, зная о проведении розыска участников конвоя, наткнувшись на материалы, которые могут нас заинтересовать, написал об этом нам. [color=blue]Цитата из письма от 08.04.1966 сотрудника Арктического и Антарктического НИИ (Ленинград) старшего инженера ледовой авиаразведки Василия Шильникова писателю С.С. Смирнову: "...работает в нашем институте Александра Михайловна Коврова. Она была на судне "Марина Раскова", которое немецкая подводная лодка торпедировала в 1944 г. в Карском море недалеко от о. Белого. А.М. Коврова обмороженная в течении 7 суток в сильный шторм находилась в шлюпке пока не спас её на "Каталине" полярный лётчик Матвей Козлов. Примечательно, что тральщик, который был в караване с п/х "Марина Раскова" сумел избежать гибели и в другом районе встретившись с подводной лодкой (и возможно с той, что потопила п/х "Марина Раскова") в единоборстве победил её, отомстив тем самым за гибель "Марины Расковой". Этим заинтересовался военный гидрограф Капралов. И как мне сказала А.М. Коврова, он собрал обширный материал , возможно собирается написать книгу. проживает Капраалов в Москве. ... Вам может написать ... А.М. Коврова - о последнем эпизоде. Она Вам может написать адрес Капралова. Вы можете встретиться с ним в Москве" (Источник: РГАЛИ, фонд 2528, опись 2, дело 437, листы 24 - 25. Рукопись). [/color]
Но у меня возник вопрос. В общих поисковых списках участниов конвоя не значится Коврова Александра Михайловна. Есть Коврова Клавдия Николаевна, спасена, работник управления полярных станций ГУСМП, пассажир транспорта «Марина Раскова» и Седова Александра Михайловна, спасена, работник управления полярных станций ГУСМП, пассажир транспорта «Марина Раскова». Либо это неучтённый нами участник конвоя, или автором письма перепутаны имя и отчество, или она сменила фамилию.
Родился в 1910 году 7 января в городе Архангельске, Соломбале в семье рабочего пилос… Отец погиб в 1914 году на фронте. Нас с младшим братом воспитывала мать. В 1924 году окончил 7 классов. С 1924 года по 1928 год учился в школе фабрично-заводского обучения при заводе «Красная Кузница», в 1928 году окончил школу Ф.З.О., получив специальность машинист 1-го класса на морских судах. С 1928 года по 1932 год учился в Архангельском морском техникуме на вечернем отделении, во время учебы в летний период плавал на судах Северного морского пароходства в должности машиниста, механика. В зимний период работал на судах по ремонту, а вечером учился. В 1932 году окончил Архангельский морской техникум и плавал на судах морского пароходства до 1934 года. С 1934 года по 1936 года работал на … механическом заводе в должности техника-нормировщика, т.к. необходимо было иметь производственную практику для получения диплома на механика 2-го разряда, получив необходимый стаж на производстве, я пошел плавать. С 1936 года по 1944 год плавал на судах Севгосморпароходства в должности 2-го и старшего механика.
Дополнительная информация из листка учёта по учёту кадров.
Национальность – русский, партийность – член КПСС. 1944–1949 гг. – работал на заводе Севгосморпароходства в должности старшего мастера механического цеха. 1949–1950 гг. – начальник механического цеха П-ва. 1950–1952 гг. – начальник производственного отдела завода. 1952 г. – директор Соломбальского
Пребывание за границей: 1936–1944 гг. – Норвегия, Англия, Бельгия, Исландия, Голландия, Шотландия, Америка – на судах торгового флота в составе экипажа.
Участие центральных, республиканских, краевых, областных, окружных, городских, районных партийных, советских и других выборных органах: Соломбала, райком КПСС, пленум райкома, член, 1953–1963 гг. Г. Архангельск, городской комитет КПСС, пленум горкома, член, 1964–1973 гг. Соломбальский райком КПСС, пленум райкома.
Какие имеет правительственные награды: Орден «Трудового Красного знамени» указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1971 года, орден «Знак почёта» указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1966 года, медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медаль «XXX лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Второй механик п/х. «Крестьянин» тов. Звягин Иван Георгиевич работает на пароходе в должности II механика с 23-го июня с/года. За время своей работы т. Звягин, несмотря на трудность в арктическом рейсе, проявил себя, как вполне знающий свое дело и добросовестно относился к своим обязанностям, является стахановцем на судне. В общественной работы – был председателем производственного машинного звена. Тов. Звягин среди экипажа пользуется авторитетом и является хорошим товарищем по работе. Настоящая справка дана на предмет обмен диплома.
Капитан п/х «Крестьянин» (подпись) Помощник предсудкома (подпись)
Производственный отзыв о Звягине Иване Георгиевиче, 2-м механике п/х «Крестьянин».
Давая производственную характеристику 2-му механику т. Звягину И.Г. можно сказать, что за время работы на п/х «Крестьянин» с 25/VI-40 г. по настоящее время, т. Звягин показал себя, как хороший, вполне дисциплинированный работник, хорошо знающий свое дело.
Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:
157. Детков Тимофей Яковлевич, машинист 1 класса, спасен, команда транспорта «Марина Раскова».
Сначала мы нашли Деткову Валентину Васильевну, жену сына Тимофея Яковлевича. Позднее Андрей Есипов, поговорив с родственниками, передал информацию о том, что у Тимофея Яковлевича был ещё один сын - Виктор Тимофеевич. Было известно, что он проживает в Донецке. В ходе проведения поисковой операции общими усилиями был установлен адрес, а в дальнейшем и налажен контакт с Виктором Тимофеевичем. В ходе переговоров с ним выяснилось следующее. Десятилетним парнишкой он запомнил рассказ отца о трагедии в море с транспортом «Марина Раскова». В целом он передал точно известную нам информацию об истории конвоя БД-5. Тимофей Яковлевич после торпедирования парохода «Марина Раскова» был в числе спасённых в одной из шлюпок. Его вместе с 23 человеками доставили на тральщик ТЩ-116. Так он и спасся. По факту смерти Тимофея Яковлевича данные уточняются. Ивановская Елизавета Михайловна, 1920 г.р. – двоюродная сестра Виктора Тимофеевича и соответственно племянница Тимофей Яковлевич после войны проживала в городе Салехарде, что явилось для меня открытием. Она скончалась в г. Архангельске.
Рад тому, что в Архангельске продвигается такая объёмная работа. Андрей, так держать! Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского готовится тоже к проведению выставки в г. Салехарде, посвящённой северным конвоям. Одна из экспозиций будет посвящена трагической истории конвоя БД-5. Для этого командированы 2 специалиста МВК в г. Мурманск для сбора информации и материалов. МВК им. И.С. Шемановского являются партнёром Всероссийской экспедиции памяти. Оргкомитет "Карской экспедиции-2009" обращается ко всем и просит отозваться тех, кто может помочь нашим музейным работникам в сборе информации в Мурманске. Помощь, может быть, понадобится разнообразная - сканирование, содействие транспортом, предоставление информации о городе и др.
Архангельский оргкомитет сообщает, что 5 мая в музее "Областного центра дополнительного образования" планируется к открытию экспозиция, посвящённая памяти конвоя "БД - 5". Сейчас идёт поиск родственников, документов, фотографий, которые обрабатываются и сканируются для выставки. На мероприятие планируется пригласить участников событий августа 1944-го, родственников тех, кто был спасён или погиб. Поиск Корельского и Горелика из Архангельской таможни, к сожалению, пока не дал результатов - в таможне нет никаких документов, где бы упоминались эти люди, хотя о человеке по фамилии Горелик, кто-то что-то слышал, но это пока всё. О начальнике радиостанции на "Марине Расковой", который был спасён и работал после войны в Гражданской обороне, тоже нет сведений. Мы обратились к работникам управления службы спасения, которая является преемницей ГО, но люди с такими фамилиями, которые были нам переданы, среди бывших сотрудников не значаться.
Недавно прошла первая телеконференция по скайпу. Есть идея проводить их регулярно. Если есть какие-либо предложения по тематике телеконференций, вопросы, замечания, желание принять участие, то прошу писать мне. Дата проведения следующей телеконференции будет сообщено дополнительно.
Почему-то этот форум глючит. То не загружается, то загружается с ошибками в сценариях.
Мне написала внучка одного из погибших пассажиров транспорта "Марина Раскова".
67. Бидун Яков Игнатьевич, погиб, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова». [color=blue]Бидун Яков Игнатьевич, воинское звание – красноармеец; партийность – б/п.; год рождения – 1894; какой местности уроженец – Волынская обл., Маневичский р-н; с. Н-Руда; каким РВК призван и какой обл., с какого года в армии – Маневичским РВК, Волынская обл., 17.03.44 г.; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.8.44 г.; ближайшие родственники, фамилия, имя и отчество – жена – Бидун Феодосия Ефимовна; где проживают родственники (подробный адрес) – по месту рождения. [url]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/VS/002/058-0018003-0803/00000248.jpg[/url][/color] [color=blue][url]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/VS/002/058-0018003-0803/00000251.jpg[/url][/color] [color=blue][url]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/001/058-0018003-0604/00000042.jpg[/url][/color]
Галина Васильевна написала, что сохранились некоторые документы и фотографии. У Якова Игнатьевича было шестеро детей и все дочери (трое) живы до сегодняшнего дня. Одной- 80 лет, другой - 77 лет и третьей, маме Галины Васильевны - 75 лет. Галина Васильевна поблагодарила организаторов экспедиции за внимание к памяти о погибших в этой трагедии. Обещала помочь в сборе материалов. Внучка Якова Игнатьевича проживает в г. Луцке Волынской обл. Украины. Галина Васильевна проявила интерес к истории конвоя БД-5, ей направлены по её просьбе материалы и статьи по этой теме.
Центр поиска при оргкомитете "Карской экспедиции-2009" при поддержке поисковиков нашёл сына Деткова Тимофея Яковлевича. Виктор Тимофеевич проживает в Донецке. Удалось коротко с ним пообщаться. Переговоры будут продолжены.