Что я нашла о трёх победах, надеюсь связь все увидят, увидят как рождалась легенда:
1. Из биографии Горацио [B]Нельсона[/B]: "Последний в шеренге прекрасных флотоводцев [B]эпохи парусного флота[/B], Нельсон стал легендой еще при жизни. Вернон, Энсон, Хок, Родней, Худ и Хоу завоевали для Британии господство на море, которое унаследовал Нельсон. Однако все их победы имели ограниченное значение. В эпоху парусного флота решающие победы на море были очень редкими. Зато Нельсон выиграл сразу [B]3 таких сражения[/B]: Абукир в 1798, Копенгаген в 1801 и Трафальгар в 1805 году." 2. Во время Крымской войны в [B]Синопской [/B]бухте под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова 18 - 30 ноября 1853 г. произошло последнее морское сражение [B]эпохи парусного флота [/B]между русскими и турецкими эскадрами. Победой в Синопском сражении русский флот завоевал господство на Чёрном море. Как принято считать жирную черту под эпохой парусного флота поставили русские моряки. Романтическая эпоха паруса осталась в истории. 3. В 1944 г. учреждена медаль Нахимова участникам ВОВ. На обороте медали парусный линейный корабль подобный тем, который принимал участие в знаменитом Синопском сражении. Лента - три белые полоски на голубом фоне, подобные тем, которые носят на своих воротничках матросы.
Это имел ввиду Александр Козлов? вглядитесь в вымпелы не слишком ли большая претензия? тогда можно оставить для версии и
"Первые вымпелы русских военных кораблей (1697-1700) были трехполостными бело-сине-красными с двумя косицами. Такими были вымпелы на корабле "Крепость", отправившемся в Стамбул в конце XVII века. Вероятно, такими же они были на первом русском военном корабле "Орёл". мы пишем о гюйсах-флагах? или о гюйсах-воротниках?
Подберём официальные источники, сперва Морской Устав Петра I (1720 г):
"Книга Уставъ морской. О всемъ, что касается къ доброму управленiю въ бытности флота на моръ"
О ФЛОТЕ Флот слово есть французское. Сим словом разумеется множество судов водных вместе идущих, или стоящих, как воинских, так и купецких. Флот военный аще многое число кораблей, разделяется на три главные или генеральные Эшквадры; первая Кордебаталия, вторая Авангард, третья Арьергард и сии паки делятся, каждая на три партикулярные дивизии, яко следует. Кордебаталии белого Флага, авангард белого Флага, арьергард белого Флага. Кордебаталии синего Флага, авангард синего Флага, арьергард синего Флага. Кордебаталии красного Флага, авангард красного Флага, арьергард красного Флага. Если же меньшее число кораблей, то и Эшквадр меньше. И понеже имеем три флага, того ради командовать имеют по сему. Генерал Адмирал всем Флотом и партикулярно Кордебаталией. В его эшквадре три партикулярные дивизии. Первая его Кордебаталия. Вторая Вице-Адмирала от белого Флага, яко его Авангардия. Третья Шаутбейнахта от белого же Флага, яко его Арьергардия. Ежели когда сего чина Генерала Адмирала нет, тогда Адмирал от белого Флага сие место имеет. Адмирал от синего Флага, имеет командовать Авангардией, также на три партикулярные дивизии раздробленной, имея в тех же местах Вице Адмирала и Шаутбейнахта от синего Флага. Адмирал от Красного Флага имеет командовать Арьергардией на столько же дивизий разделенной, имея также Вице Адмирала и Шаутбейнахта от Красного Флага. Капитаны Командоры, при числе полном Флагманов, Эшквадр не имеют; разве с какой частью посланы будут. При недостатке Флагманов, вместо них Эшквадрами командуют.
У меня теперь на заметке, -"Азбука матроса" Александра Козлова как источник, которым нельзя воспользоваться, не проверяя -www.navy.ru "Честь мундира", как отправная точка для исследования, хочу напомнить, что в течении всей дискуссии в-с-е-м-и использовались другие источники, для поиска материала, который есть в этой статье.
Герман, извините за мою такую въедливую навязчивость. Но стоит серьёзно подумать больше не о трёх полосках, а о методах работы. Потому что эта каша-малаша уже просто раздражает. :) Пусть "первый блин комом". Но надо выработать принципы работы с информацией, которые позволят избежать неполноты, неточности и бесконечных споров с консультантами. Ведь это только начало. Меня это очень волнует, потому что есть желание в этом участвовать, может Вы меня поддержите?!
Далее я буду продолжать, как говорят, неголословно.
[QUOTE]Герман Качуринер: Боцман продолжил свой рассказ: “У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближенной Петру – по три полоски. Таким образом, ТРИ полосы стали означать особую приблежённость к ПЕТРУ I В 1862 году их обьединили,с тех пор это стало традицией Военно-Морского Флота! Или, другими словами, три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии Флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья – красного. В настоящее время фланелевые форменные рубахи, состоящие на обеспечении современного флота, синего цвета, а летние хлопчато-бумажные форменки – белого цвета (с синим гюйсом, окантованным тремя полосками белого цвета). Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой. [/QUOTE]
Привожу вариант полноты и обобщения версий.
В.А. Дыгало. Российский флот. Три века на службе Отечеству. Источник www.navy.ru
Воротник пришел во флот из армии в царствование Павла I. В ту пору солдаты носили парики с косами, которые приходилось мазать салом и припудривать мукой — этого требовал устав. Такой туалет, естественно, загрязнял мундир, и солдаты стали неофициально подкладывать под косу кожаный воротничок, который затем, уже официально, вошел в форму одежды.
После отмены париков и причесок с косами в матросской форме одежды сохранился квадратный матерчатый воротник, который в холодную ветреную погоду заправлялся под бескозырку и заменял башлык.
Широко распространено мнение, будто названные полоски были введены в память о трех победах русского флота: у Гангута (1714), Чесмы (1770) и Синопа (1853). Трудно установить, когда и как возникла эта, в общем-то, красивая и высокопатриотическая легенда, но совершенно бесспорно, что такое объяснение не имеет под собой реальной почвы. Действительно, почему мы должны хранить память о трех победах, тогда как в истории русского военно-морского флота их насчитывается куда больше? Не менее славной была победа моряков под командованием адмирала Ушакова при взятии французской крепости Корфу в 1799 году или победа, одержанная русской эскадрой под командованием адмирала Сеня-вина над турками в Афонском сражении в 1807 году. Каково же объяснение появления трех белых полос на форменном воротнике?
Вся история трансформации форменного воротника тесно связана с появлением во флоте фланельки, или фланелевки, — широкого покроя рубахи из синей плотной фланели с вырезом на груди и ластовицами под мышками. Первые фланелевые рубахи появились в русском флоте в 1840 году для команд пароходо-фрегатов Черноморского флота, который в те времена делился на три дивизии. В 1843 году специальным приказом к фланелькам гребцов на катерах впервые был введен воротник, который закрывал собою плечи по всей их ширине. Полосок на нем не было. Поскольку воротники носили исключительно с фланелевками, которые одевались лишь в холодную погоду, это объясняет их практическое назначение — предохранять гребцов от холода и простудных заболеваний.
В 1850 году для гребцов корабельных шлюпок ввели разноцветные воротники — синие, белые и красные, по которым можно было легко установить, к какой дивизии они принадлежат. На белых и красных воротниках, которые и так резко выделялись на синем фоне фланелевок, никаких полосок не было, а на синих воротниках, сливавшихся с фланелевкой такого же цвета, по краю делалась одна белая полоса (или, как ее тогда называли, кант). Синий воротник с несколькими белыми полосками появился в 1851 году у гребцов корабельных шлюпок, при этом количество полосок было различным. Гребцы 1-й дивизии имели одну полоску, гребцы 2-й дивизии — две, и гребцы 3-й дивизии — три полоски. Долгое время полоски на воротниках носили только гребцы корабельных шлюпок.
В 1881 году были введены три белые полосы на воротниках для матросов Гвардейского флотского экипажа. А в следующем, 1882 году, этот воротник был распространен на весь флот.
Таким образом, несомненно, что количество полос не имеет никакого отношения к победам русского военно-морского флота. Просто при выборе рисунка возобладала чисто эстетическая сторона дела: воротник с тремя полосками оказался наиболее красивым и имеет простую законченную форму. Летом моряки нашего военно-морского флота носят полотняную белую форменную рубаху с тем же привлекательным синим воротником, обрамленным по краям тремя белыми полосками. Эти же три полоски имеются на синих обшлагах этих рубах. В зимний или осенний сезон поверх белой форменной рубахи моряки раньше надевали темно-синюю шерстяную рубаху одинакового покроя с фланелевой, а воротник белой рубахи выпускали наружу. Сейчас, как правило, носят шерстяную рубаху без белой с таким же отдельно сшитым воротником, который пристегивается к ней в нижней части разреза ворота. Форменный воротник, своим внешним видом напоминающий синие морские просторы, всегда выглядит нарядно.