Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Комплект для ремонта электрожгутов в полевых условиях

Как отремонтировать
электроцепи в жгуте
прямо в "поле"

Поиск на сайте

Дмитрий Онуфриев (Все сообщения пользователя)

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 14 След.
Ветераны Великой Отечественной войны, Рассказ о ветеранах войны, о судьбах людей.
[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1335106981.jpg[/img]

[b]Начало войны[/b]
  Геннадий Георгиевич Вершинин родился в одной из деревень  Холмогорского района Архангельской области, недалеко от того места, где родился первый русский учёный-естествоиспытатель Ломоносов М.В..  Детство было тяжёлое. Рано пришлось освоить в колхозе работу конюха.
Война пришла внезапно. Геннадию Георгиевичу не было и 14 лет. Её отголоски неслышно доносились до глухой деревушки. На войну были мобилизованы почти все мужчины. Вся работа в колхозе легла на женские плечи.
  Впервые война заявила о себе в 1942 году, когда в Архангельск стали приходить караваны союзников. Немецкая авиация бомбила город. При этом суда каравана не пострадали, но сильный пожар возник на лесоперерабатывающем заводе и на многих других объектах города. Зарево и гром разрывов был виден и слышен на большом расстоянии. Это было страшно.
После этого Северный флот усилил противовоздушную обороны оборону Архангельска и  налёты прекратились.  
  В то тяжёлое время, каждый мальчишка жил мечтой бить врага, быть полезным стране.  Но, Лига Наций запрещала юношам и девушкам младше 17 лет принимать участие в боевых действиях. Попасть на фронт было практически невозможно. Хотя много мальчишек совершали побеги на фронт, их снимали с поездов и возвращали обратно. Кому-то удавалось стать «сыном полка», но эти случаи были единичными.

[b]Соловецкая Школа Юнг[/b]
   25 мая 1942 года по приказу наркома Военно-Морского Флота Кузнецова Н.Г. была организована Школа юнг. В приказе говорилось: в целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях ВМФ, к 1 августа 1942 года сформировать при Учебном отряде Северного флота школу юнг ВМФ, школу укомплектовать юношами комсомольцами и некомсомольцами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование 6-7 классов, исключительно добровольцами через комсомольские организации в районах по согласованию с ЦК ВЛКСМ.
Геннадий Георгиевич написал заявление, что добровольно хочет принять участие в защите и помощи отцам и братьям, воюющим за Родину на фронтах войны. В семье поручились за него, что согласны с его намерением учиться.
Под Архангельском, на острове Бревенник шло комплектование будущих Юнг.   Сотни мальчишек Московской, Кировской, Свердловской, Горьковской, Ярославской, Куйбышевской, Саратовской и других областей по зову сердца, по путёвкам комсомола прибыли сюда, чтобы получить здесь флотские специальности, рулевого, сигнальщика, моториста, радиста, боцмана, электрика, комендора, акустика. Чтобы стать Юнгой – подростком, изучающим морское дело, чтобы стать матросом военно-морского флота. Некоторые ребята приехали из партизанских отрядов оккупированной Смоленской области. Они уже успели побывать в схватках с врагом и были награждены боевыми орденами. На военной комиссии претензий по здоровью Геннадия Георгиевича не было. Был недовес, о чём военврач доложил представителю школы. Капитан 3 ранга посмотрел документы и с восторгом произнёс: «О, да это помор! Человек надёжный. Такого берём, откормим, Боцманом торпедного катера пойдёшь?» Что это такое, представления не имел, но согласился.
Когда комплектование было завершено, на построение командование обратилось к мальчишкам: «Кто не желает учиться – выйти из строя?». Из строя не вышел не один паренёк. В Соломбальском полуэкипаже они впервые одели морскую форму.
Год учёбы на Соловках проходил напряжённо. Подготовка велась к жестокой войне, в условиях приближенных к боевым. Были тренажеры по борьбе за живучесть корабля, по борьбе с пожарами. Подробно изучалось оружие и все направления по специальностям. На учениях отрабатывались  всевозможные ситуации, на которых юнги взаимозаменяли друг друга на разных боевых постах. На бытовые условия никто не жаловался, жили в землянках. Всё было отработано – помывка, стирка, питание, отдых и досуг. У всего было своё время. При этом уже выполнялась боевая задача – обеспечение обороны Соловецких островов. Преподавательский состав в Школу юнг был подобран отличный – все офицеры имели боевой опыт. На их рассказах о войне у Геннадия Георгиевича зародилась мечта продолжить службу на кораблях Балтийского флота.

[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1335107040.jpg[/img]

За три года из Соловецкой школы юнг вышло более четырёх тысяч специалистов, которые воевали на всех флотах и флотилиях Военно-Морского Флота Советской Державы. Тогда никто не осознавал, не знал, не задумывался, что учился рядом с значимыми в будущем людьми:  с талантливым писателем, автором исторических романов Валентином Пикулем, знаменитым певцом басом Борисом Штокловым, Героем Советского Союза подводником адмиралом Вадимом Коробовым и многими другими крупными учёными, лауреатами, капитанами флотов, конструкторами, вылетевшими из гнезда Соловецкой школы юнг в суровые годы войны. Все были равны. У всех ребят было одно стремление – скорее попасть на действующий флот, на корабли, встать в ряды защитников Родины.

[b]Война на Балтийском флоте.[/b]
Год учёбы прошёл быстро.  Геннадия Георгиевича закончил Школу юнг с отличными оценками. Для тех, кто заканчивал школу на 4 и 5, представлялось право выбора флота. Можно было и продолжить учёбу и в других учебных заведениях ВМФ.

[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1335107134.jpg[/img]

Геннадий Георгиевич решил бороться с врагом и выбрал Балтийский флот. С Сововецких островов группу юнг переправили в Кемь и оттуда по железной дороге в теплушках в город  Ленинград. При подъезде в Лодейном Поле поезд  остановился. Спешились и в сопровождении вооружённых моряков Балтийского флота прошли километров семь.  Пересели в другой железнодорожный состав. Приехали в Ленинград.
Блокада только была снята. Город только начинал жить. Увиденное потрясло. Когда-то красивый город был изуродован фашистскими вандалами. Многие дома были разрушены. На улицах было очень мало людей. Они неспешно, вяло передвигались по улицам.
Геннадия Георгиевича направили служить в соединение торпедных катеров в Кронштадт. Так сложилось, что в этом городе в царские времена была Школа юнг. А теперь это был город-воин, защищавший подступы к Ленинграду.
Продвижение наших войск на сухопутных направлениях ставило перед соединением боевые задачи. Начиналось освобождение Прибалтики от немецко-фашистких захватчиков. Соединение готовилось к проведению крупной десантной операции в Эстонии. Геннадия Георгиевича не хотели брать в бой. Молодой ещё. Посиди на берегу. Три раза он подходил к командиру катера. Уговорил.
Посадили десант на борт, шли ночью в составе 6-и катеров и малых десантных барж, без ходовых огней в полной темноте, выхлоп от работающих двигателей катера был выведен в воду.  Тихо подкрались к вражескому берегу.  Но, были обнаружены. Началась перестрелка из крупнокалиберных пулемётов. Уткнулись в берег, поставили трап и десант за 3 минуты ушёл в темноту. Основные сила десанта только подходили для высадки пехоты и техники. Катер отошёл от берега на полтора километра.  Стрельба на берегу усиливалась. Открыли огонь с катера на подавление огневых точек противника. Немцы открыли ответный огонь по катеру. У немцев в обоймах пулемёта каждая пятая пуля была трассирующая. В темноте было видно, как пули несутся к катеру и попадают по корпусу. Тут юнга заёрзал. Командир катера это заметил и сказал: «Юнга, та пуля, которую ты видишь, уже пролетела. Вот,  которая в тебя воткнётся – это всё». В перестрелке был ранен боцман катера. Геннадий Георгиевич подбежал к наставнику. Левая рука у него висит плетью. Перевязал его и помог спуститься в кубрик. «В турель, салага» закричал командир. Юнга сел в турель пулемёта ДШК и открыл прицельный огонь по огневым вспышкам на берегу.  Расстрелял одну обойму, быстро перезарядил новую обойму в 250 патронов, ведь не зря учился в школе юнг,  и снова открыл огонь. Тем временем к берегу подошли основные силы - десантные баржи. Вскоре, огневые точки на берегу были уничтожены. Бой ушёл в глубину от берега. Так прошла первая боевая операция юнги. После неё, боцмана отправили в госпиталь. В скором времени Геннадий Георгиевич был назначен штатным боцманом на этом торпедном катере. Начались ежедневные будни войны со своими радостями и огорчениями, с  многочисленными боевыми торпедированиями и десантными операциями, с болью потерь и тяжёлым осознанием разрушительности войны.
   Сухопутные войска продвигались по Европе к логову фашизма. На Балтийском море война близилась к завершению. Шла подготовка к штурму крупной военно-морской базы немецко-фашистских войск, к штурму города-крепости Пиллау. С моря база была сильно защищена многочисленными минными полями. Торпедные катера несколько раз предпринимали попытку прорваться через них. При подходе к берегу и высадке десанта в один из катеров попал снаряд в моторное отделение. Катер потерял ход. Экипаж этого катера с автоматами и двумя пулемётами вместе с десантом уничтожали немцев на суше. Бои за Пиллау были очень ожесточенные и кровопролитные. В итоге город-крепость был очищен от фашистов.

[b]День Победы.[/b]
    День Победы застал Геннадия Георгиевича в Пиллау.  Соединение торпедных катеров стояло в базе. Экипажи были на катерах. Было 8 мая 1945 года. Было получено сообщение о капитуляции Германии. Вдруг на берегу, стали бегать, кричать: «Победа». Стали стрелять в воздух. По торпедным катерам тоже пронеслась волна неимоверной радости, но на пирс вышел командир катера и сказал: «Если, кто-нибудь сделает хоть один выстрел в воздух, будет расстрелян». Вот так воспитывалось бережное отношение к боевым патронам. Геннадию Георгиевичу было 17 лет.
    После официального объявления победы над  немецко-фашисткими захватчиками, катера находились в базе Пиллау (Балтийск) в готовности № 1 (через 5 минут выйти в море) и в готовности № 2 (через 15 минут выйти в море).  14 мая Геннадий Георгиевич на своём катере в составе нескольких торпедных катеров и морских охотников патрулировали прибрежные воды.  Морские охотники услышали шум винтов. Пошли на перехват.  Дистанция до цели сокращалась, но визуально ничего не было видно.  Вдруг, из-под воды всплыла немецкая подводная лодка. По её палубе быстро бежал к носовому орудию орудийный расчёт. Начали стрелять по нашим приближающимся кораблям. Снаряды ложились плотно рядом. Один снаряд попал в соседний торпедный катер. Он разорвался в моторном отсеке катера. Погиб молодой паренёк из Смоленска.  Орудийный расчёт немецкой подлодки был расстрелян из пулемётов со всех катеров и морских охотников. На лодке подняли белый флаг. Туда высадилась досмотровая команда. Весь немецкий экипаж сопротивления не оказывал, сдал оружие. Через некоторое время подошёл буксир и два сторожевика, которые отбуксировали куда-то подводную лодку с экипажем. Паренёк из Смоленска был захоронен в Пиллау. Потом, у него нашлись родственники, которые перезахоронили его в Смоленске.

[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1335107074.jpg[/img]
[size=8pt]Герой Советского Союза кап.лейтенант Кисов объявляет благодарность ст.1 ст.Вершинину Г.Г.[/size]

[b]После войны[/b]
    Мирная жизнь налаживалась. В 1946 году возникла необходимость  провести ревизию систем торпедного катера.  Корабль Геннадия Георгиевича направили в Таллинн на судоремонтный завод. Обстановка в то время в Таллинне была не спокойная.  В увольнение в Таллинн разрешали выходить тройками, причём один должен быть вооружён. Геннадий Георгиевич, как боцман получил личное оружие – пистолет ТТ, и вместе с мотористом и связистом пошли в увольнение. Город был нелюдным. Часто встречались военные патрули. Шли по улицам с определённой осторожностью, ведь в городе и пригородах действовали эстонские лесные братья.  Старый город, Вышгород был очень красивый. Старые здания, узкие улочки, дороги уложенные булыжником, церкви. Проходя, мимо старого кладбища, взгляд остановился на нашем русском матросе. Он был распят на одном из крестов могил старого кладбища. Геннадий Георгиевич  приказал связисту найти патруль. Когда прибыл патруль и другие официальные лица, матроса сняли с креста. Он был повешен на этом кресте. С шеи сняли верёвку. Впереди висела табличка «с вами со всеми будет так». Сзади была табличка на эстонском языке.
     В 1946 году Геннадию Георгиевичу был предоставлен первый отпуск на Родину на 45 суток плюс дорога. После отпуска было много выходов в море, учений по стрельбе торпедами. Потом было освоение нового торпедного катера «Комсомолец».

[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1335107102.jpg[/img]

     В 1950 году    Геннадий Георгиевич   демобилизовался, окончив срочную службу на флоте. Переехал жить в город  Молотовск (Северодвинск). Закончил техникум. Долгое время работал на Северном Машиностроительном  Предприятии (СМП) на разных должностях – слесарем-монтажником, мастером, старшим мастером. Закончил техникум- назначили начальником бюро технического контроля в корпусном цехе завода. Строил эсминцы, подводные лодки.
    В 1989 году переехал жить в город Псков. Где и проживает по настоящее время. Вырастил двух сыновей. Жена умерла.


   

Автор: Онуфриев Д.А.
Ветераны Великой Отечественной войны, Рассказ о ветеранах войны, о судьбах людей.
[B]Соловецкий юнга Великой Отечественной войны - Василий Иванович Храбрых [/B]

[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1335630609.jpg[/img]

[b]Начало войны[/b]
  Василий Иванович Храбрых  родился в 1927 году в многодетной семье, в глухом сибирском селе Голубково, что в 40 верстах от города Ирбита. Отец – столяр-краснодеревщик, мать – домохозяйка, в семье 8-ь детей. В 30-е годы семья переехала в Свердловскую область в город Ревда. Здесь же в 1934 году Василий Иванович пошёл в первый класс.
Война началась, когда Василий Иванович окончил 7-ь классов. В далёком от фронта городе, война давала о себе знать появлением беженцев, очередями в магазинах и продуктовыми карточками. Самым тяжёлым ударом, стало известие о гибели старшего брата. Он погиб в первые дни войны, защищая Брестскую крепость, куда прибыл служить после окончания училища в звании лейтенанта. Василий Иванович во всём старался подрожать своему старшему брату. Чтобы бороться с фашистами, он пытался поступить в лётную школу в Свердловске. Но документы не приняли. Просили подождать годик. Ходил в Райком комсомола, доказывая, что он должен участвовать в боях с врагом. 4 раза убегал из дома на фронт. Его возвращали, отец порол ремнём. Но, Василий Иванович не мог успокоиться.

[b]Соловецкая Школа Юнг[/b]
В 1943 году Василия Ивановича пригласили в Райком комсомола и предложили поехать на учёбу в Школу юнг на Соловецкие острова, которые расположены в Белом море в 165 километрах от полярного круга. Это было воспринято с большим восторгом. Родители не хотели отпускать Василия Ивановича. Долго ему пришлось их уговаривать. В итоге, они дали своё согласие.
Василий Иванович попал во второй призыв. Первый выпуск уже направили по флотам и флотилиям для прохождения дальнейшей службы. В Архангельске он впервые одел на себя матросскую форму. Только бескозырки у юнг были ни как у матросов. Ленты не свисали по спине, а заканчивались на затылке бескозырки аккуратным бантиком. Форму тоже пришлось ушивать, так как Василий Иванович был далеко не богатырского телосложения.

[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1335630149.jpg[/img]

Погрузились на пароход «Комсомолец» и пришли на Соловки. Началась учёба в школе юнг. Далеко не всё было просто. Но, все учились прилежно, приобретая знания по флотской специальности. Василий Иванович и остальные ребята понимали, что только толковый боцман, командор, хороший радист, моторист, дизелист может занять достойное место на боевом корабле. Василий Иванович учился самозабвенно, удивляя преподавателей своим упорством. Сначала группу из 25 человек готовили на радистов, потом, по потребностям войны,  решили переучить на рулевых.

[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1335630075.jpg[/img]

Помимо учёбы, занимались строительством подсобных помещений, валили лес и корчевали пни, рыли в твёрдой северной земле котлованы. Сами стирали, сами готовили, сами убирали. Чистота была идеальная. Вся жизнь в школе юнг была расписана по минутам. По ночам нередко объявлялись тревоги с марш-бросками. Василий Иванович вместе с другими ребятами изучал разные виды оружия, приёмы рукопашного боя. И так каждый день.

[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1335630058.jpg[/img]

Белое море и природа Соловецких островов поразили Василия Ивановича своей красотой. Неизгладимое впечатление произвели белые ночи, переходы по островам на 6-и вёсельных ялах.
Год учёбы пролетел быстро. На выпуске, юнги дали клятву умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ. Им в торжественной обстановке были выданы Свидетельства об окончании Школы юнг. Василий Иванович окончил школу юнг с отличием и, в числе 10 отличников учёбы, был досрочно отправлен на фронт.

[b]Война на Днепровской флотилии.[/b]
В июне 1944 года Василий Иванович был направлен на Краснознамённую Днепровскую флотилию, где попал в дивизион бронекатеров и был зачислен на должность командира отделения рулевых гвардейского бронекатера. Экипаж был небольшой, дружный, многонациональный - всего 12 человек.

[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1335630267.jpg[/img]

Первое боевое крещение юнга получил в одну из июньских ночей 1944 года при освобождение Пинска (Брестская область, Беларусь). На реке бронекатер, на котором служил Василий Иванович, в группе с другими бронекатерами встретился с кораблями противника. Силы были не равные, но катерники пошли в атаку, вырвались вперёд и первыми открыли огонь из орудий. Всё происходило скоротечно. Вода вокруг катера вставала большими фонтанами, по обшивке застучал град пуль и осколков, умолк выведенный из строя пулемёт, заглох левый мотор. Из машинного отделения поднимался дым. Катер, Василий Ивановичу, пришлось вести почти в слепую - рвущиеся мины и снаряды закрывали горизонт. И вот огневая завеса осталась позади. «Кажется, прорвались»,- сказал командир с облегчением. Этот бой стал для Василия Ивановича большим испытанием воинского мастерства, воли и мужества. После этого боя командир сказал про него: «Мал, да удал».
За годы войны Василий Иванович принял участие во многих боевых операциях. Освобождал город Пинск, участвовал в операции «Багратион», освобождал Варшаву, штурмовал Берлин. Фронтовой путь Василия Ивановича прошёл по рекам Буг, Висле, Одере, Шпрее и т.д..

[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1335630175.jpg[/img]

В период Берлинской операции, лёгкие и быстроходные бронекатера с установками для пуска реактивных снарядов были переброшены с реки Одер на реку Шпрее. Они внесли свою маленькую долю в  штурм Берлина.

[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1337529299.jpg[/img]

Приходилось всё время маневрировать по реке Шпрее. Река была превращена фашистами в мощную полосу обороны, насыщенную дотами и дзотами. Катера дивизиона перевозили десант и поддерживали наступление наших войск, своим арт-огнём, подавляя огневые точки и живую силу противника. Бронекатер, на котором воевал Василий Иванович, получил множество пробоин. Экипаж, в ходе боя,  не только вёл артиллерийский и пулеметный огонь, но и успевал заделывать эти пробоины. Под сильным огнём противника наши моряки обеспечили переброску на другой берег наступающие части Красной Армии. Всего на катерах уже в Берлине переправили порядка 16 000 бойцов непосредственно к Рейхстагу. Бронекатер, на котором служил Василий Иванович, вместе с другими бронекатерами обстреливал Рейхстаг. Благодаря взаимодействию всех родов войск в ночь с 30 апреля на 1 мая Рейхстаг был взят.

[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1337529311.jpg[/img]

Утром наступила звенящая тишина. Из окон зданий повсюду начали появляться белые флаги. После водружения Знамени Победы над Рейхстагом, Василий Иванович со своими товарищами, с разрешения командования,  укрепили на крыше военно-морской флаг своей речной флотилии.
Василий Иванович сделал надпись на Рейхстаге: [b]«Дошли! Соловецкие юнги».[/b]

[b]После войны[/b]
10 мая, уже после Победы, был получен приказ, и флотилия вышла Свинемюнде, где Балтийский флот блокировал группировку эсэсовцев, рвавшихся на запад. Там подорвались на минах два наших тральщика. Василий Иванович был не на бронекатере, а на барже, которая тоже подорвалась, и его с другими моряками выбросило в море. Их подобрал  глиссер. И после этого, когда Василий Иванович, в составе десанта высадился в Свинемюнде, вместе с другими моряками, фашистам не было пощады. Это была его последняя операция войны.

[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1335630163.jpg[/img]

Очень много моряков не дошло до Победы, огромные потери были среди мирного населения. Только в семье Василия Ивановича из восьми детей осталось только трое. Из 4111 выпускников школы юнг более 1000 погибло в боях за родину. Но, именно юнги заслуженно пользовались уважением на кораблях военно-морского флота. Они были совсем мальчишками и со свойственным им задором и уже ответственностью брались за выполнение любого смертельно опасного задания командира и выполняли его.
После Победы флотилию, в которой служил Василий Иванович, задержали в Германии на 2 года для поддержания порядка и ликвидации последствий военных действий. На полях, огородах и улицах оставалось много мин. Однажды Василий Иванович, прогуливаясь со своими товарищами за городом, набрёл на огромную грядку спелой клубники, но как выяснилось позже, грядка была заминирована. Большое желание было набрать и поесть клубники.  Спасла его немецкая девушка, Инга, которая буквально сбив его с ног, не дала ступить на смертоносную землю. Благодаря этой юной немке он остался жив.

В 1947 году Краснознамённая ордена Ушакова первой степени Днепропетровская флотилия вернулась на Родину. После этого Василий Иванович послужил ещё на Северном флоте.
В 1948 году Василий Иванович демобилизовался и вернулся на Родину – на Урал в город Ревда. Работал в металлургической отрасли и на железнодорожном транспорте - машинистом паровоза.
В 1965 году Василий Иванович переехал к родным во Львов. Закончил 10 классов школы. Закончил 3-х годичную Школу мастеров. Работал на заводе мастером, затем начальником участка рамно-прессового цеха. В Львове отработал 27 лет. Здесь встретил свою вторую половинку – Нину Ивановну.
Женщину с интересной судьбой,  родом из деревни Глазуново Псковской области. Всё детство её было омрачено войной. В начале войны в деревню пришли немцы. Мирное население убивали без разбора. Но, долго не задержались. Их потеснили, переброшенные на это направление 2-а Сибирских батальона. Они отбили Полибино, перекрыв немцам дорогу между Невелем и Великими Луками. Пока наши войска стояли в деревне, местные жители им помогали всем, чем могли. Обстирывали, готовили поесть. Из военных дублёнок  выводили вшей проверенным способом - натопят баню, на горячую каменку брызнут воды и кидают дублёнку. Ни одна вошь не выживала. 12 мая 1942 года немцы предприняли массированное наступление. Артобстрел был очень мощный. У родителей Нины Ивановны только был поставлен в печь выпекаться хлеб. Стали рваться снаряды. Бросили всё и в чём были, побежали на восток – только там немцев не было. Убежали за несколько километров. Остановились в маленькой деревушке. Есть нечего. Под вечер, отец Нины Ивановны и ещё 2-е мужчин, все уже в возрасте за 50 лет, мобилизации не подлежали, решили сходить в деревню и принести выпеченный хлеб, взять вещи. Но, пропали. Как выяснилось позже, попали в немецкую засаду. Фашисты заставили отца Нины Ивановны рыть землянку. Его много были, но как-то ночью ему удалось сбежать. Скитался по деревням, работал на хозяев. С семьёй он встретился только через 1,5 года,  в январе 1944. Как потом узнали, из 2-х Сибирских батальонов почти никто не выжил. Хотя Псковская область и была окккупирована фашистами, но были для них недоступные места. Активно действовали в тылу врага наши партизаны.
В Великолукском районе всю войну продолжали работать два советских колхоза.
Нине Ивановне, её маме, сёстрам за годы войны много пришлось пережить. Очень много работали для того, чтобы наши солдаты победили. Валили лес, стирали, голодали, но оставались жизнерадостными, жизнелюбивыми людьми. Поэтому и победили.  

В начале 90-х годов, сильным ударом для бывшего фронтовика стал развал Советского Союза. Из-за усиления антирусских настроений во Львове,  Василий Иванович с женой переехали жить в Псков. Где и живут по настоящее время.

[img]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1335630807.jpg[/img]

Василий Иванович вёл исключительно  активный образ жизни, часто выступал перед молодёжью, проводил работу по военно-патриотическому и нравственному воспитанию юношей и девушек. До 60 лет сдавал кровь и был Почётным донором СССР. Прекрасно по памяти читал стихи.
В настоящее время Василий Иванович Храбрых тяжело болен.


17 мая 2012 года Василий Иванович Храбрых умер.
Светлая память Соловецкому юнге. Светлая память Ветерану войны.
Пусть земля ему будет пухом.
Администрация сайта БАПЛ "Псков" приносит свои
глубокие соболезнования родным и близким.


Автор: Онуфриев Д.А.
Изменено: Дмитрий Онуфриев - 21.09.2012 22:50:04
Ветераны Великой Отечественной войны, Рассказ о ветеранах войны, о судьбах людей.
[IMG]http://baplpskov.ru/upload/information_items_1338734523.jpg[/IMG]

Василий Васильевич родился 10 февраля 1920 года в деревне Кочалова-Каменка Порховского района Псковской области в крестьянской семье. Василию Васильевичу было 6-лет, когда от удара молнии погиб его отец. Жизнь в семье стала тяжелой. Среди троих детей он был старший. Две младшие сестры остались с мамой. В 13 лет его определили на работу учеником столяра в детский дом в Жирно Порховского района. В детском доме была большая библиотека. Василий Васильевич с большой охотой прочитал почти все книги. Жизнь шла своей чередой. Как-то, в их края приехал в отпуск краснофлотец. Форма моряка произвела неизгладимое впечатление. Вопрос, где служить был решён.
В 1940 году Василия Васильевича призвали на срочную службу на 5-ь лет. Попал служить на Балтийский флот. Курс молодого бойца и обучение по специальности – пулемётчик, прошли в экипаже Ленинграда на Фонтанке.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734819.jpg[/IMG]

Служить был направлен в военно-морскую базу на полуострове Ханко (Гангут) на катера пулемётчиком. Потом поездом через Финляндию, Ленинград, для дальнейшего прохождения службы прибыл в Таллинн на сторожевые катера.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734729.jpg[/IMG]

[B]Начало войны[/B]
О войне говорили много. Но, основная позиция строилась на том, что в ближайшее время войны не будет. Об этом свидетельствовали и официальные заявления ТАСС. Узнав о фашистском вторжении 22 июня 1941 года, были уверены в том, что долго война не продлиться. Враг будет разгромлен. Балтийский флот встретил войну в боевой готовности №1. В Таллиннской военно-морской базе шла обычная боевая работа – на катерах патрулировали прибрежные районы. Все находились в напряжении и томились неизвестностью. А события в июне 1941 года разворачивались очень быстро. Становилось понятным то, что враг силён, коварен и предстоят ожесточённые бои. Он стремительно продвигался вглубь страны. Довольно быстро подошёл к Таллинну. Катера поставили на прикол и Василий Васильевич с другими краснофлотцами был направлен в морскую пехоту на подкрепление сухопутным подразделениям. Здесь, под Таллинном приобретался первый боевой опыт ведения боя. Враг наступал. В августе 1941 года, крупные силы Балтийского флота скопились в Таллиннском заливе. Фашисты хотели уничтожить весь флот, не дав ему уйти. Было принято решение о переходе флота в Кронштадт и эвакуации войск из Таллинна. 28 августа батальон, где воевал Василий Васильевич, сняли с передовой и отправили в Таллинн, где  они погрузились на транспорт «Иван Папанин». На транспорт погрузили авиачасть, вместе с топливозаправщиками, залитыми топливом, много раненных и гражданских.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734773.jpg[/IMG]

[B]Таллиннский переход[/B]
Ближе к вечеру 28 августа 1941 года в 18.00 отошли от города.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734544.jpg[/IMG]

Фашисты вели обстрел конвоя с берега, авиация противника сделала несколько налётов. По ним отвечала корабельная артиллерия, зенитки. Конвой вошёл в минные поля, расставленные немцами и финнами. На глазах Василия Васильевича потонуло 2-а транспорта. Большие потери были среди боевых кораблей. На минных полях работали тральщики. В 23.00 стали на якорь. Утром продолжили движение. В 10 часов налетела вражеская авиация, которая терзала корабли весь день. Одним из первых разбомбили плавучий госпиталь. Потом один корабль, уклоняясь от авиаудара, вышел из разминированного прохода и подорвался. Корабли отвечали яростным огнём на атаки самолётов, но эскадра неумолимо теряла эсминцы, сторожевики, тральщики, грузовые транспорты. Несколько кораблей приняли на себя торпеды, предназначенные для головного крейсера «Киров». Настоящая мясорубка, переламывающая суда и человеческие жизни. Вышли из минного поля. Боевые корабли прибавили ход и ушли вперёд, а тихоходный транспорт остался один на один с врагом. Фашисты начали интенсивный авианалёт.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734713.jpg[/IMG]

На «Иване Панине»  с верхней палубы всех спустили в трюм. Люди сидели в неведении, но надеялись на помощь. Надеялись на то, что наши помогут. Придёт флот, авиация и прикроет. Но никто не пришёл. Во время авианалёта в трюм, где располагался  батальон, вбежал старпом капитана транспорта и скомандовал: «Пулемётчики есть? Подняться наверх». Пулемётчик Василий Васильевич сразу же побежал на верхнюю палубу. Краснофлотцы открыли огонь по пикирующим самолётам из пулеметов Дегтярёва. Транспорт маневрировал уклоняясь от бомб. Одна за другой они взрывались вдоль борта, окутывая матросов морской водой. Одна из многих бомб попала в корму и лишила транспорт возможности двигаться. Вторая бомба попала в надстройку и ходовой мостик. Стреляя по противнику, Василий Васильевич отчётливо видел, как пикировщик заходит на транспорт, с подвески отделяется бомба и падает прямо в середину «Ивана Папанина». Огромный взрыв содрогнул судно.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734744.jpg[/IMG]

Василий Васильевич пришёл в себя, оказавшись в холодной воде Балтики. Вынырнул. Осколками был ранен, но боли не замечал. Только кровь текла. Видел пожар на транспорте, бегали матросы, в воде  плавали люди. Держаться на плаву было тяжело. Заметил  кусок деревянной мачты, за который можно было держаться. Сколько времени Василий Васильевич пробыл в воде неизвестно. Может час, может больше. Чувствовалось то, что течение его начинает, сносить с фарватера в сторону Финляндии. Вдруг, достаточно близко прошёл большой сторожевик. Василий Васильевич видел много людей на его борту, но он проходил быстро. Мысли о спасении рассеивались, а чувство безысходности и одиночества росло. Но, вдруг, корабль застопорил ход и сдал назад. Бросили конец, Василий Васильевич взялся за него и очутился на палубе.  Добрались до острова Гогланд. Ночью на катерах в Кронштадт. Всего в Таллинском переходе до Кронштадта дошли 112 кораблей и катеров, 32 транспорта и вспомогательных судна. Во время перехода погибли 15 кораблей и катеров, 43 транспорта и вспомогательных судов. Василий Васильевич с серьезным ранением попал в Ленинград в плавгоспиталь, который эвакуировали из Выборга. Когда раны стали заживать попросился,  чтобы перевели в военно-морской госпиталь в Ленинград,для того, чтобы продолжить войну матросом в военно-морском флоте. Как только переехал, ночью выборгский госпиталь разбомбили.

[B]Морская бригада железнодорожной артиллерии[/B]
После выздоровления в ноябре 1941 года, был направлен пулемётчиком в 101-ю Морскую бригаду железнодорожной артиллерии Балтийского флота. Орудия разных калибров -130, 180, 356 мм, были поставлены на железнодорожные платформы. Нигде больше такой бригады не было.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734759.jpg[/IMG]

Её преимущество было в том, что после выполнения боевой задачи орудия покидали временные боевые позиции и уходили в укрытие. При обороне Ленинграда, перед бригадой ставилась основная задача - контрбатарейная борьба. При обстреле Ленинграда дальбойной артиллерией фашистов, открывали подавляющий огонь.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734589.jpg[/IMG]

Немцы были вынуждены разворачиваться на ответный огнь. В итоге – кто кого! Бригада выполняла и другие задачи - отбивала атаки танков, оказывала огневую поддержку Ленинградскому фронту, наносила огневые удары по узлам сопротивления противника, его живой силе и технике, находившимся в глубоком тылу.  Ни одна операция Ленинградского фронта не проводилась без участия железнодорожной артиллерии. Вскоре Василий Васильевич был назначен комсоргом батареи.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734653.jpg[/IMG]

Каждый день и каждая ночь проходила в сражениях. Все понимали важность выполнения боевой задачи. Но, где-то в глубине души хотелось один на один сойтись с врагом. И такая минута наступила.

[B]Снайперское движение[/B]
На Ленинградском фронте по инициативе комсомола развернулось снайперское движение. В бригаде требовались комсомольцы-добровольцы на передний край борьбы с врагом. Василий Васильевич, как комсорг, вызвался первым. В январе 1942 года по решению командования бригады был зачислен в состав одной из снайперских групп, сформированных из моряков-добровольцев, под руководством сержанта Валентина Калинина. Пришлось учиться и приобретать опыт снайпера в боевых условиях. На первый взгляд в скрытой тактике снайпера нет ничего сложного. На самом деле это не так. Нужно учитывать, что враг тоже наблюдает и ведёт огонь. Особенно опасны были фашистские снайперы. В первую очередь нужно выявлять и уничтожать их. Побеждает тот, у кого больше выдержка, хладнокровие, осторожность, расчёт и умение метко стрелять. Нужно было освоить в совершенстве умение определять расстояние до цели, параметры движения цели, силу ветра и прочие тонкости.
 
[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734787.jpg[/IMG]

Тактика «охоты» на врага сложилась не сразу. Она постепенно шлифовалась и корректировалась с учётом конкретных условий и расположения переднего края, поведения противника, его активности и наличия его снайперов. На передовой работали парами. Один вел наблюдение. Другой находился на огневой позиции и тоже вёл наблюдение через оптический прицел. При обнаружении цели наблюдатель подсказывал ориентир, в какую сторону движется фашист. Стрелок ориентировался на место, старался хладнокровно навести прицел и плавно спустить курок. После выстрела сразу же менялась огневая позиция.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734558.jpg[/IMG]

После возвращения с задания, старались попасть в свою бригаду. Помыться, привести себя в порядок. И обратно на передовую, в траншеи вместе с пехотой. Снайпера оказывали большую поддержку нашим сухопутным войскам, уничтожая стрелков на пулемётных точках, артиллерийские расчеты и т.д.. Однажды, красноармейцы с передовой сообщили, что заметили фашистского наблюдателя. Он, то появлялся на какое-то время, то исчезал. На пару с С.Н.Никишиным, Василий Васильевич решил поохотиться за таинственным незнакомцем. Долго лежали, наблюдали. Вдруг, невдалеке от сломанного дерева появился немецкий офицер. Посмотрел в бинокль в нашу сторону и исчез. Выстрелить  тогда не успели. Досадно. Через некоторое время офицер появился снова. Тут Василий Васильевич не мешкал. Фашист упал на бруствер. Для верности всадил ещё одну пулю.  Василий Васильевич никогда не делал зарубки на прикладе по количеству уничтоженных врагов потому, что достоверно доказать уничтожил ты врага или ранил, можно было только сползав в окопы к врагу, осмотрев его и убедившись в этом. Это исключалось. В Василия Васильевича тоже два раза попадали: один раз в приклад винтовки, второй раз – в амбразуру. Немец тоже думал, что убил. Также и у нас могло быть. Но, снайперы заставили себя уважать.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734805.jpg[/IMG]

За время обороны Ленинграда практически весь Ленинградский фронт был проползан снайпером Василием Васильевичем и его товарищами. Наиболее именитой стала «гранинская пятёрка», в которую входил младший сержант Васильев В.В.. На счёту этой пятёрки было 1495 уничтоженных оккупантов.
В январе 1944 года, после снятия блокады Ленинграда, Василий Васильевич был отозван обратно в часть.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734668.jpg[/IMG]

22 января 1944 года бригада была преобразована в 1-ю гвардейскую морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду, а 24 января 1944 года бригаде было присвоено почётное наименование «Красносельская».  22 марта 1944 года бригада была награждена орденом Красного Знамени. В бригаде дисциплина была крепкая, грамотные командиры, поэтому и воевали хорошо.
В освобождении города Пскова, Василий Васильевич прямого участия не принимал. Но, часть сил Ленинградского фронта двигалось с другой стороны озера к Тарту.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734620.jpg[/IMG]

Немцы, боясь окружения, вынуждены были отойти из Пскова. В этом плане, как-то помогли освобождению. Потом Василию Васильевичу довелось освобождать Прибалтику. Именно в Прибалтике ему очень повезло, он встретился со своей женой – Ольгой Евгеньевной.
В апреле 1945 года Василий Васильевич принимал участие в освобождение крепости и главного города Восточной Пруссии – Кенигсберга.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734681.jpg[/IMG]

В апреле 1945 года принимал участие в овладении последним опорным пунктом обороны немцев на Земландском полуострове городом и крепостью Пиллау- крупным портом и военно-морской базой фашистов на Балтийском море.

[B]День Победы.[/B]
Бригаду стали оперативно перебрасывать на разгром Курляндской группировки противника. На переходе к месту боев  пришло известие об окончании войны. Враг был разгромлен. День Победы - это был Великий праздник. За время войны Василию Васильевичу не раз приходилось ходить в атаку. Изначально, при выходе из окоп, замполиты кричали: «За Сталина». Дальше в пылу атаки, этот лозунг никто не вспоминал. Были крики, мат. Бойцы шли в неопределенность. Это особое состояние.

[B]После войны[/B]
Василия Васильевича пригласили на беседу и направили на учёбу в Политическое училище имени Жданова в Ленинград. В 1948 году окончил училище.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734833.jpg[/IMG]

Был направлен для дальнейшего прохождения службы на Тихоокеанский флот в дивизион тяжёлых мониторов. Прослужил там 8 лет. Условия были тяжёлые, дети часто болели. В 1957 году направили на курсы совершенствования командного состава в Ленинград с условием возвращения к прежнему месту службы. Приехал сюда с семьёй.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734847.jpg[/IMG]

Пока учился на курсах, пришёл приказ – кто отслужил на ТОФ 5 лет, может перевестись на другой флот. Получил направление на Балтийский флот. Те нажитые вещи, которые остались в Советской гавани на ТОФе, так там и остались. Ехать за ними не было смысла.
В декабре 1960 года уволен с военной службы в запас. Переехал в Псков, где проживает и сейчас. Проработал 21 год на должности инспектора отдела кадров в Мостоотряде № 48.

[IMG]http://www.baplpskov.ru/upload/information_items_1338734639.jpg[/IMG]

За боевые заслуги Васильев Василий Васильевич награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За Победу», юбилейными медалями «За Победу» и многими другими.


Автор: Онуфриев Д.А.
сайт БАПЛ "Псков"
Почему штурман - главная специальность на корабле?
На флоте бывало разное. Всё зависит от желания. И командир БЧ-5 становился командиром АПЛ.
Почему штурман - главная специальность на корабле?
Извини, не понял. Что хотел сказать?
Далеко не каждый может служить на подводной лодке
[B]Мичман БУБУКА[/B]
(Повествование о том, что далеко не каждый может служить на подводной лодке).


     Наш экипаж в 1994 году, на борту атомной подводной лодки «Окунь», ошвартованной у пирса в Ара-губе, безуспешно старался выйти в линию. Сдали с какой-то там попытки 1-ую задачу, готовились сдавать вторую. Корабль был новый, экипаж молодой, время для флота  – отвратительное. Текучка кадров в экипаже была не просто большая, а огромная. В стране всё менялось, и складывалась печальная картина на всём флоте. Этот период можно классифицировать одним неприятным словом - «брожение». Чем оно закончиться, когда, с какими последствиями – не мог предсказать тогда никто. Многие хорошо устраивались на гражданке, начинали свой бизнес. Тогда это влекло, хотелось попробовать себя в чём-то новом. А вдруг получиться? Это подхлёстывала нищенская зарплата и служба в условиях выживания. Но, тем не менее, оставались и те, кто тянул эту тяжёлую лямку. Причём наряду с грамотными офицерами, мичманами и матросами, были и те, кому работа с техникой просто не давалась. Но, время требовало цепляться за каждого человека. Им объясняли, «разжёвывали», но безуспешно. Отдельные личности старались всячески скрыть свою недоходчивость. От них можно было ожидать что угодно. Но, прежде их надо было «раскусить» и доказать им самим, что они из «другого мира». Надо отметить - опасное соседство в экипаже, где от каждого зависит твоя жизнь. А что делать - большого выбора специалистов не было, за забором части никто в очереди «идти служить» не стоял. А в море ходить нужно.
     Мичман Корнилов Владимир Евгеньевич перевёлся к нам с экипажа, уже точно не помню, то ли АПЛ «Воронеж», то ли с АПЛ «Курск». В посёлке жил в адмиральском доме, имел большую семью и собаку.  Когда человек приходит с другого  экипажа, всегда интересно узнать по какой причине он покинул старый экипаж. Оказалось, служил он там недолго, а перевёлся из-за якобы предвзятого отношения к нему. Ну, всякое бывает. Сработаемся, тогда подумал я. Вскоре, за этим мичманом прикрепилась кличка – Бубука. Потому, что он редко молчал, мог говорить не о чём и долго с характерной бубнящей интонацией голоса.  Особенно любимая тема у него была – про собак. Здесь он знал все породы, нравы, особенности. Любил поспать, вернее сказать, был очень тяжёлый на подъём.      
     Пока стояли в базе, всё было тихо и размеренно. Бубука начал сдавать зачёты на самостоятельное управление. Приходил сдавать вопросы по устройству систем энергетической установки. Было видно, что знаниями он не блещет, даётся ему всё тяжело, при случае, он всячески переводил тему на то, как аналогичные системы устроены на 949 пр., откуда он пришёл. С помощью этого, ему удавалось в какой-то степени поддерживать свой рейтинг. Но, кроме теории, есть и практика. В море проявляется всё. Знание, умение, навыки, привычки, все хорошие и плохие личные качества человека. Только, вот в море мы пока не собирались.
     Было это летом 1994 года. Получили приказ перейти в одну из баз Северного флота, для участия в мероприятии с красивым названием «Кумжа». Ничего особенного – подводные лодки разных проектов собираются в одном месте для осмотра слушателями Академии Генерального штаба – преимущественно сухопутными офицерами, представляющими разные военные чины – от майоров до генерал-лейтенантов. Плюс перспективные военоначальники дружественных иностранных армий.
Задача мероприятия - визуально показать, что есть на Российском флоте для подводной войны.     Перед выходом на переход, экипаж доукомплектовали, прикомандировав нехватающий штат с соседних бортов.
     Все работы провели по плану: ввели ядерную установку, сманеврировали, перешли, ошвартовались,  вывели установку. На следующий день, в назначенное время основной состав экипажа увели на Учебно-тренировочную станцию для отработки. На корабле оставили командиров отсеков и  командование. Довольно неорганизованно, разночисленными партиями, товарищи слушатели стали спускаться к нам на борт. Мы им показывали отсеки, рассказывали об устройстве подводной лодки, отвечали на их вопросы. Так прошёл день. На следующий день, стали готовиться в обратную дорогу. При переходе были замечены на паротурбинной установке места протечек питательной воды и пара.  Перед вводом, надо было это устранить. Бубуке поручили устранить выявленные места утечки пара. Особенно на одном штуцерном соединении по импульсной трубке системы управления ПТУ. Как оказалось, Бубука вообще не имел представления, что это за элемент системы. Он залез на подволок к главному паропроводу, увидел, что до штуцерного соединения от главного паропровода стоит вентиль. И хотя установка была расхоложена, он на всякий случай закрыл этот вентиль. Заменил прокладку. Хорошо обжал, слез и ушёл из отсека. В исходное положение арматуру не привёл, вентиль не открыл. Казалось бы ерунда. Однако нет. Что же было дальше?
     Подошло время вводить установку. Мероприятие ответственное, череда потенциально ядерно-опасных работ. По рассчётному положению компенсирующих решёток вышли на минимально-контролируемый уровень мощности реактора. Разогрели установку с вводом систем и механизмов. Вышли на пониженные параметры энергетической установки, и перешли на номинальные. Была отмечена нештатная раскачка по давлению пара. Просмотрели всё, но определить причину не смогли. Тогда никто даже и подумать не смог, что Бубука закрыл вентиль. Пока стояли у пирса, один раз по падению давления пара сработала защита реактора.  Отработали быстро. Подхватили компенсирующие решётки реактора, взвели стержни аварийной защиты, ввели установку. Командование корабля приняло решение перейти в базу и там разбираться с возникшей неисправностью. На корабле объявили боевую готовность № 1, на мостике остался командир, старший на борту от штаба дивизии, рулевой. Остальные все внизу, в прочном корпусе.
     Дали задний ход – отошли от пирса, вывернули. Дали передний ход - пошли на выход в море. Работой турбины я управлял очень осторожно, контролируя допустимое падение пара. Через минут 15, мостик запросил увеличить обороты турбины. Я стал плавно увеличивать обороты. Но, мой командир дивизиона движения решил сам управлять установкой. Ему не терпелось побыстрее вернуться домой.  Он быстро увеличил обороты, и сработала защита реактора. Электропитание пульта перешло на автономный источник. По сети 220 В 50 Гц, что-то не переключилось. Запитан остался один борт, на пульте управления энергетической установкой погас свет. Как мы узнали позже, из-за сбоя переключения в электротехнической системе, вертикальный руль управления курсом корабля застопорился в положении на циркуляцию. Мы в темноте подхватили компенсирующие решётки реактора, чтобы потом их не тянуть вверх с нижнего положения – стали вводить установку. В темноте светились только приборы и кнопки на пульте управления. Чтобы управлять арматурой, нужно было нажать кнопку и смотреть засветку – тот клапан или нет. Теряли время на поиск. Пока мы занимались вводом, корабль по инерции в циркуляции направился на скалы береговой линии. Электрики запустили резервный движительный комплекс на полный задний ход, но инерцию корабля они гасили слабо. Чтобы ускорить погашение инерции, стали продувать балластные цистерны носовой группы. Не понимая, что твориться наверху, мы, работая на пульте в темноте, стали ещё и подпрыгивать. Электрикам дали команду срочно пускать дизель-генератор. Они довзвели автомат – появилось освещение на пульте, управление рулём. Время в таких ситуациях просто летит, всё скоротечно. Пустили дизель, только забыли открыть  клапан притока атмосферного воздуха. Дизель стал сосать воздух с 3-его отсека. Давление в отсеке падало очень быстро. Ощущение не из приятных, будто уши в трубочку заворачиваются. Слышался крик механика из центрального поста по громкоговорящей связи: «Стоп дизель, стоп дизель». Когда уже слух стал улавливать звуки с глухим эхо, дизель остановили. И сразу открыли клапан притока атмосферного воздуха, который незамедлил внестись в отвакуумированный отсек  и «от души» хлопнул по барабанным перепонкам. Корабль тем временем продолжал своё движение по инерции на скалы. Все варианты погашения инерции, пока не была введена главная энергетическая установка, не было пара и мы не могли работать гребным винтом, были безуспешны. Но, бывают чудеса. Со стороны соседней бухты вырулил буксир. Он быстро подошёл к нам и развернул корабль обратно к пирсу, от которого мы, можно сказать, только отошли. Ошвартовались, закончили ввод установки. На борт сразу пришли офицеры штаба флотилии. Пошёл разбор «полётов». Пришли опытные механики с электромеханической службы, стали проверять залиты ли сильфоны дистиллированной водой, не заклинило ли ходовые клапана. Короче, кто что знал, то и проверял. Но, так как во флотилии все проекты кораблей разные, до сути так никто и не добрался. Приказали установку вывести и разбираться.
На следующий день, я вспомнил, что Бубука наверху менял прокладку. Он был в отсеке и мы с ним полезли проверить всё там нормально или нет. Тут я и обнаружил, что вентиль закрыт. Открыл его. Бубука не признавался, что вентиль был закрыт им. Отпирался, как мог.
После этого мы нормально завелись и перешли в базу.
Вот один вентиль, а какие могли бы быть последствия.
Потом мы Бубуку ещё раз прихватили на таких делах. Он то ли не понимал, что делает, то ли не утруждал себя  всякой, на его взгляд, ерундой. Через какое-то время, мы настояли, чтобы его убрали из экипажа. Больше никаких «залипух» не было.
     Года через два, в экипаж пришли служить два матроса срочника. Призваны они были из какого-то горного селения Дагестана. Они хотели служить на подводной лодке,  с пристрастием конкурировали между собой. Но, как потом выяснилось, даже не умели писать. Не говоря уже о какой-либо теоретической подготовке. Сходили они на один выход в море и были списаны на корабли Отдела Фондового Имущества (подводные лодки ОФИ – постоянно стоящие у пирса и ждущие очереди на утилизацию).
     Из всего этого можно сделать однозначный вывод: людей для службы на подводной лодке нужно отбирать с особой тщательностью. С обязательной подготовкой в Учебных Центрах ВМФ, где осуществлять контроль профессиональной пригодности.
Поздравляем Центральный Военно-Морской Портал с 13-летием
http://www.baplpskov.ru/news/13_let_tsentralnomu_voenno-morskomu_portalu/
О культуре пития на флоте
[QUOTE]Я разделяю мнение Артема. Могу поспорить, что дети даже читать не станут, что пишут о вреде алкоголя. Им это неинтересно и их не заставишь. Ты много читал? Вот и они не станут. И я тебе сама минус поставлю! За необъективность. Вот так!
[/QUOTE]

Позволю себе уточнить. Я не излагал материал о вреде алкоголя. Я попробовал описать процесс потребления спиртного в определённом флотском коллективе.  Постарался продемонстрировать, что всю водку не выпить и т.д. Нужна культура пития. Эта самая культура была прекрасна продемонстрирована в произведении Булгакова "Собачье сердце". Надеюсь, что все смотрели и одноимённый фильм - эпизод застолья профессора Преображенского и Борменталя. Речь идёт об этом. О внутреннем понимании процесса потребления водки и прочего. Это должно воспитываться, если не в семье, то хотя бы в КЮМе. Это очень сложно, но крайне важно.
О культуре пития на флоте
Вы знаете, когда дети маленькие - мы на эти темы стараемся не говорить. А потом, когда они вырастают - вроде бы, уже и поздно. Я не учу пить водку. Стараюсь рассказать (не знаю на сколько доходчиво), чтобы избежать в будущем злоупотребления нашими детьми водкой, вином, пивом и т.д..
С уважением.
О культуре пития на флоте
[B]О культуре пития на флоте[/B]
     В наше время жизнь стремительно ускоряется. Сменились идеи, устои, принципы, взгляды. Одно только пьянство в России – на качественно стабильном уровне. На него не влияют не революции, не войны, не стихийные бедствия. «Русскому человеку без водки – смерть; она сопровождает его от крестин до заупокойной литии…» («Капитальный ремонт» Л.Соболев). Особенно, это не естественно и тяжело смотрится, когда спивается наша молодёжь. Об этом нельзя молчать. Об этом надо говорить.
     Запретить спиртные напитки никто не сможет, да и не будет даже пробовать. Это значит, что нужно приходить к обретению культуры пития спиртных напитков. Обратимся к классикам флотской литературы.
     «Когда-то, в эпоху деревянных кораблей, чарка водки имела гигиеническую цель: вечная сырость в матросских помещениях, согреваемых жаровнями раз в сутки, требовала профилактических мер против простуды. Позже к гигиенической прибавилась дисциплинарная составляющая: вино стало антитезой порки, предметом поощрения: по чарке за лихую греблю, по двадцати линьков – за вялую. Когда же парусный флот уступил место паровому, чарка, утратив свою гигиеническую составляющую, утратила и поощрительную: награды чаркой более не рекомендовались в видах попечения о народной трезвости. И чарка заняла свое место в великолепном ряду флотских традиций, оправдываемых смутно, но гордо». («Капитальный ремонт» Л.Соболев). В Российском флоте сегодняшних дней по традиции или по медицинским рекомендациям на подводных лодках, в море по нормам питания  50 гр. вина получают 1 раз в сутки. Но, когда экипажи приходят с моря, вне службы – норм нет.      
     «Капитальный ремонт» Л.Соболев. «Чарка за чаркой производит в матросе медленные, незаметные ему изменения, необходимые и желательные: вино нарушает правильный обмен веществ, и в теле матроса откладывается нездоровый жир, придающий ему, однако, внешнюю гладкость и сытость, которыми не стыдно похвастать и перед царём и за границей. Вино медленно разрушает нервную систему, ослабляет память, замедляет мозговую работу, - так и должно быть, матросу задумываться вредно. Как и всякий наркотик, оно становиться необходимой потребностью – и матрос, попадая на берег, заворачивает в первый от пристани трактир, где возвращает казне великодушно подаренные ему деньги».
     Как понимать – культура пития. Это не значит, что нужно бросаться в крайности, загипнотизироваться, не пить вообще. Это значит – нужно знать меру, уметь чувствовать и контролировать самого себя. Уважать в себе человека. У каждого своя мера, своя доза опьянения, свой порог чувствительности. Надо не переступать его. На русском флоте в офицерской кают-компании на линейных кораблях всегда к обеду подавали графин с водкой. Каждый мог налить и выпить рюмку или две для аппетита. И ни у кого не было стремления опустошить этот графин за один присест и просить следующий. И далеко не все откушивали водочку – на это офицеры реагировали спокойно. Каждый волен  выбирать сам. Доступность продукта ограничивалась разумом.  
     Одним из мероприятий, где косвенно или попутно воспитывается культура пития в экипажах подводных лодок, является традиция под названием[B] ПРЕДСТАВЛЕНИЕ[/B]. Оно проводиться среди офицеров экипажа. Проводиться не спонтанно, а с длительной предварительной подготовкой.
     Что это такое?
     Основное назначение его – традиционно представиться по случаю назначения на новую должность в экипаже, представиться по поводу присвоения очередного воинского звания. Это мероприятие проводиться в свободное от службы время, в ресторане или в другом назначенном месте. Офицеры экипажа приходят в форме. Столы накрываются широким ассортиментом закусок, с последующей подачей горячего и десерта. Места посадки офицеров за столы выдерживаются по принципу старшинства званий и лет службы. Руководит мероприятием командир корабля. Направляет и организовывает – заместитель командира по воспитательной работе. На всех таких мероприятиях существует закономерное деление торжественной части и прочего. [B]В торжественную часть входит три тоста:[/B]
1. По СУЩЕСТВУ СОБЫТИЯ, т.е. собственно для чего собрались- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ офицеров.
2. За ЖЕНЩИН – за матерей, бабушек, жён, подруг.
3. За ТЕХ, КТО В МОРЕ И НА ВАХТЕ.
     Первый тост может быть затяжным. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ начинается по тому же принципу - по старшинству. Сперва представляются старшие офицеры. «Товарищ командир, капитан 3 ранга Иванов Олег Иванович, представляюсь по случаю назначения на должность командира дивизиона». Соблюдая субординацию, опять же только старшие офицеры могут задать ему любой вопрос.
Какое учебное заведение заканчивал? Где раньше служили? Какие установки эксплуатировал? Семейное положение и т.д.
     Постепенно очередь доходит до молодых лейтенантов, которые являются обязательными участниками этого мероприятия. При этом им нужно поднимать тосты за каждого представляющегося и дойти до своей очереди, сумев внятно представиться и ответить на заданные вопросы. По умению держаться, контролировать себя, умению нормировать дозы спиртного, о молодом офицере уже формируется мнение. Обычно тот, кто злоупотребляет спиртным, быстро напивается. Тот, кто вообще не пьёт, тоже выглядит неестественно. «Пьяниц ненавижу, пьющих понимаю, непьющих – опасаюсь» (не цитата, но из М.Горького). Первый тост заканчивается, когда представился последний лейтенант. Далее, следует традиционные второй (пьют стоя) и третий тосты.
     Прочая часть идёт с произвольными тостами. Но, начинается обязательно с поминания тех, кого уже нет с нами, кто погиб, выполняя служебный долг. Ближе к завершению этого мероприятия уже вырисовывается картинка адекватности присутствующих. Излишне говорливых молодых офицеров,  ожидает «проверка на герметичность». Т.е., командир приглашает к себе этих индивидуумов поочерёдно. Наливает стакан водки себе и стакан водки молодому лейтенанту. После опустошения, командир говорит лейтенанту: «Не надо этим гордиться, надо суметь не только выпить, но и дойти до дома». Далее, командир повторяет это со следующим говорливым лейтенантом. Это нельзя назвать спаиванием, это один из вариантов обретения культуры поведения на мероприятии и культуры пития вцелом. Тяжелее всего командиру.
     Расходясь по домам, квартирам, всех кто вышел из состояния адекватности, отводят до места ночлега. На следующее утро, их больная голова не раз заставит пожалеть о количестве выпитого. Содержимое желудка, объединив в себе все вкусности стола, будет неоднократно извергнуто и смыто в унитазе. Запах водки на два-три дня, станет невыносимым. На неё даже смотреть не хочется. Мерзкое состояние, но именно оно подталкивает к тому, чтобы сделать правильные выводы. В такие минуты, кажется, что больше никогда не будешь пить. Но, время лечит. И вот на последующий раз, нужно уже получать удовольствие от умеренного потребления спиртных напитков. Две-три рюмки водки, весьма удачно будут сочетаться с любыми блюдами. Это будет приятно для души и для здоровья.

Здоровья Вам и ясности ума.
     Да, в понятие культуры пития входит и то, что после употребления напитка, нужно не оставлять после себя стаканчики, бутылки, банки, газеты и прочий мусор. Их нужно убрать за собой в контейнер для мусора, чтобы другие люди не делали это за вас. Это уровень флотской культуры, стиль жизни. Сейчас такое редко встретишь, но мы должны к этому стремиться и прийти.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 14 След.


Главное за неделю