Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Секреты новой амфибии

Раскрыты секреты
новой амфибии
"Дрозд"

Поиск на сайте

"Булава" подала надежду?

10.11.10
Текст: Сергей Богатов, и.о. редактора Центрального Военно-Морского Портала
Очередной, 13-й по счету испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Булава" вопреки всем ожиданиям и суевериям оказался успешным. Все боевые блоки ракеты, запущенной из подводного положения с борта АПЛ "Дмитрий Донской" 29 октября этого года, достигли полигона Кура на Камчатке и поразили условные цели. Впрочем, может быть, все дело в том, как считать – ведь по мнению большинства СМИ это был 14-й запуск ракеты, поскольку в прессе принято считать запуск, произведенный 23 сентября 2004 года, "первым", хотя на самом деле это было лишь бросковое испытание массо-габаритного макета ракеты. Летные испытания самой ракеты начались со следующего запуска, состоявшегося 27 сентября 2005 года. Но в любом случае, самое неприятное с точки зрения суеверий число пусков ракеты "Булава" уже пройдено…

Решение о разработке новой твердотопливной баллистической ракеты для подводных лодок было принято в 1998 году, когда стало ясно, что темпы разработки комплекса Д-19УТТХ "Барк", а также результаты его испытаний флот не удовлетворяют. Тендер на работы по созданию перспективной твердотопливной ракеты выиграл Московский институт теплотехники под руководством Ю. Соломонова, который до этого морские ракеты не проектировал, однако имел большой опыт создания сухопутных твердотопливных ракет. А то, что флоту нужна ракета именно на твердом топливе, было решено еще в бытность существования Советского Союза, и связано это решение было с более высокой технологичностью хранения и эксплуатацией твердотопливных ракет.

Согласно опубликованной открытой информации ракета Р-30 "Булава" (в договорах по СНВ проходит как РСМ-56, по классификации НАТО — SS-NX-30 Mace) – твердотопливная трехступенчатая баллистическая ракета морского базирования с боевым оснащением из шести боевых блоков индивидуального наведения. Стартовый вес ракеты - 36,8 тонн (в том числе первой ступени – 18,6 тонн), длина в ТПК - 12,1 м, диаметр ТПК – 2,1 м. Ракета предназначена для вооружения РПКСН проекта 955 (955У) "Борей", строительство которых ведется на северодвинском ПО "Севмашпредприятие". На сегодняшний день головной корабль серии "Юрий Долгорукий" построен и проходит испытания, еще три – "Александр Невский", "Владимир Мономах" и "Святитель Николай" - находятся в различной степени готовности. Поскольку очередное испытание ракеты "Булава" с борта АПЛ "Дмитрий Донской" признано успешным, следующий пуск новой БРПЛ состоится в декабре 2010 года уже с борта штатного носителя – АПЛ "Юрий Долгорукий".

Критики "Булавы" чаще всего вменяют в вину разработчикам малые дальность и максимальный забрасываемый вес ракеты. Действительно, по этим показателям "Булава" далеко не рекордсмен и при сравнении выглядит на первый взгляд неубедительно. Так, дальность полета ракеты, указываемая в официальной информации, составляет около 8000 км, а забрасываемая масса 1,15 тонны. Для сравнения: формальные "конкуренты" "Булавы" - БРПЛ Р-29РМУ2 "Синева" и Trident II летают более чем на 11000 км и доставляют к цели по 2,8 тонны (Р-29РМУ2 "Синева", запущенная с борта РПКСН "Тула" 11 октября 2008 года, преодолела более 11500 км). Однако не стоит спешить с выводами. Так, при более пристальном изучении вопроса выясняется, что эта дальность на БРПЛ Trident II обеспечивается с уменьшенным числом боевых блоков, а с максимальной нагрузкой ракета преодолевает лишь около 7800 км. Тем не менее, дальности полета "Булавы" при запуске ее из акватории Баренцева моря (и тем более от берегов Камчатки) вполне достаточно для поражения всех основных целей на территории США.

Что касается показателей забрасываемого веса и точности попадания (так называемого КВО), по которым все тот же Trident II опережает разрабатываемую отечественную "Булаву", то и здесь нужно абстрагироваться от цифр и заглянуть в военные доктрины государств, под которые ракеты собственно и создавались. Согласно идеологии, закладываемой разработчиками Trident II в ракету, она должна эффективно поражать малоразмерные высокозащищенные цели – углубленные бункеры и шахтные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (ШПУ МБР). Причем делать это в упреждающем ядерном ударе. Отсюда требование высокой точности попадания и большого забрасываемого веса (для гарантированного поражения ШПУ МБР нужна мощная, и, соответственно, тяжелая боеголовка). Отечественная БРПЛ "Булава" создается как средство для нанесения ответно-встречного ядерного удара. Главная задача при этом – нанесение невосполнимого урона экономическому потенциалу государства-агрессора. Основные ее цели – крупные промышленные и политические центры. Для таких целей не имеет решающего значения ни точность попадания, ни мощность боеголовок. Согласитесь, не так уж и важно, в ста метрах от центра Вашингтона произойдет ядерный взрыв или в полукилометре, а также составит его мощность 100 или 500 килотонн – городу все равно будет нанесен значительный урон. Чуть более проблемным выглядит поражение промышленных объектов, но и в этом случае ни КВО, ни мощность ББ не являются первоочередными факторами, влияющими на боевую эффективность ракеты. Таким образом, задачи, которые поставлены перед отечественными разработчиками, решаются при меньших значениях точности и мощности боеголовок. Так зачем увеличивать материальные и интеллектуальные затраты при проектировании, если можно сэкономить на этом без ущерба для гарантированного решения поставленных задач?

К тому же, по словам Ю. Соломонова, "довольно серьезное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано со значительно более высокой ее живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и оружию, основанному на новых физических принципах, с уменьшением высоты конечной точки активного участка траектории полета ракеты и его малой продолжительностью, а также возможностью ограниченного маневрирования БРПЛ на активном участке, что позволяет значительно снизить вероятность ее поражения на самом уязвимом, начальном, участке полета". По его заявлению, у "Булавы" активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3-4 раза, а по сравнению с американскими, французскими, китайскими – в 1,5-2 раза.

Тем не менее, и это вполне очевидно, разработка нового типа вооружения всегда связана с некими техническими рисками. В случае с "Булавой" они многократно возросли из-за разорванных связей со смежниками, потерей квалифицированных кадров, утратой технологий и т.п. – типичная для российского ВПК в периода 90-х годов прошлого века ситуация. При этом рьяные противники "Булавы" ставят в вину разработчикам и затянувшиеся испытания, и неудачные пуски, и отказ от первоначальной идеи создания унифицированной с сухопутным "Тополем-М" морской "Булавы", а также высказывают еще целый ряд претензий. Однако давайте и в этих вопросах не спешить с выводами и немного заглянем в историю, для начала в зарубежную.

План работ по БРПЛ Trident II был утвержден в 1974 году, однако их начало неоднократно откладывалось из-за финансовых трудностей. К реализации программы НИОКР американцы приступили лишь в конце 1977 года. Довольно долго (до конца 1979 года) по указанию министра обороны, поддержанному Конгрессом США, велась проработка варианта унификации ракеты с сухопутной МБР МХ, вплоть до создания единой ракеты. В результате пришли к выводу, что экономия средств не компенсирует неизбежного при этом ухудшения характеристик ракеты. С января 1987 года по февраль 1990 года во время летных испытаний БРПЛ Trident II было произведено 28 пусков, в том числе 19 – с наземного стенда и 9 – с борта штатного носителя – ПЛАРБ типа Ohio. Из общего числа произведенных пусков 4 закончились неудачей, а один был признан "не тестовым", при этом каждый неудачный запуск имел свою, неповторяющуюся причину. Спустя 13 лет с начала разработки БРПЛ Trident II была принята на вооружение. Ощущения "дежа вю" нет? Тогда напомним, что…

Решение о разработке БРПЛ "Булава" принято осенью 1998 года. Первоначально предполагалось, что ракета будет иметь высокую степень унификации с сухопутной МБР "Тополь-М", однако в процессе разработки степень унификации снизилась. Работы велись в тяжелых условиях недофинансирования и разваливающегося ВПК страны. Тем не менее, через 7 лет после начала проектирования ракета была выведена на этап летных испытаний (у американских конструкторов во время работы над БРПЛ Trident II аналогичный период занял 9 лет в гораздо более комфортных условиях). На сегодняшний день произведено 12 испытательных пусков ракеты с борта специально переоборудованной для этих целей АПЛ "Дмитрий Донской" проекта 941УМ, из которых шесть признаны неудачными и еще два – частично удачными.

Таким образом, разработка и испытания отечественной БРПЛ "Булава" проходят по сценарию, не сильно отличающемуся от такового при создании БРПЛ Trident II в США. Случающиеся при отработке нового вида оружия неудачи – вполне нормальная практика, свойственная всем без исключения новым образцам техники. К примеру, при разработке твердотопливной БРПЛ Р-39 (для вооружения ТРПКСН проекта 941 "Акула") из первых 15 пусков полностью удачными были только 8. Но после соответствующих доработок БРПЛ прошла испытания и была принята на вооружение. Думается, что и "Булаву" в конце концов также доведут до требуемой технической надежности и она, несомненно, будет принята на вооружение. Другого выхода у отечественного ВПК нет.


Главное за неделю