Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Модернизация Коломенского завода

Когда завершится
модернизация
"Коломенского завода"

Поиск на сайте

Датские морские компании предложили странам объединиться против пиратов

Валерий Вальков, редактор Центрального Военно-Морского Портала
30.05.2008

Очередной (и далеко не последний) захват судна успешно осуществлен сомалийскими пиратами. В этот раз в руках чернокожих «джентльменов удачи» оказалось великолепное судно Amiya Scan, принадлежащее датской компании Dutch Reider Shipping, и экипаж в составе четырех россиян (командный состав) и пяти филиппинцев – матросов.

Судно следовало под флагом государства Антигуа и Барбуда из Кении в румынский портовый город Констанца, перевозя оборудование для добычи нефти.

Захваты происходят на расстояниях до 200 миль от побережья: вооруженные гранатометами и легким стрелковым оружием, пираты на скоростных катерах блокируют судно, быстро поднимаются на борт, и, угрожая оружием, вынуждают команду сдаться.

Далее, предложив капитану выйти на связь с хозяевами, объявляют команду заложниками и запрашивают выкуп – все по обычному сценарию. От средневековых морских бандитов сомалийцев отличают, пожалуй, лишь лучшая оснащенность, организованность, информированность (пираты отслеживают суда на маршрутах) и меньшая кровожадность: как правило, жизни заложников ничто не угрожает – ведь это гарантия получения выкупа.

А что же многонациональные военно-морские силы, размещенные в районе интенсивного судоходства, каким является Аденский залив?

В настоящее время в этом районе Мирового океана размещены корабли НАТО. Управление объединенными морскими силами осуществляется из единого центра. То, что захваты продолжаются, может объясняться тем, что состав размещенных в районе сил недостаточен не только для оперативного реагирования при возникновении угрозы захвата гражданского судна, но и для постоянного мониторинга обстановки. Или, может быть, корабли НАТО защищают лишь корабли «своих» компаний?

Как кстати здесь бы оказались российские корабли! Но их нет – нет с февраля 2008 года, если не считать более позднюю эпопею средиземноморского перехода и спасения российской ПМ-68(?). Корабельная группа Северного и Черноморского флотов с авианосцем «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов» во главе, успешно продемонстрировав флаг и выполнив план тактических учений, вернулась в родные базы.

Правда, ранее главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий в интервью РИА Новости отметил, что присутствие российских боевых кораблей в районах интенсивного рыболовства и судоходства позволит защитить отечественные гражданские суда от нападений пиратов.

Вопрос: кто и когда пойдет в море? Здесь есть о чем поразмыслить.

Видимо, это будут не корабли, участвовавшие в последнем походе: они требуют отдыха, как и их экипажи. Учитывая то, что россияне вряд ли войдут в состав многонациональных ВМС НАТО в районе, а рисковать одиночным кораблем нельзя, придется готовить отряд кораблей 1-2 рангов (БПК и эсминцев), сопровождаемых кораблями обеспечения для дозаправки топливом, водой и продовольствием. Управление отрядом должно знать театр действий, хорошо ориентироваться в условиях взаимодействия с иностранными ВМС и гражданской администрацией, а командиры и экипажи - быть подготовленными к самостоятельным действиям по обнаружению, контролю, досмотру и, что самое главное – огневому взаимодействию с противником. Деятельность, мягко выражаясь, не совсем знакомая российским морякам начала 21 века, - как бы свой корабль не потерять. Впрочем, можно допустить, что для этих целей на борту будет находиться подготовленное спецподразделение ВС или одного из других силовых ведомств.

Другой вопрос касается технического оснащения – обнаружение малоразмерных быстроходных целей, какими являются пиратские суденышки – непростая задача. Еще сложнее поразить такую цель: момент может быть упущен, если пираты приблизились к атакуемому судну вплотную, или уже находятся на его борту. Так, по свидетельству британского капитана буксира «Свитцер Корсаков», захваченного в тех же водах в феврале 2008, ему удалось передать просьбу о помощи на американский военный корабль, находившийся поблизости, и даже указать число пиратов на борту и место расположения заложников. Но… активных действий американцы не предприняли, позднее сославшись на то обстоятельство, что «жизням заложников ничто не угрожало». Датчане позже выплатили пиратам выкуп чуть менее 1,5 миллионов долларов.

То есть руководство отрядом должно владеть обстановкой настолько, чтобы успеть предупредить непосредственную угрозу захвата атакуемого судна. В условиях ограниченных средств разведки и отсутствия возможностей получения информации от системы разведки ВМС НАТО такая задача представляется трудновыполнимой.

Неплохим выходом в данной ситуации могло бы стать сопровождение караванов судов военным кораблем (отрядом кораблей), но в современных условиях и при отсутствии режима чрезвычайного положения в районе этот вариант вряд ли возможен.

Америка и Франция заявили о внесении проекта резолюции СБ ООН, разрешающей преследование пиратов в территориальных водах. Британия и Панама поддержали резолюцию. Испания неоднократно проявляла решительность в вопросах, требующих силового вмешательства против пиратов.

Объединение датских морских перевозчиков распространило заявление с призывом ко всем странам объединиться в борьбе против пиратства.

Командиры и экипажи кораблей ВМС НАТО долгое время находятся в районе, система управления отряда в полной мере готова к выполнению задач противодействия пиратству и морскому разбою многонациональными силами, которые имеют отлаженную систему обеспечения и снабжения.

Может быть, российский корабль в составе многонациональных ВМС в Аденском заливе – не столь уж невозможная картина?

"Координация усилий военно-морских сил в зонах, подверженных пиратству, поможет частично решить эту проблему. ВМФ России в последние годы активно участвует в международных учениях, во время которых отрабатываются, в частности, вопросы борьбы с пиратством на море", - заверил помощник ГК ВМФ Игорь Дыгало.

Так кто же пойдет в море?


Главное за неделю