Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Секреты бережливого производства

Как в Зеленодольске
ускорили производство
"Грачат"

Поиск на сайте

Чужой среди своих

26.11.10
Текст: Сергей Богатов, и.о. редактора Центрального Военно-Морского Портала
Близится к завершению эпопея под кодовым названием "Мистраль". Еще каких-нибудь несколько дней, и мы узнаем, кто же выйдет победителем в таинственном тендере на поставку российскому военно-морскому флоту кораблей класса "десантно-вертолетный корабль-док". Впрочем, большая часть тех, кто внимательно следил за перипетиями этой истории, уже и так знают ее финал. "Мистралю" быть! Это, похоже, так же неотвратимо, как и восход солнца каждое утро.

Как и бывает в таких случаях, сторонники и противники сделки схлестнулись в жарких спорах о ее необходимости и о нужности для ВМФ России корабля такого класса в принципе. Не буду защищать ни тех, ни других – у каждой стороны есть весомые аргументы в свою пользу. Гораздо больше меня интересует ответ на вопрос, как все же могло такое случиться, что страна с мощным потенциалом в судостроительной отрасли, которая до сих пор строит для иностранных заказчиков боевые корабли и подводные лодки, решилась на сам факт покупки в общем-то далеко не высокотехнологичного с точки зрения кораблестроения изделия под именем "Мистраль"? Ведь в его конструкции нет ничего сверхъестественного – просто большой корабль. Такие мы строили раньше, строим и теперь. И даже сложнее строим…

Электронная начинка другая? Это действительно так. Другая. У нас такой нет. Но какое отношение она имеет к кораблестроению? Примерно такое же, как хорошая автомагнитола к автопрому. То есть никакого… Ехать с ней приятнее, безусловно, но ни на скорость, ни на проходимость, ни на экономичность автомобиля она не влияет. Просто хорошее дополнение к нему. Грубое сравнение? Зато принципиально верное. Отечественный судпром не виноват в том, что другая отрасль российской экономики, за редким исключением, находится в глубоком кризисе.

Почему из-за этого нужно отдавать деньги и работу другой стране, когда мощности своих заводов загружены всего на 30%, а ситуация с безработицей не такая уж и радужная? Свои строят долго и некачественно? Сложно отрицать этот аргумент, когда свежи примеры долгостроя головных кораблей практически всех новых проектов. А что, если попробовать отечественному исполнителю платить также регулярно и столь же щедро, как и иностранному, но и спрашивать с него так же строго за невыполнение условий? Не думаю, что наши судосварщики не хотят работать и зарабатывать достойные деньги. Не уверен, что они сделают свою работу хуже европейцев или азиатов при правильной мотивации. И, по крайней мере, странной выглядит ситуация, когда российские ССЗ массово строят заказы на экспорт, а отечественный военно-морской флот решает заказать корабли для себя за рубежом, мотивируя это тем, что мы не обладаем необходимыми технологиями. Хотелось бы услышать, какими?

Конечно, с тех пор, как они у себя в Англии перестали чистить ружья кирпичом, много воды утекло, так ведь и мы на месте не стояли. Двигались вперед, хоть и не семимильными шагами, но двигались. Мы что, не производим больше корпусной стали? Нет, вроде есть еще возможности. Не делаем судовую арматуру? Тоже нет, справляется пока отечественный производитель и с этими работами. Плохо "варим" корпуса? В приватных беседах с нашими специалистами норвежцы, наблюдавшие за постройкой по их заказам судов-снабженцев для буровых платформ, откровенно признавались, что качество сварных швов у российских сварщиков неплохое, а вот, скажем, у тех же поляков все гораздо хуже. Значит, можем, когда захотим? Остается насыщение корпуса механизмами и электроникой. Здесь и начинается самое интересное.

В части судовых энергетических установок Россия практически никогда не являлась мировым лидером. За редкими, опять же, исключениями, которые скорее подтверждают само правило. Однако купить несколько судовых дизелей, навесить на них купленные же генераторы и подать энергию на гребные электродвигатели, пусть тоже приобретенные за рубежом, будет стоить неизмеримо дешевле, чем платить за изготовление всего корабля. Отдельно не продадут? Кто вам такое сказал? Это же гражданские технологии, не имеющие никакого отношения к военным секретам. А если еще чуток переплатить, то и в очереди на поставку стоять не придется. Таким образом, проблему пропульсивного комплекса корабля типа "Мистраль" можно было решить если и не собственными силами, то за гораздо меньшие деньги и с неизмеримо меньшей шумихой. Остается электронная начинка.

По мнению отечественных специалистов, проблема совместимости российской электроники (а она, хотим мы того или нет, все равно будет присутствовать на корабле) и французской нерешаема, в принципе, по одной причине - не обеспечивается информационная безопасность каналов всевозможной связи и информационного взаимодействия, к примеру, в цепочках: системы обнаружения – системы целеуказания оружию, системы шифрования – системы приема/передачи информации, система электронного судовождения – картографическая электронная система и т.д., и т.п. Министерство обороны собирается предоставить иностранному производителю секретные алгоритмы и закрытые коды? Или надеется от него получить аналогичную информацию? Какой из вопросов выглядит более безумным и нереальным? Хотелось бы, чтобы оба, а не только второй…

Так почему же мы с вами должны платить огромные деньги иностранному исполнителю непонятных желаний российского Минобороны? Непонятны они, кстати, практически всем, кто находится близко к теме. ВМФ России так и не смог за два года разговоров о закупке французского чуда внятно объяснить, а зачем, собственно, оно такое ему нужно? Вялые аргументы о миротворческих операциях, переброске войск на Дальнем Востоке и Балтике, решению проблем в отношениях с некоторыми соседями за 40 минут и т.п. не просто не убеждают, а откровенно вызывают сомнения в адекватности их выдвигающих. Правительство РФ провело непонятный тендер со странными критериями отбора победителя. Почему странными? Да потому, что заказчик в лице ВМФ сам не знает, что и для каких целей ему нужно. И непонятным же образом победителем выйдет, уж не сомневайтесь, французский проект, а не испанский, голландский, немецкий или, наконец, корейский. Впрочем, если взглянуть на всю эту историю с покупкой кораблей для ВМФ России немного под другим углом, политическим, скажем, то все сразу встает на свои места и становится понятным.

Становится понятной невнятная мотивировка нужности корабля для ВМФ – он и вправду не нужен, но раз уж сверху пришло указание обосновать, то придумали пару никаких аргументов для отмазки. Встает на свое место столь великая и необъяснимая другими причинами привязанность именно к французскому видению облика ДВКД. Наконец, это объясняет и упорное нежелание давать хоть какие-то комментарии по данному вопросу, ибо сказать по делу нечего…

Русский народ мудр, он не зря уверяет, что после драки кулаками не машут. Нас убеждают в том, что Россия платит не за готовый корабль, а за передачу технологий. Вряд ли мы получим какие-либо необходимые для отечественного судостроения технологии в результате этой сделки, а вот проблемы при эксплуатации чуждой боевой единицы наверняка у нас будут. И будут они немалыми, но случатся не завтра и даже не послезавтра, а далеко в будущем, когда те, кто сегодня принимают решение о приобретении заморского судна, будут вне зоны досягаемости даже для критики.


Главное за неделю