Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Палубный кран с компенсацией качки

Новый палубный
кран не зависит
от качки

Поиск на сайте

Первонахимовцы. Выпуск Ленинградского Нахимовского училища 1948 года. Часть 13.

Первонахимовцы. Выпуск Ленинградского Нахимовского училища 1948 года. Часть 13.

Гусаров Семён Александрович.



Гусаров Семен Александрович родился в 1929 году в Ленинграде.

Соколов Н.П.

"Ведь надо же было: проучиться 4 года в Нахимовском училище, 4 года в высшем военно-морском училище и 4 года проплавать на сторожевике «Орел», чтобы попасть под проводимые сокращения на флоте. Такими "неудачниками" из-за хрущевской "кузькиной матери», которую он собирался показать Америке, а устроил собственному Военно-Морскому Флоту («Ракеты вместо кораблей"!), помимо капитан-лейтенанта В.Козловского, оказались у нас (из ныне здравствующих} капитан-лейтенант С.Гусаров, капитан-лейтенант К.Державин, капитан-лейтенант Д.Колбягин.
Семен Гусаров из тех наших капитан-лейтенантов, которых в послевоенные годы государство выучило на офицеров корабельной службы, а к концу пятидесятых, с появлением баллистических ракет дальнего действия, уволило в запас. Последнее делалось, конечно, выборочно, что часто означало, по понятию непосредственного начальника.
Распрощавшись с командой малого противолодочного корабля Таллиннского гвардейского дивизиона, Семен Александрович возвратился в Ленинград и, оглядевшись немного, пошел работать на завод торгового машиностроения, где и «оттрубил» тридцать с небольшим лет. До первого инфаркта миокарда. Потом был второй.. "



Малые противолодочные корабли (большие охотники за ПЛ).

Гусаров Семен Александрович о себе.

"Когда мне было 7 лет, некоторое время жил в семье брата моей мамы - военно-морского инженера, впоследствии капитана 2 ранга, погибшего в апреле 1945 года, а в то время одного из разработчиков проекта крейсера "Киров". С тех пор мечты о море не покидали меня. В дальнейшем ощущение и веру в осуществление мечты ощутил, находясь рядом с матросами на тральщике Ладожской флотилии, перевозившем эвакуируемые семьи в июне 1942 года по Ладожскому озеру из порта Кабона до порта 0синовец (около 15 миль).
Находясь в эвакуации до июня 1944 г., большую часть учебного времени работал в колхозе, школу удавалось посещать сравнительно редко. В конечном итоге, когда пришел вызов из Ленинграда, мне дали справку о том, что посещал школу по программе 6 класса.



Порт Осиновец. Оборудованные пирсы для причаливания судов. - Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. — М.: Военное изд-во МО СССР, 1958.

Сдатъ вступительные экзамены, хотя и очень слабо, помогли репетиторы, а потомственность и гибель отца во время войны под Ленинградом решили судьбу зачисления в Нахимовское училище.
Училище закончил не хорошо и не плохо, в чем огромная заслуга Киры Шишкина - умницы, достигшем впоследствии значительных успехов - с которым все 4 года учились за одной партой. Помогали мне в учебе Вова Евдокимов, Саша Трофимов, Олег Шалобанов и другие ребята.
После окончания Нахимовского училища был зачислен на факультет минно-торпедного орудия в ВВМОЛКУ им М.В. Фрунзе и по окончании, в звании лейтенанта, вместе о Костей Державиным, продолжили службу в городе Вентспилс Лат.ССР на рейдовых тральщиках "Т-233" и "Т-234" в 14 дивизионе 99 бригады ОВРа, Рижской ВМБ командирами БЧ 2-3. Здесь я вспомнил о своем первом "переходе" по Ладоге на маленьком, даже по сравнению со 100-тонником, тральщике.
В нашем многонациональное дивизионе тральщиков было много матросов из Молдавии, многие из которых не только плохо говорили по-русски, но и плохо понимали русский язык, в связи с чем на боевые посты их ставили по двое, чтобы они переводили команды с мостика друг другу. Даже при таких условиях, как рядового, так и офицерского состава, особенно имеющего высшее образование не хватало, и при выходах в море команды доукомплектовывались личным составом с кораблей, остававшихся в гавани.
В море выходили мало: в основном на траление и выполнение полагающихся для поднятия вымпела учебных задач. Остальное время занимали повседневные занятия по боевой и политической подготовке.
После одного из занятий по боеприпасам к 45 мм орудиям и крупнокалиберным пулеметам дал отсутствовавшему на занятии коку (по боевому расписанию - пулеметчик) учебное пособие для самоподготовки. Пособие носило гриф ''секретно" и было взято мною у Кости Державина. Через несколько дней Костя, проводя на своем корабле такие же занятия, обнаружил отсутствие двух листов. Был конец марта 1953 года. Прижатый, как говорится, к стенке, кок сознался, что использовал листы чтобы разжечь плиту на камбузе. Плиты на этих тральщиках работали на солярке и зажигать сопло -форсунку было не очень удобно.
Шифровальщик, он же секретчик дивизиона, с которым мы поделились, предупредил что должно быть не менее трех свидетелей события. Третьим добровольным "свидетелем" события стал Костя Державин , категорически отказавшийся от иного, хотя и понимал (что достаточно подробно разъяснил шифровальщик), что участие в свидетелях может и для него кончиться большими неприятностями. Нас долго и неоднократно допрашивали в особом отделе бригады, и не знаю, чем бы закончилась эта история, но на наше счастье пришел циркуляр о переводе этого пособия в разряд из секретных в ДСП (в это время часть тральщиков Черноморского флота передавалась Египту) и дело было закрыто.
Но даром нам это все же не прошло и в скором времени, видимо, от греха подальше, меня и Костю перевели в г. Зеленодольск на Волгу, где строились новые корабли, хотя это было фактически повышение т.к. строящиеся корабли были 3-его ранга, а наши тральщики - 4-го ранга, представление к очередному званию не состоялось.
В Зеленодольске долго не задержался. Был списан один из командиров БЧ-2-3 с уже готового к переходу на постоянное место дислокации в Таллин вновь построенного корабля и меня назначили на его место.
В октябре корабль по рекам и каналам пришел в Ленинград, прошел ходовые испытания и в октябре началась служба в гвардейском дивизионе бригады ОВРа гор. Таллина.
Рядом с нашим дивизионом в Минной гавани был дивизион тральщиков 600-тонников, в котором служил Витя Сулин. Немного бесшабашный, веселый., неунывающий, он имел много знакомых в бюрократической системе снабжения и на первых порах очень помог преодолеть все трудности в решении вопросов в обеспечении корабля боеприпасами и др. видами боевой техники. К сожалению, у Вити не сложилась служба. Кто-то, как-то, что так и не стали выяснять досконально, включил аварийную противопожарную. систему арт. погреба и затопил его. Витю обвинили и незаслуженно демобилизовали.



МТЩ «Комсомолец Латвии» пр.254 (с картины художника). - Морские тральщики проекта 254 / 254-К / 254-М / 254-А, T-43 class

Неожиданно, после окончания Военно-морской медицинской Академии, ко мне в Таллин поехал Вова Евдокимов (единственный из выпуска ставший врачем). Я лежал в постели, плохо себя чувствовал, была высокая температура. Причиной этого недуга был нарыв в спине от маленького осколка зацепившего меня на излете во время арт. обстрела в блокадном Ленинграде. Вова накалил кухонный нож и сделал, как он потом сказал, первую операцию на живом человеке в "полевых условиях". Наутро я был здоров и как ни в чем не бывало отправился на корабль."

Державин Константин Павлович.



После публикации очерка об отце и сыне Державиных - Капитан-лейтенант, капитан дальнего плавания, яхтсмен, преподаватель Нахимовского училища  и Капитан 1 ранга, Герой Советского Союза, национальный Герой Югославии,  - получили письмо от дочери Героя, Татьяны Павловны Конько, а затем и фотографии. Не зря ведем свой дневник. Вновь, в который раз убедились, дети и внуки нуждаются в подлинном знании своих корней, ищут в том числе и "виртуальные" следы истории своих предков.

"Вчера моя дочь, проживающая в Новороссийске, переслала мне статьи, помещённые Вами в Интернете - страницы истории моего отца, Державина Павла Ивановича. Спасибо, такого чёткого, интересного и соответствующего действительности изложения событий нет в тех источниках, которые имею я. Последнее издание- книга В. М. Васильца " Сильнее огня и воды" претендует на жизнеописание, но в ней отсутствует малейшее упоминание о моей маме и детях - Державине Константине и Конько Татьяне ( Вашей покорной слуге). Это - период становления характера и жизненной линии моего отца, период с 1929-го года, когда он, матрос с начальным образованием, познакомился с Клавдией Раханской, работавшей библиотекарем, человеком целеустремлённым, развитым интеллектуально (например, мама всех нас - отца, брата и меня научила игре в шахматы, чем мы увлекаемся до сих пор).





Мой брат с детства мечтал стать таким, как отец, и добился очень многого, я стала инженером- гидростроителем, участвовала в строительстве Братской, Зейской, Усть- Илимской ГЭС и- Круонисской ГАЭС в Литве. Наши дети тоже достигли серьёзных успехов в жизни. Наша многочисленная семья знает и с большой любовью хранит память о моём знаменитом отце, я по возможности часто бываю в Одессе, на корабле " Павел Державин", прошлым летом привела по возможности в порядок реликвии и библиотеку, оставшиеся в папиной квартире.



Памятная доска на фасаде дома, где жил Павел Иванович Державин.



В кают-компании корабля морской охраны "Павел Державин". В центре сын, Константин Павлович Державин.



У памятника Герою Советского Союза, Национальному герою Югославии Павлу Державину. Внук, внучка, дочь.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю