Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Современные средства противодействия беспилотникам

Единый день
экспертизы
по противодействию
беспилотникам

Поиск на сайте

Первонахимовцы. Выпуск Ленинградского Нахимовского училища 1948 года. Часть 21.

Первонахимовцы. Выпуск Ленинградского Нахимовского училища 1948 года. Часть 21.

У будущих моряков. Фото Д. Трахтенберга. - "Ленинградская правда", 23.06.1948. Окончание.

На причале, что под самыми окнами училища, воспитанники красят баркасы, просматривают такелаж: идет подготовка к большому походу. Через несколько дней буксир выведет баркасы в залив, и здесь, подняв паруса, они возьмут курс на Выборг. Для воспитанников восьмых классов этот переход будет хорошей морской школой. Вскоре в залив выйдет вторая шхуна училища — «Надежда». Так назвали это судно в честь того шлюпа, на которой известный русский мореплаватель Иван Крузенштерн совершил кругосветное плавание. С этой шхуны нахимовцы будут выходить в походы на шлюпках по Финскому заливу. А в конце июля группа выпускников и младших нахимовцев отправится в экскурсию по Волге.



На снимке: слева — на государственном экзамене по физике. Отвечает отличник учебы выпускник Владимир Константинов; справа — члены экзаменационной комиссии: начальник учебного отдела училища полковник В. Николаев и старший преподаватель физики А. Трофимов.

Они были первыми. Первый выпуск первого военного набора 1944-1948 гг. Составил нахимовец 1948 года выпуска Николай Соколов.

Прошло, а сегодня, кажется, пролетело, четыре года и 30 июня 1948 года Н.Г. Изачик вручил нам, воспитанникам 1-ой роты, первые в истории Нахимовского училища аттестаты зрелости. В том числе, Радию Зубкову и Владимиру Москалёву - с награждением золотыми медалями и занесением на Доску почёта, Дмитрию Боровикову, Владимиру Киттелю, Владимиру Константинову - серебряными медалями.

Напомним, как сообщил в своем дневнике Игорь Леоненко, Константинов стоял у истоков нахимовского джаза, будучи руководитель джаз-банд. Исполняли: «Джемс Кеннеди», «Будь здорова, дорогая», «Хорошо в степи скакать, если конь хороший у ковбоя», «Типперери», «На честном слове и на одном крыле», «Карусель». Кстати, ник у него был интересный, - "Садко"!

В 1957 - 1958 гг. Константинов Владимир Иванович - командир эскадренного миноносца «Бурливый».



Эскадренный миноносец проекта 56 "Бурливый" во время кренования на реке Ингул в Николаеве, весна 1957 года

Кормилицын Юрий Иванович.



Кормилицын Юрий Иванович родился в  1929 году в Саратове. После окончания ЛНВМУ поступил в ВМУ им. М.В. Фрунзе. О нем известно немного, штрихи. Имел никнэйм Нур, Нурис.

Они были первыми" Н.П. Соколов.

Нурис без танцев жить не может,
Они ему - второй «рубон»!
Администрацию тревожит,
Всегда идя на прорывон!

Корнеев Игорь Григорьевич.



Корнеев Игорь Григорьевич родился 9 октября 1928 года в Ленинграде.

Они были первыми.  Первый выпуск первого военного набора 1944-1948 гг. Составил нахимовец 1948 года выпуска Николай Соколов.

"В училище он прибыл прямо с Карельского фронта с двухлетним перерывом «по уважительной причине» школьных занятий (ПОБЕДИТЕЛИ - Солдаты Великой Войны).  Его фронтовая «бывалость», медали на груди и покровительственная без всякого зазнайства общительность притягивали к нему ребят, особенно таких же, как он, вояк. И скоро вокруг Игоря сплотилась группа, которую в лагере, куда они попали одними из первых, так и называли - «фронтовиками». Первый набор в училище был с третьего по седьмой классы. Опеку над малышами и защиту их от обидчиков (а такое поначалу случалось: кое-кто из старших ребят пытались отнимать у них пайки хлеба и сахара) и взяло на себя «фронтовое братство».
Лёгкий на ногу, прекрасно чувствовавший ритм, Игорь хорошо бил чечётку. И конечно же, у него нашлись последователи, которых он охотно обучал. А надо сказать, что классное помещение второго взвода, где мы с Игорем учились, помещалось как раз над кабинетом начальника училища. И когда уроки степа затягивались, снизу на «потолковую» дробь прибегал адъютант или дежурный офицер и чечёточники наказывались. Нет, не «папой» Изачиком, а взводным старшиной по кличке «Тюлень», который применял к нам методы воспитания, обретённые им в школе СС (аббревиатура «Строевых старшин») и с которым у нас шла постоянная с переменным успехом борьба.
После Нахимовского Игорь окончил училище Подводного плаванья и со всей своей страстностью, увлечённостью и способностью схватывать всё налету, что касается непосредственно службы, быстро пошёл в гору. Штурманом, помощником командира, старпомом и командиром он плавал, практически, на всех типах подводных лодок и, как правило, головных. А подводники хорошо знают, что это такое: всегда находишься под самым пристальным вниманием начальства, в том числе, и самого высокого. Так он был замечен Главкомом и назначен начальником группы ПЛО ВМФ, затем начальником командной системы Боевого управления флота, начальником Центрального командного пункта Главкома ВМФ, где вся служба его проходила в тесных контактах с Оперативным управлением, разведкой, Управлением боевой подготовки и другими структурными органами Главного штаба ВМФ и Генерального штаба ВС. Отслужив 43 календарных года, капитан 1 ранга И. Корнеев вышел в отставку с должности начальника Основного командного пункта Главнокомандующего ВМФ СССР. Но, полный энергии, быстрый и решительный, он не мог без настоящего дела. И флотское руководство нашло для него такое. Московский ДОСААФ не в полной мере оправдывал свою последнюю букву: не было у него клуба юных моряков. Будучи председателем секции подводников Совета ветеранов Северного флота, Игорь Григорьевич создал в Москве клуб юных моряков «Североморец», которому отдал все силы, время и опыт моряка. Как то же самое делал в Питере его товарищ по Нахимовскому училищу, коллега по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, капитан 1 ранга в отставке Л. Корякин-Черняк в своём школьном музее Соловецких юнг. Работа клуба была отмечена Кубком министра обороны РФ, Грамотой Государственной Думы, многими ценными подарками.



Помню, четыре года назад, на праздновании пятидесятилетия Нахимовского училища, я после долгого перерыва встретился с приехавшим из Москвы Игорем. Оказывается, он прибыл не один - «заодно» прихватил группу своих юных моряков для ознакомления с Северной столицей. И если мы, как и все, находились в состоянии общей праздничной эйфории, то трудяга Игорь озабоченно бегал в поисках того, кто бы смог помочь ему с горючим (катер он уже достал), чтобы морем переправиться с ребятами в Кронштадт на экскурсию..."

Московская городская организация РОСТО (ДОСААФ)Московская объединенная морская и радиотехническая школа МГС РОСТО.

Свыше 20 лет на базе МОМРТШ осуществляет свою работу клуб Юных моряков «Североморец», руководимый капитаном 1-го ранга в отставке И.Г. Корнеевым.
За время работы клуба всего прошло обучение морскому делу свыше 10 000 воспитанников. В клубе постоянно занимаются 10-16 летние мальчишки и девчонки, которые имеют возможность под руководство опытных наставников изучить историю флота.
Школа свято чтит морские традиции России. В 1987 году на базе школы был создан музей Морского Флота.
Музей располагает значительными историческими фондами по морской тематике, включающими в себя уникальные экспонаты датирующиеся V веком, а так же современные выставочные образцы.



Сдал норматив – полюбил Родину? Дина ЮСУПОВА. - Газета "Первое сентября" N 6/2004.

"ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Нельзя сказать ребенку: “Садись, я тебя буду воспитывать”. Тем более что мнения взрослых разделились. Одни верят только в здоровый образ жизни и военно-спортивную муштру. Другие считают, что настоящий патриот – тот, кто любит и досконально знает свой родной язык.
Но особенность нынешней языковой ситуации в том, что традиционно оскорбительные слова в современном языке утратили свой изначальный смысл и употребляются в более широком спектре. Матом теперь не ругаются, матом разговаривают. Внятно выразить свою мысль старшеклассникам и даже студентам педагогических вузов уже не под силу. Из-за бедного словарного запаса они заполняют неизбежные пустоты в своей речи жестким жаргоном, словами-”джокерами”.
Школа, натужно одолевающая неграмотность, не находит сил для деликатного патриотического воспитания. А дети? Они неохотно слушают нас, зато охотно подражают...

Игорь Корнеев, в прошлом подводник, прослуживший 27 лет на Северном флоте, ныне единственный преподаватель детского морского клуба РОСТО (бывший ДОСААФ) «Североморец», по-военному скуп на эмоции: «Я не говорю, что хочу возродить патриотизм или воспитать настоящих моряков. Мне важно отвлечь детей от той гадости, что происходит в стране, – хулиганства и хамства, матерщины на улицах, тотального бескультурья, разрушения мощной державы. У меня они поймут, что такая жизнь – временное явление».
В Москве есть еще несколько клубов моряков, где преподают бывшие военные. Старейший из них – «Нахимовец». Туда принимают детей с семи лет. В группах юнг занятия проводятся в игровой форме. В группах судоводителей изучают катера и судовождение. В группах старшин шлюпок обучают управлению на веслах, под парусами и под мотором. Другое военизированное заведение – клуб «Юный десантник». Здесь принимают всех, но остаются немногие. Очень уж жесткие правила воспитания. Вот что написано в учебном требовании: «Осилил 40-километровый кросс без еды по болотам и лесам, отжался 150 раз, потом на кулаках еще 40, на перекладине подтянулся 50 – можешь пришивать шевроны. Не пересдал на следующий год нормативы – снимай шевроны, а пересдал и выполнил следующие – надевай тельняшку». Поругался с боевым товарищем, руководитель выясняет причину ссоры и… заставляет отжиматься обоих хоть в болоте, хоть лицом в грязь. Потому что нужно уметь договариваться."

Летописец выпуска Соколов Н.П. сохранил для нас и, надеемся, будущих юных читателей, как формировались характер и любовь к морю у Корнеева Игоря Григорьевича, вспомнил в том числе и юношеские шалости в стенах Питонии.



Фото Миланы Федосеевой. 2008 год.

Они были первыми" Н.П. Соколов.

Самоподготовка


"Вечер. За преподавательским столом - старшина, наш «радетель» Серёжа Тюменев. Следит за дисциплиной и порядком в подопечном взводе. Скучает. В классе «поверхностная» тишина с подспудной жизнью - перешептываниями, смешками, перекидыванием записочек, невидимой «подпольной» работой рук. Неожиданно встаёт Корнеев.
- Товарищ старшина, разрешите за котангенсом сходить?, - и уточняет, - в одиннадцатый класс...
Замерли, ждём, что будет.
- Только не надолго, - не сразу (подумав: нет ли тут какого подвоха и не найдя его) сурово отвечает старшина.
Гусь с гордо поднятой головой проходит по классу к дверям. Слышны сдавленные смешки. Взят очередной реванш в нескончаемой войне с «Тюленем». А он, так и не поняв, в чём дело, но почувствовав, что его опять провели, начинает цепляться.

На часах...

Вся наша жизнь в училище подчинена внутреннему распорядку, расписанному строго по часам. На кораблях, знаем, ориентироваться во времени можно по склянкам, которые бьются через каждые полчаса. Отбиваются они рындой двумя видами ударов: одним спаренным в два звучания («бом-бом») - полной склянкой и - полусклянкой, в одно касание рынды («бом»). Кажется, чего проще! Но выполнению этих «бом-бом» и «бом» нам надо было ещё научиться.
Труднее всего давалось - это после ударов в рынду резким рывком руки вниз остановить рындобулинь, чтобы, не дай бог, не «замусорить» склянку нечаянным лишним касанием рынды. И второе, что не ко всем сразу приходило - почувствовать и выдерживать ритм боя склянок. Не будет кощунством с моей стороны сравнить умение бить склянки с нехитрым, но всё-таки искусством звонаря со звонницы какой-нибудь деревенской церкви. Те, кому приходилось в вечернее или ночное время слышать с внешнего рейда разноголосый перезвон склянок с ближних, дальних и находящихся у причалов базы кораблей, думаю, согласятся со мной.



Рынды были и в рынды били мы в нашем летнем лагере над водами Суоло-ярви, на наших шхунах «Бакштаг» и «Учёба» в невских водах и Финского залива, и какое-то время - в стенах училища (она висела, пока не был снята, на нижней площадке главной лестницы). Рында, или судовой колокол, как её ещё называют, всегда являлась и является одним из главных символов корабля - носит его имя и всегда (будучи начищенной до блеска) сияет славой его! И мы с великой любовью и нежностью драили «свои» рынды зубным порошком и пастой гой, при этом, обращаясь с ней очень даже ласково, чтобы она, случаем, не звякнула жалобно из-за неосторожного с ней обхождения.
На часах... Стоим мы и на часах, но не "часовыми любви", как потом, через много лет, будет петь Б. Окуджава о наших (тогдашних) сверстниках на гражданке, а настоящими часовыми, с карабинами и штыками в ножнах на поясных ремнях. Стоим часовыми на посту номер один у Знамени училище, на сторожевых постах у вещсклада и у дров на набережной; несём вахты на КПП главного входа в училище, рассыльного дежурного офицера, на шлюпочном причале; дежурим по роте, по столовой, в классах... И с выполнением этих сугубо уставных для нас, тогда ещё не принявших военной присяги, обязанностей были связаны смешные, не очень смешные и просто анекдотические случаи.



Пост у Знамени - это своего рода визитная карточка училища или, как в старину, «красный угол» избы. Соответствующее и оформление, и внимание к нему - скульптура адмирала Нахимова в полный рост в обрамлении куртуш с датами и названиями великих морских побед русского флота и маринисткими росписями; и, конечно, идеальная чистота, поддерживаемая ежедневными влажными уборками пола и протиркой керосином ближайших полуколонн. Менялись часовые через каждый час. Но и этого часа, оказывается, в принципе, было достаточно, чтобы, нанюхавшись керосиновых испарений, можно было запросто хлопнуться в обморок. И хлопались. После нескольких таких случаев керосиновый освежитель колонн был отменён.
А вот из разряда "небывалое бывает". Ночь, Игорь Корнеев идёт из спального корпуса в основной сменить часового у знамени Игоря Леоненко - «...непременно, часовым полагается смена». (Опять Б. Окуджава). Долго звонит у закрытой двери главного входа. Наконец, её открывает чем-то страшно взволнованный дежурный офицер и тут же убегает куда-то. Оказывается, когда на звонок он пошел к двери, чтобы открыть её, то не увидел в конце коридора у Знамени часового. Не веря глазам своим подошёл ближе и... понять ничего не может: Знамя под чехлом есть, карабин, прислоненный к тумбе, есть, ботинки(!) часового есть, а самого часового нет!!! (Как рассказал потом Лео, его перед этим так «припёрло» по нужде, что он не выдержал и, сняв свои тяжёлые ботинки, чтобы их грохотом в пустом коридоре не привлечь внимание дежурного офицера, помчался налегке в гальюн). Дежурный офицер, ошалело пометавшись в поисках часового под непрекращающийся трезвон от входной двери, побежал отворять её. В этот самый момент Лео прибежал обратно и, сунув ноги в ботинки, как ни в чём не бывало, занял своё место у Знамени. Ну а дальше всё было так, как и положено - в присутствии дежурного офицера произошла полагающаяся часовым смена.
Для нас так и осталось загадкой, как отнёсся дежурный офицер ко всему этому. Подумал ли он, что у него, выражаясь современным языком, "крыша" поехала. Или, при отсутствии возможности получить соответствующие свидетельства от других очевидцев, отнёс виденное к галлюцинации, а, может быть, что, естественнее, к прерванному звонком в дверь сновидению. В общем, это «полумифическое» ЧП, никаких последствий не имело."

Помнит Игоря Григорьевича, его крылатые выражения, один, видимо, из сослуживцев, участник форума Общий сход Вольной Станицы.  Заголовок: Re: Казачья свадьба.  

"От Аттила дата Декабря 15th, 2005, 6:42pm Есть описание свадьбы и у Гоголя, в "Страшной мести", сватовство - в "Ночь перед Рождеством". Как говорил капитан первого ранга Корнеев И.Г.: "Ну что, орлы, да не те, которые летають, а те, которые клюють. А что клюють? Д..... клюють...". Так что орлов полно..."

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю