Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Новые возможности комплекса наблюдения и разведки серии Пластун

Зоркий "Пластун"
на военной службе

Поиск на сайте

Специальные военные школы: артиллерийские, морские и авиационные школы. Часть 15.

Специальные военные школы: артиллерийские, морские и авиационные школы. Часть 15.

Морские спецшколы. Воспитанники.

Кравченко Евгений Григорьевич. Владивостокская ВМСШ.




Старшина 1 статьи Е.Г. Кравченко

К 60-летию Великой победы. Евгений Григорьевич КРАВЧЕНКО. Ветеран Великой Отечественной войны, Председатель Совета ветеранов войны и труда Росрезерва, в системе госрезерва с 1949 г. по 1988 г., начальник отдела бухгалтерии.

... Несколько слов о том, как война коснулась моей личной судьбы. Моя военная служба началась в 1940-м году. Я поступил в военно-морскую спецшколу во Владивостоке, оттуда – на подготовительный курс Тихоокеанского высшего военно-морского училища. Служил в Амурской флотилии – на речных бронированных мониторах, потом – в Тихоокеанской флотилии, на минном заградителе, на сторожевом корабле «Альбатрос».
После войны был переведён в Каспийскую флотилию, переехал в Баку. Там как-то обнаружил в газете объявление о том, что в Баку есть филиал торгово-экономического факультета института народного хозяйства. И я решил попытаться получить второе образование. Меня приняли сразу на второй курс. На госэкзаменах присутствовали представители Госкомрезерва. Пригласили на работу в Калининградское теруправление. Всего же мой трудовой стаж в системе госрезервов с 1949 г. по 1989 г...

Кузнецов Побиск Георгиевич. Ленинградская ВМСШ. 1941 г.



ПОСЛЕДНИЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР СССР. - О.Л. Кузнецов - президент РАЕН, директор Государственного научного центра ВНИИ геосистем, ректор Международного университета Природы, Общества и Человека, лауреат Государственой премии СССР, заслуженный деятель науки и техники РФ.

Побиск Георгиевич Кузнецов - последний из плеяды Генеральных конструкторов СССР (с 18 ноября 1977 года в соответствии с Постановлением и ГКНТ за N 480/278 он был Главным конструктором системы управления страной в "особый период"), крупнейший отечественный специалист по системам целевого управления и планирования, один из последних представителей подлинной научно-конструкторской элиты СССР. Вместе с ним ушла не только великая эпоха борьбы за глобальное стратегическое лидерство, с его уходом отдаляются возможности возрождения державы, связанные с интеллектуальным наследием ВПК советского периода.
Его биография не была "карьерой" - он жил не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Имя - Побиск, данное ему отцом, который был его первым наставником в науке, расшифровывается как: "Поколение Октября - борцов и строителей коммунизма". Окончив перед войной военно-морскую спецшколу, он не попал на фронт по возрасту. Поступил в танковое училище, был командиром разведвзвода. Под Ржевом в рукопашном бою лично заколол штыком немца, был тяжело ранен. После войны за создание политико-философского кружка был осужден "за терроризм" на десять лет лагерей. И прошел лагеря и "шараги" от звонка до звонка, совместив заключение с научной работой.
Побиск Кузнецов известен, как один из основоположников альтернативного монетаристскому физического подхода к экономическим системам (физической экономики). Сегодня ученики его заокеанского единомышленника Линдона Ларуша (с которым покойный был знаком лично) формируют экономическую программу нового президента США.
Но в нашем отечестве пророков при жизни не жалуют. Написанное в августе этого года письмо П. Кузнецова к В. Путину с предложением использовать уникальный отечественный опыт по созданию лучших в мире систем управления крупномасштабными структурами сгинуло в недрах президентской администрации бесследно.
Научные интересы Побиска Кузнецова были всеобъемлющи. В его лице мировая наука потеряла настоящего энциклопедиста, не просто знакомого с различными областями знаний, а добившегося в этих областях выдающихся результатов.
В официальном документе - "Характеристике научной значимости работ Кузнецова Побиска Георгиевича", подписанном в 1975 году тремя академиками АН СССР: В. Глушковым, В. Семенихиным и В. Афанасьевым, написано буквально следующее: "П.Г. Кузнецов обладает способностью использовать при решении сложных научных проблем в одних областях знания аппарат других наук, зачастую очень удаленных. Это затрудняет немедленное и широкое восприятие, признание и реализацию его идей, но это же и является ценным в научном исследовании, так как именно такой широкий синтез способствует прокладыванию новых путей в науке".
Закрытый характер работ П. Кузнецова (даже биография никогда не публиковалась) и разбросанность его научного наследия по сотням различных работ и рукописей привели к тому, что он еще при жизни стал легендой.
До 4 ноября это не имело особого значения - был жив сам ученый. Теперь же мы остались наедине с безгласными документами, осмысление которых, как и наследия других научных гениев, займет десятилетия, если не века.

Побиск Георгиевич Кузнецов.



Материалы этого сайта – попытка сохранить память о выдающемся Человеке, вся жизнь которого без остатка была отдана служению её Величеству Науке... Ничего не требуя для себя, он служил ей искренне, преданно и исступленно.
Его открытия и прозрения ещё не до конца осознаны современниками, масштабы его исследований и интересов столь велики, что охватить их сейчас, наверное, не в состоянии ни один человек – всему нужно время.

Ландер Михаил Исаакович. Одесская ВМСШ.



Всемирный клуб одесситов

Ландер Михаил Исаакович родился в Одессе в 1925 году. В 1940 поступил в Одесскую военно-морскую спецшколу. В июле 1941 школа эвакуировалась, а кто проходил летнюю практику, по желанию остался на кораблях. Так Михаил попал в бригаду траления на тральщик "Щит". В 1943 окончил СКОС (срочные курсы офицерского состава) и вернулся в 3-й дивизион штурманом (командир БЧ-1) на тральщик "ТЩ-189" в звании мл. лейтенанта.
Демобилизовался в 1946 г. Поступил в ЧМП, в 1947 сдал экстернат мореходного училища в Батуми. В 1953 уехал в Мурманское пароходство, где проработал капитаном до 1968 года. Там же заочно окончил Мурманское высшее мореходное училище. Вернулся в ЧМП. Плавал капитаном на учебных и пассажирских судах. В 1992 г. вышел на пенсию. Перешел на работу в немецкую фирму "Happag-Lloyd" капитаном контейнеровоза на порты Европа-Африка. В 1995 переехал в Америку. В Америке перегонял океанские яхты заказчикам с заводов-изготовителей. Окончательно ушел на берег в 1998 г. и поселился в Майями.

Михаил Ландер. «Паруса моего детства».

За несколько лет до начала войны, отец переехал работать в Батуми и дважды в году я с матерью плыл туда морем. Крымско - Кавказкая линия Одесса - Батуми обслуживалась тогда пятью пассажирскими судами, или как их называли в Одессе - "рысаками". Нам, почему-то, всегда выпадали "Крым" или "Грузия". Я был влюблен в эти корабли, шум ветра и крики чаек и решил по окончании школы податься в моряки. Но первым толчком для осуществления детской мечты стало мое зачисление в Яхт-клуб, а вторым и окончательным - открытие в Одессе Военно-морской спецшколы, куда принимали после седьмого класса. Командовал спецшколой капитан-лейтенант Могилев. Нас переодели в морскую форму и выдали бескозырки с надписью "Одесская В-М спецшкола". Жили мы дома, но утренний сбор с перекличкой и торжественным поднятием флага происходил точно в 8.00, после чего следовал разбор предыдущего дня и развод на занятия.
Надо сказать, что загружали нас крепко, Кроме общеобразовательных предметов появились и специальные, - морская практика, теория и устройство корабля, история мореплавания, уставы и т.д. Ежедневные домашние задания не оставляли места для свободного времени. Посещение оперного выпадало только на субботу и воскресение. Часто после спектакля, мы заходили к дяде Изе на чай с вареньем и с ватрушками. В Одессе варенье всегда варили сами, и каждая хозяйка имела свой способ его приготовления. Жена трубача - Татьяна Ивановна, работала тоже в оперном театре костюмером, детей у них не было.



Одесский оперный театр.

Когда я поступил в спецшколу, Пружанские подарили мне прекрасно изданную книгу "История Флота Российского". А когда я впервые появился во дворе в курсантской форме, все соседи, кроме новых, приходили поглазеть на меня и поздравить. С новыми соседями никто не общался. Шофер-обкомовец напивался, и орал что его окружают "одни явреи и турки". Такого в нашем дворе еще не было и мы мальчишки "явреи и турки" пакостили ему как могли. Наша дружная компания в этот год распалась, кто ушел в техникум, а кто в "ремеслуху", как Павлик Розенберг учиться ювелирному делу, Сашка Левинсон - в авиационную спецшколу.
Галя Кировская, обладательница прекрасного голоса, по настоянию Пружанского, поступила в музучилище, куда он ее лично отвел. Во дворе стало тихо. Мы заметно повзрослели. Если в обычной школе я учился средне, то в спецшколе на одни пятерки. Вдобавок я еще увлекся боксом и довольно успешно - в 15-летнем возрасте стал чемпионом области среди юношей. Наступил 1941 год. Неожиданно стали выселять наших соседей-греков Андреанидисов на свою "историческую родину", обрусевших, родословная которых была связана с Одессой более сотни лет. Я с детства был влюблен в их дочь Ариадну и не скрывал этого. Моя мать иначе как невеста ее не называла. И вдруг такой разрыв. По традиции во дворе поставили столы, и проводили их в порт всем двором, кроме меня. Я не пошел, боясь разреветься, но перенес это тяжело. В мае школа перешла в летние лагеря и мы расстались с родителями. Детство ушло навсегда. Вскоре нас стали распределять на летнюю практику. Кого на береговые морские батареи, кого на корабли. Я попал на минный тральщик "Щит". В наш дивизион входили еще тральщики "Ураган", "Шквал", "Шторм", "Туман", за что нас нарекли "дивизион хреновой погоды". Командовал кораблем, а в последствии дивизионом, капитан-лейтенант Адольф Исаакович Ратнер. Именно он определил мой дальнейший путь. Его любимая поговорка была : "море - это не хухры-мухры".
Меня закрепили за штурманом корабля Левашовым, на которого я обрушил все свои "почему", за что меня окрестили "почемучка". После первого выхода в море, я уже хорошо стоял на руле, а после второго уже по боевому расписанию стал старшим рулевым. Рассвет 22 июня 1941 года застал нас на переходе из Одессы в Севастополь. По прибытии командира вызвали в штаб базы, где уже собрались все командиры стоящих кораблей. Днем на причал стали подвозить боезапасы и снабжение Увольнение закрыли и объявили часовую готовность. В полдень все корабли вышли на внешний рейд и рассредоточились. Мы стали на якорь в районе бухты Омега. И вдруг, в напряженной тишине послышался гул высоко летящих самолетов и затем свист падающих бомб. Открыв ответный огонь, командир Ратнер выбрал под огнем якорь и стал маневрировать, уклоняясь от бомб. Я стоял на руле и сквозь броневые щели рубки ничего не видел, а только выполнял команды командира. Маневрирование нас спасло. Стоявший на якоре рядом корабль медленно оседал кормой в воду, и с него прыгали за борт люди. Самолеты улетели, а от ударов падающих из стволов орудий гильз об металлическую палубу появился в ушах звон, от которого я долго не мог избавиться. Зашел в рулевую рубку командир в фуражке, одетой задом наперед, и биноклем на шее. "Ну, что сынок, спросил он меня, штаны сухие?" Я скорее понял вопрос, чем услышал - в ушах стоял звон, и весь я был покрыт каким-то липким потом. Это было мое первое боевое крещение. В начале августа наш дивизион вернулся в Одессу. Часть населения уже эвакуировалось и наша спецшкола тоже.



Сторожевой корабль "Шквал" у входа в гавань Поти. Справа – корпус недостроенного крейсера "Куйбышев".

Дома на двери была записка - "ключи у Пружанских". На столе лежало письмо. "Сыночек, от тебя никаких весточек, Ходила в твою школу, они все эвакуируются, а кто опоздает должен их догнать в Саратове - такой приказ разослали всем, Я с Аллой ( младшая сестра) достала билет на пароход "Ленин", адрес отца ты знаешь. Встретимся у него, целую. Мама". Я закрыл квартиру и отдал ключи Пружанским.
Татьяна Ивановна напоила меня чаем с ее любимым кизиловым вареньем, сказала что никуда не собирается уезжать, муж по паспорту поляк, она православная, немцы культурные люди и придут ненадолго, только сменят большевистскую власть.
В дверях она меня обняла и перекрестила. Я ушел из родного двора, чтобы возвратиться в него 12 апреля 1945 года взрослым мужчиной.
Я вернулся на корабль и все рассказал Адольфу Исааковичу. "Сынок, не дрейфь, - сказал он, утром пойду к начальству, море - это не хухры -мухры, ты уже обстрелянный". Днем он вызвал меня к себе в каюту. "Сынок, новости не из приятных, пароход "Ленин" возле Ялты подорвался на мине, не все спаслись.
Приказа об отзыве с практики курсантов спецшколы мы в упор не видели, и подмигнул мне, - исходя из сложившихся обстоятельств ты добровольно остаешься на корабле, пиши прошение на мое имя" Условие одно - продолжал он - без моего ведома дальше рулевой рубки не высовываться. Только через год из письма отца я узнал, что мать с сестрой благополучно добралась до Батуми. Вместо парохода "Ленин", она села на пароход "Ворошилов". Моей семьей стал экипаж тральщика "Щит", с которым я прошел оборону Одессы и Севастополя, десантные операции в Керчи и Новороссийске, сопровождение транспортных судов и вывозку раненых. Хмурым декабрьским утром 1942 г. в районе Макапсе наш корабль подорвался на мине. Взрывом разворотило носовой отсек и унесло жизни 12 моряков. Корабль осел в воду по носовое орудие и мы своим ходом в сопровождении эсминца "Бодрый" добрались до Поти. Корабль поставили в док, требовался большой продолжительный ремонт. Часть экипажа ожидала назначения на другие корабли, часть ушла в морскую пехоту. Ратнера назначили командиром дивизиона. В канун нового 1943 года он вызвал меня к себе. Сынок, хватит валяться на койке и ходить в патруль. Море - это не хухры-мухры. Пойдешь учиться на штурмана. В Пиленково (ныне Леселидзе) создан СКОС - срочные курсы офицерского состава. Ты там уже в списке. Окончишь - вернешься ко мне.



Александр Зорич: Керченско-Феодосийская десантная операция.

Окончил я СКОС с отличием. Но звания младшего лейтенанта мне не присвоили, так как в ноябре 1943 мне исполнилось 17 лет. Только благодаря рапорту Ратнера на имя командующего Черноморским флотом звание мне присвоили, но уже сразу лейтенанта за отличие в учебе. Новый 1944 год я встретил за родительским столом в Батуми - мне дали неделю отпуска. В начале января срочно стали собирать экипаж для четырех новых тральщиков. Откуда и какие никто не знал. Транспортным самолетом нас доставили в Мурманск, а оттуда на американскую военно-морскую базу Норфолк. Там в течение недели мы приняли четыре новых тральщика, прекрасно вооруженных скорострельным оружием и новейшей техникой для борьбы с минами. Командовать новым дивизионом назначили капитана второго ранга Ратнера. Меня назначили на " ТЩ - 189" (кодовое название на борту) штурманом, кораблем командовал капитан-лейтенант Левашов. Ему под покровительством Ратнера удалось собрать пол экипажа с нашей бывшего "Щита", который после осмотра в доке решили разрезать на металлолом. Тральщики, построенные американцами, прозванные "амиками", значительно превосходили наши советские и по технике, и вооружению, особенно по бытовым условиям.
В условиях полной секретности, без радиосвязи, пересекли океан и на пятнадцатые сутки вошли в Черное море. Первый заход был в Поти под полное снабжение. И опять потянулись боевые будни. Немцы уходили из портов, забрасывая их всевозможными минами - магнитными, акустическими и комбинированными.
А нам приходилось весь этот "мусор" обезвреживать, часто под бомбежками. Одессу освободили 10 апреля 1944 года, а 12 апреля, протралив фарватер от Тендры до пассажирского причала, мы вошли в порт поздно вечером. Всю ночь глаз не сомкнул. Утром, взяв дежурный " газик ", помчался по родным улицам домой...



Старый двор

Сменилось несколько поколений жильцов. Но когда я бываю в родном городе, всегда посещаю наш старый двор. Сняли с ворот ржавые металлические листы, и открылась кованная узорчатая надпись - "SALVE-1867". Вот когда родился мой двор. Я присаживаюсь на чугунную тумбу у ворот и слышу далекие голоса из моего детства. А там где была спецшкола, на стене здания установлена памятная мраморная доска "В этом здании до войны находилась Одесская Военно-Морская спецшкола". Каждый год, по традиции, в последнее воскресенье июля на бульваре у памятника " Дюку "собираются на встречу бывшие спецшколисты. В 2002 году нас собралось 8 человек.

На сердце - следы ураганов,
на теле - профессии груз,
Таков уж удел капитанов,
такое не выдержит трус...

ДВЕ ВЕРСИИ ГИБЕЛИ ЛИНКОРА «Новороссийск». Михаил Ландер, капитан дальнего плавания. Трофей, принесший трагедию.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских и подготовительных училищ.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ и оказать посильную помощь в увековечивании памяти ВМПУ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю