Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Палубный кран с компенсацией качки

Новый палубный
кран не зависит
от качки

Поиск на сайте

Специальные военные школы: артиллерийские, морские и авиационные школы. Часть 17.

Специальные военные школы: артиллерийские, морские и авиационные школы. Часть 17.

Морские спецшколы. Воспитанники.

Манаков Николай Александрович. Ленинградская ВМСШ.




В 1956 году 3 подводные лодки 156 бригады были высланы на позицию к острову Борнхольм, каждая на 10 суток. Одна из них (под командованием капитана 2 ранга Назарова) дала радио о неисправностях, днем всплыла и вернулась в Клайпеду. На замену ей 7 ноября 1956 года по боевой тревоге вышла наша ПЛ С-190  под командованием капитана 3 ранга Азе. Мы считали что поход будет на 10 суток, но на 12 сутки получили сигнал - плавать на полную автономность. Пришлось жестко сократить расход воды, соли, других запасов. У команды не было курева, сменного белья. 7 декабря получили сигнал возвратиться в базу под РДП от Борнхольма. Ветер был попутный, и часть отработанных газов попадали в лодку. В Клайпеде команду обследовали, у многих обнаружили отек легких. На отдых и лечение экипаж отправили в санаторий г. Пярну на 10 суток.
После этого похода я был назначен флагманским штурманом 20-й бригады ПЛ. Бригада занималась перегоном лодок с Балтики в другие районы базирования. 14 подводных лодок пр. 613 мы перегнали на Северный флот. Затем в 1958 году 4 ПЛ пр.613 отправили в Албанию.
После этого некоторое время я прослужил в Египте в г. Александрия. Сюда для обучения арабов был направлен штаб в составе: начальника штаба, всех флагманских специалистов, экипаж ПЛ - командир, офицерский состав, старшины команд. В моей группе было 13 штурманов и готовили 13 штурманских электриков.
По возвращению из Египта ... был назначен старшим помощником на ПЛ С-357 к капитану 2 ранга Бенгард. В августе 1960 года 8 подводных лодок, в том числе С-357 были направлены на базирование в Народную республику Албания. Там к этому времени находилась плавбаза «Котельников» и 4 подводные лодки. В сентябре подошли еще 8 подводных лодок и была организована 40-я бригада ПЛ. Комбригом был контр-адмирал Егоров, его сменил капитан 1 ранга Рыбалко.
В 1961 году я был назначен командиром С-357, а 25 мая албанцы потребовали от Советского руководства вывести 40-ю бригаду из Албании. 26 мая «Котельников» и 8 подводных лодок ушли из Албании в Лиепаю.



Две ПЛ 613 пр. были захвачены Албанией на базе во Влере в момент разрыва советско-албанских отношений.

В октябре - ноябре 1962 года С-357 совершила автономное плавание в Северное море с задачей вести наблюдение за американской атомной подводной лодкой, которая возвращалась из двухмесячного дежурства в английскую базу АПЛ Лондондери. На нашей лодке была группа разведки с аппаратурой и специалистами.
Удалось зафиксировать поздравительную шифровку командиру АПЛ о рождении сына. До точки всплытия американцев мы опоздали на три часа и задачу не выполнили.
В 1965 году моя служба подошла к концу, по состоянию здоровья я уволился в запас. В 1966 году я устроился работать по специальности на Рижскую базу тралового флота. Наплавал плавательный ценз на крупнотоннажных судах, получил диплом капитана дальнего плавания. В дальнейшем работал главным штурманом в службе мореплавания тралового флота, главным капитаном. С 1978 года продолжал работу главным штурманом Всероссийского производственного объединения «Запрыба». Работу закончил в 1990 году.

Матусевич Ефим Михайлович. Одесская ВМСШ. 1941 г.



Е. Матусевич - курсант Военно-морской спецшколы, 1940 г. Фронтовое фото. Младший лейтенант Е. Матусевич, 1943 г. Из семейного архива О. Матусевич.

ЕФИМ МАТУСЕВИЧ - ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ. Борис Гельман. - Альманах "Мория" г. Одесса № 7 2007.

... Вновь и вновь вспоминали героев, не дрогнувших в минуты смертельной опасности, сражавшихся, как в бою, за свой корабль. О них написаны десятки книг, монографий, опубликованы мемуары. И во всех названо имя капитана 3 ранга Ефима Михайловича Матусевича, исполнявшего обязанности командира БЧ-5. Именно он вместе с оставшимися в живых после взрыва подчиненными проявил высокие профессиональные качества, самообладание, принимал все меры по обеспечению живучести корабля, чтобы предотвратить гибель "Новороссийска", не покинул боевой пост до последней минуты жизни.
На заседаниях Правительственной комиссии, которую возглавлял заместитель председателя Совмина СССР В.А. Малышев,  проходил опрос участников и очевидцев катастрофы. На них присутствовал Главком ВМФ СССР, Адмирал Флота Советского Союза, Герой Советского Союза Н. Г. Кузнецов. Слушая "оправдывающие" ответы одного из адмиралов, он твердо высказал свое мнение: "Электротехническая группа погибла. И в этих условиях, видимо, лучшее, что можно было сделать, Матусевич сделал". Правительственная комиссия так отметила, в частности, действия непосредственных руководителей борьбы за спасение корабля Е. М. Матусевича, Ю.Д. Городецкого и В.М. Иванова (начальника Технического управления ЧФ): они умело и самоотверженно вели борьбу с водой, хорошо знали свое дело, проявили инициативу, показывали образцы мужества и героизма. Однако все это сведено на нет и обесценено неквалифицированным и нерешительным руководством. Такова истина, которую признавали и признают самые высокие флотские и ответственные специалисты военно-морского дела - Ефим Михайлович Матусевич и его погибшие товарищи совершили воинский подвиг.



Линкор "Новороссийск" на параде в Севастополе, предположительно 1955 г.

... Каким остался Е.М. Матусевич в памяти людей? Об этом в разные годы писали сослуживцы и друзья юности, соприкасавшиеся с Ефимом Михайловичем на фронте, и в мирной. В этих воспоминаниях он предстает высокоодаренной личностью, целеустремленным человеком, перед которым открывалась широкая творческая дорога в технике, науке, литературе. Он готовился к защите кандидатской диссертации, писал рассказы и стихи. Судьба распорядилась иначе…

С ПОЛЯ БОЯ - В УЧИЛИЩЕ

Из автобиографии.


Родился 13 июня 1923 г. в г. Андреево-Ивановка Одесской области. По национальности еврей. Отец - Михаил Эммануилович, 1896 г.р., еврей, из семьи сельского портного. 1914-1917 гг. - солдат царской армии, фронтовик. Последнее место работы - заведующий цехом артели "Ремобувь" в г. Одессе. Убит немецко-фашистскими захватчиками в феврале 1942 г. в Одесской области. Мать - Фейга Самойловна, 1900 г.р., еврейка из семьи ремесленника-скорняка. Убита немецко-фашистскими захватчиками в феврале 1942 г. в Одесской области.
В 1940 г. после окончания в Одессе 9 классов 98-й школы поступил в 10-й класс Одесской военно-морской спецшколы. В июле 1941 г. был зачислен на военную службу курсантом Черноморского военно-морского училища в Севастополе.
В конце июля 1941 г. училище перебазировалось в г. Ростов-на-Дону. Участвовал в обороне Ростова-на-Дону в морском полку 56-й армии. Затем в звании старшины 1-й статьи в 81-й Отдельной морской стрелковой бригаде командовал стрелковым отделением, участвовал в боях на Южном фронте. После ранения в правую голень лечился в эвакогоспитале № 1802 в г. Грозный.
В апреле 1942 г. был направлен в г. Баку, где зачислен курсантом ускоренного курса Высшего военно-морского инженерного училища им. Дзержинского (приказ Начальника ВМИУ № 281 от 31.05.42). В августе 1942 г. в составе 34-й отдельной стрелковой бригады в должности старшины роты автоматчиков и командира взвода участвовал в боях при обороне Владикавказа и Таманского полуострова.
Первое офицерское звание "младший лейтенант" было присвоено на фронте за боевые заслуги приказом Командующего 9-й армией № 0290 от 20.05.1943 г.
За успешную операцию по захвату вражеской траншеи награжден командиром дивизии орденом "Красная Звезда". В этом бою был ранен осколком в голову. По излечении направлен в ВВМИУ им. Дзержинского и был зачислен на 1-й курс электротехнического факультета (Приказ Начальника ВМИУ № 498 от 11.10.1943 г.). Училище закончил с отличием в октябре 1948 г.
Приказом командующего Черноморским флотом № 0305 от 23.11.1948 г. назначен на линкор "Севастополь" командиром электротехнической группы. За период службы на линкоре "Севастополь" участвовал в выполнении правительственного задания по приемке в Италии крейсера ("Керчь") и эсминца ("Лютый"). В ВЛКСМ вступил в 1938 г. в средней школе № 98 в г. Одессе. В кандидаты ВКП(б) - в декабре 1942 г. на фронте в 34-й ОСБ, в члены ВКП(б) - в декабре 1944 г. в ВВМИУ им. Дзержинского. Награжден: медалью "За боевые заслуги" (1943 г.), орденом "Красная звезда" (1943 г.), медалью "За оборону Кавказа", медалью "За победу над Германией".
Перерыва в военной службе с июля 1941 г. по настоящее время не было. В плену и в окружении не был.



Ольга и Ефим Матусевич 1950-ые годы. Из семейного архива О. Матусевич.

С мая 1948 г. женат. Жена Ольга Васильевна Русенко (Матусевич), 23 июля 1924 г.р., русская, родилась в г. Одессе. После окончания Одесского медицинского института с 1947 по 1948 гг. работала врачом-педиатром в г. Заболотов Станиславской области УССР. Сестра - Матусевич Евгения Михайловна, 1932 г. р., брат - Матусевич Михаил Михайлович, 1938 г.р., убиты (сожжены) вместе с родителями немецко-фашистскими захватчиками в феврале 1942 г. в Одесской области, с. Бернадовка.

Старший инженер-лейтенант Е. Матусевич. 14.12.1949 г.

"ИХ ЗАГНАЛИ В САРАЙ И СОЖГЛИ"

Письмо одноклассника




Семья Матусевич. Слева направо: Михаил Эммануилович, Женя, Миша, Ефим, Фейга Соломоновна. 1940  г. Из семейного архива О. Матусевич.
"Фима, здравствуй! Получил твое письмо и очень рад. Да, Фима, наконец, мы имеем возможность обменяться мнениями и впечатлениями не столь завидной молодой житухи. Я теперь инвалид. Ранен всего два раза, но основательно: в горло и одновременно контузия спинного мозга. От меня теперь требовать много нельзя. Но ничего, надеюсь, пока ты приедешь в отпуск, поправлю свое состояние. Фима, ты просишь написать о родных. Так вот, по рассказам тети Веры, их судьба плоха. Румыны всех согнали в одно место. Это примерно 80 км. от Одессы - село Бернадовка. Там они жили. С детьми пускали в деревню. Так вот твоя мама ходила по деревне и зашла случайно в хату моей тети. Увидела там фото тебя и меня, когда мы фотографировались в 7 классе. Ну и рассказала, как они живут. Говорила, что из 15-го дома, там, где я жил, Винецкая забрала все ваши вещи. Что твой отец приходил, просил свое для детей, но она ничего не дала. Он просил, плакал у нас во дворе. Моя тетя немного забрала из 17-й комнаты и отнесла в Бернадовку маме некоторые вещи. Тетя из Бернадовки пошла взять девочку. Но соседи хотели заявить. А через несколько дней их согнали в сарай и сожгли. Мне просто не хотелось писать о такой судьбе родных. Но ты просил. Приедешь, все узнаешь подробнее.

Михаил Новик. 03.07.1945."

ОБРАЗЦЫ МУЖЕСТВА И ГЕРОИЗМА

Вся тяжесть борьбы за живучесть линкора легла на командира электротехнического дивизиона инженер-капитана 3-го ранга Е. Матусевича, исполнявшего обязанности командира БЧ-5, и командира дивизиона живучести инженер-капитан-лейтенанта Ю. Городецкого, дежурного по БЧ-5 в ту трагическую ночь. Они сделали все, что могли: дали свет на корабле, организовали борьбу за живучесть личным составом БЧ-5, выровняли крен на правый борт. Но не знали они о роковых для корабля командах - разворачивать корму линкора влево. Возник крен на левый борт, свободные массы воды начали распространяться по броневой и батарейной палубам. Линкор непрерывно кренился и терял устойчивость. Матусевич и Городецкий предчувствовали агонию корабля и решили разделить его участь.
Парторг линкора капитан-лейтенант Ходов видел Матусевича последний раз на посту энергетики и живучести: "Я пошел на нос, крен уже был солидный. Это было примерно минут за 20 до потопления корабля. Я опять пошел в аварийную партию в 17-й кубрик, затем зашел в пост энергетики. Там были старшина 1 статьи Усас и Матусевич. Я очень много раз видел Матусевича. Его поведение было исключительное. Он все время был спокоен и отдавал распоряжения. И также Городецкий, командир дивизиона живучести. Он тоже находился все время на своем месте. Все шло через их руки. Я сказал Матусевичу: "Идемте". Он ответил: "Я отсюда не уйду. Вы идите". И зашел в пост энергетики. Больше я его не видел. Минут за 15 до конца я его видел последний раз".
На вопрос председателя комиссии: "Значит, ему кто-то предложил уйти на верхнюю палубу через правый борт?", - парторг Ходов ответил: "Да. И он не пошел. Один матрос успел выйти, а Матусевич сказал: "Вы идите, а я останусь здесь" и зашел в пост энергетики…

Из книги Б.А. Каржавина "Тайна гибели линкора "Новороссийск". СПб.: Изд. Политехника, 1991 г.



Скачать книгу.  Городецкий Юрий Дмитриевич.

"ЕФИМА МИХАЙЛОВИЧА Я ВИДЕЛ СОВЕРШЕННО СЕДЫМ...".

"Здравствуйте дорогая Ольга Васильевна! С большим волнением прочитал Ваше письмо. В глубине души я все эти годы надеялся получить от Вас известие. И вот, спустя 33 года, наше заочное знакомство состоялось. Невозможно передать, с какой глубокой болью и я, и все мои товарищи, оставшиеся в живых, узнали о гибели комдива нашего ЭТД Ефима Михайловича Матусевича. Это был честный и добрый человек, требовательный к себе и подчиненным, всегда подтянут, немногословен, мы его любили, несмотря на его строгость. Хочу вкратце описать воспоминание той страшной трагедии. В связи с перегруженностью нашего кубрика, мы строем пошли ночевать на прожекторный мостик грот-мачты. В 1.30 ночи мы почувствовали… нет, не взрыв, а какую-то сильную тряску. Выбежали на мостик, тишина, только нос корабля почему-то оказался в воде. Вдруг сигнал боевой тревоги и мы побежали - каждый на свой боевой пост. Недалеко от поста встретил Ефима Михайловича, он тоже туда спешил, я его узнал с трудом, это был красивый мужчина с волнистыми каштановыми волосами, а я увидел седого мужчину, второпях застегивающего крючки на кителе. Прибежали на пост. Там звонят все телефоны. Мы увидели старшину 1 статьи Витаутаса Усаса. Комдив к нему с вопросом: "В чем дело?" Старшина доложил: "Взрыв в носовой части корабля, носовая часть корабля затоплена, взрыв прошел через наш 14-й жилой кубрик. Много погибших и раненых". Комдив ко мне: "Включить водотопливную помпу во второй электростанции". Я бегом туда, включаю, не включается, очевидно, замыкание. Доложил комдиву. "Бегом в четвертую электростанцию принять нагрузку корабля, включить освещение" (горело только аварийное освещение от аккумуляторов, и то не везде). Прибежал на станцию (это в кормовой части корабля). Там у нас стояло два дизель-генератора, они оба уже работали. Их обслуживали мотористы. Среди них были старший матрос М. Литвин, матрос И. Лемберг, остальных не знал. Встал у щита, принял нагрузку, включил освещение на корабль. В 4.15 корабль перевернулся. Что было потом, тяжело вспоминать.
…Повторяю еще раз, я не ошибся, Ефима Михайловича я видел без фуражки совершенно седым, он шел по "теплому" коридору ПЭЖ. Потом, когда отдавал мне приказы, был уже в фуражке. С глубоким уважением к Вам и Вашей семье.
Николай Иванович Воронков. Старшина 2 статьи ЭТД БЧ-5. 27.12.1988."

"ХЛАДНОКРОВИЕ, ВЫДЕРЖКА, ЯСНЫЙ УМ..."

"…С вашим мужем - моим командиром я был знаком с 1951 г. По окончании учебного отряда в Севастополе меня распределили на линкор "Новороссийск" в электротехнический дивизион, которым командовал Ефим Михайлович. Он, кстати, тоже только пришел туда служить. Отзывы о нем были не однозначны: одни утверждали, что он излишне строг, другие - строг, но справедлив… Надо было нас научить обслуживать технику. Техника - итальянская. Схем почти не было, и до всего надо доходить своим умом и смекалкой. И вот здесь мы с ним очень сблизились. Сколько мы с ним провели дней и ночей у механизмов, это только Богу известно. Ольга Васильевна, я все время удивляюсь выдержке и хладнокровию Вашего мужа - моего командира. Когда мы с ним разговаривали в последний раз, я не заметил ни на его лице, ни в поведении никакой ни растерянности, ни суеты. Полное хладнокровие и ясный ум. Ну, понимаете, человек вел себя так, будто нет никакой опасности. Хотя он же умнейший человек и лучше нас знал, какая серьезная опасность надвигается, но ни один мускул не дрогнул на его лице. В общем, дорогая Ольга Васильевна, я преклоняюсь перед мужеством и храбростью Вашего супруга. Его дети и внуки вправе гордиться таким отцом и дедом. Он поступил как настоящий морской командир - с мостика не сошел. Он боролся за живучесть корабля до последней своей минуты жизни.
Ваш муж для меня был и командиром, и старшим товарищем, очень уважаемым, и я всю жизнь буду о нем вспоминать как о человеке, который оставил в моей душе неизгладимое впечатление.
Владимир Борисович Деточка, Главный старшина ЭТД БЧ-5, г. Шахты, Ростовская области."



Матросы БЧ-5 "Новороссийска, октябрь 1955 г.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских и подготовительных училищ.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ и оказать посильную помощь в увековечивании памяти ВМПУ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю