Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Судовые закрытия с автоматическим управлением

Флоту предложили
двери и люки
с автоматикой

Поиск на сайте

Первонахимовцы. Выпуск Ленинградского Нахимовского училища 1948 года. Часть 40.

Первонахимовцы. Выпуск Ленинградского Нахимовского училища 1948 года. Часть 40.

Шишкин Кирилл Александрович.



Они были первыми. Первый выпуск первого военного набора 1944-1948 гг. Составил нахимовец 1948 года выпуска Николай Соколов.

Шишкин Кирилл Александрович. Капитан 1-го ранга в отставке, сын капитана 1-го ранга, командовавшего в 1930-е годы на Балтике подводной лодкой «Звезда», а раньше, в 1919-м году, служившего старпомом на подлодке «Пантера», потопившей английский эсминец «Виттория».
В Нахимовском училище тихий, незаметный воспитанник Шишкин, всегда стоявший где-то на шкентеле, ничем особым не выделялся, разве что пристрастием к сливочному маслу (за что имел прозвище «маслоед»), и хорошенькое дело — разве что! — завидной целеустремленностью в учебе. По оценкам в аттестате зрелости он вошел в первую десятку выпускников, получил право выбора места дальнейшей учебы и пошел в училище оружия, где все шесть лет был сталинским стипендиатом и по окончании оставлен в адъюнктуре. Защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, стал сотрудником НИИ ВМФ. И, как оказалось, на всю дальнейшую службу. Пришел старшим лейтенантом на должность младшего научного сотрудника, ушел через тридцать лет капитаном 1-го ранга с должности начальника ведущей лаборатории института, вложив свои знания, опыт и творческую энергию в более чем пятьдесят научных разработок и трудов по системам самонаводящихся торпед и вертолетного поиска бесшумных подводных лодок. Самый же первый его труд, творческий труд, а творчество — первая и последняя опорные ступени в науке, — подробнейший, с многочисленными зарисовками, объемистый конспект по ВМП, как семейная реликвия, хранится дома. На мое предложение передать его в училищный музей Кирилл ответил отказом. «Хочу, — говорит, — внука своего, Костю, заканчивающего в этом году 8-й класс, определить в Нахимовское училище. Пригодится ему. Ведь теперешним нахимовцам военно-морскую подготовку дают в гораздо меньшем объеме. Своими ушами слышал на "Авроре" в празднование 50-летия училища, как один из выпускников, стоящих в строю вдоль борта, шлюпку назвал лодкой».
Уже седьмой год Кирилл Александрович работает в Университете педагогического мастерства, учит молодежь методикам освоения знаний, разрабатывает соответствующие документы.
Вот так лаконично пришлось написать о человеке, который скромно, всего на одном рукописном листке, коротко изложил свою сорокалетнюю службу ученого-оружейника по обеспечению безопасности своей Родины. Воистину краткость — сестра таланта! Вот тебе и «тихий», вот тебе и «незаметный», ничем не выделяющийся Шишкин!

Отец. Шишкин Александр Георгиевич.

Леопард, ПЛ №4, Красноармеец, БН №24, У-3, Б-7 Тип "Барс".

Командир - ВРИД 1922 - Шишкин А.Г.



Подводные лодки типа "Барс"

ПЛ "ПАНТЕРА" ОТКРЫВАЕТ БОЕВОЙ СЧЕТ. - Становление российского подводного флота.

Наиболее активно действовала в те дни ПЛ "Пантера"  (командир А.Н.Бахтин, комиссар В.Г.Иванов). Утром 24 июля, она, следуя под перископом, обнаружила в Копорском заливе две британские ПЛ типа "Е", находившиеся в надводном положении. А.Н.Бахтин, решив атаковать одновременно обе ПЛ, направил "Пантеру" между ними. Когда до одной из ПЛ противника расстояние сократилось до 6 кабельтовых, "Пантера" произвела выстрел из правого кормового торпедного аппарата, а 4 минуты спустя, отвернув на 20 градусов вправо, выпустила торпеду из левого кормового аппарата во второй ПЛ. Но взрывов почему-то не последовало. Одна из британских ПЛ дала ход, другая оставалась на месте. Описав под водой циркуляцию влево, ПЛ "Пантера" выстрелила по неподвижной цели две торпеды из носовых аппаратов. Торпеды шли хорошо, но противник заметил их след. Британская ПЛ дала ход, развернулась, и обе торпеды прошли мимо.
В этот момент другая британская ПЛ успела выстрелить торпеду, которая прошла вдоль борта ПЛ "Пантера". Советская лодка, отвернув вправо, ушла на глубину.
Это была первая торпедная атака, выполненная ПЛ Балтийского флота в годы Гражданской войны. Она показала противник, что советские подводники представляют вполне реальную и серьезную угрозу...



На лодке прозвучал сигнал боевой тревоги. ПЛ "Пантера" подошла ближе к острову, а затем повернула влево почти на 90 градусов. В это время солнце опускалось за горизонт, расстелив по воде золотисто-оранжевую сверкающую дорожку. Оно слепило глаза сигнальщикам на британских кораблях, затрудняя обнаружение перископа. К тому же ПЛ сближалась с миноносцами противника со стороны острова, откуда ее меньше всего ожидали. Это позволило ей после атаки на мелководном плесе (15 - 25 метров) быстро уйти в сторону больших глубин.
Вахту нес на горизонтальных рулях отличный специалист Ф.М.Смольников, у приборов управления торпедной стрельбой - опытный машинный машинист Ф.В.Сакун. Комиссар "Пантеры" В.Г.Иванов направился в носовую часть лодки. В кормовой части находился боцман Д.С.Кузьминский, возглавлявший партийную организацию "Пантеры". Часы показывали 21.05. Командир приказал открыть передние крышки носовых торпедных аппаратов. Через 11 минут последовала новая команда: "Носовые аппараты - товсь!" До британских кораблей оставалось не более 4 - 5 кабельтовых. В 21.19 А.Н.Бахтин скомандовал: "Правый аппарат - пли!" Через полминуты "Пантера" произвела выстрел и из левого торпедного аппарата. Командир, прильнув к перископу, увидел два поднявшихся из-под воды воздушных пузыря - торпеды устремились на противника. Облегченную после торпедного залпа "Пантеру" выбросило на поверхность. "Все свободные в нос!" - скомандовал помощник командира А.Г.Шишкин. Моряки бросились в носовую часть ПЛ. Одновременно была заполнена водой носовая дифферентная цистерна. "Пантера" быстро пошла на погружение. Через несколько секунд послышался сильный взрыв.  Но подводники не могли видеть, как у борта британского миноносца взметнулся столб огня, воды и дыма - перископ уже был опущен. Загрохотали артиллерийские залпы. "Пантера", резко изменив курс, спешила выйти из района атаки. Она шла, едва не касаясь днищем грунта. А глубина увеличивалась очень медленно - 18…20… 25 м. За кормой по-прежнему раздавались артиллерийские выстрелы.



"Пантера" все дальше и дальше уходила на восток. Наступили новые сутки.
1 сентября в 01.10 ПЛ "Пантера" всплыла. Командир открыл люк и вместе с комиссаром поднялся на мостик. Ночь была темной. Когда начали вентилировать лодку, в районе Сескара вспыхнул прожектор. Его яркий луч заскользил по воде, приближаясь к "Пантере". ПЛ быстро погрузилась и легла на грунт на глубине 30 метров.
В 05.45 "Пантера" всплыла на перископную глубину. В 06.30 показался Шепелевский маяк. Определившись, "Пантера" направилась в Кронштадт. Едва миновали маяк, командир заметил перископ неизвестной ПЛ. Но вскоре перископ исчез. Видимо, ПЛ, обнаружив "Пантеру", предпочла уйти на глубину. Когда "Пантера" уже ложилась на подходной створ, послышался скрежет - она левым бортом задела либо минреп, либо сорвавшуюся после кампании 1918 г. и срезанную льдом навигационную веху. Командир же ПЛ докладывал, что этот случай произошел еще на траверзе Толбухина маяка, когда ПЛ находилась под водой. В 11.20 "Пантера" всплыла. Над морем висела хмурая мгла. Слева по курсу различался силуэт Толбухина маяка. Отрываясь от противника, ПЛ "Пантера" пробыла под водой 28 часов и прошла 75 миль. По тем временам это было рекордом. Давление внутри ПЛ настолько возросло, что стрелка барометра вышла за пределы шкалы (свыше 815 мм). Аккумуляторная батарея была почти полностью разряжена. В 13.00 "Пантера" отшвартовалась" в Кронштадтской гавани.



Подводная лодка «Пантера». - ВО ЛЬДАХ и подо льдами ТАЙНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПОДВОДНЫХ ФЛОТОВ. 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПОДВОДНОГО ФЛОТА ПОСВЯЩАЕТСЯ. В. Г. Реданский. - Москва: «Вече», 2004.

Торпедный удар ПЛ "Пантера" был удачным - новейший, спущенный лишь в 1917 г. на воду, миноносец британского флота "Виктори" водоизмещением 1367 т пошел на дно. За доблесть, проявленную в этом походе, командир ПЛ "Пантера" А.Н.Бахтин был впоследствии удостоен высшей в то время правительственной награды - ордена Красного Знамени. Реввоенсовет Балтийского флота своим постановлением от 3 декабря 1919 г. наградил 18 моряков ПЛ "Пантера" именными часами. Был открыт боевой счет советских подводников, продолженный затем и многократно приумноженный в боях против Германии во Второй мировой войне. Героический поход ПЛ "Пантера" был последним боевым выходом в море ПЛ Балтийского флота в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции.



Капитан «Пантеры». 01.09.2009.

В дальнейшем А.Г.Шишкин служил сдаточным командиром лодок Д-1 "Декабрист" - (Стволинский Ю. М. Конструкторы подводных кораблей. «Декабрист»)  и Л-1 "Ленинец" II серии - (Великая Отечественная - под водой).



Подводные лодки типа "Ленинец".

Выпускникам 1948 года не довелось, естественно, присутствовать на Дне ВМФ в Ленинграде, видимо, правильнее будет сказать, пользуясь современной терминологией, они присутствовали на празднике виртуально.



Сохранился пригласительный билет и программа гулянья в Центральном парке культуры и отдыха им. С.М.Кирова. Это ведь признание и честь, которую надо оправдывать - Песня нахимовцев вместе с пригласительным билетом стала достоянием примерно двадцати тысяч молодых людей, пришедших на традиционный пионерский костер в ознаменование Дня Военно-Морского Флота СССР.



И первонахимовцы - первые выпускники Ленинградского Нахимовского училища чести Флага, Флота и Отчизны не уронили. Судьбы остальных первонахимовцев мы оставили за пределами очерка, слишком немного о них известно, кто-то не существует для своих однокашников, а значит, и для нас, и для истории.

Сегодня нахимовцев первого выпуска осталось совсем мало. На предпоследней встрече по случаю 66-летия окончания училища (два сдвинутых столика в кафе) было подмечено Константином Павловичем Державиным: "вот мы все время треплемся, байки всякие рассказываем-пересказываем, а Коля, единственный, который взял и книгу написал о нас. Нас не будет, а книга останется...



Огромная заслуга во всех последующих начинаниях по увековечиванию истории принадлежит летописцу выпуска 1948 года Соколову Николаю Павловичу. Ему и предоставим слово для заключения очерка о первонахимовцах.



Озеро, вечность, остатки финских свай... И жизни миг - цветущий иван-чай! «Нас было много на челне...»
Лирически-грустным получился фотоколлаж на Пушкинские слова. Но, что поделаешь, автору 80 лет. 09.03.2009.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю