Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Альтернативные измерительные площадки

Альтернативные
измерительные
площадки для военных

Поиск на сайте

Юнги военно-морского и гражданского флота - участники Великой Отечественной войны. Часть 4.

Юнги военно-морского и гражданского флота - участники Великой Отечественной войны. Часть 4.

Самой знаменитой школой юнг, безусловно, является школа на Соловках.

Соловецкая школа юнг.



Грабарь В.К. Вскормленные с копья.

"Самой знаменитой школой юнг, безусловно, является школа на Соловках. Соловецкие острова — это 78 мелких и больших островов. Они расположены в 165 километрах от Полярного круга. Суровый и необыкновенно красивый край. Школа была открыта при учебном отряде Северного флота 1 августа 1942 года приказом адмирала Н. Г. Кузнецова. Школу комплектовали юношами в возрасте 15–16 лет, имеющими образование 6–7 классов. Правилами приема предусматривалось, что родители или лица, их заменяющие, должны были дать письменное согласие на поступление сына в школу, но еще требовалась рекомендация комсомольской организации районов. Комсомол бросил клич. В школу поступали юноши, достойные стать краснофлотцами.
Мальчишек обучали боцманскому делу, готовили к службе на торпедных катерах. Ребята занимались по 10–12 часов в сутки. По ночам объявляли тревогу — в небе летали немецкие самолеты. Радисты изучали устройство разных приемников, учили азбуку Морзе (к концу года многие передавали на слух 100 сигналов в минуту, а рекорд был — 140). В зачетной ведомости сентября 1944 года, выставленной на обозрение в ЦВММ, обозначены предметы, по которым надо сдать экзамены на радиста I разряда: электротехника, радиотехника, матчасть, прием, передача, практическое, военно-морское дело, политзанятия, строевая и тактическая подготовка, уставы, русский язык, математика, физика, география, черчение. Рулевые занимались прокладкой курса корабля, определяли его местонахождение в открытом море, работали со сложными навигационными приборами. Будущие боцманы учились управлять шлюпкой, сращивать тросы, вязать морские узлы, зубрили морские термины. Кроме шлюпок школа имела несколько торпедных катеров и мотобот. Каждый день ребята занимались строевой подготовкой, изучали виды оружия, приемы рукопашного боя, несли караульную службу, заготовляли дрова, воду, дежурили на кухне и в столовой, стирали белье. Большинство юнг училось без троек.
Народ России помнит о подвигах мальчишек в тельняшках. В их честь две площади в Москве и Ленинграде (Санкт-Петербурге) носят имя Соловецких юнг.



Площадь Соловецких Юнг Москва

Бывший нахимовец, выпускник ЛНВМУ 1966 года капитан 2-го ранга в запасе Борис Клионский провел поисковую работу, настоящую экспедицию с целью обнаружить следы школы юнг. Сейчас уже мало кто даже из местных жителей знает, где точно находилась школа. Сами юнги не знали названия занятых ими мест и скитов. Один из старожилов острова назвал место — Савватьевский скит. Там была размещена часть школы с учебными классами, другая находилась в самом монастыре. Путь к скиту лежит через Секирную гору, увенчанную церковью Вознесения Господня, в купол вмонтирована маячная оптика. Оттуда до скита — еще несколько километров пути. Крыши у здания нет — одни потрепанные временем кирпичные стены, правда, в соседствующей часовне заметны признаки восстановительной деятельности. Рядом со зданием лежит камень, на котором монахами старинной вязью выдолблена поучительная история, рассказывающая о том, почему на острове в монастырские времена нельзя было жить женщинам. Неподалеку видны остатки бревенчато-кирпичного дома — здесь тоже размещалась школа. А вот следов землянок, выдолбленных для жилья самими юнгами в мерзлом каменистом грунте, уже не видно. Место, прямо сказать, жутковатое. Зимой Соловки вообще оказываются отрезанными от Большой земли. К тому же, по воспоминаниям самих юнг, и одежонка у них была хоть вроде и флотская, только третьего срока носки и с чужого плеча, как говорят «на рыбьем меху». Война здесь была не так уж и далеко. И немецкие самолеты сюда прилетали и порой выбрасывали немецких парашютистов в этих краях, так что юнгам приходилось не только учиться и постигать азы флотской службы, но еще и защищать себя от врага. Зато эта суровая школа жизни и службы действительно оказалась им очень полезной и в годы войны, когда все они попали служить на корабли и в береговые части флота, и после нее. Кое-что на Соловках все еще напоминает о школе юнг, в первую очередь, стоящий на самом видном месте рядом с монастырем памятник воспитанникам школы. А улица островного поселка носит имя моториста торпедного катера Саши Ковалева, который, превозмогая боль от ожогов, закрыл своим телом боевые пробоины в системе охлаждения двигателя катера, дав тем самым ему возможность маневрировать и продолжать бой".

Ранее, в очерке Династия Авраамовых  мы рассказали о начальнике Соловецкой школы юнг Николае Юрьевиче Авраамове, истории школы и некоторых ее воспитанниках, в частности, о Леониде Васильевиче Корякине-Черняке,  соловецком юнге, закончившем Ленинградское Нахимовское училище в 1948 году, о его вкладе в увековечивание памяти об этом удивительном учебном заведении - музее Соловецкой школы юнг ВМФ  в Питере. Настало время выполнить обещанное и дополнить рассказ о соловецких юнгах, их школе, командирах.



Корякин-Черняк Л.В. и Внуков В.Д. - выпускники ЛНУ 1948 и 1951 годов, начальник факультета и старший преподаватель ВВВМУРЭ им. А.С. Попова в Копенгагене. Учебная практика на УК "Гангут". 1976. Фото из архива Вадима Дмитриевича Внукова.

Соловецкие юнги.

За три года Великой Отечественной войны — с 1942-го по 1945-й в Соловецкой школе юнг подготовили 4111 квалифицированных специалистов для кораблей и береговых частей Военно-Морского Флота. В их числе — 946 радистов, 635 рулевых, 607 боцманов, 841 моторист, 673 электрика, 410 артиллеристских и штурманских электриков. - Отрочество на морских ветрах. - Владимир ГУНДАРОВ. - «Учительская газета» №25. 22.06.2004.

1500 выпускников Соловецкой школы навсегда остались мальчишками, погибнув в боях... о существовании школы в широких кругах узнали лишь через двадцать лет после окончания войны. По международной Женевской конвенции в рядах армии и флота могли служить с оружием в руках только с восемнадцати лет. В школу же набирали мальчишек в возрасте от 15 до 16 лет, поэтому она была строго засекречена... - Под Соловецкими парусами. Михаил Музыкин. - Архангельск, 05.03.2005.

Озабоченных "зверствами тоталитарного сталинского режима" просим не беспокоиться, а, обращаясь к здравомыслящим, заметим, что истина всегда конкретна.

Вадим КОЖИНОВ - Книги - РОССИЯ ВЕК ХХ 1939 - 1964 - ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА



Писатель, историк, знаток отечественной культуры. Один из великих русских просветителей конца двадцатого столетия. Подвижник духа и труженик, горячо любивший Россию, болевший сердцем о всех ее бедах и испытаниях, искавший строгой и взыскующей правды о героях русской истории и литературы.

"Разумеется, основу армии, вторгшейся 22 июня 1941 года в СССР-Россию, составляли германские солдаты, которые с собственно профессиональной точки зрения являлись «лучшими» в мире. Но никак нельзя не учитывать, что только благодаря опоре на всю континентальную Европу стала возможной мобилизация почти четверти всех немцев. У нас было призвано за время войны 17 процентов населения (к тому же далеко не все из них побывали на фронте) — то есть один из шести человек, ибо иначе в тылу не осталось бы необходимых для работы военной промышленности квалифицированных мужчин...
Словом, силу — и с «количественной» и с «качественной» точек зрения — армии, вторгшейся в 1941-м в СССР-Россию, обеспечивали десятки миллионов высоко квалифицированных работников всей Европы, И, не учитывая и не осмысляя эту сторону дела, нельзя понять истинную суть войны 1941-1945 годов. В частности, на территории самой Германии потрудились в общей сложности более 10 миллионов (!) квалифицированных рабочих из различных европейских стран»[8]. И без этого нельзя понять ни мощь германского нападения, ни глубокий объективно-исторический смысл этого нападения (пусть большинство людей находившейся под главенством Германии Европы о нем и не задумывались)...
После журнальной публикации первоначального варианта этой части моей книги я получил весьма интересное письмо от проживающего ныне в городке Аксай Ростовской области Бориса Михайловича Лукашева, который так объяснил неизбежность первоначальных поражений наших войск;
«Немецкий солдат — это, в основном, промышленный рабочий одной из самых образованных наций мира. Технарь, Наш красноармеец — колхозник, хорошо владеющий косой, вилами и т. д. Война же была «войной моторов»... Я не видел ни одного подразделения у немцев (они заняли деревню, где я жил, 13 октября 1941 года) идущего пешком; мотоциклы, грузовики, гусеничные вездеходы... Кстати, на грузовиках всей Европы — французских, чешских и т. д. То есть армия немцев была более маневренной, а это давало огромные преимущества: можно выбирать место и время очередного удара без риска, что противник,— то есть мы — успеет все сделать для отражения удара. В ходе войны эти преимущества начали постепенно сходить на нет». Но «при любом «раскладе» мы были обречены на первоначальные неудачи: против всей Европы трудновато устоять...»
Б. М. Лукашев в своем письме не раз скромно говорит о себе как «простом человеке», но, право же, его понимание существа дела посрамляет тех многочисленных публицистов и даже вроде бы профессиональных историков, которые сводят причины наших тяжких поражений в 1941—1942 годах к так называемым субъективным факторам — ложной общей и военной политике; всякого рода извращениям, ошибкам и просчетам."

Что же касается конвенций, то Кожинов Вадим Валерьевич в том же томе своего фундаментального труда убедительно показал нелепость уже самого предположения о том, что Германия была готова соблюдать по отношению к нам какие-либо «принципы»; хотя бы уже из одного факта превращения в военнопленных гражданских лиц ясно: никакие «нормы» враг не соблюдал... (ИТОГИ ВОЙНЫ)



Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года: Конвенции ратифицированы Президиумом Верховного Совета СССР, 17 апреля 1954 года; Ратификационная грамота Союза ССР депонирована правительству Швейцарии, 10 мая 1954 года. - М. :Издание "Ведомостей Верховного Совета СССР,1954.

Для нашего народа вопрос стоял о жизни и смерти, и когда народ, включая лидеров и даже мальчишек, это понял, наша сила сумела сломить силу захватчиков.

Да, невозможно проследить судьбы всех юнг, что ж попробуем на примере известных героев, заслуженных и так называемых "рядовых", проследить типические черты поколения, его времени, правды и красоты. Как и прежде, будем придерживаться при изложении алфавитного порядка.

Алаторцев Иван



Бывшие юнги шестой роты электриков слева направо: А. Машков, К. Юданов, И. Алаторцев, В. Казорин, В. Сутулов, А. Туманцев, Н. Кравчук, Б. Каплан, И. Дудоров, К. Князев, В. Самойлин, И. Хилков, 1976 год.

Алексей Офицеров, Иван Дудоров. Мой дедушка – юнга с Соловецких островов. Воспоминания. Размышления. Книгу можно скачать на сайте АЛЬМАНАХ "СИЯНИЕ ЛИРЫ".  Три части: http://orbita-1.narod.ru/bib/Dud.pdf http://orbita-1.narod.ru/bib/Dud2.pdf http://orbita-1.narod.ru/bib/Dud3.pdf.

ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ

Как-то в семидесятых годах по случаю создания школы юнг 25 мая собрались бывшие юнги у меня дома. В ожидании встречи с друзьями я, естественно, слегка возбужден и ощущал волнующие чувства, ведь с некоторыми не виделся с 1943 года. Встречались ли они во время войны? И после? Пришли. Иван Алаторцев с лидера «Баку» – наш ротный запевала, постоянный соперник в голосистости с Валеркой Фомичевым. Костя Князев с линкора «Севастополь», успевший повоевать в бригаде морской пехоты. Вилен Казорин со сторожевика «Туча». Толя Машков – это он отлил бескозырку, которую вмонтировали на памятник юнгам у школы №349 в Москве – школа имени «Соловецких юнг», директор школы и попечитель музея юнг Татьяна Анатольевна Кривошеева. Юра Николаев, кавалер всех морских медалей. Витя Самойлин из бригады торпедных катеров. Борис Каплан с ЭТЩ «Полухин». Боря Макейчик из Ленинграда и Владимир Татаринов из Свердловска, Борис Шумилов и Коля Кравчук с эсминца «Грозный», Саша Числов...



Краснознаменный лидер эскадренных миноносцев "Баку"

Анфимов Борис Васильевич



Борис Анфимов  участвовал в сопровождении и охране 12 морских конвоев, поставлявших оружие и боеприпасы для фронта по ленд-лизу. Каждая боевая награда моряка-ветерана достойна целой повести о героизме и мужестве защитников Отечества.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю