Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
КМЗ как многопрофильное предприятие

Как новое оборудование
увеличивает выручку
оборонного предприятия

Поиск на сайте

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГУРОВ. По следам балтийского подплава. - Калининград: "Янтарный сказ", 2009. Часть 8.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГУРОВ. По следам балтийского подплава. - Калининград: "Янтарный сказ", 2009. Часть 8.

Признание подвига

На ПЛ «Щ-317» погибли 42 члена экипажа и командир 4-го дивизиона подводных лодок капитан 2-го ранга В.А.Егоров. Командующий КБФ наградил весь экипаж подводной лодки орденами (посмертно). В.А.Егоров был представлен к званию Героя Советского Союза, но в представлении было отказано без указания причин. Награду (посмертно) за этот поход В.А.Егоров получил только 23 октября 1991 года. 2 апреля 1992 года орден Ленина был передан на хранение дочери В.А.Егорова Ирине Владимировне Кошелевой. Имена всех моряков-подводников увековечены в 21-м томе Книги Памяти Калининградской области «Назовем поименно» (с. 130). В городе Балтийске одна из улиц названа в честь доблестного подводника-балтийца Владимира Алексеевича Егорова. На доме № 11 установлена мемориальная доска в память об этом событии.
Придет время, и новое поколение россиян узнает тайну гибели «Щуки», вызывавшей панику и смятение в водах вероятного противника в годы Второй мировой войны. Нам же остается сохранять о моряках балтийского подплава светлую память и передавать ее из поколения в поколение.



Мемориальная доска в городе Балтийске в память о капитане 2-го ранга В.А.Егорове на доме № 11 по улице, носящей его имя

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ «СЕМЕРКА»

Подводники Балтики вписали немало героических страниц в боевую летопись флота в годы Великой Отечественной войны. В их числе с полным правом можно назвать командира ПЛ «С-7» Сергея Прокофьевича Лисина, которому одному из первых в балтийском подплаве было присвоено звание Героя Советского Союза.
Трагически сложилась судьба самой подлодки и большей части ее экипажа. Через душевную боль, переживания и все муки плена прошел командир «семерки». Его пытали, над ним издевались, но так ничего гитлеровцы и не добились. После войны подняли немецкие протоколы допросов, которые также подтвердили, что командир ПЛ «С-7» капитан 3-го ранга С. Лисин ничем не уронил чести
и достоинства советского гражданина и моряка-подводника. Существует версия, что после пленения Лисина подводников перестали представлять к званию Героя. Во всяком случае, до 16 мая 1944 года указов не было, а война продолжалась, и подводные лодки уходили в боевые походы, чтобы наносить урон врагу, приближая день и час нашей Победы. Не будем рассматривать все версии гибели ПЛ «С-7» и пленения ее командира, а обратимся к фактам, изложенным в официальных документах боевой летописи Балтийского флота и Центрального военно-морского архива.



Лисин Сергей Прокофьевич, капитан 3-го ранга командир подводной лодки «С-7», весна 1942 года

Принимаю бой

Первый день войны застал «семерку» в море. Еще 19 июня 1941 года ПЛ «С-7» под командованием капитан-лейтенанта Лисина Сергея Прокофьевича вышла в море для несения дозора в западной части Ирбенского пролива. Ночью 22 июня командир субмарины получил сигнал о переводе флота на оперативную готовность № 1, а после полудня 22 июня был получен приказ «о несении дозора по военному времени». О начале войны экипаж «С-7» узнал только 22 июня в 19 часов 55 минут. 23 июня около 23 часов «С-7» обнаружила два торпедных катера, которые дали советские опознавательные сигналы. Это были германские шнельботы «8-60» и «8-35» из состава 3-й катерной флотилии противника на Балтике. Подводная лодка не погружалась, так как командир хотел передать на катера больного краснофлотца. Сблизившись с «С-7», шнельботы практически в упор — с 2 кабельтовых — атаковали ее торпедами. Только своевременные и правильные действия верхней вахты спасли лодку от гибели, торпеды прошли в метре от левого борта субмарины. Подводная лодка погрузилась. Катера тем временем вели огонь из зенитных автоматов, а затем сбросили четыре глубинные бомбы. Несмотря на то что лодка получила повреждения, а в седьмом отсеке возник пожар, который был быстро потушен, она благополучно дошла до Виндавы.

Подводная лодка «С-7»



Средняя подводная лодка типа «С» (до 20.10.37 — Н-7, заводской № 236), IХ-бис серия. Заложена 14.12.36 на заводе № 112 в Горьком, спущена на воду 05.04.37 и 23.04.40 включена в состав КБФ. Водоизмещение: надводное 845 т, подводное 1 078 т; длина: 77,7 м; ширина: 6,4 м; осадка: 4,02 м; мощность: дизелей 2х2 000 л.с., электромоторов 2x550 л.с.; скорость хода максимальная: надводная 19,4 уз., подводная 8,51 уз.; дальность плавания экономходом: над водой (9,5 уз.) 8 340 миль, под водой (3,0 уз,) 140 миль; глубина погружения: до 100 м; автономность: 30 (59) суток; вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (12 торпед), 1х100-мм (214 сн.) и 1х45-мм (532 сн.) орудия, 1х7,62-мм пулемет; экипаж: 45 человек, из них 8 офицеров.

3 июля ПЛ «С-7» вышла в район между Виндавой (Вентспилс) и Либавой (Лиепая). После безрезультатных поисков лодка вернулась в бухту Триги, а в конце июля перешла в Ленинград и начала подготовку к перебазированию на Север, но 31 августа немцы вышли к Неве, что сделало переход невозможным. Переход через Балтийские проливы в сентябре 1941 года вскоре тоже отставили. Так «семерка» осталась на Балтике.
С 30 сентября по 21 октября 1941 года ПЛ «С-7» безрезультатно находилась на «позиции ожидания» между Лавенсари и Гогландом. 27 октября подводная лодка вышла в Нарвскую бухту с задачей артобстрела береговых целей в районе Нарвы. Для этой цели лодка приняла усиленный артбоезапас, набив снарядными ящиками первый и седьмой отсеки. Вечером следующего дня «семерка» подвергла артобстрелу ряд береговых объектов на станции Иеве и в селе Веласте. Было выпущено 44 стомиллиметровых и 92 сорокапятимиллиметровых снаряда. В дальнейшем подводная лодка неоднократно (30 октября, 2, 6 и 15 ноября) подвергала артобстрелу береговые объекты в районе железнодорожной станции Вайвара, сланцевого завода в Асери, Нарвы, Нарвы-Йысуу и Тойлы. Всего за эти артиллерийские стрельбы было израсходовано 272 стомиллиметровых и 184 сорокапятимиллиметровых снаряда. Результаты обстрелов остались неизвестными, только 6 ноября при обстреле Нарвы с подводной лодки наблюдали сильный взрыв. Контактов с кораблями противника лодка не имела и 16 ноября вернулась в Кронштадт. Всю первую военную зиму ПЛ «С-7» провела в Ленинграде, где 16 декабря при стоянке у Дворцового моста получила незначительные повреждения от близкого разрыва трех снарядов противника.

Герой Советского Союза Лисин Сергей Прокофьевым, капитан 3-го ранга, командир ПЛ «С-7»



Родился 13 июля 1909 года в городе Саратове в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1929 года. Образование среднее. С 1926 года трудился на предприятиях Саратова и Сталинграда, был на комсомольской работе в Нижневолжском крайкоме комсомола. Делегат IX съезда ВЛКСМ. В РККФ с 1931 года. Окончил ВМУ им. М.В.Фрунзе в 1936 году. Служил штурманом на подводных лодках Балтийского и Северного флотов. В 1938 году военмор Лисин прошел курс обучения Учебного отряда подводного плавания им. С.М.Кирова. В числе подводников-добровольцев Сергей Лисин участвовал в национально-революционной войне испанского народа на стороне республиканского флота в мае — октябре 1938 года. В ноябре 1938 года капитан-лейтенант С.Лисин получил под свое командование ПЛ «С-7», на которой встретил начало Великой Отечественной войны. К сентябрю 1942 года подводник Лисин совершил четыре боевых похода. Лодка потопила четыре вражеских транспорта и один повредила, заставив выброситься на мель. 23 октября 1942 года капитану 3-го ранга Лисину Сергею Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза. 21 октября 1942 года ПЛ «С-7», находясь в очередном боевом походе, была торпедирована финской подводной лодкой вблизи побережья Швеции. Весь экипаж погиб, а четверо подводников вместе с командиром были выброшены взрывной волной за борт и впоследствии оказались в плену. С выходом Финляндии в 1944 году из войны капитан 3-го ранга Лисин был освобожден. В январе 1945 года, после госпроверки, подводник Лисин был восстановлен в кадрах ВМФ и продолжил службу на Тихоокеанском флоте в должности старшего преподавателя курсов офицерского состава при Учебном отряде подводного плавания. В июле 1945 года Сергею Прокофьевичу Лисину были вручены Золотая Звезда Героя Советского Союза и орден Ленина.
После окончания войны с Японией офицер-подводник Лисин служил в Порт-Артуре командиром дивизиона подводных лодок 5-го ВМФ СССР, был на преподавательской работе. С 1970 года кандидат военно-морских наук, доцент капитан 1-го ранга С. П. Лисин в запасе. Жил в Ленинграде, работал в учебном заведении. Умер 5 января 1992 года и похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями.

Первый герой

2 июля 1942 года ПЛ «С-7» под командованием капитана 3-го ранга С. П. Лисина вышла в район Норчёпингской бухты. 9 июля лодка обнаружила судно противника и потопила его торпедой, выпущенной из надводного положения. Из послевоенных источников стало известно, что это был транспорт «Маргарета» (1 272 брт).
11 июля севернее пролива Кальмарсунд «С-7» обнаружила конвой из 16 транспортов в охранении двух сторожевых кораблей и самолета. Лодка произвела двухторпедный залп с интервалом в 18 секунд по двум транспортам, причем нос второго створился с кормой первого. Через 1 минуту 45 секунд раздался взрыв первой торпеды, затем второй. В результате один транспорт был поврежден, а второй, «Лулео» (5 611 брт), потоплен. «С-7» подверглась преследованию сил охранения — на нее были сброшены 23 глубинные бомбы.



Пароход «Лулео», потопленный С-7.

14 июля в 11 часов 53 минуты «С-7» атаковала вражеский транспорт. Торпеда прошла мимо. В тот же день в 14 часов 03 минуты лодка обнаружила конвой противника. В 14 часов 20 минут «С-7» с дистанции 10 кабельтовых произвела выстрел торпедой по головному транспорту. Торпеда в цель не попала. Попытка атаковать другие транспорты кормовыми торпедными аппаратами оказалась сорванной, так как из-за появления корабля охранения лодка вынуждена была погрузиться. 18 июля лодка перешла на позицию в район Вентспилса. 27 июля утром «С-7» произвела двухторпедный залп по транспорту противника. Транспорт уклонился от торпеды. Лодка всплыла и атаковала судно артиллерией. Транспорт, отвернув к берегу, сел на мель.
Утром 30 июля в районе маяка Акменьрагс были обнаружены четыре транспорта. «С-7» всплыла и атаковала их торпедами. Одно судно уклонилось, другое, транспорт «Кёте» (1 599 брт), затонуло. 4 августа лодка сменила позицию и перешла в район маяка Ужава. Утром 5 августа «С-7» обнаружила транспорт и выпустила по нему последнюю торпеду, которая в цель не попала. Лодка атаковала транспорт артиллерийским огнем. Транспорт «Похьянлахти» (682 брт) загорелся и вскоре затонул. Его команда (5 человек) со шлюпки была взята в плен. 12 августа «С-7» благополучно возвратилась в Кронштадт. Экипаж пробыл в море 41 сутки. За образцовое выполнение боевого задания все члены экипажа были награждены орденами, а командиру лодки капитану 3-го ранга С. П. Лисину 23 октября 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Последний поход

17 октября 1942 года «С-7» вышла из Кронштадта в свой очередной и, к сожалению, последний боевой поход в составе первого эшелона из 11 подводных лодок, назначенных для действий на морских коммуникациях противника. 21 октября командир донес радиограммой об успешном форсировании противолодочных рубежей в Финском заливе и выходе в Аландское море. Смертельная опасность подстерегала подводный корабль на каждом метре пути. Достаточно сказать, что лодка пересекла 42 линии противолодочных мин, причем дважды касаясь бортами минрепов. Однако высокое мастерство экипажа позволило пройти путь от Лавенсари до устья Финского залива, то есть до Аландского моря, длиною около 290 миль за двое суток, что являлось для того времени наивысшим показателем.
Радиограмма от 21 октября оказалась последней. Связь с подводниками прервалась. Непрерывные вызовы на связь оставались без ответа. В декабре 1942 года, когда Финский залив сковало льдом, надежд на возвращение пропавшей лодки уже не оставалось. Приказом командующего Балтийским флотом «С-7» была исключена из состава действующих сил как погибшая при выполнении боевого задания.
Впоследствии выяснилось, что 21 октября в 19 часов, с наступлением темноты, командир принял решение всплыть для зарядки аккумуляторной батареи. Зарядку начали, двигаясь курсом на север. В таком положении подводная лодка в то время была весьма уязвима. Шум от работающих дизелей разносился далеко над водной поверхностью, что не только демаскировало лодку, но и не давало возможности определить шумы кораблей противника. На мостике находились командир корабля С.П.Лисин, штурман М.Т.Хрусталев, рулевой сигнальщик А.К.Оленин, комендор В.С.Субботин, выставленный для усиления наблюдения за морем, и трюмный В.И.Куница, вышедший наверх с разрешения командира как заядлый курильщик. Вдруг внезапный взрыв потряс подводную лодку. Всех, кто был на мостике, взрывной волной сбросило в воду, а «С-7» практически мгновенно затонула со всем экипажем. Оказавшись в ледяной воде, подводники с трудом отыскали друг друга. Штурман М.Т.Хрусталев не сумел освободиться от кожаного реглана и утонул под его тяжестью. Остальные, одетые в спасательные бушлаты, поддерживая друг друга, решили вплавь выбираться на берег. Неожиданно перед ними возник корпус подводной лодки. Но это была финская подводная лодка «Весихииси» («Морской черт»), потопившая их родную субмарину в точке с координатами 59°30' с.ш. / 19°32' в.д. Все четверо (Лисин, Оленин, Субботин и Куница) были подняты на ее борт и помещены в лагерь для военнопленных.



Finnish submarine Vesihiisi.

Трагическая развязка

После выхода Финляндии из войны стали известны некоторые подробности о гибели ПЛ «С-7» из финских документов, ксерокопии которых хранятся в ЦВМА города Гатчины. 25 октября 1942 года командир «Весихииси» капитан-лейтенант О.Айтолла и старший офицер Л.Парма представили командиру дивизиона капитану 3-го ранга К.Паккала подробный рапорт о потоплении ПЛ «С-7» с приложением схемы торпедной атаки.
В 1944 году, после выхода Финляндии из войны, с копии этого рапорта, удостоверенной уже капитаном 3-го ранга О. Айтоллой, был сделан перевод на русский язык для советского командования (хранится в Центральном военно-морском архиве). Вот что в нем сказано:
«.. .В 19 часов 41 минуту из торпедного аппарата произвели выстрел (угол упреждения 16°). Дистанция ориентировочно 3 000 м. Торпеда пошла прямо, но казалось, что она прошла мимо, так как по прошествии 1,5—2 минут взрыва не произошло. Поскольку противник мог заметить подлодку "Весихииси" и погрузиться, в 9 часов 43,5 минуты был открыт артиллерийский огонь. В момент открытия огня в корме цели заметили сильный взрыв, после чего неприятельская лодка быстро пошла ко дну кормой вперед с приподнятым вверх носом. Из носового 76-мм орудия Бофорса успели произвести два выстрела, но из-за ослепительного пламени в дуле падения снарядов не заметили.
Взрыв на неприятельской подлодке произошел от торпеды, дистанция, определенная на основе ее движения, была около 3 000 м. По прибытии на место потопления обнаружили большое масляное пятно и беспрерывное появление воздушно-масляных пузырей. Из воды слышались крики о помощи, ввиду чего были приняты меры по спасению утопающих. Удалось спасти офицера и трех матросов. Несмотря на поиски, на месте потопления не нашли никаких бумаг, поискам мешала темнота.
В 20 часов 10 минут возвратились обратно в Марианхамина (главный город Аландских островов). Подлодке "Ветехинен" сообщили о случившемся и передали под район действия узкость Флетьян— Червен. В 22 часа 20 минут пришли в Марианхамина, где сдали военнопленных на судно-базу "Сису" для предварительного допроса».



Vetehinen class boat

Перед роковой встречей с «Весихииси» «С-7» шла в надводном положении, заряжая аккумуляторы. В этом режиме для интенсивного поступления воздуха к обоим работающим дизелям переборочные двери в четвертый (аккумуляторный) и пятый (дизельный) отсеки бывают отдраены.
По причине, связанной с несением службы в момент попадания торпеды в кормовую часть «С-7», могла быть отдраена и переборочная дверь пятого в шестой (электромоторный) отсек. Взрыв торпеды, разрушив оба корпуса лодки, балластные цистерны, переборку кормовой части корпуса, привел к почти мгновенному затоплению кормовой части лодки. К тому же часть седьмого отсека не отделилась от лодки и сыграла роль дополнительного груза. По этим причинам торпедированная «С-7» начала быстрое погружение «кормой вперед с приподнятым носом», как это и наблюдали с «Весихииси». Оно продолжалось всего около 30 секунд.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю