Житель Северодвинска Николай Глебычев в свои семьдесят шесть лет не расстается с чечеткой
После каждого выступления Николая Глебычева зал неизменно взрывается аплодисментами. Артисту, который так лихо бьет
Сам Николай Николаевич своей преданностью танцу напоминает героя воспевшего чечетку кинофильма "Зимний вечер в Гаграх".
На международный степ-парад в Иваново он поехал с больной ногой (накануне неудачно подпрыгнул), но это не помешало ему получить диплом первой степени, не говоря уже о зрительских симпатиях и личном знакомстве с неравнодушным к степу Николаем Караченцовым.
В годы Великой Отечественной юный Коля Глебычев на эсминце "Гремящий" защищал знаменитые полярные конвои от немецких подлодок и самолетов. А в часы затишья разучивал азы степа. Избороздив с конвоями все северные моря, после войны Николай Глебычев строил и оборудовал подводные лодки, а уже на пенсии стал главным консультантом театра степ-танца "Импровиз". Откуда же у него появилась страсть к чечетке?
- Вот с чего все началось, - говорит Николай Николаевич и заряжает в видеомагнитофон кассету с
Когда Николай отправился в первое увольнение на берег и пришел в матросский клуб, старшие товарищи решили над ним подшутить. Не зло, но весьма болезненно для самолюбия моряка - как известно, великого покорителя не только морской стихии, но и женских сердец. Дело в том, что Коля тогда абсолютно не умел танцевать. Шутники же организовали такую сцену: юный матрос лицом к лицу с девушкой. Приглашай - иначе позор всему Северному флоту. До сих пор Глебычев не может объяснить, какая сила закружила его в вальсе, будто он с пеленок только этим и занимался. "Эх ты, а говорил - танцевать не умеешь!" - укоряли потом друзья.
Открывшийся внезапно талант было уже не спрятать. Да и зачем? На флоте процветала самодеятельность. На "Гремящем" имелись вполне приличный хор и маленький оркестрик, а потом к ним присоединилась и танцгруппа. Так что неправда это - про говорящие пушки и молчащие музы...
Вместе с ленд-лизовскими грузами на базу в Ваенгу, где между походами отдыхал "Гремящий", приходили крейсеры союзников. Комиссар дал добро, и команда разжилась у иностранцев их кинопродукцией. Матросов больше всего впечатлила "Серенада Солнечной долины" невиданным доселе степом. Склонный к здоровому пижонству моряк оценил в этом танце возможность сохранять невозмутимое лицо, пока ноги выписывают немыслимые кренделя.
- Так степ попал в наше "Яблочко", - вспоминает Николай Николаевич. - А впервые он появился в России еще в двадцатых годах и тоже благодаря иностранцам. За звание же родины этого танца до сих пор спорят многие страны и континенты. Известно, что в работе каблуками всегда была сильна Латинская Америка. Деревянной обувью исстари увлекались Шотландия с Ирландией. А дробь как таковая родом из Африки, где бьют в барабаны и танцуют прямо на земле.
Коля Глебычев танцевал на полубаке "Гремящего", который в те минуты как никогда оправдывал свое название: грохот от чечетки был жуткий - металл кругом. А после войны наш герой женился, причем свою Анюту нашел тоже на танцах. Молодая семья стала жить на родине Анны - в Молотовске (так прежде назывался Северодвинск).
На заре трудового пути Глебычев еще занимался самодеятельностью. Но как только он начал работать на строительстве атомных подводных лодок, не до плясок стало - дело-то нешуточное. И только на заслуженном отдыхе снова нашла его чечетка... Один из внуков Николая Николаевича (их у него сейчас семеро и крохотная правнучка) занимался танцами в ансамбле дворца культуры. И там проговорился, что его дедушка - классный степист. "Ну так приводи дедушку!" - сказали Глебычеву-младшему. Дед пришел и устроил в ансамбле настоящую революцию.
Прежде здесь разучивали привычные вальсы-польки и ни о каком степе не помышляли. Но как поставил Николай Николаевич свой вариант номера братьев Гусаковых из кинофильма "Карнавальная ночь", так с тех пор ничего, кроме чечетки, не танцуют.
Так ансамбль "Ритмы детства" был переименован в театр-студию степ-танца "Импровиз". Коллектив участвовал в международных конкурсах степа, телепередаче "Утренняя звезда", ездил на гастроли. В апреле театр выступал на степ-фестивале в Москве, но Глебычев остался болеть за своих учеников в Северодвинске: у Севмашпредприятия, которое шефствует над коллективами ДК, не нашлось денег ему на билет.
Сам Николай Николаевич занимается с юными чечеточниками на общественных началах. А занятия проходят трижды в неделю по пять-шесть часов (только с приходом весны и дачных забот наставник немножко сбавил темп). Причем Глебычев не стоит в сторонке, раздавая указания, а сам репетирует наравне с молодыми. Но обиднее другое: из-за его скромности мало кто в городе вообще знает, что это он научил мальчишек и девчонок танцу.
Братья Канотаевы - его лучшие ученики (одному из них подарил "подковочки" Махмуд Эсамбаев) - уже открыли свою студию степа и теперь зовут туда учителя.
- Степ - это технически не так сложно, как может показаться со стороны, - рассказывает Николай Николаевич. - Но здесь очень важны манера, рисунок танца. Простой топот - это не мое. Танцевать степ можно по-разному. В мюзикле "Чикаго" этот танец прекрасен, в "Норд-Осте" - так себе. А вы посмотрите, как чудесно танцует Билл Робинсон!
"Серенаду Солнечной долины" сменяет запись телепередачи об истории степа. Смотрю на действительно чудесный танец Робинсона, сильно повлиявшего на развитие жанра, и его манера кажется мне очень знакомой... Ну конечно же! Так по-джентльменски, с изюминкой, четко, но мягко танцует сам Николай Николаевич Глебычев. Вот говорят: жизнь прожил, как песню спел. Он живет, будто отбивает чечетку.
Гордиенко Анатолий Петрович
Их называли мальчишками с бантиками, они себя — юнгашами
Юнгаш Анатолий Петрович Гордиенко
Узнав о цели моего визита, ангарчанин Анатолий Петрович Гордиенко сказал как отрезал: "Про меня писать не надо! Про мою персону уже предостаточно написали, в том числе и я сам. Я в "Маяке" пятьдесят лет сотрудничал, в "Восточке", "Молодежке", "Знамени коммунизма" публиковался. Так что пиши лучше про нашу школу юнг на Соловках, про юнгашей наших — и живых, и мертвых. Они этого заслужили. А осталось-то нас всего-ничего". Я бы и рад его требование выполнить, но пришлось в нескольких местах упомянуть юнгу Гордиенко. Надеюсь, простит меня Анатолий Петрович — сам ведь старый газетный волк. Тем более что после Валентина Пикуля, по сценарию которого снят один из моих любимых фильмов — "Юнга Северного флота", — Анатолий Гордиенко является для меня вторым источником информации о соловецком братстве морских волчат и, что наиболее ценно, настоящим историографом этого братства.
На щуплом теле — якоря и русалки...
В конце мая 1942 года нарком Военно-морского флота адмирал Николай Кузнецов подписал приказ о создании на Соловецких островах школы юнг ВМФ, в которую принимались юноши 15—16 лет, имеющие образование в пределах 6—7 классов. Попасть туда можно было по направлению комсомола и только с согласия родителей, у кого они были. А были они далеко не у всех.
Приказ этот появился благодаря усилиям самих мальчишек, которые тысячами осаждали военкоматы во всех уголках страны, заваливали письмами ЦК ВЛКСМ и Главное управление ВМФ: "Возьмите во флот! Хотя бы юнгой!" Мальчишки тридцатых, как и сороковых, бредили морем, носили тельняшки, накалывали на своих щуплых телах якоря и русалок и пели "Шаланды, полные кефали". А уж после героической обороны Одессы и Севастополя моряками хотели стать почти все.
Соловки: в землянке-кубрике как на боевом корабле
В июле 1942 года из Архангельска в Белое море вышел теплоход
Школа юнг разместилась в местечке Савватиево. Раньше здесь был монастырь, и к тому времени еще сохранились церквушка, дом настоятеля, монастырская гостиница и каменная баня петровских времен. Сначала юнги разбили палаточный городок, затем построили землянки-кубрики, столовую и клуб. Срок обучения в школе — один год, занятия по 10—12 часов.
Юнги очень старались. Каждый хотел поскорее окончить школу и уйти на фронт, на боевой корабль. Ребятам было за что посчитаться с врагом. Некоторые из них пережили первую, самую страшную зиму в блокадном Ленинграде, многие потеряли родителей на фронте и в оккупации, сами побывали под бомбежками, а кое-кто отведал и фашистской неволи.
В фильме "Юнга Северного флота" есть персонаж — паренек с выколотым на руке лагерным номером. Как оказалось, это не вымысел Пикуля.
— Был такой юнга, — вспоминает Анатолий Петрович. — Звали его Генри Таращук, родом он был из Уфы. Он воевал на торпедном катере в Баренцевом море. Когда катер подбили в бухте Киркинес, Таращук был ранен и взят в плен. Сорок два дня он провел в лагере военнопленных в местечке Эльвадес.
В фильме показано, что ему снится сон, как он по снегу в полосатой робе бежит из концлагеря, а сзади лай немецких овчарок. На самом деле он не бежал, его и других узников освободил советский морской десант.
Морская азбука: ботинки с рифовым шнурком
Многие юнгаши (так они себя называли и называют по сей день) до прибытия в Архангельск море только в кино видели. На Соловках они с удивлением узнали, что всю жизнь завязывали шнурки на ботинках не бантиком, а рифовым узлом.
Будущие радисты зубрили азбуку Морзе и штудировали материальную часть, рулевые осваивали навигационные приборы, боцманы учились управлять шлюпкой на веслах и под парусом, плели маты и кранцы, сращивали тросы и вязали морские узлы. Помимо учебы ребята несли караульную службу, дежурили по камбузу, пилили и кололи дрова, возили воду, стирали белье и делали множество других мужских дел, необходимых во флоте.
Начальником школы был капитан 1-го ранга Николай Авраамов, потомственный морской офицер и педагог, до назначения в школу защищавший Ленинград. Он был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени и орденом Красной Звезды. Юнги между собой называли его батей. Комиссаром школы назначили капитана 3-го ранга Сергея Шахова, подводника, награжденного орденами Ленина и Красного Знамени. Из 65 преподавателей почти половина имели высшее образование, остальные — среднее специальное. Эти офицеры и старшины, большинство из которых участвовало в боях, воспитали из мальчишек настоящих моряков.
За три набора школа юнг подготовила четыре с половиной тысячи специалистов для военных кораблей и частей ВМФ: радистов, рулевых, боцманов, мотористов, артиллерийских, торпедных и штурманских электриков.
В военное время к бумажкам особо не придирались
Юнги первого набора окончили школу летом 1943-го и были направлены на корабли и в боевые части Северного и Тихоокеанского флотов. Вскоре в Савватиево прибыл второй набор.
Незадолго до этого 16-летние Толя Гордиенко и Аркаша Бройтман, работавшие токарями на заводе в Нижнем Тагиле, решили податься в моряки. Друзья явились в горком комсомола. Не имея разрешения родителей, парни проявили флотскую смекалку — написали друг другу липовые документы. Время было военное, и к бумажкам никто особо не придирался. Вскоре оба ехали в товарном вагоне в Архангельск.
Рядом были москвичи Владлен Куценко, Боря Давыдов, Витя Гольцов, Серега Иерусалимский, вологжанин Толя Сухарев, Вася Хроменок из Брянска и другие пацаны. Как выяснилось позже, Владлену Куценко в ту пору даже четырнадцати не было, а в 15 лет он уже получил медаль "За отвагу", в 16 — орден Красной Звезды и медаль "За боевые заслуги".
В Архангельске парней остригли наголо, выдали парусиновые робы и бескозырки без лент с якорями. Вместо них на ленте "Школа юнг ВМФ" написано и маленький бант справа. Из-за него юнгашей мальчишками с бантиками называли.
В землянках-кубриках жили две смены, по 25 человек в каждой, спали на трехъярусных нарах, грелись у печей. Быстро прошли курс молодого бойца, освоили винтовки и автоматы и вскоре приняли присягу. С утра до вечера занятия, ночью — в караул. Изучали кораблевождение, сигнальное дело, мореходные инструменты и службу погоды. И ждали, ждали — когда же на фронт!..
Продолжение следует.
Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.
Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.
Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru