Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Новые средства контроля радиационной обстановки

Новый измеритель ИМД-9
засечет любую
радиационную угрозу

Поиск на сайте

Юнги военно-морского и гражданского флота - участники Великой Отечественной войны. Часть 15.

Юнги военно-морского и гражданского флота - участники Великой Отечественной войны. Часть 15.

Гордиенко Анатолий Петрович. Окончание.
И на Тихом океане...
Осенью 1944 года закончил обучение второй набор, и в октябре выпускники разъехались по флотам. Толя Гордиенко, Саша Зубов и Петя Мурашов попали на Тихоокеанский. Вместе они прибыли в бухту Золотой Рог, где Гордиенко направили на быстроходный тральщик "Проводник".



44. БАЗОВЫЙ ТРАЛЬЩИК “ФУГАС” (ПРОЕКТ 53), СССР, 1934 г. Водоизмещение 476 т, мощность дизельной установки 2800 л. с., скорость хода 18 узлов (с тралом 14,5 узла). Длина наибольшая 62 м, ширина 7,2 м, среднее углубление 2,4 м. Вооружение: одно 100-мм орудие, один 45-мм полуавтомат, два 12,7-мм пулемета ДШК, мог принимать 30 мин КБ. Всего построено 40 единиц и еще 4 в варианте пограничных сторожевых кораблей (типа “Бриллиант”).

На другой день после прибытия юнгу окликнул старшина первой статьи Виктор Мигунов, который сказал, что на тральщике служит электриком юнга первого набора. Этим юнгой оказался Владимир Моисеенко из Ленинграда. Отец его погиб на фронте, мать умерла в блокаду, и молодой краснофлотец очень переживал, что не попал на фронт, а вынужден "прохлаждаться" во Владивостоке. Он еще не знал, что ему доведется совершить подвиг и стать Героем Советского Союза. В бою за корейский Сейсин электрик Владимир Моисеенко гранатами уничтожил доты и склады боеприпасов противника.
После войны он вернулся в родной Ленинград и работал на Балтийском заводе. Его наставник с "Проводника", бывший старшина первой статьи Виктор Мигунов, много лет жил и работал в Ангарске, на НПЗ. Одно время на одной с ним установке трудился и Анатолий Гордиенко.
"Вхожу к Штоколову — и нашу песню с порога..."
Соловецкие юнгаши не теряют связи между собой, хотя жизнь разбросала их по разным городам и странам. Живут они в России и на Украине, Латвии и Белоруссии, Америке и Израиле. Анатолий Гордиенко до сих пор получает письма от своего друга Аркадия Бройтмана, кавалера медали Ушакова, ныне гражданина США.
А много лет назад произошел такой случай. Приехал в Иркутск с гастролями народный артист СССР, он же юнга третьего набора, торпедный электрик с крейсера "Киров" Борис Штоколов.
— После концерта вошел я в актерскую за кулисы, — рассказывает с юмором Анатолий Петрович, — спрашиваю: "Где Штоколов?" Мне в ответ: "Зачем?" — "Надо!" Вхожу в кабинет и с порога ему нашу песню: "Мы, юнги флота, крепки как бронь! За честь народа пойдем в огонь!" Он как подскочит — и ко мне: "Юнгаш!" Обнялись. Хотя во время войны не встречались — на разных наборах были. А вот с Валентином Пикулем встретиться так и не довелось. Он ни на одну нашу встречу не приезжал, говорил, что сердце у него не выдержит. Сердце у него больное было, он и умер от этого.
Среди бывших юнг не только знаменитый писатель и замечательный певец, но и четыре Героя Социалистического Труда, морские капитаны, ученые. А главное, все они, без исключения, стали настоящими людьми. Юнгаши регулярно собираются на Соловках.



1985 год. Встреча выпускников Соловецкой школы юнг в местечке Савватиево. Автор съемки - Гайкин

В последний раз 127 бывших юнг встретились в августе 2002 года на 60-летнем юбилее школы. Свыше тысячи ее выпускников погибло на фронте, других скосило время. В феврале прошлого года в Ангарске умер юнга второго набора — Эвальд Степанович Вацык. Оставшиеся в живых остались верны братству морских волчат. А в Москве в 1995 году появилась площадь Соловецких юнг.

Городецкий Юрий

Шариф Байгильдин: «Порт-Артур в моей судьбе». Беседовала Альфия ГАНЕЕВА. - “Молодежь Татарстана”. 13.08.2009.

Маньчжурская операция не только завершила Вторую мировую, но и стала самой лучшей демонстрацией мощи Советской Армии. В ходе этой операции удалось блестяще реализовать предвоенный лозунг: «Бить врага малой кровью на его территории»...



Гидросамолеты «Каталина» в советской морской авиации в годы войны

Юнга Юрий Городецкий, рулевой с эсминца «Ревностный», совершил в составе десанта беспримерный перелет на гидросамолетах «Каталина» из Владивостока в город Дальний. А это более тысячи километров. Впервые на такое дальнее расстояние было переброшено целое воинское подразделение. Десантники захватили там плацдарм и удержали его до подхода наших войск.
- Наша группа должна высадиться в акватории порта Дальний и на резиновых лодках добраться до причалов с боем. Атаковать предстояло с ходу. Другая группа направлялась в Порт-Артур...
Под нами было Японское море, затем мы пересекли Корейский полуостров, Желтое море. Всего более тысячи километров. Мы еще не знали, что наши войска уже подходят к названным городам. Наша задача - не допустить эвакуацию японских войск через Дальний и Порт-Артур, не дать увести суда, взрывать портовые сооружения...
Самолеты один за другим садятся и десантники, спустив лодки, быстро направляются к берегу. На расстоянии двух-трех кабельтовых, враг открыл огонь из пулеметов и пушек. Пули засвистели и над нашими головами. Вскрикнув, упал сосед. Мы ведем встречный огонь из пулеметов, автоматов. Все же нам удается приблизиться к причалам: карабкаемся наверх, атакуем противника уже гранатами, минометами, иначе не разрушить доты, дзоты... Стоит сплошной гул от взрывов. Страха нет, разгоряченные боем, мы медленно идем вперед. Уже потеряли счет времени: оказывается, начинаются сумерки. Враг отступил в городские кварталы, мы занимаем круговую оборону.
Утро принесло радостную весть: Порт-Артур тоже наш! А фотография матросов на Золотой горе с нашим военно-морским флагом  обошла все газеты мира!



Вдруг боевая тревога: приближается американский крейсер и несколько эсминцев. Эсминцы остались на рейде, крейсер подошел к причалу. С корабля спустились несколько офицеров, их встретили наши командиры. Несколько минут переговоров, и на берег высыпали матросы в белых беретах. Обстановка разрядилась.
- Ол райт, рашен! - хлопали союзники по нашим спинам, показывали большой палец и угощали нас сигаретами.
Американцы, видимо, никак не ожидали увидеть здесь невесть откуда появившихся советских моряков, развивающийся военно-морской флаг над комендатурой. И шумным радушием, улыбкой пытались скрыть свою досаду. В полдень снялись с якорей и направились в море...

Григорьев Евгений Николаевич

Алексей Офицеров, Иван Дудоров. Мой дедушка – юнга с Соловецких островов. Воспоминания. Размышления. Книгу можно скачать на сайте АЛЬМАНАХ "СИЯНИЕ ЛИРЫ".  Три части: http://orbita-1.narod.ru/bib/Dud.pdf http://orbita-1.narod.ru/bib/Dud2.pdf http://orbita-1.narod.ru/bib/Dud3.pdf.
Траление продолжалось. Фарватеры очищались от мин, катера МО, пробивающие дорогу на запад, по-преж-
нему прикрывали тральщики.



Траление в Нарвском заливе. -  Алексей Офицеров, Иван Дудоров. Мой дедушка – юнга с Соловецких островов. Воспоминания. Размышления.

Особенно трудно было тралить фарватеры в минных полях Нарвского залива, где мины стояли на различных глубинах. Траление катеров-тральщиков в районе острова Большой Тютес обеспечивала группа морских охотников. Тральщики медленно галс за галсом проходили тралами морские глубины. Подсеченные и всплывшие мины «охотники» расстреливали.
У одного КТЩ вышел из строя двигатель. Катер потерял ход, стал дрейфовать к острову, занятому противником. Вражеские береговые батареи начали обстрел. Катера МО поставили дымовую завесу, закрыв основной ордер тральщиков.
Командир «МО-401» старший лейтенант Фролов принял решение взять тральщик на буксир. При маневрировании в момент подхода к КТЩ на 401-м произошел сильный взрыв, попал ли снаряд? Взорвалась ли мина? «МО-401» разломился… Носовая часть осталась на плаву, кормовая стала погружаться в воду. Нижняя команда – мотористы – погибли на своих боевых постах.
Половину команды, в том числе командира «МО-401» ст. лейтенанта Фролова удалось спасти. Над остальными моряками, среди которых был юнга-моторист Женя Григорьев, 23 июня 1944 года Финский залив навечно сомкнул свои воды.

Справка Центрального Военно-Морского архива от 14 апреля 2005 г. №7768.



Юнга Григорьев Евгений Николаевич, 1926 г.р., уроженец д. Лубянки Ржевского района Калининской области, поступивший на службу через Костромской РВК 14 июля 1942 г., пребывал в качестве юнги в частях Северного и Балтийского флотов с 29 сентября 1942 г. по 25 июня 1944 г.
Погиб при обеспечении боевого траления от попадания вражеского снаряда в сторожевой катер «МО-413» 4 дивизиона сторожевых катеров Островной военно-морской базы Балтийского флота 25 июня 1944 г.
Поправка – очевидно, по небрежности штабного работника.
23 июня 1944 года погиб «МО-401», а не «МО-413», эти два катера входили в одно звено, а я служил в то время на «МО-413».

Гудков Свет Викторович

Соловецкие юнги остаются в строю. Наталья ОВСЯННИКОВА. - Карелия N 141 (16 декабря 2006): ПЕНСИОННЫЙ КУРЬЕР.

В городском Союзе ветеранов ВМФ активно работают Свет Викторович Гудков и Андрей Иванович Филимонов, выпускники прославленной Соловецкой школы юнг. Через годы пронесли они настоящую флотскую закалку: силу воли, крепость духа, ответственность и неравнодушие к тому, что происходит рядом с ними.

"От жизни стараюсь не отрываться"

"В детстве я часто слушал, как отец поет свои любимые песни - о Цусиме, "Варяге": Наверное, тогда в душу и запала мечта о море", - вспоминает Свет Викторович Гудков. Когда началась война, ему было 12 лет. Все поголовно, и парни, и девчонки, рвались на передовую, Свет с друзьями тоже пошел в военкомат, но их, конечно, не взяли. И все-таки позже мальчишки исхитрились и сбежали на фронт. Из Беломорска, где семья жила в эвакуации, доехали поездом до Лоухи, а оттуда пешком пошли в Кестеньгу, от которой до передовой было всего 6 километров. Но по дороге попали под обстрел. Испугались, сиганули в лес, а когда вернулись, увидели, что подвода, вместе с которой они добирались, разбита, а сопровождавший ее солдат погиб.
Ребятам удалось самостоятельно добраться до полевой хлебопекарни. Видимо, потому, что за время пути совсем оголодали, самым ярким воспоминанием остались длинные ряды сухарей, которые сушились на "борове" - большой трубе, идущей от печки. Друзей поселили в землянке разведчиков. Но вскоре во время налета вражеской авиации Свет был ранен.
В Беломорске подлечился и уже подумывал вернуться обратно, когда услышал о Соловецкой школе юнг. В 1944 году туда начался третий по счету набор. Попасть в школу было непросто, записаться в юнги мечтали тысячи подростков со всей страны, но Свету повезло. После обучения его отправили на Северный флот. Свет Викторович начал службу на эскадренном миноносце "Достойный", который Советскому Союзу в качестве помощи передали британские союзники. Стоявший на нем 24-ствольный миномет,  прозванный "Хичкоком", был предназначен для охоты за подводными лодками.



На этом эсминце юнга Гудков принимал участие в освобождении Норвегии. На Северном флоте служил и Валентин Пикуль, прославивший Соловецкую школу юнг в повести "Мальчики с бантиками". Свет Викторович не был знаком с ним лично, но их корабли стояли рядом в порту Вайенга, ныне город Североморск, а потом уже в Выборге слышал, как будущий знаменитый писатель читал в местном Доме офицеров свои стихи.
За восемь с половиной лет Свет Гудков прошел путь от юнги до старшины второй статьи. Все эти годы жалел только о том, что война помешала получить образование. Поэтому после демобилизации сразу поступил в вечернюю школу. За плечами было всего пять классов, да и чисто психологически не так-то легко уже взрослому человеку снова сесть за парту. Но вскоре дело пошло на лад, и школу удалось окончить почти на одни пятерки. К этому моменту у Света Викторовича уже родилась дочь: Затем вуз, редкая по тем временам специальность "Математические счетно-решающие приборы и устройства" и работа с первыми ЭВМ в счетно-вычислительной лаборатории ПетрГУ. Оттуда Свет Викторович ушел в Республиканский онкодиспансер, где трудился физиком-радиологом 30 с лишним лет, до самой пенсии.
Но и на заслуженном отдыхе он не теряет энергии и бодрости. Свету Викторовичу удивительно подходит его необычное и красивое имя: он действительно смотрит на жизнь светло. Оптимизм помогает сохранить и работа в городском Союзе ветеранов ВМФ, ведь это возможность общения не только с друзьями, связанными общими воспоминаниями, но и с молодым поколением. Юнги-ветераны - частые гости в школах, вузах, Петрозаводском речном училище, Карельском кадетском корпусе. Они стремятся передать ребятам славные традиции морского братства, научить их любить и ценить свое Отечество. "Так что от жизни стараюсь не отрываться", - улыбается Свет Викторович...

КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ. М. ФЕДОРОВ. - Газета "Петрозаводский университет" - ПетрГУ N14 от 27 апреля.

В 1960 году новый декан физико-математического факультета ПГУ доктор наук, профессор Ю.С Терминасов, человек неукротимой энергии и передовых взглядов, организовал приобретение и установку первой в Карелии ЭВМ «Минск-1».  Для ее обслуживания была создана группа, в которую вошли инженеры Марина Суни, Свет Гудков, Евгений Поздняк и автор этих строк Михаил Федоров. Для обучения обслуживанию мы были командированы в г. Минск, на завод, который выпускал эти ЭВМ.



Тогда не знали слова "компьютер". Электронно-вычислительная машина представляла собой набор громадных шкафов, в которых размещались устройства: арифметическое, управления, оперативная память и отдельно ввод. Каждое устройство обслуживалось одним инженером. Машина питалась от своей электростанции - мотор-генератора - и потребляла 30 кВт. ЭВМ работала на электронно-вакуумных лампах, их было несколько сотен. Для охлаждения в каждом шкафу устанавливались вентиляторы. Шум достигал 50 децибел...

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю