Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Новый реактивный снаряд

"Торнадо-С" вооружили
новым реактивным
снарядом

Поиск на сайте

Верюжский Н.А. Верность воинскому долгу. Часть 29.

Верюжский Н.А. Верность воинскому долгу. Часть 29.

В старших классах направленность ВМП изменилась в сторону изучения общих вопросов навигации, лоции, гидрометеорологии, картографии. Эту дисциплину вёл капитан 3 ранга Сергей Иванович Сергеев, невысокого роста, крепкого телосложения, подвижный, целеустремлённый, настойчивый, опытный моряк. Такие занятия, как теоретические, но особенно практические, когда требовалась работа с навигационными картами и пособиями, мне особенно нравились. Пожалуй, уже тогда я твёрдо решил, что моя дальнейшая специальность будет штурманская. Так в действительности и получилось.
В десятом классе ко многим обязательным выпускным экзаменам нам пришлось ещё сдавать дополнительный по дисциплине «Военно-морская подготовка», который, как мне тогда казалось, значительно отличает нас от обычных школьных десятиклассников.
Если внимательно присмотреться к представленному снимку, то будет заметна существенная ошибка фотографа, за которую надо принести свои извинения здесь мы все оказались «левосторонними», но главного существа это не меняет. На плакате, который находится на втором плане, но проецируется как бы над головой Вити Балабинского, изображена наша легендарная шхуна «Нахимовец».
Просматривая сейчас всё написанное, я обнаружил, на свой взгляд, просто недопустимый пробел, заключающийся в том, что почти ничего не рассказал о нашем образцовом училищном духовом оркестре, как тогда многие полагали, являвшемся одним из лучших оркестров Прибалтийского Военного округа. Постараюсь восполнить это упущение, хотя бы кратким изложением некоторых интересных, на мой взгляд, моментов о нашем превосходном оркестре.
Воспоминания сохранили блистательную игру оркестра большого количества разнообразных маршей старинных и современных, чему, безусловно, способствовало неоднократное участие училища в московских парадах. Капельмейстером нашего духового оркестра являлся капитан Л.С.Докшицер, великолепный музыкант, классный дирижёр и образцовый в строевом отношении офицер. При передвижении строем оркестр двигался как единый организм, слаженно, стройно, безукоризненно исполняя ту или иную мелодию строевого марша.



Ф.Г.Кузовкову удалось сохранить снимок нашего оркестра.

Оркестр был неотъемлемой частью при проведении любого массового мероприятия в составе училища, то ли строевых занятий при подготовке к параду, то ли торжественных построений училища с выносом Знамени, то ли прогулок по улицам Риги в праздничные или воскресные дни, то ли походов в театры или на стадион и водную станцию к местам соревнований. На училищных и ротных вечерах, конечно же, не обходилось дело без участия духового оркестра. Исполнение оркестром полонеза, мазурки, вальса и других танцевальных номеров вызывало неописуемую радость у наших танцоров.
Но вот на что хотелось бы обратить особое внимание: духовой оркестр в училище выполнял важную просветительскую и воспитательную роль, являясь, можно сказать, одним из главных источников нашего культурного и музыкального образования. В репертуаре оркестра было много произведений классической музыки, всевозможные кантаты, сюиты, фрагменты из опер, балетов и оперетт, целый набор различных песен и танцев.
Во многом тому способствовала личная инициатива самого начальника училища капитана 1 ранга К.А.Безпальчева, который, к моему удивлению, как маститый музыковед, неоднократно выступал перед нами, собравшимися в зале клуба на очередной музыкальный концерт нашего оркестра, с подробными разъяснениями об истории создания того или иного произведения, его содержании, каких-то музыкальных композиторских новациях или их особенностях.
Честно скажу, что не всё мне было тогда понятно в этих музыкальных перипетиях, но с уверенностью утверждаю, что многие мелодии из целого ряда музыкальных произведений великих композиторов, исполненных оркестром и звучавших в те далёкие годы, запали мне в душу и памятны с той поры. Вот, к примеру, соло на трубе виртуозно исполнял старшина Докшицер, младшим брат нашего капельмейстера, особенно ему удавался фрагмент из балета «Лебединое озеро». Через много лет по всесоюзному радио как-то услышал эту хорошо знакомую мелодию. Невольно прислушался. По завершении передачи объявили, что соло на трубе исполнял артист Большого театра Докшицер.  Другого мнения не могло быть это наш представитель училищного духового оркестра.



Капитан Лев Самойлович Докшицер, старший брат, мне известно достоверно, впоследствии стал одним из дирижеров оркестра Большого театра.
Помню, что в состав духового оркестра училища входили музыканты, являвшиеся военнослужащими срочной и сверхсрочной службы. Независимо от своего положения музыкантская команда строго, как и всё училище, соблюдала распорядок дня. Независимо от времени отбоя, а иногда им приходилось задерживаться на своих выступления, проводимых по специальной программе, подъём, интенсивная физзарядка, а затем свои занятия всё по расписанию. На физзарядку личный состав музкоманды обычно выводил опытнейший музыкант, игравший на трубе, старшина Афанасьев, который, видимо, проживал рядом с территорией училища и приходил всегда рано утром к общему подъёму в сопровождении маленькой собачки, высокий, стройный, худощавый, прослуживший на военной службе не один десяток лет и, помнится, в мою бытность в училище, был награждён за двадцатилетнюю выслугу орденом Красного Знамени, а через пять лет орденом Ленина (в те годы за выслугу лет военнослужащие награждались медалями и орденами).
На завершающем этапе пребывания в училище после сдачи всех экзаменов, которые прошли организованно и вполне успешно, 23 июня 1953 года мы со своим личным оружием в руках карабинами СКС приняли Присягу на верность Родине Союзу Советских Социалистических Республик.



Присягу перед строем принимает нахимовец 1-й роты 13-го класса Рижского Нахимовского Военно-Морского училища Николай Верюжский. Рига. 23 июня 1953 года. На переднем плане слева Знамя училища. Командир знамённой группы майор А.М.Мищихин. У стола со списками нахимовцев командир 1-й роты капитан 2-го ранга Г.И.Ерёменко. (Снимок из Рижской кинохроники).

Прошло много лет, которые изменили конфигурацию мира. Теперь наша страна имеет новое название, но Родина как была две тысячи лет, сохранилась и останется навсегда прежней и незыблемой.
После принятия Присяги нам выдали атрибуты, соответствующие принадлежности к курсантам Высшего Военно-Морского училища: курсовки, погончики с якорьками и ленточки на бескозырку с надписью: ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ.
Всё!.. Нахимовская жизнь продолжительностью в шесть лет завершилась!.. Новая жизнь впереди!.. Какая она будет?.. Где буду продолжать настоящую военную службу и учёбу?.. Пока абсолютно ничего не известно и от этого ожидания на душе волнительно, беспокойно и даже тревожно.
Нам объявили, что начальник училища с группой офицеров убыли в Ленинград, где находилось Управление Высших Военно-морских учебных заведений, на подписание приказа о нашем выпуске и дальнейшем распределении для продолжения учёбы в другие Высших училищах.
Для того, чтобы сохранить в памяти своё шестилетие обучения и воспитания в Рижском Нахимовском Военно-Морском училище, которое совпало с Пятым юбилейным и последним официальным выпуском 1953 года, инициативная группа «питонов» заблаговременно заказала для всех желающих нагрудные значки, которые мы мгновенно прикрутили на форменки с уже пришитыми к ним курсантскими погончиками.



Нагрудный знак об окончании Рижского Нахимовского Военно-Морского училища Пятого выпуска в 1953 году.

Нагрудный значок выполнен в форме ромба, в центре которого на фоне голубой эмали цвета морской волны помещён традиционный серебряный полупрофиль П.С.Нахимова, и надписи золотого цвета в верхней части: римская цифра V номер выпуска, и буквы РНВМУ аббревиатура названия училища, в нижней части значка: RIGA город, в котором находилось училище, и цифры 1953 год выпуска.
Хотя этот памятный нагрудный знак не числился официальным, однако никто никогда не делал замечаний, как несоответствие правилам ношения формы одежды, до той поры, пока через несколько лет не были введёны приказами специальные знаки для выпускников Суворовских и Нахимовских училищ.
На построение 26 июня 1953 года для зачтения приказов Начальника ВМУЗ об окончании училища и распределении по Высшим Военно-Морским училищам мы вышли в форме с курсантскими знаками отличия и новенькими памятными нагрудными значками. Тут же нам вручили давно оформленные Аттестаты Зрелости. В итоге 60 человек были направлены в Первое Балтийское Высшее Военно-морское училище подводного плавания; 12 человек – в ВВМУИО; 10 человек – в ЧВВМУ имени П.С.Нахимова; 9 – в ВИТКУ; 4 – в ВВМИУ имени Дзержинского; 3 – в Калининградское ВВМУ и 16 человек в другие военные училища. Я получил направление на учёбу не в Ленинград, а в Севастополь.
Оркестр исполнил Гимн, играл туш и марши. Торжественные и одновременно грустные минуты прощания с училищем. Мы вдохновенно и энергично промаршировали в последний раз мимо Знамени училища, и всё закончилось. Наступил момент прощания с Нахимовским училищем.



Выпускной торжественно-прощальный обед. Рига. 1953 год. На переднем плане нахимовцы (слева направо): Ефимов Владимир Тихонович, Строганов Семён Семёнович и Черепнёв Всеволод Михайлович. Снимок любезно предоставила Ирина Алексеевна Строганова - жена С.С.Строганова.

В клубе училища был организован торжественно-прощальный обед, о проведении которого у меня совершенно ничего не сохранилось в памяти.
На душе было обидно и досадно вдвойне, поскольку после отпуска я направлялся в Севастополь, а не в Ленинград, как очень мечталось. В некотором роде успокаивало только то, что отрядили туда ещё несколько наших выпускников, среди которых был наиболее близкий приятель Саша Горбунов. На новом месте, думалось мне, нам будет легче привыкать к курсантской жизни.
После завершения всех прощальных процедур стали суетливо и торопливо рассчитываться, отчитываться, собираться, разъезжаться, расставаться и, как оказалось, с некоторыми одноклассниками навсегда.
На второй или третий день после выпуска, перед самым отъездом, совершенно случайно в вестибюле первого этажа учебного корпуса встретился с капитаном 1-го ранга А.И.Цветковым, на лице которого была доброжелательная улыбка.
Ну что, доволен, что я тебя направил в своё Черноморское училище? усиленно выделив слово «своё», задал вопрос Цветков и остановился передо мной в явном ожидании услышать слова радостного восхищения и глубокой признательности за заботу.
Но я, не благодарный, с большим разочарованием ответил отрицательно и добавил, что имел большое желание учиться в Ленинграде, а вы, Анатолий Иванович, разрушили мою мечту. Он ничего не ответил, лишь укоризненно взмахнул на меня рукой, устало повернулся и тяжело стал подниматься по трапу на второй этаж в свой большой, уютный и хорошо мне знакомый кабинет. Вдруг мне почему-то стало горестно и неловко: или оттого, что не сбылись мои мечты, или оттого, что ненароком огорчил, в сущности, хорошего человека.
Вот на такой невыразительной ноте я расстался с начальником училища. Сейчас бы я так не поступил. Но что было, то было.



В своём кратком послесловии хотел сказать, что значит для меня нахимовское училище на всю оставшуюся жизнь: и память, и воспоминания, и братская дружба, и товарищеская помощь, и бескорыстная поддержка. Но, размышляя, подумал, ведь я об этом, обо всём и написал.

Благодарю всех, кто набрался терпения прочитать мои нахимовские воспоминания. Всем желаю радости, счастья и благополучия!

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю