Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещение при производстве БПЛА

"Эникс" импортозаместил
"начинку"
беспилотников

Поиск на сайте

Верюжский Н.А. Дважды нахимовец. С дополнениями. Часть 1.

Верюжский Н.А. Дважды нахимовец. С дополнениями. Часть 1.

1.

В этой части своих воспоминаний я намерен рассказать о курсантской жизни и тех событиях, которые наиболее ярко запомнились. Наверное, мне и здесь не удалось освободиться от розовой дымки ностальгии,  которая непременно сопровождает воспоминания далёкой юности и даже постепенного взросления. Как получилось, то и пусть будет так.
Прежде всего, начну с того, что своим распределением в Черноморское Высшее Военно-Морское училище имени П.С.Нахимова я поначалу не был доволен. Причины неудовлетворённости достаточно подробно аргументировал на предыдущих страницах, поэтому не буду к этому возвращаться.



Не знаю, в знак ли внутреннего протеста или по какой другой веской причине, но перед самым расставанием с Ригой, с городом, в котором в течение последних шести лет шло моё взросление, в котором, к великому сожалению, больше никогда не представилось возможности побывать, хотя позднее приходилось ездить вокруг да около, мы, несколько «питонов», в том числе и я, без всякого сожаления расстались со своими превосходно выглядевшими вихрастыми чубчиками и, оболванив себя наголо, приобрели внешний облик первогодок призывников. Вот в таком виде я отправился в последний нахимовский отпуск, но, уже, будучи курсантом, зачисленным на первый курс, с предписанием прибыть после окончания отпуска к новому месту учёбы и службы в Севастополь.
Но что же впереди? Смутно разбираясь в житейских деталях, хотелось тогда романтично вообразить, что мой «корабль» пойдёт в верном направлении, повинуясь судьбоносному «ветру», в необъятном жизненном «море».
Странный какой-то это был отпуск 1953 года, события которого и многих последующих лет существенно повлияли на весь ход истории нашей страны.
До сей поры у большинства нет своего определённого мнения, вернее, каждый думает, что он прав, а другие – неблагодарные приспособленцы, бессовестные хамы и грубые нахалы или просто дураки, потерявшие совесть и неспособные ничего соображать. Иметь собственное мнение по-прежнему – большая крамола, что, по мнению многих держателей прежних взглядов, соответствует очернению нашей бывшей распрекрасной жизни. На этой почве весьма легко можно перессориться не только с друзьями, но и с близкими родственниками. Но как же жить, если не думать и не иметь своего мнения? Всё это, друзья мои, грустно и печально констатировать.
Весной умер «бессмертный отец всех народов» И.В.Сталин (Иосиф Виссарионович Джугашвили, 18791953), и большая часть народа рыдала, давилась в прощальных очередях и причитала: «Как же будем жить дальше без НЕГО? Только бы не было новой войны!».



Похороны Иосифа Виссарионовича Сталина.  На переднем плане: Берия Лаврентий Павлович (1899 - 1953), Ворошилов Климент Ефремович (1881-1969), Хрущев Никита Сергеевич (1894-1971), Микоян Анастас Иванович (1895-1978), Суслов Михаил Андреевич (1902-1982).

Летом арестовали Л.П.Берия и зимой расстреляли, как английского шпиона и предателя-мусаватиста. Так называемая ворошиловская амнистия захлестнула от края и до края, с северных морей и до южных гор, все города, деревни и сёла выпущенной из тюрем на свободу уголовщиной и воровской братвой.
В стране чувствовалась напряжённость, неустойчивость, нестабильность. Оказавшись без влияния крепкой и жёсткой руки, лидеры правящей партийной верхушки страны ожесточённо грызлись, подобно «крысам-мутантам» в тёмных туннелях метро. Злобно ругались, без стеснения и достаточных оснований подсиживали и обвиняли друг друга в ошибках и отходах от генеральной линии, пытаясь своих конкурентов по партии, уничтожить, стереть в порошок вместе с политической грязью птичьего гуано, а самим выплыть на поверхность дурно пахнущего потока всеобщего вранья, обмана и словоблудия.
В действительности, как свидетельствуют ныне ставшие известными исторические факты, каждый из них со своих карьеристских и эгоистических устремлений всячески старался доказать своё мнимое превосходство над заклятыми соперниками и встать у руля Великой Страны.
В результате долгой, жестокой и беспощадной «крысиной грызни» кто кого, была низложена так называемая «антипартийная группа верных и истинных сталинистов» Молотова, Кагановича, Маленкова и примкнувшего к ним Шепилова.
Кстати о Шепилове. Наверное, у нынешнего поколения не сохранилось в памяти никаких сведения об этом человеке. Да и в те 1950-е годы после развенчания «антипартийной группы» упоминание о Шепилове обычно использовалось у любителей распить накоротке по 100 грамм, когда для создания компании в нарицательном значении в качестве примкнувшего предлагали: «Шепиловым будешь?». И даже в сегодняшние дни можно иногда слышать, когда в дружной компании весёлых друзей неожиданно появляется четвёртый человек, его нередко называют одним длинным словом «ипримкнувшийкнимшепилов». Вот так в народе появилась, если можно так выразиться, эта присказка.
Но человек-то Дмитрий Трофимович Шепилов, оказывается, был весьма незаурядный, проживший долгую жизнь с головокружительными взлётами и крутыми падениями и скончавшийся на 90-м году жизни в наш перестроечный период.



Дмитрий Трофимович Шепилов (1905-1995)

Вспоминая с приятелями о том времени, я говорил, что Шепилов-то непродолжительное время, но успешно исполнял обязанности Министра иностранных дел СССР, сменивший на этой должности в 1956 году самого В.М.Молотова. Но чаще всего никто из многих моих собеседников, видимо, по забывчивости или просто по незнанию не мог что-либо сказать убедительное.
Вот здесь я как раз и хочу эти сведения прояснить некоторыми событиями, свидетелем которых случайно оказался. А дело было так. Летняя экзаменационная сессия в Черноморском Высшем Военно-Морском училище имени П.С.Нахимова, завершалась в июне-июле – в самые жаркие летние месяцы, а затем был долгожданный отпуск и морская практика на кораблях. Нам, курсантам, во время экзаменов предоставляли увольнение в город не только в выходные дни, но и после сдачи очередного экзамена. Помнится, что однажды так я оказался в городе. Обычно я прогуливался по центральным улицам, как мы говорили, «по кругу»: Большая Морская – Нахимова – Ленина. В выходные дни, как правило, я навещал своих родственников, проживающих на Корабельной стороне.
Так вот, оказавшись на этот раз на площади Нахимова, я чуть ли не вплотную столкнулся с большой группой людей, в составе которой преобладали адмиралы и старшие офицеры. Надо сказать, что Севастополь, особенно летом, посещали не только вышестоящие начальники, но и многие иностранные делегации. Ну, думаю, что ещё какая-то очередная делегация разгуливает по городу. На тот момент мне, конечно, не было известно, кого так обстоятельно, заботливо и старательно опекают адмиралы и офицеры. Внимательно присмотревшись, я обратил внимание на высокого, моложавого, стройного, мужчину, одетого в изящно сшитый светлого цвета чесучовый костюм. Кто бы это мог быть?
Только на второй или третий день мы узнали, что Севастополь посетил недавно назначенный Министр иностранных дел СССР Д.Т.Шепилов, который отправлялся с официальным визитом в Египет, где некоторое время тому назад в результате государственного переворота власть в стране захватил полковник Гамаль Абдель Насер. На Ближнем Востоке политическая обстановка была весьма не устойчивая и не предсказуемая.



Гамаль Абдель Насер. Анатолий Агарышев.

Перед молодым советским министром стояла чрезвычайно важная задача не только выяснить, какую линию поведения изберёт новое египетское правительство, но и постараться стать партнером и союзником в политических вопросах на Ближнем Востоке. Д.Т.Шепилов блестяще выполнил свою задачу. На многие годы Египет стал союзником СССР по вопросам стабилизации обстановки в этом регионе. Советский Союз активно помогал Египту строить Асуанскую плотину. Для укрепления боеспособности египетской армии было поставлено большое количество оружия и боевой техники, в том числе было передано определённое количество советских надводных кораблей и подводных лодок. Н.С.Хрущев на радостях присвоил Насеру звание Героя Советского Союза,  но Гамаль категорически отказался принимать награду, если не будет вместе с ним награждён его боевой друг и товарищ по государственному перевороту Абдель Хаким Амер.
Тогда Н.С.Хрущёв без всяких согласований вручил одновремённо двум египтянам по Золотой Звезде Героя Советского Союза. Но такая дружба с Египтом длилась не долго. Однако это уже другая тема.
Что же касается самого Д.Т.Шепилова, то он после Пленума ЦК (июнь, 1957), как примкнувший к «антипартийной группе», был снят со всех партийных и государственных должностей, выведен из состава ЦК, а вскоре «за активную антипартийную фракционную раскольническую деятельность», исключен из партии, членом которой был с 1926 года. Восстановлен в партии только в 1976 году.
Однако не могу не сказать о военной карьере Д.Т.Шепилова. Осенью 1941 года, когда положение Москвы оказалось критическим, 36-тилетний профессор Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б), учёный секретарь Института Экономики АН СССР добровольцем ушёл на фронт. Его назначили начальником Политического отдела Московского Народного ополчения. После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой дивизии Московского Народного ополчения в большинстве своём были переформированы и переведены в состав действующих военных формирований. Полковник Д.Т.Шепилов в 1942 году получил новое назначение на должность начальника Политического отдела 24-ой армии второго формирования.

Здесь у меня будет уточнение. Известно, что 24 армия за годы войны прошла сложный боевой путь от оборонительных боёв под Москвой до участия в Сталинградской битве и за этот период четыре раза расформировывалась и четыре раза создавалась заново. Мой папа старший лейтенант Верюжский Александр Николаевич проходил службу в первом формировании этой армии, которая в октябре 1941 года была окружена германскими войсками под Вязьмой и почти полностью уничтожена. Выйти из окружения удалость не многим.



На Востоке нацисты вели особую войну, войну на уничтожение. За спиной наступавших подразделений вермахта оставались пылающие деревни. - За что сражались советские люди. Либрусек

Вскоре после победы под Сталинградом 24-я армия была преобразована в 4-ю гвардейскую армию, а начальнику политотдела армии Д.Т.Шепилову было присвоено воинское звание «генерал-майор». Он был награждён боевыми орденами «Кутузова I-й степени», «Богдана Хмельницкого I-й степени», «Суворова II-й степени», «Отечественной войны» I-й степени, «Красной Звезды», орденом Ленина, двумя орденами «Красного Знамени» и медалями.

После окончания войны Д.Т.Шепилов работал в аппарате ЦК КПСС, был главным редактором газеты «Правда», являлся секретарём ЦК КПСС, а затем и кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС.
В 2001 году вышла в свет любопытнейшая книга, которая содержит многочисленные факты открытой непримиримой и жестокой борьбы за власть среди партийной верхушки нашей страны после смерти Сталина. Название книги «Непримкнувший», автором которой, естественно, являлся сам Шепилов. Понятное дело, что эта книга не могла быть издана ни при Хрущеве, ни при Брежневе и даже ни при Горбачёве.
В конце 1957 года, подверглись обструкции маршалы Жуков Г.К. и Булганин Н.А. Итог этой беспощадной междоусобицы оказался малоутешительный. Победили подлость, коварство, волюнтаризм, подхалимство, семейственность, приспособленчество, по-прежнему позорно прикрывавшиеся побитым молью дырявым покрывалом, сотканным из нектарных слов, о верности ленинизму и неминуемой в скором времени победе коммунизма.



«Манна небесная». Марат Хатыпов.  Тех же щей, да пожиже влей! Вывод один - жить своим умом.

Но не всё тогда в моём сознании укладывалось, как следовало. В условиях усиленной пропаганды, запудривающей елейными словами, вешающей на разные части тела лапшу о светлом будущем и вносящей в умы и души людей глубокие сомнения о необходимости решительной идеологической борьбы в период обострения общего кризиса капитализма. Создавалось обманчивое представление, что пройдёт немного времени, буквально чуть-чуть, когда, наконец-то, от благотворного и побеждающего коммунистического ветра развалится отвратительный, трижды проклятый, загнивающий капитализм, подобно тому, как разлетелся в известной сказке соломенный поросячий домик. Начало гибели ненавистному капитализму, вещали наши идеологи, положит неминуемая смерть давно прогнившей и агонизирующей его высшей стадии империализма.
Но проходил год за годом, а сволочной капитализм никак не разваливался, но даже наоборот развивался и укреплялся. Смертельно раненый зверь, как говорили в охотничьих кругах, опасен своей непредсказуемой агрессивностью. Значит, надо вооружаться и крепить оборону.
Началось великое военное противостояние двух общественных систем, широким фронтом развернулась «холодная война». Весь экономический, интеллектуальный, организационный, территориальный, природный, народно-хозяйственный ресурс страны был поставлен на гонку вооружений.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю