Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещенные пропульсивные системы

Речные катамараны
оснастят
отечественными двигателями

Поиск на сайте

Воспоминания Медведева Виктора Михайловича. Часть 1.

Воспоминания Медведева Виктора Михайловича. Часть 1.

Мне кажется, что мало в каких семьях пишется история семьи. Дети немного знают о своих родителях, а уж о бабушках с дедушками и говорить не приходиться. А жаль, что мы не занимаемся своими родословными, не пишем историю своих семей. По большому счёту история любой семьи отражает и историю нашего государства. Я очень жалею, что не занялся своевременно этим вопросом. Многие из родственников уже ушли в мир иной и их не спросишь об их жизни. А ведь жизнь каждого человека —это и повесть, и поэма , и роман. Попробую вспомнить кое-что о жизни своих родителей и, пока не забыл, немножко рассказать о своей жизни. Я думаю, что это будет интересно знать нашим детям и нашим внукам. Они должны знать свои корни и гордиться ими.



Медведев Виктор Михайлович со старшим внуком Игорем, слушателем академии.

Итак, я Медведев Виктор Михайлович родился 6 августа 1941 года в многодетной семье. Всего у моих родителей родилось девять человек детей: Ваня, Вася, Коля, Рита, Галя, Зоя, Петя, Маня, Витя. По неизвестным причинам пятеро из них умерли в младенчестве. К моменту моего рождения в живых были трое: Рита, 1929 г.р., Галя, 1930 г.р., Петя, 1937 г.р. По рассказам сестры отца тёти Нади моё появление на свет было как бы помягче сказать несвоевременным и не очень желательным. Уже началась война, у мамы на руках трое малолетних детей, а тут ещё я появился, здравствуйте Вам, вот он я. По рассказам сестры матери тёти Маши мать просила господа нашего прибрать меня к себе, но он не внял её просьбам, и я остался жить. Хотя вся деревня очень удивлялась, почему это я живу, в чём душа держится. Есть во время войны почти что нечего было, ни яиц, ни масла, ни молока, ни хлеба не было, тем не менее, мы, четверо детей выжили, выросли, выучились, завели свои семьи, родили своих детей, и у всех уже есть внуки.



Вокзал станции Гостовская, VII.1999. Д.Н.Постников.

Родился я в Кировской области на станции Гостовская. Хотя моя старшая сестра Рига мне говорила, что я родился не в августе, а в последних числах июля, а записали в августе в связи с неразберихой начала войны, но это уже несущественно, так как всё равно по гороскопу я лев. У всех моих предыдущих братьев и сестёр были простые имена, а меня отец назвал Виктор. По рассказам моих тётушек отец не сомневался в том, что мы победим немцев в войне, поэтому дал мне такое имя, которое связано со словом «победитель».



Сайт о селе Залазна Омутнинского района Кировской области, его истории, настоящем и будущем.

Отец мой Медведев Михаил Васильевич родился в 1901 году в селе Залазна Омутнинского района Кировской области. Я его конечно же совсем не помню. По рассказам мамы, его братьев и сестёр он был очень весёлым, добрым, трудолюбивым, правдивым и честным человеком. В молодости служил срочную службу, воевал в Гражданскую войну, как и все его сверстники. После демобилизации всю оставшуюся жизнь работал лесорубом. Работник был хороший, у него была бронь, т.е. он мог бы не пойти на войну, так как лес был очень нужен фронту. Но, имея опыт военной службы, он не мог оставаться в тылу. когда надо было защищать свою Родину. Он добился призыва в армию и в сентябре 1941 года, оставив жену и четверых детей, убыл па фронт. Воевал он в составе 1077 стрелкового Панфиловского полка 316 Темрюкская дважды Краснознаменной дивизии (3 формирование).  Полк имел на своём знамени 2 ордена Боевого Красного знамени и орден Богдана Хмельницкого. Дивизия формировалась в городе Алма-Ата и осенью 1941 года была направлена на защиту г. Москвы, откуда и начался её боевой путь А он был нелёгким и длительным. Вот его маршрут: Москва. Ростов, Северный Кавказ. Кубань. Киев. Житомир, Проскуров, Тернополь, Польша. Румыния, Венгрия. Югославия, Австрия. В полку 10 человек были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, среди них Моженко Филипп Устинович, Косицын Александр Павлович, парламентёр капитан Остапенко
Несмотря на то, что в пехоте шансов уцелеть было меньше всего, мои отец воевал до декабря 1944 года. В декабре 1944 года в боях за город Будапешт он погиб в местечке Созхаламбата, где похоронен в братской могиле. На этом месте поставлен памятник, на котором выбито 14 фамилий, среди них и фамилия моего отца. Об этом нам удалось узнать благодаря омским красным следопытам из клуба «Поиск» из школы № 3 и их вдохновенной и неутомимой руководительнице Ирине Михайловне Затворницкой. Огромное им спасибо за то, что они в течение длительного времени разыскивали воинов-сибиряков, устанавливали их боевой путь и места захоронений погибших воинов. Не знаю как сейчас, но в своё время Омская область дружила с венгерской областью Пешт, благодаря чему красным следопытам многое удалось узнать о судьбе наших воинов и получить фотографию памятника на братской могиле.



Три заветные мечты жизни – об Ирине Михайловне Затворницкой.

Отец мой родился в многодетной семье. В те времена в деревнях у всех было много детей, рожали столько, сколько получалось. Мои дедушка Василий и бабушка Мария родили и воспитали Таисию, Надежду, Марию, Филиппа, Ивана, Петра, Михаила. Вроде были ещё дети, но я их не знаю. По рассказам тёти Нади отец женился очень рано, но с первой женой прожил совсем недолго, хотя у них был ребёнок. О них нет никаких сведений.
С моей матерью он познакомились в поезде, очевидно так понравились друг другу, что с поезда сошли вместе и решили больше не расставаться, приехали к родителям отца и там поженились. Конечно, его родителей такой скороспелый брак не очень обрадовал, но против сына выступать не стали.
Следует отметить, что отец работал во многих местах нашей страны: на Севере, на Урале, В Сибири. Одно время наша семья жила даже в г. Адлере, купили там дом, но отца начала сильно трепать малярия, так как ещё не была осушена Колхидская низменность, место было болотистое, много было малярийных комаров. Пришлось оттуда уехать в Кировскую область. У нас в семье все дети родились в разных местах: Рита - в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области, Галя - в городе Чусовой Пермской области, Пётр - в городе Коноша Архангельской области, Витя - в Кировской области. После Адлера семья приехала на родину матери в деревню Полатово Черновского района Кировской области. Отец был мастер на все руки, он построил большой дом с сенями, с горницей, хозяйственные постройки, ворота с крышей, двор был выложен деревянной шашкой. Деревня находилась далеко от ближайшей станции железной дороги Шабалино. Недалеко находится исток реки Ветлуга.



Места необыкновенно красивые и богатые дичью, всякими животными, грибами, ягодами. Только благодаря обилию грибов и ягод мы и выжили в войну. Все на зиму заготавливали много солёных и сушеных грибов, бруснику, клюкву, чернику. Сахара не было, вместо него обходились сушеной черникой, вкусно и полезно.
Отец был хороший охотник, неоднократно ходил на медведя, из мяса которого потом делали пельмени. Как рассказывала тётя Надя, процесс приготовления пельменей отец не доверял никому, всё делал сам: готовил и раскатывал тесто, начинку из мяса, лепил сотни пельменей, замораживал их, а потом угощал ими своих родных и друзей. Наверное, эта любовь к пельменям передалась мне по наследству, потому что я тоже очень люблю готовить пельмени, и все, кто их пробует, говорят, что они очень вкусные.
Моя мать, Медведева Елена Савватеевна девичья фамилия Данилова, родилась в 1898 году в деревне Полатово Черновского района Кировской области. Когда получала паспорт, то не было какой-то справки с указанием года рождения и ей записали в паспорт год рождения мужа - 1901. В общем-то это никого особо никогда не волновало. Её родители, мой дед Савватей и бабушка тоже имели много детей. Я немножко помню своих теток Пашу, Маню, Нию, Авдотью, знаю, что у них было ещё четверо или пятеро братьев, моих дядей, но, к сожалению, за давностью лет не знаю ни их имён, ни то, как сложилась их жизнь. У всех у них как по линии отца, так и по линии матери, также было помногу детей. В итоге мои тёти, дяди, двоюродные братья и сестры, не говоря уже о троюродных, живут почти во всех уголках Советского Союза: в Москве и области, в Белоруссии, в Казахстане, на Украине, на Севере, на Урале, в Сибири, в Иванове, на Дальнем Востоке и, естественно, в Кировской области.



Работницы совхоза «Оборона» приучают корову к работе в упряжке.

Моя мама после ухода отца на войну, оставшись с четырьмя детьми на руках, младшему из которых был всего месяц от роду, не опустила рук, не пала духом, а продолжала жить без мужа. Всю войну проработала в колхозе. Пришлось её очень нелегко, как и всем людям её поколения: пришлось и детей растить, и хлеб выращивать, пахать, сеять, жать, косить. Мужиков в деревне оставалось раз, два и обчёлся, да и те старики или инвалиды. Как мы жили в войну, я не помню, слишком мал был, а после войны помню, как женщины толпой таскали плуг и бороны по полю, впрягшись вместо лошади. Помню, как пала лошадь, но её нельзя было пустить в пищу- надо было обязательно зарыть, составить какой-то акт, а дальше уже властей не касалось. Вся деревня потом делила это мясо после актирования. Но такое случилось только раз. Ещё помню, как кто-то из деревенских резал какую-то живность, мы, ребятишки, подставляли миски под струю крови, потом эту кровь варили на костре и ели с большим удовольствием. Летом было легче, на лугах собирали всякие съедобные травы, пестики, сейчас и не вспомнить, что это было. Так вот эти травы сушили, толкли и пекли из них лепёшки. Вообще питались плохо, всё время хотелось есть, животы у всех детей были вспученные. Хлеб пекли из мякины, добавляли туда немного муки . Магазинную буханку хлеба я впервые увидел в 1948 году в Шебалине, когда мы с матерью уезжали из Полатова. Тогда же я впервые увидел паровоз и железную дорогу.
Шла война, а в тылу жизнь продолжалась. Старшая сестра Рита училась в школе, к концу войны сестра Галя была в няньках в одной семье, брат Петя был некоторое время в детском доме.
Детский дом был расположен в селе Наяново, недалеко от нашей деревни, поэтому мама при любой возможности забегала туда навестить сына. Хотя брат пробыл там недолго, он вспоминал жизнь в детдоме как очень хорошее время: ему нравился директор и воспитатели, которые старались создать ребятишкам нормальные условия для жизни, очень нравились ребята. Когда его забрали из детдома, он в течение долгого времени говорил: « А вот у нас в детдоме...». Неизвестно, удалось ли бы нам выжить, если бы мы жили в Полатове одни.



Звено №100 колхоза «Дружба» пашет на коровах выполняя норму по 2,5 гектара при норме 1,5 гектара.

Но в этой деревне жили мамины сестры и братья, родные и двоюродные, и другие родственники, в общем родни было много и все старались как-то помочь друг другу. Тётушки стремились всегда чем-нибудь угостить, передавали друг другу какую-то одежонку для детей. Хотя это было свойственно не только родственникам, а и всем остальным жителям деревни. В один год, помню, был небывалый урожай черёмухи. Напротив дома тёти Нии росла огромная черёмуха, высокая, ветвистая. Я был ещё маленький, мне на неё никак было не залезть, так мои двоюродные братья сначала мне набрали целую корзину ягод, а уж потом стали собирать для себя. Поскольку у всех ребятишек отцы воевали на фронте, то нас называли по именам матерей: Мишка Паранькин ( сын Парани), Колька Авдотьин и т.д.
Во время войны во всей округе не было случаев воровства, дома совсем не запирались, только дверь входная притворялась, чтобы куры или какая другая живность не забрела в дом. Только уже в конце войны произошёл трагический случай, когда какими-то залётными негодяями были зарезаны мать и бабушка подруги моей сестры Риты Галины Кудреватых. Они пустили на ночлег этих мерзавцев. Тем показалось,что в этом доме хорошо живут, можно поживиться. В благодарность за гостеприимство мать и бабушка были убиты. Чем эта история закончилась, я точно не знаю, но шум был очень большой, всякого начальства понаехало очень много: и милицейского, и районного, и областного. Кстати, дружба Галины Кудреватых и Риты продолжалась всю жизнь, до последних дней Риты. Галина была очень красивая, и меня часто спрашивали, не хочу ли я на ней жениться. Мне было мало лет, я был дистрофик и рахитик, но очень серьёзно отвечал, что жениться-то я бы на ней и не против, да только мне кормить её нечем. Меня она так и не дождалась, вышла замуж и уехала жить в город Муром, у неё прекрасный муж, есть дети, не знаю сколько.



Памятник Илье Муромцу, автор: Александр Нестеров. - Город Муром на Оке - достопримечательности.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю