Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
КМЗ как многопрофильное предприятие

КМЗ:
от ремонта двигателей
к серийному производству

Поиск на сайте

Юнги военно-морского и гражданского флота - участники Великой Отечественной войны. Часть 80.

Юнги военно-морского и гражданского флота - участники Великой Отечественной войны. Часть 80.

Иванов Василий Андреевич. Окончание.

Вместо папирос - конфеты


Весной 1943 года в газете опубликовали объявление о наборе юношей в школу юнг Балтийского флота.
- Ну, ты читал объявление? - поинтересовался приятель Василия Иванова. - Что думаешь? Надо в армию идти, а то потом спросят: «А где ты был?» Правда, тебя могут не взять. Ты ведь не комсомолец.
Василий Иванов, переживший две блокадные зимы, не раз попадавший под обстрел, в ряды комсомольцев вступать боялся. Сейчас Василий Андреевич, улыбаясь, признается, что просто трусил. Почему? А вдруг выберут председателем собрания? Что буду говорить?
Несмотря на страх получить отказ, он пошел на комиссию. Его все же зачислили в школу юнг. Она располагалась в Кронштадте, на острове Котлин в Финском заливе.
За шесть месяцев Василия Иванова выучили на радиста. По направлению он попал на минный тральщик Т-218.
Командир отделения оказался старше его на двенадцать лет.
Каждое слово «морского волка» становилось законом. Что скажет - все сделаешь.
- Ты бывший юнга? - как-то поинтересовался командир отделения.
- Так точно! - отчеканил матрос, пряча в руке папиросу.
- В школе юнг вам разрешали курить?
Юнгам не разрешалось курить. Несовершеннолетние. Вместо табака ребятам давали конфеты, но, конечно же, пацаны дымили.
- До вчерашнего дня не разрешали, - сострил салага.
- Курить не будешь! До конца войны! - приказал командир.
- Как так? - опешил матрос.
- А так. Закуришь в шесть часов вечера после войны, - ответил краснофлотец, находившийся под впечатлением недавно вышедшего фильма «В шесть часов вечера после войны».
Сказано - сделано. С июня 1944 года матрос Иванов о папиросах даже не думал. Радиста откомандировали на другой тральщик. На нем он вышел в первый в своей жизни боевой поход, в котором и встретил победу. В шесть часов вечера после войны радист закурил. Впрочем, Василий Андреевич уже давно избавился от этой вредной привычки.



Песни старого кино

Ольховский Олег Петрович



Бронекатер №92 ("БК-92")

Его биография короткая, но яркая.  Родился 8 июля 1929 года в Ленинграде в семье инженера-механика Балтийского пароходства. Учился в 288-й средней школе, где успел окончить пять классов с отличием.
Война застала О.Ольховского в Любановском пионерском лагере, где отдыхали дети моряков и работников Балтийского пароходства и Ленпорта. Угрожала опасность, и в начале июля детей вывезли на станцию Николо-Полома. Вместе с Олегом были мать Юлия Владимировна, сестра Лида и брат Гена. Здесь мальчик продолжил учебу в школе-интернате.
Отец Олега с первых дней войны ушел добровольцем в армию, сражался в партизанском отряде, а летом 1942 года был назначен механиком в дивизию бронекатеров Волжской военной флотилии.
Олег, как и другие его сверстники, изучал в школе военное дело, рвался на фронт. Учитывая их желания, группу мальчишек направили в Бакинскую школу юнг. После ее окончания Олег прибыл в Николо-Полома, чтобы сдать экзамены за шестой класс. Туда случайно на несколько дней заскочил и его отец Петр Ефимович, который на фронт уехал уже вместе с сыном.
Попав на бронекатер № 92, энергичный и трудолюбивый Олег быстро овладел специальностями сигнальщика и пулеметчика, стал любимцем всего экипажа. А первое боевое крещение в составе Днепровской военной флотилии принял на Березине летом 1944 года, участвовал в прорыве переправы Паричей, в освобождении Бобруйска. Более того, однажды даже взял в плен группу фашистов, расположившихся на лесной поляне, за что получил благодарность командования и в подарок трофейный автомат.
…Высаженные с кораблей группы моряков при поддержке артиллерии захватили ряд опорных пунктов на подступах к Пинску.
Когда бронекатер, приняв на борт боеприпасы и второй эшелон бойцов, вновь собрался идти к Пинску, Олег Ольховский неожиданно обратился к И.А.Чернозубову:
- Товарищ командир! Разрешите принять участие в высадке десанта.
- Игорь Алексеевич! Не возражайте. Я ведь тоже буду с вами, поддержал сына отец.
БК-92 шел главным. Олег выполнял обязанности пулеметчика.
До берега добрались без серьезного противодействия со стороны противника. Но не успели матросы подать трап, как в рубку катера с левого борта угодил снаряд. Появились раненые и убитые, осколок также впился в плечо Олега. Однако, несмотря на это, юнга продолжал вести меткий огонь по врагу.



Высадка десанта в Пинск 12 июля 1944 года. Художник И. И. Родионов. - Днепровская Военная Флотилия

После очередного попадания снаряда раздался мощный взрыв в артиллерийской башне, забрав жизни нескольких смельчаков, а командиру Н.Насырову оторвало ногу.
У штурвала катера стал старший лейтенант Петр Ефимович Ольховский. Но от нового попадания снаряда вскоре смертельно ранило и его.
Бронекатер, оставшийся без управления, с раненым, единственным боеспособным юным моряком начал метаться в пенистых водах реки. А боеприпасы надо было доставать во что бы то ни стало.
Олег прекратил огонь и стремглав бросился к боевой рубке. Гитлеровцы тоже перестали стрелять, желая, видимо, захватить израненный корабль.
Круто развернув штурвал, юнга уверенно повел бронекатер к набережной, прямо на врага. Это было так неожиданно. Смелый маневр гитлеровцы, не иначе, приняли за добровольную сдачу в плен и устремились навстречу.
И в это время, когда до берега оставались считанные метры, Олег оставил штурвал и снова очутился у пулемета, посылая одну очередь за другой. Он мстил за отца, за боевых товарищей, за родной Ленинград.
Подвиг юнги удесятерил силы десантников. Воздух потрясли раскаты «ура!», и герои в бескозырках ринулись в очередную, четырнадцатую, атаку.
Юного героя нашли крепко державшимся за рукоятку пулемета, лицо и плечо были залиты кровью.
…Герои не умирают, они бессмертны. Одна из улиц Пинска названа в честь Ольховских. На доме №7 установлена мемориальная доска. Имя юнги навечно занесено в Книгу Почета 288-й школы Ленинграда. его имя носили пионерская дружина СШ № 5, а также шесть отрядов разных школ города, пионерские отряды Москвы, Минска, Ялты и других городов.
Имя и фамилия бесстрашного пулеметчика – на борту буксирного теплохода, построенного в Пинске на средства пионеров и школьников. Киностудия «Беларусь-фильм» выпустила на экраны документальный фильм «Быль о Мальчишке», посвященный Олегу Ольховскому.
За героический подвиг, совершенный в бою 12 июня 1944 года при освобождении города Пинска, гвардии старший техник-лейтенант Петр Ефимович Ольховский посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, а его сын гвардии юнга Олег Ольховский – орденом Отечественной войны 2-й степени.

Там похоронены воины, погибшие при освобождении г.Пинска. В их числе и юнга Олег Ольховский, именем которого назван один из теплоходов нашей флотилии.



«БК-92». Трудящиеся Пинска разыскали героический корабль, отремонтировали его и водрузили на постамент, вблизи от места, где его экипаж совершил свой подвиг.

Кроме "сынов полков", были и "сыновья кораблей", юнги, осваивавшие боевые обязанности без каких-либо организованных форм обучения. Приведем то, что нам известно о них.

Амелькин Валерий Степанович



В.С.АМЕЛЬКИН, юнга, матрос, моторист МКА

Тогда, в июне 1944-го. Сергей ЛАПШОВ. - Карелия N 34 (10 июля 1999)

55 лет назад героическая Онежская флотилия овладела столицей Карело-Финской Республики - городом Петрозаводском.



Из приказа Верховного Главнокомандующего от 30 июня 1944 года: "Войска Карельского фронта в результате глубокого маневра на окружение с высадкой десанта на западном побережье Онежского озера освободили от немецко-фашистских захватчиков столицу Карело-Финской Республики г. Петрозаводск.
Отличились моряки капитана I ранга Антонова, капитана II ранга Крохина, капитан-лейтенанта Ельникова, капитана III ранга Никулина, капитана Молчанова..."



Первая встреча петрозаводчан с моряками ОВФ 28 июня 1944 г.

... Рассказывает старейший ветеран Онежской военной флотилии 83-летний Александр Игнатьевич Евстропков: "Пошел я добровольцем на флотилию в 1941-м с пароходства и туда же в 1944-м вернулся. Служил на СКР-15 (бывший буксир "Мартиец-60") мотористом. Возил всю войну грузы в Шалу, и боевых эпизодов и морских боев у нас, считай, и не было. Да и слабовата была финская флотилия против нашей: катера с пулеметами да наши же трофейные старые пароходы "Урицкий", "Роза Люксембург", другие. Финны затопили их в 1944-м у Ивановских островов, а наши подняли, но восстанавливать не стали, пустили на металлолом. Помню, конечно, тот день, 28-е. Мы стали на рейде часа в четыре с баржами с пехотой. Горела рядом лыжная фабрика. И митинг помню, и речь командира "Марсового". Нас сразу тогда с грузом на Медвежьегорск послали. А с того десанта нас в городе, кажется, двое только и осталось - я да Амелькин Валерий Степанович, юнгой он тогда был на минном катере. На войну он, считай, "по блату" попал 15-летним пацаном - брат его был командиром Вытегорской военно-морской базы"...
Исторической памяти не должно умирать в тиши архивов и библиотек, уходить с ее носителями, участниками и свидетелями той войны. Того десанта утром 28 июня 1944 года.

Карамшин Игорь Александрович

Низкий поклон вам, родные… Инна КРАЕВА. - Вечерний Мурманск N 55 от 1 апреля 2005 г.



Игорь Александрович Карамшин юнгой служил на кораблях Дунайской флотилии.

Копытов Юрий Петрович



Шаланды без кефали. - Курьер Беломорья. N 22(169) 27.05.2008.

Вместе с военными в море на защиту грузов выходили и гражданские суда. На одном из них, паровой шаланде "Уса", в 1942-м начинал учеником-матросом тринадцатилетний Юра Копытов. А уже в декабре 1943-го он отправился в свое первое плавание в составе северных конвоев. На судне "Индига" подросток принимал участие в доставке грузов в Мотовский залив к полуострову Рыбачий, где держали оборону советские войска. Рыбачий стал не только героем знаменитой песни, но и вошел в историю войны как место, где немцы не перешли государственную границу в течение всей войны.
- Как только судно появлялось в заливе, немецкие и советские батареи начинали дуэль, а мы должны были аккуратненько, прижимаясь к берегу, пройти между атакующим и прикрывающим огнем. Нас выручали катера-охотники, они ставили дымовую завесу, и мы проскальзывали.
Нас, пацанов, на "Индиге" было двое: я на палубе, а дружок Борька в машинном отделении. Страшно ли было? Тогда, в юности, нет. Скорее - интересно.
В Белом и Баренцевом морях конвоям угрожали самолеты, подводные лодки, мины. В ноябре 1944-го мы пришли в Мурманск, а "Революция" выходила в Архангельск. Потом мы узнали, что она отстала от каравана и была потоплена двумя торпедами. Ни один человек не спасся. На этом судне у меня было много знакомых ребят, вот тогда я начал понимать, что война - это страшно.



Пароход «Революция».  Суда первого военного каравана в Мурманском порту. - Огненные походы: Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны: — Мурманск: Кн. изд-во, 2005.

Первый раз матрос Копытов встретился с английскими моряками в Мурманске в декабре 1943-го, когда по приказу командира доставил на иностранное судно пресную воду.
- На том корабле было много моряков, спасенных из ледяной воды. Они к нам, мальчишкам, отнеслись по-отечески, каждый трепал по голове, угощал шоколадом и кофе. А чернокожий кок распихал по нашим карманам целый противень ароматных булочек из белой муки. У иностранных моряков всегда был хороший табак, а еще нам нравилась их форма.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю